Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы самовнушения и тренировочно-волевые формы психотерапииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Гипносуггестивная терапия имеет ограниченное применение в силу низкой гипнабельности некоторых пациентов, частой кратковременности лечебного эффекта, вследствие возникновения зависимости гипнотизируемых от психотерапевта. Рост культуры и самосознания населения диктуют необходимость применения различных видов осмысленного самовоздействия человека на психику и через нее на весь организм. Способность человека к самовнушению была известна и использовалась еще на заре психотерапии. Научному становлению данного метода в России способствовали В.А.Манассеин и В.М.Бехтерев. На Западе огромный резонанс имели работы Э.Куэ, считавшего, что причиной заболеваний является болезненное воображение. Предложенный им метод самовнушения явился развитием взглядов одного из пионеров применения внушения в медицине - португальского аббата Фария, жившего в начале XIX века, который пришел к выводу, что центральное место во внушении занимает не воображение врача, а воображение больного. Основные положения концепции Куэ: 1. В борьбе между волей и силой воображения побеждает последняя. 2. Мощь силы воображения прямо пропорциональна использованному напряжению воли. 3. Воля и воображение, действуя одновременно, резко усиливают эффект самовнушения. 4. Сила воображения подчиняется управлению и обучению. Разработанный Куэ метод самовнушения призван подавить болезненные, вредные по своим последствиям представления полезными, благотворными. Произвольное самовнушение должно осуществляться без каких-либо волевых усилий. Данное условие Куэ обосновывал примерами неосознанного самовнушения, часто дурного характера, которое бывает весьма стойким и с трудом поддается логическому разубеждению. Другими примерами могут служить попытки сознательной коррекции дефектов речи (заикания). Действительно, сознательные волевые усилия при коррекции речи не помогают, а только мешают. То же происходит и при некоторых других расстройствах. Совет врача больному, страдающему навязчивыми сомнениями или фобиями, "взять себя в руки" чаще всего приносит только ухудшение. Куэ рекомендовал использовать для проведения сеансов просоночные состояния утром при пробуждении и вечером при засыпании. Формулы самовнушения должны быть простыми и не носить императивного характера. Лечение проводится обычно амбулаторно под наблюдением врача, который помогает в разработке формул самовнушения и направляет процесс лечения. Метод Куэ может использоваться самостоятельно, но чаще применяется в комплексе с другими методами суггестивной психотерапии. Несомненным преимуществом метода самовнушения по сравнению с внушением и гипносуггестией является то, что пациент сам активно участвует в процессе лечения, а сеансы самовнушения можно проводить в любой обстановке и в любое время. Высказанные Куэ соображения, несмотря на их противоречивость и неполную научную достоверность, оказались полезными для дальнейшей разработки конкретных методических приемов самовнушения. Метод прогрессивной мышечной релаксации Э.Джекобсона. Занимаясь регистрацией объективных признаков эмоций, Джекобсон отметил соответствие между различными типами эмоционального реагирования и напряжением определенных групп мышц. Так, например, депрессивное состояние сопровождается напряжением дыхательной мускулатуры, страх - спазмом мышц артикуляции и фонации. По мнению Джекобсона, снимая посредством произвольного самовнушения напряженность определенной группы мышц (дифференцированная релаксация), можно избирательно влиять на отрицательные эмоции. Помимо собственно самовнушения, быстрое расслабление мышц по методу Джекобсона достигается их деконтрактацией после предварительного напряжения. Метод релаксации используется в комплексе других психотерапевтических методик, в частности для преодоления страха при проведении поведенческой психотерапии. Метод аутогенной тренировки (AT), предложенный немецким психоневрологом И.