Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музыкально-педагогическое оборудованиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для успешного музыкального развития детей необходимо наличие музыкально-педагогического оборудования: детских музыкальных инструментов (бубен, барабан, металлофон, ложки, ксилофон, треугольник, трещотка, погремушка, колотушка и др.); музыкальных игрушек (органчик, музыкальные волчки, игрушечное пианино, детская гитара и др.); настольных музыкально-дидактические игр; экранных, звуковых и экранно-звуковых (аудиовизуальных) пособий и специального оборудования к ним с записями классической музыки и детским музыкальным репертуаром; оборудования для художественно-театральной деятельности; атрибутов и костюмов для игр. КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Основные рекомендации Дети в свободное время занимаются интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью, которая вызывает чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения с взрослыми и сверстниками, наполняет его значимым содержанием, а в итоге формирует основы общей культуры. Следовательно, ребенка надо учить правильно использовать свободное время, предоставлять возможность заниматься интересной, насыщенной положительными эмоциями деятельностью (по своему выбору), которая кроме указанных выше преимуществ позволяет детям восстановить свои физические и духовные силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия. Культурно-досуговая деятельность ребенка в ДОУ, семье и в специализированных учреждениях должна стать постоянной заботой взрослых. Виды культурно-досуговой деятельности. Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество. Отдых - снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы человека. Поэтому детей необходимо учить распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом, т.е. каждый ребенок должен научиться ограничивать свои желания, ставить цель и достигать ее, а после затраченных усилий уметь отдыхать. Отдых можно подразделить на пассивный и активный. При пассивном напряжение снимается общим мышечным расслаблением, рассматриванием красивых объектов (произведений искусства, природы и т.д.), размышлениями, непринужденной беседой на тему, волнующую ребенка (обычно размышления и участие в беседе не требуют от детей особых интеллектуальных усилий, но развивают фантазию, воображение, речь и навыки общения). При необходимости можно прибегнуть к психологическим сеансам. Активный отдых включает в себя занятия гимнастикой, физкультурой, работу на участке, подвижные игры и т.д. При этом следует чаще предоставлять детям возможность проявлять самостоятельность, реализовывать свои желания и потребности. Развлечения имеют компенсационный характер: они позволяют выйти за пределы будничной рутины и однообразной обстановки, поэтому в жизни детей всегда должны быть яркими моментами, обогащающими их впечатления и развивающими творческую активность. Развлечения способствуют всестороннему развитию ребенка, который в ходе их знакомится с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др. Развлечения пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок получает возможность проявить инициативу, самостоятельность, а значит, обрести уверенность в себе, веру в свои способности, развивать такие положительные качества, как доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность.
В процессе развлечений у детей, с одной стороны, закрепляются навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой - углубляется потребность в познании нового, расширении кругозора, совместных действиях и переживаниях. Особую роль развлечения играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей. Знакомясь с лучшими образцами художественного слова и музыки на представлениях кукольного и теневого театра, дети накапливают опыт и получают стимул к собственному творчеству. Чтобы развлечения действительно способствовали развитию и воспитанию детей, необходимо тщательно планировать их, заранее продумывать подготовку, определять степень участия детей, проявления их индивидуальных особенностей и интересов (кто будет рисовать, а кто играть в спектакле и т.п.). В подготовке развлечения может принимать участие вся группа. Иногда детей целесообразно объединять в подгруппы или использовать индивидуальную форму работы. При определении времени проведения развлечений воспитателю следует учитывать время года. Это связано с тем, что дети обязательно должны гулять во второй половине дня (световой день в зимнее время короче, и если развлечения проводить после полдника, как это обычно принято, то дети пойдут на прогулку, когда на улице уже станет темно, что снижает ее ценность). В осенне-зимний период такие мероприятия желательно проводить перед ужином, а в весенне-летний период - после полдника, при этом они могут быть более эмоциональными. Один раз в неделю целесообразно проводить развлечение более длительное