Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Потребности, темперамент и характер. Интегральные качества личности.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Учебно-методический комплекс для будущих бакалавров
Москва 2013 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Учебно-методический комплекс
Направление подготовки: 030300.62 ПСИХОЛОГИЯ Профиль: ПСИХОЛОГИЯ
Составитель: канд. психол. наук, доц. О.И. Мотков
Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры психологии личности «___» _______________ 2013 г., протокол № _______
Аннотация Дисциплина «Психология личности» входит в базовую часть Профессионального цикла, направление подготовки: 030300.62 ПСИХОЛОГИЯ, профиль: ПСИХОЛОГИЯ, и преподается для будущих бакалавров. Согласно учебному плану курс рассчитан на 1 семестр, читается для студентов 2 курса (группы «клиническая психология») дневного отделения Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, его общая трудоёмкость 107 часов (3 зачетные единицы), в конце изучения дисциплины проводится экзамен. Студенты должны в течение семестра написать один реферат или/и практическую работу по определению особенностей личности с помощью простых методик.
1. Рабочая программа дисциплины Пояснительная записка Предметом курса «Психология личности» является изучение методологических принципов рассмотрения сущности, структуры и особенностей развития личности, основных ведущих теоретических направлений, специфики психологии личности и ее методов, представлений о мотивационно-эмоциональной сфере, свойствах темперамента и чертах характера, ценностях и отношениях, возрастных особенностях развития личности, биологических и социальных ограничениях ее развития. В курс также входят занятия по ознакомлению студентов с простейшими методиками изучения особенностей личности. Цель курса – формирование у студентов целостного представления о теоретических, методических и практических аспектах психологии личности. К задачам курса относятся: а) создание у студентов представлений о специфике психологии личности, методологических основаниях построения теории личности, основных теоретических подходах к личности в мировой психологии, проблемах и используемых методах, об основных аспектах личности и результатах их исследования; б) ознакомление студентов с простейшими методами и методиками изучения личности; в) развитие у них умений самостоятельной организации и проведения экспериментальной работы по изучению особенностей личности конкретных людей, грамотного анализа ее результатов. В итоге изучения курса «Психология личности» студенты должны иметь прочные знания о методологических принципах рассмотрения сущности, структуры и развития личности, об основных теоретических направлениях этой науки, о методах изучения личности и ее развития, о главных аспектах личности: ее сущности, месте в психике, ее потребностях и целях, темпераменте и характере, эмоциях, ценностях и субъекте личности, соотношении с исполнительными психическими процессами. Кроме того, студенты должны хорошо представлять себе специфику экспериментальных исследований личности и ее развития. В результате изучения курса студенты должны уметь анализировать различные подходы к личности с точки зрения современных методологических оснований, проблемы, возникающие при практическом использовании теоретических взглядов, иметь навыки работы с научной литературой, посвященной рассмотрению основных тем психологии личности. В задачи курса входит обучение студентов навыкам анализа различных представлений о сущности личности, ее структуре, развитии и месте в психике, а также проведения экспериментального исследования особенностей личности, статистической обработки данных и качественного анализа полученных результатов. Обучение курсу «Психология личности» включает лекционные и семинарские, практические формы работы, а также решение конкретных задач на самостоятельное определение каких-либо сторон личности, предлагаемых преподавателем. В плане семинарских занятий предлагаются темы для обсуждения важных аспектов личности, рекомендуется обязательная и дополнительная литература. Задачи практических работ соответствуют теоретическим вопросам лекционного курса. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Психология личности» преподается в рамках базовой части профессионального цикла обучения будущих психологов. Данный курс дает знания, необходимые для дальнейшего более глубокого изучения психологии и более точного самоопределения в ней. Учебный курс «Психология личности» имеет логическую и содержательно-методическую взаимосвязь с такими дисциплинами общенаучного цикла, как «Общая психология», «Психология развития», «Психогенетика», «Дифференциальная психология», «Основы психодиагностики», и др.
