Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема эффективности и результативности профессиональной деятельности психолога

Поиск

Проблема эффективности и результативности профессиональной деятельности психолога связана с несколькими моментами:

1. Наш труд имеет нематериальный результат, поэтому мы не можем его измерить

2. Отсутствие четких общепринятых критериев оценки

3. Разноплановость работы психолога. Психолог работает в разных сферах, и пока нет критериев оценки этой работы в целом.

В России нет лицензирования, а каждый регион формулирует свои критерии (набор критериев на разных уровнях будет отличаться: школьный, городской, региональный). Это также мешает объективной оценке работы психолога.

Результативность – способность достигать запланированного результата. Ожидаемый результат = цель. Цель – идеальный образ. Чем больше мы достигаем цели, тем больше результативность, т.е. результативность прямопропорционально связвна с целью.

Количественный показатель результативности – соотношение ожидаемого и достигнутого результата.

Качественный показатель результативности – описывает в какой части проблемы мы достигли цели.

Эффективность – наличие позитивных сдвигов в развитии клиента, его поведении, эмоциональном самочувствии. Эффективность определяется через оптимальное использование ресурсов, затрат, которые потратил психолог на решение проблем клиента. Чем меньше затрат, тем больше эффективность.

Эф.= результат / затраты. (необходимо привести пример)

О соотношении понятий результативность и эффективность:

Если цель достигается, то – результативность.

Если результат не достигнут, но положительный сдвиг есть – эффективность.

Если положительный сдвиг совпадает с запланированным результатом – результативность и эффективность.

Критерий - элемент деятельности, который мы оцениваем.

Есть также понятие показателя – это непосредственное проявление человека в этой деятельности.

Пример: планирование – элемент деятельности, наличие годового плана – критерий, реализация плана – показатель.

Критерии бывают:

I. 1.Формальные (закреплены в официальных документах)

2. Содержательные (сдвиг в самочувствии клиента, показывающий изменения, динамику).

II. 1.Качественные (именно они и составляют проблему эффективности и результативности). Цифрой показать не можем, но динамика есть.

2. Количественные (в часах, в количестве человек, все что можно сосчитать).

Из документов:

- Инструктивное письмо МО РФ от 24.12.2001. №29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» (нагрузка 36 часов в неделю, в течение учебного года: индивидуальное обследование 100-150 человек, групповое обследование 10-20 классов, индивидуальные консультации 100-150, групповые занятия 200, просветительская деятельность со взрослыми 40 занятий, участие в консилиумах, комиссиях – 10 заседаний и т.д.)

- Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 № 191. «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».

- Должностные инструкции

Дубровина попыталась сформировать систему критериев оценки работы ПС и специалиста-психолога.

Но как она пишет в своей книге «Психологическая служба в современном образовании»: Единственным серьезным показателем эффективности работы психолога, применяемым им программ, педагогических методов, сроков и форм обучения является психологическое здоровье ребенка.

Критерий эффективности ПС (Дубровина):

· Соответствие деятельности психологической службы образовательного учреждения Положению о психологической службе образования.

· Реализация всех направлений деятельности ПС и выполнение временных нормативов по ним.

· Структура психологической службы. Кадровый состав. Обеспеченность службы согласно штатскому расписанию. Уровень образования у специалистов, квалификационные категории, наличие дополнительного образования (2 высших, курсы…), повышение квалификации, % текучести, стаж деятельности.

· Документация психологической службы образовательного учре­ждения. Наличие нормативно-правовой докумен­тации и состояние рабочей документации (план работы службы, журнал обращений, аналитические отчеты и т. п.). Наличие информационного банка данных о клиентах, анализы, приказы, жалобы, картотеки, решения, данные о детях гр.риска.

· Методическая и материально-техническая оснащенность службы. Наличие: кабинетов, оборудования, методической литературы, библиотеки, и т.д. Выполнение санитарно – гигиенического режима, противопожарной безопасности, требований по охране жизни и здоровья детей.

