Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Ценности, качества субъекта, эмоции, уровень притязаний и самооценка. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Понятия ценности (ценностной ориентации). Ценности как аспект особой устойчивой значимости потребностей и других устойчивых мотиваций и образований Л. (мотивов, интересов, отношений, черт). Классификация Ц. Развитие ценностей как развитие устойчивых предпочтений. Методики изучения Ц. – методики Рокича, Ш. Шварца, Е.Б. Фанталовой, С.С. Бубновой, О.И. Моткова, В.Ф. Сопова и др. Субъект как оперативное Я личности, как её разум. «Чистое Я» У. Джемса. Нейрофизиологические корреляты С. – аппарат программирования в префронтальной зоне лобной доли и ядра подкорки (Лурия А.Р. и др.). Развитие качеств субъекта – произвольности, постановки и удержания ситуативной цели, текущего самоконтроля, оперативной рефлексии, целенаправленного сканирования ситуации, оперативного анализа и принятия решений, коррекции цели и способа поведения и т.п. Умение находить дополнительную мотивацию для завершения начатого дела. Эмоции: 1) как область психики, выполняющая функцию внутренней коммуникации – сообщения и оценки результатов поведения актуальной потребности, формы отреагирования текущего состояния; 2) как фактор внешней коммуникации – сообщения другому или чему-то (например, дневнику) о своем эмоциональном состоянии, оценке ситуации. Эмоции – звено мотивационно-эмоциональной сферы Л. Виды первичных эмоциональных состояний. Эмоции и темперамент. Переживание, настроение, аффект, чувство. Эмоции и удовлетворённость жизнью. Развитие самоконтроля выражения Э. Изучение эмоций – наблюдение, методики Изарда, Спилбергера, САН, СМИЛ, проективные тесты и др. Уровень притязаний и самооценка - К. Левин, Ф. Хоппе, М.С. Неймарк и др. Определение УП. Виды УП по степени его адекватности. Определение самооценки как интегральной характеристики личности. Виды самооценки по степени ее адекватности. Развитие адекватных УП и самооценки как один из моментов развития личностной зрелости. Тема 5. Личность и творчество. Стиль межличностных отношений. Креативность как характеристика личности. Творческие черты личности – Лук А.Н, Богоявленская Д.Б., Вайнцвайг П., Яковлева Е.Л. и др. Талант и гениальность – В.П. Эфроимсон и др. Блоки творчества. Развитие творческих особенностей личности и стиль воспитания. Терапия творческим самовыражением – М.Е. Бурно. Методики изучения творческих проявлений и выраженности творческих черт личности – Творческие задания О.И. Моткова, опросники Е.Е. Туник, Дэвиса, Рензулли, Джонсона.
Стиль межличностных отношений как особенность характера. Противоречивость и гармоничность/дисгармоничность стиля МО. Возможности саморазвития более оптимального стиля МО – важность специально направленной на это сильной цели и разработки плана оптимального поведения, расширения репертуара способов поведения в стрессогенных ситуациях общения, сохранения силы Я, веры в себя в конфликте или при потере близких. Изучение степени гармоничности стиля межличностных отношений – тест ДМО Лири - Л.Н. Собчик. Содержание дисциплины – Семинары и Практические занятия Тема 1. Изучение особенностей темперамента Экспериментальная цель: Исследование выраженности восьми свойств темперамента у студентов. Методика: тест «Опросник структуры темперамента» ОСТ В.М. Русалова. Вопросы и задания для обсуждения 1. Определите главные признаки темперамента. 2. Опишите свойства темперамента, изучаемые с помощью методики ОСТ. 3. Соотношение свойств темперамента и характера. 4. Методики изучения свойств темперамента. Тема 2. Изучение акцентуации характера Экспериментальная цель: Изучение выраженности ярких, заострённых черт характера у студентов. Методика: опросник Шмишека. Вопросы и задания для обсуждения 1. Понятие «акцентуация характера». 2. О чем говорит наличие большого числа акцентуаций характера, или, наоборот, их полное отсутствие? 3. Что такое «гипертимность»? 4. Почему характер называют «тугоподвижной» составляющей личности? Тема 3. Изучение особенностей самооценки Экспериментальная цель: Изучение адекватности самооценки позитивных качеств личности у студентов. Методика: « Самооценка личности», О.И. Мотков. Вопросы и задания для обсуждения 1. Что такое самооценка? 2. Самооценка у людей с разным типом характера. 3. Виды самооценки. 4. В каком направлении развивать самооценку? Тема 4. Изучение ценностных ориентаций и интегральных качеств личности
Экспериментальная цель: Исследование внешних и внутренних ценностей, универсальных ценностей, интегральной гармоничности личности. Методики: «Ценностные ориентации» О.И. Моткова и Т.А. Огневой, методика Ш. Шварца «Профиль личности», методика «Интегральная гармоничность личности» ИГЛ-2 О.И. Моткова. Вопросы и задания для обсуждения 1. Понятие ценностей (ценностных ориентаций). 2. Место ценностей в структуре личности. 3. Методики изучения ценностей. 4. Представление об интегральных качествах личности. 5. Методики изучения интегральных качеств личности. Тема 5. Определение выраженности творческих проявлений и черт личности Экспериментальная цель: Исследование соотношения творческих проявлений с уровнем креативности по опроснику Е. Туник. Методики: «Творческие задания» О.И. Моткова, опросник Е.Е. Туник. Вопросы и задания для обсуждения 1. Творческие способности и черты личности, способствующие творчеству. 2. Блоки творчества. 3. Творчество и акцентуации личности. Творчество и пол. 4. Творчество и функциональная асимметрия работы полушарий мозга. 5. Методики изучения творческих черт личности.
