Тепловая организация ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тепловая организация ребенка



ТЕПЛО

В наше время с пренебрежением относятся к тепловому режиму человеческого тела. Ни с чем мы не обходимся столь неподобающим образом, как с теплом, и особенно с нашим собственным теплом. Когда становится слишком жарко, мы открываем окна и сбрасываем лишнюю одежду. Мы действуем, руководствуясь спонтанными ощущениями, да и то в большинстве случаев неправильно.

Но что же значит тепло для организма?

По опыту мы знаем, что нельзя пренебрегать теплом, если речь идет о новорожденном, иначе нам придется иметь дело с самыми неприятными заболеваниями, начиная с насморка и заканчивая различными видами воспалений. Маленькие дети лишь в течение нескольких лет развивают в себе способность к самостоятельной теплорегуляции. Этот процесс не механический и не может протекать быстро. После рождения ребенка мы заботимся о том, чтобы он получал достаточно тепла извне: только что родившийся организм нуждается в нем для осуществления своих функций и нормального обмена веществ. Очень много тепла нужно печени. Печень - самый теплый орган нашего тела.

Кроватку, одежду и пеленки следует предварительно подогревать, чтобы ребенок не отдавал вовне свое тепло, которого ему и без того не хватает, и не замерзал в результате. Наш ребенок - не лягушка, не ящерица, не змея. Как известно, эти животные устроены таким образом, что их тело всегда принимает температуру окружающего мира, и это не создает опасности для их жизни. Поэтому мы называем их холоднокровными животными. Если не защитить ребенка, то он тоже примет температуру окружающей среды. Но этого нельзя допускать, иначе мы нанесем ему огромный вред, ибо организм ребенка создан для иного. Никогда нельзя допускать изменения его температуры. Температура тела всегда должна быть около 37°С (измеряется в прямой кишке). Почему это так? Дело в том, что духовное сущностное ядро человека, его «Я», живущее в его крови, может сохранить способность к здоровым чувствам, мыслям и желаниям только при такой температуре. Поэтому мы так заботливо охраняем ребенка, хотя о его «Я» знаем еще совсем мало. «Я» лишь постепенно вживается в детский организм. Впервые сказав «Я», ребенок сообщает нам, что его «Я» на пути к тому, чтобы самостоятельно управлять своим организмом, о котором до сих пор заботились мы. Но до этого еще очень далеко! А потому в течение долгого времени нам предстоит постоянно думать о том, что вмешиваясь своими неправильными действиями в развивающийся тепловой организм или не уделяя ему достаточного внимания, полагаясь на самого ребенка, неразумного, не знающего, еще не способного нести за себя ответственность, мы наверняка предоставим этому «Я» поврежденный, больной тепловой организм. Если мы сможем передать его в безупречном состоянии, то «Я» ребенка, как только оно прочно соединится с его физическим организмом, само начнет правильно регулировать тепловой режим посредством различных органов и мозговых центров. С этого времени «Я» играет тепловым режимом, как музыкант на своем инструменте.

Настоящий стабильный тепловой режим складывается, как правило, лишь к моменту достижения половой зрелости. В это время молодые люди наиболее склонны подвергать себя самым высоким нагрузкам, потому что обладают избытком энергии. Часто по своему неразумию они поступают легкомысленно: мокрые ноги, промокшая или очень легкая одежда, благодаря чему не только познается окружающий мир, но и нарушается тепловой режим. Их «Я» сразу же, хотя и неосознанно, находит противодействие: повышается температура!

Несмотря на то. что мы как бы многое знаем, мы относимся к теплу в организме недостаточно серьезно. Мы забываем, что забота о тепловом режиме является одновременно и заботой об интеллекте и о духовных силах человека. Когда дети бегают с мокрыми ногами, их тепло постоянно расходуется вовне, чтобы защитить тело от холода, вместо того чтобы служить источником творческой силы человеческого «Я» внутри его тела. А это отражается на развитии мозга и интеллекта, которые зависят именно от этого тепла, а не от каких-либо сил, действующих извне. Здоровое движение в разумно подобранной для ребенка одежде и при здоровом питании гарантирует нормальное развитие его «Я», если ребенок при этом окружен любовью. Также и аппендицит в детском и юношеском возрасте часто объясняется именно переохлаждением ног.

