Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Некоторые особенности физического и психического развития детей↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ранний возраст, охватывающий два первых года жизни малыша, - уникальный период в его развитии, отличающийся рядом особенностей. Для этого возраста характерен быстрый темп физического и психического развития. Зрелый, доношенный младенец к 6 месяцам удваивает, а к году утраивает свой вес. В первые месяцы жизни он не в состоянии изменить положение своего тела, к 7 месяцам овладевает ползанием, а к году - ходьбой. Новорожденный только плачем способен поведать о дискомфорте, к 5 месяцам он уже призывно гулит, а к году произносит от шести до десяти слов. На втором году жизни темп бурного развития ребенка несколько замедляется, хотя интенсивность проявления новых умений и качеств по-прежнему велика. Динамика развития малыша представлена далее (для детей первого года жизни по месяцам, для второго - по кварталам): это не только основные показатели, важные для данного отрезка жизни ребенка и для зоны его ближайшего развития, но и промежуточные этапы развития тех умений, которые обеспечивают в. целом своевременное и полноценное развитие каждого малыша. Детей раннего возраста характеризует малая (слабая) выносливость нервной системы. Чем младше малыш, тем короче бодрствование и продолжительнее сон в течение суток. При нарушении этого условия у него наступает утомление, что приводит к истощению нервной системы. В Программе представлены режимы для каждого возрастного периода, дана последовательность бодрствования, сна и кормления. Четкое соблюдение режима обеспечивает правильное развитие и хорошее самочувствие ребенка. Малыши подвержены частым заболеваниям. В задачи взрослых входит охрана их здоровья, укрепление организма: гигиенический уход, рациональное питание, прогулки, закаливание с помощью воды и воздуха, массаж, гимнастика, оптимальная двигательная активность. Для ребенка раннего возраста характерна тесная взаимосвязь между физическим и психическим развитием. Физически крепкий малыш деятелен, бодр, активно воспринимает окружающее. У детей с низким уровнем ориентировочных реакций отмечается задержка в общем физическом развитии. Для детей раннего возраста характерна неустойчивость эмоционального состояния. Отклонения в режиме дня (не уложили спать вовремя), малейшие изменения в помещении (музыка, шум), в поведении взрослых (громкий разговор)
и детей (плач), нахождение многих детей в одном месте - все это приводит их в возбужденное состояние. Дети также болезненно реагируют на частые запреты взрослых и не могут находиться в бездеятельном состоянии. У детей раннего возраста не сформированы тормозные процессы. Если они начинают плакать, то уже ничего не видят, не слышат, хаотично двигают руками и ногами. Если начинают смеяться, то подпрыгивают, хлопают в ладоши. Увлекшись ползанием или беспорядочной беготней, обычно сами не в состоянии остановиться - необходима помощь взрослого. Услышав запрет, не могут сразу же прервать свою деятельность - нужно какое-то время, чтобы перестроиться. Дети испытывают потребность в движениях - необходимо создать условия для ее удовлетворения. Прежде всего нужна одежда, не сковывающая движений. Для начинающих ползать "рабочая одежда" - это майка, кофточка, штанишки, носки, простые и шерстяные, так как стопа имеет температуру на 2-3 градуса ниже температуры тела. Для тех же, кто уже начал ходить, - легкие ботиночки с твердым задником и небольшим каблучком (профилактика плоскостопия). В помещении должен быть определенный простор для свободного перемещения, а значит, надо правильно расставить мебель и расположить игрушки. Потребность детей в активных движениях удовлетворяется и при педагогически правильной организации прогулки в любое время года. Умения, которыми овладевает ребенок, взаимосвязаны. Так, начало формирования органов чувств, прежде всего зрения и слуха, играет существенную роль в развитии движений руки, ползания и ходьбы, а без своевременного развития руки невозможно дальнейшее развитие предметной деятельности и т.