Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Текст в программу к гос экзамену по данному вопросуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Современные нормативные требования к психодиагностическим методикам и пользователям психодиагностического инструментария (Этический кодекс 1991 г., Ярославль; Этический кодекс РПО, СПб. 2003 г.). Репрезентативность и область применения психодиагностических методик. Понятие о валидности, надежности и разрешающей способности (дискриминативности) диагностических шкал. Основные их виды и интерпретация соответствующих коэффициентов. Нормативные требования к разработке, адаптации и использованию психодиагностического инструментария.
Примерный вариант ответа:
Прежде всего, следует подчеркнуть, что идеального психодиагностического инструментария просто не существует. У любого инструмента измерений имеются как сильные, так и слабые стороны. Вместе с тем, имеются также и общепринятые в международном психологическом сообществе требования к психодиагностическим методикам и их использованию в практике. В нашей стране они изложены в ряде документов, начиная со «Стандартных требований к психологическим тестам», изданным в Ярославле в 1991-м году, и заканчивая новейшим требованиям к ПДМ, изложенным в Ежегоднике профессиональных рецензий методик психодиагностике (Челябинск, 2010). Кроме того, соответствующие требования неоднократно обновлялись на Съездах РПО, в т.ч. в СПб (2003) и в Ростове-на-Дону (2007). Именно с позиций этих требований и рассмотрим качество теста Мудрости.
Итог – данный тест совершенно не соответствует ни ожидаемой К.Н. области применения, ни тем требованиям, которые предъявляются к ПДМ в психометрике. Это касается репрезентативности выборки, параметров валидности, надежности, дискриминативности. Адаптация теста проведена некорректно. Кроме того, нарушаются авторские права в его адаптации и распространении. ВЫВОД – данный тест использовать нельзя не только в практике К.Н, но и в практике любого психолога.
18. Динамика консультативного процесса в кризисных состояниях клиента.
Кризисное состояние (КС) –это особое, выходящее за рамки повседневной жизни состояние, бывающее в жизни каждого человека и возникающее как реакция на внешние или внутренние причины и обстоятельства. Г.Хэмбли выделяет 2 вида кризисов: 1. кр. обстоятельств (ситуативный) Это случайный кризис, обусловленный внешними причинами (утрата близких людей, невозможность достижения чего-либо, насилие, ЧС, катастрофы) и внутренними обстоятельствами (заболевания, травмы). 2. кр.развития Обусловлен внутренними причинами, к которым относятся возрастные, физиологические, психологические факторы. Компоненты КС: · Эмоциональный – это эмоц. реакция на те или иные события; негативные, интенсивные, многообразные, противоречивые эмоции. · Когнитивный и перцептивный. Чел. не способен самостоятельно найти выход из ситуации, видит ее одномерно. · Ценностный. Происходит разрушение жизненных ценностей. · Мотивационный и поведенческий. Проявляется в апатии и бездействии. · Соматический. Физиологическое истощение, обострение хронических заболеваний, появление новых. В терапии КС различают медицинский и психологический подходы, которые имеют разные цели и задачи. Медицинский: рассматривает КС как болезнь. Цель- избавление от симптомов с помощью мед.препаратов. Используется в случае, когда КС не значительное (не задета я-концепция) или очень тяжелое (чел. не доступен для псих. контакта). Психологический: КС- период временного психологического разнообразия, который значительно изменяет жизнь человека. Кризис как возможность личностного роста.
В обычной консультации ответственность психолога намного больше, чем у клиента в силу наличия профессиональных знаний, профессионального статуса. Ответственность распределяется примерно 70% на 30%. А в КС ответственность психолога еще больше, т.к. клиент не в состоянии принимать решение самостоятельно.
