Текст в программу к гос экзамену по данному вопросу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Текст в программу к гос экзамену по данному вопросу



 

Современные нормативные требования к психодиагностическим методикам и пользователям психодиагностического инструментария (Этический кодекс 1991 г., Ярославль; Этический кодекс РПО, СПб. 2003 г.).

Репрезентативность и область применения психодиагностических методик.

Понятие о валидности, надежности и разрешающей способности (дискриминативности) диагностических шкал. Основные их виды и интерпретация соответствующих коэффициентов.

Нормативные требования к разработке, адаптации и использованию психодиагностического инструментария.

 

Примерный вариант ответа:

 

Прежде всего, следует подчеркнуть, что идеального психодиагностического инструментария просто не существует. У любого инструмента измерений имеются как сильные, так и слабые стороны. Вместе с тем, имеются также и общепринятые в международном психологическом сообществе требования к психодиагностическим методикам и их использованию в практике. В нашей стране они изложены в ряде документов, начиная со «Стандартных требований к психологическим тестам», изданным в Ярославле в 1991-м году, и заканчивая новейшим требованиям к ПДМ, изложенным в Ежегоднике профессиональных рецензий методик психодиагностике (Челябинск, 2010). Кроме того, соответствующие требования неоднократно обновлялись на Съездах РПО, в т.ч. в СПб (2003) и в Ростове-на-Дону (2007). Именно с позиций этих требований и рассмотрим качество теста Мудрости.

Требования к ПДМ и их использованию Сильные стороны Теста Мудрости   Слабые стороны ТМ
1. Соблюдение авторских прав. 2. Соблюдение требования проф.тайны.   Тест в свободной продаже. Требования сохранения проф.тайны и, возможно, авторских прав, не соблюдаются. Это не соответствует международной практике. Профессиональный тест должен распространяться только сертифицированными центрами и для сертифицированных специалистов.
Требования к технологи адаптации зарубежного инструментария Какие-то попытки адаптации инструмента проведены: он переведен на русский язык, проведено психометрическое исследование его работы на русской выборке, есть некоторые данные этого исследования В руководстве нет никаких сведений о том, как и кем выполнялся перевод методики, соблюдались ли необходимые требования к такому переводу (обычно прямой и обратный переводы специалистами, свободно владеющими 2 языками).
Описание конструкта и его структуры, а также соответствующих теоретических исследований   Такое описание совершенно отсутствует. Т.е. конструкт «мудрость» не операционализирован. Возможно, методика – салонный (развлекательный) или ориентировочный тест.
Область применения теста.   Репрезентативность выборки стандартизации теста.   Психолог К. ищет инструмент для консультирования взрослых и пожилых людей. Однако Тест Мудрости «апробирован на русскоязычной выборке 53-х студентов гуманитарных специальностей одного из вузов России». Т.е. он совершенно непригоден для целей К. Тест пригоден только для студентов, да и то очень ограниченной выборки данного вуза (53 человека). Т.е. – выборка проверки теста не репрезентативна ни по количественному критерию (обычно от 200 человек и более), ни по качественному структурному критерию. Тест не годится «для широкого применения», реальная область применения теста очень узкая.
Психометрические параметры: Валидность; Надежность; Дискриминативность (разрешающая спос-ть) Имеются 2 коэф-та надежности – альфа Кронбаха и ретестовой надежности 1. Они «не доходят» до необходимого минимума = 0,7. Т.е. тест нельзя считать надежным. 2. Данные кроссвалидизации (связи с другими инструментами) недостаточны. Непонятно, почему именно эти тесты были взяты для сравнения (особенно тест Равена). Да и коэф-ты корреляции с этими тестами для выборки в 53 человека малы.
Нормы Представлены медианные нормы. Ничего не сказано о нормальности распределения. Да и выборка, опять же, очень мала для использования таких норм. А на взрослых и пожилых эти «нормы» вообще распространить невозможно.

 

Итог – данный тест совершенно не соответствует ни ожидаемой К.Н. области применения, ни тем требованиям, которые предъявляются к ПДМ в психометрике. Это касается репрезентативности выборки, параметров валидности, надежности, дискриминативности. Адаптация теста проведена некорректно. Кроме того, нарушаются авторские права в его адаптации и распространении.

ВЫВОД – данный тест использовать нельзя не только в практике К.Н, но и в практике любого психолога.

 


18. Динамика консультативного процесса в кризисных состояниях клиента.

 

Кризисное состояние (КС) –это особое, выходящее за рамки повседневной жизни состояние, бывающее в жизни каждого человека и возникающее как реакция на внешние или внутренние причины и обстоятельства.

