Изменения памяти и их значение в клинике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменения памяти и их значение в клинике



На качество памяти влияет множество факторов: индивидуальные особенности мозга и психики человека, включая наследственные и приобретенные качества, психофизическое состояние человека, его способность к концентрации внимания, установка, важность информации, повторение, применение дополнительных мнемотехнических приемов.

Гипермнезия (от греч. hyper - над, сверх; mnesis - воспоминание) - усиление памяти. Проявляется необычным, чаще врожденным, усилением возможностей запоминания. Встречается редко и существенного значения в клинической практике врача не имеет. В некоторых случаях наблюдается способность удерживать в памяти обильную малосущественную информацию (расписания движения транспорта, даты, номера телефонов и т.п.), причем это свойство памяти не зависит от интеллекта человека и может встречаться даже при умственной отсталости. Проявления гипермнезии могут возникать на фоне болезненно повышенного настроения, когда продуктивность запоминания и воспроизведения резко увеличивается.

Гипомнезия - ослабление памяти - может быть как постоянной, например, у лиц с резидуально-органической церебральной недостаточностью (вследствие патологии беременности, патологии родов, интоксикации, перенесенных черепно-мозговых травм и т.д.), так и преходящей, возникающей, например, на высоте интоксикации при инфекционных и соматических заболеваниях и в период реконвалесценции на фоне глубокой астении. Типична гипомнезия для многих лиц пожилого и, особенно, старческого возраста, у которых она преимущественно связана со старением и атеросклерозом сосудов головного мозга. Кроме того, явления гипомнезии могут наблюдаться у депрессивных больных.

Амнезия - полное выпадение из памяти событий, имевших место в определенный период времени, или той или иной конкретной ситуации.

Систематика амнезий

По отношению к периоду времени:

  • ретроградная амнезия - утрата воспоминаний о событиях, предшествовавших острому периоду болезни;
  • антероградная амнезия - утрата воспоминаний о текущих событиях, происходивших в период, следующий за острым этапом болезни, при этом кратковременная память обычно сохранена;
  • конградная амнезия - полное или частичное выпадение воспоминаний о событиях острого этапа болезни (как правило, проявляющегося нарушением сознания);
  • ретроантероградная (тотальная) амнезия - выпадение из памяти событий до, во время и после острого периода болезни.

По преимущественному нарушению функции памяти:

  • фиксационная амнезия - резкое ослабление или отсутствие способности запоминать текущие события, вследствие чего возникает амнестическая дезориентировка, память на прошлые события и профессиональные навыки сохранены;
  • анэкфория - неспособность к произвольному воспоминанию тех или иных фактов, событий, слов, извлечь которые из памяти можно только после подсказки.

По динамике:

  • прогрессирующая амнезия - распад памяти в соответствии с правилом Рибо (выпадение воспоминаний идет в порядке, обратном формированию памяти: первоначально утрачиваются сведения и события, приобретенные в последнее время при сохранении более ранних сведений, происходит своеобразный "сдвиг ситуации в прошлое");
  • ретардированная амнезия (отставленная или запаздывающая) - события выпадают не сразу, а спустя некоторое время после болезненного состояния;
  • стационарная амнезия - стойкий дефект памяти, фактически не имеющий динамики;
  • регрессирующая амнезия - амнезия с постепенным восстановлением памяти, которое никогда не бывает полным.

По механизму амнезии:

  • аффектогенная (кататимная) - пробелы в памяти возникают под влиянием выраженного эмоционального напряжения, вызванного конкретной ситуацией, и касаются именно данной ситуации, в частности при эмоционально-шоковых реакциях;
  • истерическая амнезия - возникает психогенно по механизму вытеснения (из памяти выпадают лишь отдельные неприятные события и впечатления, неприемлемые для личничти).

Нередко наблюдается частичная (перфорационная), или парциальная амнезия (палимпсест или блэкаут), при которой информация о каком-то отрезке времени фиксируется лишь частично, часть эпизодов не запоминается. Подобные явления чаще всего бывают на высоте интоксикации, в том числе при тяжелом алкогольном опьянении.

К нарушениям мнестического процесса относятся и парамнезии: конфабуляции (провалы памяти заполняются вымышленными событиями), псевдореминесценции (нарушение в памяти хронологии событий, когда реальные события переносятся из далекого прошлого в недавнее или настоящее), криптомнезии (источник излагаемых больным событий, якобы происходивших с ним, остается неясным, часто это эпизоды, услышанные от других людей, прочитанные в книге, виденные во сне).

