Определение структуры темперамента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение структуры темперамента



П Р А К Т И К У М

 

 

по курсу “Организационное поведение”

для студентов, обучающихся по направлению

“Менеджмент”

 

 

Москва 1997


УДК 622.3:65

Даянц Д. Г. Практикум по курсу “Организационное поведение”.

М.: МГГУ, 1997.

Практикум содержит семь практических работ, целью которых является ознакомление с теорией и освоение практических методов управления поведением персонала организации. Каждая практическая работа содержит основные теоретические сведения соответствующего раздела. Выполнив работы, будущий менеджер овладеет в какой-то степени навыками управления организационным поведением, методами диагностики, самопознания, самоанализа, рефлексии. Каждая работа требует глубокого осмысления изучаемого раздела дисциплины и обобщения результатов как выполняемой, так и предыдущих работ.

Практические работы помогут глубже понять психологическую суть управленческих отношений в организации, поведенческую природу менеджмента и освоить концепции управления поведением.

Этот практикум является первым пособием по организационному поведению, изданным в МГГУ. Поэтому наверняка не лишен недостатков.

 


Практическая работа 1

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ТЕМПЕРАМЕНТА

(АСТ, Г.Айзенк, К.Юнг)

 

Чтобы принимать эффективные решения, быть результативным в своей деятельности, уметь анализировать и поощрять типы поведения работника в соответствии с реальной ситуацией и экономической политикой организации, уметь определять стратегию поведения в различных сложных ситуациях и уметь многое другое. что объединяется научно-практическим направлением в менеджменте, называемым организационное поведение, необходимо знать, как работает психика человека.

Организационное поведение как научная дисциплина изучает теоретические основы и практические методы взаимодействия человека с организацией, межличностного взаимодействия, мотивированного поведения профессионалов сферы управления персоналом.

Психические аспекты поведения значимы в наименьшей степени, чем деловые качества, профессиональный опыт и знания сотрудника. Грамотному, умному руководителю должны быть подвластны и открыты тонкие механизмы, которые определяют то, что происходит в сложном мире человеческих личностей и взаимоотношений. Психологическое диагностирование актуально особенно для сотрудников и руководителей предприятий (как государственных, так и частных) в нашей стране, так как появились новые сферы деятельности в новых условиях.

Первая проблема, решаемая в деловом мире - проблема кадровая.

При весьма приличном финансировании и надежных источниках инвестирования можно очень быстро разориться, если проводить непродуманную кадровую политику. А все начинается с того, чтоґ за человек принимается на работу, чем один отличается от другого, как его распознать и, по возможности, не ошибиться?

В западных странах при приеме на работу широко используются тесты, графологическая экспертиза и другие методы распознания.

Одним из методов психологического диагностирования является распространенный метод типологии.

Идея типологии имеет древнее происхождение. Наиболее известная типология, дошедшая с древнейших времен, это типология греческого врача и философа Гиппократа (460-377гг. до н.э.). Он выделил четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Преобладание в человеке тех или иных темпераментных характеристик одного типа или их смешение в разных соотношениях определяют поведенческие и эмоциональные реакции человека. Поведение человека определяется темпераментом и проявляется в различных областях деятельности - в предметной, информационной, коммуникативной, мыслительной и др. Многие считают типологию Гиппократа архаичной и предлагают свои новые подходы. Однако новые методики, даже научно обоснованные и практически развитые содержат в своей типологии гиппократовские элементы структуры темпераментов.

Поэтому в данной практической работе рассмотрим классическую теорию типологии по Гиппократу в прекрасной интерпретации Г.Айзенка.

Отметим, что серьезный анализ и обоснованный прогноз не могут исходить лишь из психофизиологической конституции человека. Слишком большую роль играют другие уровни регуляции, такие, как образование, культура, среда, воспитание, опыт, жизнедеятельность в широких социально нормативных ситуациях, а также “внутренняя” работа личности по анализу и проектированию собственного поведения. Это последнее мы называем работой над собой. Тем не менее, знание базовых особенностей психического склада дает очень многое в анализе возможностей человека и его профессиональной ориентации, многое дает руководителям и каждому для самопознания.

