Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музыкальное воспитание первая младшая группаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических движениях. Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни. Как правило, музыкальные занятия состоят из трех частей. 1. Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения. Цель - настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах. 2. Основная часть. Слушание музыки. Цель - приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать. Подпевание и пение. Цель - развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем. В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей. 3- Заключительная часть. Игра или пляска. Цель - доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них. На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 15 минут, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка. Восприятие музыки. Музыкальный руководитель, развивая интерес к музыке, перед исполнением любого произведения рассказывает о том, что он будет исполнять, о чем говорится в пьесе, приучает детей к тому, что каждое музыкальное произведение имеет свое название и свое звучание. В первой половине года дети лучше воспринимают вокальные произведения, благодаря тому что в них яркая музыкальная основа художественного образа сочетается с художественным словом. Перед началом прослушивания новой песни следует подвести ребенка к ее восприятию, настроить на то, что он сейчас услышит. Например, планируется спеть песню "Кошка" (муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель). Педагог показывает игрушку, дает детям возможность рассмотреть ее, погладить кисоньку, вспомнить, как она мяукает, и только после этого предлагает послушать песню о том, как "кошка просит молочка"; при этом необходимо предложить детям показать, как она это делает. Формирование интереса к восприятию музыки и устойчивого внимания зависит от того, умеет ли музыкальный руководитель поставить задачу перед ребенком, насколько она посильна и выполнима. С целью развития умения вслушиваться в слова и мелодию песни, музыкальный аккомпанемент и музыкальные характеристики можно показать исполнение песни на разных инструментах. На третьем году жизни малыши с интересом слушают инструментальную музыку, для которой характерны богатые выразительные средства и яркие образы. Обычно она быстро запоминается детьми. Как правило, уже на третьем занятии дети узнают мелодию и могут ответить на вопрос: "О чем это произведение?". Для формирования основ музыкальной культуры в этом возрасте можно использовать метод контрастных сопоставлений, который способствует активизации эмоциональной отзывчивости и развитию мышления. Метод контрастных сопоставлений позволяет использовать произведения с одним названием, но разные по художественному образу; произведения одного жанра и разных жанров, сочетающих пение и инструментальное сопровождение. Так, например, звучат сначала русская народная песня "Петушок", а затем латвийская народная мелодия "Петушок". При восприятии музыки важно вызвать активность ребенка, которая проявляется в узнавании музыкальных произведений, положительных эмоциях, способности "подобрать" к музыке игрушку, иллюстрацию. Особый вид слушания музыки представляют рассказы с музыкальными иллюстрациями. Методика проведения такого слушания предполагает, как правило, работу со знакомыми музыкальными произведениями, но иногда можно включать и новые, но не более двух. Музыкальный руководитель дает сначала словесный, а затем музыкальный образ, обязательно включая задания на активизацию музыкальной памяти, воображения и музыкального творчества. Этот вид слушания проводится в качестве развлечения или в начале занятия, когда ребенок еще не утомлен и живо воспринимает то, что происходит. Пение и подпевание имеют особое значение, так как предполагают активную музыкальную деятельность самих детей, для чего необходимо соблюдать ряд правил. Песни должны быть интересными по содержанию, просты- ми по построению мелодии, легкими по произношению, иметь короткий текст с повторяющимися фразами. Перед разучиванием новой песни дети должны услышать ее в выразительном исполнении, чтобы у них появился к ней интерес. При разучивании песни музыкальный руководитель, стремясь облегчить ее восприятие, четко произносит все слова; при этом артикуляция не должна быть утрированной, иначе дети, подражая педагогу, станут ее копировать. Педагог хвалит детей за то, что они стараются подпевать. Поощряются и те дети, которые пока не поют, но готовы к подпеванию, т.