Нельзя согласиться с часто встречающимся отрицательным отношением к потению. Потение стимулирует работу почек, а это защищает организм от болезней почек и почечного склероза в пожилом возрасте.

Тот, кто любит своего ребенка, будет заботиться о нем о его тепловом режиме, не заставляя страдать из-за капризов и глупостей моды. Если тепловой режим организован должным образом, он правильно реагирует на все случайности, которые могут встретиться ребенку в жизни, и стойко выдерживает все кризисы детского развития.

О ТЕМПЕРАТУРЕ

Отношение к повышенной температуре в последние десятилетия принципиально изменилось и отличается сейчас от того, которое господствовало тысячи лет. Повышенная температура в наше время вызывает панику, ее боятся. Как только температура поднимается, все теряют голову в поисках бактерий, бацилл и вирусов, которые считаются причинами высокой температуры. Конечным выводом всей современной науки является необходимость введения различного рода антибиотиков. Раньше умели ценить температуру как особое благословение. Да на сегодня точно известно, что, например, у грудного ребенка, укрытого слишком теплым одеялом, температура быстро поднимается, причем без вмешательства каких бы то ни было бактерий и вирусов. Но стоит только убрать одеяло, как температура понизится до нормальной.

Современное поверхностное мышление вообще неправильно оценивает температуру, ибо рассматривает организм человека как механизм. Прежде врачи видели в повышении температуры источник здоровья и боролись с этим очень редко, например, в тех случаях, когда высокая температура держалась очень долго. Повышение температуры вызывает человеческое «Я», воздействуя на тепловую организацию всякий раз, когда ему грозит опасность: когда оно не может как следует войти в организм (это особенно часто бывает в детстве) или же вследствие каких-либо телесных или душевных процессов выталкивается из физического тела (такое случается в юности и позднее). «Я» обороняется, часто очень ожесточенно, и кажется, что оно готово все объять пламенем. Вспомните о воспалении легких или скарлатине, о других болезнях.

Повышение температуры - это, конечно, в определенном смысле сигнал тревоги для организма, но отнестись к нему надо очень спокойно. Высокая температура ни в коем случае не означает смертельного исхода, а наоборот, в большинстве случаев это подъем, всплеск жизненных сил, ибо посредством человеческого «Я» в организм пытается проникнуть нечто новое. Конечно, вместе с тем активизируются и процессы распада. Если все это уяснить для себя, то не останется места для паники, и вместо того чтобы сразу бросаться за пенициллином, вы попробуете помочь ребенку иным способом, благодаря которому его «Я» сумеет достичь своей цели, преодолев кризис (а таковым для «Я» является всякая болезнь ребенка), и будет по-прежнему участвовать в становлении молодого организма. Когда высокая температура выполнила свое предназначение, она спадает, тепловая организация нормализуется. Организм остается ослабленным, но зато переживает ниспосланное ему счастье выздоровления. Оправившийся после болезни ребенок кажется более зрелым, даже более сознательным, чем он был до болезни. Напротив, организм, вылеченный при помощи антибиотиков, обычно не обнаруживает этих отрадных фактов развития.

В тех случаях, когда «Я» в человеке неактивно, сонно, оно слабо участвует в кризисах развития тела, и температура повышается редко. Это зачастую очень неприятно для человека. Молодой организм ведет себя так, как должен вести себя только в старости. Пожилой возраст не знает высоких температур: все болезни в этом возрасте протекают, как правило, без повышения температуры тела. Пытаясь бороться с высокой температурой, которая является только симптомом болезни, мы всегда должны помнить, что таким образом мы стимулируем (и напрасно!) старческие болезни. Современной тенденции, заключающейся в необходимости борьбы с высокой температурой, сопутствует тенденция к увеличению числа молодых людей, страдающих старческими болезнями.

Конечно, при высокой температуре бывают критические ситуации. Опытный врач сумеет их оценить и устранить. И несмотря на это, он будет считать высокую температуру положительным моментом в течении болезни.

Пассивное, сонное состояние тепловой организации, при котором отсутствует правильная температурная реакция на болезнь, должно не просто озаботить нас, его следует лечить при помощи самых различных средств, иначе ребенок будет отставать в развитии.

