Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Любовь, терпение - наша реакция на упрямствоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наверное, лишь очень немногие родители сомневаются в том, что любят своих детей, хотя часто оказывается, что за любовь к ребенку они принимают свое собственное тщеславие. Любить ребенка - значит дать ему возможность развиваться так, как того требует его собственная природа. Если мы вдумаемся в это, то поймем, что нам остается умалиться и быть предельно скромными; безусловно, мы придем к выводу, что ни наше тщеславие, ни пристрастие к своим увлечениям тут не при чем. Любить доверенного нам ребенка, правильно понимая, к чему это обязывает нас, - значит интуитивно чувствовать и постигать его судьбу, цель его жизни. Эта задача, действительно невероятно сложная, требует от родителей постоянной работы над собой и непрерывного движения по пути самопознания. Ребенок наверняка будет стремиться к чему-то совершенно иному, чем то, что представляют себе родители, руководствующиеся личными пристрастиями. «Мой» ребенок, «мой» сын, «моя» дочь - такого не существует, даже если в юридическом смысле данный способ выражения будет сколь угодно оправдан. Тот, кто считает, что обладает правом собственника по отношению к своим детям, пусть даже и бессознательно, не отдавая себе в этом отчета, - действует недопустимо! Мы живем отнюдь не в доброе патриархальное время, мы далеки от него сегодня как никогда. К сожалению, об этом часто забывают, как только дело касается ребенка. Терпение, совершенно необходимое, когда имеешь дело с детьми, - и маленькими, и большими, - есть та способность души, которую надо развивать, которой надо учиться. Кто не занимался этим прежде, увидит, как он портит ребенка, как ребенок портится прямо у него на глазах, причем портится в самой глубине своего существа вплоть до расстройства функций внутренних органов. Детский организм реагирует на нетерпимость, проявляемую окружающими, судорогами отдельных органов. Следствием этого могут быть нарушения в системе обмена веществ и неправильный ход процессов развития. Представим себе мать, кормящую ребенка. При этом, внутренне беспокоясь и торопясь, она думает о тех многочисленных делах, которые ей надлежит срочно выполнить после кормления. Ребенок сразу же прекращает сосать грудь. То же самое произойдет, если ребенок пьет из бутылочки: он оторвется от бутылочки, перестанет пить. Такая реакция младенца есть молчаливое требование к матери контролировать свое душевное состояние во время кормления. Если же в ответ на описанную реакцию ребенка мать не успокоится, а станет нервничать еще больше и даже рассердится - она многому повредит! Полный внутренний покой, полная внутренняя концентрация на ребенке и процессе кормления - вот необходимые условия для того, чтобы ребенок нормально, не отвлекаясь и не нервничая, мог принять пищу. Известно, например, что в родильных домах младенцы, которых из-за недостатка грудного молока приходится докармливать из ложечки, тотчас же срыгивают все съеденное, если кормившая их медсестра не была внутренне спокойной и терпеливой. Плохие едоки только благодаря спокойствию и терпению матери или няньки могут постепенно войти в норму. Это относится как к самым первым неделям и месяцам, так и распространяется на последующие месяцы и годы. Всякое беспокойство и нервозность вызывают в ребенке защитную реакцию, он отвечает на них непослушанием и плачем. Это также отражается и на его сне. Другой пример. Вот ребенок, который каждый вечер без малейшего беспокойства, без каких бы то ни было помех или затруднений укладывается в постель и хорошо спит всю ночь. Такой ребенок становится беспокойным, капризным, не засыпает, плачет, если мать вознамерилась сходить в театр, кино или куда бы то ни было после того, как уложит его спать. Ребенок моментально улавливает - если, конечно, он не флегматик - ее внутреннее беспокойство и нетерпение, и это лишает покоя его самого, нарушает его ритм. Если ребенок привык к тому, что им занимается не только мать, а кто-нибудь еще, время от времени ее замещающий, то можно избежать подобных неприятностей. В любом случае необходимо научиться терпению. Что такое терпение? Что оно дает? Мы знаем, что при рождении ребенка с первым его криком в его тело входит душа, она берет тело в свои руки, заставляет двигаться, одушевляет его радостью или болью, пронизывает волей. Душа привносит движение в организм и его члены. Мы знаем и любим детей в их подвижности, за жизнь их