Ритм и забота о его формировании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ритм и забота о его формировании



Тайне ритма посвящены приведенные ниже рассуждения - ритма, который пронизывает весь мир; только мы разучились его слышать. Лишь в самое последнее время естествознание стало уделять достаточное внимание всему, что связано с ритмом.

Еще много лет тому назад Рудольф Штейнер указал на сущность того ритма, который мы не можем не замечать, наблюдая за ребенком. Кому не случалось видеть, как ребенок без устали бегает туда-сюда по выбранному им самим участку: от одного дерева к другому, в длинном коридоре квартиры. На любом пустом пространстве ритм заставляет ребенка двигаться и таким образом «изживает себя».

Ритмические силы лежат в основе многих уже описанных выше процессов жизни ребенка и многих других, еще не упомянутых. Для того чтобы составить представление об этих силах и их сущности, необходимо обнаружить их в жизни взрослого человека и окружающего его мира. Тогда мы будем внимательнее искать встречи с ними в процессе развития ребенка, сможем лучше направлять и заботиться о них, ибо в ребенке ритмические силы не проявляются еще так явно, как у взрослых. Они лишь постепенно вживаются в него, и от того, насколько серьезно к ним относятся, зависит здоровье ребенка, а впоследствии и взрослого.

Попробуем как-нибудь понаблюдать за собой, отвлекшись от суеты и торопливости нашей будничной жизни, прислушаемся к себе в полной тишине, и мы ощутим свои собственные вдохи и выдохи. Мы услышим наше дыхание, почувствуем его регулярный ход. Мы увидим, как поднимается и опускается грудная клетка, и все тело тоже участвует в регулярных дыхательных движениях. Бесспорно, мы знаем об этом, но всегда воспринимали как нечто само собой разумеющееся. Теперь проверим пульс повыше запястья, там, где оно соединяется с лучевой костью: через определенные промежутки времени кончики пальцев воспринимают удары пульса. Мы можем заметить еще нечто важное: оказывается, что в определенный промежуток времени оба явления выражаются постоянным числом. Однако если изменить частоту пульса в состоянии покоя мы не можем, с дыханием все обстоит иначе: его можно сдерживать, можно ускорять его ритм.

Рассматривая пульс и дыхание, мы встречаемся с двумя проявлениями ритма. Если проверить их у разных людей, то обнаружится определенное соотношение. Разумеется, оно распространяется и на нас самих, но на себе установить это несколько сложнее. И как раз потому, что мы слишком легко изменяем ритм дыхания, если начинаем обращать на него внимание. Раздумье, радость, удивление, испуг и тому подобное изменяют ритм дыхания. Оно замирает или учащается. Но в состоянии покоя, когда ничто не влияет на ритм, существует определенное числовое соотношение между частотой дыхания и ударами пульса, которые ощущает кончик нашего пальца. Когда человек бежит, поднимается по лестнице, песет тяжести, взволнован, изменяется число как вдохов и выдохов, так и ударов пульса. И соотношение между ними становится другим.

Обращаясь к тем же явлениям у ребенка, мы обнаруживаем совершенно иные числовые значения частоты дыхания и пульса, отличающиеся от тех, которые характерны для здорового взрослого человека. Есть над чем задуматься. 17

Можно сделать и другие открытия. Если понаблюдать за дыханием в процессе бодрствования и сна, легко установить, что здесь существует большое различие. Часто матери приходят на консультацию в крайне озабоченном состоянии и со страхом сообщают, что они едва слышат дыхание своего спящего ребенка: нет ли здесь какой-то патологии? Это тихое дыхание совершенно нормально. Длительность вдоха и его отношение к выдоху изменяется в течение дня - с утра до вечера, и в течение всей жизни - с юности до старости. Пожилой человек выдыхает дольше, чем вдыхает. Без излишних рассуждений понятно и то, что эти пропорции изменяются, когда человек заболевает.

Производя эти наблюдения, мы сознательно вступаем в сферу ритма, который управляет нами даже тогда, когда мы нашим сознанием не отмечаем этого. Библейская история творения повествует, что на определенном этапе развития мироздания Иегова вдохнул в человека свое дыхание, и с этим дыханием, в его волнах и ритмах человек живет в своей земной жизни.