д. Дети раннего возраста легкообучаемы. Обучение предполагает развитие зрительного и слухового восприятия, речи (пассивной и активной), общих движений, движений руки, взаимодействий с близкими взрослыми и детьми. Способность к обучению вместе с тем сочетается с несформированностью произвольного внимания, отсутствием сосредоточенности, а также отвлекаемостъю. Это важно учитывать при проведении занятий (хотя в текстах для краткости употребляется термин "занятия", практически речь идет об играх-занятиях с детьми первого и второго года жизни). Занятия на первом году жизни длятся от 2-3 до 5-7 минут, к двум годам их продолжительность может достигать 10 минут. Необходимо учитывать, что ответные реакции малыша носят отсроченный характер. Дети не сразу воспроизводят услышанное, увиденное. Успешность развития и воспитания детей с первых дней жизни зависит от ряда условий. • Соблюдения режима, соответствующего возрастным и индивидуальным особенностям детей. • Педагогически правильное руководство самостоятельной деятельностью. • Систематическое проведение занятий, развлечений, праздников. • Создание спокойного ритма жизни, доброжелательной атмосферы, устойчивого эмоционально положительного настроя детей, эмоционально насыщенного общения с каждым. • Педагогическое мастерство воспитателей и их любовь к каждому малышу.
Первый год жизни Режим дня. Задачей взрослых, занимающихся с детьми первых месяцев жизни, является "введение" их в режим, постепенное формирование ритмов сна и бодрствования. Наблюдая за новорожденным, взрослый выстраивает режим, ориентируясь на таблицу, приведенную в Программе. В первые дни время укладывания на сон следует отсчитывать от начала пробуждения и организовывать сон на воздухе, что способствует быстрому упорядочению дневного сна. Длительный ночной сон наступает к концу первого месяца жизни, но перепутать день и ночь младенец может и позже. Время бодрствования обычно начинается с укладывания на живот, за которым следуют кормление, включение малыша во взаимодействие с ближайшим окружением (игрушки, сам взрослый, его манипуляции, способы общения и т.п.). Укладывание на сон нужно проводить неторопливо, не возбуждая малыша резкими движениями и неприятными манипуляциями (чистка носа, стрижка ногтей и т.п.). Точно так же должно проходить и пробуждение, что дает возможность ребенку "отойти ото сна". Режим нужно менять в зависимости от возраста ребенка, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Если он активно бодрствует к моменту укладывания, долго не засыпает, просыпает время кормления, значит, его нужно переводить на новый режим. В настоящее время специалисты рекомендуют свободное вскармливание детей первых месяцев жизни. Лучшая пища для них - материнское молоко. При искусственном же вскармливании, выбирая смесь, следует ориентироваться на самочувствие малыша. Жидкую пищу он сосет; при этом формируется правильный прикус и происходит равномерное развитие мышц лица, челюстей. Твердую пищу (пюре, каши и др.) дают с ложечки. Положительное отношение к еде необходимо поддерживать ласковым разговором, привлечением малыша к активным действиям: удерживать чашку, откусывать хлеб. Кормление проводят на руках взрослого, с 8 месяцев - за высоким детским столиком. С первых дней жизни необходимо приучать ребенка к опрятности: умывать водой комнатной температуры, мыть руки перед едой (с 7-8 месяцев), купать перед ночным сном. После сна и перед сном обязательно менять одежду: для младенца характерна высокая степень потоотделения, и во влажной одежде он легко может простудиться. Смена одежды сочетается с моментами закаливания. Как только ребенок научится садиться, можно приучать его к горшку (при подготовке ко сну, после сна, если встал сухой, во время бодрствования, когда предложения взрослого совпадают с его потребностями). Бодрствование, обучение на занятиях. В первый месяц жизни ребенок бодрствует 20-25 минут, к концу года - 2,5-3 часа. В начале первого месяца проснувшегося малыша выкладывают на живот на 1-2 минуты. При первых признаках усталости ребенка можно взять на руки. Затем его кормят, после чего укладывают в кровать. Малыш учится занимать себя сам, для чего взрослый сделал все необходимое: переодел, накормил, дал игрушки. Как только ребенок начнет проявлять беспокойство, взрослому следует включиться в процесс его активного бодрствования: наклониться над ним, ласково разговаривать, напевать, поменять место бодрствования (перенести на широкий диван, поднести к окну, унести в другую комнату). Необходимо обогащать его новыми впечатлениями, для чего с небольшим интервалом провести одно-два занятия. К