Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ребенок и окружающий мир: природное окружение. Экологическое воспитаниеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
"Природное окружение. Экологическое воспитание" дошкольников -это новый раздел, которого раньше в Программе не было. Цель раздела - ознакомление детей с живой и неживой природой, формирование осознанно бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры. Реализация цели происходит через решение следующих задач. • Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды. • Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие). • Формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса. • Развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними. • Формирование потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города (поселка, деревни и т.д.). • Развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира.
• Формирование привычки рационально использовать природные ресурсы. • Развитие умений правильно взаимодействовать с природой. • Развитие интереса к миру природы. • Формирование эстетического отношения к действительности, прежде всего к природе во всех ее проявлениях. Достижение цели и задач раздела предусматривает следование принципам системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Специально организованные занятия рекомендуется проводить с первой младшей группы. Экологическое воспитание осуществляется также в процессе наблюдений, целевых экскурсий, чтения художественных произведений, различных игр, а также трудовой и продуктивной деятельности. Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как интегрированные занятия, опытническая деятельность, просмотр видеофильмов, телепередач, экологическая тропа и экологические праздники. Информация, которую дети получают, должна быть научно достоверной и в то же время доступной для их понимания. Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка. В дошкольном учреждении должны быть созданы все необходимые условия для ознакомления дошкольников с природой: в групповой комнате - утолок природы, на территории детского сада - небольшой огород, цветник, уголок леса, поля и сада. Целесообразно организовать экологическую тропу, где можно познакомить детей с различными природными явлениями, с живыми и неживыми объектами, провести наблюдения, организовать игру и т.д. В групповой комнате растения и животные должны содержаться в соответствии с природосообразными условиями. Главное, чтобы они были задействованы в учебно-воспитательном процессе и были абсолютно безопасны для жизни и здоровья детей. (Обращаем особое внимание: взрослому нужно знать, есть ли в группе дети с аллергическими заболеваниями, чтобы исключить растения и животных, которые являются аллергенами.) В уголке природы рекомендуется иметь природный и бросовый материал для изготовления поделок. Он должен храниться в эстетично оформленных коробках и выкладываться по мере необходимости. Хорошо, если в дошкольном учреждении есть комната природы (специ- ально выделенное помещение для объектов живой природы), а также кабинет природы (экологии), в котором созданы необходимые условия для проведения занятий. Там можно устроить мини-огород: высадить в ящики с землей лук, овес, горох; помидоры, капусту, перец, огурцы; бархотки, астры, циннии (в экологически неблагоприятных условиях не следует рассаду высаживать в открытый грунт: попробовать выращенные овощи дети не смогут). Экологическое воспитание необходимо проводить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Воспитатель, если он проводит работу по экологическому развитию детей дошкольного возраста, должен сам хорошо разбираться в вопросах экологии. Необходимо объяснять детям, что в природе не бывает ни вредных, ни полезных организмов, а каждый выполняет свою функцию, поддерживая природное равновесие. Особое значение следует уделять совместной работе родителей и детей. С участием родителей можно организовать экологические праздники: 22 марта - Всемирный день воды, 1 апреля - Международный день птиц, 22 апреля - День Земли, 22 мая - Международный день биоразнообразия, 5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды, 4 октября - Всемирный день животных. В каждой возрастной группе, начиная с первой младшей, воспитатель проводит специально организованные занятия (фронтальные или подгрупповые). С сентября по май во всех возрастных группах, кроме старшей, занятия чередуются в течение месяца - "Предметное окружение", "Явления общественной жизни", "Природное окружение. Экологическое воспитание". В старшей группе детского сада занятия по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию проводятся один раз в неделю. Проводит их обычно воспитатель или эколог. Для углубленной работы по экологическому воспитанию во второй половине дня в кабинете экологии можно проводить дополнительные занятия. В работе по ознакомлению с окружающим миром педагог должен учитывать региональный компонент: природу родного края, народные традиции, краеведение. В конце учебного года для проверки эффективности работы по данному разделу целесообразно провести диагностическое обследование детей.