В процессе оказания кризисной поддержки консультант должен руководствоваться следующими принципами: 1) Презумпция значимости (любая ситуация должна восприниматься консультантом как значимая). 2) Создание безопасной атмосферы (создание отношений типа человек-человек). Формы кризисной поддержки. Ø Телефон экстренной психологической помощи. Ø Очное консультирование Ø Психологический дебрифинг (кризисное интервью. Ввел Дж.Митчел) в первые 72ч. С жертвами одного события. Это четко структурированное обсуждение пережитого с целью снижения тяжести псих.последствий. Формы индивидуального консультирования. - очное: наличие визуального контакта, доступ к невербальной информации, больше обратной связи, обеспечение индивидуального подхода. НО недоступность, платность. -заочное (телефонное): выше уровень анонимности, более спонтанное реагирование, доступность. НО отсутствие визуального контакта, ограниченность консультанта в исследовании. -групповые формы: яркая практическая направленность, возможность примеривания разных соц.ролей, общения. НО не всем подходит такая форма (девианты, акцентуированные личности и т.д.) Этапы кризисной беседы. 1. принятие реакции на КС. Не подавлять и вытеснять, а осознать и принять. 2.переживание чувств. Процесс, длящийся во времени. Вербализация чувств, их оценка как естественных 3.обретение смысла. Человек находит новые личностные смыслы в замен утерянным. Прохождение этих этапов является критерием эффективности. Утрата – потеря личностно-значимой ценности, объекта, человека. Ø Обратимые (ценность можно восстановить в том или ином смысле) Ø Необратимые (смерть, инвалидизация) Скрытая утрата – за переживанием одной утраты кроется непережитая ранее или более глубокая утрата. Переживание утраты сопровождается специфической реакцией- Горе – естественная реакция на особо значимую и необратимую утрату. Это комплекс переживаний, сила и спектр которых зависит от значения утраты для человека. Это процесс переживания утраты, направленный на ее принятие и интеграцию опыта. Этапы горя: 1. Шок, отрицание утраты. Человек не осознает потерю и не в состоянии осмыслить случившееся; основная функция – псих.анестезия. нельзя оставлять человека одного, им нужно мягко руководить. 2. Переживание, страдание (длительность до нескольких лет). Понимание утраты достигает степени ясности и человек начинает эту утрату переживать (физич. и псих. страдания, чув-во вины, идентификация с утратой, повышенная суицидальная активность, изоляция, враждебные реакции). 3. Принятие утраты, интеграция опыта. Человек возвращается к реальности, интенсивность переживаний снижается, планирует жизнь без утраченного человека. Спецификой психологической помощи является разговор об утрате, максимальная вербализация переживаний. Суицидальная активность (СА) – любые формы активности, связанные с темой самоубийства или направленные на лишение себя жизни. Степени СА: 1) Депрессивные фразы (все надоело) высказывания в общей форме. 2) Суиц.мысли (не хочется жить) конкретно о возможн. самоуб. 3) Суицид.намерения (есть продуманный план и способ) 4) Суицид.угрозы (готов совершить) 4.1) текущий суицид (только что сделал с собой что-то) 5) Суицид.попытки в прошлом.
Суицид. ключи – это внешние признаки, по которым можно предположить о наличии у человека СА - ситуационные ключи: Наличие суицидогенной ситуации в жизни человека (это кризисная ситуация в значимой сфере жизни). -поведенческие ключи: Снижение уровня жизненной активности, безразличие, неопределенные планы на будущее, апатия, написание завещания, приведение в порядок своих дел, раздаривание вещей, прощание с людьми, повышение интереса к суицидальной теме. -вербальные ключи: Прямые и косвенные высказывания (я не хочу больше жить, вам не придется обо мне заботиться), другие формы (постоянное самообвинение шутливые разговоры о самоуб.) Функции суицида: 1. Прекращение. Избавление от физич., эмоц., псих. страдания. 2. Воздействие. Попытка воздействия на конкретных людей, на общество в целом. 3. Отождествление. Как приобретение идентичности с другим человеком, персонажем, кумиром. ОЧЕНЬ ХАРАКТЕРНО ДЛЯ ПОДРОСТКОВ.
К консультированию суицидально-активных клиентов существует два подхода: Оптимистический. Цель- изменение мыслей и поведения, избавление человека от СА любым путем (отвлечение, развлечение, манипулирование). Эмпатический. Цель- понимание внутреннего мира человека, с помощью эмпатического слушания и обсуждения запретных тем.