концу бодрствования малыша следует положить в кровать, дать возможность отдохнуть, занять себя, подготовиться к очередному сну. С 2,5-3 месяцев бодрствование ребенка организуется полностью вне его кроватки. Чем старше ребенок, тем длительнее отрезки бодрствования, сложнее организация его деятельности, но схема та же: самостоятельное бодрствование - активность с включением действий взрослого - самостоятельное бодрствование. Как только малыш начнет ползать, место его бодрствования следует перенести на пол, за барьер, создав все необходимое: теплое ковровое покрытие, отсутствие сквозняков, простор для передвижений, расставленные по всей площади игрушки (для этого часть мебели надо убрать из комнаты, а часть закрепить). Здесь же ребенок будет учиться вставать, ходить. Температура в помещении должна быть 21 -23°С. Как ее измерить? Положить градусник ненадолго на пол. Необходим постоянный контроль за малышом: чем он занят, почему затих, что у него во рту и т.п. Чтобы ребенок не чувствовал себя одиноко, можно время от времени перекликаться с ним, давать другие игрушки. Определенное время бодрствования детей, начинающих ходить, должно быть организовано на свежем воздухе, при этом активная ходьба чередуется с отдыхом в коляске. К песочнице малышей первого года жизни пускать не следует. Игрушки сопровождают ребенка с первых дней жизни. Подбирать их для каждого возрастного периода следует в соответствии с первоочередными задачами развития малыша. Игрушки необходимо разделить на два-три набора: вид одних и тех же игрушек в течение нескольких дней подряд снижает интерес к ним, а обилие утомляет. Чтобы интерес к игрушкам не утрачивался, их наборы следует периодически заменять. Во время бодрствования особое внимание следует уделить расположению игрового материала, который должен побуждать малыша к выполнению движений, действий, чем обеспечивается его разумная занятость. Много времени необходимо уделять общению с малышом, вызывая у него сначала просто голосовые реакции, затем - подражание и азы понимания речи. Общение с взрослым способствует возникновению у ребенка чувства спокойствия, защищенности, радости. Помимо этого, как уже было сказано, взрослый в каждый отрезок бодрствования малыша проводит с ним одно-два занятия. Игры-занятия направлены на формирование у детей тех умений, которыми они в процессе самостоятельных действий овладеть не могут. Например, рассматривать и ощупывать висящие перед ним игрушки ребенок может сам, но умению брать их из разных положений, удерживать в руке учится с помощью взрослого. Дети сами осваивают разные положения собственного тела (переворачиваться на живот и обратно на спину), но ползанию его учит взрослый и т.п. Игры-занятия должны проходить в интересной и увлекательной форме. Напоминаем: их длительность и решаемые задачи определены в Программе. В первом полугодии занятия проводятся с целью развития зрительного и слухового восприятия, общих движений и движений руки, развития голосовых реакций. Во втором полугодии они направлены на развитие общих движений (ползание и ходьба), обеспечение подготовительных этапов для развития речи и действий с предметами.
При проведении занятий (речь идет об играх-занятиях) необходимо, чтобы ребенок был сухим, сытым, бодрым. Важна спокойная обстановка, а игрушки, которые могут отвлечь внимание, должны быть убраны. Сначала занятия проводятся там же, где и бодрствование ребенка, а с 8-9 месяцев для них готовится специальное место. Занятия в основном проводят индивидуально. По мере нарастани я объема умений и знаний детей объединяют в небольшие подгруппы (от двух-трех до пяти-шести человек). Демонстрационный материал, предлагаемый на занятиях, должен быть знаком детям и в то же время вызывать интерес ярким оформлением. (Для самостоятельной деятельности детей он не предлагается.) Интерес к занятиям формируется и поддерживается взрослым: тон, эмоциональные высказывания и т.