е. губами артикулируют слова. Можно погладить ребенка по голове, сказать добрые слова. Следует постепенно подводить детей к согласованному пению. Если стройное пение пока не получается, то прерывать малышей нецелесообразно. Лучше дать им допеть до конца, а затем вернуться к тем фрагментам, где дружного пения не получилось. При формировании умения чисто передавать звучание мелодии необходимо предлагать ребенку спеть вместе с музыкальным руководителем; при этом последний от раза к разу поет все тише, давая ребенку возможность петь самостоятельно и чисто. Опыт показывает: малыши поют чище, если разучивают песню с голоса взрослого без музыкального сопровождения. При разучивании песни используются различные методические приемы: объяснение, показ, игра и т.д. Целесообразно включать песни в различные формы работы с целью создания песенного репертуара. Игры и игровые упражнения. Дети этого возраста, играя, с удовольствием исполняют роли птиц, животных, передавая особенности их повадок. Для расширения сюжета игры следует использовать музыкальное сопровождение. Дети, вслушиваясь в музыку, уже способны передавать особенности ее характера, но еще нуждаются в поддержке взрослого. Перед проведением игры используется музыкально-двигательный показ, который проводится с целью уточнить, почему в данный момент следует вести себя определенным образом, а не иначе. Передавать художественный образ детей учат постепенно. Если у них что-то не получается, эти моменты можно отрабатывать посредством специальных тематических упражнений. Новыми являются построение в круг и движение по кругу. Навыки, необходимые для этого, будут сформированы впоследствии. Пока же речь идет о том, что детей только начинают учить делать такие построения. Чтобы добиться эффективных результатов в развитии музыкально-ритмических движений, необходимо шире использовать подражание действиям взрослого. Педагог обращает внимание детей на то, что начинать двигаться надо с началом звучания музыки, а заканчивать - с ее окончанием; учит выразительно исполнять движения, чувствовать контрастность звучания музыки и в соответствии с ней менять движения. После того как дети усвоят движения танца или пляски, содержание и действия игры, им дают возможность действовать самостоятельно (взрослый оказывает помощь только тем, кто в ней нуждается). Музыка должна звучать и в повседневной жизни детей в детском саду, в процессе выполнения режимных моментов, в ходе занятий, во время самостоятельной деятельности, на развлечениях и праздниках. Например, малыши днем ложатся спать, а воспитатель напевает им колыбельную песенку. Когда дети собираются на прогулку, можно спеть веселую песенку. Иногда музыкальное сопровождение используется на занятиях по изодеятельности и физическому воспитанию. Музыкально-эмоциональная активность у детей к 3 годам проявляется в следующем. Они называют любимые песни до начала музыкального занятия, просят их сыграть или спеть, тем самым настраиваясь на слушание. Узнают знакомые песни уже по фортепьянному вступлению. С интересом слушают рассказы педагога, сопровождаемые музыкальными иллюстрациями, запоминают музыку и узнают, о каком персонаже или эпизоде она "говорит". Громко смеются, дают советы героям комических сценок, разыгрываемых взрослыми, охотно играют в прятки и жмурки с музыкальным руководителем. "Помогают" (по одному или по двое-трое) взрослому петь незнакомые песни, выражая удовольствие от своего участия в пении. Быстро запоминают и воспроизводят в соответствии с музыкой новые движения, показанные взрослыми. К концу года в плясовых движениях и групповой маршировке появляется ритмичность. В процессе самостоятельной деятельности или игры дети пытаются извлекать звуки из музыкальных инструментов, на которых играет музыкальный руководитель в их присутствии; воспроизводят движения, разученные на музыкальных занятиях, напевая при этом знакомую песню, и дополняют зрительные впечатления песней соответствующего содержания.
Вторая младшая группа Развитие детей этой группы позволяет проводить с ними планомерную работу по формированию основ музыкальной культуры на занятиях и в повседневной жизни. Музыкальные занятия имеют ту же структуру (вводная часть, основная и заключительная), что и в первой младшей группе, и проводятся два раза в неделю; при этом занятия могут быть разных видов: типовые, тематические, доминантные, комплексные и интегрированные. Музыкальному руководителю следует помнить: содержание любого музыкального занятия должно обучать и развивать ребенка, а главное - формировать основу базовой культуры. Музыкальные занятия включают несколько видов деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмическая, игровая. Педагогу необходимо создать такую эстетически развивающую среду, которая содействует целенаправленному обучению, развитию и вызывает у детей интерес к тому, что они делают. Любое музыкальное занятие в данной возрастной группе будет успешным, если оно заранее продумывается музыкальным руководителем, а воспитатель знаком с материалом, который