Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ребенок и окружающий мир: предметное окружение, явления общественной жизниСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В Программе содержание раздела "Ребенок и окружающий мир" состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы. Каждая составляющая раздела имеет свою базовую основу. Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности. В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей. В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы. Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях, фронтальных и подгрупповых. Во всех группах детей знакомят с многообразием окружающего мира, но на каждом возрастном этапе интересы и предпочтения дошкольников касаются то одной, то другой сферы действительности. Поэтому сетка занятий предусматривает разумное чередование их в течение каждого месяца.
Первая младшая группа Предметное окружение. Детей знакомят с названиями предметов ближайшего окружения (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, транспортные средства), способами их использования, функциями ("Из чашки пьют чай и компот", "На автобусе люди ездят на работу, в гости"). Называя предметы, детей знакомят с их цветом (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый), формой, величиной, учат различать и называть части некоторых предметов (у автомашины - кабина, колесо; у платья - карманы, пуговицы, воротник), материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань). При ознакомлении с материалом нужно прежде всего обеспечить его активное восприятие детьми. Отдельные свойства и качества материала воспринимаются легче, если дети неоднократно "опробуют" его (мнут, гладят, рвут и т.п.). У дошкольников необходимо формировать умение различать знакомые им предметы и действия на картинках и называть их. Для малыша это серьезная умственная задача: узнавание действий на картинке - одно из проявлений способности к обобщению. При выборе предметных картинок важно обращать внимание на четкость линий, яркость колорита, реалистичность и пропорциональность изображения, что поможет детям адекватно воспринимать предметы. Показывая сюжетные картинки, проводя игры-инсценировки ("Кто здесь плачет"), воспитатель обращает внимание детей на состояние и настроение действующих лиц (испугался, плачет, обжег лапу, утешает, жалеет и т.п.), помогает разобраться в том, что хорошо и что плохо. Для успешного освоения окружающих предметов требуются постепен-
ность и систематичность, поэтому многие дидактические игры и упражнения, с помощью которых дети учатся правильно называть предметы и их признаки, повторяются неоднократно и с последовательным усложнением. К числу таких игр и упражнений относятся следующие: "Отгадай и назови" ("Узнай и назови"), "Чудесный мешочек", "Оденем куклу на прогулку", "Поможем кукле раздеться", "Купание куклы", "Устроим кукле (медвежонку) комнату", "Кто ушел и кто пришел?", "Что изменилось?", "Кто что ест?" и др. Для игр типа "Узнай и назови" вначале подбираются предметы одного вида, например варежки. Это позволяет одновременно познакомить детей с несколькими признаками: цветом, формой, величиной, материалом ("И Коля достал из чудесного мешочка варежку. Только Колина варежка красная и пушистая. Какая варежка? Коленька, покажи детям варежку. И Оле покажи. И Андрею. Какую варежку ты показал?" - "Красную, пушистую"). Из "Чудесного мешочка" дети достают чашки разного цвета (белую с цветами, красную в белый горох, зеленую и др.). Далее для игр и упражнений подбирают различные предметы (например, чашка, блюдце, кружка и чайник), с которыми малыши выполняют разнообразные действия: поят куклу молоком из кружки, ставят чашку на блюдце, наливают в нее чай из чайника и т.п. Можно использовать как натуральные предметы (посуда, варежки, головные уборы, овощи, фрукты), так и игрушки (кукольная одежда, мебель, автомобили...). Усвоение новых слов происходит успешнее, если ребенок имеет возможность сравнивать объекты по указанным (выделенным) признакам (бумага мнется - она мягкая, а деревянный шарик не мнется - он твердый и т.п.). Поэтому в процессе обучения широко используются прикладывание, вкладывание предметов, т.