Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие об эмоциях и чувствах.
Относятся к регулирующим процессам (перестраивают деятельность). Или улучшают, или ухудшают (дезорганизуют) деятельность.
Мотивы ® эмоции ® деятельность. (мотивы выступают в качестве регуляторов).
Если деятельность усиливается – эмоции стенические. Если наоборот – астенические эмоции. Функции эмоций:
Эмоции дают человеку информацию: - влияют на познавательные процессы. - участвуют в познании косвенным образом. - оценка ситуации на уровне эмоций (пример: переход через дорогу – гудок – испуг, страх – отскочили). Эмоциональная оценка – смутная. Дают оценку о полезности, вредности или опасности.
- мобилизация – перестройка различных органов и систем для лучшего функционирования. - дезорганизация.
Радость делания – игра физических и духовных сил.
Особенности эмоций:
Подходы: - при характеристике эмоций обращают на себя внимание отчетливые органические сопровождения (пр: краснеет, бледнеет, испарина, сохнет во рту, и т.д.). Перестраивается внутренняя система органов – адаптация.
Физиологические основы. Важную роль играют подкорковые образования. На ряду с высшими отделами. На подкорке выявлены центры, связанные с определенными эмоциональными состояниями.
Таламус, гипоталамус, ретикулярная формация, лимбическая система. Центры страдания и наслаждения (гипоталамус). Их раздражение вызывают противоположные эмоции.
Роль высших отделов мозга – высшие чувства.
Соотношение коры и подкорки: Состояние аффекта – подкорка. Регуляция эмоций – управление со стороны коры и некоторых подкорковых образований. Теории: Психо-органические теории. Соотношение психического и органического. Экспрессивно телесные движения – приспособление организма к условиям существования.
Теория Джемса – Лаже.
Органические проявления порождают эмоции. Восприятие стимула ® нервно-мышечные реакции ® переработка д-ти ® возникновение эмоций.
III. Теория Кеннона – Барда. Разводятся психологический и физиологический аспекты эмоций, отмечается их многозначный х-ер. При разных эмоциональных состояниях могут возникать сходные телесные изменения. Восприятие стимула ¯ переработка импульсов в НС ® возникновение эмоционального переживания. ¯ возникновение телесной реакции.
IV. Активационная теория Линсея – Хебба. Связь между РФ и эмоциями. РФ обеспечивает ряд х-к эмоциям: силу, продолжительность и изменчивость.
V. Когнитивистские теории. Связь эмоций с мыслями, оценками, намерениями. (когнитивный – познавательный).
1) теория когнитивного диссонанса. (Л. Фестенгер) В основе эмоции лежит соотношение когнитивных представлений, ожиданий и реальных результатов, кот. Ч. добивается. Если есть расхождение между этим, то ® диссонанс – переживается как дискомфорт. Если подтверждение, то «+» эмоции.
2) Информационная теория Симонова. Эмоции определяются: актуальной потребностью и оценкой вероятности удовлетворения потребности (на основе опыта и поступающей информации). В зависимости от информации возникают разные эмоции. (Когда информация о располагаемых средствах превышает прогностически необходимую для удовлетворения потребности ® положительные эмоции. В противном случае - отрицательные).
3) Когнитивно физиологическая теория Шехтера. Эмоции связаны с памятью, с оценками ситуации, с мотивацией. Есть еще связь с физиологическими факторами и с физическими воздействиями (стимулами). Эмоции играют интегрирующую роль.
VI. Теории, отмечающие связь с д-тью и с поведением. Если эмоция чрезмерно сильна ® дезорганизация.
1) теория Хебба – неодинаковая связь между силой и интенсивностью д-ти и с успешностью д-ти. На начальной стадии – совпадение. Эмоция , а эффективность д-ти отстает – расхождение. Эмоция , деятельность ¯ - дезорганизация. Формы эмоциональных переживаний.
К. Е. Изард выделяет 9 фундаментальных эмоций:
1) Интерес 2) Радость 3) Удивление 4) Страдание 5) Гнев 6) Отвращение 7) Презрение 8) Страх 9) Стыд
Группы эмоциональных переживаний. 1. Чувственный (эмоциональный) тон. Познавательный процесс сопровождается эмоциональной реакцией. Ощущения: - запах («+» или «-»). - цвета (приятные или нет). - осязание. Относится также к целостным образам/предметам (пр: цветок). Эмоциональное сопровождение познавательных процессов.
2. Настроение. Слабовыраженные или умеренно выраженные эмоциональные реакции. Относительная растянутость (по времени). Причины: - внешние ситуации. - здоровье. - внутренние факторы. Самовоспитание – управление своим состоянием.
3. Аффект. - эмоциональная реакция сильно-выраженная, интенсивная, бурная, кратковременная. Бурно протекающая реакция. Особенности: - человек испытывает потребность отдаваться во власть этому состоянию. - происходит сужение сознания. - неадекватная оценка ситуации. Важно прервать это состояние – отвлечь, и т.д.
4. Стресс. - состояние нервно-психического напряжения, которое порождается ситуацией напряжения (контроль, нехватка времени, и т.д.). Влияние на деятельность: 1. Стресс «Кролика/Зайца» - растерянность, дезорганизация деятельности (пр: трясутся руки, дрожит голос, и т.д.). 2. Стресс «Льва» - мобилизация деятельности. Зависит от индивидуальных особенностей человека, опыта.
5. Фрустрация. - состояние неудовлетворенности (выраженной неудовлетворенности). Мотивы высокого порядка (деятельность, социальный статус, и т.д.) не удовлетворяются. Выражается: - озлобленность. - неуправляемость эмоциями. - агрессивные реакции. и т.д. Достигается определенный порог, после которого человек уже терпеть не может. Для устранения необходимо – снижение уровня притязаний; переключение на др. более доступные задачи. Высшие чувства – переживания, связанные с социальной жизнью человека.
Мотивы: - ответственность перед обществом. - отношения между людьми. - деятельность. - отношение личности с нормами, принципами, нравственностью. - отношение к разным сторонам социальной действительности. Признак (важнейшая характеристика) – тесное слияние с отношениями личности.
Виды высших чувств:
+ Страсти.
Нравственные/моральные чувства. В основе нравственные нормы и принципы. Проявления (к нравственным чувствам относятся…):
Проявляются в отношении к социальным нормам, другим людям, деятельности, требованиям, и т.д. Связано с особенностями личности, мировоззрением, и т.д. Обладают большой действенной силой. Побуждают действовать определенным образом.
Интеллектуальные чувства. Связано с умственной, теоретической, познавательной деятельностью. Моменты амбивалентности.
Проявления:
Определенную роль играет опыт. + Надо иметь ввиду наличие привычки к интеллектуальным усилиям.
Эстетические чувства.
Связь с представлением о прекрасном, возвышенном, и т.д. Важную роль играют эстетические вкусы и оценки. Момент относительности (они различны ® одни и те же явления вызывают разные чувства).
Проявления:
Праксические чувства. Возникают в процессе деятельности в практическом плане, трудовой, физической деятельности. Творческие моменты. Праксические чувства нельзя отрывать от интеллектуальных.
Проявления:
ü Все чувства переплетаются друг с другом (возможны взаимопереходы). (пр: шахматы – изящный ход = эстетическое и интеллектуальное).
Страсть. Отношение к данной активности – ярко выраженное. Страсти – глубокие устойчивые переживания. Следовательно – относится к личной сфере, а значит – является высшим чувством. Пр: коллекционирование, хобби, и т.д. Проявляется: большая затрата времени, огромные усилия, денежные затраты, и т.д. Могут быть крайности.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.52 (0.027 с.) |