· Подготовка и принятие управлением решений по ПС. Планирование деятельности, анализ деятельности, разработка программ развития ПС, составление справок, записок, писем в адрес власти. Работа руководителей по созданию условий для эффективной деятельности педагогической психологии.

· Оценка эффективности деятельности психологической службы образовательного учреждения.

Данный критерий конкретизируется следующими параметрами:

1) «внутренняя экспертиза» (оценка деятельности службы админист­рацией, педагогическим коллективом, родительской общественностью, учащимися и др.);

2) востребованность службы (число и разнообразие обращений, уча­стие психологов в школьных мероприятиях — педсоветах, консилиумах, родительских собраниях, семинарах и т. п., профессиональная включен­ность психологов во внеучебную жизнь школьников).

· Научно-методическая деятельность психологической службы. сотрудничество с научными, научно-методическими и образователь­ными учреждениями, участие в реализации экспериментальных и инновационных про­грамм, методическая работа на муниципальном, окружном, городском и пр. уровнях (проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов, участие в конференциях и профессиональных конкурсах).

· Соблюдение этического кодекса.

Критерий оценки эффективности деятельности специалиста психолога (Дубровина):

· Понимание педагогом-психологом своих профессиональных целей и задач в контексте общей концепции образовательного учреждения.

· Документация педагога-психолога. Регулярное и четкое ведение документов и их качество. Планы, нормативные и отчетные документы, справочники и т.д. Их наличие, своевременное заполнение.

· Уровень профессиональной подготовки. Базовое образование, квалификационная категория, разряд по ETC, повышение квалификации

· Реальный уровень профессионального мастерства педагога-психо­лога образовательного учебного заведения. Умение точно определять цель работы, прогнозировать промежуточ­ные и окончательные результаты; умение выделить психологическую составляющую решаемых прак­тических проблем; владение навыками психодиагностической, психокоррекционной, психопрофилактической и развивающей работы; умение четко определять границы своей профессиональной компе­тентности; умение решать профессиональные проблемы в сотрудничестве со специалистами смежных областей.

· Инновационная деятельность педагога-психолога. Участие в экспериментальных и инновационных проектах; наличие авторских программ и методических разработок; научные и научно-популярные публикации; проведение самостоятельных исследований; частота и регулярность участия в конференциях;

· Методическая и материально-техническая база. Наличие оборудования в кабинете, методическое оснащение. Качество коррекционных и развивающих программ. Регулярность «освежения» коррекционно – развивающих образовательных программ. Надежность, валидность методик.

· Качественное изменение в работе с клиентами. Наличие положительных сдвигов в психики отдельно взятых клиентов. Отсутствие потенциальных конфликтов. Снижение отрицательных проявлений в группе риска (диагностика на входе – выходе).

· Соблюдение этического кодекса.

· Эффективность работы педагога-психолога среднего общеобразо­вательного учебного заведения. «Внутренняя экспертиза» (оценка деятельности педагога-психолога администрацией, педагогическим коллективом, родительской обществен­ностью, учащимися и др.). Востребованность деятельности педагога-психолога (число и раз­нообразие обращений, участие психолога в школьных мероприятиях — педсоветах, консилиумах, родительских собраниях, семинарах и т. п., профессиональная включенность психолога во внеучебную жизнь школь­ников). Отзывы о работе психолога со стороны администрации, родителей, коллег, учащихся… Благодарственные письма, грамоты, поощрения, книга отзывов, устные опросы и пр.

Средства и методы определения эффективности профессиональной деятельности психолога:

- экспертные оценки

- оценки со стороны клиента

- 3 диагностические точки в работе с клиентом (начало, конец, отсроченный результат)

- профессиональная саморефлексия (соотношение цели и результата, что помогает и мешает в работе и т.д.)

 

Авторы: И.В. Дубровина, Г.С. Абрамова, И.В. Вачков, Е.Е. Сапогова.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.195.30 (0.006 с.)