Клиент-центрированная психоТерапия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Клиент-центрированная психоТерапия.



Автор подхода: К. Роджерс [2]

y Строение психики

Центральное понятие в концепции Роджерса - самость— это представление о себе - оно постепенно меняется в процессе развития личности (а большинство психологов используют термин «самость» для обозначения неизменной части личности).

- Признак душевного здоровья: «Принятие себя таким человеком, каким ты действи­тельно являешься, а не таким, каким ты хотел бы быть». В связи с этим, надо сказать о Я-концепции:

Я- реальное и Я-идеальное è высокая степень различия (Я-идеальное с повышенной амбициозностью) – причина невротического срыва, тревога.

Центральная гипотеза подхода: человек в самом себе может найти огромные ресурсы для самопознания, изменения y Я-концепции, целенаправленного поведения, а доступ к этим ресурсам возможен лишь при соблюдении трех условий.

Охарактеризуем с т.з. психоТерапии:

1. подлинность, искренность, или y конгруэнтность (термин "конгруэнтность" введен К.Роджерсом) Подлинность → открытость себе и другим людям (от англ. congruence);

Термин "конгруэнтность" введен К.Роджерсом для описания динамического состояния психотерапевта, в котором различные элементы его внутреннего опыта (эмоции, чувства, установки, переживания и т.п.) адекватно, неискаженно и свободно проживаются, осознаются и выражаются в ходе работы с клиентом. В случае конгруэнтности (и в отличие от эмпатии) речь о переживании психотерапевтом своих собственных чувств, об их открытости себе и другим людям.

- Конгруэнтность наблюдается, когда нас можно воспринимать и видеть теми, кто мы есть на самом деле.

- Конгруэнтность - это такое состояние, в котором человек наиболее свободен и аутентичен в качестве самого себя, не испытывая при этом потребности в использовании психологических защит, в том, чтобы предъявлять фасад, прятать себя, например, за маской или ролью "эксперта".

y АУТЕНТИЧНОСТЬ - По Роджерсу - активно использовал этот термин, А. - это способность человека в общении отказываться от различных социальных ролей (психотерапевта, профессионала и т. п.), позволяя проявляться подлинным, свойственным только данной личности мыслям, эмоциям и поведению. Наряду с А. - обязательной составляющей эффективного человеческого общения – Роджерс выделяет: способностью к безусловному принятию и эмпатию. î

 

2. Второе по важности условие — принятие, забота или признание — безусловное позитивное отношение. - терапевт имеет неосуждающую, принимающую установку по отношению к клиенту.

 

y Позиция психотерапевта: спутник «клиента в путешествии к сущности Я»: поддержать в клиенте уверенность в его внутренних си­лах, утвердить в нем веру в свои способности к само­совершенствованию. А для этого, утверждал Роджерс, нужно чувствовать внутренний мир клиента, как свой собственный.î

3. наличие эмпатического понимания - слушать с пониманием. Что это значит? Это значит смотреть на высказываемые идеи и отношения с точки зрения другого человека, чувствовать, что это значит для него, встать на его позицию относительно того, о чем он говорит. встать на позицию своего собеседника – понять его мысли и чувства настолько хорошо, чтобы суметь изложить ему их суть.

y Человекоцентрированный подход - в каждом живом организме - актуализирующая

тенденция (рассматривает самоактуализацию в контексте психотерапии и общей теории личности).

— тенденция расти, развиваться, реализовывать весь свой потенциал; это направленное движение есть то, что мы стремимся высвободить.

èè т.о. Психолог – помощник в устранении эмоциональных блоков или препятствий к росту.

Внимание концентрируется не на проблемах человека, а на его ЯèЗадача: 1) помощь в личном росте и развитии, благодаря чему человек САМ решает свои проблемы.для этого èè терапия называется центрированной на клиенте, Т.К. клиент сам определяет и осуществляет те изме­нения в своем поведении и состоянии, к оторые ему пред­ставляются необходимыми, и настолько, насколько ему самому это кажется необходимым, ТО ЕСТЬ è клиент сам в состоянии осознать свои проблемы и решить их.