Расстройства памяти характерны в основном для органической патологии головного мозга (последствия черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, интоксикации, опухоли и др.). При массивных поражениях головного мозга возможны грубые нарушения и выпадения памяти, связанные с зонами повреждения. К структурам мозга, задействованным в механизмах памяти, относятся: гиппокамп, миндалина, таламус, мамилярные тела, мозжечок, кора больших полушарий. Известно, что повреждение гиппокампа ухудшает долговременную память, лобных долей - смысловую, доминантного (левого) полушария - вербальную.

Амнестический синдром Корсакова, включающий фиксационную амнезию, связанную с ней дезориентировку в окружающем и возможные парамнезии, может встречаться при алкоголизме (алкогольной энцефалопатии - органическом поражении головного мозга алкогольного генеза), а также у больных с последствиями черепно-мозговых травм, опухолями головного мозга, нарушениями церебрального кровообращения, токсическими энцефалопатиями.

Для врачей общей практики важно помнить о частых нарушениях памяти разной степени выраженности у пациентов пожилого и старческого возраста, связанных с артериосклерозом головного

мозга или началом атрофических процессов в мозге (болезнь Альцгеймера).

О состоянии и особенностях памяти пациента врач может судить в определенной мере на основании сбора анамнеза и ответов на дополнительные вопросы (воспроизведение фактов личной жизни, хронологии развития заболевания, школьных или профессиональных знаний, исторических событий, и т.д.). При ослаблении памяти и, тем более, при ее выраженных расстройствах больной не способен достоверно изложить анамнестические сведения, забывает принимать лекарства, путает и не выполняет врачебные рекомендации. Для более полной оценки характера и глубины расстройств памяти применяются специальные тесты, описанные в соответствующей главе.

Для врача состояние памяти имеет исключительно важное значение в связи с тем, что ему приходится запоминать большой объем информации (анатомические и физиологические термины, названия лекарств и их дозы, симптомы болезней, биохимические параметры, сведения о состоянии конкретных больных и т.д.). Хорошая всесторонне развитая память необходима для приобретения клинического опыта и успешной врачебной деятельности. Недостаточность памяти врача чревата грубыми ошибками в профессиональной деятельности и самыми серьезными негативными последствиями для пациентов.

3.5. Ассоциативная деятельность

В основе сложных психических процессов познания (когнитивных процессов) лежит соединение (ассоциация) образов представлений и образов впечатлений в единые, целостные системы, отражающие взаимодействие, взаимопроникновение, внутреннюю общность и особенность объектов окружающей действительности. Таким образом, мнестико-ассоциативная деятельность, обеспечивающая высший уровень познавательного процесса, определяется взаимосвязанными функциями мышления и памяти.

3.5.1. Мышление, язык, речь

Мышление является высшей ступенью познания действительности и представляет собой психологический процесс опосредованного и обобщенного отражения предметов и явлений в их существенных связях и отношениях. Будучи более сложной формой психической деятельности по сравнению с процессами ощущения и восприятия мышление человека всегда опирается на индивидуальный чувственный опыт, полученный при их помощи, и исходит из обобщенного опыта, накопленного всей историей человечества.

Для мыслительной деятельности человека необходима не только взаимосвязь с чувственным познанием, но и с языком, речью. Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого

объекта те или иные его свойства и закрепить представление или понятие о нем в специальном слове. Человеческое мышление, в каких бы формах оно не осуществлялось, невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Мысль формулируется и закрепляется при помощи слов и благодаря этому она не исчезает и не угасает, едва возникнув. Формулирование мыслей в речевом процессе является важнейшим условием их формирования. Большую роль в этом процессе может играть и так называемая внутренняя речь. Мысли могут прочно фиксироваться в речевой формулировке - устной или письменной. Поэтому всегда существует возможность в случае необходимости вернуться к этой мысли, еще глубже ее продумать, проверить и в ходе рассуждения соотнести с другими мыслями.

Язык и речь человека являются, таким образом, орудием его мышления и важнейшим структурным элементом психики. Мышление и речь имеют единую психофизиологическую основу, названную И.П.Павловым второй сигнальной системой. В основе ее функционирования лежит слово как обобщенный абстрагированный сигнал, воздействующий на психику человека, а через нее и на весь организм не меньше, чем сама реальная действительность. Слово, как известно, может оказывать негативное влияние на психику человека (психическая травма, ятрогения), а также позитивное (словесное воздействие является одним из способов психотерапии).

Функции языка:

1) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения);

2) средство общения (коммуникации);

3) средство усвоения и передачи общественно-исторического опыта;

Функции речи:

1) сигнификативная (средство обозначения) - обозначение при помощи слов предметов и явлений (присвоение им названий);

2) обобщающая - выделение существенных признаков предметов и явлений и объединение их в группы;

3) коммуникативная - внешнее речевое поведение, направленное на контакт с другими людьми; выделяют информационную, экспрессивную (выразительную) и волеизъявительную формы речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.007 с.)