Основной психофизический закон – закон вебера – фехнера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основной психофизический закон – закон вебера – фехнера



если интенсивность раздражителя увеличивать в геометрической прогрессии, то ощущение будет увеличиваться лишь в арифметической прогрессии.

Ощущение растут гораздо медленнее по отношению к силе раздражителя

Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различных условий.

Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к действующим раздражителям называется адаптацией.

Разные анализаторы имеют различную скорость и различный диапазон адаптации. К одним раздражителям адаптация происходит более быстро, к другим — медленнее. Более быстро адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы. Полная адаптация к запаху йода наступает через одну минуту. Через три секунды ощущение давления отражает только 1/5 силы раздражителя (поиск очков, сдвинутых на лоб, — один из примеров тактильной адаптации). Еще медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы. Для полной адаптации к темноте необходимо 45 мин.

Контраст ощущений — это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности.

Например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется темной, а на черном — светлой.

Взаимодействие ощущений

1. Сенсибилизация – повышение чувствительности под влиянием работы другого анализатора (в темноте слух обстряется)

2. Интерференция – понижение чувствительности под влиянием сильного раздражителя в другом анализаторе

3. Синестезия – ощущения одной модальности переходят в ощущения другой модальности (одновременные ощущения)

При нарушении работы какого-либо анализатора резко возрастает чувствительность других анализаторов. (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых)

Чувствительность может понижаться и повышаться благодаря виду деятельности (дегустаторы)

Возможности развития разных видов чувствительности огромны.


4. Понятие о восприятии.

Сенсорно-перцептивный уровень, чувственная ступень познания. Целостное отражение предметов и явлений.

Более высокая ступень в пределах чувственного познания.

Происходит переход от отражения отдельных характеристик к отражению их совокупности.

Включает в себя ощущения и основывается на них.

При восприятии происхидит синтез отдельных ощущений.

Восприятие = комплекс ощущений, комбинация взаимосвязанных между собой ощущений.

 

Восприятие не сводится к сумме ощущений. Это качественно новая ступень познания:

- соотнесенность целостного образа с предметом.

 

Более сложный познавательный процесс:

- Участвует опыт.

- Участвует мышление (особенно в затруднительных случаях (пример: относительность движения). Происходит поиск, выделение главных существенных характеристик/признаков -> отнесение к какой-либо категории. * имеет место рассуждение. * наблюдение – думающее восприятие (произвольный осмысленный процесс)).

- Память (в памяти происходит поиск аналогичного воспринимаемому предмета -> происходит узнавании предмета).

- Перцептивные операции/действия.

Активность. Определенная работа (проявляется в моторике – глаз бегает; слуховые – вытягиваем шею, настраиваем ухо (при помехах); речь – что-то проговариваем; музыка – внутреннее пропевание).

- Моторный компонент.

В процессе моторики происходит выделение главных характеристик (за счет активного исследования предмета).

Роль моторных компонентов в восприятии

Восприятие является своеобразным действием, направленным на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы. К ним относятся: движение руки, ощупывающей предмет; движения глаза, прослеживающего видимый контур; движения гортани, воспроизводящие звук; и т.д.

 

Особенно осязание!! Движения глаз!!! При зрительном восприятии имеют место микро- и макродвижения глаз. Изучали Ломов, Зинченко, Ярбус

 

Виды восприятия.

 

I. По преобладающей роли анализатора.

А)

1. Зрительное.

2. Слуховое.

2. Осязательное.

3. Обонятельное.

4. Вкусовое.

5. Двигательное

и т.д.

 

Б) Сложные виды восприятий – сочетание работы разных анализаторов.

 

II. По степени произвольных усилий в процессе восприятия.

1. Произвольное (пр: наблюдение).

2. Непроизвольное.

 

III. По особенностям воспринимаемого объекта.

1. Восприятие речи (устное, письменное).

2. Музыки.

3. Предметов.

4. социальная перцепция (восприятие человека человеком).