Компетенции обучающегося, формирующиеся в ходе освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование способности и готовности к: · ОК-3 владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений; · ОК-5 использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом; · ОК-7 адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей; · ОК-9 проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, и пр.; · ОК-11 оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы. · ПК-1 обоснованию гипотез и постановке задач исследования в определенной области психологии; · ПК-2 отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей статистической обработкой данных и их интерпретаций; · ПК-6 психологической диагностике уровня развития мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека; · ПК-8 анализу базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом системного взаимодействия био-психо-социальных составляющих функционирования; · ПК-11 участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии; · ПК-12 – проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии. Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачётных единицы, 107 часов.
Содержание дисциплины – Лекционные занятия Тема 1. Предмет, задачи, и особенности психологии личности. Определение личности. Методологические основания рассмотрения личности. Классификация подходов. Психогенетические данные. Возрастные законы развития личности. Предмет психологии личности. Ее особенности: работа преимущественно с нормой, эксперимент, развитие в течение всей жизни, универсальные и уникальные особенности личности, специальные тесты. Определение сущности личности: многообразие представлений, абстрактность. Примеры определений В.М. Бехтерева, Оллпорта, Хьелла и Зиглера, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.Н. Собчик, О.И. Моткова. Личность как биокультурная сущность. Методологические принципы рассмотрения и определения личности и факторов ее развития: фундаментальность, целостность, выявление специфики и места личности в психике, проверяемость положений теории в эксперименте, установление связи личности с исполнительными психическими процессами и с телом. Классификация направлений по факторам детерминации Л.: биоцентризм, социоцентризм и интерактивизм. Психогенетика личности: данные Бушара с соавт., Пломина, Басса и Айзенка, Капрона, Гоха и Литтона, и др. Возрастные закономерности развития Л.: созревание потребностей опережает возможности их осуществления, дифференциация структуры Л. и рост внутренней упорядоченности, интеграции старого и нового, усиление иерархичности ее мотивационных образований, развитие произвольной саморегуляции - субъектности, развитие заменяется саморазвитием, развитие самопонимания, конкретизаций Я и их интеграции в Я-концепции, увеличение реалистичности самооценки, смена ведущих потребностей по Л.И. Божович. Личностная зрелость по Олпорту и Роджерсу. Роль в развитии процессов созревания, субъектной активности и саморазвития, обучения и воспитания. Бардиер Г. – гуманистический подход – психол. сопровождение естественного развития детей. Стремление к саморазвитию как одна из врождённых потребностей – Маслоу и Роджерс, Ш. Бюлер, Э. Геккель, О.И. Мотков.
Тема 2. Основные подходы к личности в зарубежной и российской психологии. Психоанализ: общие характеристики подхода З. Фрейда, А. Адлера и К. Юнга. Движущие силы и источники развития личности, ее структура, стадии психосексуального развития, защитные механизмы, психоаналитическая терапия. Гуманистическое направление: третья сила в психологии – А. Маслоу и К. Роджерс. Структурно-динамический подход к личности, позитивная сущность личности, стремление к самоактуализации, личностному росту. Самоактуализирующаяся личность. Структура личности и закономерность ее развития по Маслоу. Полноценно функционирующая личность и хорошая жизнь по К. Роджерсу. Недирективная клиент-центрированная терапия. Роль эмпатии в общении с клиентом. Теории черт: Г. Олпорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк, Пятифакторная модель личности. Экспериментальный структурно-динамический, факторный подход. От постоянных, фундаментальных черт (суперфакторов, переменных) – к более ситуативным. Понятие черты по Олпорту. 