Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изменения памяти и их значение в клиникеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На качество памяти влияет множество факторов: индивидуальные особенности мозга и психики человека, включая наследственные и приобретенные качества, психофизическое состояние человека, его способность к концентрации внимания, установка, важность информации, повторение, применение дополнительных мнемотехнических приемов. Гипермнезия (от греч. hyper - над, сверх; mnesis - воспоминание) - усиление памяти. Проявляется необычным, чаще врожденным, усилением возможностей запоминания. Встречается редко и существенного значения в клинической практике врача не имеет. В некоторых случаях наблюдается способность удерживать в памяти обильную малосущественную информацию (расписания движения транспорта, даты, номера телефонов и т.п.), причем это свойство памяти не зависит от интеллекта человека и может встречаться даже при умственной отсталости. Проявления гипермнезии могут возникать на фоне болезненно повышенного настроения, когда продуктивность запоминания и воспроизведения резко увеличивается. Гипомнезия - ослабление памяти - может быть как постоянной, например, у лиц с резидуально-органической церебральной недостаточностью (вследствие патологии беременности, патологии родов, интоксикации, перенесенных черепно-мозговых травм и т.д.), так и преходящей, возникающей, например, на высоте интоксикации при инфекционных и соматических заболеваниях и в период реконвалесценции на фоне глубокой астении. Типична гипомнезия для многих лиц пожилого и, особенно, старческого возраста, у которых она преимущественно связана со старением и атеросклерозом сосудов головного мозга. Кроме того, явления гипомнезии могут наблюдаться у депрессивных больных. Амнезия - полное выпадение из памяти событий, имевших место в определенный период времени, или той или иной конкретной ситуации. Систематика амнезий По отношению к периоду времени:
По преимущественному нарушению функции памяти:
По динамике:
По механизму амнезии:
Нередко наблюдается частичная (перфорационная), или парциальная амнезия (палимпсест или блэкаут), при которой информация о каком-то отрезке времени фиксируется лишь частично, часть эпизодов не запоминается. Подобные явления чаще всего бывают на высоте интоксикации, в том числе при тяжелом алкогольном опьянении. К нарушениям мнестического процесса относятся и парамнезии: конфабуляции (провалы памяти заполняются вымышленными событиями), псевдореминесценции (нарушение в памяти хронологии событий, когда реальные события переносятся из далекого прошлого в недавнее или настоящее), криптомнезии (источник излагаемых больным событий, якобы происходивших с ним, остается неясным, часто это эпизоды, услышанные от других людей, прочитанные в книге, виденные во сне). Расстройства памяти характерны в основном для органической патологии головного мозга (последствия черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, интоксикации, опухоли и др.). При массивных поражениях головного мозга возможны грубые нарушения и выпадения памяти, связанные с зонами повреждения. К структурам мозга, задействованным в механизмах памяти, относятся: гиппокамп, миндалина, таламус, мамилярные тела, мозжечок, кора больших полушарий. Известно, что повреждение гиппокампа ухудшает долговременную память, лобных долей - смысловую, доминантного (левого) полушария - вербальную. Амнестический синдром Корсакова, включающий фиксационную амнезию, связанную с ней дезориентировку в окружающем и возможные парамнезии, может встречаться при алкоголизме (алкогольной энцефалопатии - органическом поражении головного мозга алкогольного генеза), а также у больных с последствиями черепно-мозговых травм, опухолями головного мозга, нарушениями церебрального кровообращения, токсическими энцефалопатиями. Для врачей общей практики важно помнить о частых нарушениях памяти разной степени выраженности у пациентов пожилого и старческого возраста, связанных с артериосклерозом головного мозга или началом атрофических процессов в мозге (болезнь Альцгеймера). О состоянии и особенностях памяти пациента врач может судить в определенной мере на основании сбора анамнеза и ответов на дополнительные вопросы (воспроизведение фактов личной жизни, хронологии развития заболевания, школьных или профессиональных знаний, исторических событий, и т.д.). При ослаблении памяти и, тем более, при ее выраженных расстройствах больной не способен достоверно изложить анамнестические сведения, забывает принимать лекарства, путает и не выполняет врачебные рекомендации. Для более полной оценки характера и глубины расстройств памяти применяются специальные тесты, описанные в соответствующей главе. Для врача состояние памяти имеет исключительно важное значение в связи с тем, что ему приходится запоминать большой объем информации (анатомические и физиологические термины, названия лекарств и их дозы, симптомы болезней, биохимические параметры, сведения о состоянии конкретных больных и т.д.). Хорошая всесторонне развитая память необходима для приобретения клинического опыта и успешной врачебной деятельности. Недостаточность памяти врача чревата грубыми ошибками в профессиональной деятельности и самыми серьезными негативными последствиями для пациентов. 3.5. Ассоциативная деятельность В основе сложных психических процессов познания (когнитивных процессов) лежит соединение (ассоциация) образов представлений и образов впечатлений в единые, целостные системы, отражающие взаимодействие, взаимопроникновение, внутреннюю общность и особенность объектов окружающей действительности. Таким образом, мнестико-ассоциативная деятельность, обеспечивающая высший уровень познавательного процесса, определяется взаимосвязанными функциями мышления и памяти. 3.5.1. Мышление, язык, речь Мышление является высшей ступенью познания действительности и представляет собой психологический процесс опосредованного и обобщенного отражения предметов и явлений в их существенных связях и отношениях. Будучи более сложной формой психической деятельности по сравнению с процессами ощущения и восприятия мышление человека всегда опирается на индивидуальный чувственный опыт, полученный при их помощи, и исходит из обобщенного опыта, накопленного всей историей человечества. Для мыслительной деятельности человека необходима не только взаимосвязь с чувственным познанием, но и с языком, речью. Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта те или иные его свойства и закрепить представление или понятие о нем в специальном слове. Человеческое мышление, в каких бы формах оно не осуществлялось, невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Мысль формулируется и закрепляется при помощи слов и благодаря этому она не исчезает и не угасает, едва возникнув. Формулирование мыслей в речевом процессе является важнейшим условием их формирования. Большую роль в этом процессе может играть и так называемая внутренняя речь. Мысли могут прочно фиксироваться в речевой формулировке - устной или письменной. Поэтому всегда существует возможность в случае необходимости вернуться к этой мысли, еще глубже ее продумать, проверить и в ходе рассуждения соотнести с другими мыслями. Язык и речь человека являются, таким образом, орудием его мышления и важнейшим структурным элементом психики. Мышление и речь имеют единую психофизиологическую основу, названную И.П.Павловым второй сигнальной системой. В основе ее функционирования лежит слово как обобщенный абстрагированный сигнал, воздействующий на психику человека, а через нее и на весь организм не меньше, чем сама реальная действительность. Слово, как известно, может оказывать негативное влияние на психику человека (психическая травма, ятрогения), а также позитивное (словесное воздействие является одним из способов психотерапии). Функции языка: 1) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения); 2) средство общения (коммуникации); 3) средство усвоения и передачи общественно-исторического опыта; Функции речи: 1) сигнификативная (средство обозначения) - обозначение при помощи слов предметов и явлений (присвоение им названий); 2) обобщающая - выделение существенных признаков предметов и явлений и объединение их в группы; 3) коммуникативная - внешнее речевое поведение, направленное на контакт с другими людьми; выделяют информационную, экспрессивную (выразительную) и волеизъявительную формы речи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.163.206 (0.007 с.) |