 

VI. По формам существования материи.

1. Восприятие разных пространственных характеристик (некоторые или все анализаторы + умозаключение (форма, величина, удаленность, и т.д.)).

2. Восприятие движения (скорость, направление движения, и т.д.).

3. Восприятие времени (протяженность процесса (пр: что-то долго или коротко давит на руку)).

 

I. По продолжительности.

1. Симультанное (одномоментное).

2. Сукцессивное (продолжительное, последовательное, развернутое по времени).

Примеры: зрительное – узнавание быстрое или медленное.

Осязательное – длительное.

Физиологические основы восприятия.

 

Работа анализаторов.

 

2. Временные нервные связи, который образуются в коре БП при воздействии комплексного раздражителя (предметов и явлений окружающего мира).

В мозговом конце анализатора ® анализ и синтез воздействий комплексного раздражителя.

Анализ ® выделение предмета из фона.

® осуществляется синтез (отдельные свойства ® целостный образ).

Без анализа невозможно осмысленное восприятие.

Синтез ® объединение звуков в слова, и т.д.

Основа синтеза – установление временных связей.

Нервные связи:

- внутрианализаторные (в анализаторном центре; в пределах одного анализатора);

- межанализаторные (на основании опыта; в пределах разных анализаторов);

Þ объединение отдельных элементов в целостный образ.

 

При воздействии комплексного раздражителя одной модальности ® внутрианализаторные связи (пр: мелодия).

 

Комплексный раздражитель ® на разные анализаторы ® межанализаторные связи (пр: лекция, лимон) ® вохникают ассоциации + доюавляется слуховой образ слова.

 

При построении целостного образа возникает внутрианализаторные и межанализаторные связи.

 

3. II блок мозга.

Вторичные зоны – целостные образы (частично работают первичные зоны – блики. Отдельные звуки). Слияние элементов в образы.

Третичные зоны – связываются мозговые концы разных анализаторов (взаимодействие анализаторов Þ целостность восприятия).

 

4. III блок мозга – регуляция восприятия.

5. Вторая сигнальная система (по Павлову) – речь. Придает определенную направленность процессу восприятия.

Восприятием модно манипулировать, управлять.

Установка влияет на восприятие (пр: 1 портрет = ученый/преступник Þ выделение разных черт).

 

6. Рефлекторные системы /механизмы.

- ориентировочный рефлекс (на новизну);

- рефлексы на комплексные раздражители (пр: рефлекс на сочетание звука и света);

- рефлексы на отношения – реакция не на отдельные воздействия, а на соотношения между предметами (пр: опыт с курицами и приклеенными зернами).

 

Свойства восприятия.

1. Целостность – отражение предмета в целом, совокупность свойств. Даже когда к-то элементы отсутствуют воспринимается целостный образ. Некоторые детали не замечаются (студунт – студент; сипендия - стипендия).

 

2. Предметность – соотнесение образа восприятия с предметом (обозначения… нечто вижу - дерево). Способность Ч. отражать мир в виде отдельныхпредметов.

 

3. Выделение предмета из фона.

Предмет восприятия – воспринимается то, на чем сосредоточено восприятие на данный момент.

Фон восприятия - то, что отступает на задний план, воспринимается менее ясно (может восприниматься на уровне ощущений).

Предмет и фон – явления динамичные.

То, что было фоном, может стать предметом и наоборот (пр: рисунок с 2-мя профилями и вазой).

Чем больше фон и объект отличаются, тем легче происходит выделение.

Затрудняется выделение предмета из фона, если предмет находится среди схожих предметов.

 

Гештальт-психологи.

Законы гештальта = условия, которые способствуют объединению элементов в целое и выделению предметов из фона (Вертгеймер - выделил законы).

Законы гештальта:

1. фактор близости – то, что ближе находится, объединяется быстрее.

2. фактор замкнутости – замкнутые элементы обнаруживают тенденцию к объединению.

3. фактор сходства – сходные элементы обнаруживают тенденцию к объединению.

4. фактор хорошей линии/ хорошего продолжения.