отвечает требованиям Программы. Знания, умения и навыки формируются таким образом, что они содействуют развитию музыкальных способностей детей. Соблюдается последовательность в разучивании материала, обеспечивается взаимодействие всех видов музыкальных деятельностей. Используются разные методические приемы, выбор которых зависит от этапа разучивания музыкального произведения. Слушание музыки. Здесь следует исходить из того, что дети уже имеют некоторые навыки в данном виде деятельности. Восприятие музыки становится более эмоциональным и более дифференцированным. Произведения, предлагаемые для слушания, по своей музыкальной характеристике должны быть ярко эмоциональными. Их лучше давать попарно: вначале - с резко контрастным характером, затем - с менее выраженным. Детей учат сравнивать произведения, для чего целесообразно прослушивать их несколько раз, подсказывают соответствующие эпитеты для их характеристики. Первое прослушивание - знакомство с произведением и эстетическое восприятие его в целом. Второе и третье прослушивания -восприятие музыкального произведения с более подробным обсуждением его характера и содержания, исполнение наиболее ярких фрагментов. На последующих занятиях дети, как правило, узнают произведение по вступлению, заключению и отдельным фрагментам. С целью совершенствования умения вслушиваться в музыку педагогу следует больше внимания уделять выразительному, грамотному исполнению музыкального произведения. В этой группе более широко, чем ранее, используются музыкально-дидактические игры с целью развития музыкального слуха и сенсорных способностей. Технология разучивания игры следующая. Музыкальный руководитель знакомит детей с игрой и разучивает ее; затем дети разучивают игру с воспитателем. На последнем этапе дети уже могут играть самостоятельно, проявляя инициативу. Задача взрослого - помочь им, чтобы игра вошла в повседневную деятельность детей. Пение. Являясь яркой образной формой музыкальной деятельности, пение способствует углублению представлений детей об окружающей действительности. Это наиболее доступный детям вид музыкальной деятельности, развивающий умение воспринимать музыку, а также музыкальные способности в целом. Дети этого возраста пытаются петь естественным голосом, без напряжения, правильно передавать мелодию в диапазоне ми - си. Чтобы развить голос ребенка, приучить его петь чисто, правильно и согласованно с другими, необходимо строить обучение на следующих принципах: как можно больше петь с детьми, развивая у них любовь и интерес к пению (на занятиях, в быту, играх, на прогулках). До разучивания песни необходимо сформировать целостное представление о ее мелодии. С этой целью сначала с детьми слушают песню, уточняют ее характер и содержание, а затем идет работа над чистотой интонации: звукообразованием, дыханием, дикцией. Вокальные навыки формируются в процессе работы над распевами. Сначала поются упражнения, попевки. С целью достижения легкого и чистого звука пропевают слоги: га, ка, ку, го, гу; используют упражнения для правильного формирования гласных, например звука а (кукла плачет "а-а-а-а"; укачай мишку иа-а-а-а-а"), звука о (курочка зовет цыплят "ко-ко-ко"). Чтобы проявилась вокальная специфика песни и была решена учебная задача, надо использовать комплекс методических приемов, которые дополняют друг друга: подчеркнуто явное начало исполнения песни, четкий ритм пения, выделение трудных для произношения слов, интонационных оборотов, протягивание концов музыкальных фраз и т.д. В зависимости от поставленной задачи изменяется характер пения. В процессе обучения важное значение имеют указания музыкального руководителя, предшествующие показу. Указания могут быть образные (обращены к эмоциям) и прямые (направлены на понимание детьми требований педагога). Для чистого звучания песни необходимо соблюдать певческую установку, т.е. правильную позу во время пения: дети сидят на стуле прямо, прислонившись к спинке, не наклоняя корпус и голову вперед. Дети разучивают песни сидя на стуле, а стоя поют те песни, которые им знакомы. Чтобы развивать детский голос, репертуар должен отвечать следующим требованиям: ясность ладового строения мелодии, соответствие текста для пения и мелодии голосовым возможностям детей; при этом не надо торопиться с расширением диапазона песенного репертуара. В целях развития песенного творчества детям предлагают творческие задания, дидактические игры типа "Позови кошечку", "Курочка и цыплятки", "Покачай и убаюкай куколку". Занятия музыкально-ритмическими движениями направлены на развитие музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства ритма. Ребенок этой группы уже способен обращать внимание на качество выполнения движения, главным образом при ходьбе, беге, на согласованность движений рук и ног при ходьбе. Во