Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Потребности, темперамент и характер. Интегральные качества личности.

Поиск

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Учебно-методический комплекс для будущих бакалавров

 

Москва 2013


ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Учебно-методический комплекс

 

Направление подготовки: 030300.62 ПСИХОЛОГИЯ

Профиль: ПСИХОЛОГИЯ

 

Составитель:

канд. психол. наук, доц. О.И. Мотков

 

Учебно-методический комплекс утвержден

на заседании кафедры психологии личности

«___» _______________ 2013 г., протокол № _______

 


Аннотация

Дисциплина «Психология личности» входит в базовую часть Профессионального цикла, направление подготовки: 030300.62 ПСИХОЛОГИЯ, профиль: ПСИХОЛОГИЯ, и преподается для будущих бакалавров. Согласно учебному плану курс рассчитан на 1 семестр, читается для студентов 2 курса (группы «клиническая психология») дневного отделения Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, его общая трудоёмкость 107 часов (3 зачетные единицы), в конце изучения дисциплины проводится экзамен. Студенты должны в течение семестра написать один реферат или/и практическую работу по определению особенностей личности с помощью простых методик.

 

1. Рабочая программа дисциплины

Пояснительная записка

Предметом курса «Психология личности» является изучение методологических принципов рассмотрения сущности, структуры и особенностей развития личности, основных ведущих теоретических направлений, специфики психологии личности и ее методов, представлений о мотивационно-эмоциональной сфере, свойствах темперамента и чертах характера, ценностях и отношениях, возрастных особенностях развития личности, биологических и социальных ограничениях ее развития. В курс также входят занятия по ознакомлению студентов с простейшими методиками изучения особенностей личности.

Цель курса – формирование у студентов целостного представления о теоретических, методических и практических аспектах психологии личности.

К задачам курса относятся:

а) создание у студентов представлений о специфике психологии личности, методологических основаниях построения теории личности, основных теоретических подходах к личности в мировой психологии, проблемах и используемых методах, об основных аспектах личности и результатах их исследования;

б) ознакомление студентов с простейшими методами и методиками изучения личности;

в) развитие у них умений самостоятельной организации и проведения экспериментальной работы по изучению особенностей личности конкретных людей, грамотного анализа ее результатов.

В итоге изучения курса «Психология личности» студенты должны иметь прочные знания о методологических принципах рассмотрения сущности, структуры и развития личности, об основных теоретических направлениях этой науки, о методах изучения личности и ее развития, о главных аспектах личности: ее сущности, месте в психике, ее потребностях и целях, темпераменте и характере, эмоциях, ценностях и субъекте личности, соотношении с исполнительными психическими процессами. Кроме того, студенты должны хорошо представлять себе специфику экспериментальных исследований личности и ее развития.

В результате изучения курса студенты должны уметь анализировать различные подходы к личности с точки зрения современных методологических оснований, проблемы, возникающие при практическом использовании теоретических взглядов, иметь навыки работы с научной литературой, посвященной рассмотрению основных тем психологии личности. В задачи курса входит обучение студентов навыкам анализа различных представлений о сущности личности, ее структуре, развитии и месте в психике, а также проведения экспериментального исследования особенностей личности, статистической обработки данных и качественного анализа полученных результатов.

Обучение курсу «Психология личности» включает лекционные и семинарские, практические формы работы, а также решение конкретных задач на самостоятельное определение каких-либо сторон личности, предлагаемых преподавателем. В плане семинарских занятий предлагаются темы для обсуждения важных аспектов личности, рекомендуется обязательная и дополнительная литература. Задачи практических работ соответствуют теоретическим вопросам лекционного курса.

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Психология личности» преподается в рамках базовой части профессионального цикла обучения будущих психологов. Данный курс дает знания, необходимые для дальнейшего более глубокого изучения психологии и более точного самоопределения в ней.

Учебный курс «Психология личности» имеет логическую и содержательно-методическую взаимосвязь с такими дисциплинами общенаучного цикла, как «Общая психология», «Психология развития», «Психогенетика», «Дифференциальная психология», «Основы психодиагностики», и др.

 

Компетенции обучающегося, формирующиеся в ходе освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование способности и готовности к:

· ОК-3 владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;

· ОК-5 использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом;

· ОК-7 адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей;

· ОК-9 проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, и пр.;

· ОК-11 оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы.