Образовательные технологии В ходепреподавания дисциплины используются как традиционные, так и активные и интерактивные формы проведения занятий: - лекции с презентацией схем, рисунков, книг; - практические занятия с отработкой умений проводить простейшее изучение особенностей личности испытуемых: определение цели исследования, методик, характеристик групп испытуемых, места и формы проведения, подготовка бланков, проведение эксперимента, табулирование данных, их качественный (выводы в пределах изучаемой группы) и количественный анализ (расчет средних,использование критериевразличий между данными двух групп испытуемых, коэффициентов ранговой корреляции Спирмена); - преодоление ошибок в табулировании данных и в расчетах, в интерпретации результатов; - обсуждение самостоятельного отношения студентов к изложенной теме, проблемных, еще не решённых в науке, вопросов; - обсуждение практических отчетов студентов; - индивидуальная самостоятельная работа студентов; - публичные доклады студентов по рефератам и их обсуждение.
2. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов В соответствии с учебным планом студенты при освоении курса отвечают на контрольные вопросы по темам в ходе экспресс-тестирования, сдают реферат по одной из тем, или делают практическую работу. По окончании изучения дисциплины проводится экзамен.
Контрольная работа Написание реферата с анализом определённой темы курса, использованной литературы.
Контрольные задания к экзамену (приводятся основные типы заданий, которые подлежат конкретизации в ходе экзамена) 1. Особенности психологии личности как ветви психологии. Понятие личности 2. Гены и среда в детерминации личностных особенностей человека 3. Значение собственной активности субъекта в функционировании и развитии личности 4. Общие и возрастные закономерности развития личности
5. Зрелость личности (Олпорт и др.) 6. Сущность и структура личности в психоанализе (Фрейд, Адлер, Юнг) 7. Подход к личности в гуманистической психологии. Структура личности по А. Маслоу 8. Подход к личности К. Роджерса 9. Представление о личности в теориях черт (Олпорт, Кеттел, и др.) 10. Рассмотрение личности В.М. Бехтеревым и А.Ф. Лазурским 11. Представление о личности в советской психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, и др.) 12. Личность в современной российской психологии (Л.Н. Собчик, П.В. Симонов, В.М. Русалов, А.Б. Орлов и др.) 13. Личность и творчество. Творческие черты личности 14. Блоки творчества. Творчество и пол, функциональная асимметрия 15. Темперамент. Типологии темперамента (Юнг, Айзенк, Л.Н. Собчик, В.М. Русалов) 16. Представление о характере. Акцентуации характера 17. Уровень притязаний и самооценка личности 18. Ценностные ориентации – понятие и подходы к изучению 19. Психологическая гармония. Изучение интегральной гармоничности личности 20. Стили межличностного взаимодействия 21. Методики изучения силы субъекта (опросник М. Исакова, тесты СК Д. Роттера и УСК Е.Ф. Бажина и др.) 22. Методика изучения выраженности и реализации потребностей по А. Маслоу - ММТ-32 Д.В. Каширского и О.И. Моткова 23. Методики изучения творческих проявлений и черт личности (тесты Торренса и Вильямса, Творческие задания О.И. Моткова, опросники Дэвиса, Джонсона, Рензулли, Е.Е. Туник) 24. Методики изучения темперамента - тесты В.М. Русалова, Г. Айзенка, ИТО Л.Н. Собчик, тест Я. Стреляу и др. 25. Методики изучения характера - опросник Леонгарда-Шмишека, тест Гесса, тест КОС Синявского и Федоришина, тест Клонинджер и др. 26. Изучение уровня притязаний и самооценки (шкалы Дембо-Рубинштейн, методика Шварцландера, Свободный выбор задач «игры 5» О.И. Моткова, Самооценка личности – по Будасси, О.И. Моткову) 27. Изучение ценностей – методики Рокича, Ш. Шварца, Е.Б. Фанталовой, В.Ф. Сопова и др., С.С. Бубновой, О.И. Моткова и Т.А. Огневой, и др. 28. Методики изучения творческих проявлений и творческих черт личности – тесты Торренса и Вильямса, опросники Дэвиса, Рензулли, Е.Е. Туник 29. Изучение различных аспектов и интегральной гармоничности личности – методики О.И. Моткова и Л.Н. Собчик 30. Изучение стиля межличностного общения – тест ДМО Лири-Л.Н. Собчик Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература Учебники и учебные пособия 1. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М.: Аспект Пресс, 2001 – 607 с.
2. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрест. Сост. Л.В. Куликов. СПб: Питер, 2000 3. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрест. Сост. А.А. Реан. СПб: Питер, 2000 4. Психология развития/ Ред. Марцинковская Т.Д. М.: Академия, 2001, 352 с. ( Статьи Т.М. Марютиной и др. – Возрастная психофизиология, Созревание мозга и психич. развитие, Психогенетика развития, Особенности психического развития разных возрастов, и др.) 5. Психология эмоций. Тексты. Хрест. Ред.В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер - М.: Изд-во МГУ, 1984 – 288 с.
Дополнительная литература Учебная литература 1. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. М.: Аспект Пресс, 2001, 383 с. (тесты САТ, УСК, тест направленности Басса, ДДО, Томас и др.)
3. ВОЛОЧКОВ А.А. Активность субъекта как фактор психического развития (гипотезы, модели, факты)/ Психол. ж. 2003, том 24, № 3, с. 22-31. 4. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 2,4 и 6. М., 1982 – 1984 5. ВЫГОТСКИЙ Л.С. Педагогическая психология/ Лев Выготский, под ред. В.В. Давыдова. М.: АСТ - Астрель Хранитель, 2008. – 671 с. (Первое изд. – 1926 г.)
7. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Самара: Бахрах-М, 2000 (Эксперимент, Тестирование. Проективные методики и др. методы)
11. КАШИРСКИЙ Д.В. Субъективные ценности современной молодёжной культуры / Мат-лы XII Межд. чтений памяти Л.С. Выготского «Знак как психол. средство: субъективная реальность культуры», Москва, 2011 – 316 с. С. 219-225 (результаты сравнительного иссл-ия системы ценностей и выраженности Д- и Б-потребностей студентов США и России и старшеклассников России) 12. КОЛУПАЕВ Г.П. и др. Экспедиция в гениальность: Психобиологическая природа гениальной и одаренной личности. (Патографические описания жизни и творчества великих людей). М.: Новь, 1999 13. КРЭЙН У. Теории развития. СПб: Питер, 2002 (см. теорию развития Вернера)
15. ЛУК А.Н. Психология творчества. - М., 1978. 16. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997 (тест САМОАЛ) 17. Милтс А.А. Гармония и дисгармония личности. М., 1990 18. МОТКОВ О.И. О парадоксах процесса самоактуализации личности. / Магистр. 1995, № 6 http://hpsy.ru/public/x3157.htm 19. МОТКОВ О.И. Психология самопознания личности: Практ. пос. М.: Треугольник, 1993
20. МОТКОВ О.И. Методика «Самооценка личности» / сайт Ин-та психологии им. Л.С. Выготского РГГУ http://psychology.rsuh.ru/motarticle11.rtf 21. мотков о.и. Развитие творчества у детей. /Ж. «Дополнит. образование», 2000, № 4, с. 9-13 (Подход к развитию творчества у детей, правильные установки и поведение родителей и педагогов, «Творческие задания») 22. МОТКОВ О.И. Психологическая гармония. М., 2000 http://psychology.rsuh.ru/motarticle1.htm 23. Мотков О.И. Природа личности: сущность, структура и развитие. М.: ГУП Воскресенская типография, 2007 – 248 с. http://dlib.rsl.ru/01003181833 - в Электронной библиотеке РГБ, Москва.
26. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб.: Речь, 2003 – 296 с. 27. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Логос, 1995 28. ПЕТРОВСКИЙ В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов\Дон: Феникс, 1996 29. Практическая психодиагностика /Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 1998 30. ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ ХАРАКТEPA. Хрест. Ред.-сост. Райгородский Д.Я. Самара: Бахрах, 1997 31. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Тексты. Хрест. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей. М.: Изд-во МГУ, 1982 (А. Маслоу - Самоактуализация. Массен П. и др. Развитие личности в среднем возрасте) 32. ПСИХОЛОГИЯ САМОСОЗНАНИЯ. Хрест. Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2000 – 672 с.
35. РОДЖЕРС Н. Творчество как усиление себя. / Вопросы психологии, 1990, № 1 36. СИМОНОВ П.В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. М.: ИП РАН, 1998. - 98 с. 37. СИМОНОВ П.В. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984. – 161 с. 38. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Ин-т прикл. психологии, 2000 (методики ДМО, ИТО, СМИЛ, и др.) С. 37 – Гармоничная личность легче адаптируется в сложных житейских перипетиях и реже нуждается в помощи, рекомендациях, индивидуализированном подходе. Гораздо большую сложность представляет контингент акцентуированных и аномальных личностей… 39. СТРЕЛЯУ Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982. – 231 с.
42. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара: Бахрах, 2001, 128 с. (методики УСЦД, Семь состояний, Шкала оценки дискомфорта, Свободный выбор ценностей, О русском катарсисе) 43. ФРЕЙД З. Психология бессознательного. Сб. произв. М.: Просвещение, 1989. - 448 с. 44. ФРЭНКИН Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. СПб.: Питер, 2003 – 651 с.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.182 с.) |