Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Десятый - двенадцатый месяцы↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В десять, одиннадцать, двенадцать месяцев в ребенке происходит нечто значительное! Он покидает горизонтальную плоскость и становится вертикально. Не каждый ребенок к этому моменту уже умеет прямо сидеть, но ползать, доползать до нужных предметов могут уже все дети. Теперь движения становятся еще более упорядоченными и уверенными, чем прежде. Наконец делаются первые шаги и попытки ходить, держась за решетку кроватки или за предметы, стоящие в комнате. Речь оформляется в простые слоги и сочетания повторяющихся слогов. Ребенок говорит «мама», «папа», в определенных границах уже выказывает способность понять обращенные к нему слова. К концу первого года он решается сделать первые шаги без поддержки. Его неловкие ножки при этом широко расставлены и спотыкаются. Каждый может убедиться, что «нормальное» развитие не подчиняется никакой схеме: напротив, всегда налицо индивидуальные колебания, большие или меньшие отклонения от абстрактной нормы. Часто оказывается, что у того или иного ребенка речь развивается поздно. Если в этих случаях не имеют место глухота или какое-либо повреждение ушей, а также слабоумие - диагнозы, которые может поставить только врач, - то не надо создавать из этого преждевременной проблемы. Некоторые движения ребенок иногда начинает делать раньше, чем указано здесь: например, раньше встает на ножки, раньше идет. Это особенно часто наблюдается в тех случаях, когда детям дают искусственные средства для затвердения костей (например, вигантол)7, или искусственно ускоряют развитие детей. Отставание отдельных процессов развития обычно скоро наверстывается и даже оказывается, что оно связано с ускоренным душевным развитием. То, что мы наблюдаем на первом году жизни ребенка как раскрытие, развитие, - это, в основном, собственные достижения ребенка как существа душевно-духовного. Понимание и поддержка заботливой матери: правильное кормление и уход, а также создание и сохранение вокруг ребенка здоровой, спокойной атмосферы, благоприятствуют его достижениям, которые глубоко и разумно связаны с процессами развития, происходящими в природе и направленными на самого ребенка. Физические процессы, протекающие сами по себе в созвучии с душевно-духовной сущностью ребенка или же под ее непосредственным влиянием, показывают нам, насколько все деятельно и организованно в детском организме; и тем не менее эта организованная деятельность не воспринимается большинством окружающих: она не проявлена вовне настолько, чтоб они ее могли видеть. Процессы развития в физическом теле, которые преобразуют, видоизменяя и дополняя, унаследованные, высвободившиеся при рождении формы, требуют от нас пристального наблюдения и уважительного отношения к себе. Мы имеем дело не просто с вехами, которые легко прослеживаются и помогают нам определить, насколько хорошо ребенок вживается в физическое тело; от нашего отношения, от нашей позиции во многом зависит, будем ли мы это развитие тормозить или же благоприятствовать ему. Именно в интересах развития ребенка мы должны не вмешиваться и не мешать ему, а терпеливо ждать! МЛАДЕНЧЕСТВО Собственно младенчество - это период жизни, охватывающий приблизительно девять месяцев, то есть ровно столько же, сколько мать вынашивает ребенка до его появления на свет. В этот период ребенок кормится особым образом: так, как назначила ему сама природа. Свое специфическое питание младенец получает непосредственно из материнской груди. Материнская грудь выделяет молоко, которое впоследствии делает возможным и нормальным здоровый переход младенца к обычной земной пище. Организм матери, снабжавший в течение девяти месяцев через свою кровь детский организм всем необходимым, и в этот переходный период поставляет то питание, которое для ребенка является самым подходящим и самым здоровым. Грудное молоко соответствует младенческому организму; оно щадит как ничто другое жизненные силы его органов, что об искусственном питании, к сожалению, можно сказать в исключительно редких случаях.