Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология детей с олигофренией (умственной отсталостью)

Поиск

Олигофрения - врожденное или рано приобретенное слабоумие, которое проявляется несовершенством сложных форм познавательной деятельности и ведет к большим затруднениям в социально-трудовой адаптации больных.

Наиболее характерно для олигофрении своеобразное атипичное психическое развитие. Особенности психической деятельности сохраняются всю жизнь, но могут претерпевать изменения при целенаправленных занятиях в специальных учреждениях. Под влиянием правильно составленных программ воспитания и обучения детей с отставанием в психическом развитии могут наступать значительные позитивные сдвиги, которые позволяют больным приспособиться к условиям социальной среды, обслуживать себя, участвовать в определенных трудовых процессах.

Термин "олигофрен" был предложен Э.Крепелином и использовался в течение XX столетия. В последние годы за рубежом более широко стали использоваться термины "Mental subnormality" (умственная субнормальность), "Mental retardation" (умственная задержка), "Mental deficiency" (умственная отсталость). Последний термин официально заменил термин "олигофрения" в Международной классификации болезней 10-го пересмотра.

Наряду с вышеперечисленными терминами, в литературе также иногда используется понятие "handicapped children", которым обозначают задержку психического развития у детей с различными уродствами, увечьями или хроническими заболеваниями. Задержка умственного развития таких детей связана с тугоухостью, глухотой, расстройствами речи, зрения, т.е. не с патологией мозга, а с нарушениями со стороны других органов и систем, обеспечивающих познавательный процесс. Для предотвращения задержки психического

и умственного развития эти дети нуждаются в специальных формах обучения и образования.

Олигофрения, как известно, представляет собой сборную группу заболеваний различной этиологии. Данные о распространенности умственной отсталости существенно различаются. Это связано с тем, насколько выявляется и учитывается умственная отсталость легкой степени.

Попыткой объективизировать наличие и степень умственной отсталости является использование психометрических методов (Станфорд-Бине, Векслер), при помощи которых дают количественную оценку интеллекта, исходя из нормы, соответствующей определенному возрасту (она принята за 100). Принято выделять три степени олигофрении (умственной отсталости): идиотия, имбецильность и дебильность. Идиотия (от лат. idiot - невежда, неуч, не способный к обучению) - глубокая степень умственной отсталости. Имбецильность (от лат. imbecullitas - беспомощность, недостаток энергии) - средняя степень умственной отсталости. Дебильность (от лат. debilitas - хилость, немощность) - легкая степень умственной отсталости. Такое деление различные авторы производили на основании характеристик отдельных качеств психической деятельности, например, развития внимания, желаний, отношения к школе, степени социальной адаптации и т.д.

Идиоты не могут существовать без посторонней помощи, у них отсутствуют речевые и эмоциональные контакты, им недоступна целенаправленная деятельность. Имбецилы понимают речь окружающих, сами могут строить и произносить короткие фразы. Для них характерно примитивное конкретное мышление, скудная косноязычная речь. Поведение обусловлено инстинктами. Имбецилов можно вовлекать в трудовые процессы, используя подражательный рефлекс. Благодаря обучению они могут усваивать простейшие счетные операции, приобретать определенный запас знаний для самообслуживания и выполнения примитивных трудовых процессов (подмести пол, вымыть тарелку и т.п.). Процесс обучения длительный и основан на постепенном усложнении заданий. У имбецилов, как правило, наблюдается недостаточное развитие моторики и речи, в связи с чем большую роль в процессе обучения приобретают занятия ритмикой, музыкой, гимнастикой, хоровым пением и танцами. Дебильность является наиболее легкой степенью олигофрении. Дебилы достаточно хорошо ориентируются в житейских ситуациях, оканчивают вспомогательную, а при более легких степенях - и общеобразовательную школу. Словарный запас у них может быть значительным, но речь при этом отличается бедностью, незрелостью, однообразием. Абстрактные понятия им недоступны. Они тугоподвижны и малосообразительны. Способны на эмоциональные реакции, которым не хватает глубины и тонкости. Моторика у них более развита, чем у имбецилов, хотя с трудом даются мелкие и точные операции.

Особенности моторики сказываются на походке (неуклюжая, дискоординированная) и рисунках. Процессы обучения при дебильности носят более дифференцированный характер, чем при имбецильности, но построены также на многочисленных повторениях, наглядности и образности. Большое значение имеют занятия ритмикой и гимнастикой, а также музыкальные упражнения.

Одним из основных признаков олигофрении является относительная стабильность, отсутствие усложнения симптоматики (прогредиентности). Напротив, своевременно начатый квалифицированный процесс обучения и воспитания больных олигофренией в степени дебильности позволяет достичь определенного прогресса в умственном развитии: не только накапливается запас знаний и навыков, но и происходит некоторое развитие процессов отвлечения и обобщения, улучшение моторных функций.