души, приводящую в движение их тела. Мы радуемся даже настоящему «сорванцу». Его душевная жизнь еще свободна, ничем не скована. Терпение ему, конечно, чуждо. Нетерпение есть свойство его необузданной, устремляющейся сразу во все стороны душевной жизни. Потребность движения, бодрости, беспокойства затухает, успокаивается при засыпании, в болезненном состоянии или при флегматическом темпераменте. Тут душевное не может как следует и полностью подчинить себе телесное. Во всех этих случаях мы не встречаем терпения. Терпение не дается природой. Конечно, бывают разные типы детей и людей, у которых душевное начало по той или иной причине слабее, чем обычно, проявлено в своей природной непоседливости. Их относительное спокойствие, читай: телесная неподвижность, - это еще далеко не терпение. Терпение приобретается «Я»; ему надо учиться. Оно не есть заданная, врожденная способность души. Оно не просто пассивно, как это кажется со стороны. Это активнейшая пассивность, какую только можно себе представить. Терпение есть самообуздание воли. Это как бы обратный ход воли. Воля обращается вовнутрь против себя самой. Терпение есть самовоспитание воли для восприятия. Благодаря способности воспринимать мы вслушиваемся в другую душу. Именно эта способность позволяет в известной мере предугадать жизненный путь и судьбу доверенного нам ребенка, почувствовав их в нем самом (то свойство, о необходимости которого для родителей говорилось выше). Терпение на зрелой ступени, в своей высшей точке становится «ясночувствованием». Говорить здесь что-либо о необходимости познания человека нам представляется излишним. Все наше изложение от начала и до конца имеет в виду прежде всего это. Ведь очевидно, что необходимо знать что-нибудь о том, с чем имеешь дело. Если утрачен инстинкт и вместе с ним инстинктивное умение, то нужно учиться. Познание взаимосвязей в становлении человека есть предпосылка, необходимое условие нашего совместного пребывания с детьми, равно как и со взрослыми людьми, это также предпосылка нашего самопознания. НА ПОРОГЕ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА Позади третий год. Выстраданный год, год, который прожит трудно. За прошедшее с момента рождения время ребенок приобрел все те свойства, что отличают его от представителей животного, растительного, минерального царств. Можно сказать, что самые важные и самые трудные годы его жизни, первые годы учения миновали, хотя прожиты они были в относительно бессознательном состоянии. Это время, несмотря на обилие радостных событий, было отнюдь не легким для родителей, особенно для матери, если, конечно, в ней жило чувство ответственности. Чем самоотверженней были родители, тем меньше «рубцов» осталось в душевной жизни ребенка, тем меньше, соответственно, приобретено им задатков для неправильного развития и всякого рода нарушений. Чего же достиг ребенок за эти три года? Во-первых, тело его приняло вертикальное положение и он научился ходить, что дало ему возможность обособиться от того водоворота событий, в который он был брошен и с которым был неразрывен. Родившись, ребенок сумел из него вырваться, но при этом связал себя сознательно. Во-вторых, он научился говорить, что сделало для него возможным, после того как он обособился от внешнего мира, не только и не просто называть предметы, но и по желанию входить в контакт с другими существами, с людьми. В-третьих, он приобрел способность думать. Благодаря этой способности человек в течение всей жизни получает откровение Духа в природе и в человеке, и прежде всего в себе самом. Благодаря мышлению он всегда в своем сознании может перебросить мост через ту пропасть обособленности, которая существует между ним и природой, между ним и миром. Познание самого себя, начавшееся по зову пробуждающегося «Я», ставит ребенка рядом с другими «Я» окружающего его мира; и отныне в течение всей дальнейшей жизни он своими намерениями, целями и поступками влияет на собственную судьбу, во многом определяя ее ход. Не все его намерения возникли из обычной повседневной жизни внешнего мира; источник многих из его целей - тот самый неведомый доселе мир, о котором спрашивал ребенок на третьем году жизни, задавая свой вопрос «откуда?». Этот мир есть та загадочная страна, в которую отправляется герой волшебной сказки; это то, что будет привлекать его к себе в последующие годы и обогащать на пути познания человека. ОБ ИГРЕ Антропология и медицина пытаются понять, что же собственно происходит с ребенком в процессе его развития. Они тщатся вывести