èè Человекоцентрированный способ бытия в психотерапии ведет к процессу самоисследования и самораскрытия клиента и в конечном итоге — к конструктивным изменениям в его личности и поведении. →2) создание психологического климата и соответствующих отношений.

Что помогает этомуí

Основное в учении Роджер­са — это роль и значение межличностных отношений как в механизме развития невроза, так и в процессе выздо­ровления. Роджерс: только во взаимоотношениях с другими людьми человек в состоянии раскрыть и осознать свое истинное Я. î

"невротик", испытывает трудности от того, что: нарушено его внутреннее общение, от того, что в результате этого нарушено его общение с другими людьми. ê

Т.О., по Роджерсу, общая задача психотерапии: восстановлении нарушений в общении.

ТО ЕСТЬ_ Компоненты личности невротика (это "неосознаваемые", или "подавленные", или "отвергнутые сознанием"), заблокированы è перестают общаться с сознаваемой или управляющей частью его личности. è пока это длится, существуют нарушения в общении.

Цель психотерапии – помочь человеку посредством специальных отношений с терапевтом достичь хорошего общения с самим собой. Когда это достигнуто - может свободно общаться с другими è психотерапия – это свободное общение, как внутриличностное, так и межличностное. è Хорошее, свободное общение, внутриличностное или межличностное, всегда имеет психотерапевтический эффект.

y Методы работы:

Психотерапевтическая практика в русле человекоцентрированного подхода включает:

1. индивидуальную, групповую работу (например, "группы встреч" в целях стимулирования личностного роста участников в атмосфере безусловного позитивного принятия, эмпатии и конгруэнтности); Энкаунтер-группы ( группы встреч). Метод энкаунтер-групп, созданный Роджерсом, дал начало широко распространенной сейчас групповой неди­рективной психотерапии. Заслуга Роджерса - один из первых раскрыл механизм воздействия группы на лич­ность и личности на группу; ввел понятие процесс встреч.

2. вербальное, невербальное самоисследование (например, "экспрессивную человекоцентрированную психотерапию" - средствами живописи, ваяния, танца, пения).

Экзистенциальная психоТерапия

- В. Франкл [3]:

y строение психики

Подход к личности – 3 основных понятия:

Смысл жизни»

Невроз -результат чувства абсолютной бессмысленности жизни (отсюда ощущение внутренней опустошенности) – экзистенциальный вакуум. Невроз – результат фрустрации стремления реализации смысла жизни. Франкл: Человек по природе своей..изначально стремиться определить и выполнить свое предназначение в жизни» - это СТРЕМЛЕНИЕ К СМЫСЛУ. ТО ЕСТЬ_ воля к смыслу - основная человеческой потребностью è невозможность ее удовлетворить è «ноогенный» (духовный) невроз.

2. «Воля к смыслу» - стремление к поиску и реализации смысла жизни:

· врожденно

· свойственно всем людям

· противоположно «стремлению к удовольствию», то есть борьба за к-л. цель, а не состояние покоя.

y Позиция психотерапевта: не в силах дать смысл, а помогает осознать смысл – у каждого он свой; не может быть дан извне, предложен/навязан; должен быть найден вполне самостоятельно. А как это сделать→ 1) понять, почувствовать уникальность, неповторимость своей личности – с/ценность, ценность окружающих. → так человек обретает уверенность в себе, полноценность, нужность, то есть СМЫСЛ существования.

 

Задача логоТерапии: помощь в обретении смысла жизни – всегда может быть найден.

Препятствие для этого – центрация человека на самом себе, неумение выйти за пределы себя, к другому человеку или к смыслу.í

Центральные понятие логоТерапии: с/трансценденция и способность к с/отстранению. Где может быть найден смысл жизни: творчество, эмоц.переживания (пр.:любовь), сфера отношений (принять обстоятельства, которые не в состоянии изменить).

