Виды темперамента и их соотношение с типом высшей нервной деятельности (по И.П.Павлову) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды темперамента и их соотношение с типом высшей нервной деятельности (по И.П.Павлову)



Таблица 4  
Темперамент Тип высшей нервной деятельности Основные характеристики нейрофизиологических процессов  
сила уравновешенность подвижность  
Сангвинический Живой Сильный Уравновешенный Подвижный  
Холерический Безудержный Сильный Неуравновешенный Подвижный  
Флегматический Инертный Сильный Уравновешенный Малоподвижный  
Меланхолический Слабый Слабый Уравновешенный Неуравновешенный Подвижный Малоподвижный  

реагирует адекватно и конструктивно, легко обучается, свободно адаптируется в новой обстановке. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, не глубоки. При неблагоприятных условиях индивидуального развития и неправильном воспитании у сангвиника могут развиться невнимательность, поспешность, поверхностность и легкомыслие в чувствах и поступках.

Холерик - инициативный, решительный, в действиях высоко активен, энергичен, смел. Неуравновешенность часто проявляется резкостью движений, нетерпеливостью, склонностью к сменам настроения, вспыльчивостью, а иногда агрессивностью. Последние качества чаще формируются при отсутствии надлежащего воспитания. Холерик - максималист, ни в чем не знающий меры и недостаточно соразмеряющий свои силы, плохо владеющий собой.

Флегматик - спокойный, уравновешенный, сильный, невозмутимый, рассудительный, но медлительный. Чувства и настроение обычно отличаются глубиной, однако мимика и движения невыразительны и инертны. Не всегда решителен, вместе с тем последователен и терпелив в достижении цели.

Меланхолик - эмоциональный, легко ранимый, сенситивный, неуверенный в себе, склонный к пессимистическим переживаниям, при этом часто безынициативный, робкий, мнительный.

Современные исследования физиологических основ индивидуально-психологических различий человека, обнаружившие сложные многомерные механизмы функционирования нервной системы, показали относительную упрощенность павловской классификации типов высшей нервной деятельности. Большинство исследователей,

занимающихся нейрофизиологией, считает, что, поскольку не существует устойчивых динамических свойств нервной деятельности, то нет и "чистых" типов темперамента. Речь может идти о диалектически связанных между собой преобладающих свойствах темперамента, которые позволяют относить индивида к тому или иному его виду. В реальной жизни классические варианты темперамента встречаются относительно редко, гораздо чаще приходится говорить о промежуточных типах темперамента.

Наиболее адаптированы к жизни сангвиники и флегматики. Большинство холериков и меланхоликов, несмотря на характерные для них формы реагирования, способные в какой-то мере затруднять их адаптацию, являются психически здоровыми, но в своем крайнем выражении эти типы темперамента могут служить почвой для патологии личности.

Жесткой линейной связи между темпераментом и способностями, интересами и другими свойствами личности нет. Например, одаренными и талантливыми могут быть люди с любым видом темперамента.

Связь психической и физической сторон индивидуальности человека находит внешнее выражение в свойственных ему особенностях позы, манеры держаться, в выразительных движениях всего тела (пантомимике), в своеобразии выражения лица (мимика), глаз, тонких движениях рук, пальцев, выполняемых невольно или намеренно. Не случайно глаза, например, называют "зеркалом души". Психические особенности реагирования связаны на уровне темперамента (как биологической подструктуры индивидуальности) с характерными для данного индивида сопутствующими вегетативно-сосудистыми реакциями, деятельностью эндокринных желез (покраснение или бледность при волнении, потливость и др.). Иными словами, внешний вид и своеобразие реакций помогает оценивать особенности темперамента человека.

7.4. Характер

Более высоким уровнем индивидуальности является характер.

