Периодизация музыкальной культуры Зап. Европы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация музыкальной культуры Зап. Европы.



Музыкальный романтизм: истоки, темы, сюжеты, образная система, жанры.

Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800 - 1910 годы. Музыка этого периода развилась из форм, жанров и музыкальных идей, установившихся в ранние периоды, такие как классический период. Хотя романтизм не всегда подразумевает романтические отношения, тем не менее, этот сюжет был основным во многих работах по литературе, живописи и музыке, созданных в эпоху романтизма. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада. Принято считать, что началу становления романтизма в музыке положил Людвиг ван Бетховен. Период перехода от классицизма к романтизму считается предромантическим периодом. Основными представителями романтизма в музыке являются: в Австрии — Франц Шуберт; в Германии — Эрнест Теодор Гофман, Карл Мария Вебер, Рихард Вагнер, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Людвиг Шпор; в Италии — Никколо Паганини, Винченцо Беллини. Романтики высказали предположение, что человеческое бытие неизмеримо богаче его социального измерения.

Романтизм охватывает самые разнообразные формы идеологии и культуры. Литература, искусство, театр, музыка, философия, история, эстетика отразили неприятие действительности, меланхолию, скорбь, одиночество, настроение мистики, подъем религиозного чувства, внимание не к внешней, а к внутренней жизни человека. В произведениях романтиков мы видим борьбу против зла и пошлости. Наиболее ярко видна в романтизме присущая всему гуманистическому движению 19 века черта- индивидуализм. Они противопоставляли толпе образ свободной личности, наделенной исключительностью. Главным предметом искусства стала область внутренних переживаний личности. Темами для романтиков стали любовь, творчество, радость, печаль, смерть. Чтобы раскрыть столь богатые темы, старых форм и жанров не хватало, поэтому романтизм выработал и создал новые формы и жанры искусства. В музыке: программную музыку, основанную на сюжетах литературы, жанр миниатюры, способный показать любые оттенки чувств.
Романтики повернулись к народному творчеству, использованию языка, тем и образов, свойственных народным песням, эпосу. Фольклор обогащал литературный и музыкальный язык. Именно в это время начали собирать народные песни, издавать сборники нар. стихов, использовать нар. Музыка занимала особое место в эстетике романтизма. Главная тема музыки - это чувства, а именно это и было основной темой романтизма. Музыка лучше других искусств способна выразить неоформленные мысли, желания, настроения, сумятицу чувств. Поэтому музыка занимала важнейшее место в духовной жизни общества в 19 веке. Крупнейшим достижением было создание романтической песни (Шуберт, Шуман), программной музыки (Берлиоз, Лист, Мендельсон, Шуман), инструментальной миниатюры (Шопен, Лист). Открытия произошли и в оперном жанре. На смену комической и серьезной классической опере приходит романтическая опера с различными темами: опера-драма (Пиковая дама Чайковского), опера-сказка (Руслан и Людмила Глинки, Золотой петушок Римского- Корсакова), опера-историческая драма (Борис Годунов Мусоргского, Аида Верди), лирическая опера (Евгений Онегин Чайковского, Травиата Верди). Философской базой романтизма стали идеи Шопенгауэра, Ницше, Гете, Шиллера о свободе и индивидуализме личности.

Оперная реформа Р. Вагнера. Оперы: «Лоэнгрин», «Тангейзер».