· ПК-1 обоснованию гипотез и постановке задач исследования в определенной области психологии;

· ПК-2 отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей статистической обработкой данных и их интерпретаций;

· ПК-6 психологической диагностике уровня развития мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека;

· ПК-8 анализу базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом системного взаимодействия био-психо-социальных составляющих функционирования;

· ПК-11 участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии;

· ПК-12 – проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии.

Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачётных единицы, 107 часов.

 

    № п/п   Темы Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости. Формы промежуточной аттестации
лекции семинары практич. занятия самост. работа  
  Предмет, задачи, и особенности психо- логии личности. Определение личности. Методологические основания рассмотрения личности. Классификация подходов. Психогенетические данные. Возрастные законы развития личности.   1-3        
  Основные подходы в психологии личности: западные и российские   4-6        
  Потребности, темперамент и характер. Интегральные качества личности   7-12       Экспресс-тест
  Ценности, качества субъекта, эмоции, уровень притязаний и самооценка   13-16       Реферат и/или практическая работа
  Личность и творчество. Стиль межличностных отношений.   17-18        
  Итого            

Содержание дисциплины – Лекционные занятия

Тема 1. Предмет, задачи, и особенности психологии личности. Определение личности. Методологические основания рассмотрения личности. Классификация подходов. Психогенетические данные. Возрастные законы развития личности. Предмет психологии личности. Ее особенности: работа преимущественно с нормой, эксперимент, развитие в течение всей жизни, универсальные и уникальные особенности личности, специальные тесты. Определение сущности личности: многообразие представлений, абстрактность. Примеры определений В.М. Бехтерева, Оллпорта, Хьелла и Зиглера, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.Н. Собчик, О.И. Моткова. Личность как биокультурная сущность. Методологические принципы рассмотрения и определения личности и факторов ее развития: фундаментальность, целостность, выявление специфики и места личности в психике, проверяемость положений теории в эксперименте, установление связи личности с исполнительными психическими процессами и с телом. Классификация направлений по факторам детерминации Л.: биоцентризм, социоцентризм и интерактивизм. Психогенетика личности: данные Бушара с соавт., Пломина, Басса и Айзенка, Капрона, Гоха и Литтона, и др.

Возрастные закономерности развития Л.: созревание потребностей опережает возможности их осуществления, дифференциация структуры Л. и рост внутренней упорядоченности, интеграции старого и нового, усиление иерархичности ее мотивационных образований, развитие произвольной саморегуляции - субъектности, развитие заменяется саморазвитием, развитие самопонимания, конкретизаций Я и их интеграции в Я-концепции, увеличение реалистичности самооценки, смена ведущих потребностей по Л.И. Божович. Личностная зрелость по Олпорту и Роджерсу. Роль в развитии процессов созревания, субъектной активности и саморазвития, обучения и воспитания. Бардиер Г. – гуманистический подход – психол. сопровождение естественного развития детей. Стремление к саморазвитию как одна из врождённых потребностей – Маслоу и Роджерс, Ш. Бюлер, Э. Геккель, О.И. Мотков.

 

Тема 2. Основные подходы к личности в зарубежной и российской психологии.

Психоанализ: общие характеристики подхода З. Фрейда, А. Адлера и К. Юнга. Движущие силы и источники развития личности, ее структура, стадии психосексуального развития, защитные механизмы, психоаналитическая терапия.

Гуманистическое направление: третья сила в психологии – А. Маслоу и К. Роджерс. Структурно-динамический подход к личности, позитивная сущность личности, стремление к самоактуализации, личностному росту. Самоактуализирующаяся личность. Структура личности и закономерность ее развития по Маслоу. Полноценно функционирующая личность и хорошая жизнь по К. Роджерсу. Недирективная клиент-центрированная терапия. Роль эмпатии в общении с клиентом.

Теории черт: Г. Олпорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк, Пятифакторная модель личности. Экспериментальный структурно-динамический, факторный подход. От постоянных, фундаментальных черт (суперфакторов, переменных) – к более ситуативным. Понятие черты по Олпорту. 16-факторная модель черт личности Р. Кеттела. Мотивационные эрги. Суперчерты по Айзенку. Их связь с типом темперамента и с мозгом. Пять суперфакторов Голдберга, Коста и МакКрея. Басс – общие черты личности у животных и человека – эволюционная психология личности.