Тест - опросник Г.Айзенка (1963 г.) занимает первое место по частоте использования среди других психодиагностических методик. Г.Айзенк пришел к выводу, что всю совокупность черт можно представить посредством двух главных факторов - экстраверсии (интроверсии) и нейротизма. Предлагаемый вариант теста адаптирован А.Г. Шмелевым [ 5 ]. Отвечайте искренне, быстро, “да” - “нет”.

1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать сильное ощущение?

2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, одобрить, выразить сочувствие?

3. Считаете ли Вы себя беззаботным человеком?

4. Очень ли трудно Вам отказываться от своих намерений?

5. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам невыгодно?

7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите и не растрачиваете ли много времени на обдумывание?

9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все?

11. Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?

12. Бывает ли, что разозлившись, Вы выходите из себя?

13. Часто ли Вы действуете необдуманно под влиянием момента?

14. Часто ли Вас беспокоит мысль о том, что Вам не следовало бы чего-нибудь делать или говорить?

15. Предпочитаете ли Вы чтение книг встрече с людьми?

16. Верно ли, что Вас легко задеть?

17. Любите ли Вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у Вас иногда такие мысли, которыми Вам не хотелось бы делиться с другими людьми?

19. Верно ли, что иногда Вы настолько полны энергии, что все “горит” в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?

20. Стараетесь ли Вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?

21. Много ли Вы мечтаете?

22. Когда на Вас кричат, отвечаете ли Вы тем же?

23. Часто ли Вас терзает чувство вины?

24. Все ли Ваши привычки хороши?

25. Способны ли Вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?

26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают напряжены до предела?

27. Считают ли Вас человеком живым и веселым?

28. После того как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думаете, что могли бы сделать лучше?

29. Верно ли, что Вы обычно молчаливы и сдержанны, когда находитесь среди людей?

30. Бывает ли, что Вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что Вам не спится от того, что разные мысли приходят Вам в голову?

32. Верно ли, что Вам часто приятнее и легче прочесть о том, что Вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей?

33. Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?

34. Нравится ли Вам работа, которая требует пристального внимания?

35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?

36. Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых людях только хорошее даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?

37. Верно ли, что вам неприятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?

38. Верно ли, что Вы раздражительны?

39. Нравится ли Вам работа, которая требует быстроты действия?

40. Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и “ужасах”, которые могли бы произойти, хотя все кончалось благополучно?

41. Верно ли, что Вы неторопливы в движениях?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

43. Часто ли Вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?

46. Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?

47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?

49. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или работы?

50. Могли бы Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?

51. Трудно ли получать настоящее удовольствие от мероприятий, в которых много участников?

52. Беспокоит ли вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

53. Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

56. Любите ли Вы подшучивать над другими?

57. Страдаете ли вы бессонницей?

Код опросника.

Искренность: “ДА” - 6,24,36;

“НЕТ” - 12,18,30,42,48,54.

Экстраверсия: “ДА” - 1,3,8,10,13,17,22, 25,27,39,44,46,49,53,56; “НЕТ” - 5,15,20,29,32,34,37,41,51.

Нейротизм: “ДА” -2,4,7,9,11,14,16,19,21,23,26,28,31,33,35,38,40,43,45,47, 50,52,55,57.

Искренними ответы считаются, если показатель К £ 4.

Сравнив полученные данные по шкалам “Интроверсия” - “Экстраверсия” и “Нейротизм” - “Эмоциональная стабильность” с кодом опросника, отложите на схеме “Круг Айзенка” полученные результаты. Сочетание характеристик в точке пересечения укажет на тип Вашего темперамента.

Напомним содержание и особые сочетания свойств четырех типов темпераментов.

Холерик - сильная нервная система, высокий уровень психической активности, энергичность, резкость, стремительность, порывистость, быстрый темп. Холерик склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. Неуравновешенность уменьшает совместимость с другими людьми. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных ситуациях.