ИТАК: концепция ФРАНКЛА_ реализация человеком трансцендентных ценностей и смысла жизни. ТО ЕСТЬ главное - самотрансценденция (а самоактуализация — как ее побочное следствие).è «Человек всегда направлен вовне себя на что-то, что не является им самим — на что-то или на кого-то: на смысл, который человек реализует, или на со-человека, с которым он вступает в контакт è человек осуществляет себя (реализует свой СМЫСЛ) — в служении делу (смысл ж.) или в любви к другому (смысл ж.). ТО ЕСТЬ самоактуализация НЕ единственная конечная цель. Конечная цель, по Франклу, реализация смысла (и является надличностным). Т.О., это противоположно идее актуализации собственного Я.

· «Если мы принимаем человека таким, каков он есть, мы портим его. Если мы считаем таким, каким мы бы хотели его видеть, то даем возможность ему стать тем, кем он способен быть» → человек всегда направлен во вне себя. А ПО РОДЖЕРСУ: важно - как человек воспринимает не внешнюю реальность, а свой внутренний мир.

О с/отстранении_

Зачем нужен страх?

- это биологическая р-ия для избегания опасных ситуаций (сердечный приступ, инфаркт и т.д.)

итак, страх появляется (ожидание, что наступит инфаркт) → и человек бежит от действительности.

Что делать с этим → Франкл предлагает_ с/отстранение – дистанцироваться от себя и самому «искать» эти опасные сит-ии, например, с помощью юмора. → действие «мимо» страха, он исчезает («атрофируется от безделья») → так приобретаем контроль над собой, сит-ей.

3. «Свобода воли» _Человек свободен в выборе поступков, принятии решений, и ответственен за свои поступки.í

Центральная проблема в его концепции: ответственность, то есть свобода в выборе смысла → ответственность за осуществление данного смысла

y Методы работы (2 основных предлагает Франкл):

1) Метод парадоксальной интенции[4] - при коррекции страхов (пример: страх закрытых помещений – заставить себя нах-ся в таком помещении);

2) Дерефлексия – при гиперрефлексии (всё внимание сосредотачивает на симптоме, собственных сложностях → надо отвлечь внимание от симптома, снять излишний с/контроль, с/копание).

 

Итак, экзистенциализм пытается объяснить, как люди переживают свое существование в данный мо­мент, а гештйльт-психология - как они воспринимают свое существование. í

 

3. ГештальтпсихоТерапия [5] (метод)

Автор:Ф.Перлз

Здоровая личность: реализовывает свои потребности, склонности, то есть в равновесии с самим собой и окружающим его миром.

-организм - единое целое. Причина психических нарушений: личность не составляет единого целого, т.е. гештальта. (пример: стресс возникает в результате неосознанных конфликтов, мешающих им входить в контакт с некоторыми из собственных чувств и мыслей).

ê

- организм - среда.ê

У здоровой личности граница со средой - подвижна: возникновение определенной потребности требует «контакта» со средой и формирует гештальт, удовлетворение потребности завершает гештальт и требует «отхода» от среды. У невротической личности процессы «контакта» и «ухода» - сильно искажены и не обеспечивают адекватного удовлетворения потребностей.

В основе всех нарушений _нарушение саморегуляции.

èВ гештальттеории пять механизмов нарушения саморегуляции:

1. интроекция- усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Этот неассимилированный опыт - интроект (пр.: родительские поучения) - является чуждой для человека частью его личности «Он думает то, чего от него хотят другие».

2. Проекция- прямая противоположность интроекции: отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его «Я-концепции. «Он делает другим то, в чем сам их обвиняет».

3. Ретрофлексия- поворот на себя - какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя. Неудовлетворенные потребности часто - агрессивные чувства. «Он делает себе то, что хотел бы делать другим». проявляется в мышечных зажимах. использование в речи возвратных местоимений и частиц. Например: «Я должен заставить себя сделать это».

4. Дефлексия- уклонение от реального контакта. избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. в форме болтливости, условности поведения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций.

5. Конфлуенция(или слияние) - стирание границ между «Я» и окружением. с трудом отличают свои мысли, чувства и желания от чужих. характерно при описании собственного поведения употребление местоимения «мы» вместо «я». отказ от своего подлинного «Я».

èèРезультат этого_нарушается целостность личности.

