Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Речь. Процессы кодирования и декодирования речевого высказывания. Виды речиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Язык и речь. В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определённое значение и смысл. Зимняя И.А. сопоставляет понятия речь и язык. При этом она подчёркивает, что язык удовлетворяет критерию значимости, т.е. имеет значение (имеется ввиду, что значит данное слово для всех носителей языка). Речь же удовлетворяет критерию осмысленности, т.е. что значит данное слово для одного носителя языка. При всех различиях, язык и речь взаимосвязаны: речь осуществляется средствами языка, а язык реально существует лишь в речи. Слово. Основной единицей языка является слово. Посредством сигнализации через слово обозначается предмет, действие, состояние и т.п. со словом же связано и представление о предмете или явлении. Основные функции языка: 1) хранение и передача общественно-исторического опыта; 2) общение (коммуникативная функция). Значение и смысл слова. Основное предназначение языка заключается в том, что являясь системой знаков, он обеспечивает закрепление за каждым словом определённого значения. Любое значение слова – это всегда обобщение. Функции речи. Любой вид речи имеет своё предназначение, т.е. выполняет определённые функции. Членораздельность человеческой речи обеспечивает возможность выразить с помощью ограниченного количества речевых знаков – элементов разной сложности (звуков, слогов, слов, предложений) – безграничное многообразие мыслей, намерений и чувств человека. Основными функциями речи являются: Ø Выражение (с помощью речи человек высказывает своё отношение (в том числе, с помощью эмоциональной окраски) к определённому предмету, явлению и к самому себе) Ø Сообщение (заключается в обмене мыслями и информацией между людьми с помощью слов; обеспечивает осуществление контактов) Ø Обозначение (заключается в способности давать названия предметам и явлениям. Благодаря данной функции мы в состоянии мыслить отвлечённо с помощью абстрактных понятий, а также вести обмен информацией с другим человеком) Ø Воздействие (с помощью речи мы пытаемся побудить другого человека или группу людей к определённому действию или формируем у слушателей определённую точку зрения на что-либо (осуществляется через приказ, призыв, убеждение)) Процесс кодирования речевого высказывания и его этапы. Процесс декодирования речевого высказывания. Речевое общение с помощью языка представляет собой своеобразное кодирование (говорящим) и декодирование (слушающим) речевых сигналов (звуков, слогов, слов, предложений). В восприятии речи можно выделить два уровня, или две стороны, этого двуединого процесса: 1) анализ и синтез звуков 2)понимание речи, или анализ и синтез сигнальных, смысловых характеристик речи. Восприятие фонем. То общее, что человек слышит всякий раз, когда произносится какой-нибудь звук речи данного языка, называется фонемой. Фонеме соответствуют определённые области частот в акустическом спектре звуков речи, называемые формантами речевого звука. Форманты отличаются друг от друга частотой и амплитудой колебаний, что и создаёт специфический тембр, по которому один звук отличается от другого. Каждых звук речи имеет от двух до четырёх формант. Способность анализировать и синтезировать речевые звуки по тем постоянным признакам, которые свойственны фонемам данного языка, называется фонематическим слухом. В обычных условиях овладения родным языком он развивается в возрасте от 1 до 3-4 лет. При овладении вторым языком развитие фонематического слуха требует длительных упражнений. Слово как звуковой сигнал не есть простая сумма фонем. За счёт разнообразного соединения звуков и акустических переходов между ними слово всегда представляет собой целостный звуковой комплекс. Различие значений, сходных по звучанию слов, происходит за счёт соотнесения слова с контекстом, в который оно включено, учёта речевых интонаций (логических ударений, порядка слов и т.д.) При речевом общении происходит кодирование информации коммуникатором и её декодирование реципиентом. Кодирование информации, её речевое оформление, предваряются осознанием смысла сообщения. Получение информации сопровождается взаимообуславливающими процессами декодирования речевых сигналов и выявления их смысла. Процесс речеобразования – сложный вид деятельности: сначала у человека возникает мотив к этому действию, затем он программирует высказывание, лексически и синтаксически его конструирует, внутренне проговаривает и лишь затем осуществляет звукоречевое выражение. Речь говорящего называется экспрессивной. Речевая деятельность воспринимающего называется импрессивной речью. Физиологические основы речи. Речевая деятельность связана с работой больших полушарий головного мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой деятельности. Правое влияет на модуляцию голоса, тембр и т.