Подходы к пониманию личности в российской психологии: В.М. Бехтерев – самодеятельная сущность Л., направляющее и объединяющее начало в психике и организме. Изначальна. А.Ф. Лазурский – эндопсихика и экзопсихика, эндоличность и экзоличность. Вторая развивается на основе первой. Личностью и рождаются, и становятся. Л.С. Выготский – в 1925, 1926 гг. инстинкты и влечения как ядро психики и личности, обучение должно идти только на основе интересов ребенка. 1930 – Л. как социально обусловленное качество, результат культурного развития через развитие ВПФ. Понятие ЗБЛ и интериоризации, произвольности. А.Н. Леонтьев – Л. как совокупность общественных отношений (тождественно К. Марксу), реализующихся и развивающихся в деятельности. Как система деятельностей. Личностью становятся. Её нет у животных. Л.И. Божович – Л. как система потребностей и мотивов. Л.Н. Собчик и П.В. Симонов, В.М. Русалов, О.И. Мотков – Л. имеет биологическую основу. Ею и рождаются, и становятся. Л. есть и у животных.

Образовательные технологии

В ходепреподавания дисциплины используются как традиционные, так и активные и

интерактивные формы проведения занятий:

- лекции с презентацией схем, рисунков, книг;

- практические занятия с отработкой умений проводить простейшее изучение особенностей личности испытуемых: определение цели исследования, методик, характеристик групп испытуемых, места и формы проведения, подготовка бланков, проведение эксперимента, табулирование данных, их качественный (выводы в пределах изучаемой группы) и количественный анализ (расчет средних,использование критериевразличий между данными двух групп испытуемых, коэффициентов ранговой корреляции Спирмена);

- преодоление ошибок в табулировании данных и в расчетах, в интерпретации результатов;

- обсуждение самостоятельного отношения студентов к изложенной теме, проблемных, еще не решённых в науке, вопросов;

- обсуждение практических отчетов студентов;

- индивидуальная самостоятельная работа студентов;

- публичные доклады студентов по рефератам и их обсуждение.

 

2. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

В соответствии с учебным планом студенты при освоении курса отвечают на контрольные вопросы по темам в ходе экспресс-тестирования, сдают реферат по одной из тем, или делают практическую работу. По окончании изучения дисциплины проводится экзамен.

 

Контрольная работа

Написание реферата с анализом определённой темы курса, использованной литературы.

 

Контрольные задания к экзамену

(приводятся основные типы заданий, которые подлежат конкретизации в ходе экзамена)

1. Особенности психологии личности как ветви психологии. Понятие личности

2. Гены и среда в детерминации личностных особенностей человека

3. Значение собственной активности субъекта в функционировании и развитии личности

4. Общие и возрастные закономерности развития личности

5. Зрелость личности (Олпорт и др.)

6. Сущность и структура личности в психоанализе (Фрейд, Адлер, Юнг)

7. Подход к личности в гуманистической психологии. Структура личности по А. Маслоу

8. Подход к личности К. Роджерса

9. Представление о личности в теориях черт (Олпорт, Кеттел, и др.)

10. Рассмотрение личности В.М. Бехтеревым и А.Ф. Лазурским

11. Представление о личности в советской психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, и др.)

12. Личность в современной российской психологии (Л.Н. Собчик, П.В. Симонов, В.М. Русалов, А.Б. Орлов и др.)

13. Личность и творчество. Творческие черты личности

14. Блоки творчества. Творчество и пол, функциональная асимметрия

15. Темперамент. Типологии темперамента (Юнг, Айзенк, Л.Н. Собчик, В.М. Русалов)

16. Представление о характере. Акцентуации характера

17. Уровень притязаний и самооценка личности

18. Ценностные ориентации – понятие и подходы к изучению

19. Психологическая гармония. Изучение интегральной гармоничности личности

20. Стили межличностного взаимодействия

21. Методики изучения силы субъекта (опросник М. Исакова, тесты СК Д. Роттера и УСК Е.Ф. Бажина и др.)