Вильгельм Рихард Вагнер - крупнейший немецкий оперный композитор второй половины XIX века. Вагнер принадлежит к числу тех великих художников, творчество которых оказало большое влияние на развитие мировой культуры. Целью творческой жизни Рихарда Вагнера было создание музыкального произведения будущего, музыкальной драмы. Музыкальная драма – это произведение, в котором осуществляется романтическая идея синтеза искусств. Это – выражение программности в опере. Для осуществления этого замысла Вагнер отказался от традиций оперных форм. Он старался приблизить оперу к жизни. В его музыкальных драмах («Тристан и Изольда», «Кольцо Нибелунга») вокальная партия подавляется оркестровой, становится одним из инструментов симфонического оркестра. Она, очень трудна, отсутствует песенность. Внешнее действие сведено к минимуму, Оперная реформа Р. Вагнера: 1. Вагнер критиковал современную ему итальянскую и французскую оперу. Итальянскую оперу он критиковал за свои излишества. Вагнер яростно выступал против французской оперы. Французскую оперу он критиковал за чрезмерную пышность. Он считал, что нужно создать новую музыкальную драму, воплощающую все искусства. 2. Выбор сюжетов. Опера должна раскрывать вечные проблемы, вечные идеи жизни. В этих сюжетах не должно быть ничего проходящего. Бытовые сюжеты и истории не годятся, так как они годятся только для того времени, в которое они написаны. 3. Вагнер считал, что музыка и драма должны слиться воедино. Развитие должно быть непрерывно – как в жизни. 4. С точки зрения Вагнера ведущую роль в драме играет не голос, а оркестр. Слово не может выразить всю глубину и смысл внутренних переживаний. Реформа реализовалась не сразу. Отдельные ее элементы воплотились в операх 40-х годов – «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин». Наиболее полно реформа воплотилась в опере «Тристан и Изольда». Таким образом, оперная реформа Вагнера - это кризис музыкального театра, отрицание закономерной специфики оперного жанра. Но музыка Вагнера по художественной силе и выразительности имеет поистине непреходящее значение. искусство Вагнера глубоко национально и органически связано с национальными традициями немецкой художественной культуры, особенно с традициями Бетховена, Вебера и немецкого народнопоэтического и народно-музыкального творчества. Именно у Вагнера музыкально-драматическое произведение непосредственно смыкается с философией.

«Тангейзер» — типично романтическая опера с характерными для нее противопоставлением фантастики и реальности, торжественными шествиями, танцевальными сценами, обширными хорами и ансамблями. Обилие действующих лиц придает опере пышность и монумепнтальность. Большое место занимают красочные зарисовки природы и быта, образующие живописный фон лирической драмы.

Оперы П.Чайковского «Евгений Онегин», «Пиковая дама»

«Пи́ковая дама» — опера П. И. Чайковского в 3 действиях, 7 картинах, либретто М. И. Чайковского по мотивам одноимённой повестиА. С. Пушкина. Опера написана во Флоренции ранней весной 1890 года, первая постановка — 7 (19) декабря 1890 года в Мариинском театрев Петербурге.

Есть ещё одна опера с тем же названием и на тот же сюжет: композитора Ф.Галеви — «Пиковая дама». 1850 г. по повести А.C. Пушкина.

Краткое содержание

Действие оперы происходит в Петербурге в конце XVIII в.

Первое действие

Первая картина. Солнечный Летний сад, заполненный гуляющей толпой. Офицеры Сурин и Чекалинский делятся впечатлениями о странном поведении своего приятеля Германа: он ночи напролет проводит в игорном доме, но даже не пытается испробовать судьбу. Вскоре появляется сам Герман в сопровождении графа Томского. Герман признаётся, что страстно влюблен, хотя имени своей избранницы не знает. Присоединившийся к компании офицеров князь Елецкий рассказывает о своей скорой женитьбе: «Светлый ангел согласие дал свою судьбу с моею сочетать!» Герман в ужасе узнает, что невеста князя и есть предмет его страсти, когда мимо проходит Графиня в сопровождении своей внучки, Лизы.

Обе женщины, заметившие горящий взгляд несчастного Германа, охвачены тяжелыми предчувствиями. Томский рассказывает приятелям светский анекдот о графине, которая будучи юной "венерой Московской" проиграла все состояние и «ценой одного рандеву», узнав у графа Сен-Жерменароковую тайну трёх всегда выигрывающих карт, одолела судьбу: «Раз мужу те карты она назвала, в другой раз их юный красавец узнал, но в эту же ночь, лишь осталась одна, к ней призрак явился и грозно сказал: „Получишь смертельный удар ты от третьего, кто, пылко, страстно любя, придёт, чтобы силой узнать от тебя три карты, три карты, три карты!“» Герман внимает рассказу с особым напряжением. Приятели подшучивают над ним и предлагают выведать у старухи тайну карт. Начинается гроза. Сад пустеет. Среди разбушевавшейся стихии Герман восклицает: «Нет, князь! Пока я жив, тебе я не отдам её, не знаю как, но отниму!».

Вторая картина. Сумерки. Девушки пытаются развеселить опечаленную Лизу. Оставшись одна, Лиза поверяет ночи свою тайну:"И вся моя душа во власти его!" — признается она в любви к таинственному незнакомцу. Неожиданно на балконе возникает Герман. Его пылкое объяснение увлекает Лизу. Стук разбуженной Графини их прерывает. Спрятавшийся за портьеру Герман возбужден самим видом старухи, в лице которой ему чудится страшный призрак смерти. Не в силах больше скрывать свои чувства, Лиза отдается во власть Германа.

