Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ступени развития телесного и функциональногоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Окинув взором все то существенное, что совершается в развитии в первый год, мы обнаружим в нем повсюду зачатки будущего, полностью развившегося человеческого существа, предстающего перед нами как существо телесное, душевное и духовное. Мы видим, что новорожденный ребенок ни в коем случае не является взрослым в миниатюре. Организм его имеет определенную форму, которая с течением времени меняется в большей или меньшей степени, а не просто увеличивается в процессе роста. Если сравнить внешние пропорции тела новорожденного и других возрастных ступеней, то совершенно очевидным оказывается, что тело с самого рождения ритмически пронизано жизнью, развивающейся в пространстве. Можно видеть, как это тело подвержено изменениям благодаря тому, что душевное начало - нечто совершенно не пространственное - входит в эту телесность с первым криком и вдохом и отныне должно постоянно иметь дело с живой телесностью и окружающим миром, должно справляться с ними. Давайте рассмотрим под этим углом зрения поначалу только телесность. Прежде всего обращают на себя внимание пропорции разных частей тела относительно друг друга и в самих себе. На рисунке схематично изображен человек разных возрастных ступеней: а) новорожденный, b) двухлетний, с) шестилетний, d) двенадцатилетний, е) взрослый примерно в 24 года. На голову приходится четверть всей длины новорожденного, тогда как у взрослого она составляет лишь восьмую часть его длины тела. Величина головы относительно тела «убывает», в абсолютном измерении практически почти не меняясь. В пропорциях головы как таковой примечательно, что мозговая часть черепа преобладает над относительно малой лицевой его частью. Живот относительно велик по сравнению с грудной клеткой и конечностями. Таковы внешние формы и их соотношение в начале жизненного пути человека. Но если обратиться к функциям органов, находящихся в этих частях тела, то обнаруживается, что жизненная организация (то есть функциональная сущность, природой которой является жизнь) пронизывает тело в разных его регионах с различной интенсивностью. Очевидна и различная степень задействованности в этом душевного начала. Там, где оно сильнее проявлено, жизненные силы отступают, и наоборот. Что конкретно имеется в виду, можно здесь лишь кратко обозначить. Будучи проявлена в области головы, функциональная жизненная сущность обеспечивает наличие большой мозговой части черепа с головным мозгом и нервной субстанцией в качестве исходной точки и на этой базе все более увеличивает лицевую часть черепа. Лицевая часть черепа играет роль своего рода врат для чувственных восприятий и приема субстанции внешнего мира внутрь человека. «Врата» эти постоянно видоизменяются, и в течение жизни человек обретает индивидуальную физиономию, пластическим фоном которой является мозговая часть черепа. Полюс, противоположный процессам роста и преобразования, связанным с головой, образуют в человеке процессы, связанные с животом. Живот также относительно велик по своим размерам. С момента рождения он должен выполнять огромную работу по перестройке организма в связи с переходом его от материнского молока к питанию, получаемому из внешнего мира. Печень, гигантский орган, расположенный в полости живота, на первых порах оказывается настолько большим, что его можно сравнить с мозговой частью черепа. Однако в отличие от головного мозга, который переживает с течением времени существенную качественную трансформацию и лишь незначительную количественную (то есть относительно не намного увеличивается), печень с ростом организма становится пропорционально меньше. Вес печени новорожденного составляет двадцатую часть веса всего тела, тогда как у взрослого - примерно сороковую часть. Грудная клетка с расположенными в ней органами, отвечающими за ритмы организма - сердцем и легкими, - по сравнению с головой и животом относительно невелика. Функциональная роль се жизненного организма при этом весьма значительна. Телесная форма этих органов не дает полного понятия об этом, поскольку она не совпадает с их жизненным организмом. Работа, выполняемая ритмическим организмом, огромна и непрерывна - представим себе наглядно интенсивность детского дыхания, сердцебиения, пульса, - она постепенно преобразовывает грудную клетку и се органы. Деятельность ритмического организма превращает органы, расположенные в области груди, в посредников