Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые особенности физического и психического развития детей

Поиск

Ранний возраст, охватывающий два первых года жизни малыша, - уникаль­ный период в его развитии, отличающийся рядом особенностей.

Для этого возраста характерен быстрый темп физического и психического развития. Зрелый, доношенный младенец к 6 месяцам удваивает, а к году утраи­вает свой вес. В первые месяцы жизни он не в состоянии изменить положение своего тела, к 7 месяцам овладевает ползанием, а к году - ходьбой. Новорожден­ный только плачем способен поведать о дискомфорте, к 5 месяцам он уже при­зывно гулит, а к году произносит от шести до десяти слов.

На втором году жизни темп бурного развития ребенка несколько замедляет­ся, хотя интенсивность проявления новых умений и качеств по-прежнему вели­ка. Динамика развития малыша представлена далее (для детей первого года жиз­ни по месяцам, для второго - по кварталам): это не только основные показатели, важные для данного отрезка жизни ребенка и для зоны его ближайшего разви­тия, но и промежуточные этапы развития тех умений, которые обеспечивают в. целом своевременное и полноценное развитие каждого малыша.

Детей раннего возраста характеризует малая (слабая) выносливость нерв­ной системы. Чем младше малыш, тем короче бодрствование и продолжитель­нее сон в течение суток. При нарушении этого условия у него наступает утомле­ние, что приводит к истощению нервной системы. В Программе представлены режимы для каждого возрастного периода, дана последовательность бодрство­вания, сна и кормления. Четкое соблюдение режима обеспечивает правильное развитие и хорошее самочувствие ребенка.

Малыши подвержены частым заболеваниям. В задачи взрослых входит охра­на их здоровья, укрепление организма: гигиенический уход, рациональное пи­тание, прогулки, закаливание с помощью воды и воздуха, массаж, гимнастика, оптимальная двигательная активность.

Для ребенка раннего возраста характерна тесная взаимосвязь между физи­ческим и психическим развитием. Физически крепкий малыш деятелен, бодр, активно воспринимает окружающее.

У детей с низким уровнем ориентировочных реакций отмечается задержка в общем физическом развитии.

Для детей раннего возраста характерна неустойчивость эмоционального со­стояния. Отклонения в режиме дня (не уложили спать вовремя), малейшие из­менения в помещении (музыка, шум), в поведении взрослых (громкий разговор)

 

и детей (плач), нахождение многих детей в одном месте - все это приводит их в возбужденное состояние. Дети также болезненно реагируют на частые запреты взрослых и не могут находиться в бездеятельном состоянии.

У детей раннего возраста не сформированы тормозные процессы. Если они начинают плакать, то уже ничего не видят, не слышат, хаотично двигают рука­ми и ногами. Если начинают смеяться, то подпрыгивают, хлопают в ладоши. Увлекшись ползанием или беспорядочной беготней, обычно сами не в состо­янии остановиться - необходима помощь взрослого. Услышав запрет, не могут сразу же прервать свою деятельность - нужно какое-то время, чтобы перестроиться.

Дети испытывают потребность в движениях - необходимо создать условия для ее удовлетворения. Прежде всего нужна одежда, не сковывающая движений. Для начинающих ползать "рабочая одежда" - это майка, кофточка, штанишки, носки, простые и шерстяные, так как стопа имеет температуру на 2-3 градуса ниже температуры тела. Для тех же, кто уже начал ходить, - легкие ботиночки с твердым задником и небольшим каблучком (профилактика плоскостопия). В помещении должен быть определенный простор для свободного перемещения, а значит, надо правильно расставить мебель и расположить игрушки. Потреб­ность детей в активных движениях удовлетворяется и при педагогически пра­вильной организации прогулки в любое время года.

Умения, которыми овладевает ребенок, взаимосвязаны. Так, начало формиро­вания органов чувств, прежде всего зрения и слуха, играет существенную роль в развитии движений руки, ползания и ходьбы, а без своевременного развития ру­ки невозможно дальнейшее развитие предметной деятельности и т.д.

Дети раннего возраста легкообучаемы. Обучение предполагает развитие зри­тельного и слухового восприятия, речи (пассивной и активной), общих движе­ний, движений руки, взаимодействий с близкими взрослыми и детьми.

