Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология детей с олигофренией (умственной отсталостью)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Олигофрения - врожденное или рано приобретенное слабоумие, которое проявляется несовершенством сложных форм познавательной деятельности и ведет к большим затруднениям в социально-трудовой адаптации больных. Наиболее характерно для олигофрении своеобразное атипичное психическое развитие. Особенности психической деятельности сохраняются всю жизнь, но могут претерпевать изменения при целенаправленных занятиях в специальных учреждениях. Под влиянием правильно составленных программ воспитания и обучения детей с отставанием в психическом развитии могут наступать значительные позитивные сдвиги, которые позволяют больным приспособиться к условиям социальной среды, обслуживать себя, участвовать в определенных трудовых процессах. Термин "олигофрен" был предложен Э.Крепелином и использовался в течение XX столетия. В последние годы за рубежом более широко стали использоваться термины "Mental subnormality" (умственная субнормальность), "Mental retardation" (умственная задержка), "Mental deficiency" (умственная отсталость). Последний термин официально заменил термин "олигофрения" в Международной классификации болезней 10-го пересмотра. Наряду с вышеперечисленными терминами, в литературе также иногда используется понятие "handicapped children", которым обозначают задержку психического развития у детей с различными уродствами, увечьями или хроническими заболеваниями. Задержка умственного развития таких детей связана с тугоухостью, глухотой, расстройствами речи, зрения, т.е. не с патологией мозга, а с нарушениями со стороны других органов и систем, обеспечивающих познавательный процесс. Для предотвращения задержки психического и умственного развития эти дети нуждаются в специальных формах обучения и образования. Олигофрения, как известно, представляет собой сборную группу заболеваний различной этиологии. Данные о распространенности умственной отсталости существенно различаются. Это связано с тем, насколько выявляется и учитывается умственная отсталость легкой степени. Попыткой объективизировать наличие и степень умственной отсталости является использование психометрических методов (Станфорд-Бине, Векслер), при помощи которых дают количественную оценку интеллекта, исходя из нормы, соответствующей определенному возрасту (она принята за 100). Принято выделять три степени олигофрении (умственной отсталости): идиотия, имбецильность и дебильность. Идиотия (от лат. idiot - невежда, неуч, не способный к обучению) - глубокая степень умственной отсталости. Имбецильность (от лат. imbecullitas - беспомощность, недостаток энергии) - средняя степень умственной отсталости. Дебильность (от лат. debilitas - хилость, немощность) - легкая степень умственной отсталости. Такое деление различные авторы производили на основании характеристик отдельных качеств психической деятельности, например, развития внимания, желаний, отношения к школе, степени социальной адаптации и т.д. Идиоты не могут существовать без посторонней помощи, у них отсутствуют речевые и эмоциональные контакты, им недоступна целенаправленная деятельность. Имбецилы понимают речь окружающих, сами могут строить и произносить короткие фразы. Для них характерно примитивное конкретное мышление, скудная косноязычная речь. Поведение обусловлено инстинктами. Имбецилов можно вовлекать в трудовые процессы, используя подражательный рефлекс. Благодаря обучению они могут усваивать простейшие счетные операции, приобретать определенный запас знаний для самообслуживания и выполнения примитивных трудовых процессов (подмести пол, вымыть тарелку и т.п.). Процесс обучения длительный и основан на постепенном усложнении заданий. У имбецилов, как правило, наблюдается недостаточное развитие моторики и речи, в связи с чем большую роль в процессе обучения приобретают занятия ритмикой, музыкой, гимнастикой, хоровым пением и танцами. Дебильность является наиболее легкой степенью олигофрении. Дебилы достаточно хорошо ориентируются в житейских ситуациях, оканчивают вспомогательную, а при более легких степенях - и общеобразовательную школу. Словарный запас у них может быть значительным, но речь при этом отличается бедностью, незрелостью, однообразием. Абстрактные понятия им недоступны. Они тугоподвижны и малосообразительны. Способны на эмоциональные реакции, которым не хватает глубины и тонкости. Моторика у них более развита, чем у имбецилов, хотя с трудом даются мелкие и точные операции. Особенности моторики сказываются на походке (неуклюжая, дискоординированная) и рисунках. Процессы обучения при дебильности носят более дифференцированный характер, чем при имбецильности, но построены также на многочисленных повторениях, наглядности и образности. Большое значение имеют занятия ритмикой и гимнастикой, а также музыкальные упражнения. Одним из основных признаков олигофрении является относительная стабильность, отсутствие усложнения симптоматики (прогредиентности). Напротив, своевременно начатый квалифицированный процесс обучения и воспитания больных олигофренией в степени дебильности позволяет достичь определенного прогресса в умственном развитии: не только накапливается запас знаний и навыков, но и происходит некоторое развитие процессов отвлечения и обобщения, улучшение моторных функций. Порой при олигофрении может наблюдаться и как бы обратная динамика (регресс в умственном развитии): ухудшается речь, утрачиваются приобретенные навыки. Причиной могут быть различные дополнительные вредные факторы: соматические и инфекционные заболевания, чрезмерные умственные и физические нагрузки и т.