Порой при олигофрении может наблюдаться и как бы обратная динамика (регресс в умственном развитии): ухудшается речь, утрачиваются приобретенные навыки. Причиной могут быть различные дополнительные вредные факторы: соматические и инфекционные заболевания, чрезмерные умственные и физические нагрузки и т.д.

Учитывая возможность обучения детей, страдающих олигофрении, компенсации их психического состояния и социальной реабилитации, общество обеспечивает условия для их воспитания и обучения. Для этого в педагогических вузах готовят специалистов-дефектологов, владеющих специальными методами развития и обучения детей с задержкой умственного развития. Такие специалисты работают с детьми как индивидуально, так и в специальных детских дошкольных учреждениях и школах (иногда называемых вспомогательными). В воспитании и обучении должны также принимать активное участие детские психологи.

Обучение детей с умственной отсталостью (олигофренов) в массовых школах может резко ухудшить их возможности и вызвать декомпенсацию состояния. Участковый педиатр, врач дошкольного учреждения, школьный врач при зачислении ребенка в школу должны объяснять родителям, что обучение во вспомогательной школе по облегченной программе позволяет достичь больших успехов, чем в массовой, причем с меньшим риском нарушения его психического здоровья. Перевод ребенка из массовой школы во вспомогательную всегда сопряжен с большей травмой для него, чем начало обучения сразу в специальной школе.

Врачи педиатры должны знать, что чрезвычайно важна дифференциация олигофрении и состояния педагогической запущенности и астенических состояний после перенесенной инфекции, черепно-мозговой травмы или соматического заболевания. Эти дети нуждаются в обучении в специальных классах и школах с санаторным режимом. Помещение их во вспомогательные школы может нанести вред дальнейшему развитию ребенка. Значительные трудности при

дифференцировании указанных состояний возникают в первом классе, когда надо решить, вызвала ли школьная нагрузка декомпенсацию у больного олигофренией или имеется астеническое состояние, связанное с внешними вредоносными факторами.

Решение о переводе во вспомогательную школу может быть принято лишь с участием комиссии, включающей врачей, педагогов, психологов. Иногда для этого необходимо наблюдение и обследование ребенка в условиях стационара.

Для детей глухонемых, слепых, страдающих другими физическими уродствами, которые затрудняют их обучение в обычной школе, также существуют особые методики обучения; ими владеют профессионалы, работающие в специальных школах и реабилитационных центрах. Для правильного обучения и воспитания детей с физическими дефектами развития необходимо знать и учитывать их особенности и возможности, зависящие от характера нарушений. Расширение сети и улучшение деятельности таких учреждений требует финансовой помощи как со стороны государства, так и со стороны общественных и благотворительных организаций.

Врачу, работающему с детьми, приходится сочетать свою основную работу с обучением и воспитанием. Участие врача в педагогическом процессе имеет большое значение не только в специальных учреждениях для больных детей, но и в школах для здоровых. Школьный врач должен анализировать причины неуспеваемости учащихся, заниматься вопросами целесообразной учебной нагрузки, переводом в специальные школы, а также направлением на специальное лечение. Он обязан внимательно изучать поведение трудных детей в школе, выявлять аномалии характера, психопатоподобные состояния и проводить соответствующее лечение.

Нередко у детей младшего школьного возраста астеническая симптоматика, являющаяся следствием перенесенных соматических заболеваний, травм мозга или психотравмирующих ситуаций, может проявляться неправильным поведением. Дети, ранее спокойные и дисциплинированные, начинают на уроках "вертеться", вскакивать, вскрикивать, задирают товарищей, грубят учителям и др. Меры наказания только утяжеляют конфликтную ситуацию и могут привести к уходу из школы, из дома, бродяжничеству и другим реакциям протеста. Поэтому необходимо наблюдать за такими детьми, проводить с ними соответствующую работу, а при отсутствии эффекта рекомендовать родителям обратиться за помощью к психологу или психиатру.

Глава 23. Психические болезни и клиническая психология

23.1. Проблемы психического здоровья

Несмотря на колоссальные достижения человечества в области науки, техники, просвещения и образования, в умах людей сохраняются веками сложившиеся предрассудки, на которых строится представление о психических болезнях. Это объясняется особым отношением к душевнобольным людям общества, начиная с бытового уровня и кончая существующим законодательством о правах и обязанностях психически больных. Каждому этапу развития общества присущи свое понимание психического здоровья, природы психических болезней, свое понятие о формах и методах оказания помощи больным, базирующиеся не только на достижениях медицины, психологии, но и опирающиеся на философские воззрения, принципы морали, этические нормы.