по времени (30-35 минут) с большей эмоциональной нагрузкой, а в остальные дни - короткие (5-Ю минут) типа веселых забав (маленькие сюрпризы, шутки, прибаутки, потешки, загадки, показ фокусов и импровизированных моментов из жизни в детском саду или по литературным произведениям). Такие развлекательные моменты помогают снять усталость, способствуют переключению внимания с одного вида культурно-досуговой деятельности на другой. Их можно проводить в любой момент, когда требуется создание эмоционально положительной атмосферы. Не обязательно для этого собирать всех детей группы. Можно провести досуговый момент с одним ребенком, если его надо отвлечь от грустных мыслей, снять психологическое напряжение. Для этого важно, чтобы воспитатель был внимателен к детям и развивал у себя умение видеть и чувствовать, кому необходима эмоциональная разрядка, кого нужно подбодрить. В практике работы дошкольных учреждений используется три вида развлечений - по степени активности участия детей: они являются только слушателями или зрителями; они непосредственные участники; участниками являются и взрослые, и дети. Развлечения можно классифицировать и по их содержательной направленности. • Театрализованные (кукольный и теневой театр, театр игрушки, флане-леграф, театр картинок, плоскостной театр, т.е. все виды театра и театральной деятельности). • Познавательные: КВНы и викторины о жизни и творчестве композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; об обычаях и традициях своей страны, народа; экологические. • Спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования, эстафеты. • Музыкально-литературные концерты. Изучение практики дошкольных учреждений показало: самым любимым видом развлечения у детей является театрализованное представление. Работа над спектаклем состоит из двух частей - подготовки его материальной части (куклы, ширмы и декорации) и разучивания пьесы исполнителями и репетиции. При организации кукольного театра следует учитывать возможности детей разного возраста. Работая над пьесой, воспитателю следует помнить следующие общие правила. • При распределении ролей следует обращать внимание на голоса детей, которые должны соответствовать роли. • Один и тот же взрослый может сыграть две или даже три роли, но только не тех персонажей, которые по ходу действия встречаются друг с другом в одной картине. Если же спектакль готовится силами детей, то каждый ребенок может исполнять только одну роль. • Первые две-три репетиции следует проводить без кукол - пьесу надо прочитать по ролям. • Приступая к репетициям с куклами, надо следить за тем, чтобы куклы все время держались на уровне воображаемого пола, по которому они ходят. • Репетировать пьесу надо по отдельным картинам, даже по отдельным эпизодам или кускам пьесы; при этом следует обращать внимание на живость и выразительность куклы. Она должна быть как живая. Чтобы помочь детям понять, какая именно кукла в данную минуту разговаривает, воспитатель объясняет: когда кукла "говорит", она слегка двигается, сопровождая слова жестами рук, наклоном головы, даже всего корпуса. Если персонаж сказки молча слушает своего партнера, он не должен двигаться. Фланелеграф и теневой театр требуют специального оборудования. Для фланелеграфа нужен лист фанеры, обтянутый неяркой однотонной фланелью. Создавать картины для него несложно: иллюстрации из книг наклеивают на другой кусок фланели и затем вырезают: это необходимо для того, чтобы за счет ворсинок они держались на фланелеграфе. Во время рассказа воспитателя или ребенка вырезанные фигуры накладывают на фланелеграф в соответствии с ходом повествования. Организация и проведение этого вида развлечения могут быть поручены детям старшего возраста. Дети подготовительной к школе группы знают довольно много сказок, историй, стихов, которые можно рассказывать и иллюстрировать картинками, что повышает интерес не только слушателей, но и рассказчиков. Фланелеграф можно использовать при организации развлечения, цель которого - подготовка к занятиям по изобразительной деятельности или развитию речи. Для дошкольников самым увлекательным видом театра является театр теней, создаваемый при помощи рук. Для его организации нужны стол, настольная лампа и экран - большой лист бумаги или маленькая простыня (ее- ли стена побелена, то экраном может служить она). На расстоянии 1,5-2 м от экрана следует поставить стол, на него - лампу, а возле него - два низких стула или скамейки. На стульях или скамейках будут сидеть исполнители (дети школьного возраста или воспитатель). Они должны сидеть друг против друга между лампой и экраном. Зрители сидят с противоположной стороны экрана на некотором расстоянии от стола. При показе театра теней надо учитывать следующее: чем ближе к лампе руки, тем больше тень, а значит, и силуэт, но чем меньше силуэт, тем он четче. Поэтому целесообразно установить лампу так, чтобы теневые фигуры были четкими, а главное, чтобы они были