Первые дни на Земле для ребенка отмечены знаком огромной перемены: произошла «смена климата», такая, какую пережить нам больше не придется никогда и нигде за всю нашу жизнь. Маленький человек прекратил свое плавающее «рыбье» существование в белковой жидкости - в так называемых околоплодных водах - внутри матки в защитной плодной оболочке. Если пребывание в теле матери означало существование при температуре 37,5-38°С в жидкой среде, то рождение означает высылку из этой среды в воздушную, значительно более холодную, в которой господствуют в основном сугубо земные закономерности. Эта «смена климата» дает мощный, однако предусмотренный природой шок с его негативным воздействием на ребенка, которое должно смягчаться нашим разумным, понимающим поведением. Наше разумное поведение и наше понимание тем более необходимы там, где человек высоко развит: ведь чем более высоко развит человек, тем дальше он от природы, тем менее с нею связан и в нее вписан. Природа дает ребенку как последнюю защиту, когда он рождается, особый защитный слой, покрывающий его кожу. Кожа сама выделила этот защитный слой. Его принято называть сыровидной смазкой. Тот, кто не наблюдал этого явления, может, пожалуй, составить представление о нем, если вспомнит, как пловцы, которым предстоит проплыть большое расстояние по морю или переплыть широкую реку, густо смазывают кожу жиром. Сыровидная смазка, которой покрыта кожа новорожденного, и состоит в основном из жира, клеток кожи и тончайших волосков, то есть из частичек детской кожи. Образуя эту оболочку, ребенок как следует изолирует себя, еще находясь в материнском теле, во второй половине беременности; он изолирует себя от той жидкой среды, в которой он плавает. Сыровидная смазка, плавящаяся при температуре 30-35°С, облегчает роды (ребенок «скользит») и защищает кожу и весь организм родившегося ребенка. По поводу этой последней оболочки, которую новорожденный ребенок еще сохраняет, после того как он уже покинул плодную оболочку и свою главную «оболочку» - тело матери, велось много споров. Природный инстинкт простых людей и повитух не позволял прежде устранять этот жировой слой сразу после родов. Жир оставался на коже и через определенное время впитывался в нее и пропадал. Пекущаяся о гигиене и эстетике абстрактная медицина пресловуто известной эпохи требовала устранения сыровидной смазки сразу после родов при помощи масла и горячей воды. Однако после того как «по необъяснимым причинам» такое явление как желтуха новорожденных стало прямо-таки бичом нашего времени, наметился отход от старых принципов, и требование непременно «очищать» новорожденного от его сыровидной смазки, то есть преступным образом преждевременно лишать его защитной оболочки, уже не соблюдается. Новорожденному оставляют его оболочку и тем самым избегают слишком большой потери тепла: той потери, которую кровь ребенка не переносит, реагируя на нее очень сильным распадом красных кровяных телец. А в медицинских книгах минувшей эпохи (двадцатые годы XX века) мы находим смелое утверждение: младенческая желтуха, оказывается, «нормальное явление», сопровождающее появление ребенка на свет8. Очень важно сразу после рождения ребенка как следует закутать его в согревающую и хорошо сохраняющую тепло ткань, а также согреть постель грелками, перед тем как положить в нее новорожденного. Это необходимо, чтобы, по возможности, уберечь ребенка от влияния резкого изменения температуры окружающей среды. Контроль за температурой, накопление и сохранение тепла - очень важный момент, о котором следует помнить постоянно. Этим, увы, часто пренебрегают; недостаток знаний и просто невнимательное отношение - причина того, что процессы затвердения идут в организме ребенка слишком интенсивно. Женщины, рожавшие в клинике (родильном доме), обычно не принимают во внимание тот факт, что температура воздуха там намного выше, чем дома, куда попадает ребенок после клиники. Они также забывают, что дома следует заботиться о поддержании тепла не только в комнате; надо принимать самые разнообразные меры для поддержания температуры тела новорожденного9. Шок, который получает новорожденный при перемене среды, - разница температур, попадание из водной среды в воздушную («климатический» шок), - не