Характер (от греч. character - печать, чеканка, зарубка) - это подструктура личности, обобщающая ее свойства, наиболее отчетливо проявляющиеся в отношении к окружаемому, деятельности и поведении. В клинической психологии под характером понимается совокупность наиболее существенных и устойчивых психологических качеств (эмоциональных, волевых, стиля мышления), сложившаяся в процессе индивидуального развития и определяющих паттерн (от англ. pattern - модель, образец) поведения данной личности. Черты характера частично наследуются, частично приобретаются в процессе индивидуального развития, являясь результатом социальных и биологических влияний. Характер больше, чем темперамент, зависит от влияний среды, но в то же время более тонко и полно, по сравнению с темпераментом, позволяет человеку адаптироваться к действительности.

Становление характера начинается в детстве. Именно в этот период на конституционально-биологической основе в процессе воспитания формируются как осознанные, так и неосознанные стереотипы поведения, которые в дальнейшем автоматизируются и составляют так называемую поведенческую матрицу. Изменения характера могут отмечаться на протяжении всей жизни человека. Однако основные его качества складываются именно в детстве. Последующие изменения характера менее существенны. К возрасту совершеннолетия формирование характера в основном завершается.

Связь параметров темперамента и черт характера не является линейной. Безусловно, многие характерологические качества (усидчивость-неусидчивость, молчаливость-болтливость, общительность-замкнутость и т.д.) базируются на психофизиологических параметрах темперамента. Вместе с тем не менее важную роль в формировании характера играют среда (условия жизни) и методы воспитания. О.В.Кербиков, его ученик В.Я.Гиндикин и В.А.Гурьева описали корреляции между типами неправильного воспитания и формированием тех или иных патологических черт характера:

1. "Кумир семьи". Воспитание строится на восхвалении ребенка, культивировании в нем чувства исключительности, освобождении его от всех забот, выполнении любой его прихоти, снятии ответственности за проступки. Подобный тип воспитания чаще способствует формированию истерических черт характера (эгоцентризма, капризности, обидчивости).

2. Гиперопека. Такой тип воспитания состоит в чрезмерном внимании и контроле со стороны взрослых, навязывании своего мнения по любому вопросу, диктовании каждого шага, ограждении от опасностей, культивировании осторожности. В результате часто формируются тормозимые психастенические (неуверенность, склонность к сомнениям) или астенические (робость, сензитивность) черты.

3. Гипоопека - отсутствие целенаправленности в воспитании, недостаточное внимание к ребенку со стороны родителей. Крайняя степень гипоопеки называется безнадзорностью.

4. Безнадзорность. Гипоопека и безнадзорность выявляют и заостряют качества темперамента, поэтому спектр характерологических черт, формирующихся в данных условиях, весьма широк: от возбудимых (взрывчатость, конфликтность, агрессивность) до тормозимых и неустойчивых (безволие, внушаемость).

5. "Золушка". Для такого типа воспитания типичны лишение ребенка ласки и внимания со стороны взрослых, постоянное третирование ребенка, унижение, противопоставление другим детям, лишение удовольствий. Наиболее часто в таких условиях формируются астенические черты.

6. "Ежовые рукавицы". Воспитание включает систематическое избиение ребенка, диктаторское отношение к нему, отсутствие

теплоты, сочувствия и поощрения. Как и в случае безнадзорности, формирование черт характера в данной ситуации в большой степени зависит от типа темперамента. Возможны полярные варианты: формирование возбудимых или тормозимых качеств.

7.5. Личность

Личность - это высший уровень индивидуальности. Становление личности начинается в детском возрасте, но ее интенсивное созревание происходит начиная с подростково-юношеского возраста, когда человек наиболее полно вступает в коллективную, общественную жизнь.

В особенностях личности человека отражаются все свойственные ему качества индивидуальности. В целом личность бывает уже сформирована к концу юношества - началу периода молодости (20-22 года), хотя и позднее продолжается ее "шлифовка и отделка". Многие психологи считают, что созревание личности - это непрерывный процесс, продолжающийся всю жизнь. Собственно личность - это высший, наиболее интегративный уровень индивидуальности, который характеризуется неповторимым типом взаимоотношений с социальной действительностью и высокой степенью самосознания - сознания своей общественной принадлежности.