Первая младшая группа С детьми третьего года жизни начинают проводить организованные занятия по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию (один-два раза в месяц). У детей необходимо формировать интерес к явлениям природы, учить относиться к ней бережно: не топтать зеленые насаждения, не рвать цветы и листья, не сорить. Ознакомление с природой нужно начинать с ближайшего окружения. В групповой комнате необходимо создать условия для первоначального ознакомления детей с природой: с помощью игрушек и картинок их знакомят с домашними животными - кошкой, собакой, коровой, учат узнавать и называть этих животных и их детенышей (кошка с котятами, собака с щенками, корова с телятами). Взрослый развивает интерес к животным и желание рассматривать их на картинках. Познакомить детей с такими животными, как заяц, лиса, медведь, можно читая и рассказывая сказки. При рассматривании картин и иллюстраций, во время чтения художественных и фольклорных произведений воспитатель знакомит детей с характерными особенностями животных, учит различать и называть части тела (у собаки есть голова, туловище, хвост и ноги). Речь воспитателя должна быть четкой и понятной детям. Для закрепления знаний можно предложить малышам поиграть в игры типа "Чей малыш?", "Чья мама?", "Кто как кричит?". Вместе с воспитателем дети могут покормить птиц и понаблюдать за тем, как они клюют зернышки; на прогулке или из окна групповой комнаты понаблюдать за птицами, которые прилетают на участок (голуби, воробьи, вороны). При этом следует обратить внимание на то, как птицы машут крыльями во время полета, как ходят по земле, как клюют корм и др. В процессе наблюдений нужно учить детей находить и называть отличительные особенности животных, птиц и рыб (животные ходят и бегают по земле, птицы летают в воздухе, рыбки плавают в воде). Воспитатель должен стараться всячески поддерживать интерес детей к живым объектам, поощрять желание общаться с животными. В процессе ознакомления с неживой природой воспитатель обращает внимание на то, что сухой песок рассыпается, а если его полить водой, становится влажным и из него с помощью формочек можно делать пирожки. В играх с водой целесообразно показать ребенку, что вода жидкая, ее можно переливать из одного сосуда в другой, вода может быть холодной, а если постоит на солнышке, то станет теплой. Особенности сезонных наблюдений. Осень. Взрослый называет время года - осень, формирует элементарные представления об осенних изменениях в природе (разноцветные листья на деревьях, похолодало, идут частые дожди, дует ветер, листья летят с деревьев), предлагает полюбоваться разноцветными осенними листьями, учит называть их основные цвета (желтый, зеленый, красный). Для закрепления знаний можно провести игры "Найди такой же листок", "Покажи красный листик" и др. С помощью вертушек следует показать детям, как дует осенний ветер, вместе с ними во время дождя послушать, как стучат капли дождя по крыше и стеклам окон, прочитать потешку "Дождик-дождик!". На прогулке необходимо обратить внимание на то, как взрослые и дети одеты: в куртки, пальто, шапки, шарфы. Следует рассмотреть овощи и фрукты, которые растут в данной местности, учить отличать их по внешнему виду и называть (огурец, помидор, морковь, яблоко). Закреплению знаний детей об овощах и фруктах способствуют дидактические игры "Чудесный мешочек", "Найди и назови", "Узнай на ощупь". Зима. Взрослый называет время года - зима, обращает внимание детей на то, как снег укрывает землю, деревья и дома, как он падает; предлагает потрогать снег для ознакомления с его свойствами (холодный, но быстро тает от соприкосновения с теплой рукой). Целесообразно понаблюдать за тем, как дети старших групп лепят снеговиков, рассмотреть елочку, запорошенную снегом. Если нет возможности показать настоящее дерево, то следует рассмотреть картинку с его изображением. Весна. Взрослый называет время года - весна, предлагает рассмотреть зеленую травку и распустившиеся цветы, обращает внимание детей на то, как с появлением травы и первых весенних цветов становится красиво на участке детского сада, учит радоваться их появлению. Необходимо рассмотреть деревья, на которых появились первые зеленые листочки, учить отличать и называть