Способность к обучению вместе с тем сочетается с несформированностью произвольного внимания, отсутствием сосредоточенности, а также отвлекаемостъю. Это важно учитывать при проведении занятий (хотя в текс­тах для краткости употребляется термин "занятия", практически речь идет об играх-занятиях с детьми первого и второго года жизни). Занятия на первом го­ду жизни длятся от 2-3 до 5-7 минут, к двум годам их продолжительность мо­жет достигать 10 минут.

Необходимо учитывать, что ответные реакции малыша носят отсроченный характер. Дети не сразу воспроизводят услышанное, увиденное.

Успешность развития и воспитания детей с первых дней жизни зависит от ряда условий.

• Соблюдения режима, соответствующего возрастным и индивидуальным особенностям детей.

• Педагогически правильное руководство самостоятельной деятельностью.

• Систематическое проведение занятий, развлечений, праздников.

• Создание спокойного ритма жизни, доброжелательной атмосферы, устой­чивого эмоционально положительного настроя детей, эмоционально насыщен­ного общения с каждым.

• Педагогическое мастерство воспитателей и их любовь к каждому ма­лышу.

 

 

Первый год жизни

Режим дня. Задачей взрослых, занимающихся с детьми первых месяцев жизни, является "введение" их в режим, постепенное формирование ритмов сна и бодрствования. Наблюдая за новорожденным, взрослый выстраивает режим, ориентируясь на таблицу, приведенную в Программе. В первые дни время укла­дывания на сон следует отсчитывать от начала пробуждения и организовывать сон на воздухе, что способствует быстрому упорядочению дневного сна. Дли­тельный ночной сон наступает к концу первого месяца жизни, но перепутать день и ночь младенец может и позже.

Время бодрствования обычно начинается с укладывания на живот, за кото­рым следуют кормление, включение малыша во взаимодействие с ближайшим окружением (игрушки, сам взрослый, его манипуляции, способы общения и т.п.).

Укладывание на сон нужно проводить неторопливо, не возбуждая малыша резкими движениями и неприятными манипуляциями (чистка носа, стрижка ногтей и т.п.). Точно так же должно проходить и пробуждение, что дает возмож­ность ребенку "отойти ото сна".

Режим нужно менять в зависимости от возраста ребенка, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Если он активно бодрствует к моменту укла­дывания, долго не засыпает, просыпает время кормления, значит, его нужно пе­реводить на новый режим.

В настоящее время специалисты рекомендуют свободное вскармливание де­тей первых месяцев жизни. Лучшая пища для них - материнское молоко. При искусственном же вскармливании, выбирая смесь, следует ориентироваться на самочувствие малыша. Жидкую пищу он сосет; при этом формируется правиль­ный прикус и происходит равномерное развитие мышц лица, челюстей. Твер­дую пищу (пюре, каши и др.) дают с ложечки. Положительное отношение к еде необходимо поддерживать ласковым разговором, привлечением малыша к ак­тивным действиям: удерживать чашку, откусывать хлеб. Кормление проводят на руках взрослого, с 8 месяцев - за высоким детским столиком.

С первых дней жизни необходимо приучать ребенка к опрятности: умывать водой комнатной температуры, мыть руки перед едой (с 7-8 месяцев), купать перед ночным сном. После сна и перед сном обязательно менять одежду: для младенца характерна высокая степень потоотделения, и во влажной одежде он легко может простудиться. Смена одежды сочетается с моментами закаливания. Как только ребенок научится садиться, можно приучать его к горшку (при под­готовке ко сну, после сна, если встал сухой, во время бодрствования, когда пред­ложения взрослого совпадают с его потребностями).

Бодрствование, обучение на занятиях. В первый месяц жизни ребенок бодрствует 20-25 минут, к концу года - 2,5-3 часа.

В начале первого месяца проснувшегося малыша выкладывают на живот на 1-2 минуты. При первых признаках усталости ребенка можно взять на руки. За­тем его кормят, после чего укладывают в кровать. Малыш учится занимать себя сам, для чего взрослый сделал все необходимое: переодел, накормил, дал игруш­ки. Как только ребенок начнет проявлять беспокойство, взрослому следует вклю­читься в процесс его активного бодрствования: наклониться над ним, ласково разговаривать, напевать, поменять место бодрствования (перенести на широкий

диван, поднести к окну, унести в другую комнату). Необходимо обогащать его но­выми впечатлениями, для чего с небольшим интервалом провести одно-два за­нятия. К концу бодрствования малыша следует положить в кровать, дать возмож­ность отдохнуть, занять себя, подготовиться к очередному сну. С 2,5-3 месяцев бодрствование ребенка организуется полностью вне его кроватки.

