Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие представлений о предмете психологии.↑ Стр 1 из 22Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие представлений о предмете психологии. Психология – это предмет, изучающий особый круг явлений (психические явления), особую реальность (психо – душа, логос - реальность). Учение о душе. Идеальные – от «идея». - изучает процесс ориентирования в ситуации.
Психические явления – это особая реальность, которая характеризует внутренний мир. Реальность идеальная (непосредственному восприятию не поддаются, но это не значит, что они не поддаются познанию).
Восприятие – отражение целостного образа в момент непосредственного воздействия.
Группы психических явлений:
I. Психические процессы – по времени относительно скоротечны. Характеризуют отдельные стороны психологического восприятия (процессов).
Познавательные процессы – восприятие, воспоминания. Регулирующие процессы – внимание, воля, эмоции.
II. Психические состояния – наличие тонуса, определенного напряжения, обеспечивающего определенное протекание деятельности.
Состояние – более длительное явление. Более целостно характеризует психику + момент интеграции (объединения).
III. Психические свойства - устойчивые образования.
Ригидность – медленно адаптируется, переключается и пр. Пластичность – антиригидность.
Личностные свойства поддаются нравственной оценке. Темпераментные свойства не поддаются нравственной оценке.
Темперамент – консервативные.
Психика – (это сложные явления) это субъективное отражение объективного мира.
Разные подходы к трактовке психики.
Проблема взаимоотношения психики и материи.
Подходы: I. Исторические. Материалистический. В основе – материя. Психика – вторичное явление, обусловленное материальным. Продукт материи. а) Вульгарно-материалистический. Психика – сама по себе материальна. Ошибка – игнорировалась специфика психики.
Демокрит (Др. Греция). Человек создан из разных атомов. А самые подвижные атомы («атомы огня») образуют душу.
б) Диалектический материализм. Психика – продукт материи, но сама по себе не материальна. признается, что психика, по сравнению с материей, - явление вторичное; производное. Психика – отображает предметы действительности. Сознание отражает само себя.
Аристотель. Душа и живое тело неразделимы. Душа – не вещество, не является телом, но не может существовать без тела.
Идеалистический. В основе – душа. Не материальна. Психика сама по себе. Душа существует самостоятельно и отрывается от материальной основы.
Платон. Душа – некая особая, не выводимая из материального, сущность. Невидимая часть Мировой Души/Души Космоса.
II. Современные. Психология сознания. Декарт – мысли, значит я существую Вундт, Джемс, Спенсер Метод изучения – интроспекция Человек не в состоянии познать душу другого человека Психика/сознание – субъективный мир человека; мир, который осознается человеком, который можно познавать субъективным путем через интроспекцию (самонаблюдением). НО… -оценки могут быть неверными; - не всегда можно наблюдать за собой.
Бихевиоризм. Уотсон S->R Психология должна изучать поведение, реакции человека на разные стимулы. Стимул -> реакция. «-»: выпадают психические явления. «+»: внесли вклад в объективные методы изучения психики. (Психика имеет свои проявления и ее можно изучать объективными методами).
Ориентировка (Гальперин). Психика – ориентировочная деятельность. Отражение, которое ориентирует в окружающем мире. (по отношению к вещественным явлениям) - субъективное отражение объективного мира. Психическое отражение – это ориентирующее отражение. (недостаточно представлена активная сторона психики).
Использование/категория «отражения» оказалось весьма плодотворной. Через нее характеризуется наиболее существенное и главное в психике. В частности на это обращает внимание Ломов, Леонтьев.
Психика – это процесс отражения, которое осуществляется в деятельности (Леонтьев).
Специфические особенности психического отражения.
Отражение идеальное. Не материальное. Процессуальный характер. Связано с деятельностью человека, чтобы возник образ, необходим определенный процесс Леонтьев – психическое отражение существует в деятельности Рубинштейн – единство сознания и деятельности. Психика как главный компонент деятельности, управляющая роль в деятельности Имеет субъективный характер (отражает не все подряд, зависит от особенностей субъекта). Избирательное. Психика правильно ориентирует. Психическое отражение интегрирует (объединяет) то, что отражается сейчас + то, что отражалось раньше + отражает возможное будущее. Прошлое действует на настоящее. Активный характер. Отражение вторгается в отражающее и творит (Город – отражение и деятельность психики). Организовывает активность благодаря психической деятельности.