хорошо видны зрителям. Другими не менее интересными для детей развлечениями являются театр игрушки и театр картинок. Их организовывать просто: они не требуют сложного технического устройства. Для театра игрушек в качестве сцены используют несколько сдвинутых вместе столов, а на стульях игрушки должны лежать так, чтобы дети их не видели. Воспитатель берет куклу и прямо перед детьми начинает разыгрывать сюжет сказки или пьесы или импровизировать ситуации из жизни группы. Этот вид развлечений в группе можно организовать в любой момент. Значительное место в организации развлечений занимают концерты -исполнение музыкальных и литературных произведений в чередовании сольных и коллективных выступлений детей, взрослых. Как правило, концерты проводятся силами детей. Тематические концерты строятся на знакомых детям произведениях, могут включать вокальную или инструментальную музыку. Концерты, посвященные творчеству какого-либо деятеля искусства, следует начинать с показа его портрета, фотографий, рассказа о жизни и деятельности, а затем - в доступной форме - о произведениях. Опыт работы показал: наиболее интересной формой тематического концерта является сочетание нескольких видов искусства - музыки и поэзии, музыки и изобразительного искусства; при этом они, дополняя друг друга, сильнее воздействуют на ребенка и создают определенный эмоциональный настрой. Такие концерты являются хорошей формой для отражения интересных событий, окружающего мира, жизни детей, труда взрослых, а также сезонных явлений. К развлечениям относятся шутки, фокусы, загадки, сюрпризные моменты, аттракционы. Фокусы вызывают живой интерес у детей: с ними связано нечто загадочное, поражающее воображение. Фокусы обычно делят на две группы: основанные на иллюзиях и основанные на манипуляциях. Иллюзионисты для показа фокусов пользуются специальными, довольно сложными приборами и механизмами. Искусство же манипулятора состоит в особой ловкости рук, гибкости пальцев. Фокусы, которые показывают дошкольникам, нельзя отнести ни к той, ни к другой категории. Это скорее забавные и поучительные опыты, не требующие ни сложного инвентаря (можно обойтись бумагой, ножницами, щеткой, шнурком и др.), ни особого умения. Успех во многом зависит от умения интересно объяснить и преподнести их детям. Шуткам дети всегда рады. Их можно использовать в перерывах между играми, на праздничных утренниках и развлечениях, в любую подходящую
для этого минуту. Необходимо помнить: ни в коем случае не следует приводить шутки одну за другой. Полезно разучивать шутки со старшими детьми, с тем чтобы они могли рассказать их младшим: это научит последних понимать шутки и шутить самим, лучше видеть и понимать многообразный окружающий мир. Шарады - это отгадывание слов по частям (обычно по слогам). Прежде чем загадывать шарады, надо познакомить детей с техникой их отгадывания. Например, зашифровано слово "фасоль": первый слог - нота (фа), второй - тоже нота (соль), а целое - на горох похоже (фасоль). Загадывать и отгадывать загадки любят все дети. Найдя правильный ответ, они радуются своей сообразительности. Велико и воспитательное значение загадок, которые расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, развивают пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь. Для загадок характерны ясность, краткость, конкретность изложения, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идет речь. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют загаданное, зависит простота или сложность загадки. Надо в доступной форме объяснить это детям, подробно разобрать с ними ту или иную загадку - тогда процесс отгадывания будет более осмысленным. Загадав загадку, не надо торопить детей с ответом. Если ее никто не может отгадать, следует задать несколько наводящих вопросов, подсказать правильный путь в поисках решения. Планируя использовать загадки, следует помнить, что развлечения имеют две цели - развлечь и обучить. Поэтому загадки могут быть направлены на закрепление и обобщение представлений и знаний детей о том или ином предмете, на привлечение внимания ребенка к той или иной особенности, характерной черте предмета, явления. Подбор загадок зависит от того, на что воспитатель хочет сделать акцент, а также от возраста детей. Такой вид развлечений может быть проведен как со всеми детьми группы, так и с подгруппой. Но, как правило, в таких мероприятиях любят принимать участие все дети. Аттракционы - это организованные воспитателем, родителями или самими детьми веселые ситуации (например, переложи шарики, камешки из одной коробочки в другую и т.