Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психогигиена детского и подросткового возрастаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Психогигиена детства строится с учетом особых качеств психики ребенка, позволяющих обеспечить гармоничное ее формирование. Главная особенность деятельности ребенка дошкольного возраста состоит в том, что она всегда проявляется в играх. Ни в каком другом возрасте игра не имеет такого важного значения для психического развития, как в детском. Именно поэтому правильная, последевательно усложняемая организация игровой деятельности ребенка - залог наиболее полноценного формирования его психики. Формирование психики ребенка не должно быть результатом стихийных сочетаний непосредственно пережитых им жизненных ситуаций, а в большей или меньшей степени обеспечиваться при помощи исторически сложившихся систем воспитания. Повседневная жизнь с ее подчас неожиданными событиями, разнообразие человеческих индивидуальностей, возможность врожденного аномального формирования психики - все это свидетельствует о том, что воспитание ребенка не может быть неорганизованным, а должно направляться семьей и воспитателями дошкольных учреждений и основываться на принципе последовательности, этапности. Воспитание становится действенным орудием формирования гармоничной, психически здоровой личности лишь в том случае, если учитывается ее индивидуальность и строго соблюдаются психогигиенические требования. У некоторых детей, особенно с астеническими и тревожными чертами личности, при помещении их в детский сад могут возникать невротические срывы, ночные страхи, снохождение, заикание и т.п. В таких случаях следует отсрочить оформление ребенка в дошкольное учреждение, дать ему возможность восстановить душевное равновесие. К посещению детского сада ребенка надо готовить постепенно, пробуждая у него возникновение "детсадовской мотивации". На первых порах следует раньше забирать его домой и т.д. В детстве происходит последовательное развитие и усложнение впечатлительности. Растущее значение впечатлений (роль которых, естественно, сохраняется и позже - всю жизнь) особенно наглядно прослеживается до 12-14-летнего возраста. В этот период ребенок живет главным образом впечатлениями от объектов и явлений непосредственной действительности, на основе которых формируется, в первую очередь, его психическая деятельность. Известно, что в своих играх дети часто воспроизводят ситуации из жизни взрослых ("Папа пришел домой пьяным и обижает маму" и т.п.). Поэтому так важна психологическая атмосфера, в которой воспитывается ребенок. В отличие от этого подросток, начиная с 12-14-летнего возраста, строит свои суждения и умозаключения уже не только на основе непосредственных впечатлений от действительности, но и на сочетании образов, вызванных непосредственными впечатлениями, с образами представлений, хранящимися в памяти. На основе субъективного оперирования такими образами появляется рефлексия (способность познавать собственную умственную деятельность), являющаяся необходимым условием для развития личности. Это отличает в частности психику подростка от психики ребенка. Воспитание представляет собой непрерывный процесс, который уже на ранних этапах жизни ребенка включает элементы обучения. Однако с началом посещения школы главным средством воспитания становится уже система обучения. Последняя не только обогащает знания и навыки ребенка, но, что более важно, при правильной организации оздоравливает психику, обеспечивает ее гармонию. Успешность адаптации к школе во многом зависит от уровня психической зрелости и готовности ребенка к школе, а также от личности первого учителя. Дефекты обучения могут привести к надлому или искажению еще не развитых психических свойств ребенка, способствовать замедлению (ретардации) или ускорению (акселерации) развития отдельных элементов психики и, следовательно, стать источником формирования аномальных черт личности. Поэтому психогигиена обучения - один из ведущих и чрезвычайно существенных разделов психогигиены, обеспечивающий у особенно ранимых и подверженных разнообразным влияниям подростков формирование гармоничной, здоровой психики. Представители сравнительно-возрастного направления в психогигиене важную роль в полноценном психическом развитии подростков отводят психогигиене полового чувства и собственно психогигиене половой жизни. Известно, что именно в пубертатном периоде развития появляются первые, нередко "темные чувства", являющиеся отражением происходящих в организме изменений, связанных с половым созреванием и началом половой зрелости. У девочек, кроме того, в этот период появляются, иногда неожиданные для них, менструации со всеми вытекающими психологическими последствиями. Начинающиеся у подростка сложные биологические изменения всегда сказываются на оценке им действительности, семьи, коллектива, общества. Жизненная практика свидетельствует, что все эти изменения протекают значительно менее болезненно и не нарушают формирования психики подростка, если последний разумно подготовлен к их началу, если ему оказана поддержка со стороны взрослых, если его самовосприятие и мироощущение корригируются по мере возникновения неосознанных и непонятных чувств. Этим и оправдывается выделение психогигиены полового чувства, которая исследует его и разрабатывает мероприятия, направленные на гармоничное формирование сексуальности в пубертатном периоде. Правильный режим дня, чередование нагрузок и отдыха, физического и умственного труда, внешкольные увлечения (музыка, театр, коллекционирование и др.), спортивные занятия позволяют избежать переутомления и психической травматизации. Психогигиеническая работа с детьми должна проводиться на всех этапах их развития, в семье, в дошкольных учреждениях, в школе. Ведущая роль в обеспечении психогигиенических мероприятий принадлежит родителям и педагогам, которые должны иметь определенную подготовку. Психогигиеническая работа вне школы должна быть направлена на ослабление воздействия на ребенка или подростка нездоровых бытовых и психологических условий в семье, влияния неформального окружения (дворовые компании, неформальные группировки). С учетом особенностей психики подростка, важно найти разумный баланс между требовательностью и терпимостью, стремиться к сохранению контакта с ним, стараться не потерять его доверие. Необходимо с пониманием относиться к проблемам подростка, помочь найти интересные занятия (хобби, спорт и др.) и всячески поддерживать его полезные увлечения, способные уменьшить риск вовлечения в асоциальные компании, удержать от употребления алкоголя, наркотиков, других психоактивных средств. В течение последних 10 лет на государственном уровне предпринимаются попытки улучшить подготовку педагогов в области психогигиены и, соответственно, реализовать необходимые психогигиенические требования в школах и других учебных заведениях. Вводятся такие предметы, как половое воспитание, валеология (наука об индивидуальном здоровье человека), которые должны способствовать формированию начиная с детского возраста жизненных приоритетов, ценностных установок на здоровье, здоровый образ жизни, овладению методами саморегуляции и самокоррекции. Однако несовершенство предлагаемых методик вызывает многочисленные нарекания специалистов, и поэтому требуется дальнейшая работа по их усовершенствованию. Одной из задач психогигиены является формирование правильного отношения ребенка к своему здоровью и оказанию медицинской помощи. В семье закладывается повышенное внимание или, наоборот, пренебрежительное отношение ребенка к своему здоровью. В дальнейшем это чревато патологическим реагированием на заболевания, в том числе и в зрелом возрасте. Личностная установка по отношению к медицинским работникам также формируется в семье. Часто родители в воспитательных целях пугают ребенка "людьми в белых халатах": "Не будешь слушаться - придет доктор и сделает тебе укол" и т.п. Иногда формированию страха ребенка перед оказанием ему медицинской помощи способствует и неправильное поведение самих медицинских работников, которые, подыгрывая родителям, пугают детей. В оформлении негативного отношения больного ребенка к врачу имеет значение прошлый опыт обращения за медицинской помощью или нахождения в медицинском учреждении (пережитый страх, боль, одиночество и т.д.). Поэтому существенная роль в психогигиене больного ребенка принадлежит психологическому климату в детских поликлиниках и больницах. Помимо внимательного и заботливого отношения врачей и медперсонала, для детей важны любимые игрушки, книги, привносящие атмосферу тепла и уюта, а также общение с родственниками и друзьями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.229 (0.011 с.) |