деревья и цветущие травянистые растения. Можно понаблюдать за птицами, прилетающими на участок (голуби, воробьи, вороны, синицы), посмотреть, как они летают, клюют корм, пьют воду из лужицы, как передвигаются по земле (синички прыгают, голуби ходят). Прочитать стихотворение А. Барто "Птичка". Поощрять желание детей наблюдать за птицами. Лето. Взрослый называет время года - лето, организует с детьми игры с песком и водой, в процессе которых они знакомятся с их свойствами. После дождя следует показать детям радугу, предложить полюбоваться красотой этого природного явления. В групповой комнате можно организовать игры с солнечными зайчиками. В повседневной жизни взрослый организует наблюдения за растениями и животными уголка природы, привлекает детей к выполнению индивидуальных поручений. В уголке природы рекомендуется иметь: аквариум (периодически педагог приносит в группу для рассматривания золотую рыбку или карасика); растения (комнатные растения четырех-пяти видов, по два-три экземпляра на выбор педагога: бальзамин, фикус, хлорофитум, кливия, бегония); овощи и фрукты (огурец, помидор, морковь, яблоко); календарь погоды; наглядный иллюстративный материал (картинки с изображением домашних животных, книги с иллюстрациями, на которых изображены животные); материал для проведения элементарных опытов (песок, формочки для изготовления цветных льдинок, формочки для песка); материал для развития трудовых навыков (лейки для поливки комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки). Развитие трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями. На прогулке дети могут помочь взрослому убрать на дорожках осенние листья. В зимнее время их учат правильным навыкам обращения с лопаткой, помогать в уборке снега. Взрослые в присутствии детей лепят несложные снежные фигурки, а затем все вместе украшают их цветными льдинками. В уголке природы дети выполняют индивидуальные поручения воспитателя. Ухаживая за растениями, он называет свои действия, рассказывает, как надо поливать цветы, привлекает к этому детей.
Вторая младшая группа Взрослый продолжает формировать интерес к явлениям природы, учит бережно относиться к растениям и животным (не рвать цветы, листья, не ломать ветки, не пугать животных, не уничтожать гусениц, червяков, бабочек, жуков). Занятия во второй младшей группе проводятся один-два раза в месяц с сентября по май. В ходе целенаправленных наблюдений детей учат замечать изменения, которые происходят в природе от сезона к сезону; знакомят с основными потребностями человека и животных, удовлетворение которых необходимо для поддержания жизни (тепло, свет, вода, пища); продолжают знакомить с обитателями уголка природы, учат наблюдать, как взрослые ухаживают за ними. У детей формируют элементарные представления о некоторых растениях, которые растут в данной местности (о деревьях, цветущих травянистых и комнатных растениях). Для их закрепления можно организовать игры "Четвертый лишний", "От какого дерева лист?". Взрослый учит детей различать и называть части травянистых растений (стебель, листья, цветок). Продолжает знакомить с некоторыми характерными особенностями времен года: осенью идет дождь, облетают листья с деревьев; зимой холодно, много снега; весной распускаются на деревьях листья, появляются первые цветы, прилетают птицы; летом растения цветут, ярко светит солнце, много насекомых. При описании явлений природы нужно чаще использовать стихи, песенки, потешки, пословицы. Следует формировать умение отражать в рисунке красоту окружающего мира, продолжать знакомить детей с некоторыми домашними животными, особенностями их передвижения, поведения и питания, дать понятие о жилище собаки (конура). Педагог формирует чувство ответственности за животных, которые живут в доме рядом с человеком, учит правильно обращаться с ними (не трогать чужих животных; со своими не только играть, но и поить и кормить). Следует закреплять умение узнавать и называть домашних животных и их детенышей (корова с теленком, свинья с поросенком, коза с козленком, лошадь с жеребенком), знакомить с некоторыми особенностями жизненных проявлений (чем питаются, какие звуки издают - лошадь ржет, свинья хрюкает, собака лает), учить называть отличительные особенности внешнего вида знакомых животных. По мере возможности следует организовать наблюдение за курицей с цыплятами и уткой с утятами, кроликом, прочитать стихотворение В.