Выдающийся русский психиатр, основоположник отечественной психиатрии С.С.Корсаков утверждал: "По тому, как устраивает своих душевнобольных данное общество, можно судить о степени распространения цивилизации в нем". На протяжении многих столетий отношение общества к душевнобольным было, как правило, необоснованно жестоким. Главным принципом в обращении с ними была изоляция от общества: их помещали в тюрьмы, монастыри, где содержали за решеткой, в подвалах, нередко приковывали цепями. Лечили их монахи, знахари, жрецы. Жертвами знаменитых средневековых процессов над "ведьмами", которых сжигали на кострах, часто становились также психически больные.

Лишь после Великой французской революции в конце XVIII века Ф.Пинель "возвел сумасшедшего в ранг больного", писал Н.Н.Баженов - один из прогрессивных русских психиатров. С тех пор во всех странах стали перестраивать психиатрические учреждения, и они из "полутюремных домов для умалишенных" стали постепенно превращаться в больницы, приближающиеся к соматическим. Но предрассудки живучи, и хотя реформа Ф.Пинеля в отношении психически больных была настоящей революцией, изменения во взглядах общества происходили значительно медленнее, и оно продолжало испытывать страх перед психическими болезнями и психически больными. Через 100 лет после "снятия Пинелем цепей с

душевнобольных" во многих странах Западной Европы они продолжали использоваться, так же как и смирительные рубашки, изоляторы и другие меры стеснения.

Лишь в конце XIX века достижения медицины и фармакологии дали возможность не только снять решетки с окон психиатрических больниц, но и открыть двери, создать уют в палатах, сделать их похожими на палаты для больных с общесоматическими заболеваниями, больным с тяжелыми хроническими психическими заболеваниями жить дома, в своей семье, работать вместе со здоровыми. Психиатрия выделилась в самостоятельную медицинскую дисциплину.

В России отношение к психически больным, как свидетельствуют Ю.В.Каннабих (1929), Т.И.Юдин (1951) и другие авторы, занимавшиеся историей психиатрии, было значительно гуманнее, чем в Западной Европе. Однако и у нас использовались тюрьмы для содержания социально опасных больных, монастыри - для "вразумления". Некоторые больные почитались как прорицатели и святые, другие использовались в качестве юродивых для развлечения власть имущих. Многие известные отечественные психиатры внесли свой вклад в разработку нравственных и правовых основ психиатрии (П.П.Малиновский, И.М.Балинский, С.С.Корсаков, П.П.Кащенко, В.И.Яковенко и др.). С.С.Корсаков по праву считается одним из основоположников современной отечественной научной психиатрии. Для оптимальной организации помощи психически больным он предлагал ввести: систему морального влияния; систему нестеснения; систему открытых дверей; систему рабочего режима; систему постельного режима и др. Но гуманистические идеи ведущих психиатров на практике осуществлялись лишь частично (причем для этого требовалось длительное время), так как для полной их реализации нужно было переустроить как социальные отношения, так и менталитет людей. Именно благодаря последнему предубеждения в отношении душевных заболеваний и лиц, страдающих ими, продолжают жить и сегодня.

Несмотря на значительные достижения медицины вообще и психиатрии в частности, по-прежнему у части населения, в которую, кстати, входят и студенты медики, и даже врачи общей практики, сохраняются представления о психиатрических больницах как о своеобразных пенитенциарных (тюремных, карательных) учреждениях, а о психических болезнях - как о позорных фактах. Именно поэтому многие люди опасаются обращаться к психиатру. Ведь это может стать известным окружающим и неблагоприятно отразится на карьере, личной жизни и т.д.

Крупнейший отечественный психиатр О.В.Кербиков (1907-1965) в 1963 г. писал: "Еще недавно на психические болезни смотрели как на что-то таинственное и вместе с тем безнадежное. Да сами психиатры в глазах широкой публики - люди со "странностями", готовые у всех окружающих находить признаки психической

ненормальности". За прошедшие сорок лет положение существенно изменилось в лучшую сторону: достигнуты серьезные успехи в изучении механизмов психических расстройств и их лечении, радикально изменилась обстановка внутри психиатрических отделений, оказание психиатрической помощи регламентировано "Законом о психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании". Однако и в настоящее время (в XXI веке!) приходится сталкиваться с больными, страдающими серьезными психическими расстройствами, которые остаются многие годы без лечения из-за ложного стыда обратиться к психиатру, из-за "жалости" родственников к ним, нежелания отдать их в "сумасшедший дом, где на него навесят ярлык душевнобольного". Психически больные подчас остаются без лечения не в глухих, "медвежьих" углах, а в семьях образованных, культурных людей, которые из-за ложного стыда и необоснованного страха подвергают жизнь таких больных опасности и лишают их возможности вернуться к полноценной деятельности. Проблема психического здоровья населения, своевременного выявления и лечения психических нарушений и заболеваний волнует психиатров всего мира. Для повышения эффективности психиатрической помощи и развития психиатрии в целом большое значение имеют профилактическая и просветительская работа, формирование у населения правильного отношения к психической патологии, борьба со все еще существующими предрассудками, предубеждениями и устаревшими взглядами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.238.150 (0.011 с.)