е. наглядное сравнение с опорой на определенный признак. Используются и игровые приемы. Например, решив одеть куклу в белое платье, ребенок ошибается и берет другое - та протестует-. "Ты ошибся, малыш! Платье, которое ты держишь в руке, зеленое, как травка. А я просила белое. Белое, как снег. Постарайся найти белое, как снег, платье!". Запоминание материала у детей зачастую зависит от эмоциональной привлекательности, яркости, озвученное™ предметов и т.п. Именно поэтому они долго помнят персонажей, которых взрослые включают в сюрпризные моменты. В жизненных ситуациях дети часто сталкиваются с необходимостью ориентироваться одновременно на цвет и величину или форму и материал предмета. Поэтому на занятиях следует упражнять их в выполнении заданий, которые приучают слышать и понимать разные по форме и содержанию обращения взрослого. Например, он предлагает: "Катя, напои чаем неваляшку в красном платье (рядом стоит такая же кукла, но в платье зеленого цвета). Вова, налей мишке молока в большую синюю чашку (есть еще большая красная чашка). Настя, покатай на машине маленького беленького слоника (рядом стоит маленъкий серый слоник). Таня, покорми мишку из маленькой деревянной ложки (есть еще маленькая металлическая ложка)" и т.п. Эффективны в работе с детьми третьего года жизни и дидактические упражнения типа "Кто что делает?", которые проводятся с использованием несложных сюжетных картинок. Узнав и описав изображенное действие, ребенок (по заданию воспитателя) воспроизводит его с помощью реальных предметов. Например, показывает, как мальчик поливает цветы из лейки, де- вочка баюкает куклу, мама стирает в тазу белье, повар пробует суп, который варится в кастрюле (картинки готовятся заблаговременно). Такие упражнения удовлетворяют потребность ребенка в импровизации, формируют умение действовать с игрушками и предметами в соответствии с их назначением. • С детьми этого возраста на специальных занятиях рассматривают настенные картины. Это способствует накоплению и уточнению представлений об окружающем. Разработаны специальные серии по знакомству детей с окружающим. В них входят предметные и сюжетные картинки, а также настенные картины. В первой младшей группе проводятся занятия по следующим сюжетным картинкам: "Игра с куклой", "Дети играют в кубики", "Спасаем мяч", "Катаем шары" и т.п. Ребенка 2 лет следует продолжать учить играм с куклой. В этих целях можно использовать игры "Купание куклы", "Уложим куклу спать", "Споем кукле колыбельную", "Покажем кукле картинки" и др. Такие игры дают детям возможность ощутить себя в положении другого, переживать его радости как свои. Явления общественной жизни. Маленьким детям присущ интерес к явлениям общественной жизни: семье, детскому саду, труду взрослых. Воспитатель, знакомясь с детьми, должен провести индивидуальные беседы с каждым из них о членах семьи, о самом ребенке ("Как тебя зовут?", "А как ласково называет тебя мама?", "Кто еще с тобой живет?" и т.п.). Особое внимание необходимо обратить на то, что ребенок живет вместе с близкими людьми: мамой, папой, бабушкой, дедушкой. Воспитанию эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей могут помочь дидактические игры и упражнения "Как помочь маме", "Как пожалеть бабушку", "Чем порадовать папу" и т.д. Дети проводят в дошкольном учреждении много времени, поэтому важно показать им, что как в семье, так и в детском саду есть взрослые, которые любят детей и заботятся о них. Вместе с детьми необходимо осмотреть группу и ее помещения. Начать лучше с раздевальной комнаты, потом пройти в групповую, спальную и умывальную. Эффективны в работе с детьми упражнения на ориентировку в помещениях своей группы и на участке детского сада типа "Кто быстрее найдет свой шкафчик", "Где у нас... (умывальная, спальная комнаты)", "Поиграем с куклами в игровом уголке" и т.