единственное потрясение, переживаемое им. При рождении происходит отделение ребенка от матери, его организм, в частности, кровеносная система, отделяется от привычной, до этого питавшей его кровеносной системы матери. Пуповина перерезается. Ее незначительный остаток засыхает через несколько дней и отваливается. Пупочная ранка заживает, и как воспоминание остается рубец - пуп. Отделение от привычного источника питания и сопряженная с этим необходимая перестройка для получения питания извне чреваты для новорожденного некоторыми опасными осложнениями и могут привести впоследствии к более или менее тяжелым болезненным проявлениям. В первые дни жизни (с третьего по восьмой) наблюдается потеря новорожденным веса. Эта потеря составляет примерно 5-10 - его первоначального веса. У здоровых грудных детей прежний вес восстанавливается в течение двух-четырех недель. Понятно, почему новорожденный теряет вес: он теряет много влаги, испытывает поначалу жажду, голод. Иногда при этом случается лихорадка из-за дефицита воды (температура тела повышается до 40°С). Надо позаботиться о том, чтобы младенец получал необходимое количество жидкости, тогда он сможет (благодаря испарению) регулировать температуру тела. Радуясь появлению желанного ребенка, родители не задумываются над тем, что пришлось ему преодолеть при рождении и как далась ему перемена среды: ведь он изнутри, из внутреннего мира тела, в которое был заключен, попал вовне - во внешний мир. Само собой разумеется, что здесь могут корениться причины всевозможных заболеваний. Никогда не следует забывать, насколько большую перестройку должны претерпеть внутренние органы: органы дыхания, кровообращения, кровь, сердце, органы пищеварения и выделения, теплорегуляция и кожа!10 Над всем этим работает в ребенке существо, о происхождении и истоках которого («откуда?») мы не задаем себе вопросов. Душевно-духовная сущность новорожденного, которая с первым же глотком воздуха начинает овладевать телом, беря на себя «ответственность» за него, - то, чему мы при крещении даем имя, - участвует во всех этих естественных процессах. Если душевно-духовная сущность не связана правильным образом с телесными процессами, которым надлежит соответственно развиваться в положенное время, или же если она не включается по ходу развития, как ей положено, в эти телесные процессы, возникают всякого рода отклонения: болезни или искривления в развитии. Искривления могут проявиться также, если наследственность создала неподходящие предпосылки развития, из-за которых сущность ребенка не может достаточно проникнуть в тело и включиться в его процессы. В первые три месяца жизни самую большую опасность для новорожденного представляют сложности, связанные с кормлением, которые могут оказаться особенно трудно преодолимыми при искусственном вскармливании. Ребенок необыкновенно чувствителен к чуждым ему питательным веществам11. Перестройка организма, осуществляемая не сразу, а постепенно, поначалу ослабляет защитные силы организма и их реакцию на внешние влияния, даже такие, например, как инфекция; «защитные вещества», полученные от матери, постепенно иссякают. Ребенок, вскармливаемый грудью, в этой связи подвержен гораздо меньшей опасности. Чем старше становится младенец, тем больше он приспосабливается к окружающей его среде. Он начинает справляться с чужеродной пищей. Растет сопротивляемость его организма, уменьшается восприимчивость к инфекциям. Он даже приобретает своего рода иммунитет против некоторых инфекций. Считается, что здоровый грудной ребенок обладает некоторым иммунитетом против кори, дифтерии и скарлатины. Иммунитета против коклюша, дизентерии, ветрянки у него нет. Продолжительность сохранения иммунитета у разных детей различна. В этот период особенную опасность для костей ребенка представляет рахит с сопутствующими ему осложнениями. Эта болезнь является следствием нарушения обмена веществ. Она проявляется в неправильном формировании костей: кальциевый обмен идет совсем иначе, чем в здоровом организме, что связано с недостатком витамина D (см. примеч.7). В хрящевых частях скелета недостает извести, из-за чего они могут чрезмерно разрастись, могут