время разучивания музыкально-ритмических движений музыкальный руководитель использует различные методические приемы с учетом возрастных особенностей детей: выразительное исполнение музыки, наглядный показ отдельных движений; объяснения, как следует выполнять то или иное ритмическое упражнение; показ движений детьми или воспитателем. К концу года дети уже способны слышать трехчастную музыку, громко и тихо звучащую, эмоционально реагировать на разнохарактерную музыку (веселую, грустную). В целях эффективного развития музыкально-ритмических движений педагогу целесообразно придерживаться следующих методических рекомендаций. • Обучение движением должно начинаться с восприятия музыки к игре (танцу, пляске) - это помогает сформировать общее представление о ней. • Разучивание игр, плясок начинается с показа, и, только увидев, что дети хорошо двигаются под музыку, педагог может ограничиться указаниями по ходу исполнения танца, пляски или игры. При этом следует добиваться не только правильного, но и выразительного выполнения движений, для чего хорошо использовать образные сравнения (идем, как солдаты; прыгаем, как зайчики; летаем, как птички), помогающие детям передавать характер движения. • В процессе разучивания музыкально-ритмических движений следует использовать такие методические приемы, как выразительное исполнение музыки, игра, упражнения, пояснения, художественное слово, показ. • На занятиях и во время праздника не следует использовать аудиозапи- си. Детям нужно двигаться под живую музыку, чтобы испытывать удовольствие от того, что они делают. Игра на детских музыкальных инструментах. Во второй младшей группе продолжают закреплять знания детей о музыкальных игрушках и детских инструментах - металлофоне и барабане. Новым является то, что малыши уже могут различать звуки по высоте в пределах октавы (до 1 - до 2), реагировать на тихое и громкое звучание, различать тембры менее контрастных по звучанию детских музыкальных инструментов (бубен и погремушка). Знакомство с инструментом надо организовать так, чтобы возник интерес к нему. Поэтому вначале можно провести беседу, но построить ее так, чтобы музыкальный инструмент, с которым знакомят детей, был преподнесен в привлекательной форме. Так, показывая металлофон, следует рассмотреть пластинки, молоточек, сыграть веселую плясовую мелодию, знакомую песенку, предложить детям самим попробовать извлечь звуки. В ходе обучения игре на инструментах большое значение имеет развитие чувства ритма и музыкального слуха. С этой целью проводятся музыкальные дидактические игры. Если программные задачи будут решены в полном объеме, то музыкальная активность детей проявится в следующем: они заинтересованно слушают музыку и эмоционально реагируют на нее, узнают знакомые песни и пьесы, стремятся чисто интонировать мелодию, умеют передавать элементарную ритмичность в основных, образных и танцевальных движениях, подыгрывать на ударных инструментах ритм знакомых музыкальных произведений.
Средняя группа Дети средней группы уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому начинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах и творчество. Занятия являются основной формой обучения, структура их та же, но характер несколько иной. Задания, которые дают детям, более сложные. Они требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. Занятия проводятся два раза в неделю по 25 минут. Их построение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Программе. Выбор методических приемов зависит не только от этапа разучивания произведения, но и от особенностей возраста и возможностей детей. По-прежнему активно используется показ: у детей еще недостаточно развита коордиггация движений, они не очень хорошо ориентируются в пространстве, у них мал запас танцевальных движений. Вместе с тем детям уже предоставляется право на самостоятельный поиск выразительных средств передачи художественного образа. Активно используются также наглядные и игровые методы, которые позволяют вызвать интерес к деятельности, эмоциональное отношение к ней и активность. Слушание музыки. Дети данного возраста проявляют значительно больший интерес к инструментальной музыке. Они различают не только характер произведения, но и его жанр (танец, марш, песня), начинают высказывать свое отношение к нему. В этой группе у детей продолжают формировать навыки восприятия; при этом немаловажным является создание непринужденной обстановки во время слушания музыки. Положительно-эмоциональный настрой возникает в том случае, если ребенку интересно, если он соучастник того, что происходит, поэтому педагогу следует исполнять произведение эмоционально. Разбудить фантазию и воображение детей помогут строчки из поэтических произведений, показ иллюстраций или краткая беседа. Последняя должна быть нацелена