19. Специфика преподавания психологии в учреждениях образования различного уровня
Психология как учебный предмет активно преподается в разных учебных заведениях: школах, СУЗах, ВУЗах. Но в зависимости от специфики учебного заведения ставятся разные цели. Задачи, которые решает психология: 1. дать учащимся сведения, знания о себе. 2. помогает формировать коммуникативные навыки. 3. расширяет поведенческий репертуар уч-ся. 4. помогает в понимании себя и других 5. формирует потребности самопознания 6. развивает саморефлексию 7. дает знания о психических явлений и процессах, закономерностях развития 8. увеличение компетентности в коммуникации. В школе основной формой организации учебного процесса является урок. Помимо него также есть факультативы и кружки. Урок является обязательной формой занятия для посещения. В школах – группы учащиеся одного возраста, постоянный состав, занятия по твердому расписанию, с единой для всех программой обучения. Преподавание психологии в школе является чаще всего факультативным занятием. ТИПЫ уроков (Теплов): Изучение нового материала; Совершенствование ЗУНов; Обобщения и систематизации; Комбинированные уроки; Контроль и коррекция ЗУН ов. Факультативы, кружки – формы орг.учебного процесса по выбору, по желанию. Не во всех школах преподается предмет психологии, что зависит от грамотности директора. Обычно предмет психологии вводится с 5 класса и преподается 1 раз в неделю, отдается определенное количество часов. В тех школах, где нет урока психологии, зачастую вводят факультативные занятия - учебные предметы, изучаемые учащимися по их выбору и желанию для углубления и расширения научно-теоретических знаний и практических навыков. Есть еще такие формы занятий как кружки, различные внеклассные мероприятия, выпуск газет, журналов… – на это не отводятся часы. СУЗ - занимает промежуточное положение между школой и ВУЗом. По форме проведения занятия они близки к ВУЗам (т.е. лекции, семинары), но по содержанию близки к уроку в школе (теоретический и практический компонент присутствует в одном фрагменте учебного материала). В педагогических колледжах обязательным преподаванием является общей, возрастной и педагогической психологии – как основных знаний. В не педагогических колледжах преподавание психологии является не обязательным, а если преподается, то общая психология, или психология и педагогика. Что же касается ВУЗов, то в педагогическом, на всех факультетах в обязательном порядке преподается педагогическая психология, возрастная, общая. В других ВУЗах – психология и педагогика. В СУЗах и ВУЗах формами организации учебного процесса является – лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, а также важна самостоятельная работа. Лекция – дает теоретические знания в сжатой форме. Семинар – закрепление, расширение теоретических знаний. Должно быть в перерыве через неделю. Практическая – дидактическая цель, формирование У и Н. Лабораторная – обучение исследовательским подходам к изучению психологии и психологических особенностей людей. Самостоятельная работа – отводится большое количество времени. На сегодняшний день произошел переход на компетентностную модель преподавания психологии, т.е. сейчас формируют компетентность, а не ЗУН. Учащийся должен уметь владеть, использовать ИНФО. Здесь великая роль самостоятельной работы. Преподавать в такой модели разрабатывает задания, задачи, их алгоритмы, готовит контрольно-исполнительские материалы (диагностирует, оценивает самостоятельную работу, его компетенции). В зависимости от типов образовательных учреждений, используются различные методы обучения: Методы программированного обучения предполагали перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний. Методы проблемного обучения – акцентировали не аспекты структурирования объективного знания, а ситуации, в которых оказывается личность обучаемого. Методы интерактивного обучения обратились к способом управления процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений. Использование в обучении психологии приемов этих трех групп активных методов обучения предполагает создание системы учебных задач в курсе психологии. Словесные методы обучения психологии – источником знаний и умений является устное или печатное слово). Наглядные методы обучения психологии – источником знаний и умений являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия. Практические методы обучения психологии – источником знаний и умений являются практические действия, выполняемые учащимися. Дистанционное обучение – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. В школе – практико-ориентированное направление – интерактивные методы. В ВУЗе – репродуктивный (создает базу), проблемный (сам пытается, решит проблемную задачу). 20. Схема анализа (урока) лекции (Терапия последствий детских травм, депривации и насилия как профилактика аддиктивного поведения) Барцалкина лектор.
Удачи, Товарищи)))))) Схема анализа (урока) лекцииБарложецкой Н. Детство как культурологический феномен.
Возрастная психология
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.18.135 (0.013 с.) |