Основой для преодоления любого кризисного состояния является сохранение спокойствия и самообладания окружающими, даже если появляющиеся симптомы болезни создают впечатление тяжелого кризиса. Ведь существуют, в конце концов, еще и такие пути и средства, которые нельзя найти в аптеке и которых не пропишет врач: они даются только как плод правильного душевного настроя и внутренней позиции родителей, врача и других людей, окружающих больного. Без этого ни один внешний целитель не сможет пробудить целителя внутреннего.

ОБ ОДЕЖДЕ

Тепловая организация ребенка стабилизируется очень медленно, лишь постепенно устанавливается в организме постоянный тепловой режим. Ребенок нуждается в защите от холода, переохлаждения, от возможной простуды. Он умеет защищать свое собственное тепло хуже, чем взрослый, но при этом субъективно гораздо менее чувствителен к переохлажению, потому что его «Я» (а именно «Я» нуждается в тепле и живет в нем) действует еще не в полную силу. Следует учитывать, что недостаток тепла может ощущаться только при наличии установившегося и безупречно функционирующего теплового режима и при достаточной пробужденности связанного с ним человеческого «Я». Это обстоятельство указывает нам на то, что высказывания детей и подростков типа: «Мне не холодно!» - не могут быть критерием при определении степени охлаждения или опасности простуды. Взрослые, родители должны составить свои собственные представления об этом, если они хотят дать формирующемуся тепловому режиму ребенка ту защиту, в которой он нуждайся. К ненадежности высказываний наших детей о холоде и тепле следует добавить еще и то, что сегодня среди детей, особенно в школе, очень часто бывает распространен настоящий террор в вопросах одежды.

Одежда детей разного возраста, безусловно, должна принципиально различаться. Прежде всего следует сказать о материале, из которого шьется одежда: шерсть и шелк создают явно выраженное ощущение тепла, они пригодны для теплой одежды, в то время как хлопок и леи освежают, холодят, из них шьют легкую одежду. О современных искусственных волокнах здесь следует упомянуть лишь в той связи, что они подходят для грудных и маленьких детей гораздо меньше, чем натуральные волокна. На начальных этапах становления ребенок успешнее преодолевает рифы неустойчивого теплового режима и связанных с этим частых, нередко хронических простудных заболеваний, если он привык носить легкую шерстяную рубашечку. Вечерний кашель бесследно исчезает во сне, если надеть такую шерстяную рубашечку на тело ребенка под более холодную спальную одежду. Мы говорили уже о том, что одежду для грудных детей надо предварительно прогревать, чтобы избежать потерь тепла при переодевании. С маленького ребенка по вечерам можно и вовсе не снимать нижнюю рубашку, особенно если мы имеем дело с ребенком, очень чувствительным к таким переодеваниям. Пусть он носит рубашку, если она чистая, несколько дней.

Забота о тепле оказывает благоприятное воздействие не только на формирование теплового режима ребенка, но и на всю его жизненную организацию. Потеря тепла в детском возрасте - яд для ребенка! Само собой разумеется, что следует учитывать сезонные особенности. Перегрев летом также вреден для грудного и маленького ребенка. Дети реагируют на него поносами, которые могут случиться и при переохлаждении.

Угрозой для ребенка является не только холодный воздух, сквозняк, но и, в равной мере, холодный пол. Следует всегда помнить о том, что ползая по полу, учась ходить, позже при ходьбе ребенок соприкасается с холодным полом, весьма опасным для него. Нужно защитить от холодного пола ноги и тело ребенка, надев на него шерстяные штанишки, шерстяные колготки, длинные шерстяные носки, брюки от тренировочного костюма (в зависимости от возраста). Признаком недооценки взрослыми этой серьезной проблемы является то, что весной или поздней осенью, чуть только выглянет солнце, дети начинают бегать в коротких носочках. Точно так же вселяет опасения столь распространенная «мода» на короткие штанишки и платьица, только до половины прикрывающие бедра, и трусики, подобные фиговому листку. Поразмыслив, мы поймем, к каким результатам это приводит: из-за недостаточной защищенности бедер одеждой мерзнет все тело, переохлаждаются почки, мочевой пузырь, слепая кишка, нарушаются процессы обмена веществ, возникают самые разные болезни. Всех этих болезней можно и нужно избежать, тем более что они оказывают влияние на состояние здоровья в последующие годы. Зимой дети должны постоянно носить шерстяную кофточку или безрукавку, а в течение первых трех лет жизни - даже летом носить рубашку из тонкой шерсти или шелка.