д. Учитывая возможность обучения детей, страдающих олигофрении, компенсации их психического состояния и социальной реабилитации, общество обеспечивает условия для их воспитания и обучения. Для этого в педагогических вузах готовят специалистов-дефектологов, владеющих специальными методами развития и обучения детей с задержкой умственного развития. Такие специалисты работают с детьми как индивидуально, так и в специальных детских дошкольных учреждениях и школах (иногда называемых вспомогательными). В воспитании и обучении должны также принимать активное участие детские психологи. Обучение детей с умственной отсталостью (олигофренов) в массовых школах может резко ухудшить их возможности и вызвать декомпенсацию состояния. Участковый педиатр, врач дошкольного учреждения, школьный врач при зачислении ребенка в школу должны объяснять родителям, что обучение во вспомогательной школе по облегченной программе позволяет достичь больших успехов, чем в массовой, причем с меньшим риском нарушения его психического здоровья. Перевод ребенка из массовой школы во вспомогательную всегда сопряжен с большей травмой для него, чем начало обучения сразу в специальной школе. Врачи педиатры должны знать, что чрезвычайно важна дифференциация олигофрении и состояния педагогической запущенности и астенических состояний после перенесенной инфекции, черепно-мозговой травмы или соматического заболевания. Эти дети нуждаются в обучении в специальных классах и школах с санаторным режимом. Помещение их во вспомогательные школы может нанести вред дальнейшему развитию ребенка. Значительные трудности при дифференцировании указанных состояний возникают в первом классе, когда надо решить, вызвала ли школьная нагрузка декомпенсацию у больного олигофренией или имеется астеническое состояние, связанное с внешними вредоносными факторами. Решение о переводе во вспомогательную школу может быть принято лишь с участием комиссии, включающей врачей, педагогов, психологов. Иногда для этого необходимо наблюдение и обследование ребенка в условиях стационара. Для детей глухонемых, слепых, страдающих другими физическими уродствами, которые затрудняют их обучение в обычной школе, также существуют особые методики обучения; ими владеют профессионалы, работающие в специальных школах и реабилитационных центрах. Для правильного обучения и воспитания детей с физическими дефектами развития необходимо знать и учитывать их особенности и возможности, зависящие от характера нарушений. Расширение сети и улучшение деятельности таких учреждений требует финансовой помощи как со стороны государства, так и со стороны общественных и благотворительных организаций. Врачу, работающему с детьми, приходится сочетать свою основную работу с обучением и воспитанием. Участие врача в педагогическом процессе имеет большое значение не только в специальных учреждениях для больных детей, но и в школах для здоровых. Школьный врач должен анализировать причины неуспеваемости учащихся, заниматься вопросами целесообразной учебной нагрузки, переводом в специальные школы, а также направлением на специальное лечение. Он обязан внимательно изучать поведение трудных детей в школе, выявлять аномалии характера, психопатоподобные состояния и проводить соответствующее лечение. Нередко у детей младшего школьного возраста астеническая симптоматика, являющаяся следствием перенесенных соматических заболеваний, травм мозга или психотравмирующих ситуаций, может проявляться неправильным поведением. Дети, ранее спокойные и дисциплинированные, начинают на уроках "вертеться", вскакивать, вскрикивать, задирают товарищей, грубят учителям и др. Меры наказания только утяжеляют конфликтную ситуацию и могут привести к уходу из школы, из дома, бродяжничеству и другим реакциям протеста. Поэтому необходимо наблюдать за такими детьми, проводить с ними соответствующую работу, а при отсутствии эффекта рекомендовать родителям обратиться за помощью к психологу или психиатру. Глава 23. Психические болезни и клиническая психология 23.1. Проблемы психического здоровья Несмотря на колоссальные достижения человечества в области науки, техники, просвещения и образования, в умах людей сохраняются веками сложившиеся предрассудки, на которых строится представление о психических болезнях. Это объясняется особым отношением к душевнобольным людям общества, начиная с бытового уровня и кончая существующим законодательством о правах и обязанностях психически больных. Каждому этапу развития общества присущи свое понимание психического здоровья, природы психических болезней, свое понятие о формах и методах оказания помощи больным, базирующиеся не только на достижениях медицины, психологии, но и опирающиеся на философские воззрения, принципы морали, этические нормы. Выдающийся русский психиатр, основоположник отечественной психиатрии С.С.