Еще Аристотель говорил, что человек - "животное" общественное.

Оправданная двуликость (термин "личность" является синонимом термина "персона", что означает "маска"), вызванная сосуществованием индивидуальных потребностей, желаний и требований общества, в котором находится индивид, начинает формироваться после 3 лет. До этого возраста ребенку свойственна непосредственность, состоящая в том, что он напрямую задает вопросы или заявляет о своих нуждах. По мере созревания, он начинает все более тонко, по-разному вести себя в различных жизненных ситуациях, удовлетворяя свои потребности, но не нарушая традиционных, принятых норм поведения в коллективе и обществе.

Человек потому и становится многоликим и быстро переключаемым, что встречается с чрезвычайным обилием общественных ситуаций. Это одна из наиболее совершенных форм адаптации, приспособления человека к социальной действительности. В юности на основе индивидуальной личности формируется общественная, социальная личность. Такое формирование происходит неравномерно, небесконфликтно. Противоречия в частности возникают в результате сложного взаимодействия между сложившейся индивидуальной личностью и теми новыми ее компонентами, которые появляются в связи с требованиями социальной среды. Эти противоречия чаще ведут не к нарушениям формирования, а к изменениям формирующейся личности. Элементы оправданной, закономерной двуликости свойственны практически всем людям. Вопрос в том,

каковы степень, постоянство и качества такой двуликости, особенно в плане их общественной (социальной) значимости. Личность каждого человека, с одной стороны, монолитна, едина и целостна, а с другой, - ей свойственна множественность, многообразие в разных обстоятельствах жизни. Именно личность как высшее проявление индивидуальности обеспечивает сложнейшую систему взаимосвязей человека с действительностью, взаимоотношений в разных, меняющихся обстоятельствах общественной среды и адаптацию к ней.

Таким образом, личность представляет собой категорию не столько биологическую, сколько социальную и социально-психологическую. Одной из основных подструктур личности, наряду с темпераментом, характером и способностями, является направленность, определяющая ее потребности, интересы, установки, идеалы, убеждения, мотивы и мировоззрение. Иерархия потребностей человека, мотивации его поведения были рассмотрены выше в соответствующей главе. По форме направленность личности может быть более биологизированной, отражая в большей мере витальные потребности (физиологические, сексуальные, а также повышенное внимание к безопасности, жилищу, одежде и т.д.), либо более социализированной с приоритетом духовных потребностей (интеллектуальных, моральных, эстетических и др.). В структуре нормальной личности разные потребности находятся во взаимозависимости и гармонии.

Уровень развития (зрелость) личности определяется характерными для нее отношениями. У личностей с низким уровнем развития доминирующими являются меркантильные, утилитарные отношения. Высокий уровень личности предполагает преобладание общественно значимых отношений и наличие духовности, составляющей ее ядро. Духовность включает приверженность нравственным категориям, таким как совесть, порядочность, чувство стыда, сострадание и многим другим, позволяющим человеку самому оценивать свои поступки. Г.Олпорт выделил черты зрелой личности: широкие границы "Я"; способность к теплым социальным отношениям; способность к самовосприятию и эмоциональной стабильности; реалистическое восприятие мира на основе собственного опыта и притязаний; способность к самопознанию и чувство юмора; обладание цельной жизненной философией.

В зависимости от отношений личности и общества, успешности адаптации, различают личности социализированные - адаптированные к условиям социального бытия, десоциализированные (асоциальные), которым свойственны отклонения (девиации) от основных социальных норм поведения, поэтому их еще определяют как девиантные, акцентуированные личности (крайние варианты нормы), патологические личности, к которым относятся лица с психопатиями и задержкой психического развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.210.126.232 (0.022 с.)