Дети подрастают, теперь уже разрешение проблемы одежды зависит не только от благоразумия родителей. Эта проблема становится объектом борьбы между старым и молодым поколениями, ибо мнение школьного коллектива, класса часто играет большую роль, а мнение это не подчиняется ни здравому смыслу, ни природному инстинкту.

В принципе, любого возраста касается следующее. Шерсть и шелк или их сочетание - больше всего пригодны для нижней одежды. Если есть возможность предпочесть эти материалы всем другим и в верхней одежде, тем лучше для ребенка и его теплового режима. Эти материалы обеспечивают циркуляцию воздуха вокруг тела гораздо лучше, чем искусственные волокна, которые накапливают тепло и влагу или пропускают холод непосредственно к телу. Нужно постоянно помнить: от того, насколько серьезна наша забота о тепловой организации ребенка, самым прямым образом зависят его успехи в духовном развитии.

О ЗАКАЛИВАНИИ

Когда мы слышим слово «закаливание», то непременно вспоминаем о древних спартанцах и их образе жизни, ведь они вошли в школьную историю прежде всего в связи с этим. Но наряду с ними - и в противовес им - жили афиняне, которые своим искусством и своей духовной жизнью повлияли на мировой культурный процесс, причем их влияние на культуру продолжается и в наше время. Афиняне не признавали закаливания. Из истории известно: закаливание дискредитировало себя там, где им начинали увлекаться, оно всегда плохо сказывалось на дальнейшем развитии. Для нас очевидно одно: закаливание ребенка, особенно чрезмерное, очень вредит его духовному развитию.

Закаливание, в соответствии со своим общим принципом, ведет к затвердению, то есть к старению и умиранию. Ради сугубо внешних телесных эффектов оно ограничивает возможности душевных сил человека, тормозит душевное развитие. Совсем иначе обстоит дело у взрослого человека, когда он вдруг приходит к пониманию того, что хочет или должен закаляться. Он добровольно начинает закалять себя и, главным образом, свою волю; возможно, это необходимо ему для дальнейшего плодотворного духовного развития. Он сумеет, руководствуясь сознанием и чувством, соблюсти в себе равновесие между духовным и волей.

Закаливанию, затвердению противостоит размягчение и изнеживание. Они также неблагоприятны для детского развития, также мешают развиваться в ребенке тому, что является его внутренним намерением, проще говоря, мешают ребенку естественным образом вступить на путь своей судьбы. Изнеживание как метод воспитания ребенка делает его беспомощным в жизни, недисциплинированным и асоциальным. Оно консервирует в человеке наклонность к незрелому, детскому. Мы, во всяком случае, должны отдавать себе отчет в том, что развитие нашей цивилизации, которая во многом есть порождение нашего однобокого интеллектуализма, ведет к изнеживанию, потому что жизнь воли, как и духовная культура, остается в пренебрежении, а ответственность за всякое движение, действие перекладывается на механизмы и машины. Человеческой сущности остается все меньше пространства. Впрочем, существует тенденция втискивать человека в узкий мир механизмов.

Если, воспитывая ребенка, не думать о человеческой сущности, не стремиться познать ее, попросту не знать ее, то в ребенке не будет развиваться здоровая жизненная сила, так нужная ему. Закаливание делает крепким, но оно направлено главным образом вовне, а поэтому делает ребенка внутренне невосприимчивым. Закаливание привносит в человека определенную однобокость и отбирает у него способность быть разносторонним, ту способность, которая, в большей или меньшей степени проявленная, свойственна всем людям и есть сущностное свойство человека. Жить сообразно с природой и духом - значит держаться золотой середины между двумя крайностями, не давая выйти на первый план как чрезмерному радению о телесном, так и пренебрежению им во имя духовной и душевной жизни; последнее бывает, например, при односторонней интеллектуальной деятельности.