также забрать кальций из уже сформировавшихся костей. Сегодня пытаются предупредить рахит при помощи препаратов, содержащих витамин D, и по виду маленьких детей сразу же можно угадать, что они получали эти препараты: такие дети утрачивают гибкость, пластичность, выглядят старше, формы их приобретают жесткость и завершенность. ЗАБОТА О ЧИСТОТЕ О чем нужно помнить и каким практическим советам следовать, воспитывая ребенка на первом году жизни? Прежде всего - и этому мы придаем первостепенное значение – необходимо соблюдать чистоту. Зачастую в сельской местности соблюдению чистоты особого значения не придают и, несмотря на это, кажется, что дети гам нормально растут и развиваются; но в большом городе, при развитой цивилизации дело обстоит совсем иначе. Групповая общинная жизнь в деревне или у примитивных народов, безусловно, еще дает какую-то защиту в отличие от индивидуализированной обособленной жизни в городе. Горожане настолько отчуждены от природы, настолько утратили с нею всякую связь, что потеряли эту защиту. С другой стороны, в деревнях встречаются болезни, которых горожане не знают или которым подвержены в меньшей степени. Само собой разумеется, что к младенцу следует прикасаться только чисто вымытыми руками; его белье, бутылочка, одежда должны содержаться в образцовой чистоте. При кормлении ребенка часто что-то проливается; случается, что он срыгивает пищу. Пища, попавшая на одежду, мгновенно начинает разлагаться; дурные запахи, испарения, сопутствующие разложению, болезненно раздражают кожу ребенка. Мать должна быть столь же чистоплотной и по отношению к себе самой. Это требование особенно относится к кормящей матери. К груди прикасаться можно только тщательно вымытыми руками. За грудью нужно ухаживать. После кормления ребенка грудь следует вымыть. В противном случае неизбежны инфекции, приводящие к воспалению, к маститу. РЕЖИМ Альфа и омега здорового развития ребенка - соблюдение режима! Упорядоченный, размеренный образ жизни - залог нормального роста и существования вообще. Если бы мы, взрослые, распространили это правило также и на себя самих, то избежали бы целого ряда болезней. При упорядоченном, подчиненном определенному режиму образе жизни ребенок чувствует себя в высшей степени хорошо и радует тем самым мать, няньку, всю семью. В одно и тоже время, пунктуально, изо дня в день - кормление, в одно и то же время - сон! Это укрепляет в ребенке определенный ритм. Ритм - здоровый незримый остов, фундамент для вживания маленького существа в неупорядоченный, лишенный всякого ритма мир взрослых. И он, выработанный раз и навсегда, неумолим, пунктуальный, как будильник, в своем напоминании забывчивым мамаше и няньке: время пришло! Все сенсационное, беспокойное, «новое», что сообщают находящиеся около ребенка взрослые, мешает ребенку, может привести к болезни, расстроить ритм его жизни. Современное упадочное развитие человечества заметно продвинулось в этом направлении. Убожество и без того слишком тесных, маленьких городских квартир усугубляется присутствием в них машин по производству шума: проигрывателей, радиоприемников, телевизоров, постоянно вторгающихся в развитие детей (маленьких и больших!), вызывающих у них шок. Ребенку этот шум особенно вреден, если такие аппараты бездумно включать на неопределенно долгое время. Вся эта аппаратура мешает развитию в ребенке органов чувств, подрывает его сон12. Во взрослом человеке она также притупляет чувства, затормаживает работу органов чувств, его внутренний ритм постоянно ломается, смещается. Шум вторгается в детский сон! Глупые взрослые, правда, успокаивают себя, занимаясь жалким самообманом: ребенок, дескать, не слышит. Расплата за такое обращение, совершенно не щадящее ребенка, для взрослых и для ребенка придет лишь много времени спустя и заявит о себе там, где ее никак не ожидали. Грубое вмешательство в развитие ребенка скажется потом на всей его духовной и нервной организации, проявит себя в нарушениях системы обмена веществ, определит, будет ли ребенок по своему складу социален или асоциален13.