Функции психической деятельности (Ломов): Регулятивная. Когнитивная (познавательная). Ощущения. Классификация и закономерности ощущений.
Ощущение - простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, основа, фундамент, на котором базируются все остальные познавательные процессы, благодаря работе органов чувств человек приспосабливается и ориентируется в пространстве, ощущение связывает человека с внешним миром и является источником информации о нем. Однако, несмотря на очевидность этих положений, они неоднократно подвергались сомнению. Можно ли доверять органам чувств? Идеалистический подход Теория специфической энергии органов чувств ( Мюллер Иоганнес, Герман Гельмгольц) Согласно этой теории каждый из органов чувств (глаз, ухо, язык, кожа) не отражает воздействия внешнего мира, не дает информации о реальных процессах, протекающих в окружающей среде, а лишь получает от внешних воздействий толчки, возбуждающие их собственные процессы. Каждый орган чувств, согласно этой теории, обладает своей собственной «специфической энергией», которая возбуждается любым воздействием, доходящим из внешнего мира. Так, достаточно нажать на глаз, воздействовать на него электрическим током, чтобы получить ощущение света; достаточно механического или электрического раздражения уха, чтобы возникло ощущение звука. Значит, органы чувств не отражают внешних воздействий, а лишь возбуждаются от них, и человек воспринимает не объективные воздействия внешнего мира, а лишь свои собственные субъективные состояния, отражающие деятельность его органов чувств. Иначе говоря, это значит, что органы чувств не соединяют человека с внешним миром, а наоборот, отделяют человека от него. Материалистический подход: Органы чувств помогают человеку ориентироваться в мире и приспосабливаться к нему Кёлер эксперимент с обманом зрения Зелено-красные очки неудобно -> приспособление -> правильное отражение-> сняли очки – обратный эффект (где был зеленый там красный) Если для работы анализаторов создаются помехи, то анализатор приспосабливается -> доверять ощущениям можно
Работа анализаторов.
2. Временные нервные связи, который образуются в коре БП при воздействии комплексного раздражителя (предметов и явлений окружающего мира). В мозговом конце анализатора ® анализ и синтез воздействий комплексного раздражителя. Анализ ® выделение предмета из фона. ® осуществляется синтез (отдельные свойства ® целостный образ). Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Синтез ® объединение звуков в слова, и т.д. Основа синтеза – установление временных связей. Нервные связи: - внутрианализаторные (в анализаторном центре; в пределах одного анализатора); - межанализаторные (на основании опыта; в пределах разных анализаторов); Þ объединение отдельных элементов в целостный образ.
При воздействии комплексного раздражителя одной модальности ® внутрианализаторные связи (пр: мелодия).
Комплексный раздражитель ® на разные анализаторы ® межанализаторные связи (пр: лекция, лимон) ® вохникают ассоциации + доюавляется слуховой образ слова.
При построении целостного образа возникает внутрианализаторные и межанализаторные связи.
3. II блок мозга. Вторичные зоны – целостные образы (частично работают первичные зоны – блики. Отдельные звуки). Слияние элементов в образы. Третичные зоны – связываются мозговые концы разных анализаторов (взаимодействие анализаторов Þ целостность восприятия).
4. III блок мозга – регуляция восприятия. 5. Вторая сигнальная система (по Павлову) – речь. Придает определенную направленность процессу восприятия. Восприятием модно манипулировать, управлять. Установка влияет на восприятие (пр: 1 портрет = ученый/преступник Þ выделение разных черт).
6. Рефлекторные системы /механизмы. - ориентировочный рефлекс (на новизну); - рефлексы на комплексные раздражители (пр: рефлекс на сочетание звука и света); - рефлексы на отношения – реакция не на отдельные воздействия, а на соотношения между предметами (пр: опыт с курицами и приклеенными зернами).
Свойства восприятия. 1. Целостность – отражение предмета в целом, совокупность свойств. Даже когда к-то элементы отсутствуют воспринимается целостный образ. Некоторые детали не замечаются (студунт – студент; сипендия - стипендия).
2. Предметность – соотнесение образа восприятия с предметом (обозначения… нечто вижу - дерево). Способность Ч. отражать мир в виде отдельныхпредметов.
3. Выделение предмета из фона. Предмет восприятия – воспринимается то, на чем сосредоточено восприятие на данный момент. Фон восприятия - то, что отступает на задний план, воспринимается менее ясно (может восприниматься на уровне ощущений). Предмет и фон – явления динамичные. То, что было фоном, может стать предметом и наоборот (пр: рисунок с 2-мя профилями и вазой). Чем больше фон и объект отличаются, тем легче происходит выделение. Затрудняется выделение предмета из фона, если предмет находится среди схожих предметов.
Гештальт-психологи. Законы гештальта = условия, которые способствуют объединению элементов в целое и выделению предметов из фона (Вертгеймер - выделил законы). Законы гештальта: 1. фактор близости – то, что ближе находится, объединяется быстрее. 2. фактор замкнутости – замкнутые элементы обнаруживают тенденцию к объединению. 3. фактор сходства – сходные элементы обнаруживают тенденцию к объединению. 4. фактор хорошей линии/ хорошего продолжения. 5. фактор группировки без остатка – то, что группируется без остатка ® тенденция к объединению (фактор близости здесь не работает). 6. ф. общей судьбы – элементы, объединенные по общему характеру изменения (пр: птицы летят в одну сторону ® воспринимаем как целое). 7. ф. прошлого опыта (пр: 3 линии ® треугольник). 8. ф. объективной установки (пр: 3 точки ® треугольник). · Восприятие целого зависит от восприятия частей (пр: параллелограмм + 2 одинаковые линии в нем). · Восприятие элементов зависит от восприятия целого (пр: рисунок со старухой и девушкой).
4. Осмысленность – присутствие мышления в процессе восприятия. - Относим предмет к какой-то категории (пользуемся понятиями) - категориальность. - Рассуждения, гипотезы (пример: ожидание кого-то в темноте). - обогащение восприятия 2 сигнальной системой.
5. Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. Зависит от особенностей субъекта - интересы, мотивы, цели, деятельность. Из массы всех объектов выбираем необходимую информацию.
6. Апперцепция – приращение к восприятию. Влияет опыт, профессия, состояние человека, эмоции, и т.д. (пр: три палки ® треугольник; у страха глаза велики).
7. Константность – постоянство образа восприятия при изменении некоторых характеристик (примеры: цвет при сумерках и свете; удаление объекта; при движении: на камере – объект прыгает, в восприятии человеком – стоит на месте). Восприятию доверять можно. Без константности значительно затруднилась бы ориентировка.
8. Структурность – в объекте компоненты/элементы воспринимаются не как попало расположенными; элементы организованно расположены, стуктурированы. Воспринимаются не только элементы, но и их соотношения, связи, и т.д. (Структурированность – характеристика целостности).
Виды восприятия Зрительное восприятие.
Как правило, носит симультанный характер. Но может принимать и сукцессивный характер (пр: в сумерках). Осмысленное восприятие. Движения – в более скрытой форме. Зрение строится на основе сложной системы движений: - микродвижения глаза – чтобы объект воспринимался (без них не видим). - крупные движения: а) саккодические = скачкообразные. б) плавные = дрейфовые. Глаз бегает и выделяет наиболее важные, информативные элементы.
Факторы, влияющие на восприятие: 1. Значимость объекта. 2. Влияние опыта. 3. Индивидуальные различия людей. 4. – объективные; - субъективные. 5. – аналитический (элементы); - синтетический (целостная картина). 6. Влияние речи, слова (пр: для организации внимания). 7. Зависит от мышления, от уровня умственного развития (пр: уровень интеллектуального развития обогащает восприятие).