22. Методика изучения выраженности и реализации потребностей по А. Маслоу - ММТ-32 Д.В. Каширского и О.И. Моткова

23. Методики изучения творческих проявлений и черт личности (тесты Торренса и Вильямса, Творческие задания О.И. Моткова, опросники Дэвиса, Джонсона, Рензулли, Е.Е. Туник)

24. Методики изучения темперамента - тесты В.М. Русалова, Г. Айзенка, ИТО Л.Н. Собчик, тест Я. Стреляу и др.

25. Методики изучения характера - опросник Леонгарда-Шмишека, тест Гесса, тест КОС Синявского и Федоришина, тест Клонинджер и др.

26. Изучение уровня притязаний и самооценки (шкалы Дембо-Рубинштейн, методика Шварцландера, Свободный выбор задач «игры 5» О.И. Моткова, Самооценка личности – по Будасси, О.И. Моткову)

27. Изучение ценностей – методики Рокича, Ш. Шварца, Е.Б. Фанталовой, В.Ф. Сопова и др., С.С. Бубновой, О.И. Моткова и Т.А. Огневой, и др.

28. Методики изучения творческих проявлений и творческих черт личности – тесты Торренса и Вильямса, опросники Дэвиса, Рензулли, Е.Е. Туник

29. Изучение различных аспектов и интегральной гармоничности личности – методики О.И. Моткова и Л.Н. Собчик

30. Изучение стиля межличностного общения – тест ДМО Лири-Л.Н. Собчик

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

Учебники и учебные пособия

1. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М.: Аспект Пресс, 2001 – 607 с.

2. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрест. Сост. Л.В. Куликов. СПб: Питер, 2000

3. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрест. Сост. А.А. Реан. СПб: Питер, 2000

4. Психология развития/ Ред. Марцинковская Т.Д. М.: Академия, 2001, 352 с. ( Статьи Т.М. Марютиной и др. – Возрастная психофизиология, Созревание мозга и психич. развитие, Психогенетика развития, Особенности психического развития разных возрастов, и др.)

5. Психология эмоций. Тексты. Хрест. Ред.В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер - М.: Изд-во МГУ, 1984 – 288 с.

  1. ФРЕЙДЖЕР Р., ФЕЙДИМЕН Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. М.: Прайм-Еврознак, 2004 – 608 с.
  2. Хьелл Л. и Зиглер Д. Теории личности. СПб: Питер, 2000. - 608 с.

 

Дополнительная литература

Учебная литература

1. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. М.: Аспект Пресс, 2001, 383 с.

(тесты САТ, УСК, тест направленности Басса, ДДО, Томас и др.)

  1. БУШАР Т.Е. с соавт. (BOUCHARD T.E. et al) Источники психологических различий: Миннесотское исследование близнецов, воспитывающихся порознь / Реферат. Ж. 95. Психология. 1991, № 10, с. 2

3. ВОЛОЧКОВ А.А. Активность субъекта как фактор психического развития (гипотезы, модели, факты)/ Психол. ж. 2003, том 24, № 3, с. 22-31.

4. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 2,4 и 6. М., 1982 – 1984

5. ВЫГОТСКИЙ Л.С. Педагогическая психология/ Лев Выготский, под ред. В.В. Давыдова. М.: АСТ - Астрель Хранитель, 2008. – 671 с. (Первое изд. – 1926 г.)

  1. Геккель Э. Мировые загадки. М.: Братья А. и И. ГРАНАТ и К°, 1920; 2 изд. - М.: ЛИБРОКОМ, 2012. – 256 с.

7. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Самара: Бахрах-М, 2000 (Эксперимент, Тестирование. Проективные методики и др. методы)

  1. Детство идеальное и настоящее. Сб. работ совр. западных ученых (по психогенетике). Пер. с англ. Ред. Е.Р.Слободская. Новосиб-к: Сиб. хронограф, 1994 - 266 с.
  2. ЗЕЙГАРНИК Б.В. Теория личности Курта Левина. М.: Изд-во МГУ, 1981 – 120 с.
  3. КАРАНДАШЕВ В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методич. руководство. СПб.: Речь, 2004 – 70 с.