16-факторная модель черт личности Р. Кеттела. Мотивационные эрги. Суперчерты по Айзенку. Их связь с типом темперамента и с мозгом. Пять суперфакторов Голдберга, Коста и МакКрея. Басс – общие черты личности у животных и человека – эволюционная психология личности. Подходы к пониманию личности в российской психологии: В.М. Бехтерев – самодеятельная сущность Л., направляющее и объединяющее начало в психике и организме. Изначальна. А.Ф. Лазурский – эндопсихика и экзопсихика, эндоличность и экзоличность. Вторая развивается на основе первой. Личностью и рождаются, и становятся. Л.С. Выготский – в 1925, 1926 гг. инстинкты и влечения как ядро психики и личности, обучение должно идти только на основе интересов ребенка. 1930 – Л. как социально обусловленное качество, результат культурного развития через развитие ВПФ. Понятие ЗБЛ и интериоризации, произвольности. А.Н. Леонтьев – Л. как совокупность общественных отношений (тождественно К. Марксу), реализующихся и развивающихся в деятельности. Как система деятельностей. Личностью становятся. Её нет у животных. Л.И. Божович – Л. как система потребностей и мотивов. Л.Н. Собчик и П.В. Симонов, В.М. Русалов, О.И. Мотков – Л. имеет биологическую основу. Ею и рождаются, и становятся. Л. есть и у животных. Образовательные технологии В ходепреподавания дисциплины используются как традиционные, так и активные и интерактивные формы проведения занятий: - лекции с презентацией схем, рисунков, книг; - практические занятия с отработкой умений проводить простейшее изучение особенностей личности испытуемых: определение цели исследования, методик, характеристик групп испытуемых, места и формы проведения, подготовка бланков, проведение эксперимента, табулирование данных, их качественный (выводы в пределах изучаемой группы) и количественный анализ (расчет средних,использование критериевразличий между данными двух групп испытуемых, коэффициентов ранговой корреляции Спирмена); - преодоление ошибок в табулировании данных и в расчетах, в интерпретации результатов; - обсуждение самостоятельного отношения студентов к изложенной теме, проблемных, еще не решённых в науке, вопросов; - обсуждение практических отчетов студентов; - индивидуальная самостоятельная работа студентов; - публичные доклады студентов по рефератам и их обсуждение.
2. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов В соответствии с учебным планом студенты при освоении курса отвечают на контрольные вопросы по темам в ходе экспресс-тестирования, сдают реферат по одной из тем, или делают практическую работу. По окончании изучения дисциплины проводится экзамен.
Контрольная работа Написание реферата с анализом определённой темы курса, использованной литературы.
Контрольные задания к экзамену (приводятся основные типы заданий, которые подлежат конкретизации в ходе экзамена) 1. Особенности психологии личности как ветви психологии. Понятие личности 2. Гены и среда в детерминации личностных особенностей человека 3. Значение собственной активности субъекта в функционировании и развитии личности 4. Общие и возрастные закономерности развития личности 5. Зрелость личности (Олпорт и др.) 6. Сущность и структура личности в психоанализе (Фрейд, Адлер, Юнг) 7. Подход к личности в гуманистической психологии. Структура личности по А. Маслоу 8. Подход к личности К. Роджерса 9. Представление о личности в теориях черт (Олпорт, Кеттел, и др.) 10. Рассмотрение личности В.М. Бехтеревым и А.Ф. Лазурским 11. Представление о личности в советской психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, и др.) 12. Личность в современной российской психологии (Л.Н. Собчик, П.В. Симонов, В.М. Русалов, А.Б. Орлов и др.) 13. Личность и творчество. Творческие черты личности 14. Блоки творчества. Творчество и пол, функциональная асимметрия 15. Темперамент. Типологии темперамента (Юнг, Айзенк, Л.Н. Собчик, В.М. Русалов) 16. Представление о характере. Акцентуации характера 17. Уровень притязаний и самооценка личности 18. Ценностные ориентации – понятие и подходы к изучению 19. Психологическая гармония. Изучение интегральной гармоничности личности 20. Стили межличностного взаимодействия 21. Методики изучения силы субъекта (опросник М. Исакова, тесты СК Д. Роттера и УСК Е.