Чем старше ребенок, тем длительнее отрезки бодрствования, сложнее орга­низация его деятельности, но схема та же: самостоятельное бодрствование - ак­тивность с включением действий взрослого - самостоятельное бодрствование.

Как только малыш начнет ползать, место его бодрствования следует перенес­ти на пол, за барьер, создав все необходимое: теплое ковровое покрытие, отсутст­вие сквозняков, простор для передвижений, расставленные по всей площади игрушки (для этого часть мебели надо убрать из комнаты, а часть закрепить). Здесь же ребенок будет учиться вставать, ходить. Температура в помещении долж­на быть 21 -23°С. Как ее измерить? Положить градусник ненадолго на пол.

Необходим постоянный контроль за малышом: чем он занят, почему затих, что у него во рту и т.п. Чтобы ребенок не чувствовал себя одиноко, можно время от времени перекликаться с ним, давать другие игрушки. Определенное время бодрствования детей, начинающих ходить, должно быть организовано на све­жем воздухе, при этом активная ходьба чередуется с отдыхом в коляске. К песоч­нице малышей первого года жизни пускать не следует.

Игрушки сопровождают ребенка с первых дней жизни. Подбирать их для каждого возрастного периода следует в соответствии с первоочередными зада­чами развития малыша. Игрушки необходимо разделить на два-три набора: вид одних и тех же игрушек в течение нескольких дней подряд снижает интерес к ним, а обилие утомляет. Чтобы интерес к игрушкам не утрачивался, их наборы следует периодически заменять.

Во время бодрствования особое внимание следует уделить расположению игрового материала, который должен побуждать малыша к выполнению движе­ний, действий, чем обеспечивается его разумная занятость. Много времени не­обходимо уделять общению с малышом, вызывая у него сначала просто голосо­вые реакции, затем - подражание и азы понимания речи. Общение с взрослым способствует возникновению у ребенка чувства спокойствия, защищенности, радости. Помимо этого, как уже было сказано, взрослый в каждый отрезок бодр­ствования малыша проводит с ним одно-два занятия.

Игры-занятия направлены на формирование у детей тех умений, которыми они в процессе самостоятельных действий овладеть не могут. Например, рас­сматривать и ощупывать висящие перед ним игрушки ребенок может сам, но умению брать их из разных положений, удерживать в руке учится с помощью взрослого.

Дети сами осваивают разные положения собственного тела (переворачи­ваться на живот и обратно на спину), но ползанию его учит взрослый и т.п.

Игры-занятия должны проходить в интересной и увлекательной форме. Напо­минаем: их длительность и решаемые задачи определены в Программе. В первом полугодии занятия проводятся с целью развития зрительного и слухового восприя­тия, общих движений и движений руки, развития голосовых реакций. Во втором по­лугодии они направлены на развитие общих движений (ползание и ходьба), обес­печение подготовительных этапов для развития речи и действий с предметами.

 


При проведении занятий (речь идет об играх-занятиях) необходимо, чтобы ребенок был сухим, сытым, бодрым. Важна спокойная обстановка, а игрушки, которые могут отвлечь внимание, должны быть убраны. Сначала занятия проводятся там же, где и бодрствование ребенка, а с 8-9 месяцев для них готовится спе­циальное место. Занятия в основном проводят индивидуально. По мере нарастани я объема умений и знаний детей объединяют в небольшие подгруппы (от двух-трех до пяти-шести человек).

Демонстрационный материал, предлагаемый на занятиях, должен быть знаком детям и в то же время вызывать интерес ярким оформлением. (Для самостоятельной деятельности детей он не предлагается.) Интерес к занятиям формиру­ется и поддерживается взрослым: тон, эмоциональные высказывания и т.п. Заня­тия по развитию речи должны начинаться с настроя детей на речевую актив­ность. Поскольку она развивается медленно, важно, чтобы малыши вначале не­однократно услышали звуки (речь) и смогли воспроизвести их.

В первом полугодии воспитатель широко пользуется приемом внезапного исчезновения и появления предметов (сюрпризные моменты), удерживает вни­мание детей показом разных действий с игрушкой (идет-лежит), активизиру­ет их голосовые реакции (ав-ав, мяу). Предусматривается двигательная актив­ность самого ребенка (попляши, принеси), в том числе движения кистями рук и пальцами (дай; покажи, где...), которые необходимы для развития речи детей. Показ взрослого выступает в качестве образца, становится дидактическим при­емом. Умение подражать образцу - основа формирования умения выполнять за­дание по словесному указанию.