11. КАШИРСКИЙ Д.В. Субъективные ценности современной молодёжной культуры / Мат-лы XII Межд. чтений памяти Л.С. Выготского «Знак как психол. средство: субъективная реальность культуры», Москва, 2011 – 316 с. С. 219-225 (результаты сравнительного иссл-ия системы ценностей и выраженности Д- и Б-потребностей студентов США и России и старшеклассников России)

12. КОЛУПАЕВ Г.П. и др. Экспедиция в гениальность: Психобиологическая природа гениальной и одаренной личности. (Патографические описания жизни и творчества великих людей). М.: Новь, 1999

13. КРЭЙН У. Теории развития. СПб: Питер, 2002 (см. теорию развития Вернера)

  1. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981

15. ЛУК А.Н. Психология творчества. - М., 1978.

16. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997 (тест САМОАЛ)

17. Милтс А.А. Гармония и дисгармония личности. М., 1990

18. МОТКОВ О.И. О парадоксах процесса самоактуализации личности. / Магистр. 1995, № 6 http://hpsy.ru/public/x3157.htm

19. МОТКОВ О.И. Психология самопознания личности: Практ. пос. М.: Треугольник, 1993

20. МОТКОВ О.И. Методика «Самооценка личности» / сайт Ин-та психологии им. Л.С. Выготского РГГУ http://psychology.rsuh.ru/motarticle11.rtf

21. мотков о.и. Развитие творчества у детей. /Ж. «Дополнит. образование», 2000, № 4, с. 9-13 (Подход к развитию творчества у детей, правильные установки и поведение родителей и педагогов, «Творческие задания»)

22. МОТКОВ О.И. Психологическая гармония. М., 2000 http://psychology.rsuh.ru/motarticle1.htm

23. Мотков О.И. Природа личности: сущность, структура и развитие. М.: ГУП Воскресенская типография, 2007 – 248 с. http://dlib.rsl.ru/01003181833 - в Электронной библиотеке РГБ, Москва.

  1. МОТКОВ О.И. Методика изучения внешних и внутренних ценностей личности. / Журнал Психол. общества им. Л.С. Выготского. 2009, № 1. С. 81-92 (0,6 п.л. – методическая статья) http://psychology.rsuh.ru/motkov.htm; http://hpsy.ru/public/x5182.htm
  2. МОТКОВ О.И. Методика «Интегральная гармоничность личности ИГЛ-2». М., 2011-2012

26. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб.: Речь, 2003 – 296 с.

27. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Логос, 1995

28. ПЕТРОВСКИЙ В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов\Дон: Феникс, 1996

29. Практическая психодиагностика /Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 1998

30. ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ ХАРАКТEPA. Хрест. Ред.-сост. Райгородский Д.Я. Самара: Бахрах, 1997

31. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Тексты. Хрест. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей. М.: Изд-во МГУ, 1982 (А. Маслоу - Самоактуализация. Массен П. и др. Развитие личности в среднем возрасте)

32. ПСИХОЛОГИЯ САМОСОЗНАНИЯ. Хрест. Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2000 – 672 с.

 

  1. РУСАЛОВ В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ). Мет. пособие. М.: ИП РАН, 1997 – 50 с.
  2. РОДЖЕРС К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994

35. РОДЖЕРС Н. Творчество как усиление себя. / Вопросы психологии, 1990, № 1

36. СИМОНОВ П.В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. М.: ИП РАН, 1998. - 98 с.

37. СИМОНОВ П.В. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984. – 161 с.

38. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Ин-т прикл. психологии, 2000 (методики ДМО, ИТО, СМИЛ, и др.) С. 37 – Гармоничная личность легче адаптируется в сложных житейских перипетиях и реже нуждается в помощи, рекомендациях, индивидуализированном подходе. Гораздо большую сложность представляет контингент акцентуированных и аномальных личностей…

39. СТРЕЛЯУ Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982. – 231 с.

  1. ТУНИК Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб: СПб УПМ, 1997
  2. ТУНИК Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб: Речь, 2003 (для диагностики детей и подростков 5 – 17 лет)

42. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара: Бахрах, 2001, 128 с. (методики УСЦД, Семь состояний, Шкала оценки дискомфорта, Свободный выбор ценностей, О русском катарсисе)

43. ФРЕЙД З. Психология бессознательного. Сб. произв. М.: Просвещение, 1989. - 448 с.

44. ФРЭНКИН Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. СПб.: Питер, 2003 – 651 с.

