Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимоотношения в медицинском коллективе

Поиск

Отношения врача со своими коллегами и медицинским персоналом являются важной составляющей медицинской деонтологии, так как атмосфера, царящая в медицинском коллективе, способна оказывать полярное действие как на пациентов медицинского учреждения, так и на его сотрудников.

Организационная структура лечебных учреждений весьма консервативна и традиционна: главный врач, старшие врачи, заведующие отделениями осуществляют руководство и координацию работы остальных врачей. Общими правилами являются соблюдение субординации, вежливость, доброжелательность, товарищеская взаимопомощь. Врач должен, с одной стороны, уметь отстаивать свои взгляды, невзирая на служебное положение оппонента, а с другой - признавать критику коллег. Нередко могут возникать трения между "старыми", опытными и "молодыми" врачами. Безусловно, молодому неопытному врачу труднее завоевать доверие больного. Но свою неопытность он может компенсировать добросовестностью, стремлением как можно лучше разобраться в состоянии больного, обращением за советом к более опытным коллегам.

Многими выдающимися врачами-клиницистами подчеркивалась важность динамического наблюдения и лечения больного одним врачом. Это способствует не только более полному раскрытию особенностей болезней, но и более глубокому изучению врачом личности больного, его реакции на болезнь. Полноценный контакт с врачом, вера пациента в его возможности и собственное выздоровление являются залогом успешности лечения. Это, однако, не должно порождать у врача переоценку своих возможностей и зазнайство. Недопустимо в присутствии больного ради завоевания дешевого авторитета критиковать, давать оценку действиям коллеги, негативно отзываться о другом враче, делать замечания. Неэтично вмешиваться в терапию больного, когда его лечит другой врач. Это можно делать, если действительно возникает крайняя необходимость. Форма вмешательства в действия других врачей должна быть продуманной и тактичной, чтобы исключить возможность возникновения ятрогении у больного, конфликта с коллегами.

Когда же врач из-за равнодушного или негативного отношения к работе допускает профессиональные ошибки, не в состоянии внимательно, вдумчиво выслушать жалобы больного, проявляет раздражительность и нетерпимость, он утрачивает доверие к себе больных и уважение коллег. Не способствуют росту авторитета врача высокомерное отношение к коллегам, самоуверенность и тщеславие, проявляющиеся нежеланием консультироваться с более опытными специалистами.

В медицинском коллективе каждый работник имеет свои функции и круг обязанностей. Отношения врача с работающим вместе

с ним медицинским персоналом также должны быть ровными, уважительными. Врач не должен допускать грубости, бесцеремонности, высокомерия при общении с медицинской сестрой или лаборантом. В то же время недопустимо и превышение своих обязанностей последними - обсуждения с больными назначений врача, подвергая сомнению результаты исследований, что может нанести существенный вред лечению больного.

Каждая профессия может способствовать развитию человека, совершенствованию его профессиональных и личных качеств, но может приводить и к известным негативным изменениям личности. Р.Конечный, М.Боухал в своем руководстве "Психология в медицине" (1983) говорят о профессиональной деформации личности медицинского работника, которая происходит постепенно на основе профессиональной адаптации. Выражением профессиональной деформации личности медицинских работников являются появление черствости, иногда граничащей с бездушием и цинизмом, использование медицинского жаргона (сленга). Профессиональная деформация личности во многом носит подсознательный характер и связана с недостаточностью личностного контроля. Она может отрицательно сказываться на взаимоотношениях как в коллективе, так и с пациентами, приводя у последних к возникновению ятрогенных расстройств.

Последние три десятилетия в работах психологов значительное место уделяется так называемому синдрому эмоционального выгорания (сгорания), которым обозначается эмоционально-волевая деформация личности специалиста, вызванная особенностями работы. Термин "эмоциональное сгорание" был впервые использован американским психиатром Х.Дж.Фреденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, работающих с клиентами (пациентами) в условиях эмоционального напряжения. Это относится к таким профессиям, как педагог, психолог, журналист, юрист, продавец. В данный список можно включить и профессию врача. Социальный психолог Кристина Маслач определила понятие "эмоциональное выгорание" как синдром физического и эмоционального истощения, включающий развитие отрицательного отношения к самому себе и к своей работе, утрату понимания и сочувствия к пациентам.

Известна эмблема медицинской деятельности, предложенная еще в XVII веке голландским врачом Николасом ван Тульпиусом - горящая свеча, и под ней девиз: "Светя другим, сгораю сам". Безусловно, "выгорание" не предполагает смерть или моральное опустошение, но профессиональная деформация личности, проявляющаяся негативными ее изменениями, часто создает трудности в дальнейшей работе врача. Среди причин профессиональной деформации называют социальные факторы и факторы среды (место работы, психологическая атмосфера в коллективе), а также личностные факторы.

Социально-средовые факторы, отрицательно влияющие на личность медицинского работника:

  • низкая материально-техническая база, отсутствие медикаментов и т.д.;
  • нехватка врачей, напряженный график дежурств;
  • непризнание истинных заслуг врача;
  • ограничения его права на свободу выбора (стиля жизни, направления научного исследования и т.п.);
  • несоответствие нравственно-этических требований к профессии реальной ситуации на рабочем месте (конфликтность или равнодушие в коллективе т.п.).

Личностные факторы, предрасполагающие к появлению у врача симптомов эмоционального выгорания:

  • завышенный уровень притязаний;
  • идеализм и недостаточная связь с реальностью;
  • неумение критически оценивать неблагоприятные внешние факторы;
  • низкая устойчивость к стрессу.

Симптомы эмоционального выгорания (по Абрамовой Г.С., Юдчиц Ю.А., 1998):

  • чрезмерная усталость, переутомление, истощение (после активной профессиональной деятельности);
  • психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства);
  • бессонница;
  • негативное отношение к пациентам (после прежнего позитивного);
  • отрицательный настрой к работе (вместо прежнего "это дело на всю жизнь");
  • стереотипизация личностной установки, стандартизация общения, деятельности, принятие готовых форм знания, сужение репертуара рабочих действий, ригидность мыслительных операций;
  • агрессивные тенденции (раздражительность и гнев по отношению к коллегам и пациентам);
  • негативное отношение к себе;
  • тревожное состояние;
  • пессимистический настрой, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий;
  • чувство вины.

Для предупреждения синдрома эмоционального выгорания важно уже в процессе подготовки медицинского работника:

  • помочь ему правильно выбрать профессиональную ориентацию;
  • формировать способности устанавливать взаимоотношения с пациентами и коллегами;
  • знакомить со спецификой будущей работы, включая аспекты, способные вызвать разочарование и стать причиной фрустрации.

Сотрудников, приступающих к работе, важно ввести в профессию и коллектив, используя для этого наставничество более опытных коллег. Способствуют предупреждению симптомов эмоционального выгорания постоянное профессиональное совершенствование, творческий, личностный и интеллектуальный рост врача или другого медицинского работника.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.47 (0.013 с.)