п.), дающие возможность посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке. Первое, о чем должен подумать воспитатель, -это о том, чтобы силы соревнующихся (разделенных на команды) были равными. Сами аттракционы должны быть выбраны с учетом возраста детей (и усложняться от младшего возраста к старшему). Так, например, в аттракционе "Собери листья" малышам предлагается простое задание - кто скорее соберет разбросанные по полу листья, а детям старшего возраста - более сложное (не только собрать листья, но и составить из них красивый букет). Воспитателю необходимо помнить: когда игра закончится, победителей следует поощрить морально (воспитатель дает положительную оценку, а дети хлопают выигравшему) или материально (дается "медаль" или флажок за умение побеждать). Сюрпризы - это неожиданные и веселые моменты, которые всегда вызы- вают бурю эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация, дети оживляются. В результате их деятельность активизируется. Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию внезапности, новизны, в которых ребенок дошкольного возраста нуждается. Потребность в новых впечатлениях перерастает в познавательную потребность. Сюрпризные моменты можно включать в занятия, прогулки, праздники и вообще в любой момент повседневной жизни ребенка в детском саду. Готовясь к организации развлечений, воспитатель должен выбрать методы и приемы, которые помогут ему решить поставленные задачи. Приемы могут быть игровыми, трудовыми и учебными, при этом они должны быть тесно связаны, только тогда культурно-досуговая деятельность в ходе подготовки к развлечению будет интересной. При организации развлечений очень важно не допускать перегрузки и детей, и воспитателя. Работа должна равномерно распределяться между воспитателем, музыкальным работником, ребенком и родителями (правда, некоторые формы развлечений воспитатель может подготовить и провести самостоятельно). Планировать развлечения воспитателю и музыкальному работнику следует совместно - это поможет углубить и разнообразить их работу по воспитанию и обучению детей, а также осуществить взаимосвязь с другими видами детской деятельности. Чтобы план был выполнимым, надо учитывать нагрузку воспитателя, музыкального работника в течение месяца, участие их в общесадовских и групповых мероприятиях. Когда воспитатель загружен, можно спланировать не требующие длительной подготовки развлечения (просмотр мультфильмов и диафильмов, прослушивание грамзаписей и аудиокассет) или включить в план работы развлечения, где основная нагрузка ляжет на музыкального работника. Целесообразно составлять план развлечений на месяц или квартал. Перспективное планирование позволит музыкальному работнику и воспитателю рационально, с наименьшими затратами сил и времени осуществлять руководство этой работой. Как показала практика, музыкальное оформление развлечений имеет большое значение. Обычно музыка звучит в исполнении музыкального работника или детского оркестра; можно также использовать грамзаписи или аудиозаписи. Продуманный подбор музыкальных произведений помогает создать необходимое настроение, усилить впечатления, вызвать эмоциональный отклик. Праздник - это день, наполненный радостью и весельем. Положительные эмоции объединяют всех: и детей, и взрослых. Особое значение праздник имеет для ребенка. Праздники, которые отмечаются в детском саду, имеют свои цели и задачи. Главное - создать у ребенка радостное настроение, вызвать эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру (традиции праздников, их организация, правила приглашения гостей, гостевой этикет). Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого формируются их нравственные качества. Подготовка к празднику и сам праздник вызывают у детей радостное волнение, формируют художественный вкус, сплачивают всех участников. Самое главное, чтобы ребенок не был только созерца- телем, наблюдателем и слушателем. Взрослые должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать активное участие в оформлении зала, группы и других помещений детского сада. Это обеспечивает социализацию ребенка, его активную позицию и сохранение традиций и обычаев русского народа. Мы выделили следующие виды праздников, которые наиболее часто отмечаются в детском саду. • Народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Сороки, Красная Горка, Иван Купала, весенне-летние игрища и забавы, Осенины. • Государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др. • Международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день. • Православные: Рождество Христово, Благовещение, Пасха, Вербное воскресенье, Троица, Покров, престольные праздники и др. • Бытовые и семейные: день рождения, выпуск в школу, Праздник букваря, традиционные дни в детском учреждении или группе; праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям (праздники мыльных пузырей, оригами, воздушных шаров, бумажных корабликов). При организации праздников как особого вида культурно-досуговой деятельности следует соблюдать принципы, характерные для русской праздничной традиции: душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, выражение коллективного строя жизни, состояние всеобщей гармонии. Программу праздника составляют так, чтобы в нее можно было вносить изменения. Она обсуждается и утверждается