п. Следует отметить, что системы, обеспечивающие речь, могут быть разделены на две группы: периферические и центральные. К центральным относятся определённые структуры головного мозга, а к периферическим – голосовой аппарат и органы слуха. Речевая афферентация идёт по трём каналам: двигательному, слуховому и зрительному. Голосовой аппарат состоит из трёх основных систем: органов дыхания, гортани, полости рта и носа. К исполнительным отделам речевого механизма прежде всего относится артикуляционный отдел, обеспечивающий человеку возможность артикулировать (произносить) разнообразные речевые звуки. Артикуляционный отдел в свою очередь, состоит из гортани, гортанной части глотки, ротовой и носовой полости, голосовых связок, генерирующих звук с помощью тока воздуха, идущего из лёгких. (Органы дыхания обеспечивают ток воздуха, заставляющий вибрировать голосовые связки гортани, колебание которых и создаёт звуковую волну. К органам дыхания относятся лёгкие и приводящие их в движение мышцы, в том числе диафрагма (грудобрюшная преграда), которая, выгибаясь куполообразно вверх, давит снизу на лёгкие и производит отдельные выдыхательные толчки разной силы, что обеспечивает произнесение отдельные выдыхательные толчки разной силы, что обеспечивает произнесение слогов речи. К этой же системе относятся бронхи и дыхательное горло, по которым воздух подводится к гортани.) речевые звуки возникают при подаче воздуха из лёгких в вибраторы (голосовые связки гортани), щели и затворы, образующиеся во рту при артикуляции языка и губ. Синтез определённых для данного звука составляющих (формант) происходит в резонаторах, включающих рот, глотку и полость носа. Здесь звук как бы фильтруется: одни обертоны ослабляются или отсеиваются, другие усиливаются. Речь человека возникла и развивалась на основе слуховой системы. Для речи слух имеет столь важное значение, что при его отсутствии, например глухоте или тугоухости, человек становится немым. По вопросу о наличии центров речи существует ряд точек зрения. Одна из них связывает каждый психический процесс с определённым центром в коре (узкая локализация функций). Это направление своими корнями уходит в френологию Ф.Галля. Другая отрицает существование специфических мозговых центров, связывая психические процессы с деятельностью многих мозговых центров. Выделяют центры, которые выполняют свои функции во взаимодействии с другими отделами системы. Центр Брока расположен в задней части третьей лобной извилины левого полушария. Это двигательный центр речи. При его нарушении человек теряет способность произносить слова. Нарушается интеграция отдельных звуков (моторная афазия). Центр Вернике расположен в височной извилине левого полушария. Связан с пониманием смысла. При нарушении деятельности этого центра человек теряет способность различать (узнавать) слова, хотя отдельные слуховые ощущения у него остаются (сенсорная афазия). Все формы речевой деятельности регулируются не отдельными мозговыми центрами, а их сложной системой, объединяющей многие участки коры головного мозга. Афазия – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга. Виды речи. Каждый вид речи отличается от других по направленности и функции, структуре, мере произвольности, анатомо-физиологическим механизмам организации и регулирования, использования вспомогательных неязыковых средств. Классификация видов по Гамезо М.В.: 1.Внешняя (общение между людьми при помощи разговора или различных технических устройств) Ø Устная (протекает в меняющихся условиях. Отличается сокращённым количеством слов и простой грамматической конструкции) А) Диалогическая Б) Монологическая Ø Письменная (очень чёткий замысел. Сложная смысловая программа. Нет никаких внеязыковых средств, только логика языка. Предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности) Ø Аффективная (нет замысла, очень проста, ограничена: «Ах!», «Ну, погоди!»). 2.Внутренняя (направлена на себя. Носит свёрнутый, сокращённый характер) По Маклакову А.Г.: 1. Устная/письменная 2. Кинетическая (используется в качестве эмоционально-выразительных элементов речи – жестов) Внешняя/внутренняя Диалогическая речь. Вид речи, при котором в равной степени активны все её участники. Не требует развёрнутого выражения речи, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чём идёт речь, и может мысленно достроить фразу, произнесённую другим собеседником. Одно слово может заменять целую фразу. Устная монологическая речь. Монологическая речь – высказывание, объединённое одной сложной мыслью. Речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли. При этом говорящий должен оценивать то, как усваивается передаваемая им информация слушателями. Письменная речь. Изображается графически, с помощью письменных знаков. Как пищащий, так и читающий имеют в поле своего восприятия одновременно ряд слов, а в тех случаях, когда в этом есть потребность, они могут вновь вернуться на несколько строк или страниц назад. Внутренняя речь. Особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свёрнутостью грамматической структуры и содержания. Является основным инструментом мышления. Внешняя речь связана с процессом общения, обмена информации. Внутренняя речь прежде всего связана с обеспечением процесса мышления. Это очень сложное с психологической точки зрения явление, которое обеспечивает взаимосвязь речи и мышления. Соотношение речи и мышления. Речь индивида свидетельствует о его культурном уровне, внутреннем мире, особенностях психической саморегуляции. Тот, кто не может правильно и оригинально выражаться, не умеет правильно и оригинально мыслить. Манера речи, манера общения определяют мироощущение человека, тонкость его чувств, интеллектуальные возможности, образованность. Мышление осуществляется б/я речи. Аспекты связи речи и мышления: 1. Уровень слова. Выготский: уже в значении слова завязан «узел» единства речи и мышления. Слово обобщает и имеет отношение к понятию, понятие – это форма мышления. При формировании понятий предполагаются мыслительные операции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.231.122 (0.01 с.) |