èЧто приводит к нарушению с/регуляции:

хронически препятствует удовлетворению собственных потребностей, отказывается от реализации своего «Я» → начинает следовать ценностям, навязанным извне.

èЧто способствует с/регуляции:

личностный рост – это процесс расширения зон самоосознавания.

→Три зоны сознавания (по Перлзу):

1. Внутреннюю - явления и процессы, происходящие в нашем теле.

2. Внешнюю - внешние события, которые отражаются сознанием.

3. Среднюю - фантазии, верования, отношения.

А невроз из-за_ преобладает тенденция к сосредоточению на средней зоне за счет исключения из сознания двух первых.

Невроз. проявления: излишняя склонность к фантазированию, интерпретации (интеллектуализировать – умничать - там, где нужно просто осознать настоящее) →нарушает процесс сознания, сосредоточивается на прошлом и будущем в ущерб настоящему, НО завершить гештальт (удовлетворить потребность) можно только в момент «здесь и сейчас».

xОдно из центральных понятий - «незаконченноедело» - наиболее часто это обида.

î

Довершить незавершенное - один из существенных моментов в гештальткоррекции.

x «избегание» - уход от признания и принятие всего того, что связано с неприятным переживанием незавершенного дела. Гештальттерапия поощряет выражение задержанных чувств, конфронтацию с ними и проработку их. ИТОГ: личностная интеграции.

 

y стадии псТерапевт.пр-са.

Суть процесса раскрытия своей истинной индивидуальности – пройти через пять уровней – их Ф. Перлз называет уровнями невроза:

1. фальшивые отношения, игры, роли. Жить согласно ожиданиям других.→собственные цели, потребности неудовлетворенны.→бессмысленность, разочарование.

2. фобический. Осознал фальшивость своего поведения, манипуляции. Представляет последствия, если начнет быть искренним – возникает страх. Избегает своих болезненных переживаний.

3. уровень тупика и отчаяния – не знает, что делать. Переживает утрату поддержки извне, беспомощность; не хочет, не готов использовать свои внутренние ресурсы.

4. имплозия. Смятение, отвращение к себе, т.к. осознал, как ограничивал, подавлял себя.

5. эксплозия, взрыв – сбрасывает фальшивое. Формирование аутентичности личности (переживание и выражение своих эмоций).

т.о. ГештальтпсихоТерапия – направлена на освобождение и самостоятельность личности.

è Путь достижения цели гештальтТерапии: поощрение осоз­нания.

Основная цель - помощь человеку в полной реализации его потенциала. Эта цель разбивается на вспомогательные:

· обеспечение полноценной работы актуального самоосознавания

· смещение локуса контроля вовнутрь;

· поощрение независимости и самодостаточности;

· обнаружение психологических блоков, препятствующих росту, и изживание их.

y Позиция психоТерапевта: катализатор, помощник, облегчить выражение чувств клиентом.

Цель: активировать резервы внутренние клиента, а их высвобождение ведет к личностному росту. Задача гештальт-терапевта - помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в конечном ито­ге — нейтрализовать (завершить) ее.

y Методы работы - направле­ны на расширение сознания, усиление внимания к чувствам, работу с мечтами, принятие ответственности за самого себя и преодоление сопротивления. Например, такие техники:

Техника «наоборот»(перевертыш): клиент должен сыграть поведение, противоположное тому, которое ему не нравится. Скажем, застенчивый стал вести себя вызывающе; приторно вежливый - грубо, тот, кто всегда соглашался, занял бы позицию непрестанного отказа. Техника направлена на принятие клиентом себя в новом для него поведении и на интегрировании в «Я» новых структур опыта.

Незаконченноедело. Любой незавершенный гештальт - незаконченное дело, требующее завершения. У большинства людей есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями, сослуживцами и т.д. Чаще всего это невысказанные жалобы и претензии. Клиенту предлагается с помощью приема «пустого стула» высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому из участников группы, кто имеет отношение к незаконченному делу. В опыте работы гештальт-групп отмечается, что наиболее частое и значимое невыраженное чувство - это чувство вины или чувство обиды, именно с этим чувством работают в игре, которая начинается со слов «Я обижен...».