Безответственны и неразумны все попытки закаливания младенцев и совсем маленьких детей: такие, скажем, как приучение их к холоду или физические упражнения с ними (так называемая младенческая гимнастика). В этом возрасте все попытки подобного рода не только обречены на неудачу, но вдобавок и закаливание отбирает у маленького ребенка жизненную силу, столь необходимую ему для формирования головного мозга и нервной системы.

Необходимым условием нормального физического развития является прежде всего здоровое питание. Если кормить ребенка преимущественно зерном, крупами, а не блюдами из картофеля, которые сделались у нас едва ли не главными в дневном рационе, то не потребуется ломать себе голову над проблемой закаливания, потому что, например, ячмень или рожь делают человека выносливым, повышают сопротивляемость организма. Можно было бы дать ряд указаний относительно технической стороны детского питания, направленных на поддержание здорового физического развития.

Правильная забота о внутреннем физическом и душевном развитии ребенка скажется и на его внешнем виде. Внешнее здоровье - это прежде всего кожа. Кожа - один из главных органов человека, своим состоянием свидетельствующий о жизненной крепости, о силе организма в целом. Кожа своей наружной поверхностью живет в воздушной среде, внутренней - в среде жидкой, во внутренней среде человеческого организма. Кожа выводит из организма яды. Она также выполняет теплорегулирующую функцию на периферии теплового организма. Если кожа не в порядке и не справляется со своими функциями, она не может правильно реагировать на тепло и холод и правильно выделять продукты обмена. Поэтому забота о коже - чрезвычайно важный момент ухода за ребенком.

К системе закаливания обычно относят также водные процедуры, такие, как обтирания холодной водой, обливания, холодные ванны и холодный душ. Такие процедуры часто делают детей нервозными и раздражительными. Порою таким образом им наносится невосполнимый ущерб, потому что у детей могут возникнуть нервные расстройства, которые очень редко полностью устранимы и тормозят духовное развитие.

Итак, не слишком много доводов можно привести в пользу сознательного закаливания в детском возрасте. Главный принцип здорового развития: жить в соответствии с природой и духом, не форсировать развитие и не стремиться односторонне к преждевременным плодам, чтобы не наступило преждевременное увядание.

ЕДА И ПИТЬЕ

АППЕТИТ РЕБЕНКА

Когда мы говорим об аппетите, то имеем в виду определенную душевную деятельность человека в его физическом теле. Эта душевная деятельность состоит в стремлении принимать в себя вещества внешнего мира, которые необходимы для поддержания внешнего, физического тела. Ответственность за поддержание физического тела несет душевный организм. Вещества же, необходимые физическому телу, очень различны.

Потребность душевного организма ассимилировать вещества, взятые извне, проявляет себя через отдельные органы физического тела и модифицируется ими. Хотя аппетит связан преимущественно со вкусом и его органами и проводится прежде всего нервами, расположенными в области pта, тем не менее эта потребность, или этот порыв, исходящий из душевного организма, проникает гораздо глубже, в другие органы, и прежде всего в печень.

Случается, что говорят об аппетите души или о душевном голоде, душевной жажде, имея в виду потребность в душевных переживаниях, связанных со сферой искусства, со сферой духа. Для этого состояния также характерны состояния неудовольствия, дисгармонии, внутреннего неудобства, из которых сама душа непременно стремится выйти.

Интенсивность таких порывов души зависит от того, каким образом и насколько прочно связана душа (или «Я») с органами тела и с физическим организмом в целом. Сознательная деятельность души, связанная с физическим телом приводит организм в упадок. Но благодаря этому в душевном организме и в органах тела возникает новая мощная потребность строить, вести созидательную деятельность во всем живом организме, который, между прочим получает жизненный импульс именно из организма душевного. Если упадок оказывается сильным и глубоким тогда возникает не просто аппетит, появляются очень сильный голод и жажда. Для утоления этих потребностей души обычно принимают пищу, из которой живой организм может сформировать свои субстанции. Неиспорченный совсем маленький ребенок всегда очень хорошо знает меру в еде и никогда не возьмет больше, чем ему необходимо а если попытаются навязывать лишнее, он будет активно защищаться. Но в наше время даже в маленьких детях все чаще встречается либо полное отсутствие инстинкта, либо очень слабо выраженный инстинкт. Ребенок ест больше, чем в действительности требует его организм, потому что взрослые подают ему плохой пример и более или менее успешно навязывают ему лишнее.

