Понятия и положения данного направления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия и положения данного направления



y Структура человеческой психики:

1) «сознание» (охватывает системы опыта - разнообразную информацию, относящуюся к жизни организма как такового, включая «память» о его рождении, гибели и возрождении;

2) неосознаваемое - «трансперсональная область» (так назвал Гроф) – это опыт переживания необычных состояний.

y Позиция ТЕРАПЕВТа:

неприемлемы интерпретации;

всякая позиция ведущего «над» отметается с самого начала.

Партнерство и самостоятельность участников (смена ими ролей: испытателя и ассистента в ходе переживания терапевтических сеансов).

 

!! Т.О. è гуманистическая направленность трансперсональной психотерапии -

 

è постулирование ценности жизни и качества жизненного опыта, а не потребления,

è отстаивание ответственности человечества перед миром,

è поиск путей гармоничного сосуществования человека и человечества с миром в целом.

 


15. Использование психодиагностического инструментария для подготовки психологического диагноза и рекомендаций заказчику. (Решение практической задачи).

 

Содержание практической задачи.

 

В службу занятости обратилась А.В., женщина 49-ти лет. Трудилась менеджером среднего уровня. Имеет ряд документов, свидетельствующих о высокой квалификации. В имеющихся характеристиках отмечается живой ум и быстрая реакция, а также «способность уладить любой конфликт». Потеряла работу вследствие кризиса. На протяжение трех месяцев пытается устроиться по специальности. В целом оптимистична и активна, но жалуется на тревогу, приступы апатии, а также усложняющиеся отношения с 12-летним сыном-подростком. Его увлечения, разговоры и в особенности юмор кажутся ей глупыми. Замечания и разговоры с сыном только усугубляют ситуацию. Несмотря на поддержку со стороны супруга, общее напряжение в семье нарастает. «Все как-то сошлось темной полосой. Может, что-то еще смогу изменить?».

А.В. была направлена на психодиагностическое обследование, в ходе которого выяснилось, что она явно предпочитает профессии типа «Человек-Человек» (ДДО по Е.А.Климову), по типу отношения к окружающим четко выражен VII октант по тесту Т.Лири – (Дружелюбный, сотрудничающий тип). В ходе анализа полученных данных акцент психолога был сделан на результатах выполнения А.В. теста «Стандартные прогрессивные матрицы Д.Равена» (59 решенных матриц – 95-й процентиль для британской и китайской выборок стандартизации соответствующего возраста).

Какие рекомендации психолог службы занятости можете сделать на основе этих результатов, имеющихся наблюдений и беседы непосредственно А.В., а также потенциальному работодателю?

 

Текст в программу к ГОС экзамену по данному вопросу

 

Особенности и этапы психодиагностического обследования.

Психодиагностический диагноз: его особенности и виды.

Психодиагностические нормы: виды, способы расчета и интерпретация.

Основные принципы использования психодиагностических данных в подготовке и проведении психологической консультации (этические, контекстуальные и др.).

Примерный вариант ответа:

 

Сначала отметим 2 особенности, на которые следует обратить внимание в ходе анализа условий этой задачи:

Во-первых, в ходе ПДО А.В. мы имеем ситуации двух возможных типов:

сам клиент (А.В.) обращается к психологу службы занятости;

возможно, среди работодателей, обращающихся в службу занятости в поисках сотрудников определенной квалификации, есть те, кого может заинтересовать именно А.В.

Таким образом, с одной стороны, психолог проводит ПДО для консультирования А.В. (прежде всего).

С другой стороны, на основе результатов ПДО по базе данных центра занятости психолог анализирует запросы работодателей, которых именно А.В. может заинтересовать. Для них (с обязательного согласия А.В., поскольку именно она является инициатором ПДО) также готовятся рекомендации, направления и (по запросу) консультации.

 

Во-вторых, психолог в этом ПДО использует не какой-то один изолированный показатель или методику, а индивидуально подобранную батарею тестов и информацию ряда документов (сертификатов и характеристик). Это в ходе подготовки психодиагностического диагноза позволяет не ограничиваться перечислением отдельных показателей (симптоматический, самый низкий по Л.С.Выготскому уровень диагноза). В нашем случае возможно перейти на этиологический или даже системный уровень психодиагностического диагноза, когда целый ряд имеющихся данных, наблюдений и показателей рассматриваются в единой системе применительно к ситуации клиента.

 

 

Рекомендации для А.В.