Берестова "Курица с цыплятами". Можно организовать наблюдения за декоративными птицами: волнистыми попугайчиками, канарейками; обратить внимание на то, что птиц не нужно трогать руками (птицы от этого могут заболеть). Учить находить и называть характерные отличительные особенности животных, птиц и рыб. Следует предложить детям понаблюдать за птицами на прогулке (греются на солнышке, голуби воркуют, воробьи чирикают и купаются в лужах), поиграть в игры "Воробышки и кот", "Птички и птенчики". В теплое время года можно предложить детям взять кролика на прогулку и понаблюдать за ним в естественных условиях, вызывая у них желание ухаживать за животным, ласково разговаривать с ним. Взрослый продолжает знакомить детей с дикими животными: зайцем, лисой, медведем. Учит узнавать по внешнему виду лягушку, формирует знания о том, что она прыгает и квакает. Учит узнавать и называть некоторых насекомых (бабочка, жук), формирует знания о том, что они летают и у них есть крылья. Если эти объекты невозможно показать в естественной обстановке, сле- дует использовать картинки с их изображением. Чтобы у детей сложились правильные представления, животные, с которыми вы хотите познакомить дошкольников, должны быть изображены четко и реально. Можно также использовать слайды, видеофильмы. После рассматривания иллюстративного материала можно побеседовать с детьми о том, кто видел этих животных в действительности, дать возможность высказать свои впечатления от обще-ия с ними. Для закрепления знаний о животном мире хорошо провести иг-'ы "Зоологическое лото", "Летает - не летает". Следует обратить внимание детей на изменения Солнца в разное время ода, дать понятие о том, что днем человек и многие животные бодрствуют, ночью спят. Детей постепенно учат наблюдать, анализировать и делать выводы. Особенности сезонных наблюдений. Осень. Необходимо продолжать знакомить детей с характерными особенностями осеннего периода деревья желтеют, опадают листья, становится холоднее и т.п.). Предоставить им возможность наблюдать за ветром (игра с ленточками). Взрослому следует формировать у детей умение по внешнему виду и вкусы различать некоторые овощи и фрукты (с учетом местных условий), продолжать учить дошкольников замечать изменения в погоде, любоваться осенними листьями, называть их основные цвета (желтый, зеленый, красный). Следует показать детям отличительные особенности листьев клена, дуба и березы. Закреплению представлений об овощах и фруктах способствуют дидактические игры "Чудесный мешочек", "Найди и назови". Зима. Детей продолжают знакомить с ее характерными особенностями (солнце светит редко, холодно, идет снег, все деревья в снегу, дует холодный ветер и т.п.). Взрослый предлагает полюбоваться снежинками, рассмотреть их, учит детей называть время года (зима) и некоторые зимние явления (снегопад). Целесообразно вместе с детьми рассмотреть елку, загадать о ней загадку, обратить внимание на то, что это дерево всегда с зелеными иголками. На прогулке следует наблюдать за птицами (снегири, синицы, воробьи), которые прилетают зимой на участок; рассмотреть льдинки, сравнить снег и лед (что между ними общего и чем они отличаются), закрепить знания о свойствах снега (белый, от тепла тает, легкий). Весна. Детей следует знакомить с ее характерными особенностями (солнце ярко светит и греет, снег начинает таять, становится рыхлым, побежали ручьи, распустились цветы, прилетели птицы и т.п.); можно понаблюдать за появлением ручейков, сравнить лужи и ручейки; обратить внимание Детей на сосульки (они блестят на солнце, с них капает вода, они длинные, их много на солнечной стороне). Учить детей самостоятельно делать выводы. Целесообразно прочитать стихотворение А. Барто "Солнышко". С детьми надо рассмотреть, как с появлением травы и первых весенних Цветов (тюльпанов) на участке детского сада становится красиво. Их следует учить любоваться цветами, бабочками, божьими коровками, слушать, как поют птицы весной. Следует провести цикл наблюдений за птицами, прилетающими на участок (если прилетают скворцы, понаблюдать, как они залетают в свои