д. У детей необходимо формировать чувство симпатии к сверстникам, а в процессе выполнения упражнений "Улыбнись Кате", "Поиграй с Сашей", Пожалей Колю", "Обними Таню" следует подвести их к пониманию: нельзя Драться и обижать других детей. Детям данного возраста трудно представить город (поселок), улицу, запомнить их названия, так как их жизнь ограничивается домом (квартирой), детским садом. Поэтому им только напоминают названия города (поселка), улицы. В первой младшей группе уже можно начинать пробуждать интерес к труду близких взрослых. Например, на занятии "Праздник маминых каш" Детям дают представление о том, что мама - трудолюбивая, умелая, заботливая, готовит еду для всей семьи, варит разные каши: гречневую, манную, пшенную, рисовую. Ее труд важен и значим для всей семьи. Каши, приготовленные мамой, вкусные и полезные. На занятии "Праздник красивых платьиц и рубашек" детям показывают, что мама стирает, гладит, шьет, подшивает платья, юбочки, сарафаны, шорты, чтобы ее ребенок был аккуратным. Внимание детей необходимо обращать на наиболее характерные трудовые операции и результат труда помощника воспитателя. "Ольга Сергеевна вымыла посуду - наши тарелки, чашки стали чистыми", - говорит воспитатель, подводя итог совместному наблюдению. Полученные детьми знания уточняются и закрепляются в дидактических играх типа "Узнай и назови" (орудия труда и трудовые действия мамы, помощника воспитателя), "Кому нужны эти вещи?" (пылесос, веник, полотенце, тарелки нужны помощнику воспитателя; иголка, нитки, ткань, ножницы - маме-швее; кастрюля, ложка, чашка, плита - маме-повару и т.д.).
Вторая младшая группа Предметное окружение. Во второй младшей группе продолжают расширять знания детей о предметах домашнего обихода, развивают умение выделять их существенные и несущественные признаки, дифференцировать и группировать предметы. Детей необходимо упражнять в назывании предметов, продолжать знакомить с их функцией - способом использования (резать, жарить, варить...), назначением (т.е. способностью предметов удовлетворять потребности человека), строением (у автомобилей впереди кабина, сзади кузов). Детей продолжают учить различать материалы (глина, бумага, ткань, дерево), вычленять их качества и свойства (мягкий, твердый, тонкий, рвется, мнется, ломается). Важно научить детей различать размер предметов (большой, не очень большой, маленький), их цвет, вес (легкий, тяжелый), ориентироваться во времени (сейчас, потом, после обеда), в пространстве (высоко, далеко, близко). Ребенок уже способен понимать несложные логические связи, лежащие в основе объединения предметов под общим названием: посуда - это то, из чего едят и пьют. Поэтому дошкольника начинают учить группировать предметы по способу употребления, подводить к пониманию слов с обобщенным значением. Однако отношения между общим и частным осознаются детьми этого возраста своеобразно. Так, они часто называют незнакомый предмет известным им собирательным существительным: "Это салатница называется посуда", "Папа купил большую мебель с зеркалом" (сервант) и т.п. Особое внимание необходимо обращать на то, что одни предметы сделаны руками человека (мебель, посуда, одежда, предметы гигиены и т.п.), другие созданы природой (камень, шишки и т.п.). Ознакомление с предметным миром проводится в форме игр-занятий (см.: Дыбина ОВ. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2002, гриф МО РФ, 2004 г.). Детям предлагают серии игр-занятий, в основе которых лежат различные действия детей. Серия "Игры-раскладки" ("Чудесный мешочек", "Помоги Незнайке" и т.д.) направлена на различение предметов природного и рукотворного мира. Так, в игре "Помоги Незнайке" дети по просьбе Незнайки раскладывают предметы природного мира и рукотворного мира в конверты с соответствующими символами ("человек", "бабочка"). Затем задача усложняется: требуется не только разложить предметы разного происхождения, но и обосновать свой выбор ("Мяч положу в этот конверт: его сделали люди"). Серия "Игры-определения" ("Что лишнее", "Назови, как использовать предмет" и т.д.) направлена на определение и различение цвета, величины, формы, веса, строения, функции. Детей сначала побуждают только назвать цвет, форму, функцию вещей; потом, например в игре "Найди пару", задание усложняется: надо не только назвать способ использования предмета, но и подобрать к нему другой с подобной функцией (шкаф - комод; тарелка - блюдце и т.д.). Эта задача требует опоры на прежний опыт использования предметов. Детей продолжают знакомить с материалом, из которого сделан предмет (дерево, бумага, ткань, глина), в процессе действий с ним, т.