п. Занятия по развитию речи должны начинаться с настроя детей на речевую активность. Поскольку она развивается медленно, важно, чтобы малыши вначале неоднократно услышали звуки (речь) и смогли воспроизвести их. В первом полугодии воспитатель широко пользуется приемом внезапного исчезновения и появления предметов (сюрпризные моменты), удерживает внимание детей показом разных действий с игрушкой (идет-лежит), активизирует их голосовые реакции (ав-ав, мяу). Предусматривается двигательная активность самого ребенка (попляши, принеси), в том числе движения кистями рук и пальцами (дай; покажи, где...), которые необходимы для развития речи детей. Показ взрослого выступает в качестве образца, становится дидактическим приемом. Умение подражать образцу - основа формирования умения выполнять задание по словесному указанию. Обязательным в ходе занятий является повторение нового слова, действия. Повтор и закрепление пройденного предусматриваются и на последующих занятиях с частичной заменой демонстрационного материала. В возрасте 0-3 месяцев у младенца формируются зрительное и слуховое сосредоточение, положительные эмоции (улыбка), а главное - "комплекс оживления". В каждый из коротких промежутков бодрствования ребенка выкладывают на живот. Затем взрослый наклоняется над малышом, разговаривает с ним, улыбается, поглаживает, поет, носит на руках, целует. С 8-14-го дня младенец уже - на какое-то время - начинает удерживать взгляд на лице взрослого, а к концу первого месяца жизни улыбается ему. Показывая ребенку медленно движущуюся к мелодично звучащую игрушку, взрослый приступает к формированию его первых слуховых и зрительных реакций. Чуть позже ребенок уже не выпускает игрушку из поля зрения. Далее игрушки опускают на уровень вытянутой руки младенца. Они должны быть яркими, звучащими, удобными для захвата. Ребенок овладевает умениями захватывать, удерживать, ощупывать игрушки, подолгу заниматься ими, но предпочтение отдает взрослому, выделяет его из окружающей обстановки. К концу третьего месяца появляется "комплекс оживления": малыш, остановив взгляд на лице взрослого, улыбается, выражает свои эмоции звуками, движениями рук и ног. "Комплекс оживления" следует считать стартовой площадкой для дальнейшего развития ребенка. В возрасте от 3 до 6месяцев на базе "комплекса оживления" совершенствуются эмоциональные, зрительные, слуховые, голосовые реакции ребенка и движения рук. Малыш готовится ползать. В атмосфере эмоционально положительного общения с взрослым ребенок начи-
нает длительно следить за ним взглядом, активно поворачивая голову и тело в сторону говорящего, находит его по голосу, а найдя, демонстрирует свое отношение яркими проявлениями "комплекса оживления". Складывается умение отвечать голосовыми реакциями на обращение взрослого. Такие же голосовые реакции появляются у ребенка при виде игрушки, которая то исчезает, то появляется вновь. Появление "комплекса оживления" способствует и развитию движений рук. Бурно радуясь увиденным игрушкам, малыш случайно наталкивается на них руками, замирает, прислушиваясь к их звучанию. Спустя некоторое время он осознанно протягивает руки к игрушкам, приводит их в движение, затем пытается удержать одну из них, ощупывает, трясет ее. С целью совершенствования захвата и удержания предмета следует легонько массировать ладонь и пальцы ребенка, но не стоит вкладывать игрушку ему в руку. Это умение он должен освоить самостоятельно. С 4,5- 5 месяцев необходимо обучать малыша брать шрушку из рук взрослого прямо перед собой, а затем сбоку Удержание ее в руке поможет овладевать и новыми умениями: поворачиваться за игрушкой на бок (4 месяца), на живот (5месяцев), а затем опять на спину (6 месяцев). Подвешенные игрушки в этом возрастном периоде будут только тормозить дальнейшее развитие ребенка - их следует снять. Младенец длительно занимает себя сам, захватывая и ощупывая все, что попадает под руку: свою одежду, ногу и т.п. Любимая поза малыша - на животе. Устойчивое положения тела дает ему возможность свободно двигать руками, подолгу занимаясь игрушкой. В целях усложнения задачи необходимо подносить ему вторую игрушку. Упорно упражняясь, малыш научится удерживать в каждой руке по игрушке: стучит ими, размахивает, тянет в рот, перекладывает из руки в руку. Ребенок легко затихает, радуется, слушая потешки, пестушки, адекватно реагирует на плясовую и спокойную музыку. Начинает различать строгие и ласковые интонации голоса взрослого, поворачивается, услышав свое имя. У него формируется потребность в общении с взрослым, иногда он выступает инициатором общения (призывает взрослого понятной ему голосовой реакцией). В возрасте 6-9 месяцев ребенок осваивает ползание, развиваются понимание речи, предметная деятельность, совершенствуется его речевая активность. Умению ползать малыша надо учить, хотя он и сам проявляет значительную активность, пытаясь завладеть недалеко находящейся игрушкой. Если не помочь, он начнет ползать сидя, назад, опираясь лишь на руки, и т.