и четко сформулировать «законы» этого развития, руководствуясь своими наблюдениями. Нигде не найти «закона» в том понимании, в каком это приложимо разве что к механике, статике, технике. Лишь там, в мертвом, с четко очерченными границами мире действуют законы, позволяющие заранее исчислить и определить, что с необходимостью должно произойти. Совсем иначе обстоит дело с живым, органическим миром. В нем нет ничего заданного, законченно-данного, и потому ничто заранее не исчислимо. Безусловно, говоря о развитии ребенка, мы выделяем в этом развитии определенные ритмы, определенные этапы, причем характерные для ребенка вообще, а не только для конкретного индивида. Мы можем констатировать, что некоторые этапы развития у такого-то ребенка имеют выраженное определенное начало. Однако часто случается так, что это начало не выражено, четкие признаки его отсутствуют. Случаются также интервалы, периоды «покоя», когда кажется, что ничего не происходит. Вроде бы уже наметилось что-то новое, но первые смутные проявления тотчас исчезли в неопределенных глубинах, словно невидимый художник оставил намеченный мотив, не желая его развивать. Однако, некоторое время спустя, этот мотив подхватывается, видоизменяется, звучит уже по-новому; крепнущий, нарастающий, он оказывается основным мотивом пьесы, ее смыслом, - так бывает в музыкальном произведении, так происходит и в живом организме, когда намеченное, но затаившееся, ушедшее в глубины вдруг выходит наружу, разрешается образованием органа, обретением какой-либо новой способности, проявлением доселе скрытых взаимосвязей. Развитие ребенка осуществляется в соответствии с определенными правилами, которые нам более или менее известны из опыта и которые мы снова и снова пытаемся объяснить себе. Мы не можем назвать их законами. У растений одного семейства, рода или вида «характерные», «типичные» по форме листья, и тем не менее ни один листочек не представляет собой точного подобия другого, даже на одном и том же растении. Нет ни одного листка, абсолютно повторяющего другой. Тут формой ведают живые силы, они творят ее играя. Надо постигнуть игру таких живых сил в органических и душевных процессах, чтобы приблизиться к пониманию сущности ребенка. Это тот действительно значимый объективный опыт, который мы можем вынести из наших наблюдений за детским развитием, а не пустые упражнения рассудка, склонного к констатации «законов» и неспособного увидеть живые творческие силы детского организма. Сам собой напрашивается вывод: законы охватывают только свершившееся, ставшее, тогда как все свершающееся, становящееся от них ускользает, в них не вмещается. Становящееся проявляется в игре, которая имеет свои правила (ведется по «правилам игры»), их ритм есть выражение тех еще не постигнутых нами сущностных духовных сфер, которые дают импульс развитию. То, чему подчинено душевное развитие ребенка, есть игра. Необходимо развивать в себе правильное понимание этой игры, источник которой кроется отнюдь не в рассудке, всегда черпающем информацию из внешней жизни; только в этом случае мы сможем правильно понять игру самого ребенка. Ребенок начинает играть от избытка в нем пластических формирующих сил. В той мере, в какой эти живые силы работают над ним, формируя, преображая его, в нем пробуждается потребность делать то же самое, подражая этим силам. Он «играет» со своими пальчиками, потом с ножками: когда он просто двигает ими, это уже игра. Потом он начинает играть с окружающими предметами: с пеленкой, одеяльцем и так далее. Слабый, вялый ребенок играть не станет! Во всякой игре мы ощущаем присутствие свободного, деятельного духа, который таким образом проявляет себя. В игре младенца иногда можно различить те или иные игровые действия, которые еще полностью вплетены в процессы, протекающие в его организме. Случается, что мать в своей любви к ребенку проникается совершающимся и включается в «игру»; это очень хорошо стимулирует развитие ребенка. Движения младенца, поощряемые и поддерживаемые движениями матери, - одновременно и игра, и процесс построения органов ребенка. Но очень многие совсем незаметные движения ускользают от нашего внимания. Что мы очень четко фиксируем и обычно хорошо помним, так это наши попытки поиграть с младенцем. Однако мы, взрослые, в подобных попытках представляем опасность для ребенка: наше вмешательство может оказаться грубым, своим неправильным поведением мы можем помешать детской игре, нарушить ее ритм. В такие моменты мы ведем себя словно посетители зоопарка, которые подсовывают обезьянам и медведям всевозможные предметы и ждут, как на это отреагируют звери, что они будут делать с этими предметами. С начинающим играть младенцем взрослые часто ведут себя именно так! Они, как правило, не имеют ни малейшего представления о сущности детской игры и ее значении для ребенка. Собственно, они хотели бы только, чтобы ребенок взял игрушку и поддержал их неуклюжие попытки. Из эгоизма, о котором мы уже говорили выше, того самого эгоизма, который обычно принимают за любовь к ребенку, малышу слишком рано, порой просто недопустимо рано подсовывают предметы, которые не имеют и не должны иметь никакого отношения к ребенку и тем силам, которые в нем действуют. Это не просто неразумный поступок взрослого человека, это - недопустимое вмешательство в развитие ребенка. Можно пояснить, что имеется в виду, напомнив об аналогичной ситуации, когда вместо натурального материнского молока ребенок вдруг начинает получать искусственное питание, и обо всех вытекающих отсюда пагубных последствиях. И если эта, вторая ситуация - история того, как возникают нарушения в обмене веществ, то первая - рассказ о том, как вмешиваются в развитие нервной системы ребенка. Душевную жизнь вынуждают преждевременно развиваться в том направлении, которое должно быть для нее еще закрыто, так же как искусственное питание, в отличие от грудного молока, ведет к тому, что организм преждевременно отвердевает. В обеих ситуациях последствия вредного вмешательства проявляются не сразу: вредные влияния сначала проникают в самые глубины органических процессов и долго действуют там, прежде чем выйти наружу. Вернемся к внешним фактам, по которым мы отмечаем вехи становления человека. Рождается физическое тело; самая приметная его часть - круглая, имеющая форму почти правильного шара, очень совершенная голова. Она напоминает нам земной шар - и резко контрастирует с совсем еще не развитым телом. Может быть поэтому нам покажется понятным, почему шар, мяч всегда был одной из самых главных (и самых первых) игрушек ребенка. Конечно, это ни в коем случае не должен быть твердый мяч из резины или целлулоида. И еще долгое время игрушка должна соответствовать развивающемуся чувству осязания и мягкости костей, суставов и связок. Пусть она будет достаточно мягкой, податливой под нежными пальцами ребенка, чтобы детская рука, прикасаясь к игрушке, не наталкивалась на твердую форму, а могла сама как бы немного формировать, надавливая, сжимая. Если не принять эго во внимание, то можно помешать развитию способности восприятия и сил воображения. То же относится и к первой кукле ребенка. В качестве таковой часто выступает пеленка. Платок, или кусочек ткани, который дают малышу, он сначала норовит использовать как покрывало или как накидку: закрывает им голову и лицо. Он прячется под «покрывалом», и в первую очередь прячет нос, словно хочет отгородить себя, свое лицо от внешнего мира с его холодом. Постепенно платок перестает быть всего лишь покровом; малыш начинает играть с ним как с предметом, обладающим формой, кладет его себе на руку, как несколько месяцев спустя будет класть куклу. Наблюдая за детьми, которые «нянчат» такое покрывало, можно заметить, как один и тот же предмет изменяется сущностно, углубляясь в своей духовности. Оболочка, скорлупка превращается в «ядро»! В том, что они делают, дети часто бессознательно воспроизводят становление своего физического тела. Оно ведь начиналось с оболочек (с плодной оболочки, оставленной в момент рождения), затем происходило формирование, возникали четкие формы, и наконец процесс становления ушел вовнутрь, в глубины, к центру. Можно наблюдать, как покрывало оживает в руках ребенка, как через некоторое время с ним даже начинают разговаривать, словно это кукла. Кто хочет быть последовательным и делать выводы из своих наблюдений, тому, вероятно, не покажется чересчур отвлеченной та мысль, что стремление оболочки (обрамляющей сферу) выделять внутри себя некий центр, некое ядро есть всеобщее свойство. Таково свойство Космоса в его влиянии на Землю и человека.