 

4. Трансперсональная психоТерапия

Складывается в 60-70 гг. (причины: восстание хиппи - против ценностей Запада – деньги, карьера, власть и т.д.)→ взаимозависило от социально-экономической, культурной, научной и политической ситуации в целом.

èнеобходимость духовной перестройки – это и есть причина духовного кризиса.

Цель: акцент делается на самоисследование и саморазвитие.

→ то есть духовное развитие (обогащение новым сенсорным и визионерским опытом, трансформирующим личностные смыслы, и восприятие жизненных ситуаций в целом, и личностные трансформации, направленные на преодоление эгоцентрической отчужденности от мира). ТО ЕСТЬ приоритет высших духовных ценностей.

 

Трансперсональные тенденции в психологии существовали до 60х гг. - уже несколько десятилетийí

В основе Трансперсональной психоТерапии:

1). психоанализ (теория Юнга о коллективном бессознательном);

2) О. Ранк (телесный психотерапевт) – закономерности телесных переживаний

3) А. Маслоу (гуманистическая концепция)

 

Станислав Гроф (один из наиболее видных представителей трансперсональной парадигмы) - по его мнению, самые видные предтечи направления - К. Г. Юнг, Р. Ассаджиоли ( концепции «психосинтеза»,1927 г.) и А. Маслоу.

А. Маслоу: идеи о самореализации, о познании путем пиковых переживаний; положение о здоровой психике, как о психике, способной «трансцендироваться в окружающий мир».

Термины основные:

FСистемы конденсированного опыта – системы. в которых разворачивается определенная ситуация.

F

§ Матрицы пренатального развития (история и переживание своего рождения) – это биографический уровень.

§ Опыт прошлой жизни (переживание человеком: истории предков, филогенетического опыта своей культуры).

FМодусы сознания – 2 (выделяет С. Гроф):

1) хелиотропный – прагматические ценности (деньги, карьера, власть и т.д.), опора на органы чувств («я верю, если я это видел»).

2) холотропный – опора на индивидуализм, ЭГОцентризм – более интровертированный (черпает вдохновение изнутри, из себя).

Целостность, единство «Я».

FМировое сознание (космос)

FОпора не результат, а на процесс.è особенности терапевтического процесса:

акцент не на изменении, а на самоисследовании, на «опыте», на действовании, в котором могут произойти волнующие открытия и спонтанное самоисцеление. Поэтому трансперсональные сеансы объединяют в себе и групповую работу, и работу с телом, и предоставление информации, и экспериментирование с техниками изменения сознания. í

техниками изменения сознания: наркотические ср-ва, холотропное дыхание (учащенное, глубокое), медитавные практики (динамическая медитация Тош).

yстадии псТерапевт.пр-са:

1) Обсуждение (кратко) – какой запрос.

2) Использование различных техник для возникновения измененных состояний сознания с целью переживания трансперсональных феноменов.

3) осознание проблем на основе трансперсонального опыта. По Грофу: общая стратегия психологической помощи_«полностью..погрузиться в вышедшую на поверхность тему и по ее завершении вернуться к распутанному и полному переживанию настоящего».è изживание и разрешение болезненных переживаний во внутреннем, а не во внешнем событийном и ситуативном плане.

4 пренатальные матрицы (говоря об уровнях перинатальных переживаний, С. Гроф выделяет четыре типичных паттерна, названных им «базовыми перинатальными матрицами» (БПМ):

1. БПМ-1 –плод в материнском органиезме; ощущение: Океанское спокойствие.

2. БПМ-2; в которой отражено начало биологического рождения, период предродовых схваток; родовые пути пока не открыты → состояние безысходности.

3. БПМ-3, борьба (образы битв, сражений; герой побеждает) – ребенок движется по родовым путям. И вот здесь формируются волевые усилия.

4. БПМ-4, соотносящуюся со стадией непосредственного появления ребенка на свет, его рождения.

→ каждая БПМ предполагает определенные переживания, которые в символическом виде воспроизводят предельные переживания человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.089 с.)