Г.Хэмбли выделяет 2 вида кризисов:

1. кр. обстоятельств (ситуативный)

Это случайный кризис, обусловленный внешними причинами (утрата близких людей, невозможность достижения чего-либо, насилие, ЧС, катастрофы) и внутренними обстоятельствами (заболевания, травмы).

2. кр.развития

Обусловлен внутренними причинами, к которым относятся возрастные, физиологические, психологические факторы.

Компоненты КС:

· Эмоциональный – это эмоц. реакция на те или иные события; негативные, интенсивные, многообразные, противоречивые эмоции.

· Когнитивный и перцептивный. Чел. не способен самостоятельно найти выход из ситуации, видит ее одномерно.

· Ценностный. Происходит разрушение жизненных ценностей.

· Мотивационный и поведенческий. Проявляется в апатии и бездействии.

· Соматический. Физиологическое истощение, обострение хронических заболеваний, появление новых.

В терапии КС различают медицинский и психологический подходы, которые имеют разные цели и задачи.

Медицинский: рассматривает КС как болезнь. Цель- избавление от симптомов с помощью мед.препаратов. Используется в случае, когда КС не значительное (не задета я-концепция) или очень тяжелое (чел. не доступен для псих. контакта).

Психологический: КС- период временного психологического разнообразия, который значительно изменяет жизнь человека. Кризис как возможность личностного роста.

 

В обычной консультации ответственность психолога намного больше, чем у клиента в силу наличия профессиональных знаний, профессионального статуса. Ответственность распределяется примерно 70% на 30%. А в КС ответственность психолога еще больше, т.к. клиент не в состоянии принимать решение самостоятельно.

 

В процессе оказания кризисной поддержки консультант должен руководствоваться следующими принципами:

1) Презумпция значимости (любая ситуация должна восприниматься консультантом как значимая).

2) Создание безопасной атмосферы (создание отношений типа человек-человек).

Формы кризисной поддержки.

Ø Телефон экстренной психологической помощи.

Ø Очное консультирование

Ø Психологический дебрифинг (кризисное интервью. Ввел Дж.Митчел) в первые 72ч. С жертвами одного события. Это четко структурированное обсуждение пережитого с целью снижения тяжести псих.последствий.

Формы индивидуального консультирования.

- очное: наличие визуального контакта, доступ к невербальной информации, больше обратной связи, обеспечение индивидуального подхода. НО недоступность, платность.

-заочное (телефонное): выше уровень анонимности, более спонтанное реагирование, доступность. НО отсутствие визуального контакта, ограниченность консультанта в исследовании.

-групповые формы: яркая практическая направленность, возможность примеривания разных соц.ролей, общения. НО не всем подходит такая форма (девианты, акцентуированные личности и т.д.)

Этапы кризисной беседы.

1. принятие реакции на КС. Не подавлять и вытеснять, а осознать и принять.

2.переживание чувств. Процесс, длящийся во времени. Вербализация чувств, их оценка как естественных

3.обретение смысла. Человек находит новые личностные смыслы в замен утерянным.

Прохождение этих этапов является критерием эффективности.

Утрата – потеря личностно-значимой ценности, объекта, человека.

Ø Обратимые (ценность можно восстановить в том или ином смысле)

Ø Необратимые (смерть, инвалидизация)

Скрытая утрата – за переживанием одной утраты кроется непережитая ранее или более глубокая утрата.

Переживание утраты сопровождается специфической реакцией-

Горе – естественная реакция на особо значимую и необратимую утрату. Это комплекс переживаний, сила и спектр которых зависит от значения утраты для человека. Это процесс переживания утраты, направленный на ее принятие и интеграцию опыта.

Этапы горя:

1. Шок, отрицание утраты.

Человек не осознает потерю и не в состоянии осмыслить случившееся; основная функция – псих.анестезия. нельзя оставлять человека одного, им нужно мягко руководить.

2. Переживание, страдание (длительность до нескольких лет).

Понимание утраты достигает степени ясности и человек начинает эту утрату переживать (физич. и псих. страдания, чув-во вины, идентификация с утратой, повышенная суицидальная активность, изоляция, враждебные реакции).

3. Принятие утраты, интеграция опыта.

Человек возвращается к реальности, интенсивность переживаний снижается, планирует жизнь без утраченного человека. Спецификой психологической помощи является разговор об утрате, максимальная вербализация переживаний.

Суицидальная активность (СА) – любые формы активности, связанные с темой самоубийства или направленные на лишение себя жизни.

Степени СА:

1) Депрессивные фразы (все надоело) высказывания в общей форме.

2) Суиц.мысли (не хочется жить) конкретно о возможн. самоуб.