Хорошее самочувствие ребенка есть следствие здорового чередования аппетита и сытости, построения и упадка при строжайшем соблюдении режима питания и сна. Внимательной и заботливой матери, которая сдержанна и умеренна также и в своей собственной душевной жизни, не трудно заметить, что аппетит ее ребенка - если, конечно, ребенок здоров - имеет определенные границы. Если же это вдруг меняется, она начинает волноваться, чувствуя, что что-то не в порядке. Возникает предположение, что ребенок заболевает или пережил что-то такое, что произвело чрезвычайное впечатление на его душевную жизнь, лишив его аппетита. (Тут главную роль обычно играют школьные впечатления.) Это значит, что душевная жизнь, душевный организм изменили свое обычное, так называемое «нормальное» отношение к физическому телу, между душой и телом нарушилась связь. К сожалению, обычная прививка против оспы может оказать на ребенка такое влияние.

При острых детских заболеваниях первый же вопрос испуганной матери свидетельствует о сделанном ею наблюдении: ребенок потерял аппетит. Как правило, это беспокойство не оправдывает себя. Отсутствие аппетита хотя и свидетельствует, особенно при повышенной температуре, об ослаблении связи душевного с телесным, одновременно это свидетельство того, что организм защищается, концентрируясь на внутренних болезненных процессах, и потому проявляет очень слабый интерес к внешним пищеварительным процессам. Как долго это может продолжаться, оставаясь в пределах нормы, определяет врач.

Опыт показывает, что хотя еда - никакая, ни одно из любимых блюд - в таких ситуациях может не приниматься, напитки поглощаются: больной ребенок пьет значительно больше, чем обычно. Возникающая жажда требует утоления. У жизненного тела, которое может быть деятельным только в жидкой среде, очень много работы: оно должно противопоставить постоянному разрушению, связанному с болезнью, созидание, а для этого ему необходима его стихия - вода. Высокая температура, пот, усиленные реакции обмена, другие связанные с болезнью процессы - все это требует постоянного снабжения организма жидкостью. И эту потребность надо утолять соответствующими напитками. В напитки можно добавлять вещества, требующие наименьших затрат пищеварения, но при этом способные принять участие в созидательной работе организма: например, мед, лимонный сок и так далее. В этом случае нет необходимости давать современные искусственные заменители типа витаминов, поливитаминов. Воздержание от еды на некоторое время или употребление пищи в очень незначительном количестве целительно для ребенка так же, как и для взрослого! А современными синтетическими продуктами мы можем нарушить структуру детского организма; эти продукты отнимают у него способность полностью развернуть силы, которые придут потом, с началом выздоровления. Давая ребенку эти вещества, мы можем наблюдать, что по выздоровлении он хотя и кажется исцеленным, то есть болезнь, которой он страдал, по видимости преодолена, тем не менее исцеление не принесло ни света, ни благословения для дальнейшей жизни и повлекло за собой, как обнаружится позже, торможение в ребенке определенных процессов, а то и вовсе прекращение их развития.

Если ребенок страдает хроническим заболеванием и отсутствие аппетита возникает как следствие явных или скрытых нарушении развития ребенка, причем может статься, что аппетит утрачен не кратковременно, а надолго - тут налицо уже совсем другая ситуация. Здесь необходимо вспомнить о том, что для построения организма, который должен существовать и существует на Земле, в физическом мире, важна заинтересованность души, душевного организма в физическом теле, а также - через физическое тело - в окружающем физическом мире. Эта заинтересованность, эта взаимосвязь нарушается при хроническом отсутствии аппетита. Ибо когда мы едим и пьем, мы принимаем в себя Землю, преобразуем ее и строим в ходе этих преобразований и превращений нашу собственную субстанцию.

Между прочим, надо принять к сведению, что отсутствие аппетита может быть обусловлено тем, что ребенок однажды очень сильно объелся, - ведь, к сожалению, слишком часто люди исходят из принципа «чем больше, тем лучше», распространяя его и на еду. Это, конечно же, еще одно проявление материализма нашего времени, хотя такая констатация сама по себе еще не дает возможности проникнуть в тайну процессов, связанных с обменом веществ.