на педагогическом совете, где уточняются обязанности членов коллектива, выбирается ведущий, который посещает занятия, разучивает песни и танцы. Ведущий, музыкальный руководитель и воспитатель вместе обдумывают размещение детей на празднике, последовательность их выступлений и сюрпризных моментов. Иногда подготовка к утреннику сводится к бесконечным репетициям, что отрицательно сказывается на ходе праздника, а главное - отбивает у детей интерес к нему. Репетиции, как правило, не нужны, если ведется планомерная, последовательная работа. Роль ведущего в процессе праздника велика. Именно ведущий должен объединить детей и взрослых, создать хорошее настроение, а для этого он должен быстро реагировать на все происходящее. Для этого очень важно, чтобы у ведущего была хорошая литературная речь, чтобы он был эмоциональным и находчивым, умел шутить и, что особенно важно, был искренним, веселым, естественным и жизнерадостным. Можно так продумать ход праздника, чтобы старшие дети выступали в роли помощников ведущего. При оформлении помещения к празднику нужно помнить о следующих основных правилах оформления: оно должно отвечать содержанию праздника, быть художественным, т.е. развивать у детей художественно-эстетический вкус, и понятным для ребенка, а также создавать у всех радостное настроение и предвосхищать события, т.е. вызывать интерес к ним. При составлении сценария праздника на любую тему надо соблюдать общие правила. • Начало праздника должно быть ярким и торжественным. • Сюжет, в котором отражается основная идея праздника (детские выступления, инсценирование сказок, сюрпризные моменты, игры, песни, танцы, чтение стихов и тд.), должен развиваться так, чтобы эмоциональный подъем шел по возрастающей. Обязательно должно быть запланировано вручение подарков, что всегда углубляет эмоциональное состояние ребенка. (Подарки следует раздавать быстро, но без суеты.) Музыкальный руководитель и воспитатель заранее продумывают, где дети будут сидеть, где переодеваться, где будут располагаться праздничные атрибуты. Все должно быть рассчитано так, чтобы праздник не задерживался по "техническим причинам". Длительные по времени праздники утомляют ребенка, вызывают перевозбуждение, которое обычно сменяется подавленностью, депрессией, иногда капризами и слезами. Длительность праздника - 30 минут для детей младших групп и 45-50 минут для старших детей. При составлении сценария и отборе игр, песен, танцев, стихов следует ориентироваться на те, которые соответствуют празднику и которые дети хорошо знают и любят. Как преподнести эти выступления, зависит от взрослых, от их умения обыграть каждый номер, внести сюрпризность. Особое внимание следует уделить звукозаписям. Чрезмерное их использование отрицательно сказывается на формировании музыкального слуха: часто звукозаписи низкого качества. Кроме того, любое произведение в записи носит характер авторского исполнения, и поэтому ребенок не всегда может понять, как следует исполнять то или иное произведение. Самообразование - это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, по приобретению систематических знаний в какой-либо сфере науки, искусства, культуры и техники. В процессе самообразования человек развивается именно в том направлении, которое он сам выбрал; раскрываются его способности, творческий потенциал, реализуются духовные интересы. Самообразование происходит в свободное время, т.е. является одним из видов культурно-досуговой деятельности. Мы считаем, что самостоятельная деятельность ребенка носит элементы самообразования, которое имеет свою специфику, связанную с психофизиологическими особенностями. • Самообразование происходит под руководством взрослых и может быть опосредованным и прямым. • Самообразование во многом зависит от предметно-развивающей среды, которая в основном создается взрослыми, хотя иногда к этому процессу привлекают детей (организация выставок, оформление интерьера и т.д.). • Потребность у ребенка в самообразовании в полной мере зависит от взрослых, их кругозора, стремления к новым знаниям, умения "зажигать' этими знаниями других, вызывая интерес и потребность в их получении. Чтобы самообразование стало средством самовоспитания, взрослым необходимо формировать у детей интерес к новым знаниям, умение их добывать и доводить дело до конца, воспитывать такие нравственно-волевые качества, как упорство, навыки самостоятельной и совместной работы, уважение к мнению других детей и т.