3) Суицид.намерения (есть продуманный план и способ)

4) Суицид.угрозы (готов совершить)

4.1) текущий суицид (только что сделал с собой что-то)

5) Суицид.попытки в прошлом.

 

Суицид. ключи – это внешние признаки, по которым можно предположить о наличии у человека СА

- ситуационные ключи: Наличие суицидогенной ситуации в жизни человека (это кризисная ситуация в значимой сфере жизни).

-поведенческие ключи: Снижение уровня жизненной активности, безразличие, неопределенные планы на будущее, апатия, написание завещания, приведение в порядок своих дел, раздаривание вещей, прощание с людьми, повышение интереса к суицидальной теме.

-вербальные ключи: Прямые и косвенные высказывания (я не хочу больше жить, вам не придется обо мне заботиться), другие формы (постоянное самообвинение шутливые разговоры о самоуб.)

Функции суицида:

1. Прекращение. Избавление от физич., эмоц., псих. страдания.

2. Воздействие. Попытка воздействия на конкретных людей, на общество в целом.

3. Отождествление. Как приобретение идентичности с другим человеком, персонажем, кумиром. ОЧЕНЬ ХАРАКТЕРНО ДЛЯ ПОДРОСТКОВ.

 

К консультированию суицидально-активных клиентов существует два подхода:

Оптимистический. Цель- изменение мыслей и поведения, избавление человека от СА любым путем (отвлечение, развлечение, манипулирование).

Эмпатический. Цель- понимание внутреннего мира человека, с помощью эмпатического слушания и обсуждения запретных тем.

 


19. Специфика преподавания психологии в учреждениях образования различного уровня

 

Психология как учебный предмет активно преподается в разных учебных заведениях: школах, СУЗах, ВУЗах. Но в зависимости от специфики учебного заведения ставятся разные цели.

Задачи, которые решает психология:

1. дать учащимся сведения, знания о себе.

2. помогает формировать коммуникативные навыки.

3. расширяет поведенческий репертуар уч-ся.

4. помогает в понимании себя и других

5. формирует потребности самопознания

6. развивает саморефлексию

7. дает знания о психических явлений и процессах, закономерностях развития

8. увеличение компетентности в коммуникации.

В школе основной формой организации учебного процесса является урок. Помимо него также есть факультативы и кружки. Урок является обязательной формой занятия для посещения. В школах – группы учащиеся одного возраста, постоянный состав, занятия по твердому расписанию, с единой для всех программой обучения. Преподавание психологии в школе является чаще всего факультативным занятием.

ТИПЫ уроков (Теплов): Изучение нового материала; Совершенствование ЗУНов; Обобщения и систематизации; Комбинированные уроки; Контроль и коррекция ЗУН ов.

Факультативы, кружки – формы орг.учебного процесса по выбору, по желанию.

Не во всех школах преподается предмет психологии, что зависит от грамотности директора. Обычно предмет психологии вводится с 5 класса и преподается 1 раз в неделю, отдается определенное количество часов. В тех школах, где нет урока психологии, зачастую вводят факультативные занятия - учебные предметы, изучаемые учащимися по их выбору и желанию для углубления и расширения научно-теоретических знаний и практических навыков. Есть еще такие формы занятий как кружки, различные внеклассные мероприятия, выпуск газет, журналов… – на это не отводятся часы.

СУЗ - занимает промежуточное положение между школой и ВУЗом. По форме проведения занятия они близки к ВУЗам (т.е. лекции, семинары), но по содержанию близки к уроку в школе (теоретический и практический компонент присутствует в одном фрагменте учебного материала).

В педагогических колледжах обязательным преподаванием является общей, возрастной и педагогической психологии – как основных знаний. В не педагогических колледжах преподавание психологии является не обязательным, а если преподается, то общая психология, или психология и педагогика.

Что же касается ВУЗов, то в педагогическом, на всех факультетах в обязательном порядке преподается педагогическая психология, возрастная, общая. В других ВУЗах – психология и педагогика.

В СУЗах и ВУЗах формами организации учебного процесса является – лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, а также важна самостоятельная работа.

Лекция – дает теоретические знания в сжатой форме. Семинар – закрепление, расширение теоретических знаний. Должно быть в перерыве через неделю. Практическая – дидактическая цель, формирование У и Н. Лабораторная – обучение исследовательским подходам к изучению психологии и психологических особенностей людей. Самостоятельная работа – отводится большое количество времени.