Ф. Бажина и др.) 22. Методика изучения выраженности и реализации потребностей по А. Маслоу - ММТ-32 Д.В. Каширского и О.И. Моткова 23. Методики изучения творческих проявлений и черт личности (тесты Торренса и Вильямса, Творческие задания О.И. Моткова, опросники Дэвиса, Джонсона, Рензулли, Е.Е. Туник) 24. Методики изучения темперамента - тесты В.М. Русалова, Г. Айзенка, ИТО Л.Н. Собчик, тест Я. Стреляу и др. 25. Методики изучения характера - опросник Леонгарда-Шмишека, тест Гесса, тест КОС Синявского и Федоришина, тест Клонинджер и др. 26. Изучение уровня притязаний и самооценки (шкалы Дембо-Рубинштейн, методика Шварцландера, Свободный выбор задач «игры 5» О.И. Моткова, Самооценка личности – по Будасси, О.И. Моткову) 27. Изучение ценностей – методики Рокича, Ш. Шварца, Е.Б. Фанталовой, В.Ф. Сопова и др., С.С. Бубновой, О.И. Моткова и Т.А. Огневой, и др. 28. Методики изучения творческих проявлений и творческих черт личности – тесты Торренса и Вильямса, опросники Дэвиса, Рензулли, Е.Е. Туник 29. Изучение различных аспектов и интегральной гармоничности личности – методики О.И. Моткова и Л.Н. Собчик 30. Изучение стиля межличностного общения – тест ДМО Лири-Л.Н. Собчик Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература Учебники и учебные пособия 1. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М.: Аспект Пресс, 2001 – 607 с. 2. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрест. Сост. Л.В. Куликов. СПб: Питер, 2000 3. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрест. Сост. А.А. Реан. СПб: Питер, 2000 4. Психология развития/ Ред. Марцинковская Т.Д. М.: Академия, 2001, 352 с. ( Статьи Т.М. Марютиной и др. – Возрастная психофизиология, Созревание мозга и психич. развитие, Психогенетика развития, Особенности психического развития разных возрастов, и др.) 5. Психология эмоций. Тексты. Хрест. Ред.В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер - М.: Изд-во МГУ, 1984 – 288 с.
Дополнительная литература Учебная литература 1. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. М.: Аспект Пресс, 2001, 383 с. (тесты САТ, УСК, тест направленности Басса, ДДО, Томас и др.)
3. ВОЛОЧКОВ А.А. Активность субъекта как фактор психического развития (гипотезы, модели, факты)/ Психол. ж. 2003, том 24, № 3, с. 22-31. 4. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 2,4 и 6. М., 1982 – 1984 5. ВЫГОТСКИЙ Л.С. Педагогическая психология/ Лев Выготский, под ред. В.В. Давыдова. М.: АСТ - Астрель Хранитель, 2008. – 671 с. (Первое изд. – 1926 г.)
7. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Самара: Бахрах-М, 2000 (Эксперимент, Тестирование. Проективные методики и др. методы)
11. КАШИРСКИЙ Д.В. Субъективные ценности современной молодёжной культуры / Мат-лы XII Межд. чтений памяти Л.С. Выготского «Знак как психол. средство: субъективная реальность культуры», Москва, 2011 – 316 с. С. 219-225 (результаты сравнительного иссл-ия системы ценностей и выраженности Д- и Б-потребностей студентов США и России и старшеклассников России) 12. КОЛУПАЕВ Г.П. и др. Экспедиция в гениальность: Психобиологическая природа гениальной и одаренной личности. (Патографические описания жизни и творчества великих людей). М.: Новь, 1999 13. КРЭЙН У. Теории развития. СПб: Питер, 2002 (см. теорию развития Вернера)
15. ЛУК А.Н. Психология творчества. - М., 1978. 16. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997 (тест САМОАЛ) 17. Милтс А.А. Гармония и дисгармония личности. М., 1990 18. МОТКОВ О.И. О парадоксах процесса самоактуализации личности. / Магистр. 1995, № 6 http://hpsy.ru/public/x3157.htm 19. МОТКОВ О.И. Психология самопознания личности: Практ. пос. М.: Треугольник, 1993 20. МОТКОВ О.И. Методика «Самооценка личности» / сайт Ин-та психологии им. Л.С. Выготского РГГУ http://psychology.rsuh.ru/motarticle11.rtf 21. мотков о.и. Развитие творчества у детей. /Ж. «Дополнит. образование», 2000, № 4, с. 9-13 (Подход к развитию творчества у детей, правильные установки и поведение родителей и педагогов, «Творческие задания») 22. МОТКОВ О.И. Психологическая гармония. М., 2000 http://psychology.rsuh.ru/motarticle1.htm 23. Мотков О.И. Природа личности: сущность, структура и развитие. М.: ГУП Воскресенская типография, 2007 – 248 с. http://dlib.rsl.ru/01003181833 - в Электронной библиотеке РГБ, Москва.
26. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб.: Речь, 2003 – 296 с. 27. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Логос, 1995 28. ПЕТРОВСКИЙ В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов\Дон: Феникс, 1996 29. Практическая психодиагностика /Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 1998 30. ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ ХАРАКТEPA. Хрест. Ред.-сост. Райгородский Д.Я. Самара: Бахрах, 1997 31. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Тексты. Хрест. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей. М.: Изд-во МГУ, 1982 (А. Маслоу - Самоактуализация. Массен П. и др. Развитие личности в среднем возрасте) 32. ПСИХОЛОГИЯ САМОСОЗНАНИЯ. Хрест. Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2000 – 672 с.
35. РОДЖЕРС Н. Творчество как усиление себя. / Вопросы психологии, 1990, № 1 36. СИМОНОВ П.В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. М.: ИП РАН, 1998. - 98 с. 37. СИМОНОВ П.В. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984. – 161 с. 38. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Ин-т прикл. психологии, 2000 (методики ДМО, ИТО, СМИЛ, и др.) С. 37 – Гармоничная личность легче адаптируется в сложных житейских перипетиях и реже нуждается в помощи, рекомендациях, индивидуализированном подходе. Гораздо большую сложность представляет контингент акцентуированных и аномальных личностей… 39. СТРЕЛЯУ Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982. – 231 с.
42. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара: Бахрах, 2001, 128 с. (методики УСЦД, Семь состояний, Шкала оценки дискомфорта, Свободный выбор ценностей, О русском катарсисе) 43. ФРЕЙД З. Психология бессознательного. Сб. произв. М.: Просвещение, 1989. - 448 с. 44. ФРЭНКИН Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. СПб.: Питер, 2003 – 651 с.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Гены и среда в детерминации личностных особенностей человека 2. Сущность и структура личности в психоанализе З. Фрейда 3. Личность в теориях Адлера и Юнга 4. Подход к личности в гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс) 5. Личность в теориях черт 6. Представление о личности в советской психологии 7. Личность в современной российской психологии (В.М. Русалов, П.В. Симонов, Л.Н. Собчик) 8. Проблемы развития личности у современной молодежи 9. Ценности и их изучение 10. Личность и творчество 11. Закономерности развития личности 12. Проблемы развития гармоничной личности 13. Методы изучения темперамента и характера
18. Методы изучения уровня самоактуализации личности Требования к практическим работам (текст на листах формата А4 с пронумерованными страницами, в программе Word на PC. Минимум 2 испытуемых)
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Учебно-методический комплекс для будущих бакалавров
Москва 2013 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Учебно-методический комплекс
Направление подготовки: 030300.62 ПСИХОЛОГИЯ Профиль: ПСИХОЛОГИЯ
Составитель: канд. психол. наук, доц. О.И. Мотков
Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры психологии личности «___» _______________ 2013 г., протокол № _______
Аннотация Дисциплина «Психология личности» входит в базовую часть Профессионального цикла, направление подготовки: 030300.62 ПСИХОЛОГИЯ, профиль: ПСИХОЛОГИЯ, и преподается для будущих бакалавров. Согласно учебному плану курс рассчитан на 1 семестр, читается для студентов 2 курса (группы «клиническая психология») дневного отделения Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, его общая трудоёмкость 107 часов (3 зачетные единицы), в конце изучения дисциплины проводится экзамен. Студенты должны в течение семестра написать один реферат или/и практическую работу по определению особенностей личности с помощью простых методик.