домики), за тем, как птицы передвигаются, клюют корм, пьют воду из лужицы. В группе следует обратить внимание детей на цветущие комнатные растения, на появление у них новых листочков, а на участке - понаблюдать за работниками детского сада, которые готовят землю к посеву семян и посадке лука, одновременно развивая умение анализировать и делать выводы. Лето. Детей следует учить называть это время года, обращать их внимание на то, что летом птицы перестают прилетать к кормушкам: им легче найти корм в естественных условиях. Надо знакомить детей с характерными особенностями летнего периода (жарко, люди купаются в реке, на полянах много цветов), рассматривать с ними бабочек, прилетающих на участок, обращать внимание на то, что летний дождь теплый. Прочитать стихотворение А. Босева "Дождь". В процессе игр с песком и водой следует закреплять знания дошкольников об их свойствах. На прогулке как можно чаще обращать внимание детей на красоту окружающей природы. Уголок природы. В повседневной жизни взрослый организует наблюдения за растениями и животными в уголке природы, привлекает детей к выполнению индивидуальных поручений. В уголке природы второй младшей группы рекомендуется иметь: аквариум с рыбками (одна-две золотые рыбки, карасик); клетку с птицами (канарейка); комнатные растения (четырех-пяти видов неприхотливых растений) по два-три экземпляра, например фикус, примула, бегония, герань, бальзамин; овощи и фрукты (огурец, помидор, морковь, капуста, яблоко); осенние листья для букетов; срезанные ветки деревьев и кустарников в воде; календарь погоды; наглядный иллюстративный материал-, набор картинок с изображением животных (собака, кошка, корова, лошадь, заяц, лиса, медведь и др.); книги с иллюстрациями, где изображены животные; набор картинок с изображением птиц (курица, утка, голубь, воробей, синица, снегирь); альбомы "Времена года"; дидактические игры; материал для проведения элементарных опытов (песок, сосуд с водой, формочки для песка, снега и льда); материал для развития трудовых навыков: природный и бросовый материал для ручного труда (шишки, веточки, желуди, флакончики, крышки); инвентарь (лейки для поливки комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки, мерные ложки для корма, пластмассовые ведерки). Развитие трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями. На прогулке дети выполняют трудовые поручения под руководством взрослого или вместе с ним; при этом воспитатель должен поощрять стремление детей выполнять те или иные трудовые действия, тем самым развивая у них желание трудиться. Можно организовать коллективный труд или труд по подгруппам. Следует учить детей трудиться рядом друг с другом, не мешая. При наличии в детском саду огорода осенью им можно предложить собрать листья в кучу, выдернуть морковь и т.п.; прочитать стихотворение О. Поляковой "В огороде". В зимнее время года дети вместе с воспитателем могут расчищать дорожки от снега, счищать его со скамеек. Взрослый возводит снежные постройки, а дети наблюдают за работой и подвозят снег на санках. Все вместе украшают постройки (льдинками, печатками наносят узоры). Хорошо показать детям, как из снега делать снежные комья, как мастерить снежные торты, пирожки, маленьких снеговиков. Формировать желание самостоятельно лепить из снега. В уголке природы воспитатель работает в присутствии детей и дает им индивидуальные поручения, состоящие из несложных действий (под присмотром взрослого взять корм, покормить животное, полить цветок из лейки и др.). Воспитатель показывает, как нужно выполнять различные действия, а дети сразу же повторяют за ним. Необходимо учить их правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья влажной тряпочкой. Важно формировать у детей желание помогать взрослому в уходе за животными и растениями: насыпать корм в кормушку, наливать воду в поилку, насыпать песок в клетку; наблюдать за взрослым, который сажает луковицу, а затем под его руководством сажать луковицу в стаканчик. Следует развивать интерес к посадке растений: в присутствии детей пересаживать комнатные растения, комментируя свои действия. В процессе наблюдений необходимо научить детей делать выводы о том, когда нужно накормить животных, полить растения, сменить воду в поилке.