Первую модель куклы искусная и понятливая мать изготовит из простого куска ткани, наметив только одну круглую голову. Пластические силы, действующие в детском организме, через мягкие нежные руки ребенка и его пробуждающееся воображение будут направлены и на эту матерчатую куклу. Первый мячик тоже лучше сделать самим из кусочков синей, красной, зеленой шерсти. Его можно связать на спицах или крючком из цветных шерстяных ниток. Туго набить ватой (лучше шерстью). Чтобы мячик радовал ребенка, можно вышить на нем солнце с лучами или сияющую звезду. При этом нельзя забыть, что материал, из которого делается мячик, шерстяные нитки, из которых он вяжется, должны быть окрашены натуральными красителями, ведь ребенок, конечно, будет брать мячик в рот. От игрушки ни в коем случае не должны отделяться нитки. Вы увидите, что ребенок будет любить такой мячик долго, в отличие от твердых мячей, на которые он сначала и вовсе не обратит внимания. С твердыми мячами пусть играют взрослые. А мягкий матерчатый мяч хорош еще и тем, что никогда не укатится далеко от маленького ребенка, весьма ограниченного в своих движениях, до него легко дополэти и дотянуться. Если мы представим себе, как силы, участвующие в процессах развития ребенка, постоянно претерпевают превращения и как вследствие этого постоянно меняет свое «лицо» все то, па что они воздействуют, тогда и сам факт этих превращений станет для нас столь очевиден, что мы сумеем различить и не оставим без внимания все их проявления в ребенке. Понять развитие ребенка - значит, наконец, постигнуть, что одна и та же сущность постоянно обнаруживает свои разные лица, и каждое новое лицо есть типичное, принадлежащее этой сущности как одно из ее проявлений. Игра как таковая и различные игры, как ее отдельные проявления, относятся к таким превращениям и требуют соответствующего внимания. Вероятно, читателям уже ясно, что материал, из которого изготавливается игрушка, не безразличен. Более того, материал по мере развития и взросления ребенка тоже должен постепенно меняться. Им могут служить пряжа, ткань, лыко, дерево, рог, кожа, металл, бумага - то есть почти все те материалы, которые люди с давних пор использовали для изготовления нужных им предметов. На значение тканых материалов для изготовления матерчатых мячей и кукол мы уже указывали. Ткани из искусственных волокон для этого безусловно не пригодны. Их теплопроводность не соответствует требованиям, предъявляемым к материалам, которые трогает ребенок своими нежными руками. Очень хорош материал, поставляемый миром растений. Прежде всего это дерево всех видов. Металлические игрушки допускаются только с 5-6 лет. Однако нельзя забывать, что самые важные игрушки – всевозможные, большие и маленькие, дары природы, которые ребенок находит сам и приносит домой для приумножения своих сокровищ. С самого начала очень важен песок, позже - камни, желуди, каштаны, кора, ветки старых деревьев, а также мох и лишайник. Если мы сумели понять ход детского развития в первые три года: развитие физического организма и его духовную подоплеку, тогда мы сможем понять и параллельно развивающиеся потребности ребенка в игре. Наблюдая самые первые попытки играть, мы видим, как начинается пробуждение детского сознания для внешнего мира, как обнаруживают свою деятельность подвижные пластические силы, как вообще проявляет себя вовне воля к движению. Позже мы замечаем, как в том, что мы наблюдали, проявляется еще один, совсем новый момент: зачатки художественного ритма. Дети, начиная свои «речевые упражнения», хотят слышать звуки! Они хотят, чтобы мир звучал, хотят слышать ответ на всякое свое действие: они, например, снова и снова бросают на пол ложку, проделывая это с невероятным усердием и всем своим видом выражая полное удовлетворение. Можно наблюдать, как они упорно пытаются оттянуть мягкую подстилку в своем манеже, чтобы предметы, которые они бросают, с грохотом падали на твердую поверхность. В этом они на удивление изобретательны. Любые твердые предметы, оказывающиеся под рукой, становятся объектами, при помощи которых можно заставить звучать мир твердого и неподвижного. Некоторое время дети весьма настойчивы в своих попытках, потом эта игра внезапно прекращается. Конечно же, не имеет смысла конструировать для детей специальные приспособления но производству шума. Тут мы хотели бы особо отметить следующее. Побуждение к игре, исходящее от взрослого человека, непременно должно соответствовать тому, что диктуется самими потребностями детского развития и легко в них прочитывается, из них следует. Нельзя бездумно и «просто так» подсовывать ребенку игрушку только потому, что хочется что-то подарить ему, или потому, что игрушка нравится нам самим. Как часто случается, что взрослые, собираясь навестить друзей, у которых есть дети, покупают по дороге любую случайную игрушку - «гостинец». Тут родители должны проявить стойкость, ввести «игрушечный карантин», потому что они не имеют морального права свою