е. позволяют его ощупывать, поглаживать, рвать, гнуть, сжимать, бросать, поднимать, для чего целесообразно создавать ситуации выбора материала для игры. Например, необходим твердый, прочный материал - заменитель стола, стула, кровати. Дети при участии взрослого рассматривают бумагу, дерево, ткани, называют их, решают творческую задачу ("Какой материал взять?") с помощью следующих действий: гладят разные материалы (все гладкие), мнут (не мнется только дерево), разрывают (не рвется только дерево), тянут за края в разные стороны (не нарушается целостность только дерева), кладут в воду (намокают бумага и ткань) и т.д. В результате выбирают дерево. Разработана также серия "Игры-занятия с элементами опыта, эксперимента" ("Деревянный брусочек", "Что лучше: бумага или ткань", "Бантик из бумаги и ткани", "Тарелочка из глины", "Послушная глина", "Подарки для медвежонка", "Определи дерево" и тд.). Например, в игре-занятии "Бантик из бумаги и ткани" взрослый встречает куклу Катю. Она грустная: не может завязать себе бантик, у нее много бантиков, но все они из бумаги. Дети подходят к Кате, говорят, что бант из бумаги порвется, но Катя упрямится, просит завязать бант. Все пробуют это сделать, но бумага рвется. Дети рассказывают все, что знают о бумаге. В игре-занятии "Послушная глина" в гости к детям приходит кукла Маша, она рассказывает, что на день рождения ей подарили глину, а что с ней делать - она не знает. Дети проявляют желание помочь Маше. Все берут по одному кусочку глины и пробуют помять ее в руках (мнется); отрывают кусочек от целого куска (отрывается), делают из него колбаску, раскатывают в ладошках (раскатывается, принимает разные формы). Планируя дидактические игры и упражнения, подводящие детей к пониманию родовых понятий, следует предусмотреть разнообразные задания. "Что в коробке?". Дети по одному подходят к столу воспитателя, достают предмет, называют и характеризуют его: "Это шубка куклы Маши. Она меховая, коричневая". Когда в коробке ничего не останется, воспитатель раскладывает вещи и подводит итог: "В коробке лежали шубки, пальто, платья, костюмы, брюки. Лежала одежда. Все эти вещи мы надеваем на наших кукол". (Среди предметов одежды должны быть и такие, названия которых дети путают: шуба - пальто - плащ; брюки - шорты и т. п.) "Куда что положить?" ("Магазин"). В коробке лежат одежда, обувь, посуда Для кукол. Вынув предмет из коробки, ребенок называет его и говорит, куда
надо поместить эту вещь (одежду повесить на плечики, обувь поставить на специальную полочку, посуду - на большой поднос), объясняет: "Поставлю чашку на поднос - туда, где стоит посуда". Среди предметов должны быть два-три, названий которых дети не знают. Дети четвертого года жизни испытывают определенные трудности в освоении цвета. Большинство различают красный, желтый, белый, черный цвета, но путают зеленый с синим; различают и оттенки цветов (оранжевый, серый), но не умеют правильно называть их. Поэтому необходимо регулярно проводить упражнения, способствующие лучшему усвоению знаний о цвете: "Найдите предметы такого же цвета, как мой шарик", "Составьте башенки из одинаковых по цвету колец (кубов)", "На синий поднос положите вещи такого же цвета" и т.п. Одна из любимых детских игр - приготовление еды куклам (животным) и кормление их. Однако детям пока недостает жизненных впечатлений, и их действия отличаются однообразием. Поэтому целесообразно проводить дидактические игры-занятия "Приготовим салат", "Поучимся заваривать чай", "Сварим овощной суп". Опыт свидетельствует: на этих занятиях малышам следует показывать действия на реальных предметах. Например, воспитатель рассматривает с детьми сухой чай (заварку), затем высыпает его в чайник, заливает кипятком и, прикрыв грелкой, дает возможность настояться. При этом дети не только зрители: они дают советы, сравнивают сухую заварку и распаренные чаинки, определяют, что приятнее на вкус: кипяченая вода или чай, угощают чаем няню или повара. Уже в младшем возрасте у детей необходимо формировать бережное отношение к книгам. Явления общественной жизни. Во второй младшей группе продолжается работа по формированию представлений о семье. В индивидуальных беседах воспитатель уточняет у ребенка следующее: "С кем он живет? Кто еще с ним живет? Есть ли у него бабушка, дедушка? Как зовут маму, папу? Есть ли братья, сестры? Как их зовут?" и т.