В отличие от механических шумов, от машин, производящих звуки, живые человеческие голоса, разговаривающие или поющие, влияют на развитие ребенка самым положительным образом. Поэтому не надо создавать вокруг ребенка искусственную атмосферу тишины (исключение - ночь и то время днем, когда ребенок спит). Детское пение, игра, оживленная болтовня братьев и сестер - вот здоровая среда для развивающегося ребенка. Понаблюдайте, если сумеете, как ребенок, лежащий в кроватке с открытыми глазами, слушает звучащие вокруг него голоса. Он никого не зовет, он молчит. Он слушает! Атмосфера радости, веселья, теплого общения людей друг с другом - для каждого маленького ребенка это то же самое, что для растения солнце. Как трудно достижимо это для нас, горожан, сегодня - известно всем. Мы все, отмеченные печатью материализма, несем в себе тяжесть и не можем сами из себя черпать радость и быть по-настоящему веселыми. Своей «животной серьезностью» мы давим на маленького ребенка. Мы занимаемся самообманом, пытаясь извлечь для себя бодрость и веселье из развлекательных машин, при этом все более опустошаясь внутренне, делая свою фантазию все беднее. Наряду с регулярным приемом пищи в положенное время важнейшим источником здоровья для маленького ребенка является сон в определенное время. Изначальное благоговейное отношение к становлению ребенка должно постоянно обновляться и углубляться, причем очень важно выработать такое отношение именно ко сну ребенка. Детский сон в любом случае должен быть неприкосновенным и уважаемым. Сначала, в первые недели жизни, младенец спит - кроме моментов приема пищи - непрерывно, потом примерно двадцать часов в сутки. С шести месяцев (и до двенадцати) время бодрствования увеличивается до восьми часов в сутки, ребенок спит приблизительно двенадцать часов ночью и четыре часа днем. Время приема пищи и время сна взаимно регулируются. Надо точно установить часы кормления младенца. Первое кормление удобнее всего проводить в шесть часов утра. При пятиразовом питании промежутки между кормлениями должны быть четырехчасовыми. Тогда ребенок получает пищу в 6, 10, 14, 18 и 22 часа. Если какие-либо обстоятельства требуют иного режима, то можно сдвинуть часы кормления. Но режим надо соблюдать строго! Рекомендуемый режим имеет то преимущество, что он относительно благоприятен как для ребенка, так и для матери. Совершенно очевидно, что матери нужен продолжительный ночной отдых. Младенцу же для поддержания правильного ритма жизнедеятельности, для пищеварения и удовлетворения потребности сна четырехчасовые промежутки между кормлениями и восьмичасовой ночной отдых необходимы безусловно. УХОД ЗА КОЖЕЙ И ТЕЛОМ Ежедневные, входящие в привычку действия по уходу за младенцем, - действия, которые очень важны и должны приниматься всерьез теми, кто их осуществляет, - направлены в первую очередь на то, чтобы осуществлять уход за кожей, телом ребенка, подготавливать пеленки, одежду, постель. Здоровому младенцу со здоровой кожей не нужны ни пудра, ни мази, ни крем. Даже смазывание маслом складок, образуемых кожей на сгибах, и мест соприкосновения кожных складок при здоровой коже излишне. От смазывания маслом кожа скорее размягчается, а не укрепляется. К коже ребенка следует относиться иначе, чем к коже взрослого: она обладает совсем другими свойствами. Хотя розовая, насыщенная окраска младенческой кожи14 свидетельствует о том, что она гораздо лучше снабжается кровью, чем у взрослого, а потому, соответственно, получает больше питания, доставляемого кровью, с другой стороны, за счет этого она больше отдает тепла вовне. Кожа взрослого человека из-за худшего снабжения кровью гораздо суше. Если у ребенка очень чувствительная кожа, тогда после купания кожу надо припудривать (покрывать тончайшим слоем пудры): спину, попку, а также кожные складки. Злоупотребление пудрой приводит к тому, что она смешивается с потом, попадает в кожные складки, скатываясь там в твердые комки, что раздражает кожу. Если ребенок в положении лежа или сидя испачкал кожу своими выделениями, ее следует вытереть сначала сухим ватным тампоном, а затем тампоном, пропитанным маслом. Слишком частое обмывание водой (кроме случаев предусмотренного купания) не рекомендуется, особенно в самое первое время. Первое купание новорожденного должно