п. При обучении необходимо показывать ребенку игрушку с разных сторон, чтобы он научился переносить вес собственного тела с одной руки на другую. С ползанием изменяется поведение малыша: он становится самостоятельнее, активнее, начинает ощущать собственную независимость от взрослых. К 8 месяцам происходит очередной скачок в развитии движений. Ребенок, опираясь на предметы, находящиеся вокруг него, начинает принимать вертикальное положение - осваивает азы прямохождения. Это приобретение самого малыша более ценно, чем пассивное стояние, когда взрослый, торопя события, сам ставит ребенка, стараясь удержать в этом положении. Научившись самостоятельно ползать и вставать, ребенок практически одновременно осваивает умение самостоятельно садиться. Взрослому не следует раньше положенного срока Усаживать малыша среди подушек: это ведет к искривлению еще не окрепшего позвоночника, а неудобная поза затрудняет дыхание. Ребенок вынужден сидеть Не шевелясь, не имея возможности достать игрушку. Только путем тренировок в
ползании развиваются мышцы груди, живота, спины, шеи, рук и ног, что помогает ребенку успешно осваивать умение вставать и сидеть. Он уже способен стоять, поддерживаемый под локти, подтанцовывать, делать несколько шагов. Растет интерес к окружающей предметной среде. Ребенок активно знакомится с игрушками, учится действовать с ними. Рука и пальцы приспосабливаются к разной величине и конфигурации кубиков, шариков, шкатулок и т.п., игрушек с ярко выраженными сенсорными качествами (разные по цвету, форме, величине, фактуре). Действуя с ними одинаково (стучит, размахивает, бросает), ребенок обнаруживает, что результат получается разный (одни предметы катятся, другие трудно удержать в руке и т.д.). Задача взрослого - показать и обратные действия (вытащил шарик - вложи, снял колечко со стержня - надень). При этом взрослый в основном действует рукой ребенка. Интерес к подобным действиям поддерживается сюрпризным моментом (бросил шарик в ведерко - что-то загремело, накрыл большой мисочкой маленькую - ее не видно). В таких совместных действиях у ребенка начинает формироваться умение подражать. Это же умение проявляется и в развитии речи. Речевая активность выражается в виде лепета. В спокойной обстановке ребенок много и охотно лепечет, прислушивается к звукам собственного голоса, радуется, услышав ответные реакции взрослого, произносящего те же звукосочетания. Важно, чтобы малыш видел лицо взрослого, сосредоточивался на его мимике, следил за движениями губ, вслушивался в речь. Для этого необходимо менять тембр, высоту, силу голоса, произносить звуки шепотом, с подчеркнутой артикуляцией. Повторяя за малышом слоги, взрослый начинает произносить и новые звукосочетания - ребенок замирает, прислушивается, а затем начинает вторить взрослому. Развивается понимание речи взрослого. Показывая сюжетные игрушки, взрослый демонстрирует действия (не более двух) с ними (идет - лежит). При объяснении он использует и "взрослые" слова, и облегченные (идет - топ, топ). При исчезновении предмета просит: позови, найди, дай и др. На смену эмоциональному общению на предыдущих возрастных этапах приходит объектно направленное общение. Ребенок учится понимать названия окружающих его предметов и действий с ними. Внимательно наблюдая за исчезновением игрушки (например, под платочком), малыш на вопрос "Где?" отвечает жестом. Но нахождение игрушки в предметном окружении - процесс трудоемкий. Посадив большого мишку в определенное место, взрослый должен спросить "Где мишка?" - и тут же развернуть ребенка лицом к нему. После двух-трех раз малыш сам находит взглядом игрушку. Если же переложить мишку в другое место, ребенок будет продолжать поворачивать голову туда, где он находился раньше, ожидая похвалы. Название игрушки пока не имеет для него самостоятельного значения и связано с ситуацией, в которой это слово произносится, - с определенным местом, человеком и интонацией, с которой он произносит слово. С помощью взрослого отыскав мишку в другом, а затем и в третьем месте, ребенок вскоре начнет искать и находить игрушку самостоятельно. Это умение он легко переносит и на другие предметы. Понимание названий действий дается легче: по слову взрослого ребенок играет в "Ладушки", "Сороку-белобоку" и т.