Причиной отсутствия аппетита может оказаться также вскармливание из бутылочки, затянувшееся слишком надолго. Что нарушается в организме из-за этой ошибки, допущенной матерью?

Процесс пищеварения начинается в полости рта; это - предпосылка дальнейшего нормального переваривания пищи. Если ребенок получает жидкое питание из бутылочки, то первый этап пищеварения остается нереализованным. В результате оказывается неактивированным весь пищеварительный процесс: ни в желудке, ни в кишечнике пища надлежащим образом не перерабатывается.

С того момента, когда ребенок начинает самостоятельно ходить, надо кормить его, отделяя еду от питья: так, чтобы хлеб и всю твердую пищу он жевал во рту, хорошо смачивая ее слюной, а жидкость - молоко или соки пил из чашки или стакана, как это делают взрослые. Какое значение эти процессы имеют для микрофлоры полости рта и для флоры желудка и кишечника (что у здоровых людей должно быть хорошо развито), мы не можем объяснить пространно в наших кратких заметках. Существуют не только бактерии, вызывающие болезни (так называемые болезнетворные бактерии), имеется огромное множество бактерий, помогающих нам в процессах обмена веществ, в пищеварении, а также в защите нашего организма от болезней. Пенициллин и другие антибиотики наносят этим бактериям большой вред. Поэтому надо усвоить для себя строжайшее правило: никогда не давать ребенку антибиотиков на свой страх и риск, даже если дома почему-либо их оказалось много, а ребенок болен. Сегодня научно доказано и повсеместно известно, что эти средства причиняют огромный вред здоровью. Следует предоставить врачу право прописывать их в экстремальных ситуациях, когда он сочтет, что обойтись без антибиотиков невозможно. Антибиотики могут вызвать очень длительное отсутствие аппетита.

Ошибки, допущенные при кормлении ребенка, использование современных медикаментов - все это приводит к тому, что душевный организм ребенка, который постепенно входит в физическое тело, выталкивается из него, вследствие чего связь душевного с физическим делается слабой. Как мы можем это почувствовать?

Ребенок становится бледным, невеселым, часто - без видимой причины - беспокойным и раздражительным. Он не прибавляет в весе или вовсе худеет. Кроме того, вес таких детей непропорционален росту. На занятиях, в школе ребенок невнимателен, он не может нормально учиться. Обратите внимание на обычный в таких случаях симптом: боли в животе и запор - на это часто жалуются дети, страдающие отсутствием аппетита. Родители не зря беспокоятся, хотя они чаще всего даже не подозревают, что ребенок пришел в такое состояние не без их участия. И только тогда, когда снова приходит в норму флора желудка и кишечника, когда вновь налаживается их секреторная деятельность, пропадают и болезненные симптомы. На помощь тут должен прийти лечащий врач: он, используя приемлемые с биологической точки зрения средства, приведет в порядок то, что испортили незнание и отсутствие опыта (или же просто соображения удобства). Не стоит забывать, что причиной недуга могут быть и глисты.

Отсутствие аппетита может быть вызвано душевными факторами, значения которых не следует недооценивать. Неспокойная обстановка в семье, ссоры родителей, недостаточное понимание ребенка учителем или неправильное, раздражительное поведение педагога или родителей действуют порой катастрофически: пищеварительная система ребенка отказывается работать, ничего не принимая в себя и ничего не выделяя. Такие же явления может вызвать детское одиночество в тех случаях, когда ребенок, растущий в семье один, не может подружиться с другими детьми.

В наше время с его бешеным жизненным темпом, когда вокруг нас постоянно что-то шумит, когда из-за каждого угла слышны грохот и лязг, а наша нервная система и душевный организм болезненно раздражаются, как никогда уместны мысли о гигиене, о здоровом образе жизни, если, конечно, мы хотим и дальше продолжать свое существование в человеческом качестве. Дети страдают от цивилизации нашей эпохи больше, чем кто бы то ни было. Причиной отсутствия аппетита могут быть нарушения в нервной системе, возникшие в раннем детстве как следствие того, что ребенок не имел покоя, не был защищен от шума, жил в том ритме, который никоим образом не соответствовал ему. Нам абсолютно необходимо задуматься о гигиене своего питания, продумать и тщательно соблюдать и свой, и детский режим, хорошо осознавая тот факт, что наши дети бессознательно, а потом и сознательно перенимают все у своего окружения и прежде всего - у нас: как мы живем, что делаем, что думаем и чувствуем. Перенятое у нас - это тот фундамент, на котором строится личность ребенка.