Обязательным в ходе занятий является повторение нового слова, действия. Повтор и закрепление пройденного предусматриваются и на последующих за­нятиях с частичной заменой демонстрационного материала.

В возрасте 0-3 месяцев у младенца формируются зрительное и слуховое сосре­доточение, положительные эмоции (улыбка), а главное - "комплекс оживления".

В каждый из коротких промежутков бодрствования ребенка выкладывают на живот. Затем взрослый наклоняется над малышом, разговаривает с ним, улыбает­ся, поглаживает, поет, носит на руках, целует. С 8-14-го дня младенец уже - на ка­кое-то время - начинает удерживать взгляд на лице взрослого, а к концу первого месяца жизни улыбается ему.

Показывая ребенку медленно движущуюся к мелодично звучащую игрушку, взрослый приступает к формированию его первых слуховых и зрительных реак­ций. Чуть позже ребенок уже не выпускает игрушку из поля зрения. Далее игруш­ки опускают на уровень вытянутой руки младенца. Они должны быть яркими, зву­чащими, удобными для захвата. Ребенок овладевает умениями захватывать, удер­живать, ощупывать игрушки, подолгу заниматься ими, но предпочтение отдает взрослому, выделяет его из окружающей обстановки. К концу третьего месяца по­является "комплекс оживления": малыш, остановив взгляд на лице взрослого, улы­бается, выражает свои эмоции звуками, движениями рук и ног. "Комплекс оживле­ния" следует считать стартовой площадкой для дальнейшего развития ребенка.

В возрасте от 3 до 6месяцев на базе "комплекса оживления" совершенству­ются эмоциональные, зрительные, слуховые, голосовые реакции ребенка и дви­жения рук. Малыш готовится ползать.

В атмосфере эмоционально положительного общения с взрослым ребенок начи-

 

нает длительно следить за ним взглядом, активно поворачивая голову и тело в сторо­ну говорящего, находит его по голосу, а найдя, демонстрирует свое отношение ярки­ми проявлениями "комплекса оживления". Складывается умение отвечать голосовы­ми реакциями на обращение взрослого. Такие же голосовые реакции появляются у ребенка при виде игрушки, которая то исчезает, то появляется вновь. Появление "комплекса оживления" способствует и развитию движений рук. Бурно радуясь уви­денным игрушкам, малыш случайно наталкивается на них руками, замирает, прислу­шиваясь к их звучанию. Спустя некоторое время он осознанно протягивает руки к иг­рушкам, приводит их в движение, затем пытается удержать одну из них, ощупывает, трясет ее. С целью совершенствования захвата и удержания предмета следует легонь­ко массировать ладонь и пальцы ребенка, но не стоит вкладывать игрушку ему в руку. Это умение он должен освоить самостоятельно. С 4,5- 5 месяцев необходимо обучать малыша брать шрушку из рук взрослого прямо перед собой, а затем сбоку Удержа­ние ее в руке поможет овладевать и новыми умениями: поворачиваться за игрушкой на бок (4 месяца), на живот (5месяцев), а затем опять на спину (6 месяцев). Подвешен­ные игрушки в этом возрастном периоде будут только тормозить дальнейшее разви­тие ребенка - их следует снять. Младенец длительно занимает себя сам, захватывая и ощупывая все, что попадает под руку: свою одежду, ногу и т.п.

Любимая поза малыша - на животе. Устойчивое положения тела дает ему воз­можность свободно двигать руками, подолгу занимаясь игрушкой. В целях усложнения задачи необходимо подносить ему вторую игрушку. Упорно упраж­няясь, малыш научится удерживать в каждой руке по игрушке: стучит ими, разма­хивает, тянет в рот, перекладывает из руки в руку.

Ребенок легко затихает, радуется, слушая потешки, пестушки, адекватно реа­гирует на плясовую и спокойную музыку. Начинает различать строгие и ласко­вые интонации голоса взрослого, поворачивается, услышав свое имя. У него формируется потребность в общении с взрослым, иногда он выступает инициа­тором общения (призывает взрослого понятной ему голосовой реакцией).

В возрасте 6-9 месяцев ребенок осваивает ползание, развиваются понимание речи, предметная деятельность, совершенствуется его речевая активность.

