Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема эффективности и результативности профессиональной деятельности психологаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Проблема эффективности и результативности профессиональной деятельности психолога связана с несколькими моментами: 1. Наш труд имеет нематериальный результат, поэтому мы не можем его измерить 2. Отсутствие четких общепринятых критериев оценки 3. Разноплановость работы психолога. Психолог работает в разных сферах, и пока нет критериев оценки этой работы в целом. В России нет лицензирования, а каждый регион формулирует свои критерии (набор критериев на разных уровнях будет отличаться: школьный, городской, региональный). Это также мешает объективной оценке работы психолога. Результативность – способность достигать запланированного результата. Ожидаемый результат = цель. Цель – идеальный образ. Чем больше мы достигаем цели, тем больше результативность, т.е. результативность прямопропорционально связвна с целью. Количественный показатель результативности – соотношение ожидаемого и достигнутого результата. Качественный показатель результативности – описывает в какой части проблемы мы достигли цели. Эффективность – наличие позитивных сдвигов в развитии клиента, его поведении, эмоциональном самочувствии. Эффективность определяется через оптимальное использование ресурсов, затрат, которые потратил психолог на решение проблем клиента. Чем меньше затрат, тем больше эффективность. Эф.= результат / затраты. (необходимо привести пример) О соотношении понятий результативность и эффективность: Если цель достигается, то – результативность. Если результат не достигнут, но положительный сдвиг есть – эффективность. Если положительный сдвиг совпадает с запланированным результатом – результативность и эффективность. Критерий - элемент деятельности, который мы оцениваем. Есть также понятие показателя – это непосредственное проявление человека в этой деятельности. Пример: планирование – элемент деятельности, наличие годового плана – критерий, реализация плана – показатель. Критерии бывают: I. 1.Формальные (закреплены в официальных документах) 2. Содержательные (сдвиг в самочувствии клиента, показывающий изменения, динамику). II. 1.Качественные (именно они и составляют проблему эффективности и результативности). Цифрой показать не можем, но динамика есть. 2. Количественные (в часах, в количестве человек, все что можно сосчитать). Из документов: - Инструктивное письмо МО РФ от 24.12.2001. №29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» (нагрузка 36 часов в неделю, в течение учебного года: индивидуальное обследование 100-150 человек, групповое обследование 10-20 классов, индивидуальные консультации 100-150, групповые занятия 200, просветительская деятельность со взрослыми 40 занятий, участие в консилиумах, комиссиях – 10 заседаний и т.д.) - Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 № 191. «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений». - Должностные инструкции Дубровина попыталась сформировать систему критериев оценки работы ПС и специалиста-психолога. Но как она пишет в своей книге «Психологическая служба в современном образовании»: Единственным серьезным показателем эффективности работы психолога, применяемым им программ, педагогических методов, сроков и форм обучения является психологическое здоровье ребенка. Критерий эффективности ПС (Дубровина): · Соответствие деятельности психологической службы образовательного учреждения Положению о психологической службе образования. · Реализация всех направлений деятельности ПС и выполнение временных нормативов по ним. · Структура психологической службы. Кадровый состав. Обеспеченность службы согласно штатскому расписанию. Уровень образования у специалистов, квалификационные категории, наличие дополнительного образования (2 высших, курсы…), повышение квалификации, % текучести, стаж деятельности. · Документация психологической службы образовательного учреждения. Наличие нормативно-правовой документации и состояние рабочей документации (план работы службы, журнал обращений, аналитические отчеты и т. п.). Наличие информационного банка данных о клиентах, анализы, приказы, жалобы, картотеки, решения, данные о детях гр.риска. · Методическая и материально-техническая оснащенность службы. Наличие: кабинетов, оборудования, методической литературы, библиотеки, и т.д. Выполнение санитарно – гигиенического режима, противопожарной безопасности, требований по охране жизни и здоровья детей. · Подготовка и принятие управлением решений по ПС. Планирование деятельности, анализ деятельности, разработка программ развития ПС, составление справок, записок, писем в адрес власти. Работа руководителей по созданию условий для эффективной деятельности педагогической психологии. · Оценка эффективности деятельности психологической службы образовательного учреждения. Данный критерий конкретизируется следующими параметрами: 1) «внутренняя экспертиза» (оценка деятельности службы администрацией, педагогическим коллективом, родительской общественностью, учащимися и др.); 2) востребованность службы (число и разнообразие обращений, участие психологов в школьных мероприятиях — педсоветах, консилиумах, родительских собраниях, семинарах и т. п., профессиональная включенность психологов во внеучебную жизнь школьников). · Научно-методическая деятельность психологической службы. сотрудничество с научными, научно-методическими и образовательными учреждениями, участие в реализации экспериментальных и инновационных программ, методическая работа на муниципальном, окружном, городском и пр. уровнях (проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов, участие в конференциях и профессиональных конкурсах). · Соблюдение этического кодекса. Критерий оценки эффективности деятельности специалиста психолога (Дубровина): · Понимание педагогом-психологом своих профессиональных целей и задач в контексте общей концепции образовательного учреждения. · Документация педагога-психолога. Регулярное и четкое ведение документов и их качество. Планы, нормативные и отчетные документы, справочники и т.д. Их наличие, своевременное заполнение. · Уровень профессиональной подготовки. Базовое образование, квалификационная категория, разряд по ETC, повышение квалификации · Реальный уровень профессионального мастерства педагога-психолога образовательного учебного заведения. Умение точно определять цель работы, прогнозировать промежуточные и окончательные результаты; умение выделить психологическую составляющую решаемых практических проблем; владение навыками психодиагностической, психокоррекционной, психопрофилактической и развивающей работы; умение четко определять границы своей профессиональной компетентности; умение решать профессиональные проблемы в сотрудничестве со специалистами смежных областей. · Инновационная деятельность педагога-психолога. Участие в экспериментальных и инновационных проектах; наличие авторских программ и методических разработок; научные и научно-популярные публикации; проведение самостоятельных исследований; частота и регулярность участия в конференциях; · Методическая и материально-техническая база. Наличие оборудования в кабинете, методическое оснащение. Качество коррекционных и развивающих программ. Регулярность «освежения» коррекционно – развивающих образовательных программ. Надежность, валидность методик. · Качественное изменение в работе с клиентами. Наличие положительных сдвигов в психики отдельно взятых клиентов. Отсутствие потенциальных конфликтов. Снижение отрицательных проявлений в группе риска (диагностика на входе – выходе). · Соблюдение этического кодекса. · Эффективность работы педагога-психолога среднего общеобразовательного учебного заведения. «Внутренняя экспертиза» (оценка деятельности педагога-психолога администрацией, педагогическим коллективом, родительской общественностью, учащимися и др.). Востребованность деятельности педагога-психолога (число и разнообразие обращений, участие психолога в школьных мероприятиях — педсоветах, консилиумах, родительских собраниях, семинарах и т. п., профессиональная включенность психолога во внеучебную жизнь школьников). Отзывы о работе психолога со стороны администрации, родителей, коллег, учащихся… Благодарственные письма, грамоты, поощрения, книга отзывов, устные опросы и пр. Средства и методы определения эффективности профессиональной деятельности психолога: - экспертные оценки - оценки со стороны клиента - 3 диагностические точки в работе с клиентом (начало, конец, отсроченный результат) - профессиональная саморефлексия (соотношение цели и результата, что помогает и мешает в работе и т.д.)
Авторы: И.В. Дубровина, Г.С. Абрамова, И.В. Вачков, Е.Е. Сапогова.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.195.30 (0.006 с.) |