ответственность за ребенка принести в жертву ничего не значащей вежливости. Только тогда начнет развиваться культура игрушки, когда мы научимся проникать в суть того, что же такое игра и какова ее роль в становлении ребенка. Представим себе, как ребенок играет. Пусть перед нашим мысленным взором пройдут все те картины, которые связаны с ребенком играющим. Представим себе последовательность детского развития в первые три года и параллельное изменение характера детской игры в этот период, являющийся, пожалуй, самым важным и определяющим для всего дальнейшего развития. В результате мы придем к следующим обобщениям. На первом году жизни сильнее всего проявлена игра (как уже говорилось) органов и различных частей тела - игра, из наблюдения за которой становится понятно, как ребенок, используя творческие силы, работающие над его физическим телом, пытается слиться воедино с не до конца еще сформированным организмом, когда поднимает его, приводит в движение. Это игра развития, игра формирующая: к ней надо относиться скорее как к проявлению «инстинкта игры». Она по существу противоположна позднейшим, уже осмысленным играм ребенка. Потребностям начального развития более всего соответствует игра с конечностями - ручками и ножками. К ней близка игра с органами речи, упражнения, связанные с развитием говорения: крик, лепет, проба различных звуков и их сочетаний вплоть до последующих более сложных речевых упражнений. Руководствуясь естественным инстинктом, раньше ребенку в качестве первой игрушки в его маленькие ручки давали мягкий матерчатый мячик. В этом подобии космической сферы, являющейся также прообразом головы человека, ребенок имеет перед собой наглядную, пластически воплощенную картину формирования собственных органов (головы). Формирование головы становится, таким образом, в каком-то смысле зримым; подсознательно, своей душой ребенок воспринимает собственные органические процессы. Он свободно играет с таким мячиком, на свой лад повторяя игру творческих сил внутри своего организма. Следующая за мячиком игрушка - имитирующая целого человека (а не одну лишь его голову, как мяч) кукла: сначала просто платок, потом платок (салфетка, кусок ткани), на котором как можно более примитивным способом (сложить складками и завязать узелки или в некоторых местах сшить) уже четко выделены голова и туловище с конечностями. Получая в руки такую куклу, ребенок получает нечто весьма значительное, нечто такое, что через чувственное восприятие при помощи творческих жизненных сил, действующих в детском организме, достигает доселе дремавшего воображения, побуждает его преобразить до неузнаваемости эту простенькую куклу, придать ей конкретные черты какого-нибудь человека, хорошо знакомого и близкого. Разумеется, что все эти процессы бессознательные. Это творчество внутри себя и для себя: не включающееся в дифференцирование внешнего мира, не повторяющее его. Потому бессмысленно подчеркивать у таких кукол пол или расовую принадлежность: это было бы уже дифференцированием, ненужной конкретизацией. Есть два способа помешать деятельности внутренних творческих сил. Первый способ - дать ребенку куклу, изготовленную из твердого материала, статичную, с застывшим выражением очень определенного лица; куклу, которая являет собой реалистичное изображение большого ребенка или взрослого (наподобие тех, что выставлены в музее восковых фигур). Второй способ - весьма распространенные фигурки животных из резины, пластмассы и других искусственных материалов. «Совершенные» куклы не дают творческим силам ребенка возможности работать, пресекают их подвижность, умертвляют, причем это происходит как на уровне душевных процессов, так и на уровне органики, на уровне взаимосвязей всей жизненной организации. Ведь что остается делать творческим силам ребенка, если есть такая кукла, в которой им нечего досоздавать и нечего воспроизводить? Воображение с его пластическими потенциями не находит себе применения и не развивается. Фигурки зверей, сделанные правдоподобно, но без всякой сущностной, внутренней соотнесенности, побуждают ребенка к внутренним подражательным движениям; при этом происходит подражание животным формам, тогда как детское воображение прежде должно сосредоточиться на человеческом. Дать ребенку в качестве игрушки матерчатую обезьяну - просто безобразие. Кроме всего прочего, игрушечные звери никак не соотносятся с жизнью животного мира, с ее душевным началом: ведь она реализует себя не во внешних формах, а в движении. К концу первого года игра