Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимоотношения в медицинском коллективеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Отношения врача со своими коллегами и медицинским персоналом являются важной составляющей медицинской деонтологии, так как атмосфера, царящая в медицинском коллективе, способна оказывать полярное действие как на пациентов медицинского учреждения, так и на его сотрудников. Организационная структура лечебных учреждений весьма консервативна и традиционна: главный врач, старшие врачи, заведующие отделениями осуществляют руководство и координацию работы остальных врачей. Общими правилами являются соблюдение субординации, вежливость, доброжелательность, товарищеская взаимопомощь. Врач должен, с одной стороны, уметь отстаивать свои взгляды, невзирая на служебное положение оппонента, а с другой - признавать критику коллег. Нередко могут возникать трения между "старыми", опытными и "молодыми" врачами. Безусловно, молодому неопытному врачу труднее завоевать доверие больного. Но свою неопытность он может компенсировать добросовестностью, стремлением как можно лучше разобраться в состоянии больного, обращением за советом к более опытным коллегам. Многими выдающимися врачами-клиницистами подчеркивалась важность динамического наблюдения и лечения больного одним врачом. Это способствует не только более полному раскрытию особенностей болезней, но и более глубокому изучению врачом личности больного, его реакции на болезнь. Полноценный контакт с врачом, вера пациента в его возможности и собственное выздоровление являются залогом успешности лечения. Это, однако, не должно порождать у врача переоценку своих возможностей и зазнайство. Недопустимо в присутствии больного ради завоевания дешевого авторитета критиковать, давать оценку действиям коллеги, негативно отзываться о другом враче, делать замечания. Неэтично вмешиваться в терапию больного, когда его лечит другой врач. Это можно делать, если действительно возникает крайняя необходимость. Форма вмешательства в действия других врачей должна быть продуманной и тактичной, чтобы исключить возможность возникновения ятрогении у больного, конфликта с коллегами. Когда же врач из-за равнодушного или негативного отношения к работе допускает профессиональные ошибки, не в состоянии внимательно, вдумчиво выслушать жалобы больного, проявляет раздражительность и нетерпимость, он утрачивает доверие к себе больных и уважение коллег. Не способствуют росту авторитета врача высокомерное отношение к коллегам, самоуверенность и тщеславие, проявляющиеся нежеланием консультироваться с более опытными специалистами. В медицинском коллективе каждый работник имеет свои функции и круг обязанностей. Отношения врача с работающим вместе с ним медицинским персоналом также должны быть ровными, уважительными. Врач не должен допускать грубости, бесцеремонности, высокомерия при общении с медицинской сестрой или лаборантом. В то же время недопустимо и превышение своих обязанностей последними - обсуждения с больными назначений врача, подвергая сомнению результаты исследований, что может нанести существенный вред лечению больного. Каждая профессия может способствовать развитию человека, совершенствованию его профессиональных и личных качеств, но может приводить и к известным негативным изменениям личности. Р.Конечный, М.Боухал в своем руководстве "Психология в медицине" (1983) говорят о профессиональной деформации личности медицинского работника, которая происходит постепенно на основе профессиональной адаптации. Выражением профессиональной деформации личности медицинских работников являются появление черствости, иногда граничащей с бездушием и цинизмом, использование медицинского жаргона (сленга). Профессиональная деформация личности во многом носит подсознательный характер и связана с недостаточностью личностного контроля. Она может отрицательно сказываться на взаимоотношениях как в коллективе, так и с пациентами, приводя у последних к возникновению ятрогенных расстройств. Последние три десятилетия в работах психологов значительное место уделяется так называемому синдрому эмоционального выгорания (сгорания), которым обозначается эмоционально-волевая деформация личности специалиста, вызванная особенностями работы. Термин "эмоциональное сгорание" был впервые использован американским психиатром Х.Дж.Фреденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, работающих с клиентами (пациентами) в условиях эмоционального напряжения. Это относится к таким профессиям, как педагог, психолог, журналист, юрист, продавец. В данный список можно включить и профессию врача. Социальный психолог Кристина Маслач определила понятие "эмоциональное выгорание" как синдром физического и эмоционального истощения, включающий развитие отрицательного отношения к самому себе и к своей работе, утрату понимания и сочувствия к пациентам. Известна эмблема медицинской деятельности, предложенная еще в XVII веке голландским врачом Николасом ван Тульпиусом - горящая свеча, и под ней девиз: "Светя другим, сгораю сам". Безусловно, "выгорание" не предполагает смерть или моральное опустошение, но профессиональная деформация личности, проявляющаяся негативными ее изменениями, часто создает трудности в дальнейшей работе врача. Среди причин профессиональной деформации называют социальные факторы и факторы среды (место работы, психологическая атмосфера в коллективе), а также личностные факторы. Социально-средовые факторы, отрицательно влияющие на личность медицинского работника:
Личностные факторы, предрасполагающие к появлению у врача симптомов эмоционального выгорания:
Симптомы эмоционального выгорания (по Абрамовой Г.С., Юдчиц Ю.А., 1998):
Для предупреждения синдрома эмоционального выгорания важно уже в процессе подготовки медицинского работника:
Сотрудников, приступающих к работе, важно ввести в профессию и коллектив, используя для этого наставничество более опытных коллег. Способствуют предупреждению симптомов эмоционального выгорания постоянное профессиональное совершенствование, творческий, личностный и интеллектуальный рост врача или другого медицинского работника.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.47 (0.013 с.) |