  1. ЭФРОИМСОН В.П. Генетика этики и эстетики. СПб.: Талисман, 1995
  2. LOEHLIN J.C., GOUGH H.C. Genetic and environmental variation on the California psychol. Inventory / J. Person. Assessment. 1990, № 3-4, p. 463-468 (Лёлин Д.С, Гох Х.С. Генетические и средовые влияния на личностные свойства, определенные по векторным шкалам CPJ). /Реферат. Ж. 95. Психология. 1991, № 11 (… интернальность и самореализация обусловлены генами …примерно на 59%, и не поддаются влиянию среды, следование нормам в большей мере обусловлено влиянием семейной среды).

 

  1. BUSS A.H. Personality: Evolutionary heritage and human distinctiveness. Hillsdale, N.J.: Erlbaum, 1988 («… семь черт встречаются и у человека, и у обезьяны: уровень активности, уровень страха, импульсивность, общительность, заботливость, агрессивность и доминантность (A.H. Buss, 1988). Какие-то из этих черт связаны с просоциальным поведением, другие – с тем, как мы пытаемся разрешать конфликты с окружающими или боремся за власть» – по: Первин Л., Джон О. Психология личности. М.: Аспект Пресс 2001, с.298-299)

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Гены и среда в детерминации личностных особенностей человека

2. Сущность и структура личности в психоанализе З. Фрейда

3. Личность в теориях Адлера и Юнга

4. Подход к личности в гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс)

5. Личность в теориях черт

6. Представление о личности в советской психологии

7. Личность в современной российской психологии (В.М. Русалов, П.В. Симонов, Л.Н. Собчик)

8. Проблемы развития личности у современной молодежи

9. Ценности и их изучение

10. Личность и творчество

11. Закономерности развития личности

12. Проблемы развития гармоничной личности

13. Методы изучения темперамента и характера

  1. Изучение уровня притязаний и самооценки
  2. Изучение уровня гармоничности различных аспектов личности
  3. Методики изучения ценностей личности (Ш.Шварц, О.И. Мотков, Е.Б. Фанталова)
  4. Методы изучения межличностных отношений и атмосферы в группе

18. Методы изучения уровня самоактуализации личности

Требования к практическим работам

(текст на листах формата А4 с пронумерованными страницами, в программе Word на PC.

Минимум 2 испытуемых)

  1. Титульный лист.
  2. Цель исследования.
  3. Краткое теоретическое введение (не более 2 – 3 страниц). Гипотеза.
  4. Характеристика испытуемых (пол, возраст, образование, психическое и физическое состояние перед экспериментом, и др.).
  5. Методика. Инструкция (или инструкции).
  6. Стимульный материал.
  7. Содержание независимой, зависимой и других переменных.
  8. Описание процедуры эксперимента (время и место проведения, опрос испытуемых об их физическом и психическом состоянии; последовательность шагов, серий; действий экспериментатора и испытуемого, включая беседу после эксперимента и анализ результатов).
  9. Протокол в виде таблицы с первичными данными и записью беседы с испытуемым после эксперимента.
  10. Количественный и качественный анализ результатов обоих испытуемых.
  11. Обсуждение результатов. Выводы.
  12. Рекомендации по оптимизации постановки эксперимента по данной теме.
  13. Литература (2-4 названия).

 

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Учебно-методический комплекс для будущих бакалавров

 

Москва 2013


ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Учебно-методический комплекс

 

Направление подготовки: 030300.62 ПСИХОЛОГИЯ

Профиль: ПСИХОЛОГИЯ

 

Составитель:

канд. психол. наук, доц. О.И. Мотков

 

Учебно-методический комплекс утвержден

на заседании кафедры психологии личности

«___» _______________ 2013 г., протокол № _______

 


Аннотация

Дисциплина «Психология личности» входит в базовую часть Профессионального цикла, направление подготовки: 030300.62 ПСИХОЛОГИЯ, профиль: ПСИХОЛОГИЯ, и преподается для будущих бакалавров. Согласно учебному плану курс рассчитан на 1 семестр, читается для студентов 2 курса (группы «клиническая психология») дневного отделения Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, его общая трудоёмкость 107 часов (3 зачетные единицы), в конце изучения дисциплины проводится экзамен. Студенты должны в течение семестра написать один реферат или/и практическую работу по определению особенностей личности с помощью простых методик.