Умению ползать малыша надо учить, хотя он и сам проявляет значительную активность, пытаясь завладеть недалеко находящейся игрушкой. Если не по­мочь, он начнет ползать сидя, назад, опираясь лишь на руки, и т.п. При обучении необходимо показывать ребенку игрушку с разных сторон, чтобы он научился переносить вес собственного тела с одной руки на другую. С ползанием изменя­ется поведение малыша: он становится самостоятельнее, активнее, начинает ощущать собственную независимость от взрослых.

К 8 месяцам происходит очередной скачок в развитии движений. Ребенок, опираясь на предметы, находящиеся вокруг него, начинает принимать верти­кальное положение - осваивает азы прямохождения. Это приобретение самого малыша более ценно, чем пассивное стояние, когда взрослый, торопя события, сам ставит ребенка, стараясь удержать в этом положении. Научившись самосто­ятельно ползать и вставать, ребенок практически одновременно осваивает уме­ние самостоятельно садиться. Взрослому не следует раньше положенного срока Усаживать малыша среди подушек: это ведет к искривлению еще не окрепшего позвоночника, а неудобная поза затрудняет дыхание. Ребенок вынужден сидеть Не шевелясь, не имея возможности достать игрушку. Только путем тренировок в

 


ползании развиваются мышцы груди, живота, спины, шеи, рук и ног, что помога­ет ребенку успешно осваивать умение вставать и сидеть. Он уже способен стоять, поддерживаемый под локти, подтанцовывать, делать несколько шагов.

Растет интерес к окружающей предметной среде. Ребенок активно знакомит­ся с игрушками, учится действовать с ними. Рука и пальцы приспосабливаются к разной величине и конфигурации кубиков, шариков, шкатулок и т.п., игрушек с ярко выраженными сенсорными качествами (разные по цвету, форме, величине, фактуре). Действуя с ними одинаково (стучит, размахивает, бросает), ребенок обнаруживает, что результат получается разный (одни предметы катятся, другие трудно удержать в руке и т.д.). Задача взрослого - показать и обратные действия (вытащил шарик - вложи, снял колечко со стержня - надень). При этом взрос­лый в основном действует рукой ребенка. Интерес к подобным действиям под­держивается сюрпризным моментом (бросил шарик в ведерко - что-то загре­мело, накрыл большой мисочкой маленькую - ее не видно). В таких совместных действиях у ребенка начинает формироваться умение подражать.

Это же умение проявляется и в развитии речи. Речевая активность выражает­ся в виде лепета. В спокойной обстановке ребенок много и охотно лепечет, при­слушивается к звукам собственного голоса, радуется, услышав ответные реакции взрослого, произносящего те же звукосочетания. Важно, чтобы малыш видел ли­цо взрослого, сосредоточивался на его мимике, следил за движениями губ, вслу­шивался в речь. Для этого необходимо менять тембр, высоту, силу голоса, произ­носить звуки шепотом, с подчеркнутой артикуляцией. Повторяя за малышом слоги, взрослый начинает произносить и новые звукосочетания - ребенок за­мирает, прислушивается, а затем начинает вторить взрослому.

Развивается понимание речи взрослого. Показывая сюжетные игрушки, взрослый демонстрирует действия (не более двух) с ними (идет - лежит). При объяснении он использует и "взрослые" слова, и облегченные (идет - топ, топ). При исчезновении предмета просит: позови, найди, дай и др. На смену эмо­циональному общению на предыдущих возрастных этапах приходит объектно направленное общение. Ребенок учится понимать названия окружающих его предметов и действий с ними.

Внимательно наблюдая за исчезновением игрушки (например, под платоч­ком), малыш на вопрос "Где?" отвечает жестом. Но нахождение игрушки в пред­метном окружении - процесс трудоемкий. Посадив большого мишку в опреде­ленное место, взрослый должен спросить "Где мишка?" - и тут же развернуть ре­бенка лицом к нему. После двух-трех раз малыш сам находит взглядом игрушку. Если же переложить мишку в другое место, ребенок будет продолжать повора­чивать голову туда, где он находился раньше, ожидая похвалы. Название игруш­ки пока не имеет для него самостоятельного значения и связано с ситуацией, в которой это слово произносится, - с определенным местом, человеком и инто­нацией, с которой он произносит слово. С помощью взрослого отыскав мишку в другом, а затем и в третьем месте, ребенок вскоре начнет искать и находить иг­рушку самостоятельно. Это умение он легко переносит и на другие предметы. Понимание названий действий дается легче: по слову взрослого ребенок играет в "Ладушки", "Сороку-белобоку" и т.п. Объем понимаемых слов увеличивается за счет действий, повторяющихся ежедневно в ходе выполнения режимных про­цессов (кормление, купание, переодевание).