п. При организации самообразования дошкольника необходимо опираться на следующие положения. • Важно исходить из того, что ребенку нужно помогать на основе принципа развивающего обучения. Только тогда будут раскрываться его способности. Кроме того, при общении с ребенком не следует ограничивать свободный ход его развития. • Формируя навыки самостоятельной деятельности, воспитатель должен научить ребенка оценивать свои затруднения как повод для обращения к своим возможностям, как точки роста новой мысли (новой для ребенка и педагога), постепенного осмысления необходимости создания - в сотрудничестве с взрослым - нового способа действия. • Деятельность, связанная с самообразованием, носит творческий характер. Поэтому с целью ее формирования необходимо развивать творческое воображение, которое позволит поставить тот или иной вопрос и попытаться получить на него ответ. К самообразованию как виду культурно-досуговой деятельности детей мы относим игру, чтение книг, рассматривание иллюстраций, экскурсии, посещение музеев, выставок, театров и театральных представлений, коллекционирование, самостоятельное экспериментирование, самостоятельную художественную деятельность. Остановимся на детском коллекционировании как менее изученном виде самообразования дошкольника. Его результативность зависит прежде всего от того, насколько оно интересно ребенку. При собирании марок, открыток, наклеек, предметов, игрушек интерес возникнет в том случае, если взрослые, руководя коллекционированием, опираются на общепринятые рекомендации и умеют увлекать детей. Коллекционирование начинается с того, что взрослый и ребенок ставят общую цель: что будут собирать, с какой целью, по какому принципу будет собираться материал. Для дошкольников более доступен тематический принцип, а в старшем возрасте и исторический. Тематический принцип позволяет сосредоточиться на одном направлении и расширять знания в выбранной области. Одно из любимых детских занятий - коллекционирование марок и открыток на определенную тему (природа, спорт, города, репродукции картин, портреты композиторов, художников и т.д.). Какая бы область ни была выбрана, нужно продумать форму хранения коллекции (альбом для марок, витрина для игрушек, коробочки для семян или камешков и т.д.). Оформлять коллекцию следует красиво, чтобы она выглядела привлекательно и вызывала интерес у других. Любой ребенок испытывает удовольствие от того, что он может рассказать о предмете своей коллекции, проявить свои знания. Творчество как кулътурно-досуговая деятельность ребенка. Обычно чем культурнее человек, тем более разнообразен его досуг, который он использует не только для отдыха, самообразования, но и для творческой деятельности. Вместе с тем каждый использует собственную творческую деятельность с целью отдохнуть, получить новые впечатления, положительные эмоции и заряд вдохновения. Творческая деятельность ребенка как вид до-суговой деятельности не обязательно приводит к желаемому результату, но участие в ней не проходит бесследно. У всех детей есть способности. Они любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую для их развития творческую проектировочную среду, например студии при дошкольных учреждениях и в системе дополнительного образования (центры и дома творчества и т.д.). На развитие творчества детей большое влияние оказывает организация занятий в студии, что подтверждается результатами нашего исследования. Отличительной особенностью таких занятий является то, что они позволяют создать комфортную психологическую атмосферу, предоставляют каждому ребенку возможность самостоятельно выбрать для себя форму занятий, сферу интересов. Основная цель занятий - обретение каждым дошкольником уверенности в своих возможностях и способностях. Этому способствуют доступность и посильность заданий, четкое, поэтапное их объяснение, установка на необходимость получения знаний и навыков, создание проблемно-поисковых ситуаций, а также реализация на практике индивидуального подхода. Развитие творческого потенциала ребенка - это длительный процесс развития личности в целом, поэтому творческие задания направлены на углубление восприятия, мышления, воображения. Учебное занятие в системе дополнительного образования включает следующие этапы: начало занятия (сообщение темы) и постановка задач, обдумывание плана действий, создание произведения (выполнение творческих заданий), подведение итогов. Для обеспечения условий, необходимых для самореализации в процессе до-суговой деятельности, необходимо заботиться о впечатлениях, которые получает ребенок и которые должны носить разносторонний характер. Чем больше впечатлений, тем шире интересы ребенка, тем он любознательнее, что способствует возникновению увлеченности. Если дети сохранят ее, то смогут не только оптимистически воспринимать действительность, но и будут стремиться к культурному времяпрепровождению.
Первая младшая группа Задача воспитания - обеспечить каждому ребенку тепло, уют, эмоциональное благополучие, объединить всех детей общими переживаниями, вовлечь в культурно-досуговую деятельность родителей и других близких взрослых. Совместная культурно-досутовая деятельность закладывает основы приобщения родителей к процессу воспитания, основы взаимосвязи семейного и общественного художественно-эстетического воспитания. Проводя развлечения в первой младшей группе, надо учитывать следующее. • Тема развлечения должна соответствовать интересам детей. • По возможности следует включать в развлечение всех детей.