Корсаков утверждал: "По тому, как устраивает своих душевнобольных данное общество, можно судить о степени распространения цивилизации в нем". На протяжении многих столетий отношение общества к душевнобольным было, как правило, необоснованно жестоким. Главным принципом в обращении с ними была изоляция от общества: их помещали в тюрьмы, монастыри, где содержали за решеткой, в подвалах, нередко приковывали цепями. Лечили их монахи, знахари, жрецы. Жертвами знаменитых средневековых процессов над "ведьмами", которых сжигали на кострах, часто становились также психически больные. Лишь после Великой французской революции в конце XVIII века Ф.Пинель "возвел сумасшедшего в ранг больного", писал Н.Н.Баженов - один из прогрессивных русских психиатров. С тех пор во всех странах стали перестраивать психиатрические учреждения, и они из "полутюремных домов для умалишенных" стали постепенно превращаться в больницы, приближающиеся к соматическим. Но предрассудки живучи, и хотя реформа Ф.Пинеля в отношении психически больных была настоящей революцией, изменения во взглядах общества происходили значительно медленнее, и оно продолжало испытывать страх перед психическими болезнями и психически больными. Через 100 лет после "снятия Пинелем цепей с душевнобольных" во многих странах Западной Европы они продолжали использоваться, так же как и смирительные рубашки, изоляторы и другие меры стеснения. Лишь в конце XIX века достижения медицины и фармакологии дали возможность не только снять решетки с окон психиатрических больниц, но и открыть двери, создать уют в палатах, сделать их похожими на палаты для больных с общесоматическими заболеваниями, больным с тяжелыми хроническими психическими заболеваниями жить дома, в своей семье, работать вместе со здоровыми. Психиатрия выделилась в самостоятельную медицинскую дисциплину. В России отношение к психически больным, как свидетельствуют Ю.В.Каннабих (1929), Т.И.Юдин (1951) и другие авторы, занимавшиеся историей психиатрии, было значительно гуманнее, чем в Западной Европе. Однако и у нас использовались тюрьмы для содержания социально опасных больных, монастыри - для "вразумления". Некоторые больные почитались как прорицатели и святые, другие использовались в качестве юродивых для развлечения власть имущих. Многие известные отечественные психиатры внесли свой вклад в разработку нравственных и правовых основ психиатрии (П.П.Малиновский, И.М.Балинский, С.С.Корсаков, П.П.Кащенко, В.И.Яковенко и др.). С.С.Корсаков по праву считается одним из основоположников современной отечественной научной психиатрии. Для оптимальной организации помощи психически больным он предлагал ввести: систему морального влияния; систему нестеснения; систему открытых дверей; систему рабочего режима; систему постельного режима и др. Но гуманистические идеи ведущих психиатров на практике осуществлялись лишь частично (причем для этого требовалось длительное время), так как для полной их реализации нужно было переустроить как социальные отношения, так и менталитет людей. Именно благодаря последнему предубеждения в отношении душевных заболеваний и лиц, страдающих ими, продолжают жить и сегодня. Несмотря на значительные достижения медицины вообще и психиатрии в частности, по-прежнему у части населения, в которую, кстати, входят и студенты медики, и даже врачи общей практики, сохраняются представления о психиатрических больницах как о своеобразных пенитенциарных (тюремных, карательных) учреждениях, а о психических болезнях - как о позорных фактах. Именно поэтому многие люди опасаются обращаться к психиатру. Ведь это может стать известным окружающим и неблагоприятно отразится на карьере, личной жизни и т.д. Крупнейший отечественный психиатр О.В.Кербиков (1907-1965) в 1963 г. писал: "Еще недавно на психические болезни смотрели как на что-то таинственное и вместе с тем безнадежное. Да сами психиатры в глазах широкой публики - люди со "странностями", готовые у всех окружающих находить признаки психической ненормальности". За прошедшие сорок лет положение существенно изменилось в лучшую сторону: достигнуты серьезные успехи в изучении механизмов психических расстройств и их лечении, радикально изменилась обстановка внутри психиатрических отделений, оказание психиатрической помощи регламентировано "Законом о психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании". Однако и в настоящее время (в XXI веке!) приходится сталкиваться с больными, страдающими серьезными психическими расстройствами, которые остаются многие годы без лечения из-за ложного стыда обратиться к психиатру, из-за "жалости" родственников к ним, нежелания отдать их в "сумасшедший дом, где на него навесят ярлык душевнобольного". Психически больные подчас остаются без лечения не в глухих, "медвежьих" углах, а в семьях образованных, культурных людей, которые из-за ложного стыда и необоснованного страха подвергают жизнь таких больных опасности и лишают их возможности вернуться к полноценной деятельности. Проблема психического здоровья населения, своевременного выявления и лечения психических нарушений и заболеваний волнует психиатров всего мира. Для повышения эффективности психиатрической помощи и развития психиатрии в целом большое значение имеют профилактическая и просветительская работа, формирование у населения правильного отношения к психической патологии, борьба со все еще существующими предрассудками, предубеждениями и устаревшими взглядами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.12.7 (0.009 с.) |