ребенка становится более совершенной. Малыш начинает ползать, затем делает первые шаги. Завоевав для своего тела вертикальное положение, он несет голову свободно, независимо над горизонтальной плоскостью, которую он преодолел, откуда поднялся. Он также освободил свои руки от деятельности, связанной с передвижением тела. С достижением вертикального положения он уже учится - совершенно бессознательно - быть господином мира горизонтального, к которому принадлежат, между прочим, животные. При ходьбе и при движении рук продолжает развиваться и оформляться головной мозг и особенно центр речи в нем. В это время мать, играя с ребенком, должна обратиться к играм звуковым, ритмическим; вспомнить рифмовки, короткие стишки, считалочки. Через органически формирующие процессы это достигает душевного и оказывает на него влияние. Короткие стишки, звучащие в играх, действуют побуждающее, подбадривают, веселят, успокаивают, смягчают огорчения и боль. Такие игры хороши и после года. Конечно же, они должны быть разнообразными, их надо варьировать. Второму году ходом развития диктуются уже совсем другие определяющие влияния. Ребенок становится свободным в своих движениях. Поднимаясь над животным в том, что для животного существенно и сущностно - движение само по себе, он тем самым частично освобождает себя от мира животных, отделяясь от него физически, при этом он поглощен душевной жизнью этого мира, наблюдает ее. Он живо интересуется всем, что ему встречается из этого мира, будь то собака, птица, муравей или муха. Он охотно идентифицирует себя с каким-нибудь животным и пытается ему подражать. В этот период хороши подвижные игрушки, особенно те, которые воспроизводят движения животных и их общую манеру. Если проследить пристрастия ребенка от одного до двух лет, связанные с игрой и игрушками, то наряду с тем, что преобладало до сих пор (движения рук и ног, общая подвижность), обращает на себя внимание нечто явно новое. Сознание воспринимающее и наблюдающее - вот что пробуждается в ребенке. Благодаря этому на передний план выступают в большей мере, чем прежде, голова и органы восприятия. Ребенка все больше начинают интересовать картинки и книжки с картинками, которые он рассматривает очень внимательно, целиком отдаваясь созерцанию. Ему абсолютно неважно, что картинки подчас оказываются перевернутыми вверх ногами. Он совершенно ими очарован и громко выражает свой восторг. Сначала внимание ребенка могут привлекать, доставляя ему радость, одни лишь цвета. К формам он привыкнет и начнет их узнавать постепенно, шаг за шагом. Излюбленная с давних времен игрушка в этот период - марионетка, кукла с подвижными конечностями, прыгающими ногами и руками. Очень хороши также книги с картинками, страницы которых особенно оживляются и одушевляются, если картинки подвижные: если двигаются (по принципу марионетки) ноги, руки, головы изображенных на них фигурок. Наряду с этим часто проявляется то, что на первый взгляд ничего общего не имеет со всеми описанными процессами детского развития и его этапами: ребенок испытывает радость от шума, который сам же и производит! Эта радость свидетельствует о потребности в шуме. Если все, что делает ребенок, сводится к подражанию, то едва ли кто-нибудь из взрослых согласится признать, что производил когда-либо подобный шум и тем самым подал ребенку пример для подражания. Ребенок вдруг начинает стучать своей игрушкой, оглушительно грохотать, ритмично ударять по столу деревянными предметами; при этом бывает он очень доволен. Если ему удастся стащить крышку от кастрюли, он будет бросать ее об пол с дребезжанием и звоном или нещадно колотить ею по столу. Изобретательность и звуковая фантазия ребенка поистине неисчерпаемы, и слабонервный взрослый стоит в полном смятении перед сияющим довольным ребенком, черпающим свое счастье в шумах, способных вызвать у взрослого лишь мучительное раздражение, гнев и нетерпимость. Почему дети, играя, так охотно производят шум? У детей, растущих в одиночестве, эта склонность обычно проявляется чаще, чем у тех, кто имеет брата или сестру. В этом факте уже содержится ответ на наш вопрос. Мы, взрослые, с нашими размеренными, всегда одинаковыми движениями, с нашими привычками, с нашей бесцветной, трезвой, холодной душевной жизнью бесконечно скучны ребенку. Любой шум привносит движение в атмосферу душевного застоя, в которую вынужден вживаться ребенок. Душевные движения необходимы ребенку, который должен полностью инкарнироваться в земную жизнь, то есть в унаследованное им физическое