п. Беседовать на эти темы с детьми можно на прогулке, во время утреннего приема и в другие режимные моменты. Детей необходимо учить называть некоторых работников детского сада (воспитатели, няня, музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующая, старший воспитатель) по имени и отчеству, учить обращаться к ним на "вы". С сентября целесообразно проводить дидактические игры типа "Кто в домике живет?", которые дают возможность лучше запомнить имена друг друга, имя и отчество работников детского сада. Игру, длящуюся всего 3-4 минуты, следует неоднократно повторять на занятиях, постепенно усложняя ее содержание. Так, вначале дети просто запоминают имена товарищей; далее их внимание обращают на черты характера, особенности поведения каждого из них, например: "Не живет ли в домике Игорек? Он знает несколько стихотворений и, если вы его попросите, непременно прочтет их", "Не живет ли здесь Оленька, которая умеет одеваться на прогулку быстрее всех?". Обращаясь к ребенку, надо называть его только по имени, желательно использовать и ласковые обращения (Костя, Костик, Костенька). Это важно по ряду причин: дети начинают называть друг друга так же, как воспитатель, а ласковые обращения не только способствуют возникновению симпатий, но и обогащают словарь ребенка. Продолжается работа по ориентировке в дошкольном учреждении. В процессе экскурсии по нему воспитатель вместе с детьми выясняет следующее: где они находятся? Для чего нужны эти помещения? Как можно узнать, что это раздевальная, умывальная, групповая комнаты? Основная цель - объяснить детям: все, что их окружает, сделано руками людей, они вложили в эти предметы много труда, поэтому их надо беречь. Необходимо совершить целевую прогулку по улице, где расположен детский сад (если это безопасно), подвести детей к пониманию, что в городе (поселке) много улиц, поиграть в игру "Я живу в городе (назвать его), а ты?" и т.п. В дни праздников воспитатель вместе с детьми рассматривает красочное оформление зала детского сада, формирует у них чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения, страны. Детей продолжают знакомить с трудом близких взрослых. Им легче понять личностные и деловые качества человека, его трудовые действия на примере труда их мам, пап, бабушек, дедушек. С этой целью проводятся занятия типа "Приключения в комнате" (мама или бабушка моют посуду, чистят ковры, ставят цветы в вазу, делают влажную уборку и т.п.), "Варвара -краса, длинная коса" (мама заплетает косички, завязывает бантики и т.п.), "Заболела доченька (мама заботливая, чуткая, внимательная, лечит всех членов семьи), "Как медвежонок катался с нами на папиной машине" (папа умелый, может починить автомобиль, возит всю семью по городу, на дачу, к бабушке, помогает маме перевозить различные грузы из магазина, гаража, дачи). Детей продолжают знакомить с трудом работников дошкольного учреждения: медицинской сестры, повара, воспитателя. Осуществляя эту работу, необходимо соблюдать определенные правила. • Знакомить надо с теми видами труда, трудовые действия и результаты которых наглядны ("Медицинская сестра промыла царапину на руке, смазала йодом, заклеила пластырем. Так царапина скорее заживет"). • Знакомить с трудом близких взрослых следует, показывая особенности их труда и отношение к нему и на конкретном содержании раскрывать их взаимосвязь. (Так, повар делает два-три пирожка в присутствии детей в групповой комнате, затем относит на кухню, печет; помощник воспитателя, раскладывает готовые пирожки на тарелки и угощает малышей.) • Рассказывать о человеке и его труде надо интересно, так чтобы обыденный факт становился ярким и значимым. Например, познакомив с поваром, воспитатель подводит детей к пониманию: "Наш повар Нина Павловна - мастер своего дела, трудолюбивая, добрая, заботливая. Она печет пирожки и готовит разные другие вкусные блюда. Были мука, дрожжи, сахар, молоко (все это стоит у воспитателя на столе). А теперь получились пирожки, поджаристые, румяные!". Можно рассказать о том, как повар месил тесто, раскатывал его, делил на порции, готовил начинку и делал пирожки. Воспитатель обогащает представление детей о труде, называя профессии (медицинская сестра, повар, воспитатель), оценивая их труд и человеческие качества (работает быстро, аккуратно; трудолюбивый, умелый и т.п.), обозначая трудовые действия (измеряет рост, определяет вес, смазывает ранки йодом, ставит горчичники, варит, жарит, печет, моет, режет). Полученные детьми представления о предметах и явлениях действительности, их свойствах уточняются и закрепляются в процессе рассматривания сюжетных и предметных картинок и иллюстраций.
