Тема 4. Ценности, качества субъекта, эмоции, уровень притязаний и самооценка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Ценности, качества субъекта, эмоции, уровень притязаний и самооценка.



Понятия ценности (ценностной ориентации). Ценности как аспект особой устойчивой значимости потребностей и других устойчивых мотиваций и образований Л. (мотивов, интересов, отношений, черт). Классификация Ц. Развитие ценностей как развитие устойчивых предпочтений. Методики изучения Ц. – методики Рокича, Ш. Шварца, Е.Б. Фанталовой, С.С. Бубновой, О.И. Моткова, В.Ф. Сопова и др.

Субъект как оперативное Я личности, как её разум. «Чистое Я» У. Джемса. Нейрофизиологические корреляты С. – аппарат программирования в префронтальной зоне лобной доли и ядра подкорки (Лурия А.Р. и др.). Развитие качеств субъекта – произвольности, постановки и удержания ситуативной цели, текущего самоконтроля, оперативной рефлексии, целенаправленного сканирования ситуации, оперативного анализа и принятия решений, коррекции цели и способа поведения и т.п. Умение находить дополнительную мотивацию для завершения начатого дела.

Эмоции: 1) как область психики, выполняющая функцию внутренней коммуникации – сообщения и оценки результатов поведения актуальной потребности, формы отреагирования текущего состояния; 2) как фактор внешней коммуникации – сообщения другому или чему-то (например, дневнику) о своем эмоциональном состоянии, оценке ситуации. Эмоции – звено мотивационно-эмоциональной сферы Л. Виды первичных эмоциональных состояний. Эмоции и темперамент. Переживание, настроение, аффект, чувство. Эмоции и удовлетворённость жизнью. Развитие самоконтроля выражения Э. Изучение эмоций – наблюдение, методики Изарда, Спилбергера, САН, СМИЛ, проективные тесты и др.

Уровень притязаний и самооценка - К. Левин, Ф. Хоппе, М.С. Неймарк и др. Определение УП. Виды УП по степени его адекватности. Определение самооценки как интегральной характеристики личности. Виды самооценки по степени ее адекватности. Развитие адекватных УП и самооценки как один из моментов развития личностной зрелости.

Тема 5. Личность и творчество. Стиль межличностных отношений.

Креативность как характеристика личности. Творческие черты личности – Лук А.Н, Богоявленская Д.Б., Вайнцвайг П., Яковлева Е.Л. и др. Талант и гениальность – В.П. Эфроимсон и др. Блоки творчества. Развитие творческих особенностей личности и стиль воспитания. Терапия творческим самовыражением – М.Е. Бурно. Методики изучения творческих проявлений и выраженности творческих черт личности – Творческие задания О.И. Моткова, опросники Е.Е. Туник, Дэвиса, Рензулли, Джонсона.

Стиль межличностных отношений как особенность характера. Противоречивость и гармоничность/дисгармоничность стиля МО. Возможности саморазвития более оптимального стиля МО – важность специально направленной на это сильной цели и разработки плана оптимального поведения, расширения репертуара способов поведения в стрессогенных ситуациях общения, сохранения силы Я, веры в себя в конфликте или при потере близких. Изучение степени гармоничности стиля межличностных отношений – тест ДМО Лири - Л.Н. Собчик.

Содержание дисциплины – Семинары и Практические занятия

Тема 1. Изучение особенностей темперамента

Экспериментальная цель: Исследование выраженности восьми свойств темперамента у студентов.

Методика: тест «Опросник структуры темперамента» ОСТ В.М. Русалова.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Определите главные признаки темперамента.

2. Опишите свойства темперамента, изучаемые с помощью методики ОСТ.

3. Соотношение свойств темперамента и характера.

4. Методики изучения свойств темперамента.

Тема 2. Изучение акцентуации характера

Экспериментальная цель: Изучение выраженности ярких, заострённых черт характера у студентов.

Методика: опросник Шмишека.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Понятие «акцентуация характера».

2. О чем говорит наличие большого числа акцентуаций характера, или, наоборот, их полное отсутствие?

3. Что такое «гипертимность»?

4. Почему характер называют «тугоподвижной» составляющей личности?

Тема 3. Изучение особенностей самооценки

Экспериментальная цель: Изучение адекватности самооценки позитивных качеств личности у студентов.

Методика: « Самооценка личности», О.И. Мотков.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Что такое самооценка?

2. Самооценка у людей с разным типом характера.

3. Виды самооценки.

4. В каком направлении развивать самооценку?

Тема 4. Изучение ценностных ориентаций и интегральных качеств личности

Экспериментальная цель: Исследование внешних и внутренних ценностей, универсальных ценностей, интегральной гармоничности личности.