тело; да ведь и движения тела без движений душевных невозможны. Тем не менее мы не считаем, что эту склонность следует поощрять игрушечными барабанами, литаврами и трубами. Такие игрушки совершенно не годятся для ребенка. Все, что ему потребуется для создания шума, он сам себе найдет и придумает с необыкновенной изобретательностью. Этим «звуковым голодом» можно руководить, например, подарив ребенку сначала погремушку с колокольчиками, потом пентатонный металлофон, позже - диатонический металлофон. Так утоляется неизбежная потребность в шуме и одновременно прививается вкус к гармоничным звуковым сочетаниям, имеющим определенное отношение к самой человеческой сущности. Феномен шума имеет еще один аспект. Это, несомненно, возвещение и предчувствие «Я», готовящегося войти в душевную жизнь; в той же мере это реакция душевной жизни, ее подготовка к столь мощному для нее событию. Вспомните подростков с их склонностью ко всякого рода шуму, даже буйству, что может показаться необъяснимым, но становится понятным при подобном подходе, ибо вхождение «Я» событие не единичное: это долгий, медленный процесс, совершающийся годами. Шум - это то прикрытие, та завеса, сквозь которую попеременно смотрят друг на друга «Я» и детская (юношеская) душа. Даже взрослые люди, как известно, бывают весьма шумными, когда пытаются навязать другим свое «Я». ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО СЕМИ ЧЕТВЕРТЫЙ - ПЯТЫЙ ГОД Четвертый год - это середина первого периода развития ребенка, первого этапа долгой человеческой жизни. В этот год ребенок усваивает и перерабатывает все то, что было приобретено им в первые три года. Целью и результатом всего первого семилетия является смена зубов. Четвертый год жизни - это период, когда дети, особенно девочки, плачут из-за всякой мелочи и легко обижаются. Если в первые три года относительно спокойно, без помех и каких бы то ни было нарушений в формировании организма и общем развитии ребенок сумел осуществить то, что ему суждено было осуществить, то теперь он все больше освобождается от своей замкнутости и открывается для окружающего мира. Неся в себе три дара первых трех лет, которые он принял и освоил в соответствии со своей индивидуальностью, теперь он по-своему воспринимает влияния внешнего мира и других людей: влияния, которые прежде почти не достигали его внутреннего мира. И в этой новой фазе своего развития он кажется таким же, как и прежде: периоды развития не укладываются в точные временные рамки и моменты перехода точно не фиксируются. Так, некоторые проявления, характерные для третьего года, иногда возникают на четвертом году или же, наоборот, раньше, до третьего года. В конечном счете все зависит от того, насколько продвинулось в своей работе над детским организмом «Я», насколько робко или интенсивно оно входит в процессы формирования, протекающие в жизненном и душевном теле, усиливая и ускоряя их. В общем можно, пожалуй, сказать, что в наше время скорее наличествует тенденция ускоренного, а не замедленного развития, больше свойственного прежним поколениям. Но при ускоренном развитии многое остается нераскрытым пли слаборазвитым. В своих лекциях по педагогике Рудольф Штейнер указывает на изменения, происходящие в эти годы в ребенке, изменения, которые мы чувственно, поверхностно не воспринимаем, а замечаем только их внешние проявления, если, конечно, не обладаем прямой способностью воспринимать в человеке сверхчувственное. С момента рождения и до середины третьего года сосредоточенные в области головы жизненные силы постепенно освобождаются от работы, связанной с формированием органов. Благодаря этому мышление делается все более самостоятельным и свободным. Аналогичный процесс совершается в области грудной клетки, где формируется ритмическая система. Это происходит с середины третьего года и вплоть до пяти лет. И тут жизненные силы освобождаются от деятельности, связанной с формированием органов дыхания и кровообращения, для душевной работы. Эти факты воспринимаются нами в их конкретных проявлениях: развитие речи, связь речи с мышлением. Одновременно в эти же годы развиваются память и воображение ребенка. И как раньше следовало сдерживать влияние воли взрослых на ребенка, чтобы не повредить формированию его физического тела и дать ему возможность реализовать свой собственный импульс воли в развитии органов тела, так и теперь нельзя мешать своим влиянием развитию памяти, а с детским воображением
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.106.176 (0.019 с.) |