Шультцем, является комплексным по сути и достаточно широко используется в психотерапии. Посетив в начале XX столетия Индию и изучив распространенные там еще с древних времен методы гимнастики йогов, использовавшиеся в качестве средства отдыха и восстановления сил, Шультц разработал лечебный и профилактический метод самовнушения, основанный на расслаблении мышц. В его основе, помимо элементов древнеиндийской гимнастики йогов, лежат исследования ощущений людей, погружаемых в гипноз, практика использования самовнушения нансийской школой психотерапевтов (Куэ, Бодуэн), психофизиологические исследования нервно-мышечного компонента эмоций и опыт применения мышечной релаксации (Джекобсон), а также рациональная психотерапия (Дюбуа). Метод AT включает набор упражнений, последовательно осваимых самим пациентом (при определенной помощи и поддержке психотерапевта), суть которых состоит в достижении при помощи аутосуггестии мышечной и психической релаксации и способности регулировать ряд вегетативных функций (частота и глубина дыхания, ритм сердечных сокращений и др.). Выделяют две ступени аутогенной тренировки: низшую, основанную на релаксации, и высшую, медитационную, предполагающую вхождение в состояние транса. Последняя в лечении почти не применяется. Принцип саморегуляции. Действенность самовнушения возможна лишь при физиологическом состоянии мышечного расслабления и некоторого снижения уровня бодрствования мозга, в связи с чем формируются "зоны раппорта", дающие возможность активного применения словесных формулировок в условиях, благоприятствующих реализации аутовоздействия. Вследствие наблюдающихся при мышечной релаксации расширения сосудов и ослабления тонуса психической деятельности становится возможным посредством самовнушения оказывать влияние на высшие отделы головного мозга, подкорковые центры вегетативной регуляции, ретикулярную формацию ствола мозга, и на весь организм в целом. Этим объясняется возможность при помощи упражнений AT, освоенных в ходе обучения, влиять как на свое психическое состояние (например, снять эмоциональное напряжение, уменьшить страх, улучшить настроение), так и на вегетативно-сосудистые реакции. Показания для использования AT. Методика AT может применяться как для профилактики нервно-психического перенапряжения, повышения психической устойчивости и работоспособности у здоровых лиц, так и с лечебными целями. Показаниями для ее применения являются невротические состояния, в том числе с навязчивыми явлениями, соматоформные психические расстройства и психосоматические заболевания. Этот вид психотерапии может быть использован в лечении заикания, сексуальных расстройств, нейродермитов, для обезболевания родов и др. Залогом успешности овладения и использования метода аутогенной тренировки является позитивная настроенность на обучение, регулярность и длительность занятий. Отрицательная настроенность на обучение этой методике, недостаточная активность и последовательность пациентов делают AT нерезультативной и вызывают разочарование в ней. Не рекомендуется применять метод AT у лиц с выраженными истерическими проявлениями как в рамках неврозов, так и психопатий. В связи с их повышенной самовнушаемостью, во время занятий могут возникать различные нежелательные ощущения и переживания, а иногда и изменения состояния сознания. Редко применяется AT при шизотипическом расстройстве (вялотекущей шизофрении), поскольку она может усилить аутистические тенденции, спровоцировать возникновение продуктивных расстройств (бреда, галлюцинаций). Психодинамические методы Эти методы основаны на концепции приоритетной роли интрапсихических конфликтов в механизмах возникновения психических расстройств, являющихся результатом динамической и часто бессознательной борьбы противоречивых моментов внутри личности; они направлены на выявление и устранение подобных конфликтов. Метод классического психоанализа, созданный З.Фрейдом на базе его учения о роли бессознательных механизмов психической деятельности в возникновении психопатологической симптоматики (невротической, психосоматической), во главу угла ставит детскую сексуальность, влияние которой на всю дальнейшую жизнь человека строго запрограммировано. Классический психоанализ представляет собой "разговорную терапию". Пациент лежит на кушетке таким образом, чтобы не видеть аналитика, который побуждает его к высказыванию любых приходящих в его сознание мыслей или сновидений. Позднее эти высказывания интерпретируются аналитиком. Считается, что положение лежа облегчает пациенту регрессию - возвращение к более ранним образам чувствования и поведения, необходимое для повторного переживания травмирующих моментов детства. Последнее вытекает из двух основных положений теории Фрейда. Первое - источником невротических и эмоциональных расстройств являются психические травмы, связанные с детской сексуальностью, вытесненные впоследствии. Второе - излечение от невротических состояний происходит через открытие, осознание и принятие вытесненных воспоминаний. Это носит название "катарсис". Катарсис рассматривается как окончательная цель психоаналитического процесса, приводящего к исцелению. Психоаналитическая психотерапия - другой вид психодинамической терапии, имеющий в настоящее время большее распространение, чем классический психоанализ. В отличие от классического психоанализа, психоаналитическая терапия освобождена от пансексуализма Фрейда. Вместе с тем в ней также делается упор на особое значение неосознанных компонентов психической жизни человека. Она направлена на перевод бессознательных влечений в сознание пациента, их переработку и отреагирование. Как и классический психоанализ, психоаналитическая терапия использует метод свободных ассоциаций, реакции трансфера (переноса) и сопротивления. При применении метода свободных ассоциаций человек продуцирует поток мыслей, воспоминаний детства, которые анализируются и оцениваются психоаналитиком совместно с пациентом с целью выявления вытесненных из сознания патогенных переживаний. В процессе психоаналитической терапии стремятся добиться от пациента отреагирования (катарсиса) значимых переживаний с целью избавления от их негативного влияния на психическую деятельность и здоровье в целом. С психоаналитической целью может использоваться анализ сновидений и ошибочных действий (описок и оговорок) человека, которые, по мнению психоаналитиков, часто являются символическим отображением симптомов и проблем, вытесненных из сознания. Терапия искусством (арттерапия) также относится к психодинамической терапии. Психотерапевты, занимающиеся психодинамически ориентированной терапией искусством, опираются на идеи Фрейда и Юнга, утверждавших, что художественное творчество выражает бессознательное. Сторонники такого подхода исходят из того, что фантазии, "мечты наяву" и различные фобии человеку легче выразить в рисунках, чем вербально (в устной или письменной речи). В процессе художественного осмысления такого внутреннего опыта пациенты часто становятся более разговорчивыми. Большинство психотерапевтов, поощряя свободные ассоциации во время творчества, прямо не интерпретируют художественные символы, а помогают пациенту понять их смысл. Пациент должен использовать собственные ассоциации, связанные с произведениями, для того чтобы лучше понять себя. Однако некоторые психотерапевты в области терапии искусством предпочитают интерпретировать произведения пациентов, полагая, что это может значительно усилить возможности пациентов в понимании самих себя. Особое место среди психотерапевтических методик, в которых используется искусство, занимает оригинальная методика, разработанная отечественным психиатром и психотерапевтом М.Е.Бурно, названная им "терапией творческим самовыражением". В ее основу положены две идеи. Первая заключается в том, что человек, имеющий психические нарушения, может узнать и понять особенности своего характера, настроения, некоторых имеющихся расстройств. Вторая идея, вытекающая из первой, состоит в том, что, узнав сильные и слабые стороны своего характера, пациент может творчески смягчать свое состояние, так как любое творчество высвобождает большое количество позитивной энергии, любое творчество целебно. Последнее не противоречит положению Фрейда о сублимации, в соответствии с которым люди искусства и науки трансформируют (сублимируют) свою болезнь в творчество. Показано лечение методом творческого самовыражения прежде всего больным с чертами так называемой дефензивности. Дефензивность ("тормозимость") - это субъективное переживание своей неполноценности с тревожными и депрессивными расстройствами, пассивными способами защиты. Все дефензивные личности несут в себе астенический конфликт чувства неполноценности с ранимым самолюбием, робость, неуверенность в себе, боязливо-инертную нерешительность, патологическую застенчивость, тревожную мнительность, житейскую непрактичность, ощущение ненужности и бесполезности. Встречаются дефензивные черты в рамках психопатий (психастенической, астенической, циклоидной, шизоидной) и малопрогредиентной шизофрении.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.23.132 (0.008 с.) |