Средняя группа Предметное окружение. В этом возрасте у детей просыпается интерес к предметам, не имевшим места в их личном опыте. Этот интерес необходимо удовлетворять. Детей также продолжают знакомить с предметами ближайшего окружения. Задача заключается в том, чтобы способствовать накоплению знаний о предметах, чье назначение - удовлетворять потребности дошкольника в игре, труде, продуктивных видах деятельности. Детей следует продолжать знакомить и с их признаками (функция, назначение, цвет, форма, величина, материал и др.). Предметы объединяются детьми по общему существенному признаку -так осваиваются понятия (посуда, одежда, обувь, игрушки, предметы труда, личной гигиены и т.д.), которые имеют общую функциональную основу: игрушки - играть, одежда - одеваться и т.д. При ознакомлении с предметным миром необходимо учитывать, что названия отдельных предметов, например мебели, дети уже знают, но обобщающим словом пользуются редко и с трудом могут объяснить существенный признак. Трудность состоит в том, что у каждого предмета свой способ употребления (например, стул используют для сидения, кровать - для сна, шкаф - для хранения одежды и т.п.). Поэтому детей необходимо побуждать группировать, объединять и классифицировать предметы по разным признакам. С этой целью можно использовать дидактические игры типа "игр-определений": "Что лишнее", "Нам игрушки принесли", "Петрушка идет трудиться", "Петрушка в спортивной форме", "Петрушка идет рисовать". Так, в игре "Петрушка в спортивной форме" детей учат группировать предметы (например, мяч, скакалка, обруч, теннисная ракетка, лента, гантели, палочка, мешочек) по назначению (удовлетворение потребности в занятиях спортом). Петрушка приносит картинки с изображением разных (по назначению) предметов и утверждает, что все они нужны для занятий спортом. Воспитатель предлагает детям отложить в сторону все лишние предметы. Петрушка просит показать ему спортивный инвентарь - дети приносят все, что есть в группе. Воспитатель предлагает алгоритм - каждый ребенок называет свой предмет, рассказывает о его назначении и применении. Необходимо учитывать, что на пятом году жизни у детей увеличивается интерес к различению и называнию разных признаков предмета и их описанию. Поможет в этой работе серия "Игры-описания", в том числе "Назови предмет", "Определи место для предмета", "Расскажи Незнайке о любимых предметах". В игре "Расскажи Незнайке о любимых предметах" в гости к детям приходит Незнайка с любимой игрушкой. Воспитатель спрашивает у него: что это за игрушка? Какая она? Для чего нужна? Из чего сделана? Кто ее сделал? Незнайка узнает у детей, какие у них любимые игрушки, вещи, а воспитатель предлагает найти их в группе, принести Незнайке и рассказать о них. Воспитатель задает алгоритм (символы природного и рукотворного мира, формы, величины, части, функции и т.п.) описания предмета и описывает свой предмет. Например, это стол, у него есть крышка, четыре ножки, он белый, за ним можно сидеть, есть и писать, стол сделан из дерева, относится к рукотворному миру. Дети по очереди описывают свои любимые предметы. Необходимо расширять представления детей о целесообразности создания предметов быта, которые делают жизнь людей удобной. Дошкольники должны понять, насколько важны высококачественные предметы быта (так, деревянная мебель отличается прочностью, полезна для здоровья; тефлоновая посуда сохраняет качество продукта и т.д.). Нужно побуждать детей определять связь между назначением предмета и его строением, назначением и материалом, устанавливать причинно-следственную связь между предметом и его пользой (например, холодильник предохраняет продукты от порчи; кресло - более удобная для отдыха мебель, чем стул; зубная щетка и зубная паста предохраняют зубы). Особое отношение у детей вызывает тема "Наши любимые игрушки". Необходимо подвести их к представлению о том, что взрослые создают игрушки не только для забавы. Техническая игрушка, например, помогает познавать мир. Создаваемые педагогом ситуации призваны помочь детям понять необходимость игрушки в повседневной жизни. В течение года дошкольники учатся узнавать предметы из глины, бумаги, ткани, металла, резины, пластмассы, стекла, фарфора, рассказывать об их свойствах и качествах и аргументировать