Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ритмическая организация ребенкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
О СНЕ Если серьезно задуматься над тем, что такое сон, можно глубже попять сущность растущего человека. Обращает на себя внимание то, что земной путь ребенка начинается со сна, причем сна очень продолжительного. У животных такого нет. Новорожденный ребенок продолжает в известной степени пребывать в том «бессознательном состоянии», в каком пребывает эмбрион в лоне матери. Подобно растению, детский организм не воспринимает никаких сознательных душевных волнений н порывов и таким образом развивает свои органы, в то время как животное появляется на свет уже законченным, сформировавшимся организмом. Мы знаем, что ребенок болен, если процесс его развития протекает иначе. Несмотря па то, что душа ребенка проникает в организм при первом вздохе, он не способен на такие же развитые проявления чувств, как взрослый, ибо его отдельные органы еще не готовы к этому и должны развиваться дальше. Нервная система, мозг и их взаимосвязи развиваются очень медленно в течение недель, месяцев и лет. Очень медленно происходит действительное пробуждение; поначалу оно бывает вызвано только необходимостью приема пищи или выполнения гигиенических процедур. Еще долгое время состояние сна, в котором пребывает ребенок, является главным фактором для развития упомянутых органов физического тела, необходимого для того, чтобы жизнь души обрела сознательные формы. Данный этап развития оказывает решающее влияние на состояние здоровья в дальнейшей жизни. Поэтому для окружающих этот сон являет собой нечто священное и драгоценное, и ничто не должно ему мешать. И каждый чувствует это! И дети, и взрослые в это время ведут себя намного тише и осмотрительнее, чем обычно. Разумеется, следует приложить все силы к тому, чтобы избежать расстройства сна у ребенка. Это грубость и безобразие, рожденные самым низким эгоизмом, если родители, вернувшись ночью домой, например, после какого-нибудь увеселительного мероприятия, как будто бы из самых трогательных побуждений бросаются к спящему ребенку, берут его на руки, ласкают. Тут не может служить оправданием даже то, что отец возвращается с работы поздно, когда ребенок спит. Сон ребенка должен оставаться неприкосновенным. Временное соотношение сна и промежутков бодрствования понемногу меняется; еще долгие годы ночной сон должен длиться не менее 12 часов. Дополнительный дневной сон в первой и во второй половине дня - но 2 часа каждый - должен стать мудрым правилом. Логично предположить, что как только ребенок сможет удерживать себя в вертикальном положении, должны наступить изменения в отношении сна. Ребенок противится сну, связанному с горизонтальным положением, но в его борьбе за бодрствование и вертикальное положение всегда побеждает организм, требующий сна. Когда ребенок заснул, в первые полчаса поблизости от него и даже с ним самим можно делать все что угодно. Он не проснется. Можно обменять повязку на ране (что порой бывает трудно сделать, когда ребенок бодрствует); поменять пеленки, переодеть его - он не проснется. Но часто уже через полчаса все становится иначе. Хотя ребенок и не просыпается при каждом шорохе, он непременно реагирует на него: изменяет положение тела, сбрасывает одеяло, совершает какие-либо рефлекторные движения. Правда, его сознание не воспринимает происходящего. Даже если он проснулся, сознание обычно не успевает включиться, во всяком случае, на следующее утро он все забудет. Эти реакции демонстрируют нам, что жизнь души ребенка в это время ближе земному миру, чем в первые полчаса сна. Сон в начале жизни очень сильно отличается от сна более позднего возраста. В начале земного пути сну не предшествует какая бы то ни было усталость, не противостоит ему в качестве необходимого ритмического полюса и состояние бодрствования. В более поздние периоды жизни сон всегда предполагает предшествующую ему усталость, возникающую вследствие продолжительного бодрствования. Сон и бодрствование - два противоположных состояния в жизни человеческой души. В одном из этих состояний душа полностью обращена к земному, внешнему миру. Она пробуждается ото сна навстречу земному и воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. В другом состоянии она полностью оторвана от земного. Органы чувств ни на что не реагируют, нервная система не отображает внешних впечатлений. Душа словно пребывает вне своего дома - физического организма: кажется, что она находится в совершенно ином измерении. Она целиком принадлежит душевно-духовной сфере, откуда получает импульсы для построения организма. Тайна сна и бодрствования напоминает нам о необходимости беречь сон ребенка любого возраста, ибо это драгоценный дар, полученный им как помощь на пути развития. О БОДРСТВОВАНИИ Бодрствование в земной жизни человека являет собой полюс, противоположный сну. Что происходит во время бодрствования? Чего должен постепенно достичь ребенок, «учась бодрствованию»? Мы бодрствуем, но при этом мы без всякого понимания взираем на окружающий мир, если наши чувства еще не научились правильно воспринимать и наше сознание не научилось правильно мыслить, то есть выражаясь языком философских категорий, формулировать понятия, адекватные воспринимаемым объектам. Это то, чему должен учиться и учится каждый ребенок, каждый человек, если он хочет правильно ориентироваться в своей жизни на Земле. Первые чувства, которые пробуждаются в организме ребенка, - это осязание и восприимчивость к теплу и холоду. За ними очень скоро последуют и другие чувства. Высшей ступенью бодрствования является, однако, мышление, и