п. Объем понимаемых слов увеличивается за счет действий, повторяющихся ежедневно в ходе выполнения режимных процессов (кормление, купание, переодевание). Эмоциональное состояние ребенка зависит теперь не только от частоты общения со взрослыми, но и от того, насколько насыщена его деятельность, насколько интересным будет общение с взрослым как носителем нового. Возраст от 9 до 12 месяцев характеризуется овладением самостоятельной ходьбой, формированием целенаправленных действий с предметами и дальнейшим развитием речи. Малыш много и охотно ползает, самостоятельно взбирается на пологую горку, диванчик, осваивает и новые движения: встает и начинает переступать от предмета к предмету. При этом его учат сохранять равновесие: тянуться к игрушке, держась за опору, стоять на месте без опоры, а затем уже шагать. При обучении ходьбе лучше держать малыша за обе руки и вести его на себя. Ребенок будет чувствовать себя спокойно, видя доброжелательное лицо взрослого, слыша одобрительные слова. Если же его учат ходить с поддержкой сзади или с помощью приспособлений типа "вожжей", малышу неспокойно: перед ним пустое пространство, взрослый где-то сзади. Ребенок идет с наклоном вперед, не заботясь о равновесии (может быть нарушена осанка). После двух-трех самостоятельных шагов ему нужно отдохнуть - посидеть или постоять, например у надежно закрепленного журнального столика. Ходьба - сложное умение. Все силы ребенка уходят на овладение ею, и уже заговоривший малыш может на это время замолчать: ему просто не хватает сил на разговоры. Качественные изменения происходят и в действиях с предметами. Ранее ребенок учился прямым и обратным действиям (открыл - закрыл, вынул - вложил). Осваивать противоположные действия (закрывать, вкладывать, нанизывать) ребенку без специального обучения трудно. Теперь на занятиях взрослый не только показывает эти соотносящиеся действия, но и обращает внимание малыша на их конечный результат (получились матрешка, пирамидка). Для освоения поставленной цели ребенку дают небольшое количество предметов (два-три кольца пирамидки). Обучение проходит поэтапно. Вначале взрослый на своей игрушке медленно демонстрирует необходимое действие, поясняя его. Далее на аналогичной игрушке ребенку предлагают повторить это действие. На первых порах необходимо действовать рукой малыша. Вскоре он освоит действие и будет выполнять его сначала по подражанию, а затем и по слову взрослого. Стимулом становится желание получить результат. Этому способствует использование сюрпризных моментов, подкрепляющих эффект результата действия (открыл коробочку и увидел маленькую игрушку). В таких действиях совершенствуется зрительное и слуховое восприятие ребенка, усложняются зрительно-моторная координация рук и деятельность кинестетического анализатора. Совершенствованию мелких движений кисти и пальцев способствует использование маленьких предметов (колечки, шарики, размер которых не позволяет засунуть их в рот), которые ребенок берет не ладошкой, а пальцами. Полезны также действия с вкладышами, занимательными коробками и т.п. Действия малыша далеки от совершенства. Это не важно, главное - он осваивает способы действия с предметами, при этом еще и экспериментирует: пытается наложить кубик на шарик, в маленький бидончик засунуть большую куклу и т.п. В результате обучения ребенок начинает использовать предметы-орудия: подтягивает машинку к себе за веревочку, стучит молоточком. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду Увеличивается количество понимаемых слов до 40-50 названий предметов и действий. Ребенок уже без труда - по просьбе взрослого - отыскивает названные игрушки в любом месте, легко ориентируясь в пространстве; понимает слова, обозначающие названия одежды и обуви, различных действий, знакомых по личному опыту. Малыш знает имена близких взрослых, адекватно реагирует на слова "нельзя", "плохо", "хорошо", по интонации различает похвалу и порицание взрослого, по его просьбе дает руку, жестом обозначает: до свидания, спасибо и др. Понимание слов, обозначающих названия предметов, способствует формированию сложного мыслительного образования - обобщения, когда по предложению взрослого малыш приносит однородные предметы (мячи) независимо от их величины, цвета, фактуры и т.