1. Ситуация проф.консультации и рекомендаций относительно перспектив трудоустройства.

А.В., прежде всего, интересует трудоустройство в соответствии с ее квалификацией и индивидуальными особенностями. Относительно сферы профессиональных предпочтений мы подтверждаем наиболее близкую для А.В. сферу «Человек-Человек», насыщенную социальными взаимодействиями. Именно этого типа профессии подходят А.В. в наибольшей мере. В ходе консультации обязательно обращаем внимание на высокий уровень интеллектуальных способностей, а также высокую обучаемость (опираемся на очень высокий уровень показателя теста Д.Равена, согласно которому не более 5% выборки стандартизации в Великобритании и в Китае имеют такой же или более высокий результат). Если служба занятости имеет запросы работодателей на специалистов такой квалификации, но несколько иного профиля, если служба имеет информацию о программах переподготовки, психолог рекомендует пройти переобучение по одной из этих программ.

Если в базе данных службы занятости имеется запрос конкретных работодателей, предлагающих работу в соответствии с квалификацией и предпочтениями А.В., мы предлагаем на выбор имеющиеся варианты для обсуждения и, возможно, для встреч с работодателями.

Кроме того, в ходе консультации психолог может и должен поддержать «оптимистическую» составляющую процесса поиска работы со стороны А.В., ее надежду и даже уверенность на благополучный вариант трудоустройства. Несмотря на возраст (49 лет), А.В. имеет хорошие шансы найти работу при таком профессиональном опыте, особенностях межличностных отношений и в особенности при столь высоком интеллекте.

2. Ситуация осложнения отношений с сыном-подростком. Прежде всего, отмечаем, что А.В. обратилась в службу занятости, и психолог данной службы скорее всего больше специализируется на проф.консультировании и проф.диагностике. Тем не менее, некоторые рекомендации относительно усложнившихся отношений А.В. с подростком-сыном дать можно. Например, обратить внимание на то, что 1) в связи с ситуацией безработицы А.В. получила больше возможностей общаться со своим сыном, но сам сын, возможно, и не в восторге от этого – его больше занимает общение со сверстниками, их общие интересы, язык общения и т.д.; 2) подросток в этом возрасте переживает период кризиса, его «чувство взрослости» очень ранимо, он ищет своих друзей, свой образ жизни, свое пространство; 3) интеллектуальное развитие в 12 лет также идет быстро, все в движении. Но такой высокий уровень интеллекта у матери (95-й процентиль) и, вероятно, пока меньший у ее сына могут быть основанием для «конфликта» уровней, вкусов и т.п. Нет оснований думать о том, что «примитивизм» сына и в дальнейшем сохранится. Тест Джона Равена – один из лучших в мире тестов измерения «генерального фактора G», а этот фактор в британской традиции исследования интеллекта характеризует в значительной мере генетически задаваемую составляющую интеллекта. Так что очень вероятно, что сын столь высокоинтеллектуальной матери в будущем будет показывать не менее высокие результаты, чем она. Поэтому, с одной стороны, надо понимать динамичность и противоречивость развития сына-подростка, принять те стороны его индивидуального развития, которые не входят в конфликт с нормами общества и семьи. Также надо понимать, что в этом возрасте далеко не все ироничные замечания матери (содержащие текст и подтекст) могут быть верно поняты сыном, а также и то, что его умственное развитие, интересы да и в целом личность находятся в очень динамичном состоянии.

Таким образом, психолог фиксирует внимание А.В. на определенной нормативности некоторого охлаждения взаимоотношений с сыном. Однако при этом психолог еще раз может сказать о том, что для более основательной консультации А.В. нужно обратиться к специалисту в области семейной психологии.

Рекомендации для работодателя.

В условиях задачи нет определенности относительно того, имеется ли какой-то определенный работодатель, которого интересовал бы сотрудник с такими же особенностями, как и у А.В.

Но если он есть, в беседе с работодателем, которая проводится с разрешения А.В. (поскольку именно она – инициатор, основной заказчик ПДО), мы указываем на то, что, несмотря на 49-летний возраст А.В., она имеет большой опыт деятельности в сфере профессий «Человек-Человек», дружелюбна по типу межличностных отношений, умеет улаживать конфликты. Особое внимание обращаем на чрезвычайно высокий интеллектуальный уровень А.В., ее высокую обучаемость и, возможно, творческие способности и пластичность в решении интеллектуальных задач (тест Д.Равена позволяет так интерпретировать очень высокий уровень показателей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.01 с.)