5. фактор группировки без остатка – то, что группируется без остатка ® тенденция к объединению (фактор близости здесь не работает).

6. ф. общей судьбы – элементы, объединенные по общему характеру изменения (пр: птицы летят в одну сторону ® воспринимаем как целое).

7. ф. прошлого опыта (пр: 3 линии ® треугольник).

8. ф. объективной установки (пр: 3 точки ® треугольник).

· Восприятие целого зависит от восприятия частей (пр: параллелограмм + 2 одинаковые линии в нем).

· Восприятие элементов зависит от восприятия целого (пр: рисунок со старухой и девушкой).

 

4. Осмысленность – присутствие мышления в процессе восприятия.

- Относим предмет к какой-то категории (пользуемся понятиями) - категориальность.

- Рассуждения, гипотезы (пример: ожидание кого-то в темноте).

- обогащение восприятия 2 сигнальной системой.

 

5. Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

Зависит от особенностей субъекта - интересы, мотивы, цели, деятельность. Из массы всех объектов выбираем необходимую информацию.

 

6. Апперцепция – приращение к восприятию. Влияет опыт, профессия, состояние человека, эмоции, и т.д. (пр: три палки ® треугольник; у страха глаза велики).

 

7. Константность – постоянство образа восприятия при изменении некоторых характеристик (примеры: цвет при сумерках и свете; удаление объекта; при движении: на камере – объект прыгает, в восприятии человеком – стоит на месте).

Восприятию доверять можно. Без константности значительно затруднилась бы ориентировка.

 

8. Структурность – в объекте компоненты/элементы воспринимаются не как попало расположенными; элементы организованно расположены, стуктурированы.

Воспринимаются не только элементы, но и их соотношения, связи, и т.д.

(Структурированность – характеристика целостности).

 

Виды восприятия

Зрительное восприятие.

 

Как правило, носит симультанный характер.

Но может принимать и сукцессивный характер (пр: в сумерках).

Осмысленное восприятие.

Движения – в более скрытой форме. Зрение строится на основе сложной системы движений:

- микродвижения глаза – чтобы объект воспринимался (без них не видим).

- крупные движения:

а) саккодические = скачкообразные.

б) плавные = дрейфовые.

Глаз бегает и выделяет наиболее важные, информативные элементы.

 

Факторы, влияющие на восприятие:

1. Значимость объекта.

2. Влияние опыта.

3. Индивидуальные различия людей.

4. – объективные;

- субъективные.

5. – аналитический (элементы);

- синтетический (целостная картина).

6. Влияние речи, слова (пр: для организации внимания).

7. Зависит от мышления, от уровня умственного развития (пр: уровень интеллектуального развития обогащает восприятие).

 

Осязательное восприятие.

 

Отражает, выделяет существенные, информативные характеристики, как и в зрении.

Активное исследование ® проявляется в движениях.

Общее с зрительным, (но движения разные).

Движения:

- мелкие (от 2 до 100 мм) – аналитическая функция.

- более крупные – создают целостный образ = синтетические движения.

Неравномерность движений в плане участия рук и движения пальцев.

 

Различия с зрительным - восприятие сукессивное.

 

В некоторых случаях осязание обостряется и играет роль зрения (компенсирующая роль в отношении зрения – пр: при слепоте).

 

II блок мозга – 2-ые и 3-ые зоны (объединение в целостный образ).

III блок – произвольная управляемость.

Нарушение в лобном отделе Þ восприятие не управляемое, нет сохранения цели.

 

Слуховое восприятие.

 

Имеет отношение к отражению временных характеристик.

Последовательное отражение.

Особенности восприятия человека:

- восприятие речи;

- восприятие музыки.

 

Восприятие речи – воспринимаем целый набор характеристик (пр: мужчина/женщина; взрослый/ребенок, и т.д.).

Доминирующая роль в восприятии речи:

- отражение фонематических звуков.

Связано с мышлением (в очень явной форме).

 

Восприятие музыки – восприятие звуковысотных отношений (высоты звуков), ритмичной картины (звуки - паузы).