именно к нему направлено развитие ребенка. Этот путь, конечно, проходит через различные этапы, и по мере их прохождения возрастает достигнутая степень пробуждения. Существенное значение имеет то бесконечно многое, что проникает в душу ребенка через его еще недостаточно проснувшиеся органы чувств, что ускользает обычно от нашего сознания и не может анализироваться им. При этом огромная ответственность лежит на окружении ребенка. Родители и все те, кто живет рядом с ребенком, должны осознавать свою ответственность за все, о чем они думают, что говорят и делают в присутствии ребенка. Все, особенно чувства, окрашивающие их действия, оказывает влияние на ребенка и может повредить как развитию эмоциональной жизни, так и формированию воли. Каждый взрослый по опыту знает, что мысли его становятся яснее, если он хорошо выспался, то есть если он вовремя отошел ко сну и вовремя встал. Качество сна и бодрствования до определенной степени обусловливают друг друга. Это относится не только к смене дня и ночи, но и к развитию человека на ранних этапах, когда время сна преобладает над временем бодрствования, которое начинает постепенно увеличиваться позже. Каждый учитель тотчас же скажет родителям, какой ребенок правильно спит, вовремя ложится и вовремя встает. К сожалению, современные родители не слушают советов. По большей части дети очень поздно ложатся спать, потому что они - особенно при стесненных квартирных условиях - вынуждены участвовать в жизни взрослых, потом - хотят в ней участвовать и, наконец, вообще получают возможность самостоятельно решать, когда нужно отправляться в постель. Матери невнимательны или перегружены работой, а отцы по вечерам с удовольствием занимаются со своей игрушкой - ребенком. В результате в этот важный период развития отсутствует правильный ритм в распорядке дня, который должен стать основой жизни ребенка. Кроме того, неправильно направляются и напрасно расходуются силы ребенка, которых может оказаться недостаточно на других этапах развития. Пренебрежение к ритму в вопросах питания, сна и так далее (все это на совести взрослых!) закладывает основы тех расстройств, которые проявят себя впоследствии: перебоев и нарушении в ритме кровообращения и работе сердца. Это нередко оказывается также истинной причиной сплошь и рядом встречающихся у детей отсутствия аппетита и вялости кишечника. Пренебрежение к ритму в отдельных случаях может вызвать у ребенка различные нарушения уже на самых ранних этапах, в других они проявятся значительно позже. К обстоятельствам, которые серьезно нарушают жизнь ребенка в процессе бодрствования, а также отрицательно влияют на его сон, относятся современные средства развлечения, такие как кино, телевидение, пластинки и радио*./* Сегодня все это вытеснено куда большим злом – компьютером, к которому у очень многих детей благодаря полной безответственности взрослых имеется практически бесконтрольный доступ, включая даже доступ к интернету. (Прим, переводчика)./ Развитие ребенка предполагает активность. Эти же изобретения принуждают детей к пассивности. Они видят - при своей преобладающей в течение долгого времени склонности к подражанию, - как их мать и отец ежедневно оглушают себя при помощи всей этой грохочущей техники. Дети начинают делать то же самое. Их собственная фантазия теряет свою активность, что проявляется и в том, как ребенок играет, и в том, как и что он чувствует. Воля постоянно парализуется. Картины, слишком быстро сменяющие одна другую, натянутые лживые переходы и взаимосвязи рано и преждевременно порождают в ребенке представления, которые не соответствуют потребностям детского развития. Ребенок познает даже те вещи, которые вообще находятся за рамками нормального развития человека. И при сегодняшней душевной лености многих родителей эти факты не находят в них понимания. Автор встречал матерей, которые кормят грудью младенца и одновременно смотрят ужасные телевизионные фильмы. А что дальше? Учителя жалуются на то, что дети ничего не учат и не запоминают, что они беспокойны и шумны. О дальнейших последствиях свидетельствуют ежедневные сообщения о росте преступности несовершеннолетних. Тот, кто хочет открыть своим детям путь в пропасть, пусть остается равнодушным! Все остальные должны задуматься над тем, как полезные изобретения могут стать причиной зла, если с ними преждевременно встречается незрелый человек. Если родители будут периодически отказываться от подобных развлечений в кругу семьи, это пойдет во благо ребенку. Человек, в течение длительного времени воспринимающий впечатления посредством органов чувств, оказывается не в состоянии полностью и трезво осмыслить их. Ребенок совершенно не способен к этому. В его душе постоянно раздается грохот нашей цивилизации, прибавьте к этому еще и шум наших улиц. Если ребенок воспринимает все это во второй половине дня или вечером, то и во сне он не может достигнуть той сферы, откуда он черпает свои душевные и жизненные силы. Когда-то покой был целительной паузой перед сном. Сказочные образы, песни и домашнее музицирование способствуют тому, что еще в процессе бодрствования подготавливается переход в созидающую имагинативную стихию мира сна и мечты. Увы, где такое можно встретить сегодня? В то время, когда надо ложиться спать, по телевизору показывают «вестерны». И их непременно нужно посмотреть! Люди даже не пытаются представить себе, каким постоянным влияниям цивилизации подвержен современный ребенок в течение всего своего детства; только одно их воздействие на жизнь ребенка в процессе бодрствования наносит значительный вред его развитию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.192 (0.01 с.) |