состояться ни в коем случае не раньше, чем окончательно заживет и засохнет пупочная ранка. При ежедневном купании (автор считает ежедневное купание чрезмерностью, которая скорее ослабляет организм и провоцирует болезнь, а не укрепляет) ребенок должен находиться в воде не дольше трех минут (это максимум). Этого времени достаточно для того, чтобы вымыть ребенка. Удовольствие, получаемое при купании ребенком и матерью, имеет для ребенка свои неприятные стороны. Надо иметь в виду, что вода возбуждает, взбадривает. Купание сокращает сон, столь необходимый для правильного обмена веществ, и делает его неглубоким, поверхностным. Мыло для мытья младенца должно быть мягким, не раздражающим кожу и, по возможности, не пахнуть духами. Ни в коем случае нельзя ежедневно мыть голову; кроме того, не нужно всякий раз мыть голову с мылом. Лицо моют водой комнатной температуры. Разумеется, что при мытье головы с мылом необходимо беречь глаза от попадания в них мыльной пены; это легче всего достижимо, если левая рука, поддерживая головку ребенка, погруженного в ванну, проходит вдоль его спины и туловище покоится на руке. Мыть волосы и смывать с них мыльную пену следует по направлению к затылку. Если выполнять эти элементарные правила, то ни на лицо, ни в глаза мыло не попадет. После купания надо прежде всего хорошо протереть кожные складки, чтобы на влажной коже не возникли опрелости. Нельзя забывать, что человеческая кожа отличается от кожи амфибий и приспособлена к жизни не в воде, а в сухой воздушной среде. Это подготавливается, как было сказано выше, уже во второй половине беременности, когда эмбрион отгораживается от жидкой среды, в которой он находится, выделяя сыровидную смазку. Вытирать младенца надо осторожно; не следует слишком сильно тереть его кожу, поскольку она еще очень нежная. Для этого используют мягкое, хорошо впитывающее влагу полотенце, которое достаточно приложить к коже, чтобы промокнуть воду; в складках на сгибах влагу следует лишь осторожно промокнуть. Чтобы почистить младенцу уши или нос, надо предварительно подготовить из ваты круглые, не слишком толстые фитильки длиной примерно 2-3 см, которые хорошо входят в отверстия ушей и в ноздри. Очищая уши или нос, надо вводить такой фитилек в отверстие винтовым движением («вкручивая») и так же выводить («выкручивая»), ни на что не нажимать и не давить. Удобнее всего на время этой процедуры ребенка положить на спину. Обычный способ - с помощью ваты и спички - для младенца неприемлем, поскольку может привести к каким-либо повреждениям. В нос и в уши нельзя дважды вводить один и тот же фитилек, надо всякий раз брать новый! Уход за ртом младенца абсолютно излишен, если младенец здоров. Только с появлением зубов он постепенно становится необходимым (см. разд. «Второй год жизни»). ПОСТЕЛЬ Существуют разные мнения о том, какую постель должен иметь новорожденный. Корзина для белья, столь распространенная издавна в разных местностях, в первое время может быть использована как кроватка: она удобнее и теплее, чем большие по размерам кроватки, надежна тем, что он из нее не выпадет, и прекрасно предохраняет ребенка от столь нежеланных сквозняков. Сверху, над кроваткой, в которой спит ребенок, должен быть защищающий его полог, с чем вряд ли согласится современная педиатрия. Такое приспособление дает также возможность оказывать на ребенка успокаивающее действие при помощи однотонных тканей. Однако очень скоро эта первая кроватка окажется мала: уже через несколько недель необходимо будет переселить младенца в колыбель или в небольшую комнатную плетеную коляску, а позже - в детскую кроватку. И никогда, ни в коем случае нельзя длительное время вместо кроватки использовать детскую прогулочную коляску. Какой должна быть детская кроватка! Предпочтительнее, конечно, кроватка на колесах, которую при необходимости можно легко перемещать. Кроватка с решеткой из гладких, по возможности круглых деревянных прутьев имеет свои преимущества. Ребенок, когда в нем пробудится интерес к внешнему миру, сможет смотреть через решетку на окружающие предметы. Позже он сможет легко обхватить ручонками круглые прутья и, держась за них, попытаться встать. Металлическая