Второе действие

Первая картина. Бал. Елецкий, встревоженный холодностью Лизы, уверяет её в своей любви. Приятели в масках издеваются над Германом: «Не ты ли тот третий, кто, страстно любя, придёт, чтобы узнать от нее три карты, три карты, три карты?» Герман взволнован, их слова будоражат его воображение. По окончании интермедии «Искренность пастушки» он сталкивается с Графиней. Получив от Лизы ключи от потайной двери Графини, Герман воспринимает это как предзнаменование. Сегодня ночью он узнает тайну трёх карт.

Вторая картина. Герман пробирается в спальню Графини. С трепетом всматривается он в её портрет в молодости. Появляется сама Графиня в сопровождении приживалок. Она с тоской вспоминает прошлое и засыпает в кресле. Неожиданно перед ней возникает Герман, умоляющий открыть тайну трёх карт: «Вы можете составить счастье целой жизни, и оно вам ничего не будет стоить!» Но Графиня, онемевшая от испуга, недвижима. Взбешённый Герман угрожает пистолетом. Старуха падает. «Она мертва, а тайны не узнал я», — сокрушается близкий к помешательству Герман в ответ на упреки вошедшей Лизы.

 

Третье действие

Первая картина. Герман в казармах. Он читает письмо Лизы, где она назначает ему свидание на набережной. В воображении встают картины похорон старухи, слышится заупокойное пение. Возникший призрак Графини в белом похоронном саване вещает: «Спаси Лизу, женись на ней, и три карты выиграют сряду. Запомни! Тройка! Семерка! Туз!» «Тройка… Семерка… Туз…» — как заклинание повторяет Герман.

Вторая картина. Лиза ждет Германа на набережной у Зимней канавки. Её разрывают сомнения: «Ах, истомилась, исстрадалась я». Когда часы бьют полночь и Лиза окончательно теряет надежду, появляется Герман, поначалу повторяющий за Лизой слова любви, но одержимый уже другой идеей. Лиза убеждается, что Герман — виновник смерти Графини. Он с криком убегает в игорный дом. Лиза в отчаянии бросается в воду.

Третья картина. Игроки веселятся за карточным столом. Их развлекает Томский шутливой песенкой. В разгаре игры появляется взбудораженный Герман. Дважды подряд, предлагая крупные ставки, он выигрывает. «Сам черт с тобой играет заодно», — возглашают присутствующие. Игра продолжается. На сей раз против Германа князь Елецкий. И вместо беспроигрышного туза в его руках оказывается дама пик. Герману видятся на карте черты умершей старухи: «Проклятая! Что надобно тебе! Жизнь моя? Возьми, возьми её!» Он закалывается. В прояснённом сознании возникает образ Лизы: «Красавица! Богиня! Ангел!» С этими словами Герман умирает.

Опера «Евгений Онегин».

Лирические сцены в 3 действиях. Либретто по одноименному роману в стихах А. С. Пушкина написано композитором в сотрудничестве с К. Шиловским.

Первое представление состоялось 17 марта 1879 года в Москве на сцене Малого театра. Исполнителями были ученики Московской консерватории.

 

Действующие лица:

Ларина, помещица, меццо-сопрано

Её дочери:

Татьяна, сопрано

Ольга, меццо-сопрано

Филипьевна, няня, меццо-сопрано

Евгений Онегин, баритон

Ленский, тенор

Князь Гремин, бас

Ротный, бас

Зарецкий, бас

Трике, француз, тенор

Гильо, камердинер, без слов

Крестьяне, крестьянки, гости на балу, помещики и помещицы, офицеры

 

Первое действие. Первая картина. Старый, густо разросшийся сад. Ларина и няня варят варенье. Из раскрытых окон барского дома доносятся девичьи голоса. Это поют дочери Лариной — Татьяна и Ольга. Их пенье рождает у матери воспоминания о давно минувших днях, об ушедших в прошлое годах, об увлечениях молодости. Вдали зазвенела песня. Она все ближе и ближе, ширится, растет. Крестьяне пришли поздравить барыню с урожаем. Протяжная песня сменяется быстрой пляской. Мечтательно-задумчивая Татьяна с книгой в руке рассеянно следит за танцующими Шаловливая хохотушка Ольга весело пляшет вместе с крестьянами.