Эмоциональное состояние ребенка зависит теперь не только от частоты об­щения со взрослыми, но и от того, насколько насыщена его деятельность, на­сколько интересным будет общение с взрослым как носителем нового.

Возраст от 9 до 12 месяцев характеризуется овладением самостоятель­ной ходьбой, формированием целенаправленных действий с предметами и дальнейшим развитием речи.

Малыш много и охотно ползает, самостоятельно взбирается на пологую гор­ку, диванчик, осваивает и новые движения: встает и начинает переступать от предмета к предмету. При этом его учат сохранять равновесие: тянуться к игруш­ке, держась за опору, стоять на месте без опоры, а затем уже шагать.

При обучении ходьбе лучше держать малыша за обе руки и вести его на себя. Ребенок будет чувствовать себя спокойно, видя доброжелательное лицо взрос­лого, слыша одобрительные слова. Если же его учат ходить с поддержкой сзади или с помощью приспособлений типа "вожжей", малышу неспокойно: перед ним пустое пространство, взрослый где-то сзади. Ребенок идет с наклоном впе­ред, не заботясь о равновесии (может быть нарушена осанка). После двух-трех самостоятельных шагов ему нужно отдохнуть - посидеть или постоять, напри­мер у надежно закрепленного журнального столика.

Ходьба - сложное умение. Все силы ребенка уходят на овладение ею, и уже за­говоривший малыш может на это время замолчать: ему просто не хватает сил на разговоры.

Качественные изменения происходят и в действиях с предметами. Ранее ре­бенок учился прямым и обратным действиям (открыл - закрыл, вынул - вло­жил). Осваивать противоположные действия (закрывать, вкладывать, нанизы­вать) ребенку без специального обучения трудно. Теперь на занятиях взрослый не только показывает эти соотносящиеся действия, но и обращает внимание ма­лыша на их конечный результат (получились матрешка, пирамидка). Для освое­ния поставленной цели ребенку дают небольшое количество предметов (два-три кольца пирамидки).

Обучение проходит поэтапно. Вначале взрослый на своей игрушке медленно демонстрирует необходимое действие, поясняя его. Далее на аналогичной игруш­ке ребенку предлагают повторить это действие. На первых порах необходимо дей­ствовать рукой малыша. Вскоре он освоит действие и будет выполнять его сначала по подражанию, а затем и по слову взрослого. Стимулом становится желание полу­чить результат. Этому способствует использование сюрпризных моментов, под­крепляющих эффект результата действия (открыл коробочку и увидел маленькую игрушку). В таких действиях совершенствуется зрительное и слуховое восприятие ребенка, усложняются зрительно-моторная координация рук и деятельность кине­стетического анализатора. Совершенствованию мелких движений кисти и пальцев способствует использование маленьких предметов (колечки, шарики, размер ко­торых не позволяет засунуть их в рот), которые ребенок берет не ладошкой, а паль­цами. Полезны также действия с вкладышами, занимательными коробками и т.п. Действия малыша далеки от совершенства. Это не важно, главное - он осваивает способы действия с предметами, при этом еще и экспериментирует: пытается на­ложить кубик на шарик, в маленький бидончик засунуть большую куклу и т.п.

В результате обучения ребенок начинает использовать предметы-орудия: подтягивает машинку к себе за веревочку, стучит молоточком.


 
 

Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду


Увеличивается количество понимаемых слов до 40-50 названий предметов и действий. Ребенок уже без труда - по просьбе взрослого - отыскивает названные игрушки в любом месте, легко ориентируясь в пространстве; понимает слова, обо­значающие названия одежды и обуви, различных действий, знакомых по личному опыту. Малыш знает имена близких взрослых, адекватно реагирует на слова "нель­зя", "плохо", "хорошо", по интонации различает похвалу и порицание взрослого, по его просьбе дает руку, жестом обозначает: до свидания, спасибо и др.

Понимание слов, обозначающих названия предметов, способствует форми­рованию сложного мыслительного образования - обобщения, когда по предло­жению взрослого малыш приносит однородные предметы (мячи) независимо от их величины, цвета, фактуры и т.п. С целью закрепления такого рода обобще­ний можно предлагать ребенку разные сочетания действий (покажи носику куклы, вытри свой носик).