 

1. Рабочая программа дисциплины

Пояснительная записка

Предметом курса «Психология личности» является изучение методологических принципов рассмотрения сущности, структуры и особенностей развития личности, основных ведущих теоретических направлений, специфики психологии личности и ее методов, представлений о мотивационно-эмоциональной сфере, свойствах темперамента и чертах характера, ценностях и отношениях, возрастных особенностях развития личности, биологических и социальных ограничениях ее развития. В курс также входят занятия по ознакомлению студентов с простейшими методиками изучения особенностей личности.

Цель курса – формирование у студентов целостного представления о теоретических, методических и практических аспектах психологии личности.

К задачам курса относятся:

а) создание у студентов представлений о специфике психологии личности, методологических основаниях построения теории личности, основных теоретических подходах к личности в мировой психологии, проблемах и используемых методах, об основных аспектах личности и результатах их исследования;

б) ознакомление студентов с простейшими методами и методиками изучения личности;

в) развитие у них умений самостоятельной организации и проведения экспериментальной работы по изучению особенностей личности конкретных людей, грамотного анализа ее результатов.

В итоге изучения курса «Психология личности» студенты должны иметь прочные знания о методологических принципах рассмотрения сущности, структуры и развития личности, об основных теоретических направлениях этой науки, о методах изучения личности и ее развития, о главных аспектах личности: ее сущности, месте в психике, ее потребностях и целях, темпераменте и характере, эмоциях, ценностях и субъекте личности, соотношении с исполнительными психическими процессами. Кроме того, студенты должны хорошо представлять себе специфику экспериментальных исследований личности и ее развития.

В результате изучения курса студенты должны уметь анализировать различные подходы к личности с точки зрения современных методологических оснований, проблемы, возникающие при практическом использовании теоретических взглядов, иметь навыки работы с научной литературой, посвященной рассмотрению основных тем психологии личности. В задачи курса входит обучение студентов навыкам анализа различных представлений о сущности личности, ее структуре, развитии и месте в психике, а также проведения экспериментального исследования особенностей личности, статистической обработки данных и качественного анализа полученных результатов.

Обучение курсу «Психология личности» включает лекционные и семинарские, практические формы работы, а также решение конкретных задач на самостоятельное определение каких-либо сторон личности, предлагаемых преподавателем. В плане семинарских занятий предлагаются темы для обсуждения важных аспектов личности, рекомендуется обязательная и дополнительная литература. Задачи практических работ соответствуют теоретическим вопросам лекционного курса.

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Психология личности» преподается в рамках базовой части профессионального цикла обучения будущих психологов. Данный курс дает знания, необходимые для дальнейшего более глубокого изучения психологии и более точного самоопределения в ней.

Учебный курс «Психология личности» имеет логическую и содержательно-методическую взаимосвязь с такими дисциплинами общенаучного цикла, как «Общая психология», «Психология развития», «Психогенетика», «Дифференциальная психология», «Основы психодиагностики», и др.

 

Компетенции обучающегося, формирующиеся в ходе освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование способности и готовности к:

· ОК-3 владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;

· ОК-5 использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом;

· ОК-7 адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей;

· ОК-9 проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, и пр.;

· ОК-11 оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы.

· ПК-1 обоснованию гипотез и постановке задач исследования в определенной области психологии;

· ПК-2 отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей статистической обработкой данных и их интерпретаций;

· ПК-6 психологической диагностике уровня развития мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека;

· ПК-8 анализу базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом системного взаимодействия био-психо-социальных составляющих функционирования;

· ПК-11 участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии;

· ПК-12 – проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии.

Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачётных единицы, 107 часов.

 

    № п/п   Темы Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости. Формы промежуточной аттестации
лекции семинары практич. занятия самост. работа  
  Предмет, задачи, и особенности психо- логии личности. Определение личности. Методологические основания рассмотрения личности. Классификация подходов. Психогенетические данные. Возрастные законы развития личности.   1-3        
  Основные подходы в психологии личности: западные и российские   4-6        
  Потребности, темперамент и характер. Интегральные качества личности   7-12       Экспресс-тест
  Ценности, качества субъекта, эмоции, уровень притязаний и самооценка   13-16       Реферат и/или практическая работа
  Личность и творчество. Стиль межличностных отношений.   17-18        
  Итого            


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.45 (0.016 с.)