 

Приезжает сосед Лариных по именью — Владимир Ленский, юный поэт, с пылкой нежностью влюбленный в подругу своих детских лет Ольгу. На этот раз он привез с собой приятеля Онегина, холодного, чопорного петербуржца. По смущенью Татьяны, по той робости, с какой она беседует с Онегиным, прозорливая старушка- няня замечает, что ее любимице приглянулся новый барин.

 

Вторая картина. Спальня Татьяны. Девушка, взволнованная встречей с Онегиным, не может уснуть. Она просит няню рассказать о старине. Старушка вспоминает прожитое, но Татьяна не слушает. Ее думами безраздельно завладел Онегин. В искренних и безискусственных словах Татьяна изливает в письме к Евгению свои чувства.

 

Минула бессонная ночь. Пастушья свирель возвещает приход утра. Татьяна зовет няню и просит отправить письмо Онегину.

 

Третья картина. Уединенный уголок сада. Вбегает Татьяна и в изнеможении опускается на скамью. С трепетным волнением ожидает она Евгения, его ответа на свое признанье.

 

Входит Онегин. Холодно и рассудочно звучит его отповедь: он не может ответить взаимностью на любовь Татьяны и покровительственно советует девушке учиться властвовать собой.

 

Второе действие. Первая картина. Зал в доме Лариных. Бал в честь именин Татьяны. В быстром вальсе кружатся пары. Среди гостей и Онегин с Ленским. Евгений досадует на приятеля за то, что тот привез его на этот глупый бал, где надо выслушивать сплетни провинциальных кумушек. В отместку он начинает ухаживать за Ольгой. Кокетство Ольги оскорбляет, а поведение Онегина возмущает Ленского. Между друзьями вспыхивает ссора. Ленский вызывает Онегина на дуэль.

 

Вторая картина. Раннее морозное утро. У оледенелой мельничной плотины Ленский и его секундант Зарецкий поджидают запаздывающего Онегина. Ленский в глубоком раздумье: что ждет его в грядущем, что несет ему наступающий день?

 

Приходит Онегин со своим секундантом. Перед тем как начать дуэль, противники вспоминают былую дружбу. Они колеблются — не пожать ли друг другу руки, не разойтись ли полюбовно? Но отступать поздно — дуэль должна состояться, и каждый решительно отвергает мысль о примирении. Зарецкий отмеряет дистанцию. Противники становятся к барьеру. Выстрел. Ленский убит.

 

Третье действие. Первая картина. Прошло несколько лет. Вернувшись из заграничных странствий, Онегин попадает в Петербурге на бал. Здесь знатный вельможа князь Гремин представляет его своей жене. В блистательной светской красавице Евгений узнает Татьяну Ларину и с безудержной страстью влюбляется в нее.

 

Вторая картина. На пути Татьяны вновь, как призрак беспощадный, встал Онегин. Он повсюду неотступно преследует ее. Вот и сейчас, вбежав в гостиную, Онегин застает Татьяну за чтением своего письма. Татьяна в смятении, на глазах ее — слезы. Для Онегина они дороже всех сокровищ мира. Значит, он не безразличен Татьяне, значит, у него есть надежда на взаимность. Взволнованно и страстно объясняется Онегин Татьяне в любви:

 

Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами,

Внимать вам долго, понимать

Душой все ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

 

На пылкое признание Онегина Татьяна отвечает таким же откровенным признанием. К чему скрывать, к чему лукавить? Она до сих пор любит Онегина. С горечью и печалью вспоминает Татьяна встречу с Онегиным в деревенской глуши, те блаженные времена, когда счастье было так возможно, так близко. Но судьба Татьяны решена. Она отдана другому и будет верна ему всю жизнь. В порыве отчаяния, покинутый Татьяной, Онегин восклицает: — Позор! Тоска! О жалкий жребий мой!

Обработки

Камерные сочинения

Фортепианное трио (1934)

· Соната-симфония для фортепиано

· Прочие сочинения

· Оратории, песни, хоры, обработки народных песен, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам

 

34. Обзор жанров оперы и балета в Беларуси (советский период).

35. Деятельность музыкальных учреждений Беларуси – Театра оперы и балета, Театра музыкальной комедии, Филармонии, Академии музыки.

Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь создан в 1933 году как Государственный театр оперы и балета Беларуси на базе Белорусской студии оперы и балета. С 1940 года – Большой, с 1964 – академический.

Периодизация музыкальной культуры Зап. Европы.