1. Рабочая программа дисциплины Пояснительная записка Предметом курса «Психология личности» является изучение методологических принципов рассмотрения сущности, структуры и особенностей развития личности, основных ведущих теоретических направлений, специфики психологии личности и ее методов, представлений о мотивационно-эмоциональной сфере, свойствах темперамента и чертах характера, ценностях и отношениях, возрастных особенностях развития личности, биологических и социальных ограничениях ее развития. В курс также входят занятия по ознакомлению студентов с простейшими методиками изучения особенностей личности. Цель курса – формирование у студентов целостного представления о теоретических, методических и практических аспектах психологии личности. К задачам курса относятся: а) создание у студентов представлений о специфике психологии личности, методологических основаниях построения теории личности, основных теоретических подходах к личности в мировой психологии, проблемах и используемых методах, об основных аспектах личности и результатах их исследования; б) ознакомление студентов с простейшими методами и методиками изучения личности; в) развитие у них умений самостоятельной организации и проведения экспериментальной работы по изучению особенностей личности конкретных людей, грамотного анализа ее результатов. В итоге изучения курса «Психология личности» студенты должны иметь прочные знания о методологических принципах рассмотрения сущности, структуры и развития личности, об основных теоретических направлениях этой науки, о методах изучения личности и ее развития, о главных аспектах личности: ее сущности, месте в психике, ее потребностях и целях, темпераменте и характере, эмоциях, ценностях и субъекте личности, соотношении с исполнительными психическими процессами. Кроме того, студенты должны хорошо представлять себе специфику экспериментальных исследований личности и ее развития. В результате изучения курса студенты должны уметь анализировать различные подходы к личности с точки зрения современных методологических оснований, проблемы, возникающие при практическом использовании теоретических взглядов, иметь навыки работы с научной литературой, посвященной рассмотрению основных тем психологии личности. В задачи курса входит обучение студентов навыкам анализа различных представлений о сущности личности, ее структуре, развитии и месте в психике, а также проведения экспериментального исследования особенностей личности, статистической обработки данных и качественного анализа полученных результатов. Обучение курсу «Психология личности» включает лекционные и семинарские, практические формы работы, а также решение конкретных задач на самостоятельное определение каких-либо сторон личности, предлагаемых преподавателем. В плане семинарских занятий предлагаются темы для обсуждения важных аспектов личности, рекомендуется обязательная и дополнительная литература. Задачи практических работ соответствуют теоретическим вопросам лекционного курса. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Психология личности» преподается в рамках базовой части профессионального цикла обучения будущих психологов. Данный курс дает знания, необходимые для дальнейшего более глубокого изучения психологии и более точного самоопределения в ней. Учебный курс «Психология личности» имеет логическую и содержательно-методическую взаимосвязь с такими дисциплинами общенаучного цикла, как «Общая психология», «Психология развития», «Психогенетика», «Дифференциальная психология», «Основы психодиагностики», и др.
Компетенции обучающегося, формирующиеся в ходе освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование способности и готовности к: · ОК-3 владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений; · ОК-5 использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом; · ОК-7 адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей; · ОК-9 проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, и пр.; · ОК-11 оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы. · ПК-1 обоснованию гипотез и постановке задач исследования в определенной области психологии; · ПК-2 отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей статистической обработкой данных и их интерпретаций; · ПК-6 психологической диагностике уровня развития мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека; · ПК-8 анализу базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом системного взаимодействия био-психо-социальных составляющих функционирования; · ПК-11 участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии; · ПК-12 – проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии. Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачётных единицы, 107 часов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.45 (0.016 с.) |