кровать хуже деревянной, потому что она холодная. Кровать должна иметь спинки с четырех сторон, достаточно высокие, чтобы ребенок никогда не падал с нее. Если пользоваться кроваткой с решеткой, го решетку поначалу можно обтянуть тканью. Ткань защитит от сквозняка; кроме того, подбирая подходящую по качеству и цвету ткань, можно создавать прекрасное настроение у ребенка: ребенок оказывается погруженным в атмосферу гармонии, которая благоприятно влияет на химические процессы, идущие в его организме, и смягчает впечатления, получаемые из внешнего мира. При использовании колыбели нельзя забывать, что укачивать младенца в темпе современной жизни большого города - и бессмысленно, и вредно. Если вам случится наблюдать, как укачивают новорожденного в деревне, - а там это еще иногда делают, - то вы убедитесь, что мать или бабушка качают колыбель медленно, сдержанно, в ровном спокойном ритме. Этот ритм созвучен ритму дыхания и кровообращения и потому оказывает такое сильное успокаивающее действие на беспокойных младенцев, облегчая им переход от бодрствования ко сну. Укачивание под колыбельную песню, безусловно, задает нужный, правильный ритм. Ребенок засыпает очень скоро, и тогда надо тихонько, ни в коем случае не резко прекратить баюканье. Укачивание не должно быть долгим. В чересчур долгом укачивании укачивающий изживает себя. Долгое укачивание ребенка провоцирует взрослого к тому, что он бессознательно, сам того не замечая, начинает качать уже для того, чтобы задавать ритм себе самому. Тем самым взрослый легко отступает от своей собственной сознательной жизни. Для ребенка укачивание имеет внутренний смысл до тех пор, пока он не принял вертикального положения, то есть не встал на ножки. Как только он начал вставать, укачивание следует прекратить навсегда. Матрац для детской кроватки должен быть довольно жестким, но при этом эластичным и ровным. Лучше всего, чтобы он был набит конским волосом или морской травой. Советуем избегать слишком мягких подстилок, которые могут испортить любой матрац и привести к искривлению позвоночника. Следует всегда помнить, что детский позвоночник еще очень мягкий! Не лишней окажется клеенка: ею стоит воспользоваться во избежание порчи матраца, поскольку ребенок может его промочить. Клеенкой можно обернуть матрац. Сверху следует положить льняную простыню. Поверх простыни - еще одну, маленькую клеенку, а поверх нее – широкую толстую фланелевую пеленку, которой тоже обернуть матрац. Фланель смягчает возникающее из-за клеенки неприятное впечатление холода. Постель надо немного согревать грелкой; это вовсе не изнеживает и не балует ребенка, как и пренебрежение этой мерой - не закаливает его! Подушка не нужна. Если же позднее вы все-таки будете использовать подушку, то это должна быть подушка, набитая конским волосом или пшеном, потому что когда ребенок спит на такой подушке, его голова и затылок не потеют, ему не жарко, чего нельзя сказать о перовых подушках. Укрывать ребенка следует шерстяным, а не хлопчатобумажным (байковым) одеялом! Поверх одеяла можно положить еще и пуховую перинку. Само собою разумеется, что все одеяла и подушки должны иметь пододеяльники и наволочки. Через несколько месяцев, когда ребенок станет более подвижным, возникает необходимость фиксировать одеяло. Следует раз и навсегда усвоить для себя: никогда не использовать с этой целью булавок! Дети могут проглотить булавки с той же легкостью, с какой они глотают пуговицы от белья и одежды. Ни одна из наших «безопасных» булавок не может быть достаточно безопасной для них. По обеим сторонам одеяла можно пришить петли из тесьмы и продеть в них короткие круглые палки. Благодаря этому одеяло натягивается и уже не так легко сползет со спящего ребенка. (Голову и руки, конечно, не укрывать!) Для еще большей надежности можно засунуть продетые в петли палки по бокам под матрац. Позднее можно при помощи тесьмы, пришитой к пододеяльнику, фиксировать одеяло, привязывая его снизу к матрацу. Однако ребенок порой все же ухитряется высовывать ножки там, где одеяло не закреплено. Для фиксирования беспокойных детей существуют специальные пояса, об использовании которых в каждом отдельном случае