на развитие эмоций у ребенка при восприятии художественного образа. Мастерство педагога заключается в том, чтобы словами и действиями вызвать у детей активность при восприятии и обсуждении музыкального произведения. Чтобы научить ребенка прислушиваться к музыке, развивать его слуховое восприятие и музыкальную память, следует широко использовать музыкально-дидактические игры ("Буратино", "Узнай песню по ритму", "Подумай и узнай"). Методика их разучивания имеет свою специфику: сначала дети слушают произведение, обращая внимание на выразительные средства, затем запоминают мелодию, под которую будут действовать, на последнем этапе при помощи воспитателя включаются в игру и затем играют самостоятельно. Пение. Особенность данного этапа заключается в том, что дети уже могут петь выразительно и чисто брать дыхание между фразами, произносить слова правильно и ясно, петь согласованно, начинать и заканчивать вместе. Для правильной организации работы над песней необходимо знать возможности и особенности своих воспитанников, их голосовой диапазон, а также то, на каких звуках им удобно петь. В данном возрасте дети поют от до 1 доля 1. Обучать пению необходимо в благоприятной психологической обстановке (педагог должен вселять в детей уверенность в том, что у них все получится, что они могут и умеют петь выразительно и красиво). Следует работать над чистотой интонации и звукообразованием, настраивать детей на нужную тональность, пропевать для образца начальные звуки песни с последующим их повтором детьми. При разучивании мелодии можно дать ее пропевание на различные слоги (ля,ма, но), что одновременно способствует развитию дикции. Для улучшения артикуляции можно использовать скороговорки, четверостишия, произнесение шепотом коротких фраз, пропевание куплетов, исполнение припева группой, а запева - сольно. Если пропевание какого-либо интервала не удается, можно поупражнять детей, используя характерную для данного художественного образа интонацию. Например, если разучивается песня "Кукушечка" (муз. М. Красева), то используется звукоподражание "ку-ку". Для развития координации голоса и слуха целесообразно использовать попевки и песни, состоящие из слоговых сочетаний. Регулярное их пропевание содействует развитию диапазона, но петь их необходимо без сопровождения. Целесообразно также использовать музыкальные дидактические игры для различение звуков по высоте ("Эхо", муз. Е. Тиличеевой; "Дождик", муз. М. Красева и др.). Необходимо развивать детское песенное творчество, для чего следует давать задания типа "Спой собственную колыбельную", "Допой песенку", "Позови подругу или друга", "Вопросы и ответы". Музыкально-дидактические игры способствуют развитию сенсорных способностей, так как стимулируют детей на прослушивание произведения, узнавание, сравнение и выделение выразительных музыкальных средств (высота звучания, тембр, динамика, ритм). В среднем за год детей знакомят с 10-12 играми; при этом каждая из них разучивается как на занятиях, так и вне их. После того как игра разучена, она переносится в самостоятельную музыкальную деятельность детей. Музыкально-ритмические движения. Дети 4 лет уже могут проявлять самостоятельность при исполнении танцев, игр и упражнений: начинать движения после вступления, менять их в зависимости от формы произведения (двух- или трехчастной), динамики (громко - тихо), регистра (высокий -низкий); выполнять движения согласованно, соблюдая заданный темп, передавать игровые и танцевальные художественные образы, двигаться по кругу. На занятиях по-прежнему активно используются игровые методы и приемы, которые помогают обратить внимание ребенка на характер музыки, добиться более выразительного и эмоционального исполнения. Использование атрибутики способствует повышению и качества движений, и эмоционального настроя. Например, при исполнении вальса детям можно дать в руки шарики, цветы; а в русской пляске - платки, ленты и др. Обучая детей музыкально-ритмическим движениям, следует осуществлять индивидуально дифференцированный подход, что позволяет учитывать возможности каждого и оказывать помощь слабым и застенчивым. Детей пятого года жизни целесообразно учить инсценированию несложных песен, музыкальных сказок, плясок. Для развития творческого потенциала необходимы определенные условия: умение детей выполнять различные движения, яркая атрибутика, которая вызывает желание проявлять творческую активность в различных ситуациях. В этом возрасте можно инсценировать песни "Конь" (муз. Е. Тиличеевой), "Лиса и гуси" (муз. Ф. Герше-вой), "Воробей" (муз. А. Филиппенко). Особенность обучения игре на детских музыкальных инструментах заключается в том, что оно происходит и на занятиях, и в повседневной жизни. Методика обучения игре на любом инструменте состоит из следующих этапов: знакомство