Средневековье. Эпоха Средневековья (V–ХIII вв. н. э.) (476- 1400)вошла в мировую историю как эпоха тяжелого гнета, войн, крестовых походов и всевластия римско-католической церкви, оказавшей огромное воздействие на все сферы общественного развития. Постепенно (с IV по VII вв.) в странах Западной Европы сложился особый церковный стиль, основу которого составлял григорианский хорал, систематизированный в обширный кодекс при папе Григории I («Григорианский антифонарий»). Церковь строго охраняла свои традиции, однако все же не могла полностью противостоять влияниям народного искусства. Так, постепенно в церковный стиль и его главный культовый жанр мессу проникали новые мелодии народно-песенного склада: гимны, секвенции, тропы. Большим достижением эпохи стало рождение в IХ–Х вв. ранних форм многоголосия, кая, была связана с народными истоками и открыто противостояладостигшего особого расцвета в творчестве мастеров школы собора Парижской Богоматери Леонина и Перотина. Важной областью музыкальной культуры Средневековья было народное творчество, богато представлявшее самобытные традиции разных стран. Народное песенно-инструментальное искусство в лице странствующих музыкантов – шпильманов (Германия), жонглеров (Франция), гистрионов (Англия), хогларов (Италия) – с его выраженным антиклерикальным характером враждебность со стороны церкви и горячую любовь широких кругов населения. Светская музыка в Средние века на западе Европы возникла позже церковной и проявилась наиболее ярко в рыцарском музыкально-поэтическом искусстве ХII – ХIII вв. Песенное творчество трубадуров и труверов во Франции, миннезингеров в Германии, во многом близкое народному искусству, было прогрессивным явлением, оказавшим значительное влияние на развитие городской культуры последующих эпох. Раздел исторической науки, изучающий историю европейскогоСредневековья – Медиевистика.Музыкальная культура Возрождения. Период с ХIV по ХVI вв.(1400-1600), именуемый Возрождением, один из наиболее ярких в истории Западной Европы. Возрождение затронуло все области искусства и философию. Достаточно яркое воплощение это «новое искусство» нашло и в музыке, первоначально в Италии и Франции (Ars nova), затем в Нидерландах, Англии, Германии и других странах Европы. Музыкальное искусство начало играть важную роль в общественной жизни народа, особенно в периоды подъема национально-освободительных движений и религиозных войн, связанных с Реформацией (гугенотские песни во Франции, протестантские хоралы в Германии, песни гёзов в Нидерландах, гуситские гимны в Чехии). Очень быстро в тот период развивалась городская музыкальная жизнь (открытие академий,университетов, консерваторий). Большим достижением эпохи Возрождения стало выдвижение и развитие светских жанров. Эта музыка, более певучая и гибкая, была связана с народными истоками и открыто противостояла церковному стилю. Прежде всего, это итальянские песенные жанры – лауды, фроттолы, виланеллы и, конечно, мадригалы, отличающиеся особым утонченно-аристократическим стилем, а также французские chansons (шансон), испанские романсы и другие жанры. Кроме того, большой победой над средневеково-церковной традицией было образование и быстрое развитие инструментальной музыки. Лютня, гитара, орган, вёрджинал стали неотъемлемой составной частью музыкальной культуры. Для них создавались специальные жанры (прелюдии, паваны, гальярды), появлялись виртуозы-исполнители.Прогресс в развитии светской музыки происходил, однако, в прямой связи с расцветом церковной полифонии. Хоровая полифония достигла в ряде европейских стран (особенно в Нидерландах) в период Высокого Ренессанса высочайшего мастерства. Различные культовые жанры – мессы, мотеты, каноны, магнификаты – составили основу творчества крупнейших композиторов эпохи Возрождения: Ф. Ландино, К. Джезуальдо, Дж. Габриэл, Г. Дюфаи, Я. Окегем, Я. Обрехт, О. Лассо (Нидерланды); А. Кабесон, К. Моралес (Испания); Л. Зенфль, Г. Гасслер (Германия); Булль (Англия). Далеко вперед шагнула и теория музыки, сделавшая много для раскрепощения музыкальной культуры от церковных догм и смело провозгласившая принципы «нового искусства». Барокко - период в развитии европейской классической музыки приблизительно между 1600 и 1750 годами (конец 17 – первая половина 18 вв). Слово «барокко» предположительно происходит от португальского— жемчужина причудливой формы. И действительно, изобразительное искусство и архитектура этого периода характеризовались весьма вычурными формами, сложностью, пышностью и динамикой. Позже это же слово стало применяться и к музыке того времени. Произведения того времени широко исполняются и изучаются. В эпоху барокко родились такие гениальные произведения, как фуги Иоганна Себастьяна Баха, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя, «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечерня» Клаудио Монтеверди. Музыкальный орнамент стал весьма изощрённым, сильно изменилась музыкальная нотация, развились способы игры на инструментах. Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений, появился такой вид сочинений, как опера. Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах. Опера, появившаяся в период позднего ренессанса, стала одной из главных барочных музыкальных форм. Творчество композиторов второй половины ХVIII в. Оказало огромное воздействие на все последующее развитие музыки. Оно составляет одну из вершин всего мирового музыкального искусства. Классицизм. художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв. (1750 – 1820) В основе классицизма лежат идеи рационализма. Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции. Музыка эпохи Классицизма воспевает действия и поступки человека, испытываемые им эмоции и чувства, внимательный и целостный человеческий разум. развился наиболее интенсивно в абсолютистской Франции, особенно в области театра (Ж. Расин, П. Корнель), поэзии (Н. Буало), живописи(Н. Пуссен, К. Лоррен), а во второй половине века и в музыке (Ж.Б. Люлли).