п. С целью закрепления такого рода обобщений можно предлагать ребенку разные сочетания действий (покажи носику куклы, вытри свой носик). Наблюдая на занятиях за действиями сюжетных игрушек и выполняя их самостоятельно, ребенок начинает переносить знакомые действия на другие игрушки (баюкает куклу, зайца,мишку). Приблизительно с 10 месяцев малыш способен воспринимать плоскостное изображение хорошо знакомых предметов - ему начинают показывать картинки, учат соотносить игрушку и аналогичную картинку. Интерес к занятию поддерживается сюрпризными моментами: внезапным исчезновением и появлением то игрушки, то картинки, включением в ход занятия заданий, требующих двигательной активности (принеси, дай, положи, покажи, как прыгает зайчик). Увеличивается словарный запас. Играя самостоятельно, ребенок много лепечет, в перекличках с взрослым осваивает новые звукосочетания и слова (ма, на, дай и др.). При показе заводной игрушки, сюжетных игр с любимыми персонажами, рассматривании картинок, в момент их исчезновения взрослому следует многократно проговаривать одни и те же слова. Вслед за взрослым малыш может произнести: ляля, иди и т.п. Как и ранее, взрослый начинает занятие с называния новых слов, продолжает повторять их в ходе занятия. Заканчивается занятие эмоционально-речевым общением (разговор без игрушки) с обязательным повторением слов и звукосочетаний, прозвучавших в начале и по ходу занятия. К концу года словарный запас ребенка насчитывает от шести до десяти слов. Это простые слова (на, дай), облегченные (собака - ав-ав), лепетные слова (мама, баба). Подкрепленные мимикой, жестам, они могут заменять целое предложение: "Мама" - это и возьми меня, и помоги мне и др. Эти слова служат средством общения с близкими взрослыми, причем и сам малыш иногда выступает инициатором общения. Ребенок начинает понимать и ценить отношение взрослого к его действиям и поступкам. Положительная оценка помогает увереннее проявлять активность и самостоятельность, ощущать собственное Я. Музыкальное воспитание. В возрасте 0-6месяцев у малыша важно развивать музыкальный слух. В часы бодрствования должна звучать музыка, легкая и красивая, приятная для слуха и простая по структуре, классическая и народная, вокальная и инструментальная, веселая и спокойная и т.п. Следует помнить: каждый ребенок развивается по-своему, и это в полной мере относится к развитию слухового внимания. В первом полугодии любые занятия проводятся индивидуально: специальные музыкальные занятия - два раза в неделю и игровое - один раз (через 30 минут после кормления). Музыкальные занятия состоят из двух частей: первая - слушание музыки (2-3 минуты с перерывом), вторая - музыкально-игровые упражнения, игра-пляска, музыкальные игры с сюжетными игрушками, игра со слушанием (не более 7 минут). Слушание музыки обогащает ребенка разными музыкальными впечатлениями. Можно одну и ту же мелодию исполнять на разных инструментах. Пение привлекает ребенка (оно связано с взрослым). Напевая мелодию, попевку пестушку взрослый должен взять ребенка на руки и с расстояния 25-30 см напевать, одновременно передавая ему свое эмоциональное состояние. Ребенок может находиться на пеленальном столе или в манеже, но так, чтобы сохранялась возможность визуального и телесного контакта. На первом году жизни яркость слуховых впечатлений создается в результате различных тембровых звучаний, а не обилием мелодий, что достигается за счет использования разных музыкальных инструментов и эмоционального исполнения. Помните: взрослый поет или играет стоя и переходит с одного места на другое. При проведении музыкальных занятий следует придерживаться основного принципа работы с малышами - повторять музыкальное произведение (отрывок) несколько раз подряд с целью вызвать у ребенка активность. Детям от б до 12 месяцев при этом лучше находиться в большом манеже, где есть возможность для передвижения. Занятия уже проводятся с подгруппой детей, но достаточно внимания следует уделять каждому малышу. Начинать занятие лучше с игрового упражнения, игры с сюжетной игрушкой или слушания музыки, а заканчивать игрой-пляской, которая проводится на высоком эмоциональном подъеме. Сочетание и последовательность видов музыкальной деятельности могут быть различными - все зависит от физического и эмоционального настроя детей. Общая длительность музыкального занятия -12-14 минут: на слушание и музыкально-двигательный показ отводится 6-7 минут, оставшееся время посвящают плясовым, игровым упражнениям, играм-пляскам, играм со слушанием, музыкальным играм с сюжетной игрушкой (они проводятся индивидуально). Когда действует один ребенок, остальные, как правило, эмоционально и положительно реагируют на это (улыбаются, подползают к краю манежа, стараются тоже действовать). Для детей 9-10 месяцев можно устраивать музыкально-двигательные показы с использованием уже знакомых им игрушек если взрослый поет маршевую песню, кукла ходит; если он исполняет плясовую песню, кукла пляшет. При проведении игры в прятки появление игрушки лучше сопровождать радостными интонациями и звуками. Постепенно в музыкально-двигательные показы включают новые песни, музыку. Слова песни следует увязывать с содержанием действий или движений игрушки. При этом необходимо сохранять чередование плавных и энергичных движений, связанных с характерными особенностями мелодии. Если игровые и плясовые движения сопровождаются пением или музыкой, взрослый стремится побудить малыша к таким проявлениям активности, которые сочетаются с ее музыкальным или звуковым сопровождением. В дальнейшем, если ребенок научился подражать движению взрослого, тот по возможности стремится сохранить связь самостоятельных движений малыша с музыкой, на начальном этапе приспосабливая музыку к движениям. Если взрослые регулярно и в соответствии с методическими рекомендация проводят с детьми музыкальные занятия, то к концу первого года жизни дети приобретают следующие навыки. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду • Находят в комнате невидимый источник звучания. • Слушают музыку в аудиозаписи до 1 минуты без перерыва и до 3-4 минут с перерывами. • Начинают пружинить ногами, похлопывать руками и издавать радостные возгласы, услышав веселую музыку. • Неторопливо покачиваются из стороны в сторону с серьезным выражением лица, услышав спокойную музыку. • Подражая взрослому и другим детям, ударяют по бубну, звенят погремушкой, помахивают платочком, салютиком под музыку. • С небольшой помощью взрослого покачивают куклу, когда взрослый поет колыбельную. • Показывают, как кукла пляшет (приподнимают ее и опускают), когда взрослый поет плясовую песню. • Подражая взрослому, интонируют и воспроизводят звукоподражания в играх с сюжетными игрушками. • Протягивают к взрослому руки, выражая желание плясать, когда взрослый поет плясовую и приплясывает. • Издают радостные возгласы, смеются, когда пляшут в паре со сверстником. • Начинают интонировать под музыку, подражая сверстнику. Игры, развлечения. Развлечения детей этого возраста связаны с народными традициями и обычаями. В них используются пестушки, попевки, игры с пальчиками, пение песенок и т.д., а также показ и игры с сюжетными и звучащими игрушками. Цель таких развлекательных моментов - вызвать у ребенка эмоционально положительные реакции на общение с взрослым. При этом необходимо соблюдать традиционное правило: то, что малыш может сделать сам, не делать за него. Чтобы он научился играть, общаясь с взрослыми и другими детьми, нужно оборудовать место для игры, обеспечить игрушками и другим игровым материалом. Источник света следует располагать за головой ребенка, чтобы он мог без помех и утомления рассматривать хорошо освещенную обстановку. Игры лучше проводить после кормления, когда детей ничто не беспокоит. До 6 месяцев нужны игрушки яркие, крупные: их величина должна быть сопоставима с лицом взрослого и соразмерна с его рукой. Это необходимо для того, чтобы малыш мог выделить игрушку из еще неясного ему окружающего его мира. Показатели развития ребенка первого года жизни (составлены ЭЛ. Фрухт по материалам НМ. Щелованова, ЕЮ. Кистяковской, СМ. Кривиной) 1-й месяц Удерживает в поле зрения лицо взрослого. Плавно прослеживает движущийся предмет. Появляется первая улыбка. Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову. 2-й месяц Зрительно сосредоточивается, в течение длительного времени смотрит на неподвижный предмет или лицо взрослого. Совершает повороты головы в сторону говорящего с ним взрослого. Отвечает улыбкой на разговор с ним. Лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову. Произносит отдельные звуки. 3-й месяц Проявляется "комплекс оживлени
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 615; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.170.164 (0.014 с.) |