с инструментами (рассказ об истории создания каждого), постановка корпуса, рук, освоение основных приемов звукоизвлечения, разучивание музыкального произведения. Детей учат держать инструмент без напряжения, но крепко, при этом мышцы кисти руки не должны быть напряжены. При игре на ударном инструменте главная роль принадлежит кисти, хотя - в той или иной степени -задействованы плечо и предплечье. Основным способом звукоизвлечения является удар, который складывается из нескольких фаз: взмах руки, ее направленное движение к инструменту, соприкосновение с источником звука и воспроизведение звука, отскок и возвратное движение руки. Детей следует приучать к постоянному слуховому контролю, что позволяет получать красивый звук. Развитие мышц кистей рук, координация движений достигаются в результате систематических занятий; в процессе специальных упражнений вырабатываются умения. Очень важный момент - сформированность интереса и желания музицировать на детских инструментах. При правильной постановке работы по музыкальному развитию дети к концу пятого года жизни способны высказывать суждения о музыке, оценивать ее и качество пения, имеют любимые произведения, проявляют самостоятельность при исполнении песен, танцев и интерес к коллективному пению песен с сопровождением фортепьяно, без него и восприятию музыки, узнают мелодии по вступлению и заключению, предпочитают ритмические движения, а в играх, упражнениях и танцах передают характер произведения, исполняют программные танцевальные движения и могут использовать их в свобдной пляске.
Старшая группа Дети старшего дошкольного возраста не просто с большим интересом относятся к занятиям: практически у каждого ребенка есть свой любимый вид деятельности. Интересы детей имеют устойчивый характер. Главное внимание педагог уделяет формированию умения воспринимать и сравнивать различные музыкальные произведения, дальнейшему развитию музыкальных способностей, что приводит к усложнению содержания занятий: расширяется репертуар и возрастают требования к качеству выполнения заданий. Длительность занятий составляет 25-30 минут; проводятся они два раза в неделю. Выделяются следующие разделы: слушание музыки, исполнение (песни, движения, игра на детских музыкальных инструментах), творческая деятельность. Слушание музыки. При организации слушания музыки мы рекомендуем вести работу по трем направлениям, каждый из которых имеет свои цели и задачи. 1. Знакомство с жанрами, характером музыки: детям предлагают слушать произведения контрастного характера, что помогает им научиться понимать чувства, выраженные в музыке. 2. Знакомство с особенностями произведения: детей учат понимать, что музыка всегда передает и выражает чувства, настроение, переживание человека, учат вместе с педагогом рассказывать о смысле произведения. Так у ребенка вырабатывается индивидуальность суждений и высказываний. Дети должны научиться чувствовать отношение композитора к изображаемым событиям, поэтому, характеризуя музыкальное произведение, необходимо детально анализировать особенности выразительных средств, показывать их связь с содержанием. 3. Знакомство с приемами музыкальной выразительности, основными и сопутствующими художественными средствами, что помогает ребенку осознать и воспринять произведение в целом. Целостное восприятие произведения остается одним из основных методов работы: это дает педагогу возможность учить детей дифференцированному восприятию музыки, показывать им, как постепенно развивается музыкально-художественный образ и каким его видел и чувствовал сам композитор в про- цессе творчества. Навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, слушание "Пляски птиц" (муз. Н. Римского-Корсакова) может сопровождаться творческим заданием - изобразить танец птиц и передать радость прилета в родные края. Восприятие формируется не только в процессе музыкальных занятий, но и в повседневной жизни: на праздниках, во время развлечений, на занятиях по развитию речи, математике, изобразительной деятельности и т.д. Пение. Дети данной возрастной группы, имеющие музыкальный слух и голос, уже могут петь, чисто интонируя мелодию, и способны освоить ряд певческих навыков. Первоосновой вокального воспитания является подражательное пение, поэтому ребенку нужно показывать хорошие образцы пения; продолжать учить его слушать, повторять услышанное, сравнивать свое пение с оригиналом и исправлять недостатки. Пение педагога должно отвечать высоким требованиям с точки зрения вокальной техники, чистоты интонирования, выразительности, образности. Каждый вокальный образец должен звучать многократно и в разнообразных вариантах, т.