Осязательное восприятие.
Отражает, выделяет существенные, информативные характеристики, как и в зрении. Активное исследование ® проявляется в движениях. Общее с зрительным, (но движения разные). Движения: - мелкие (от 2 до 100 мм) – аналитическая функция. - более крупные – создают целостный образ = синтетические движения. Неравномерность движений в плане участия рук и движения пальцев.
Различия с зрительным - восприятие сукессивное.
В некоторых случаях осязание обостряется и играет роль зрения (компенсирующая роль в отношении зрения – пр: при слепоте).
II блок мозга – 2-ые и 3-ые зоны (объединение в целостный образ). III блок – произвольная управляемость. Нарушение в лобном отделе Þ восприятие не управляемое, нет сохранения цели.
Слуховое восприятие.
Имеет отношение к отражению временных характеристик. Последовательное отражение. Особенности восприятия человека: - восприятие речи; - восприятие музыки.
Восприятие речи – воспринимаем целый набор характеристик (пр: мужчина/женщина; взрослый/ребенок, и т.д.). Доминирующая роль в восприятии речи: - отражение фонематических звуков. Связано с мышлением (в очень явной форме).
Восприятие музыки – восприятие звуковысотных отношений (высоты звуков), ритмичной картины (звуки - паузы).
Моторика: - внутреннее пропевание, проговаривание + само восприятие. - более крупные движения – пр: вытягивание шеи, движения уха, и т.д. Сложные формы восприятия Движение.
- соотношение движений/скорость. Наложение скоростей друг на друга (пример: бежать параллельно ходу машины).
1. Зрительный анализатор – главный. Перемещение изображения на сетчатке. 2. Слух (усиление – исчезновение звука). 3. Двигательный анализатор (скорость поворота головы, скорость своего движения).
+ опыт и умозаключения (непосредственное восприятие отличается от умозаключения восприятия (движение в разных направления – эффект большей скорости, чем на самом деле)).
Восприятие времени.
- организм способен реагировать на временные интервалы.
Основа: - ритмически протекающие процессы организма.
(У животных можно выработать рефлекс на время).
Временная дифференциация. Складывается из опыта и умозаключений (пример: неделя состоит из 7 суток, есть месяц, год, и т.д.).
Можно научить человека различать 1/20 сек. от 1/18 сек.
Фактор субъективного порядка. - состояние ожидания (медленно). - Работа с какими-то интересными занятиями (быстро). Возраст влияет на оценку времени.
- отражение разных пространственных характеристик.
Пространственные характеристики. 1. Величина. 2. Удаленность объекта. 3. Объемные характеристики. 4. Форма объекта, и т.д.
Величина. (Ананьев) - совместная работа разных анализаторов. Место: 1. зрительный анализатор (главный). 2. осязание. 3. слуховой анализатор (пр: движение поезда – короткий/длинный состав). + момент осмысленности (умозаключение, мышление).
Зрительный анализатор – изображение на сетчатке: Механизмы: Аккомодация – изменение кривизны хрусталика. Конвергенция – сведение зрительных осей. Восприятие глубины (объемности) и удаленности.
Аккомодация и конвергенция дают в ограниченном количестве восприятия.
Механизмы: Бинокулярное зрение – работа 2-х глаз одновременно (важная роль (один глаз – плоский объект)). Оптимальная диспаратность.
Диспаратность – расхождение в изображении на 2-х сетчатках. Корреспондирующие точки – совпадающие точки дают эффект плоскости (нет объема). Если изображение на диспаратные точки, то изображение объемное. Если сильное расхождение на диспаратные точки, то изображение двиться. Оптимальная диспаратность (дисперити – неравенство, несоответствие) – в силу некоторых расхождений ® объемный эффект (работа обоих глаз одновременно), эффект глубины.
Форма. Зрительная или осязательная. - объект имеет четкие характеристики, выделяется из фона. Для определения формы – активные движения. Форма лучше видна, когда есть контрастные отношения между предметом и фоном. На восприятие формы также влияет освещенность и расстояние. Иллюзия – ошибка пространственных характеристик.