Методики: «Ценностные ориентации» О.И. Моткова и Т.А. Огневой, методика Ш. Шварца «Профиль личности», методика «Интегральная гармоничность личности» ИГЛ-2 О.И. Моткова.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Понятие ценностей (ценностных ориентаций).

2. Место ценностей в структуре личности.

3. Методики изучения ценностей.

4. Представление об интегральных качествах личности.

5. Методики изучения интегральных качеств личности.

Тема 5. Определение выраженности творческих проявлений и черт личности

Экспериментальная цель: Исследование соотношения творческих проявлений с уровнем креативности по опроснику Е. Туник.

Методики: «Творческие задания» О.И. Моткова, опросник Е.Е. Туник.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Творческие способности и черты личности, способствующие творчеству.

2. Блоки творчества.

3. Творчество и акцентуации личности. Творчество и пол.

4. Творчество и функциональная асимметрия работы полушарий мозга.

5. Методики изучения творческих черт личности.

 

Образовательные технологии

В ходепреподавания дисциплины используются как традиционные, так и активные и

интерактивные формы проведения занятий:

- лекции с презентацией схем, рисунков, книг;

- практические занятия с отработкой умений проводить простейшее изучение особенностей личности испытуемых: определение цели исследования, методик, характеристик групп испытуемых, места и формы проведения, подготовка бланков, проведение эксперимента, табулирование данных, их качественный (выводы в пределах изучаемой группы) и количественный анализ (расчет средних,использование критериевразличий между данными двух групп испытуемых, коэффициентов ранговой корреляции Спирмена);

- преодоление ошибок в табулировании данных и в расчетах, в интерпретации результатов;

- обсуждение самостоятельного отношения студентов к изложенной теме, проблемных, еще не решённых в науке, вопросов;

- обсуждение практических отчетов студентов;

- индивидуальная самостоятельная работа студентов;

- публичные доклады студентов по рефератам и их обсуждение.

 

2. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

В соответствии с учебным планом студенты при освоении курса отвечают на контрольные вопросы по темам в ходе экспресс-тестирования, сдают реферат по одной из тем, или делают практическую работу. По окончании изучения дисциплины проводится экзамен.

 

Контрольная работа

Написание реферата с анализом определённой темы курса, использованной литературы.

 

Контрольные задания к экзамену

(приводятся основные типы заданий, которые подлежат конкретизации в ходе экзамена)

1. Особенности психологии личности как ветви психологии. Понятие личности

2. Гены и среда в детерминации личностных особенностей человека

3. Значение собственной активности субъекта в функционировании и развитии личности

4. Общие и возрастные закономерности развития личности

5. Зрелость личности (Олпорт и др.)

6. Сущность и структура личности в психоанализе (Фрейд, Адлер, Юнг)

7. Подход к личности в гуманистической психологии. Структура личности по А. Маслоу

8. Подход к личности К. Роджерса

9. Представление о личности в теориях черт (Олпорт, Кеттел, и др.)

10. Рассмотрение личности В.М. Бехтеревым и А.Ф. Лазурским

11. Представление о личности в советской психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, и др.)

12. Личность в современной российской психологии (Л.Н. Собчик, П.В. Симонов, В.М. Русалов, А.Б. Орлов и др.)

13. Личность и творчество. Творческие черты личности

14. Блоки творчества. Творчество и пол, функциональная асимметрия

15. Темперамент. Типологии темперамента (Юнг, Айзенк, Л.Н. Собчик, В.М. Русалов)

16. Представление о характере. Акцентуации характера

17. Уровень притязаний и самооценка личности

18. Ценностные ориентации – понятие и подходы к изучению

19. Психологическая гармония. Изучение интегральной гармоничности личности

20. Стили межличностного взаимодействия

21. Методики изучения силы субъекта (опросник М. Исакова, тесты СК Д. Роттера и УСК Е.Ф. Бажина и др.)

22. Методика изучения выраженности и реализации потребностей по А. Маслоу - ММТ-32 Д.В. Каширского и О.И. Моткова

23. Методики изучения творческих проявлений и черт личности (тесты Торренса и Вильямса, Творческие задания О.И. Моткова, опросники Дэвиса, Джонсона, Рензулли, Е.Е. Туник)

24. Методики изучения темперамента - тесты В.М. Русалова, Г. Айзенка, ИТО Л.Н. Собчик, тест Я. Стреляу и др.

25. Методики изучения характера - опросник Леонгарда-Шмишека, тест Гесса, тест КОС Синявского и Федоришина, тест Клонинджер и др.