между системой головы (нервной системой) и органами живота (системой обмена веществ). Завершением этих тенденций развития является: голова взрослого человека - твердая, в структуре своей неподвижная, - заключающая в себе мало жизненных сил; грудная клетка - твердая и неподвижная лишь наполовину, она открывается внизу в брюшную полость и в этой области довольно подвижна, вверху же ее функциональные жизненные силы весьма ограничены. В ее нижней части собственные ее жизненные силы смешиваются с очень активными жизненными силами сферы живота; здесь жизненные силы не знают ограничения, ибо не должны расходоваться на поддержание внешней формы. ИТОГИ ПЕРВОГО ГОДА Самый значительный итог первого года жизни - это то, что ребенок встал на ноги, то есть принял вертикальное положение. Что он должен был проделать, какие этапы пройти в своем развитии, чтобы наконец произошло это событие, являющееся важной вехой в становлении его как человека? Когда ребенок родился, он беспомощно лежал на спине! Каждая новая ступень развития и освобождения от беспомощности завоевывалась им благодаря нашей помощи, которую мы ему оказывали с любовью и пониманием. Он постепенно учился двигать ручками и ножками, поворачиваться, слышать и видеть. Он научился ползать и садиться. Он научился всем тем неуклюжим движениям, которые доставляли такую радость и нам, и ему, когда он их осваивал. Они снова и снова возбуждали в нас любовь и желание помочь ему. При этом нам была предоставлена отличная возможность проследить, как маленький ребенок, развиваясь и становясь все подвижнее, понемногу преодолевал тяжесть, «силу притяжения» Земли. Подобно животному, и в то же время в высшей степени отлично от животного, маленький ребенок поначалу отдан во власть сил тяжести Земли. Благодаря унаследованным свойствам человеческой природы у него нет необходимости и даже возможности лежать на животе. Он с самого начала лежит на спине. Если мы станем размышлять и искать ответа, то нам откроется, что это означает в душевно-духовном плане. Беспомощнее, чем только что родившееся животное, делает ребенка эта врожденная потребность лежать на спине. Ибо его задача - соответственно своей сущности занять вертикальное положение. Если бы он лежал лицом к земле, если бы вынужден был лежать на животе, разве сумел бы он подняться, разве научился бы принимать вертикальное положение? И разве мы, люди, во всех наших устремлениях не вынуждены иметь в виду - то есть видеть перед собой - ту цель, которой хотим достигнуть? Положение лежа на спине позволяет малышу видеть вокруг себя прямостоящих и ходящих, то есть занимающих вертикальное положение людей. Тем самым он получает постоянное бессознательно воспринимаемое напоминание о цели своего развития и стремится подражать взрослым. Тут действуют силы подражания - главный двигатель и стимулятор развития ребенка в первые годы его жизни. В первом активном пространственном действии – вставании - бесспорно, участвует «Я» ребенка, которое хочет овладеть им полностью. Оно уже давно ведет в ребенке борьбу против сил тяжести и подготавливает его к овладению уже развивающимся органом равновесия, к обретению правильного чувства равновесия и к пространственной ориентации при вертикальном положении тела. Тот, кому когда-либо довелось быть свидетелем того, как ребенок впервые встал на ножки, не мог не заметить торжествующего блеска и ликования в детских глазах: впервые в жизни одержана победа над тяжестью! Если мы в это вдумаемся и попытаемся осознать, то, конечно же, поймем, насколько огромно это событие для ребенка - первое собственно-человеческое событие в его жизни. Отныне ребенок будет упорно отстаивать однажды завоеванное. Становится понятно, почему детей бывает так трудно уложить, почему они так неохотно отправляются спать, почти всегда при этом плачут и противятся. Понятно также, почему маленькие дети, которых побуждают преждевременно встать на ножки (мы обсуждали это выше), радостно встречают наши попытки помочь им, смеются. Как счастье воспринимают они возможность стоять, словно большие, то счастье, которое они получат позже от собственного «Я» Ребенок встал на ножки; в нем развилось чувство равновесия: то есть, прежде всего, он чувствует и различает верхнее и нижнее, переднее и заднее, левое и правое. Это — самое большое достижение первого года жизни. Достижение, которое подготавливалось постепенно, ступень за ступенью, шаг за шагом. Но многое уже указывает на то, чему надлежит произойти на втором году жизни ребенка. ВТОРОЙ И ТРЕТИЙ ГОД РЕБЕНОК СТОИТ! Что это значит? Что изменилось в ребенке г тех пор, как он встал на ножки? Мы еще хорошо помним, как, будучи младенцем, он едва мог двигать своими ручками и ножками, как постепенно этому учился, как его ручки и ножки становились все подвижнее, а сами движения - осмысленнее. Представим себе снова эти движения как можно более отчетливо. Ребенок лежит на спине. Как двигает он своими ножками, особенно когда они высвобождены из пеленок? Он сгибает и выпрямляет их, разбрасывая во все стороны. При этом начало, исходная точка движения - суставы, как некий центр вращения. Если мы проследим глазами за этими движениями, начиная от исходного пункта, то обнаружим, что они описывают круг - вверх, вперед и в разные стороны. Круг, очерчиваемый движениями ног младенца, который словно ощупывает своими нежными ступнями некую невидимую границу и получает таким образом все новые импульсы для своих неутомимых движений. Эти круговые, сферические движения ног (движения рук всего лишь дополняют их) происходят молниеносно, толчками. Поэтому они могут показаться нам несконцентрированными. В медицине их называют «некоординированные», «атактические» движения, что, собственно, означает неупорядоченные, неразвитые, неоформленные. Но в них живет нечто такое, чего животному не дано! Животное производит готовые, точные, более или менее упорядоченные движения. Очень редко можно наблюдать нечто отдаленно напоминающее движения младенца: собака, катающаяся по граве. По собака барахтается, дрыгает лапами, потому что хочет потереться шкурой о траву. Ребенок же лежит на спине, устремляя вверх не только глаза, но и движения своих ножек. Движения его маленьких ног и рук становятся активнее, энергичнее, радостнее, стоит только снять с него пеленки. В этих круговых движениях рук и ног малыша выражает себя воля, еще нетребовательная и не направленная. А что происходит, когда ребенок пытается стоять, когда уже стоит? Ребенок как бы собирает в пучок и связывает свои двигательные и волевые потенции и задает им единое направление; отныне его движения не будут описывать круг, их направленность связана с землей. Когда это наконец удается, - победа, имеющая столь же важное значение, как первый крик при появлении на свет, - глаза ребенка светятся счастьем; теперь он уже ни за что не уступит завоеванного. Это событие знаменует собой нечто очень существенное. Неупорядоченные, хаотичные движения постепенно упорядочиваются, ребенок овладевает ими, концентрируя в одной точке, и в какой-то момент руководство ими начинает осуществляться из центра, из «Я». И вот тело ребенка, до этого момента занимавшее горизонтальное положение, уже в значительной мере освобождается от силы тяжести, приковывающей его к земле. Сила тяжести воздействует теперь на тело только через ступни его ног, непосредственно соприкасающиеся с землей. В целом же «Я» отныне владеет телом ребенка и, противодействуя силе тяжести, задерживает его в вертикальном положении. Все движения, совершаемые при ходьбе, определяются теперь самим «Я», которое все больше осваивает тело, концентрируясь в нем. В этих фактах сокрыто нечто такое, что пока еще не может быть выявлено нами. Мы просто будем принимать это к сведению до той поры, пока к нам не придет знание. Наблюдая за ребенком, мы наивно полагаем, что все должно происходить само собой, что обо всем позаботилась «природа»; нам и в голову не приходит, что ни одно существо, кроме человека, «природа» почему-то не может поставить в вертикальное положение. Ибо совершить это может только само существо. Природа же только создает предпосылки, необходимые и достаточные условия, которыми существо может воспользоваться. Развивающееся физическое тело ребенка все больше подчиняется, несмотря на то, что это происходит медленно, собственно существу ребенка, приходя в соответствие с ним. В этом месте нашего изложения хотелось бы, вернувшись назад, коснуться следующего вопроса. Существует точка зрения, утверждающая, что не следует пеленать младенца, чтобы не сковывать свободу его движений, тех самых движении ножек и ручек, о которых мы писали выше. Но эта точка зрения не учитывает, что для детей, которых не пеленают, путь к концентрации воли становится в этой связи еще труднее, чем это бывает обычно, и что впоследствии такие дети становятся нервозными и непоседливыми. Народы, известные своей сильной, непреклонной волей, туго пеленают своих младенцев. Ребенка, родившегося и растущего в Европе, следует пеленать не туго и не слабо, зная