е. в разных тональностях, различных темпах, в исполнении педагога и хорошо поющих детей. Музыкальному руководителю следует придерживаться ряда советов, которые выработаны практикой. При первом показе произведения дети слушают молча, сосредоточенно, не пытаясь подражать. Это необходимо для того, чтобы избежать неправильного пения некоторыми детьми, что может оказать негативное влияние на других. Вокальный образец может звучать в двух вариантах - с музыкальной поддержкой (подыгрывание или подпевание) или без него. Постоянное подыгрывание или подпевание педагога мешает развитию слуха детей. Однако музыкальная поддержка обязательно должна звучать, не заглушая пения самого ребенка. В процессе обучения пению необходимы объяснения педагога; при этом особое внимание уделяется работе над певческим дыханием, которое должно быть спокойным, бесшумным, регулироваться музыкальными фразами; дети должны научиться брать дыхание не разрывая слова. Для отработки дыхания следует использовать игровые упражнения: понюхай розу или гвоздику, задуй свечу; кто дольше гудит (как паровоз или пароход). Музыкальному руководителю следует помнить: у каждого ребенка есть звуки, которые ему удобнее петь естественным голосом, - это так называемые примарные зоны. Наиболее естествен для детей старшего возраста диапазон в пределах квинты (ре 1 - си 1). Если ребенок поет выше или ниже этих звуков, то у него теряется чистота интонации. Вот почему необходимо определять примарные зоны каждого ребенка. В ходе поэтапного разучивания песни применяются приемы, которые содействуют развитию голоса и музыкальных способностей в целом. Первый этап обучения включает вступительное слово педагога, художественный показ, беседу и повторный показ. Чем ярче и эмоциональнее проходит данный этап, тем большую активность проявляют дети. В ходе беседы они учатся отмечать звуковые особенности песни и высказывать свое мнение. Все это завершается коллективным исполнением песни. Второй этап - собственно разучивание. Он начинается с пения вме- сте с педагогом. Сначала лучше спеть песню один-два раза от начала до конца без фортепьянной поддержки. Это позволит педагогу выделить детей, на которых можно опираться во время пения. Затем начинается длительный процесс разучивания мелодии по фразам. Темп пропевания фраз должен быть таким, чтобы он обеспечивал нормальное певческое дыхание. При разучивании хорошо использовать следующие приемы: педагог поручает детям исполнение одной фразы, а сам поет всю песню. Смысл данного приема заключается в том, что ребенок исполняет одну фразу, но активно слушает всю мелодию и учит ее. Более сложный прием - распределение отдельных фраз между несколькими исполнителями. С одной стороны, это содействует целостному восприятию песни, а с другой - помогает показать тождество и различие фраз. Например, песню "Прогулка" (муз. Е. Тиличее-вой, сл. Н. Найденовой) можно петь по фразам: один ребенок - первую музыкальную фразу куплета, другой ребенок - вторую, а затем наоборот. На третьем этапе идет работа над выразительностью пения, и перед педагогом стоит задача активизировать всех детей. Для ее осуществления используется пение всей группой, индивидуально и по подгруппам в сопровождении фортепьяно или без него. Дети старшей группы проявляют повышенный интерес к песенному творчеству, которое начинается с обучения звукоподражанию голосам птиц и домашних животных, музыкальным инструментам (с изменением высоты звучания, ритма, музыкальных интонаций), а также с импровизации несложных музыкальных вопросов и ответов типа: "Где ты?" - "Я здесь!". Непременной чертой импровизации является то, что она должна быть схожа с образцом, но отличаться от него мелодическими и ритмическими оборотами. Наряду со слушанием музыки, пением важное место занимает дидактическая игра, которая направлена на развитие сенсорных способностей детей, т.е. умения воспринимать и воспроизводить высоту, силу, тембр и движение музыкальных звуков. Разучивание игры происходит на занятиях, потом дети играют в нее вместе с взрослым или друг с другом ("Узнай песню по вступлению", "Сколько нас поет?", "Звенящие колокольчики"). Технология обучения дидактической игре та же, что и в средней группе. Музыкально-ритмические движения. Обучение ритмике направлено на развитие музыкального восприятия, стремления двигаться в соответствии с характером музыки, формой произведения, формирование любви к танцевальным и ритмическим движениям, формирование умения двигаться легко и пластично, получая от этого наслаждение. Занятия традиционно содержат упражнения для усвоения движений гимнастики, бега, шага, подскоков, игр, хороводов, плясок, танцев, а также танцевальное и игровое творчество. В процессе разучивания упражнений следует следить за осанкой, координацией рук и ног, взаимосвязью движения с музыкой, пластичностью, ч
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 2045; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.52.111 (0.015 с.) |