Наблюдая на занятиях за действиями сюжетных игрушек и выполняя их са­мостоятельно, ребенок начинает переносить знакомые действия на другие иг­рушки (баюкает куклу, зайца,мишку).

Приблизительно с 10 месяцев малыш способен воспринимать плоскостное изображение хорошо знакомых предметов - ему начинают показывать картин­ки, учат соотносить игрушку и аналогичную картинку. Интерес к занятию под­держивается сюрпризными моментами: внезапным исчезновением и появлени­ем то игрушки, то картинки, включением в ход занятия заданий, требующих дви­гательной активности (принеси, дай, положи, покажи, как прыгает зайчик).

Увеличивается словарный запас. Играя самостоятельно, ребенок много лепе­чет, в перекличках с взрослым осваивает новые звукосочетания и слова (ма, на, дай и др.). При показе заводной игрушки, сюжетных игр с любимыми персонажа­ми, рассматривании картинок, в момент их исчезновения взрослому следует мно­гократно проговаривать одни и те же слова. Вслед за взрослым малыш может про­изнести: ляля, иди и т.п. Как и ранее, взрослый начинает занятие с называния новых слов, продолжает повторять их в ходе занятия. Заканчивается занятие эмо­ционально-речевым общением (разговор без игрушки) с обязательным повторе­нием слов и звукосочетаний, прозвучавших в начале и по ходу занятия.

К концу года словарный запас ребенка насчитывает от шести до десяти слов. Это простые слова (на, дай), облегченные (собака - ав-ав), лепетные слова (ма­ма, баба). Подкрепленные мимикой, жестам, они могут заменять целое предло­жение: "Мама" - это и возьми меня, и помоги мне и др. Эти слова служат средст­вом общения с близкими взрослыми, причем и сам малыш иногда выступает инициатором общения.

Ребенок начинает понимать и ценить отношение взрослого к его действиям и поступкам. Положительная оценка помогает увереннее проявлять активность и самостоятельность, ощущать собственное Я.

Музыкальное воспитание. В возрасте 0-6месяцев у малыша важно разви­вать музыкальный слух. В часы бодрствования должна звучать музыка, легкая и красивая, приятная для слуха и простая по структуре, классическая и народная, вокальная и инструментальная, веселая и спокойная и т.п.

Следует помнить: каждый ребенок развивается по-своему, и это в полной ме­ре относится к развитию слухового внимания. В первом полугодии любые заня­тия проводятся индивидуально: специальные музыкальные занятия - два раза в

неделю и игровое - один раз (через 30 минут после кормления). Музыкальные занятия состоят из двух частей: первая - слушание музыки (2-3 минуты с пере­рывом), вторая - музыкально-игровые упражнения, игра-пляска, музыкальные игры с сюжетными игрушками, игра со слушанием (не более 7 минут).

Слушание музыки обогащает ребенка разными музыкальными впечатлениями. Можно одну и ту же мелодию исполнять на разных инструментах. Пение привле­кает ребенка (оно связано с взрослым). Напевая мелодию, попевку пестушку взрослый должен взять ребенка на руки и с расстояния 25-30 см напевать, одно­временно передавая ему свое эмоциональное состояние. Ребенок может нахо­диться на пеленальном столе или в манеже, но так, чтобы сохранялась возмож­ность визуального и телесного контакта. На первом году жизни яркость слуховых впечатлений создается в результате различных тембровых звучаний, а не обилием мелодий, что достигается за счет использования разных музыкальных инструмен­тов и эмоционального исполнения. Помните: взрослый поет или играет стоя и переходит с одного места на другое.

При проведении музыкальных занятий следует придерживаться основного принципа работы с малышами - повторять музыкальное произведение (отры­вок) несколько раз подряд с целью вызвать у ребенка активность.

Детям от б до 12 месяцев при этом лучше находиться в большом манеже, где есть возможность для передвижения. Занятия уже проводятся с подгруппой детей, но достаточно внимания следует уделять каждому малышу. Начинать занятие луч­ше с игрового упражнения, игры с сюжетной игрушкой или слушания музыки, а за­канчивать игрой-пляской, которая проводится на высоком эмоциональном подъе­ме. Сочетание и последовательность видов музыкальной деятельности могут быть различными - все зависит от физического и эмоционального настроя детей. Об­щая длительность музыкального занятия -12-14 минут: на слушание и музыкаль­но-двигательный показ отводится 6-7 минут, оставшееся время посвящают плясо­вым, игровым упражнениям, играм-пляскам, играм со слушанием, музыкальным играм с сюжетной игрушкой (они проводятся индивидуально). Когда действует один ребенок, остальные, как правило, эмоционально и положительно реагируют на это (улыбаются, подползают к краю манежа, стараются тоже действовать).