Средняя группа У детей пятого года жизни продолжают развивать интерес к явлениям природы и формировать умение взаимодействовать с окружающим миром. Занятия проводят один-два раза в месяц с сентября по май. Знакомство детей с природой и экологическое воспитание продолжается и вне занятий. В процессе чтения художественных и фольклорных произведений их учат замечать и сравнивать особенности поведения животных в сказках и повадки животных в природе, делать выводы и делиться своими впечатлениями от общения с миром природы. Необходимо рассказать детям о том, что растения любят свет, воздух и тепло, показать, что питаются они за счет корней, что одним из необходимых условий ухода за растениями является рыхление. Следует дать детям представление о грибах и ягодах, о том, что в лесу растут растения, нуждающиеся друг в друге и являющиеся пищей для животных; помогать устанавливать простейшие связи между природными явлениями. На прогулке детей продолжают знакомить с изменениями внешнего вида Деревьев в зависимости от времени года, закрепляют представление о сезонных изменениях в природе, формируют начальные знания о приспособленности растений и животных к среде обитания. Необходимо создавать благоприятную атмосферу для взаимодействия детей с природой, учить называть такие явления природы, как снегопад, радуга, листопад и др., отличать и называть деревья и травянистые растения. Следует уточнять и обогащать представления детей о многообразии растительного и животного мира. Необходимо закреплять знания о домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь), уточнять, какую пользу они приносят человеку, рассказать, к чему приводит отсутствие питания, воды и воздуха. Формировать желание заботиться о домашних животных и ухаживать за ни- ми. Воспитателю следует продолжать учить детей наблюдать за животными; любоваться их красотой, силой и ловкостью, обращать внимание на то, что домашние животные преданы своим хозяевам. Продолжать учить детей узнавать животных и их детенышей на картинках, ориентироваться в строении тела, покрове, окрасе; правильно называть животных и их детенышей. На время рассматривания в групповую комнату можно принести кролика и морскую свинку. Следует формировать понимание того, что с животными нельзя поступать как с людьми - кормить сладостями, завертывать в пеленку, как маленьких детей, и т.д. На занятиях необходимо показать особенности среды обитания животных в природе (звери - на земле, птицы - в воздухе, рыбы - в воде, червяки - в земле), познакомить с размножением птиц (самка откладывает яйца и насиживает их), продолжать учить детей узнавать лягушку и знать основные особенности ее внешнего вида (большие выпученные глаза, четыре лапки), движений (не только прыгает, но и плавает), издаваемых звуков (квакает). В этом возрасте дети должны узнавать и называть одного-двух представителей класса пресмыкающихся (например, ящерица и черепаха), знать некоторые особенности их внешнего вида, передвижения (у ящерицы продолговатое тело, длинный хвост, она очень быстро ползает; у черепахи тело короткое, в панцире, хвост тоже короткий, она ползает медленно). Следует закреплять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка), учить выделять особенности их внешнего вида и движений (бабочка, жук имеют крылья; бабочка летает, муравей ползает, жук и летает, и ползает). Развивать желание любоваться природой и беречь ее. Необходимо совершенствовать умение сравнивать и выделять общие и отличительные особенности млекопитающих, птиц, рыб и пресмыкающихся, развивать интерес ко всему живому. Учить детей делать выводы о взаимосвязи живых организмов со средой обитания. Особенности сезонных наблюдений. Осень. Продолжать формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе, закреплять знания об овощах и фруктах, учить любоваться осенними листьями, правильно называть их цветовую гамму (желтый, зеленый, оранжевый и др.). Целесообразно организовать