Сангвиник характеризуется высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко отзывается на окружающие события, общителен. Эмоции, преимущественно положительные, быстро возникают и сменяются. Сравнительно легко и быстро переживает неудачи. При неблагоприятных обстоятельствах и недостаточно надлежащем воспитании подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности и неоправданную поспешность поступков.

Флегматик отличается сильной, работоспособной нервной системой, спокойным, ровным настроением. Чувства обычно отличаются постоянством. Низкий уровень психической активности, медлительность. Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке. При неблагоприятных условиях у флегматика может развиться вялость, бледность эмоций, склонность к выполнению однообразных привычных действий.

Меланхолик - низкий уровень психической активности, замедленность движений, сдержанность мимики и речи, быстрая утомляемость. Высокая эмоциональная чувствительность ко всему, что происходит вокруг него. Уживчивость (совместимость) с другими людьми. Склонен переживать проблемы внутри себя и, следовательно, склонен к саморазрушению. Повышенная тревожность, глубина и устойчивость эмоций, преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность, боязнь новых ситуаций, людей и всякого рода испытаний.

Следует отметить, что хороших и плохих темпераментов нет. Люди любых темпераментов могут обладать богатым научным и творческим потенциалом, обладать яркой индивидуальностью. К примеру, Суворов и Менделеев были холериками, Герцен, Энгельс и Бомарше - сангвиниками, Крылов и Кутузов - флегматиками, а Ньютон и Гоголь - меланхоликами.

Шкала “Интроверсия - экстраверсия” характеризует ориентацию человека либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на внутренний субъективный мир (интроверсия).

Экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, инициативность. Экстраверты обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях, ориентируются на внешнюю оценку. Хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решений. Отличные организаторы, бизнесмены. Оптимистичны. Вместе с тем экстраверты имеют предрасположенность к несчастным случаям.

Интроверты необщительны, замкнуты, склонны к самоанализу. Им присущи затруднения к социальной адаптации. Аккуратны, осторожны, педантичны, лучше учатся. Интроверты лучше справляются с монотонной работой. Хорошие руководители. особенно там, где можно ограничить общение с людьми.

Амбивертам присущи черты экстра- и интроверсии.

Эмоционально устойчивые, стабильные - люди, не склонные к беспокойству, устойчивые по отношению к внешним воздействиям, вызывают доверие, склонны к лидерству.

Эмоционально нестабильные (нейротичные) - чувствительны, эмоциональны, тревожны, склонны болезненно переживать неудачи и расстраиваться по мелочам.

Каждый тип темперамента предопределяет индивидуальные особенности человека, способы поведения и деятельности.

 

Нейротизм (эмоциональная нестабильность)

24

 

Меланхолик Холерик

 

 

0 12 13 24

Интроверсия 12 Экстраверсия

 

 

Флегматик Сангвиник

 

 

Эмоциональная стабильность

 

Рис. 1. “Круг” Айзенка

 

Таблица 1

Интерпретация показателей по шкалам “Экстраверсия” и “Нейротизм”

Численный показатель 0-2 3-6 7-10 11-14 15-18 19-22 23-24
Шкала “Экстраве-рсия” Сверх интроверт Интроверт Потенци-альный интроверт Амбиверт Потенци-альный экстраверт Экстраверт Сверх экстраверт
Шкала “Нейро-тизм” Сверх конкордант Конкордант Потенци-альный конкордант Нормосте-ник Потенци-альный дискордант Дискордант Сверх дискордант

 

Для повышения уровня достоверности и качества диагностики можно предложить “двойное” тестирование.

Последнее осуществляется одновременным оцениванием (ответом на вопросы) себя и друга (коллеги, сотрудника, товарища). Предполагается, что Вы друг друга хорошо знаете по совместной работе (учебе).

Чем ближе оценки, тем адекватнее интерпретация и заключение. Обе оценки следует проставить в ”круге” Айзенка и дать содержательную интерпретацию.

Заключительная часть работы должна содержать:

1. Сформулированную цель практической работы.

2. Выводы по поводу решения проблем, возникающих в практике менеджера.

3. Профессиональные ориентиры.