свои суждения. Ознакомление с материалом надо организовывать, как и прежде, так, чтобы каждый ребенок практическим путем (действуя с материалом) мог выявить его свойства и качества. Для детей среднего дошкольного возраста предусматриваются более сложные, чем ранее, экспериментальные действия, состоящие из нескольких игровых элементов. В серию "Игры-эксперименты" по ознакомлению с материалом входят такие игры, как "Почему птицы могут летать, а человек нет?", "Узнай все о себе, шарик", "На чем полетят человечки", "Дерево умеет плавать", "Незнайкин клад", "Удивительное стекло". Например, в игре "Узнай все о себе, шарик" в детский сад прилетает воздушный шарик. Он хочет, чтобы дети рассказали ему о нем все, что они знают, потому что он знает только одно: он шарик. Взрослый предлагает помочь шарику узнать, из какого материала он сделан. Дети объясняют шарику, что он резиновый, на практике выясняют, что резина мягкая, гладкая. Затем показывают, каким шарик может быть маленьким (сдувают воздух). Шарик возмущается, просит вновь надуть его. Взрослый надувает шарик и предлагает каждому ребенку сделать то же. Появляется много воздушных шариков. Дети вместе с воспитателем выясняют, что резина эластичная, растягивается, и говорят шарику, что его называют воздушным, потому что у него внутри воздух. Шарик просит вымыть его. Дети моют шарик, уточняют, что резина стала сверху мокрой. Сравнивают ее с бумагой, тканью (бумага намокает, разрывается; ткань намокает, но не разрывается), вытирают шарик (он опять сухой), выясняют, попала ли внутрь вода (нет). Детей подводят к пониманию: резина не пропускает воду она водонепроницаемая. Называют предметы, которые человек сделал из резины (сапоги, перчатки), объясняют их назначение. Дети вместе с взрослым проводят опыт с перчатками: надевают на руки, опускают их в воду, потом снимают перчатки - руки сухие. Шарик предлагает детям назвать все, что сделано из резины. Затем шарик прощается и улетает. Детям предлагают разные задания на определение материала. Дают карандаши, детали из строительного набора, матрешки, грибочки и др., предлагают назвать их, определить, чем эти объекты похожи друг на друга. Задают наводящие вопросы ("Может быть, предметы одинакового цвета? Одинаковой формы?"), постепенно подводят к выводу: все предметы, сделанные из дерева, деревянные. Особое внимание следует уделить объяснению целесообразности изготовления конкретного предмета из определенного материала (корпус машин - из металла, шины - из резины, мебель - из дерева, зонт - из водонепроницаемой ткани и т.д.). Необходимо помнить: игры, используемые для ознакомления с предметным окружением, имеют следующие цели: побуждать детей выполнить ряд последовательных действий (проводить опыты), развивать умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами, устанавливать причинно-следственные связи (в том числе между пользой предмета и его использованием, между строением предмета и способом его употребления). На пятом году жизни у детей появляется интерес к истории предмета. Они способны понять: каждый из них имеет прошлое и настоящее (бревно - табурет - стул - кресло и тд.). С этой целью проводятся игры-путешествия, игры-турне (например, "Путешествие в прошлое посуды, кресла, вилки, мяча"), которые наглядно показывают, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от желания человека сделать его более полезным, удобным, красивым и т.п. У детей продолжают формировать представление о пространственных отношениях и соответствующий словарь: слева, справа, между около, рядом, впереди, сзади, наверху, внизу, вокруг, возле, за, в, на, у. Учат ориентироваться "от себя" ("Впереди меня дверь, сзади окно, справа шкаф", "Рядом со мной сидит Игорек"). В этих целях используются специальные дидактические упражнения типа "Расскажи, что слева от тебя, а что справа (впереди, сзади)"; "Кто что-нибудь заметил слева?". На занятиях и в повседневной жизни воспитатель расширяет знания детей об общественном транспорте (автомашина, автобус, поезд, самолет, теплоход). Форма занятий варьируется в зависимости от цели и программного содержания. Ведущими методами работы являются эвристические и познавательные беседы, наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций и др. В течение года с помощью специально создаваемых воспитателем