Наблюдение – активность субъекта, присутствует момент произвольности, связано с вниманием. Активная интеллектуальная работа (приходится анализировать, интерпретировать). Наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Думающее восприятие. Организованное восприятие. Наличие цели, программы, фиксации данных наблюдения.
Выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах, Н. как часть процесса худ. творчества, и т.п. Основное условие научного наблюдения – объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного Н., либо применения иных методов исследования (напр, эксперимента).
Наблюдательность – способность замечать характерные особенности, иногда малозаметные. Важное профессиональное качество в разных видах деятельности (техническая, биологическая, психологическая наблюдательность). Важно учить наблюдать и формировать наблюдательность. Наблюдательность основывается на интеллектуальном развитии. Приобретается в жизненном опыте, предполагает любознательность, пытливость. Включает в себя работу разных анализаторов и мышление.
Развитие наблюдательности – важная задача формирования адекватного восприятия действительности. Физиологические основы. Важную роль играют подкорковые образования. На ряду с высшими отделами. На подкорке выявлены центры, связанные с определенными эмоциональными состояниями.
Таламус, гипоталамус, ретикулярная формация, лимбическая система. Центры страдания и наслаждения (гипоталамус). Их раздражение вызывают противоположные эмоции.
Роль высших отделов мозга – высшие чувства.
Соотношение коры и подкорки: Состояние аффекта – подкорка. Регуляция эмоций – управление со стороны коры и некоторых подкорковых образований. Теории: Психо-органические теории. Соотношение психического и органического. Экспрессивно телесные движения – приспособление организма к условиям существования.
Теория Джемса – Лаже. Органические проявления порождают эмоции. Восприятие стимула ® нервно-мышечные реакции ® переработка д-ти ® возникновение эмоций.
III. Теория Кеннона – Барда. Разводятся психологический и физиологический аспекты эмоций, отмечается их многозначный х-ер. При разных эмоциональных состояниях могут возникать сходные телесные изменения. Восприятие стимула ¯ переработка импульсов в НС ® возникновение эмоционального переживания. ¯ возникновение телесной реакции.
IV. Активационная теория Линсея – Хебба. Связь между РФ и эмоциями. РФ обеспечивает ряд х-к эмоциям: силу, продолжительность и изменчивость.
V. Когнитивистские теории. Связь эмоций с мыслями, оценками, намерениями. (когнитивный – познавательный).
1) теория когнитивного диссонанса. (Л. Фестенгер) В основе эмоции лежит соотношение когнитивных представлений, ожиданий и реальных результатов, кот. Ч. добивается. Если есть расхождение между этим, то ® диссонанс – переживается как дискомфорт. Если подтверждение, то «+» эмоции.
2) Информационная теория Симонова. Эмоции определяются: актуальной потребностью и оценкой вероятности удовлетворения потребности (на основе опыта и поступающей информации). В зависимости от информации возникают разные эмоции. (Когда информация о располагаемых средствах превышает прогностически необходимую для удовлетворения потребности ® положительные эмоции. В противном случае - отрицательные).
3) Когнитивно физиологическая теория Шехтера. Эмоции связаны с памятью, с оценками ситуации, с мотивацией. Есть еще связь с физиологическими факторами и с физическими воздействиями (стимулами). Эмоции играют интегрирующую роль.
VI. Теории, отмечающие связь с д-тью и с поведением. Если эмоция чрезмерно сильна ® дезорганизация.
1) теория Хебба – неодинаковая связь между силой и интенсивностью д-ти и с успешностью д-ти. На начальной стадии – совпадение. Эмоция , а эффективность д-ти отстает – расхождение. Эмоция , деятельность ¯ - дезорганизация. Формы эмоциональных переживаний.
К. Е. Изард выделяет 9 фундаментальных эмоций: 1) Интерес 2) Радость 3) Удивление 4) Страдание 5) Гнев 6) Отвращение 7) Презрение 8) Страх 9) Стыд
Интеллектуальные чувства. Связано с умственной, теоретической, познавательной деятельностью. Моменты амбивалентности.