4. Конкретные рекомендации в отношении коррекции своих индивидуальных особенностей поведения.

5. Задачи, которые Вы перед собой ставите в плане самоуправления, самосовершенствования и развития.


Типология личности по методике К.Юнга [1]

 

Чтобы убедиться в правильности выводов по результатам предыдущей работы (АСТ, Г.Айзенка), выполните типологию личности, распознайте себя, свой тип темперамента по следующей методике. Опросник включает 20 вопросов с вариантами ответов “а” или “б”. Выберите соответствующий, давая ответ на вопрос быстро, не задумываясь.

1. Что Вы предпочитаете?

а) работать в небольшой группе единомышленников;

б) управлять большим коллективом.

2. Какие книги Вы предпочитаете читать?

а) с занимательным сюжетом;

б) с раскрытием переживаний другого.

3. Что Вы скорее можете допустить в работе?

а) опоздание;

б) ошибки.

4. Если Вы допустили грубость или другой дурной поступок, то:

а) остро переживаете;

б) острых переживаний нет.

5. Как Вы адаптируетесь в коллективе?

а) быстро, легко;

б) медленно, осторожно.

6. Считаете ли Вы себя обидчивым?

а) да;

б) нет.

7. Склонны ли Вы к шуткам и смеяться от души?

а) да;

б) нет.

8. Считаете ли Вы себя?

а) молчаливым;

б) разговорчивым.

9. Откровенны ли Вы или скрытны?

а) откровенен;

б) скрытен.

10. Любите ли Вы заниматься анализом переживаний по поводу

проделанной работы?

а) да;

б) нет.

11. Находясь в обществе, Вы предпочитаете:

а) говорить;

б) слушать.

12. Часто ли Вы переживаете недовольство собой?

а) да;

б) нет.

13. Любите ли Вы что-нибудь организовывать?

а) да;

б) нет.

14. Хотелось бы Вам вести дневник с анализом своей деятельности?

а) да;

б) нет.

15. Быстро ли Вы переходите от решения к выполнению?

а) да;

б) нет.

16. Легко ли меняется Ваше настроение?

а) да;

б) нет.

17. Любите ли Вы убеждать других, навязывать свои взгляды?

а) да;

б) нет.

18. Можно ли считать, что Вы выполняете свою работу....?

а) быстро;

б) медленно.

19. Вы беспокоитесь о возможных последствиях принятых решений?

а) часто;

б) редко.

20. Если работа не ладится:

а) спешите обратиться за помощью;

б) стараетесь сами разобраться и выйти из положения?

 

Ключ к методике “Типология личности”

Подсчитывается количество совпавших ответов и умножается на 5.

1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6б, 7а, 8б, 9а, 10б, 11а, 12б, 13а, 14б, 15а, 16а, 17а, 18а, 19б, 20а.

Интерпретация:

Баллы: 0-35 - интроверсия;

36-65 - амбиверсия;

66-100 - экстраверсия.

Используйте результаты в качестве обоснования достоверности выводов предыдущей работы.

 


Практическая работа 2

Постановка задачи

Исследовать структуру темперамента, свойства и особенности интенсивности технических процессов, степень активности, темп, ритм деятельности и поведения работника в организации.

Составить 8-мерную модель структуры темперамента, состоящую из четырех основных шкал: эргичность, пластичность, темп, эмоциональная чувствительность.

Выполнить графический анализ структуры темперамента.

Выявить степень выраженности каждой характеристики темперамента и различных комбинаций.

Дать объяснения. составить характеристику, особо выделив потенциальные способности и возможности заниматься определенным видом деятельности. Осветить поведенческий аспект профессиональной деятельности.

Целью работы является изучение психологических особенностей структуры темперамента по формальным характеристикам поведения человека в организации в процессе трудовой деятельности и овладение техникой диагностирования структуры темперамента (по В.М.Русалову).

 

Анализ результатов

Сверяя результаты опроса с “ключом”, в случае совпадения зафиксируйте полученный балл крестиком в соответствующей графе в таблице 3.