Если мы захотим мысленно нарисовать картину развития ребенка, то прежде всего должны представить себе, что доминирующей формой эмбрионального периода является космическая шаровидная форма. К ней присоединяется то, что можно назвать намеком на туловище и конечности. Рождаясь, ребенок покидает плодный пузырь, имеющий шаровидную форму; сразу после рождения младенец имеет большую шаровидную голову. Далее в ходе развития, если оно протекает нормально, космическая шаровидная форма головы более или менее сохраняется, а весь остальной организм - грудь, туловище, конечности - вытягивается и растет навстречу земле с действующими в ней силами. Развитие проходит определенные этапы, как это уже было описано выше.

Параллельно этому развитию - рост физического тела, вытягивание его в длину и уменьшение головы относительно всего тела - идет развитие сознания. Сознание постепенно пробуждается, выходя из состояния глубокого сна, оно очень медленно раскрывается на фоне пробуждающегося чувственного восприятия внешнего мира и наконец перестает быть далеким, отсутствующим, превращаясь в бодрствующее земное сознание.

Тут надо, однако же, обратить внимание на следующий момент. Если младенца перекармливать, это будет благоприятствовать сохранению им на длительное время шаровидной формы. Это значит, что обмен веществ может болезненным образом способствовать тому, что тело ребенка будет удерживать форму шара, подобающую при нормальном положении вещей только голове. Это замедлит и приостановит процесс врастания организма в сферу сил земли. При рахите хотя и не бывает, как правило, такого сохранения шаровидной формы всего тела (кроме разве что некоторых симптомов, указывающих именно на то, о чем мы говорили) и имеет место нечто совсем иное, здесь выражается та же тенденция возврата к прежнему состоянию. При этом не только разбухает череп (гидроцефал), но и кости черепа становятся мягкими - почти такими же, какими они были в эмбриональный период; то же касается и трубчатых костей.

Эти картины, взятые из внешней действительности, свидетельствуют не только о том, что человек испытывает на себе воздействие сил космоса (закругление, превращение в шар) и земли (выпрямление, вытягивание в длину), но также и о том, что эти полярные силы в организме действуют одна на другую, причем одна сила может преобладать над другой. Мы, конечно, отдаем себе отчет в том, что такой обобщенный динамический подход, являющийся подходом духовнонаучным, имеет мало общего с распространенными представлениями современного материалистического естествознания. Но при желании можно убедиться, сосредоточив свою мысль на только что изложенном, что нарушения в развитии ребенка, подобные тем, о которых велась речь, имеют своей причиной перевес одной из двух противостоящих друг другу сил. Такой перевес возникает при нецелесообразном и несвоевременном вмешательстве в органические процессы и влечет за собой нарушение гармоничного развития организма в целом.

Возможно - и в наше время часто встречается - такое нарушение: вследствие резкого вмешательства в процессы обмена веществ начинается анормальный безудержный рост тела, особенно конечностей, - то, что в современной науке называется словом «акселерация» и представляет неразрешимую проблему. В этих явлениях обнаруживается действие сил земли, их перевес в организме.

Между двумя полюсами, космическим и земным, живет, выравнивая их влияния, здоровый ритмический организм.

Говоря о питании ребенка, нельзя не упомянуть вот о чем. До достижения трехлетнего возраста дети не должны есть яиц, а от трех до семи лет, то есть до смены зубов, получать яйца лишь в очень ограниченном количестве. Естественный инстинкт ребенка, блюдущий меру в еде, знающий, когда «хватит», портится, если ребенок начинает есть яйца и рыбу.

В те времена года, когда очень мало фруктов, мы вынуждены давать детям апельсины и лимоны. Но всегда следует помнить, что во всех импортных фруктах содержатся сильнодействующие химические вещества - консерванты. Эти химикаты могут вызвать аллергию, всевозможные неприятные явления на коже и, вероятно, другие нарушения, которые проявятся позже. Покупая отечественные фрукты, надо стараться избегать отравленных.

О ПИТЬЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.057 с.)