Проявления:
Определенную роль играет опыт. + Надо иметь ввиду наличие привычки к интеллектуальным усилиям.
Эстетические чувства. Связь с представлением о прекрасном, возвышенном, и т.д. Важную роль играют эстетические вкусы и оценки. Момент относительности (они различны ® одни и те же явления вызывают разные чувства).
Проявления:
Праксические чувства. Возникают в процессе деятельности в практическом плане, трудовой, физической деятельности. Творческие моменты. Праксические чувства нельзя отрывать от интеллектуальных.
Проявления:
ü Все чувства переплетаются друг с другом (возможны взаимопереходы). (пр: шахматы – изящный ход = эстетическое и интеллектуальное).
Страсть. Отношение к данной активности – ярко выраженное. Страсти – глубокие устойчивые переживания. Следовательно – относится к личной сфере, а значит – является высшим чувством. Пр: коллекционирование, хобби, и т.д. Проявляется: большая затрата времени, огромные усилия, денежные затраты, и т.д. Могут быть крайности. Ориентация на радость.
и т.д.
Ориентация на страх.
и т.д.
Ориентация на гнев.
и т.д.
связь есть, но это не дает оснований судить о личности в целом. Эмоции = определенные предпосылки для формирования определенных личностных х-к (качеств).
Сказывается влияние пола (гендерные различия). Девушки: - более ранимы. - более подвержены к состоянию страха. - большая эмоциональность. Юноши: - стремление главенствовать. - гнев.
Физиологические основы воли Волевые действия, как и все психические явления, связаны с деятельностью мозга и наряду с другими сторонами психики имеют материальную основу в виде нервных процессов. Материальной основой произвольных движений является деятельность так называемых гигантских пирамидных клеток, Лобные доли мозга и воля Всякое волевое действие определяется мотивами, которые должны быть удержаны на протяжении всего выполнения движения или действия. Если это условие не соблюдается, то выполняемое действие прервется или заменится другими. Важную роль в удержании цели действий играют участки мозга расположенные в лобных долях. При их поражении наступает апраксия, проявляющаяся в нарушении произвольной регуляции движений и действий. Человек с таким поражением, начав выполнять какое-либо действие, сразу прекращает его или изменяет в результате какого-либо случайного воздействия, что делает невозможным выполнение волевого акта. Еще одно нарушение – абулия – безволие, неспособность заставить себя. Структура волевого акта 1. Возникновение цели. Далее происходит ее оформление. Осуществляется принятие решения. Разные мотивы вступают в борьбу. 2. Реализация принятого решения, при котором проявляются волевые свойства. Понятие о воле. Относится к регулирующим процессам. Мотивационная сфера имеет отношение к воле. Воля – это сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей.
Иванников. Воля: - усиление мотивации. - выход за пределы актуальной потребности. - такой способ мотивации, когда Ч. подчиняет себе свои задачи.
Характеризуется – сознательные, целенаправленные действия. Мотивы – внутреннее побуждение.
Регуляторы:
Воля – действие, направленное на достижение целей. Цель – образ результата деятельности. (побуждающая сила). Цели конкретизируют мотив, придают ему определенность, направляют д-ть.
В разных ситуациях Ч. по-разному проявляет волевые усилия.
Признаки воли: 1. Целенаправленный характер активности. 2. Волевое усилие. - проявляется в случае возникновения препятствий и трудностей (внешних и внутренних).
Трудности: - внешнего порядка – посторонние шумы, изменение погоды, и т.д. - внутреннего порядка – усталость, болезнь, и т.д.
Регулирующие функции воли: 1. Побудительная. Активизация умственных, физических усилий (по средствам самоконтроля, «самозаставления»).
2. Торможение каких-то действий (мешающих основному делу). ü Могут сочетаться.
Роль: Познавательные процессы. Воля придает особую х-ку познавательным процессам. Воля поднимает это процессы на особую ступень, в них проявляется признак произвольности.