Крестики проставляйте подряд, не пропуская клеточек, если обнаружите несовпадение с ключом. Выполните расчеты и полученные результаты занесите в таблицу 3.

Проанализируйте каждую составляющую структуры темперамента в отдельности и в сочетании с другими. Сделайте выводы, сформулируйте рекомендации и дайте прогноз на будущее относительно профессиональной ориентации.

В рекомендациях отразите, в каком направлении и над чем конкретно Вам следует работать.

 

Оформление работы

1. Цель работы.

2. Опросный лист с результатами тестирования.

3. Расчеты.

4. Таблица с исходными данными и результатами расчетов.

5. Анализ результатов.

 

Таблица 3

  № п/п i   Наименование характеристик Степень проявления характеристики - Sij (колич. ед.)   Pij  
                         
    ЭрП                    
    ЭрС                    
    ПлП                    
    ПлС                    
    ТП                    
    ТС                    
    ЭмП                    
    ЭмС                    
  - К                    
  =... =... =...

 

Расчеты выполните в следующей последовательности:

Pij = Sij / S max;

где Sij - степень проявления характеристики темперамента

i -го вида (i =1¸4)

j -го типа (j =П,С);

Pij - оценка характеристики в долях единиц;

S max - максимальное значение степени проявления характеристики,

S max=8;

- среднее значение оценки i -й характеристики;

- среднее значение оценки предметных характеристик;

P - Pij, где j принимает значение П;

- среднее значение оценки социальных характеристик;

P - Pij, где j принимает значение С;

- итоговая средняя оценка по всем характеристикам.

 

Обозначения наименований характеристик темперамента в таблице:

ЭрП - эргичность предметная;

ЭрС - эргичность социальная;

ПлП - пластичность предметная;

ПлС - пластичность социальная;

ТП - темп предметный;

ТС - темп социальный;

ЭмП - эмоциональность предметная;

ЭмС - эмоциональность социальная;

К - контроль качества (искренности) полученной информации.


Пример выполнения практической работы

“Определение структуры темперамента” (ОСТ-2)

 

  № п/п i   Наименование характеристик Степень проявления характеристики - Sij (колич. ед.)   Pij  
                         
    ЭрП Х Х Х Х Х       0,625 0,625
    ЭрС Х Х Х Х Х       0,625  
    ПлП Х Х Х Х Х       0,625 0,5
    ПлС Х Х Х           0,375  
    ТП Х Х Х           0,375 0,5
    ТС Х Х Х Х Х       0,625  
    ЭмП Х Х Х Х         0,5 0,688
    ЭмС Х Х Х Х Х Х Х   0,875  
  - К Х                  
  = 0,53 =0,625 =0,578

 

Выводы

Отвечая на вопросы этого теста, я отталкивалась от сегодняшнего положения вещей. Т.е. мои ответы были конкретными, а не абстрактными. Этот тест осветил для меня мои настоящие возможности. Так как все показатели оказались на среднем уровне, можно сделать определенные выводы. А именно: мне необходимо обратить особое внимание на социальную пластичность, т.е. на разговорную речь, на язык жестов. Необходимо также проявлять большую активность при восприятии трудовой деятельности; повышать свою квалификацию.

Что касается прогноза на будущее, то, исходя из моих формальных характеристик поведения, мне кажется, будучи руководителем, я смогла бы в равной степени уделять внимание как профессиональной части деятельности, так и работать непосредственно с коллективом. По крайней мере, для этого есть предпосылки, но для того, чтобы они осуществились, надо много работать над собой.


Практическая работа 3

Невротизм

Высокие оценки по шкале “невротизм”

Высокая тревожность, возбудимость, повышенная чувствительность, бурные вспышки раздражения. Истощаемость и утомляемость, слезливость в гневе. Аффектация.

Этот фактор затрагивает три сферы: межличностные отношения, самосознание и физические ощущения.

Чувствительность к интрапсихическим переживаниям, неуверенность и боязливость, впечатлительность и ранимость. Полное неверие в свои возможности. Страхи и опасения по поводу будущего заставляют постоянно оценивать правильность своих действий и возможные действия других. Самоанализ. Бесконечное интеллектуальное конструирование оптимальных вариантов поведения.