Однажды обратив на это внимание, мы легко сможем установить, что описанные выше ритмические процессы - не единственные из тех, что встречаются нам в повседневной жизни. Бодрствуем мы или спим, днем и ночью в нас действуют более значительные и всеобъемлющие ритмы, нежели отдельные удары пульса или вдохи и выдохи, В течение дня нам также открываются ритмические фазы, которые мы называем утро, полдень, вечер. Мы видим, как ночь приходит на смену дню, как достигает она своей глубины к полуночи, как около 3 часов начинает брезжить утро. Тот, кто много бодрствует, интенсивнее воспринимает ритмы ночи. Так мы ощущаем ритмы, действующие в течение 24 часов, называя их сутками, днями. Дни следуют друг за другом. Определенное их количество составляет неделю, месяц, наконец 365 дней - 12 месяцев или один год. Все это - известные факты. Но и год в свою очередь пронизан своим ритмом. Каждый его знает: весна, лето, осень и зима. Наша жизнь постоянно подчинена определенным ритмам, и тот, кто знаком с составленным Рудольфом Штейнером Календарем души, может интенсивно и глубоко личностно вжиться в сущность этих ритмов года и открыть для себя процессы, протекающие в нас и вокруг нас, процессы, которые мы обычно в большей или меньшей степени умудряемся «проспать».

Мы можем глубже проникнуть в суть ритмических явлений. Средство, помогающее познать их, нам дано - это счет. Если мы сосчитаем число вдохов и выдохов у здорового взрослого человека, то у нас получится в среднем 18 в минуту. Среднее число ударов пульса за это же время - в среднем 72. Это означает, что на 18 вдохов и выдохов приходится 72 удара пульса. Соотношение дыхания и пульса составляет, таким образом, 1:4. Это в общем нормальное соотношение пульса и дыхания у здорового взрослого человека среднего возраста. То, что встречаются индивидуальные отклонения, ничего не меняет в этом факте. Здесь мы не будем подробнее останавливаться на причинах таких отклонений.

Если отклонения большие, значит, налицо болезнь.

Восемнадцать вдохов и выдохов в минуту составят 1080 в час или 25, 920 в сутки. Число 25,920 известно с древнейших времен и встречалось в культурах древнейших народов. Вавилоняне и халдеи - народы, занимавшиеся астрологией, - высчитали это число как число лет, за которые точка весеннего равноденствия проходит полный круг по всем зодиакальным созвездиям. Это так называемый Платонов год. Если сейчас точка весеннего равноденствия находится в созвездии Рыб, то и 25 920 лет тому назад она располагалась в том же месте этого созвездия. Таким образом, в Космосе мы находим ритм, заданный Солнцем, который соответствует ритму жизни человека - ритму дыхания. Благодаря этому человек может жить созвучно космическому ритму. Конечно, было бы ошибкой думать, что микроритмы человека прямо зависят от космических макроритмов.

Только представьте себе, какие должны были бы наступить изменения, если бы Солнце могло так же менять свой ритм, как мы по собственному желанию можем сдерживать дыхание! На деле все обстоит иначе. Солнце и человек по-разному следуют одному и тому же ритму. И человек, достигший указанного в Библии возраста 72 лет, прожил именно 25,920 дней.

Это соответствие ритмов Космоса и человека имеет особое значение, потому что воля человека, как и божественная воля, свободна. Человек отражает в своей сущности космические ритмы. Но на фоне созвучия космических ритмов и ритмов человеческих особый вес приобретает для нашего сегодняшнего сознания библейский стих о Творении: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его».

Выявляя присущие человеку ритмы, мы достигаем более высокого уровня понимания человека, нежели тот уровень, который доступен нам при изучении одних только физических его проявлений. Возможность во всей полноте понять структуру физического тела человека дается нам только с его физической смертью. Собственно внешние физические методы не позволяют узнать до конца сугубо физическое в человеке, пока он жив. Пока в нем действуют ритмы, человек не подвержен смерти и воздействию чисто физических сил. Только там, где влияние ритма сделалось слабым или прекратилось (например, в шелушащейся коже, в обрезанных ногтях), мы имеем дело с мертвым и чисто физическим. То, что ученые преподносят нам как учение о человеке, есть по большей части учение о мертвом теле. Но ритм, действующий в жизненном теле человека, поддерживает в нем жизнь, так что оно не подчиняется чисто физическим закономерностям.