ВПФ – это социально обусловленные функции. В них отмечают: опосредованность речью, осознанность и произвольность. Способность управлять психическими процессами имеет социальную природу. Выготский. 1. Натуральные психические процессы (генетические). 2. Культурные психические процессы (социальные условия).
Важнейшая х-ка ВПФ – произвольность.
Человек в состоянии управлять познавательными процессами. - чувственное познание. - рациональное познание. - память. - внимание (зависит от волевой регуляции).
Иногда, в силу каких-то обстоятельств, успешность познавательной деятельности будет определяться не столько познавательной характеристикой, сколько волей.
Волевая активность обусловлена и внешними, и внутренними обстоятельствами. Внешние обстоятельства зависят от внутренних.
Структура волевого акта.
1. Оформление цели. Подступ к воле: признаки воли могут проявляться уже на стадии оформления целей (трудности, борьба мотивов).
2. Принятие решения. Столкновение мотивов ® сложный (мучительный) выбор ® принятие решения ® у Ч. появляется облегчение.
3. Исполнение (реализация) принятого решения. В ряде случаев (много условий, длительное время) проявляется момент планирования. В остальном – последовательность действий (минимальное планирование).
4. Планирование.
5. Выполнение решения. Внешние и внутренние препятствия и трудности (может быть - непредвиденные) Þ воля. Проявляются: побуждающая и тормозящая функции. Важную роль играет сформированность волевых качеств. Но волевые характеристики формируются в процессе выполнения деятельности. Также надо формировать волевые привычки. Воля в менее явной форме. 6. Инициативность. - умение работать творчески, по собственному почину.
7. Самостоятельность. - умение не поддаваться влиянию различных сил. - умение отстоять свою позицию. - умение критически оценивать подсказки.
8. Организованность. - умение разумно планировать и организовывать свои действия.
9. Дисциплинированность. - сознательное подчинение нормам, порядку.
10. Исполнительность. - выполнение поручений в срок, старательность.
Негативные. 1. Упрямство – основывается на мотиве самоутверждения. Вопреки обстоятельствам. Недостаток индивидуального развития может привести к этому качеству. 2. Внушение – индивидуальные х-ки. 3. Лень – важную роль играет недостаток практики, воли, волевых х-к. необходимо приучать ребенка не только к самостоятельности, но и к разумным ограничениям. + момент самовоспитания (самоуправление, самоприказы).
ü Волевые характеристики (свойства, качества) формируются в процессе выполнения деятельности. Также надо формировать волевые привычки. Внешняя/внутренняя Диалогическая речь. Вид речи, при котором в равной степени активны все её участники. Не требует развёрнутого выражения речи, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чём идёт речь, и может мысленно достроить фразу, произнесённую другим собеседником. Одно слово может заменять целую фразу. Устная монологическая речь. Монологическая речь – высказывание, объединённое одной сложной мыслью. Речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли. При этом говорящий должен оценивать то, как усваивается передаваемая им информация слушателями. Письменная речь. Изображается графически, с помощью письменных знаков. Как пищащий, так и читающий имеют в поле своего восприятия одновременно ряд слов, а в тех случаях, когда в этом есть потребность, они могут вновь вернуться на несколько строк или страниц назад. Внутренняя речь. Особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свёрнутостью грамматической структуры и содержания. Является основным инструментом мышления. Внешняя речь связана с процессом общения, обмена информации. Внутренняя речь прежде всего связана с обеспечением процесса мышления. Это очень сложное с психологической точки зрения явление, которое обеспечивает взаимосвязь речи и мышления. Соотношение речи и мышления. Речь индивида свидетельствует о его культурном уровне, внутреннем мире, особенностях психической саморегуляции. Тот, кто не может правильно и оригинально выражаться, не умеет правильно и оригинально мыслить. Манера речи, манера общения определяют мироощущение человека, тонкость его чувств, интеллектуальные возможности, образованность. Мышление осуществляется б/я речи. Аспекты связи речи и мышления: 1. Уровень слова. Выготский: уже в значении слова завязан «узел» еди
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.188.105 (0.017 с.) |