образовательных ситуаций детей знакомят с правилами дорожного движения (переходить улицу только на зеленый цвет и только по пешеходной дорожке - "зебре"). Явления общественной жизни. Продолжается работа по расширению представлений о семье. С детьми надо часто говорить о маме ("Как зовут маму", "Какая она", "Какое ее любимое занятие", "Чем ее можно порадовать", "Какое ее любимое блюдо"), поддерживать интерес к ее любимым занятиям. Воспитателю следует убедить родителей в том, что дети должны иметь дома постоянные обязанности, чтобы чувствовать себя полноправными членами семьи; что ребенку можно поручить дела, касающиеся заботы обо всех членах семьи (позвонить бабушке, накрыть на стол, помочь убрать посуду со стола, полить цветы и т.д.). Необходимо побеседовать с детьми об обязанностях членов семьи; объяснить, что каждый в семье заботится о других; спросить, что дети делают для других членов семьи, какие у них есть обязанности. Детям дают первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра), а мама и папа тоже дочь и сын бабушки и дедушки и тд. Для этого используются беседы с демонстрацией фотографий, иллюстраций, дидактические игры. В средней группе продолжается работа по ознакомлению с дошкольным учреждением. С детьми необходимо беседовать о том, что такое детский сад, какие помещения есть в здании, нужны ли они. Целесообразно подключать детей к оформлению своей группы и других помещений детского сада. Следует посетить с детьми одну из групп детского сада, познакомиться с воспитателем, помощником воспитателя, детьми, пригласить их в группу. Можно посетить самых маленьких детей. Сравнить, чем их группы различаются. Детям (по очереди) можно давать задания сходить в медицинский или методический кабинет, выполнить поручения (взять книгу, отнести тетрадь и тд.). Им надо систематически напоминать, как зовут старшего воспитателя, медицинскую сестру, как надо приветствовать взрослого, попросить дать что-то. Целесообразно беседовать с детьми о том, нравится ли им ходить в детский сад, что именно нравится, кто заботится о детях, кого из взрослых они знают. Вместе с ними прийти к выводу: в детском саду много сотрудников, все они трудятся для того, чтобы детям было хорошо. Необходимо продолжать работу по воспитанию симпатии к сверстникам, для чего целесообразно проводить беседы (например, "По каким правилам мы живем"), упражнения, игры; учить быть внимательными, предупредительными, называть сверстников по имени, лучше ласково, помогать друг другу. С целью формирования элементарных представлений о социуме воспитатель проводит целевую прогулку "Что такое улица", обращая внимание на ее составляющие (дома с двух сторон, тротуар, проезжая часть, или мостовая). Необходимо вместе с детьми вспомнить название улицы, на которой находится детский сад; рассказать, почему или в честь кого она так названа, сказать, что в городе много улиц и у каждой свое название; напомнить, как называются улицы, на которых живут дети. Можно побеседовать с детьми о родном городе (поселке): как он называется, какие красивые достопримечательности в нем есть. В книжном уголке следует рассмотреть фотографии, картинки с изображением достопримечательностей, с которыми дети уже знакомы. Воспитатель рассказывает детям о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Напомнает, что 23 февраля в нашей стране отмечают День защитника Отечества. Уточняет, кто такие защитники Отечества (воины, которые охраняют, защищают свой народ, свою Родину), знакомит Детей с родами войск (иллюстрации, картины, фотографии). Детей продолжают знакомить с разными профессиями (шофер, врач, Почтальон, продавец, воспитатель, музыкальный работник и др.). Вводится понятие "профессия". Методика ознакомления с профессией предполагает использование комплекса методов. Можно организовать беседы на такие темы, как "Замечательный врач", "В гостях у музыкального руководителя", "В гостях у продавца", "Наш любимый воспитатель". Беседы должны сопровождаться демонстрацией картин, иллюстраций, фотографий, показом предметов и т.д. Важно подвести детей к выводу: результат деятельности во многом определяется отношением человека к труду, т.е. деловыми и личностными качествам
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 3523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.192.2 (0.017 с.) |