 

Моторика:

- внутреннее пропевание, проговаривание + само восприятие.

- более крупные движения – пр: вытягивание шеи, движения уха, и т.д.

Сложные формы восприятия

Движение.

 

- соотношение движений/скорость. Наложение скоростей друг на друга (пример: бежать параллельно ходу машины).

 

1. Зрительный анализатор – главный. Перемещение изображения на сетчатке.

2. Слух (усиление – исчезновение звука).

3. Двигательный анализатор (скорость поворота головы, скорость своего движения).

 

+ опыт и умозаключения (непосредственное восприятие отличается от умозаключения восприятия (движение в разных направления – эффект большей скорости, чем на самом деле)).

 

Восприятие времени.

 

- организм способен реагировать на временные интервалы.

 

Основа:

- ритмически протекающие процессы организма.

 

(У животных можно выработать рефлекс на время).

 

Временная дифференциация.

Складывается из опыта и умозаключений (пример: неделя состоит из 7 суток, есть месяц, год, и т.д.).

 

Можно научить человека различать 1/20 сек. от 1/18 сек.

 

Фактор субъективного порядка.

- состояние ожидания (медленно).

- Работа с какими-то интересными занятиями (быстро).

Возраст влияет на оценку времени.

 

- отражение разных пространственных характеристик.

 

Пространственные характеристики.

1. Величина.

2. Удаленность объекта.

3. Объемные характеристики.

4. Форма объекта, и т.д.

 

Величина.

(Ананьев)

- совместная работа разных анализаторов.

Место:

1. зрительный анализатор (главный).

2. осязание.

3. слуховой анализатор (пр: движение поезда – короткий/длинный состав).

+ момент осмысленности (умозаключение, мышление).

 

Зрительный анализатор – изображение на сетчатке:

Механизмы:

Аккомодация – изменение кривизны хрусталика.

Конвергенция – сведение зрительных осей.

Восприятие глубины (объемности) и удаленности.

 

Аккомодация и конвергенция дают в ограниченном количестве восприятия.

 

Механизмы:

Бинокулярное зрение – работа 2-х глаз одновременно (важная роль (один глаз – плоский объект)).

Оптимальная диспаратность.

 

Диспаратность – расхождение в изображении на 2-х сетчатках.

Корреспондирующие точки – совпадающие точки дают эффект плоскости (нет объема).

Если изображение на диспаратные точки, то изображение объемное.

Если сильное расхождение на диспаратные точки, то изображение двиться.

Оптимальная диспаратность (дисперити – неравенство, несоответствие) – в силу некоторых расхождений ® объемный эффект (работа обоих глаз одновременно), эффект глубины.

 

Форма.

Зрительная или осязательная.

- объект имеет четкие характеристики, выделяется из фона.

Для определения формы – активные движения.

Форма лучше видна, когда есть контрастные отношения между предметом и фоном.

На восприятие формы также влияет освещенность и расстояние.

Иллюзия – ошибка пространственных характеристик.

 

Наблюдение – активность субъекта, присутствует момент произвольности, связано с вниманием.

Активная интеллектуальная работа (приходится анализировать, интерпретировать).

Наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности.

Думающее восприятие.

Организованное восприятие.

Наличие цели, программы, фиксации данных наблюдения.

 

Выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах, Н. как часть процесса худ. творчества, и т.п.

Основное условие научного наблюдения – объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного Н., либо применения иных методов исследования (напр, эксперимента).

 

Наблюдательность – способность замечать характерные особенности, иногда малозаметные.

Важное профессиональное качество в разных видах деятельности (техническая, биологическая, психологическая наблюдательность).

Важно учить наблюдать и формировать наблюдательность.

Наблюдательность основывается на интеллектуальном развитии. Приобретается в жизненном опыте, предполагает любознательность, пытливость.

Включает в себя работу разных анализаторов и мышление.

 

Развитие наблюдательности – важная задача формирования адекватного восприятия действительности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.108 с.)