Структуры общественного бессознательного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структуры общественного бессознательного



1. Наличие определенных схематизмов (неосознаваемые языковые, культурные, идеологические схематизмы, социальные нормы)

Схематизм – это готовность мыслить готовыми схемами. Они обеспечивают различное восприятие мира.

2. Взаимодействие с людьми:

- явление эмоционального заражения.

- эмоциональные чувствования

- идентификация – уподобление другим людям (пр: сочувствие).

- некоторые случаи подражания.

Соотношение и взаимодействие сознания и неосознаваемых явлений

Эти стороны психики постоянно взаимодействуют, влияют др. на др.

Между сознанием и бессознательным существуют взаимопереходы (пр: автоматизмы (из сознательного в бессознательное); при возникновении проблем – сознание начинает контролировать автоматизмы (из бессознательного в сознательное)).

Содействующий и противодействующий варианты взаимосвязи сознания и бессознательного

Взаимодействие – двойного плана:

1. Содействующее взаимодействие.

1) Освобождение сознания для проделывания более сложных вещей (при переходе сознательного в автоматизм).

2) Явление вдохновения и интуиции.

3) Усиление сознательного контроля повышает качество действий, выполняемых на бессознательном уровне.

2. Противодействующее взаимодействие.

1) Сужение сознательного контроля под влиянием неосознаваемого (пр: паника; задачи – шаблоны, алгоритмы; и т.д.)

2) Ограничение сознанием негативных проявлений бессознательного (пр: борьба с вредными привычками).

Механизмы психологической защиты и их позитивная и негативная оценки

Механизмы психологической защиты – устранение из сознания источников конфликтных переживаний или сведение к минимальным негативным, травмирующим личность переживаний.

А.Фрейд:

1. сублимация- преобразование энергии в социальные формы (творчество).

2. вытеснение – устранение из сознания неприемлемых влечений и желаний.

3. отрицание – стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися представлениями о себе.

4. подавление – блокирование неприятной, нежелательной информации, которая есть в нас.

5. рационализация – рациональное объяснение человеком своих желаний и действий, истинные причины которых коренятся в неприемлемых влечениях.

6. проекция – приписывание другим людям вытесненных мотивов, переживаний, черт характера (чтобы снять с себя ответственность).

7. отчуждение – защита, приводящая к обособлению в сознании отдельных зон, связанных с травмирующими факторами.

8. изоляция – блокирование отрицательных эмоций.

9. замещение – защита от тревожной или нестерпимой ситуации с помощью переноса реакции с недоступного на доступный объект, или замена неприемлемого действия на приемлемое.


ЛИЧНОСТЬ

Категория Л относится к числу базовых понятий, изучается всеми науками, т.ч. философией, социологией, педагогикой и др.

Личность-в переводе с греч «маска, роль». В настоящее время понятие Л определяется как социальное кач-во, судят по тому, какой вклад человек вносит в развитие социума.

Общепринятое определение Личности: Личность-это целостная, относительно устойчивая, индивидуально-своеобразная и социально-типичная организация сознания, определяющая активный, творческий характер деятельности, имеющий социальную значимость для общества.

Мерлин определяет Л как: целостную систему обобщенных отношений человека к действительности и тех способов действия, с помощью которых эти отношения реализуются.

Рубинштейн: Л-совокупность всех психич. процессов, свойств, состояний, через которые преломляются внешний воздействия.

Основные признаки свойств личности:

1. Носят сознательный характер.

2. Обеспечивают творческий характер деятельности.

3. Характеризуют все сознание человека в целом, образуя целостность.

4. Достаточно постоянны и устойчивы, что позволяет человеку в разных условиях, в разных жизненных ситуациях проявлять свою сущность.

5. Однако это постоянство относительно, т.е. личность поддается изменению.

6. Эти свойства проявляются и формируются в социальных отношениях и социально значимой деятельности.

7. Эти свойства подлежат социально нравственному оцениванию.

8. Эти свойства индивидуально своеобразны, уникальны.

9. Однако эти свойства социально типичны (люди принадлежат к одному социальному слою, этносу, профессии; характеризуются некоторыми общими личностными чертами). Благодаря этому личность поддается изучению.

10. Личность проявляется не в любых обстоятельствах, а только в социально-типичных. Причем по отношению к разным сферам жизнедеятельности может проявлять совершенно противоположные характеристики (пр: друг – «+», враг – «–» - разные типичные ситуации, и т.п.).