следует советоваться с врачом. Но с фиксирующими поясами надо быть очень осторожным! Ребенок может защемиться и задохнуться. Для беспокойно спящего ребенка хороши такие приспособления, как конверт или спальный мешок. В конверте ребенок лишен возможности так же свободно барахтаться, как под одеялом, а значит не может раскрыться и замерзнуть. Впрочем, некоторые дети умудряются в зависимости от устройства конверта, по-своему обойти его «хитрости»: развязывают шнуровки, расстегивают пуговицы - и в результате оказываются раскрытыми. В конечном итоге все вышесказанное сводится к одному: никогда нельзя оставлять маленького ребенка без присмотра. На это жалуются многие мамы, и в самом деле, первый год жизни ребенка в этом смысле - самый опасный и трудный. Но каждый следующий год приносит с собой новые задачи и новые заботы для нас! ОДЕЖДА МЛАДЕНЦА Одежда младенца не должна сковывать движений его рук и ног. Она не должна иметь ни слишком узкий, ни слишком широкий ворот: должна быть достаточно длинной, чтобы у ребенка не проглядывало голое тело между рубашечкой и пеленкой (или, позже, штанишками). Основное же требование к одежде - сохранять тепло и согревать; при этом она должна впитывать пот. Шерстяная одежда - самая лучшая: хлопок и лен как более холодные ткани годятся только в жаркую погоду. Избегайте тканей из искусственных волокон. Они абсолютно неприемлемы, так как не соответствуют названным требованиям. Нежелательно - хотя, удобства ради, к этому часто прибегают - надевать на ребенка непромокаемые штанишки или трусики. Если ребенка держать в таких штанишках, то выделяемая им моча попадает на нижнюю часть живота и бедра и за очень короткое время разъедает кожу. Кроме того, в них слишком жарко, и при смене пеленок ребенок сразу же сильно переохлаждается и может заболеть. Если моча разъедает нежную детскую кожу, то ребенок, страдая от совершенно ненужной боли, делается беспокойным и постоянно плачет. Абсолютно неприемлемы во всякой детской одежде любые резинки, особенно резинки вокруг живота, которые наносят вред печени. Бретельки, завязывающиеся на плечах, - прекрасный, совершенно безвредный способ фиксировать сползающие штанишки. МАТЕРИНСКОЕ МОЛОКО Чтобы составить представление о питании младенца и маленького ребенка, следует начать с рассмотрения той пищи, которая дается ребенку природой, то есть материнского молока. Если младенец питается материнским молоком, то, как правило, не возникает никаких проблем с кормлением. Это молоко, которому предшествует другой переходный продукт - молозиво, выделяет для ребенка здоровый, сильный организм матери, пока ребенок еще не способен к перевариванию обычной земной пищи. Как осуществляется постепенный переход младенца к земной пище? Уже в самом начале беременности в ткани грудной железы происходят специфические превращения, затрагивающие как саму эту ткань, так и ее секрет, пока еще выделяемый очень незначительно. Секрет грудной железы постепенно накапливается в грудной ткани, так что со временем становится все легче выдавливать его из груди: это молозиво. После родов выделение молозива происходит в течение первых трех-пяти дней. Оно предваряет появление настоящего материнского молока, изо дня в день обнаруживая изменения в своем химическом составе. В целом оно богаче белками и солями, чем материнское молоко, но содержит меньше сахара. Начало выделения молока тесно связано с процессом родов и его гормональной структурой. После выхода плаценты, которая выступала своего рода тормозом, гормоны, препятствующие образованию молока, больше не образуются. (До этого они из плаценты поступали в кровь матери.) В гипофизе же образуется гормон, который приводит в движение процесс выделения молока, и наконец молоко «прорывается». Это происходит примерно через три-пять дней после родов. Действие этого гормона зависит, в свою очередь, от других гормонов, образующихся в яичниках. В это время мать обретает иное, чем прежде, отношение к своему собственному организму: понятно, что в нем параллельно всем внешним зримым процессам постоянно происходят незримые сущностные изменения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.5.179 (0.022 с.) |