наблюдения за ветром (игры с вертушками). Закреплять умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Зима. Воспитателю необходимо учить детей замечать изменения в погоде, организовывать наблюдения за метелью. Закрепить знания детей о том, как зимуют животные (заяц, лиса, медведь), обратить их внимание на поведение птиц уголка природы в зимнее время года. На прогулке следует рассмотреть следы птиц на снегу, побеседовать о том, как человек может помочь животным и птицам в трудную для них пору, обращать внимание на красоту зимней природы. Формировать желание оказывать помощь животным и птицам в этот период- Весна. Продолжать формировать умение выделять первые весенние признаки, провести наблюдение за птицами, прилетающими на участок. Весной на прогулке следует закреплять представление о том, что в это время года солнце светит ярче и чаще, поэтому становится теплее, обращать их внимание на то, как на деревьях и кустарниках появляются маленькие нежные листочки, понаблюдать за весенним дождем (деревья, крыши, дома - все стало мокрым; люди надели плащи и взяли зонтики). Вместе с детьми отметить, что с появлением травы и первых весенних цветов становится красиво на участке детского сада. Необходимо организовывать наблюдения за цветущими деревьями, прочитать детям стихотворение Е. Благининой "Яблонька", развивать бережное и заботливое отношение к окружающей природе. По мере возможности организовывать наблюдения за всходами гороха и лука, за цветущими комнатными растениями в уголке природы. Лето. Целесообразно вместе с детьми наблюдать за состоянием погоды (чистое небо, светит солнце, ветер теплый), в процессе игровой, трудовой и опытнической деятельности закреплять знания детей о свойствах песка, воды, камней и глины. Уголок природы. В повседневной жизни взрослый организует наблюдения за растениями и животными в уголке природы, привлекает к выполнению индивидуальных поручений. Со второй половины года педагог организует дежурство детей в уголке природы. В уголке природы средней группы рекомендуется иметь: аквариум с рыбками (разновидности золотой рыбки, кроме вуалехвоста и телескопа, карась); клетку с птицами (канарейка); растения (комнатные пяти-шести видов, например бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула); овощи и фрукты (помидор, огурец, морковь, свекла, лук, яблоко, груша, слива); осенние букеты, срезанные ветки деревьев и кустарников, поставленные в воду; календари погоды, и природы; наглядный иллюстративный материал (картины "Времена года" предъявляются в зависимости от сезона; наборы картинок по темам: "Животные", "Птицы", "Растения" и др., альбомы: "Домашние животные", "Дикие животные", "Животные уголка природы"); дидактические игры; материал для проведения элементарных опытов (сосуд с водой, формочки, снег, лед в формочке, камни, глина, песок.); материал для развития трудовых навыков: природный и бросовый материал для ручного труда (шишки, веточки, желуди, ракушки, камушки, флакончики, крышки, коробочки); инвентарь (лейки для поливки комнатных растений, тазики для воды, тряпочки, клеенки, мерные ложки для корма животных, палочки для рыхления, пульверизатор, щетки, баночки с кормами и поилки; ящики и стаканчики для посадки рассады). Развитие трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями. На природе следует продолжать воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться, закреплять умение выполнять Индивидуальные и коллективные поручения, договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Воспитатель приступает к формированию отношения к порученному заданию, т.е. умения и желания доводить дело до конца, стремления все сделать хорошо. Он должен разъяснять детям значимость их труда и поощрять тех, кто Проявляет инициативу по оказанию помощи сверстникам и взрослым. Важно поощрять желание добиваться хороших результатов. Например, зимой необходимо учить детей лепить снеговиков, проявляя самостоятельность и творчество, т.