меру, но помня главное: пеленать необходимо. РАВНОВЕСИЕ На первом году ребенок учится, как правило, не только стоять, но и делает свои первые шаги. Ребенок вступает в свой второй год еще довольно неуверенно и радуется своим движениям, которыми он осваивает пространство. Более или менее часто падая и снова поднимаясь, ребенок учится ориентироваться в пространстве и удерживать равновесие между той тяжестью, что тянет его к земле, и потребностью ее преодолевать. Орган равновесия во внутреннем ухе подключается к пробудившейся деятельности конечностей. Как следствие этого мы можем наблюдать, что примерно к пятнадцати месяцам ребенок уже свободно ходит. К полутора годам он один может бродить по комнатам, не забывая перешагнуть через встретившийся ему порог. Спустя еще три месяца он гордо взбирается на стул (с незначительной помощью). Еще через некоторое время он сам с легкостью залезает на любой стул и достает любой предмет, оказывающийся в пределах досягаемости. К двум годам ребенок сам поднимается и спускается по лестнице. Однако нельзя сказать, что ребенок сохраняет равновесие с абсолютной уверенностью, что движения его подстрахованы окончательно установившейся связью с органом равновесия. Он запросто может упасть с лестницы. Как бы то ни было, ходить и бегать на втором году жизни он начинает гораздо увереннее. При этом он не испытывает никакого страха, конечно, если здоров и достаточно крепок. Если понаблюдать за тем, как ребенок бегает, то покажется, что он достаточно уверен в своих движениях и свободен от всякой тяжести. РЕЧЬ. РЕБЕНОК ГОВОРИТ Но этот год приносит еще кое-что новое, причем весьма значительное. Ребенок еще на один шаг ближе подходит к своей истинной человеческой природе. Волевой импульс «Я», начав с рук и ног, распространяется выше. Что это значит? Понаблюдаем как следует! Как только движения конечностей стали относительно осознанными и контролируемыми волей, воля, после того как ее первая главная цель достигнута, поменяла свое направление, обратившись к другим органам и их связям. Она «берется» за органы речи, легкие, дыхание, за ритмику ребенка вообще, и вот наконец новое достижение - речь. Ребенок учится говорить. Опять-таки можно проследить предысторию этого явления. Первый вдох и первый крик были самым началом, за ними следовали ступени, о которых уже не раз здесь говорилось. Ребенок поначалу производил неупорядоченные движения руками и ногами, и столь же неупорядоченными были его первые бессвязные речевые упражнения, лепет, который тем не менее уже являет гораздо более высокий уровень звуковой организации, чем простой крик. Как часто тайком слушали мы тихие, слабые или громкие, сильные, а также нежные звуки, производимые ребенком! Мы радовались и удивлялись высоте этих звуков. В череде этих упражнений сначала можно было выделить повторяющиеся единичные или двойные звуки, сочетания гласного с согласным, потом - первые слоги слов. Наконец - на одиннадцатом или на двенадцатом месяце - зазвучали первые слова: «мама», «папа» и другие аналогичные, составленные из повторяющихся слогов. Вслушиваясь в них и вместе с ребенком радуясь им, мы можем проследить, как его душевное начало пытается проявиться и уже живет в этих оформленных звуках, как оно стремится к пробуждению. Но случаются периоды, когда ребенок снова замолкает, пробудившаяся было речь отступает, и снова слышатся более глубинные, самые первые, скорее животные, чем человеческие, звуки, вернувшиеся из самого раннего младенчества: вскрикивания, кваканье, стоны. Это случается всякий раз, когда телесное (то есть процессы, связанные с физическим телом) выступает на первый план, вытесняя все прочее. Например, такое бывает, когда начинают прорезаться зубы. В это время мы напрасно ждем новых звуков. Звуков нет, ребенок снова нем. От тотчас же продолжит свои звуковые упражнения, как только прорежется зуб. Даже ходить в такие периоды ребенок начинает хуже! Но снова вернувшись к речевым упражнениям, он произносит совсем другие звуки, а прежние достижения кажутся забытыми16. Таким образом, ребенок, готовясь встать на ножки и сделать свои первые шаги, концентрируя и упорядочивая движения конечностей, одновременно занимается подготовкой органов речи к столь же ответственному моменту. Заговорит он на втором году, и это будет самым главным событием второго года. К двум годам он уже говорит предложениями, состоящими только из главных членов, без второстепенных. О себе самом он говорит в третьем лице, называя себя по имени. Он говорит о себе