Если понаблюдать за развитием ребенка с момента рождения и вплоть до наступления зрелости, окажется, что приведенные выше характерные ритмы у него отсутствуют. У новорожденного ребенка, беспомощного в своей телесности, мы не найдем ритмического соотношения дыхания и пульса 1:4 (или 18:72). Так, например, акушерка иногда должна шлепком по попке помочь новорожденному, чтобы он, радостно вдохнув воздух, положил начало соотношению дыхания и пульса. Этим глубоким вдохом начинается его жизнь на Земле, и только теперь мы сможем наблюдать за тем, как начинает оформляться и постепенно - в течение 14 и более лет - устанавливается и формируется человеческое отражение космического солнечного ритма. Но в течение всего этого времени, пока происходит становление ритмов и их соотношений в организме ребенка, изменяются также и взаимоотношения различных состояний его сознания. Состояния бодрствования, погружения в сон, сна и глубокого сна изменяют свою продолжительность и наполненность. Влияние ритмов на ребенка можно установить и в связи с иными обстоятельствами. Так, его жизненный ритм в отношении приема пищи, пробуждения, засыпания, игры и многого другого существует как нечто само собою разумеющееся, если только его не нарушают неразумные взрослые с их «цивилизованными» наклонностями.

Однако мы можем установить, что проявляющиеся во всем ритмы не являются обусловленными исключительно природой. Мы в состоянии навязать или привить детскому организму определенные ритмы, например, давая ребенку еду в строго определенное время. Мы нарушаем их потом, не соблюдая этот временной режим, поскольку ритм уже установился в соответствии с режимом. Мы называем его поверхностно - «привычка». То же самое относится, наряду с прочим, к пробуждению маленьких детей.

Автор имел возможность, - проживая в квартире с плохой звукоизоляцией, - наблюдать, как маленький ребенок, живущий этажом выше, однажды с плачем проснулся, разбуженный шумом взрослых, сидящих перед телевизором. Тогда родители взяли из кроватки испуганного ребенка и позволили ему вместе с ними смотреть телевизор. С этого момента ребенок постоянно стал с плачем просыпаться в одно и то же время, и его приносили к включенному телевизору, у которого он, как казалось, успокаивался, а через некоторое время снова засыпал. В этом и подобных ему случаях формируется ритм, не соответствующий физиологическим потребностям ребенка и не имеющий ничего общего с его нормальным развитием, - ритм, который, однако, позже повлечет за собой тяжелые последствия (независимые от влияния самого телевидения), и избавиться от них ребенку в его дальнейшей жизни будет очень сложно.

Таким образом, мать, нянька, воспитатель несут ответственность за то, чтобы в жизни ребенка учитывались его ритмы. Взрослые, имеющие некоторый жизненный опыт, должны были убедиться: упорядоченный образ жизни действительно экономит силы и делает возможным то, что не удается, если совсем не следовать никакому режиму и не учитывать присущих человеку ритмов.

Ребенок живет, подчиняясь двум типам ритмов: природным (таким, как чередование дня и ночи, голода, жажды и насыщения) и привитым ему (то, что мы называем режимом питания, сна и пр.). Но в наше время можно наблюдать, что уже очень маленький ребенок противится определенным ритмам: например, он очень рано отказывается от регулярного дневного сна. Он вообще более живой и смышленый по сравнению с детьми его возраста, жившими в давние времена. Подобные явления - одно из следствий современной цивилизации, которая обусловливает преждевременное пробуждение самосознания в маленьких детях; они, между прочим, слишком рано начинают говорить о себе «я».

Маленький человек громко и настойчиво противится ритмам, которым он подчинен. В этой борьбе ему помогает современная цивилизация с ее шумом. Если бы некоторые ритмы не были так глубоко заложены в человеке и не действовали совсем незаметно, то, может быть, были бы нарушены и они. Это и так уже весьма часто имеет место: нерегулярный прием пищи, сбитый режим сна - почти привычные явления в наше время. Пусть некоторые ритмы очень устойчивы, а некоторые очень чувствительны и нестабильны: беда в том, что вмешательство в отдельные ритмические процессы постепенно лишает резервов ритмический организм в целом. Из-за этого человек теряет свою жизненную силу, стойкость, уверенность и, соответственно, здоровье. Кроме того, достижения цивилизации, базирующиеся отнюдь не на познании сущности человека, закладывают в подсознание причины различных расстройств. Взрослые часто совсем не замечают отсутствия ритма в своей жизни или замечают только тогда, когда больны и обессилены. Но своим примером они побуждают детей подражать себе, а ведь дети растут и воспитываются подражая, и взрослые прививают им во всей полноте свои наклонности к неупорядоченному образу жизни. Таким образом, рано или поздно распахиваются двери навстречу болезням и внутренним расстройствам.