 

Структура личности – это относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.

Большинство отечественных авторов (Мясищев, Мерлин, Ковалев) считали, что личность складывается из отношений к различным сторонам действительности.

 

Отношение – это целостная система индивидуальных избирательных сознательных связей личности с различными сторонами действительности. Это и есть предмет психологии личности.

 

Применительно к структуре личности можно выделить 2 тенденции:

• узкое понимание личности.

• широкое понимание личности.

 

Самый узкий подход:

 

Леонтьев.

20-ые – 30-ые гг. Публикация – 1975 г. Московская школа.

Деятельностный подход.

Леонтьев считает, что личность – это совокупность всех деятельностей человека, интериоризованных из внешнего плана во внутренний.т.е. это совокупность деятельностей, в которые включен человек.

Основной компонент личности = динамическое ядро Личности – направленность, и ничего кроме него нет.

Автор был против структуры личности, т.к. всякая структура предполагает наслоение.

 

Рубинштейн.

1940 г. Московская школа.

Личностный подход.

Не отрицал внешней детерминации личности, дополнял эту идею тем, что…

Личность – это совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

Структура: личность состоит из 3-х сторон:

1. Что человек хочет (Мотивационная сфера)– направленность, потребность, мотивы, идеалы, интересы, склонности.

2. Что человек может – способности.

3. Что человек есть – характер.

 

Более широкий подход:

Платонов.

80-ые гг. Публикация – 1986 г. Московская школа.

Функционально-динамический подход.

Личность есть любой человек, обладающий сознанием.

Структура личности состоит из:

(4х подструктур)

  1. Темперамент и половозрастные свойства.
  2. Психические процессы.
  3. Опыт (ЗУНы, привычки).
  4. Направленность, отношение и моральные качества.

 

Эти компоненты иерархически организованы (биологическое à психическое)

 

Б.Г. Ананьев.

1933–1936 гг. Санкт-Петербургская школа. Комплексный подход к изучению.

Структурный подход.

Выделял 2 структуры личности:

1. Интериндивидуальная (межиндивидуальная) – то, что характеризует связи и отношение человека с социумом.

2. Интраиндивидуальная (внутрииндивидуальная) – организация внутреннего мира личности.

Интраиндивидуальная структура личности складывается в процессе жизни человека. Является продуктом, эффектом всего жизненного пути человека.

 

3 составных (сложных) компонента структуры личности:

1. Структура индивида:

Уровни:

1) Биологические особенности (свойства НС, темперамент, задатки, и т.д.) – то, что мы имеем от рождения.

2) Особенности психических процессов.

3) Опыт (ЗУНы, приобретенные в процессе жизни).

 

2. Социально обусловленные качества.

– мировоззрение;

– направленность;

– потребности;

– мотивы;

– интересы;

– идеалы;

– стремления;

– цели; и т.д.

 

3. Характер – это то, что мы получаем на выходе, и то, чем личность характеризуется.

 

В.Н. Мясищев

С-Пб. 1957-1966 гг.

Системный подход.

Личность – это высшее интегральное понятие.

Л – это система отношений.

 

Структура: (уровни ¯ по значимости).

1 ур. Доминирующие отношения человека (направленность) к различным сторонам действительности.

2 ур. Психический уровень (желания, достижения, способности, самосознание, опыт, интеллект, и т.д.).

3 ур. Динамика реакций (темперамент, свойства НС).

4. (стержень). Характер. (это составляющее, но не уровень).

3 стороны:

1. Эмоциональная.

2. Оценочная – то, как человек познает мир.

3. Поведенческая/конативная – то, как человек строит свое поведение (на основе (1) и (2)).

 

В.С. Мерлин.

1957–1970 гг. Пермская школа.

Системно-структурный подход.

(т.к. иерархии и системообразующего фактора нет).

Темперамент не зависит от отношений человека. Это то, что дается по рождении => темперамент не входит в личность (т.к. личность – это социальное).

Личность – это целостная система обобщенных отношений человека к действительности и способов действия, при помощи которых эти отношения реализуются.

Структура:

_________ Личность _________

| | |

Характер ––Направленность–– Способности

| (самосознание) |

| |

––––––– Темперамент ––––––––

 

Темперамент связан косвенно: через характер и способности.

Непосредственно с личностью не связан.

Центральный компонент – направленность. Сопряжена с самосознанием.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.61.246 (0.033 с.)