е. украшать снежные постройки цветными льдинками или дополнять их природным материалом. Следует привлекать детей к подкормке зимующих птиц, учить помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место), бережно к нему относиться, приучать к работе на огороде и в цветнике (посев семян, поливка, сбор урожая). В конце апреля можно предложить детям посеять семена гороха, а в начале мая сажать лук (дети делают лунки и кладут в них семена), формировать чувство удовлетворения от проделанной работы. Летом можно предложить прополоть лук под наблюдением воспитателя (дети могут работать по подгруппам, выполняя различные поручения). Целесообразно учить детей наблюдать за ростом растений и делать элементарные выводы. Формировать у них желание собирать природный материал для поделок. В уголке природы дети участвуют в посильном труде по уходу за растениями, птицами, рыбами, учатся поливать растения, протирать большие кожистые листья, опрыскивать их, обрезать сухие листья, рыхлить землю в цветочных горшках и кисточкой чистить растения, вместе с педагогом подкармливать растения удобрениями. Воспитатель закрепляет у детей умение кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду и класть корм в кормушки (под его наблюдением). Взрослому следует поощрять стремление детей помогать друг другу и учить принимать помощь товарищей. Следует приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время (воспитатель подробно и поэтапно рассказывает все, что необходимо делать). Дети пятого года жизни постепенно должны учиться понимать, для чего нужно трудиться (чтобы животные были сытыми, в клетке было чисто, растения хорошо росли). Необходимо закреплять стремления детей включаться в труд по собственной инициативе. Формировать желание ухаживать за растениями и животными. Воспитатель проводит опыты с водой, песком, снегом и учит детей наблюдать и делать соответствующие выводы.
Старшая группа Занятия с детьми 5-6 лет по ознакомлению с природой и по экологическому воспитанию проводятся один раз в неделю с сентября по май. В этом возрасте дети с интересом познают мир природы и вне занятий. Взрослый учит их делать выводы о закономерностях и взаимосвязях окружающего мира, углубляет и конкретизирует представления об условиях жизни растений и животных, об особенностях той местности, где они проживают, закрепляет обобщенные представления об овощах и фруктах, растениях ближайшего окружения, о лесных ягодах и грибах. Следует продолжать учить детей правильно взаимодействовать с природой и формировать у них представление о том, что человек - часть природы. Детей учат укреплять свое здоровье в процессе общения с природой. Взрослый продолжает учить детей наблюдать природные явления и устанавливать причинно-следственные связи между ними, знакомить с дикими животными и их повадками, называть некоторых животных, обитающих как в нашей стране, так и в других странах. Формирует представление о зимующих и перелетных птицах, расширяет и уточняет знания о растениях (деревья, кустарники, травянистые растения; растения леса, луга, сада; лесные ягоды, грибы; комнатные растения), создает условия для наблюдений и опытно-экспериментальной деятельности в детском саду. Взрослый продолжает воспитывать у детей потребность в заботе о живых существах, расширять их представления о домашних птицах, характерных признаках внешнего вида, повадках, о том, как надо ухаживать за ними, продолжает знакомить детей с обитателями уголка природы (рыбы, птицы, хомячки и др.), с особенностями их содержания, систематизирует представления о домашних животных. Следует познакомить детей с некоторыми особенностями жизни диких животных (волк, медведь, лиса, заяц, еж): где живут, чем питаются, как добывают пищу, как некоторые из них готовятся к зимней спячке (еж натаскивает осенние листья и зарывается в эту подстилку; мед
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.90 (0.036 с.) |