Защитой от хронической тревоги становится постепенно формируемый педантизм. Строгое следование заранее разработанным планам избавляет от неожиданностей, уменьшает чувство неуверенности и тревоги, позволяет экономить силы.

Стереотипный образ жизни является наиболее типичным способом компенсации. В первичных условиях жизни они сохраняют высокую продуктивность деятельности и хорошую адаптацию. У них формируется аккуратность, обязательность, чувство долга и ответственности. Они предъявляют высокие морально-этические требования к себе и другим. Повышенная чувствительность к интроцептивным и проприоцептивным раздражителям служит причиной возникновения неприятных ощущений в различных частях тела. Отсюда - жалобы на здоровье и постоянная забота о своем здоровье, обращения к врачам.

Интроцепция - чувственное отражение раздражений из внутренней среды организма.

Проприоцепция - чувственное отражение движений и мышечного состояния в различных частях тела. Обычно у них не удается выявить заболевания.

Низкие оценки по шкале “невротизм”

Спокойствие, непринужденность, эмоциональная зрелость, объективность в оценке себя и других, постоянство в планах и привязанностях.

Они активны, деятельны, инициативны, честолюбивы, склонны к соперничеству.

Их отличают серьезность и реалистичность, высокая требовательность к себе. Не скрывают от себя своих недостатков, не расстраиваются из-за пустяков, охотно подчиняются групповым нормам.

Ощущение силы, бодрости, здоровья. Отсутствие невротической скованности и чрезмерного беспокойства по поводу возможного неприятия их другими людьми.

Психотизм

Высокие оценки по шкале “психотизм”

Аутизм, отгороженность от событий окружающего мира. Эти лица живут вне времени и пространства. Все их поступки подчинены внутренним законам, а не влияниям окружающей среды. Вследствие этого их мысли, чувства и поступки кажутся немотивированными, странными и парадоксальными. В жизни их считают чудаками, фантазерами, странными людьми.

Все в облике этих лиц поражает своеобразием и яркой индивидуальностью: манера держаться, жесты, мимика. Манерность, стилизация или скудость движений. Своеобразна речь: изысканность, напыщенность или стереотипность и эмоциональная невыразительность речи. Парадоксальность внешнего облика сочетается с парадоксальностью мышления и поведения. Их мышление отрешено от действительности и находится во власти формальных, схоластических построений. Они видят мир не таким, как он есть, а таким, каким они его придумали.

Эмоциональная жизнь этих людей сложна, малопонятна, необычна. Психотическая личность находится в постоянном внутреннем конфликте с собой, напряжена и возбуждена.

Это хроническое напряжение может без внешних причин и повода прорываться в неожиданных аффективных реакциях озлобления.

Болезненная ранимость и впечатлительность, страхи, беспокойства, неверие в свои силы. Неумение налаживать контакты, отстаивать свои интересы и добиваться поставленных целей.

При сочетании психотизма с низким уровнем невротизма наблюдается предприимчивость, энергичность, целеустремленность. Всех людей, с которыми им приходится общаться, они оценивают по тому, как те относятся к их идеям и планам. Крайний субъективизм делает их недоступными чувствам симпатии и сочувствия. Они могут принять участие только в судьбе своих сторонников. Судьба “равнодушных” их не интересует, а к противникам они безжалостны. Потому у них часты конфликты. Они агрессивны, злопамятны и бесцеремонны. Мстительны, не прощают обид, не боятся единоборства с более сильными и именитыми противниками. В неудачах черпают силы для новой борьбы.

Если планы и цели таких лиц совпадают с общественными интересами, они могут оказаться очень ценными и полезными работниками. Они будут работать со свойственной им энергией, предприимчивостью, инициативой и ухарством.

Низкие оценки по шкале “психотизм”

Стандартность, стереотипность, отсутствие своеобразия и оригинальности в мышлении и поведении. Весь окружающий мир воспринимается ими зеркально, так, как он есть в реальном окружении.