так же, как о других внешних предметах и явлениях, как бы со стороны, извне воспринимая себя. Ребенок учится самостоятельно подниматься, затем стоять, ходить, удерживая равновесие и ориентируясь в пространстве, - это важные вехи его развития, ступени, по которым он поднимается все выше, и этот подъем сопровождается постоянными речевыми упражнениями, которые являются необходимой предпосылкой нормального, здорового развития речи. Все это подготавливает последний важнейший шаг - то, что случится на третьем году жизни. Как в этот период протекает развитие ребенка в чисто физическом плане? ЗУБЫ К началу второго года головной мозг ребенка увеличивает свой вес по сравнению с первоначальным вдвое, значительно изменяется его вид. Продолжают появляться молочные зубы: между двенадцатым и двадцать шестым месяцем прорезаются коренные зубы, что может сопровождаться более или менее обильным слюноотделением и недомоганием. Между прочим, в это время можно наблюдать, что ребенок глотает слюну, и она уже не течет, как это бывало прежде, из уголков рта по подбородку, хотя время от времени он засовывает в рот пальцы, трогая место тупой зубной боли. Прорезывание зубов может сопровождаться изменением общего самочувствия и поведения ребенка, утратой аппетита, капризами. Возможны повышение температуры, понос, спазматические явления. Как правило, все это непродолжительно. В это время ребенок подвержен простудам, у него может появиться насморк, покраснеть горло, возможны даже воспаления. ДЫХАНИЕ Решающим моментом развития в этот период оказывается изменение дыхания ребенка. Изначально он дышал животом. Когда он принял вертикальное положение, то есть поднялся на ножки, брюшное дыхание превратилось в грудное. Это превращение мгновенно сказалось в начавшемся росте грудной клетки. Оно также есть проявление на физическом плане импульса развития речи, связанного преимущественно с грудной клеткой. Постепенно (часто это продолжается вплоть до трех лет) ребенок приучается сам ходить на горшок, к радости матери прекращает пачкать штанишки, забот становится меньше. Необходимыми условиями такого «достижения» являются соблюдение режима, правильный ритм. Если ребенок привык к регулярности, то он регулярно и вовремя просится на горшок. Упущения, случившиеся тут по вине матери, моментально сказываются на ребенке. Но ни в коем случае нельзя приучать ребенка к регулярности и опрятности, наказывая его за промахи. Матери, которые бьют своих детей за то, что те пачкают штаны, добиваются результата, противоположного желаемому. Душевный организм ребенка еще не настолько глубоко вошел в его физическое тело, чтобы тело могло всецело подчиняться воле. СЛУШАНИЕ Для нормального течения описанных выше процессов, ведущих к развитию речи, - процессов, локализованных преимущественно в верхней части детского организма, - очень важно правильное поведение матери (или няньки). Как известно, способность говорить у ребенка развивается только в том случае, если с ним разговаривают, то есть если он слышит речь. Этот факт покажется нам бесспорным, если мы вспомним, что все развитие ребенка в первые годы осуществляется только за счет подражания. Силы подражания воздействуют также на душевные преобразовательные силы. Понаблюдаем за ребенком. В этот год он не только смотрит, рассматривает все вокруг, глазами вбирая в себя окружающий мир, порой он всецело отдается слушанию, слушает интенсивно и глубоко. Потом, через какое-то время, он начинает повторять новые, воспринятые им звуки (в том числе технические), слова, словосочетания, преображая их и сокращая часто до неузнаваемости - в соответствии со своими возможностями. Возникшие таким образом «собственные» слова часто получают несколько значений, ими называются разные явления или предметы. Видно, как новые слова преобразуют весь языковой организм, который, в свою очередь, преобразует и преображает эти новые слова. Речь и язык в этой деятельности сходятся, граница между ними пропадает. Насколько сильно зависит развитие способности говорить от слушания, от возможности слышать речь, более семи столетий назад было доказано злополучно известными опытами императора Фридриха П. Этот чрезвычайно любознательный немецкий император запретил нянькам, воспитывавшим маленьких детей в Апулии, разговаривать с ними, предписав строжайшее молчание. Все дети умерли. Это был, вероятно, первый эксперимент над людьми, поставленный в духе современного естествознания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.74.47 (0.018 с.) |