На сегодняшний день произошел переход на компетентностную модель преподавания психологии, т.е. сейчас формируют компетентность, а не ЗУН. Учащийся должен уметь владеть, использовать ИНФО. Здесь великая роль самостоятельной работы. Преподавать в такой модели разрабатывает задания, задачи, их алгоритмы, готовит контрольно-исполнительские материалы (диагностирует, оценивает самостоятельную работу, его компетенции).

В зависимости от типов образовательных учреждений, используются различные методы обучения:

Методы программированного обучения предполагали перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний.

Методы проблемного обучения – акцентировали не аспекты структурирования объективного знания, а ситуации, в которых оказывается личность обучаемого.

Методы интерактивного обучения обратились к способом управления процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений.

Использование в обучении психологии приемов этих трех групп активных методов обучения предполагает создание системы учебных задач в курсе психологии.

Словесные методы обучения психологии – источником знаний и умений является устное или печатное слово).

Наглядные методы обучения психологии – источником знаний и умений являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия.

Практические методы обучения психологии – источником знаний и умений являются практические действия, выполняемые учащимися.

Дистанционное обучение – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

В школе – практико-ориентированное направление – интерактивные методы. В ВУЗе – репродуктивный (создает базу), проблемный (сам пытается, решит проблемную задачу).


20. Схема анализа (урока) лекции (Терапия последствий детских травм, депривации и насилия как профилактика аддиктивного поведения) Барцалкина лектор.

Блоки анализа   Основное содержание
Целеполагание (Зачем?) Основная цель лекции-просветительская. Цель - показать метод работы с данным феноменом. Цель заявлена преподавателем, четко сформулирована и представлена аудитории, но затянувшееся вводное вступление о проблеме метода снизило мотивацию у слушателей.  
Содержательный (Что?) Содержание соответствует заявленной теме, но при этом не обозначен план работы. Умеренное владение текстом. Материал соответствует аудитории, так как слушатели и приглашенные гости были заранее заинтересованы в этом выступлении.  
Методический (Как?) Были использованы технические средства, которые предавали наглядность и были уместны, так как теоретическая часть требовала демонстрации материала и примеров. Проблемные методы не были использованы, т.к. цель была-ознакомительная, и сам материал представленный-был неизвестен публике.
Коммуникативная сторона лекции Стиль педагогического общения преподавателя по Я.КоломенскомуН.А.Березовину – пассивно-положительный (хорошо знает материал, но взаимодействие с аудиторией суховато). По Каратаеву и Тамбовцевой – мягкий (доброжелательность, открытость) Взаимодействия с аудиторией как такового не было. Одностороннийхар-р взаимодействия.
Организационный компонент Организация времени распределена не целесообразно. Много времени было уделено вводному компоненту. Наличие мела, доски, проектора. Место лекции в курсе данного предметане указано.
Личностные особенности преподавателя Внеш.вид деловой, уверенность владения материалом, эмоциональность-не выражена, речь умеренно насыщена терминологией, но встречаются слова-паразиты часто. Речь четкая, невербальный компонент скуден. J
Заключительная часть Ни плана, ни выводов, не промежуточных резюме не обнаружено J Лекция оборвалась внезапно. Поэтому завершительную часть мы оценить не в силах.

Удачи, Товарищи))))))

Схема анализа (урока) лекцииБарложецкой Н. Детство как культурологический феномен.

Блоки анализа   Основное содержание
Целеполагание (Зачем?) Цель поставлена конкретно, сформулирована четко. И представлена аудитории.
Содержательный (Что?) Тема соответствует содержанию лекции, план не озвучен, но при этом материал структурирован содержательно и понятен аудитории. Свободное владение текстом.
Методический (Как?) Средства передачи материала-трансляция знаний. Проблемные методы не использованы, наглядность осуществляется с помощью таблицы (неуместность, много пишет, тянет время, можно было сделать презентацию)
Коммуникативная сторона лекции Стиль пед.общения по Коломенскому и Березовину: активно-положительный; по Каратаевой и Тамбовцевой-мягкий. Организация обратной связи невозможно, ибо это видео-урок.
Организационный компонент Организация времени и пространства лекции хорошая (40 мин лекция идет, укладывается по времени, расход времени оптимальный). Наличие мела, доски, не хватает проектора, Место лекции в курсе данного предмета обозначено: пед.психология.
Личностные особенности преподавателя Внешний вид деловой, уверенность в себе, присутствуюткорректность, эмоциональность, культура речи.развитость коммуникативных навыков, скорость, громкость, четкость речи, богатство невербального компонента общения оптимальное.
Заключительная часть Был сделан вывод не по всем пунктам плана. Подведено общее резюме лекции. В конце лекции был сделан акцент на следующей теме занятия.

 

Возрастная психология

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.193.80.126 (0.068 с.)