Романтизм. (весь 19в) Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.

Виднейшими представителями романтизма в музыке являются: Франц Шуберт; Иоганнес Брамс, Фредерик Шопен (в частности ноктюрны), Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Луи Шпор, А. А. Алябьев, М. И. Глинка,Даргомыжский, Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Кюи, П. И. Чайковский.

Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности, причем в новом освещении – в ее конфликте с окружающим миром. («Фантастическая симфония» Берлиоза) Внимание к чувствам приводит к смене жанров — господствующее положение приобретает лирика, в которой преобладают образы любви. Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики. Музыка впервые научилась воплощать сказочно-фантастические образы чисто музыкальными средствами.

Музыка 20 в. отличается необычайной пестротой стилей и направлений, но основной вектор ее развития – отход от предшествующих стилей и «разложение» языка музыки до составляющих ее микроструктур.

Импрессионизм – искусство первого впечатления. Во Франции в последнюю четверть XIX века — начале XX века, прежде всего в творчестве Эрика Сати, Клода Дебюсси и Мориса Равеля. В области симфонической и фортепианной музыки создавались главным образом программные миниатюры, сюитные циклы (возвращение к рококо), в которых преобладало красочно-жанровое или пейзажное начало. Инструментовка импрессионистов характеризуется уменьшением размеров классического оркестра. В камерной музыке любимое тембровое сочетание Сати и Дебюсси, почти символическое для импрессионизма — это арфа и флейта.

Веризм - (Италия, Франция) реалистическое направление в итальянской литературе, музыке и изо конца XIX века. В основе веристских опер - житейская бытовая драма. Героями опер становятся простые люди; в связи с этим в сочинения проникают бытовая речь, широко распространённые песенно-городские интонации. Для опер характерны напряжённые лирико-драматические кульминации, связанные с выражением открытого, подчас преувеличенно поданого чувства. Возникновение музыки веризма ознаменовалось премьерами опер "Сельская честь" Масканьи (1890). Так же «Мада Батерфляй (Чио-чио-сан)», «Богема» Пуччини.

Экспрессионизм (Германия, Австрия) (искусство повышенной выразительности). Экспрессионизм в музыке получил наиболее радикальное выражение у композиторов нововенской школы: прежде всего у ее основоположника — Арнольда Шёнберга и у его учеников — Альбана Берга и Антона Веберна. Истоки экспрессионизма в музыке: опера Вагнера «Тристан и Изольда», поздние симфонии Малера, некоторые сочинения Рихарда Штрауса.Из всех направлений нового искусства 20 в. экспрессионизм острее всего выразил конфликт человека с реальностью. Музыка экспрессионистов воплотила в себе трагическое видение мира, порождённое столкновением высоких духовных устремлений с реалиями мировых войн.

Постепенно на его основе повляется новое искусство, отказавшееся от привычных средств выразительности и от тональности (Атанальная музыка)

Новое течение 20 века: Саноистика (качество и красота звучания), неоклассицизм, неофольклоризм, урбанистическая(город), футуристическая, стохостичесая (матем.+музыка, физика+музыка), алеоторика, молчащая музыка и пр.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 822; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.227 (0.044 с.)