• Каждому ребенку надо предоставить возможность проявить самостоятельность. • Оформление зала или группы должно соответствовать тематике развлечения. При организации спортивных мероприятий необходимо учитывать пределы возможной нагрузки на детей. Нежелательно, чтобы они перевозбуждались; вместе с тем им должно быть весело и интересно. Проводятся подвижные игры, которые детям уже знакомы. Атрибуты целесообразно готовить заранее, а внося в группу, обыгрывать, что повышает интерес детей к развлечению и способствует эмоциональному подъему, а также возникновению личностно значимых мотивов деятельности. Театрализованные развлечения в этом возрасте занимают особое место. Дети воспринимают спектакль очень эмоционально, стремятся принимать в нем участие. В связи с этим рекомендуем придерживаться следующих правил. • Спектакль проводится по знакомой детям сказке и соответствует их уровню развития. • Привлекая детей к инсценированию, им поручают действия, которые они могут выполнить. • Ребенку одновременно действовать и говорить еще сложно, поэтому необходимо использовать поэтапное исполнение роли: вначале действие, потом слова или наоборот. • Понравившиеся детям моменты спектакля можно повторить два-три раза. Значительный интерес дети проявляют к забавам, народным и словесным играм, сопровождаемым движениями рук, к заводным игрушкам, сюрпризным моментам. Забавы помогают снять усталость малышей, вызвать интерес и переключить их внимание. Условием инсценирования песни является знание детьми ее содержания; при этом их не следует учить движениям, целесообразно предоставить возможность самим действовать под текст песни, т.е. проявить творчество. В то же время, чтобы получилось задуманное воспитателем, с детьми предварительно разучивают образные упражнения. Кроме того, необходимо создать атмосферу, адекватную содержанию песни, в связи с чем большое значение придается атрибутам, красочно дополняющим игру и помогающим ребенку войти в художественный образ. Действия музыкального руководителя определяются местом проведения праздника. Если его организуют в зале, то музыкальный руководитель приходит в группу за детьми, обращая внимание на то, как они нарядно одеты, и приглашает всех в зал. Когда малыши входят в музыкальный зал, их внимание обращают на его убранство, объясняют, почему так красиво и необычно в зале, после чего разворачиваются события согласно сценарию. При проведении праздника в группе музыкальный руководитель приходит к детям, обращает их внимание на то, как в ней красиво, как нарядно они одеты, и предлагает всем вместе повеселиться. При разработке сценария праздника следует стремиться к тому, чтобы он был максимально приближен к домашнему празднику, проходил без лишней заорганизованности. Ведущая роль в ходе праздника принадлежит воспитателю, который, участвуя во всех действиях детей, заражает их своим положительным эмоциональным настроем. Вторая младшая группа Главная цель культурно-досуговой деятельности в данной возрастной группе состоит в развитии деятельности по интересам, стимулировании желания детей действовать самостоятельно, проявляя свое Я. Поэтому при ее организации надо исходить из интересов ребенка, его эмоционального состояния, однако это не означает, что все делается для удовлетворения его "я хочу". Необходимо создать такую ситуацию, при которой дети захотят делать то же, что и воспитатель. Взрослый является единомышленником малышей: он хочет доставить им радость и дать каждому почувствовать, что он что-то в этой жизни значит. Необходимо приобщать детей к созерцанию природы, картин, красивых вещей и предметов, которые их окружают, а для этого в группе следует создать развивающую художественно-эстетическую среду. В процессе организации отдыха можно использовать любые игровые действия, ситуации, разнообразные игры-, сюжетные, строительные, театрализованные, подвижные, настольные и т.д., рассматривание иллюстраций в книгах. Для детей данного возраста характерно более активное участие во всех развлечениях. Они, как уже было сказано, стремится проявить свое Я, и задача взрослого - деликатно формировать у них основы культурного времяпрепровождения, умение занимать себя интересной и полезной деятельностью. Ребенка этого возраста очень легко переключить с одной деятельности на другую, если вызвать к ней интерес и создать мотив деятельности, для чего воспитателю необходимо развивать у себя умение предвидеть детский интерес, поставить цель, выделить задачи и наметить план действий. В данной возрастной группе проводятся следующие развлечения: тематические, театрализованные, концерты, спортивные, забавы. Все они направлены, с одной стороны, на закрепление знаний, а с другой - на создание условий, вызывающих интерес к тому, чего ребенок еще не знает, но что ему необходимо узнать в ближайше
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.119.7 (0.019 с.) |