26. Изучение уровня притязаний и самооценки (шкалы Дембо-Рубинштейн, методика Шварцландера, Свободный выбор задач «игры 5» О.И. Моткова, Самооценка личности – по Будасси, О.И. Моткову)

27. Изучение ценностей – методики Рокича, Ш. Шварца, Е.Б. Фанталовой, В.Ф. Сопова и др., С.С. Бубновой, О.И. Моткова и Т.А. Огневой, и др.

28. Методики изучения творческих проявлений и творческих черт личности – тесты Торренса и Вильямса, опросники Дэвиса, Рензулли, Е.Е. Туник

29. Изучение различных аспектов и интегральной гармоничности личности – методики О.И. Моткова и Л.Н. Собчик

30. Изучение стиля межличностного общения – тест ДМО Лири-Л.Н. Собчик

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

Учебники и учебные пособия

1. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М.: Аспект Пресс, 2001 – 607 с.

2. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрест. Сост. Л.В. Куликов. СПб: Питер, 2000

3. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрест. Сост. А.А. Реан. СПб: Питер, 2000

4. Психология развития/ Ред. Марцинковская Т.Д. М.: Академия, 2001, 352 с. ( Статьи Т.М. Марютиной и др. – Возрастная психофизиология, Созревание мозга и психич. развитие, Психогенетика развития, Особенности психического развития разных возрастов, и др.)

5. Психология эмоций. Тексты. Хрест. Ред.В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер - М.: Изд-во МГУ, 1984 – 288 с.

  1. ФРЕЙДЖЕР Р., ФЕЙДИМЕН Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. М.: Прайм-Еврознак, 2004 – 608 с.
  2. Хьелл Л. и Зиглер Д. Теории личности. СПб: Питер, 2000. - 608 с.

 

Дополнительная литература

Учебная литература

1. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. М.: Аспект Пресс, 2001, 383 с.

(тесты САТ, УСК, тест направленности Басса, ДДО, Томас и др.)

  1. БУШАР Т.Е. с соавт. (BOUCHARD T.E. et al) Источники психологических различий: Миннесотское исследование близнецов, воспитывающихся порознь / Реферат. Ж. 95. Психология. 1991, № 10, с. 2

3. ВОЛОЧКОВ А.А. Активность субъекта как фактор психического развития (гипотезы, модели, факты)/ Психол. ж. 2003, том 24, № 3, с. 22-31.

4. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 2,4 и 6. М., 1982 – 1984

5. ВЫГОТСКИЙ Л.С. Педагогическая психология/ Лев Выготский, под ред. В.В. Давыдова. М.: АСТ - Астрель Хранитель, 2008. – 671 с. (Первое изд. – 1926 г.)

  1. Геккель Э. Мировые загадки. М.: Братья А. и И. ГРАНАТ и К°, 1920; 2 изд. - М.: ЛИБРОКОМ, 2012. – 256 с.

7. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Самара: Бахрах-М, 2000 (Эксперимент, Тестирование. Проективные методики и др. методы)

  1. Детство идеальное и настоящее. Сб. работ совр. западных ученых (по психогенетике). Пер. с англ. Ред. Е.Р.Слободская. Новосиб-к: Сиб. хронограф, 1994 - 266 с.
  2. ЗЕЙГАРНИК Б.В. Теория личности Курта Левина. М.: Изд-во МГУ, 1981 – 120 с.
  3. КАРАНДАШЕВ В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методич. руководство. СПб.: Речь, 2004 – 70 с.

11. КАШИРСКИЙ Д.В. Субъективные ценности современной молодёжной культуры / Мат-лы XII Межд. чтений памяти Л.С. Выготского «Знак как психол. средство: субъективная реальность культуры», Москва, 2011 – 316 с. С. 219-225 (результаты сравнительного иссл-ия системы ценностей и выраженности Д- и Б-потребностей студентов США и России и старшеклассников России)

12. КОЛУПАЕВ Г.П. и др. Экспедиция в гениальность: Психобиологическая природа гениальной и одаренной личности. (Патографические описания жизни и творчества великих людей). М.: Новь, 1999

13. КРЭЙН У. Теории развития. СПб: Питер, 2002 (см. теорию развития Вернера)

  1. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981

15. ЛУК А.Н. Психология творчества. - М., 1978.

16. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997 (тест САМОАЛ)

17. Милтс А.А. Гармония и дисгармония личности. М., 1990

18. МОТКОВ О.И. О парадоксах процесса самоактуализации личности. / Магистр. 1995, № 6 http://hpsy.ru/public/x3157.htm

19. МОТКОВ О.И. Психология самопознания личности: Практ. пос. М.: Треугольник, 1993

20. МОТКОВ О.И. Методика «Самооценка личности» / сайт Ин-та психологии им. Л.С. Выготского РГГУ http://psychology.rsuh.ru/motarticle11.rtf

21. мотков о.и. Развитие творчества у детей. /Ж. «Дополнит. образование», 2000, № 4, с. 9-13 (Подход к развитию творчества у детей, правильные установки и поведение родителей и педагогов, «Творческие задания»)

22. МОТКОВ О.И. Психологическая гармония. М., 2000 http://psychology.rsuh.ru/motarticle1.htm

23. Мотков О.И. Природа личности: сущность, структура и развитие. М.: ГУП Воскресенская типография, 2007 – 248 с. http://dlib.rsl.ru/01003181833 - в Электронной библиотеке РГБ, Москва.

  1. МОТКОВ О.И. Методика изучения внешних и внутренних ценностей личности. / Журнал Психол. общества им. Л.С. Выготского. 2009, № 1. С. 81-92 (0,6 п.л. – методическая статья) http://psychology.rsuh.ru/motkov.htm; http://hpsy.ru/public/x5182.htm
  2. МОТКОВ О.И. Методика «Интегральная гармоничность личности ИГЛ-2». М., 2011-2012

26. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб.: Речь, 2003 – 296 с.

27. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Логос, 1995

28. ПЕТРОВСКИЙ В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов\Дон: Феникс, 1996

29. Практическая психодиагностика /Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 1998

30. ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ ХАРАКТEPA. Хрест. Ред.-сост. Райгородский Д.Я. Самара: Бахрах, 1997

31. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Тексты. Хрест. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей. М.: Изд-во МГУ, 1982 (А. Маслоу - Самоактуализация. Массен П. и др. Развитие личности в среднем возрасте)

32. ПСИХОЛОГИЯ САМОСОЗНАНИЯ. Хрест. Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2000 – 672 с.

 

  1. РУСАЛОВ В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ). Мет. пособие. М.: ИП РАН, 1997 – 50 с.
  2. РОДЖЕРС К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994

35. РОДЖЕРС Н. Творчество как усиление себя. / Вопросы психологии, 1990, № 1

36. СИМОНОВ П.В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. М.: ИП РАН, 1998. - 98 с.

37. СИМОНОВ П.В. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984. – 161 с.

38. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Ин-т прикл. психологии, 2000 (методики ДМО, ИТО, СМИЛ, и др.) С. 37 – Гармоничная личность легче адаптируется в сложных житейских перипетиях и реже нуждается в помощи, рекомендациях, индивидуализированном подходе. Гораздо большую сложность представляет контингент акцентуированных и аномальных личностей…

39. СТРЕЛЯУ Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982. – 231 с.

  1. ТУНИК Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб: СПб УПМ, 1997
  2. ТУНИК Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб: Речь, 2003 (для диагностики детей и подростков 5 – 17 лет)

42. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара: Бахрах, 2001, 128 с. (методики УСЦД, Семь состояний, Шкала оценки дискомфорта, Свободный выбор ценностей, О русском катарсисе)

43. ФРЕЙД З. Психология бессознательного. Сб. произв. М.: Просвещение, 1989. - 448 с.

44. ФРЭНКИН Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. СПб.: Питер, 2003 – 651 с.

  1. ЭФРОИМСОН В.П. Генетика этики и эстетики. СПб.: Талисман, 1995
  2. LOEHLIN J.C., GOUGH H.C. Genetic and environmental variation on the California psychol. Inventory / J. Person. Assessment. 1990, № 3-4, p. 463-468 (Лёлин Д.С, Гох Х.С. Генетические и средовые влияния на личностные свойства, определенные по векторным шкалам CPJ). /Реферат. Ж. 95. Психология. 1991, № 11 (… интернальность и самореализация обусловлены генами …примерно на 59%, и не поддаются влиянию среды, следование нормам в большей мере обусловлено влиянием семейной среды).

 

  1. BUSS A.H. Personality: Evolutionary heritage and human distinctiveness. Hillsdale, N.J.: Erlbaum, 1988 («… семь черт встречаются и у человека, и у обезьяны: уровень активности, уровень страха, импульсивность, общительность, заботливость, агрессивность и доминантность (A.H. Buss, 1988). Какие-то из этих черт связаны с просоциальным поведением, другие – с тем, как мы пытаемся разрешать конфликты с окружающими или боремся за власть» – по: Первин Л., Джон О. Психология личности. М.: Аспект Пресс 2001, с.298-299)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.182 с.)