Полное слияние со средой, всякое отсутствие индивидуальности и своеобразия. Их мысли, одежда, манеры поведения полностью соответствует общепринятому в их среде. Они есть то, что есть их окружение. Степень социализации их поведения зависит от группы, под влиянием которой они находятся. В силу несостоятельности легко поддаются как хорошему, так и дурному влиянию. Попадая в асоциальную компанию, они легко усваивают психопатические формы поведения, становятся распущенными и несдержанными. В благоприятных социальных условиях их поведение внешне не отличается от поведения большинства. Они кажутся аккуратными, добросовестными, не склонны к зависти и соперничеству, охотно подчиняются власти и авторитету, не проявляют честолюбия. Даже в благоприятной обстановке они малоинициативны, способны достичь успеха в видах деятельности, не требующих постоянной личной активности и инициативности.

Поскольку социализация этих лиц носит отраженный характер, они нуждаются в постоянном внимании, контроле. поддержке.

Депрессия

Депрессия отражает идеи самообвинения. самоунижения, субъективные трудности в организации деятельности.

Низка фрустрационная толерантность.

Фрустрация - это психическое состояние, наполненное тревогой, досадой, расстройством, внутренним беспокойством. напряженностью, когда не исполняются надежды, возникают преграды на пути к достижению цели. Фрустрация возникает, когда человек не может ни достичь цели, ни отказаться от нее.

Толерантность - это порог терпимости.

Высокие оценки по шкале “депрессия”

Сниженное настроение. Постоянно мрачные, угрюмые, отгороженные, погруженные в собственные переживания, они вызывают неприязнь и раздражение у окружающих. Их могут считать заносчивыми, недоступными. Однако за внешним фасадом отчужденности и мрачности скрываются чуткость, душевная отзывчивость, постоянная готовность к самопожертвованию. В кругу друзей они теряют скованность и отгороженность, оживают, становятся веселыми, разговорчивыми, даже шутниками.

В делах старательность, добросовестность. Конформность - подчинение групповому давлению. Нерешительность, неспособность принять решение без колебаний.

Любая деятельность для них трудна, неприятна, протекает с чувством чрезмерного психического напряжения, быстро утомляет, вызывает ощущение полного бессилия и истощения.

Особенно чувствительны они к интеллектуальной нагрузке. От них трудно добиться длительного интеллектуального напряжения. Быстро утомляясь, они жалуются на общее чувство тяжести, пустоты в голове, заторможенность. Медлительность, отсутствие настойчивости и решительности. Чаще всего они не способны к длительному волевому усилию, легко теряются, впадают в отчаяние, в сделанном видят промахи и ошибки, а в предстоящем - непреодолимые трудности. Болезненно переживают реальные неприятности, винят во всем себя. Угрызения совести, гнетущее предчувствие бед. Видя причину в себе, они покорно склоняют голову перед ударами судьбы, а в субъективно непреодолимых ситуациях предпочитают уйти из жизни.

Самоубийство является для них формой выражения протеста.

Низкие оценки по шкале “депрессия”

Жизнерадостность, энергичность и предприимчивость. Богатство, гибкость психики. Непринужденность в межличностных отношениях, уверенность в своих силах, успешность в деятельности, требующей активности, энтузиазма и решительности.

Общая активность

Высокие оценки по шкале “общая активность”

Неиссякаемая энергия, стеничность, предприимчивость.

Стеничность (от греч. sthenos - сила) - характеристика высокой работоспособности индивида, устойчивости к различным помехам, способности к длительной непрерывной деятельности. Противоположностью стеничности является астения. Лица с высокими оценками по шкале “общая активность” не могут долго оставаться без дела. Их тянет к активной, предпочтительно физической деятельности. Тонкой, кропотливой работы избегают, не любят сидеть в лабораториях. Во все вмешиваются, стремятся быть в гуще событий даже ценой неудобств и опасности.

В коллективе берут на себя роль лидера. Умеют сплотить людей, правильно распределить обязанности. Таких людей слушаются, им подчиняются.

Низкие оценки по шкале “общая активность”



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.120.202 (0.169 с.)