Для детей 9-10 месяцев можно устраивать музыкально-двигательные показы с ис­пользованием уже знакомых им игрушек если взрослый поет маршевую песню, кук­ла ходит; если он исполняет плясовую песню, кукла пляшет. При проведении игры в прятки появление игрушки лучше сопровождать радостными интонациями и звука­ми. Постепенно в музыкально-двигательные показы включают новые песни, музыку. Слова песни следует увязывать с содержанием действий или движений игрушки. При этом необходимо сохранять чередование плавных и энергичных движений, связан­ных с характерными особенностями мелодии. Если игровые и плясовые движения сопровождаются пением или музыкой, взрослый стремится побудить малыша к та­ким проявлениям активности, которые сочетаются с ее музыкальным или звуковым сопровождением. В дальнейшем, если ребенок научился подражать движению взрослого, тот по возможности стремится сохранить связь самостоятельных движений малыша с музыкой, на начальном этапе приспосабливая музыку к движениям. Если взрослые регулярно и в соответствии с методическими рекомендация проводят с детьми музыкальные занятия, то к концу первого года жизни дети приобретают следующие навыки.


 
 

Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду


• Находят в комнате невидимый источник звучания.

• Слушают музыку в аудиозаписи до 1 минуты без перерыва и до 3-4 минут с перерывами.

• Начинают пружинить ногами, похлопывать руками и издавать радостные возгласы, услышав веселую музыку.

• Неторопливо покачиваются из стороны в сторону с серьезным выражени­ем лица, услышав спокойную музыку.

• Подражая взрослому и другим детям, ударяют по бубну, звенят погремуш­кой, помахивают платочком, салютиком под музыку.

• С небольшой помощью взрослого покачивают куклу, когда взрослый поет колыбельную.

• Показывают, как кукла пляшет (приподнимают ее и опускают), когда взрос­лый поет плясовую песню.

• Подражая взрослому, интонируют и воспроизводят звукоподражания в иг­рах с сюжетными игрушками.

• Протягивают к взрослому руки, выражая желание плясать, когда взрослый поет плясовую и приплясывает.

• Издают радостные возгласы, смеются, когда пляшут в паре со сверстником.

• Начинают интонировать под музыку, подражая сверстнику.

Игры, развлечения. Развлечения детей этого возраста связаны с народны­ми традициями и обычаями. В них используются пестушки, попевки, игры с пальчиками, пение песенок и т.д., а также показ и игры с сюжетными и звучащи­ми игрушками. Цель таких развлекательных моментов - вызвать у ребенка эмо­ционально положительные реакции на общение с взрослым. При этом необхо­димо соблюдать традиционное правило: то, что малыш может сделать сам, не делать за него. Чтобы он научился играть, общаясь с взрослыми и другими деть­ми, нужно оборудовать место для игры, обеспечить игрушками и другим игро­вым материалом. Источник света следует располагать за головой ребенка, чтобы он мог без помех и утомления рассматривать хорошо освещенную обстановку. Игры лучше проводить после кормления, когда детей ничто не беспокоит. До 6 месяцев нужны игрушки яркие, крупные: их величина должна быть сопоставима с лицом взрослого и соразмерна с его рукой. Это необходимо для того, чтобы малыш мог выделить игрушку из еще неясного ему окружающего его мира.

Показатели развития ребенка первого года жизни

(составлены ЭЛ. Фрухт по материалам НМ. Щелованова, ЕЮ. Кистяковской, СМ. Кривиной)

1-й месяц

Удерживает в поле зрения лицо взрослого. Плавно прослеживает движущийся предмет. Появляется первая улыбка.

Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову. 2-й месяц

Зрительно сосредоточивается, в течение длительного времени смотрит на неподвижный предмет или лицо взрослого.

Совершает повороты головы в сторону говорящего с ним взрослого. Отвечает улыбкой на разговор с ним.

Лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову. Произносит отдельные звуки. 3-й месяц

Проявляется "комплекс оживлени



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 615; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.148 (0.024 с.)