Нельзя забывать также, что человеческая жизнь подчинена семилетним ритмам: с рождения и до 7 лет, с 7 до 14, с 14 до 21 и так далее. Проходят целые эпохи, знаменующиеся определенными процессами становления физического и духовного. Это этапы развития, на которые, конечно, следует обратить внимание. Прежде всего следовало бы знать и серьезно относиться к следующему: то, что произойдет в первые 7 лет, даст о себе знать гораздо позже - между 56 и 63 годами. Аналогичные взаимосвязи характерны и для других этапов. Это может объяснить и некоторые болезни и нарушения здоровья в более поздние периоды. Поэтому никогда нельзя успокаивать себя: «Ах, ребенок этого не замечает». Ребенок замечает все, что происходит вокруг него. Вопрос только в том, какими жизненными и душевными силами своего существа он подсознательно или полусознательно регистрирует воспринимаемое. Все нарушения, приводимые здесь в качестве примеров, обусловливают последующие отклонения в развитии, которые впоследствии могут привести к болезням и нежизнеспособности.

Перед лицом подобных обстоятельств, в реальности которых мы постоянно убеждаемся на опыте, встает вопрос о заботливом отношении к жизненному ритму как к основе здоровья.

Каждая мать может убедиться в том, что силы ритма в маленьком ребенке не являются еще очевидными и строго фиксированными. Они только вживаются в организм ребенка. В первое время никакие внешние факторы не могут принудить его следовать определенному ритму. Но так как в ребенке действует мощная сила, которую слишком часто не учитывают в процессе воспитания, - сила подражания, то через нее можно способствовать (или мешать) возникновению правильных ритмов. В основе всех мероприятий, касающихся еды, гигиены и так далее, лежит ритм, приносящий ребенку пользу; матери следует последовательно придерживаться этого ритма. Но это только внешнее отношение к ритму. Для воздействия на тонкую воспринимающую способность ребенка, которая лежит в основе его стремления к подражанию, необходимо создать определенный ритм во всем, что окружает ребенка. Это звучит сложнее, чем есть на самом деле. Мать должна не только привыкнуть к соблюдению дневного распорядка в том, что касается, например, регулярного, в одно и то же время приема пищи, но и вживаться во внутренний ритм, который как бы несет в себе внешний ритм с его нарушениями. Распорядок дня она должна подчинить своим собственным внутренним ритмам, которые поддерживаются ее внутренними силами. Утром, в середине дня, вечером она должна на некоторое время отрешаться от внешних жизненных обстоятельств и сосредоточивать свое внимание на истинных духовных ценностях (молитвы, медитация, концентрация сознания - короткие, но внутренне интенсивные упражнения). Благодаря такой внутренней ритмике можно преобразить весь внешний ритм жизни, сделав его более осмысленным. 18

У самых маленьких детей ритм выражается в регулярных приемах пищи и отправлении простейших жизненных потребностей. У детей постарше ритмические процессы надо поддерживать регулярным пением и рассказами; разумеется, по времени они должны точно вписываться в режим дня. Стихи и песни, благодаря своей ритмичности, легко и естественно входят в организм ребенка и преображают его; они также укрепляют и обогащают общее чувство ритма как у матери, так и у ребенка. Вы многое сделаете для здоровья ребенка и своего собственного здоровья, если умело организуете праздники, связанные со сменой времен года, и вообще все праздники, повторяющиеся из года в год. Все эти меры в любом случае возымеют действие, но смысл их станет несравненно глубже, если взрослый дойдет до понимания того, что человек, заключенный в доступное внешнему созерцанию физическое тело, есть существо душевно-духовное и весь окружающий его мир - большой и малый - одухотворен, ибо происходит из того же духовного источника, что и человек.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.018 с.)