Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ребенок и окружающий мир: предметное окружение, явления общественной жизни

Поиск

В Программе содержание раздела "Ребенок и окружающий мир" состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления общественной жиз­ни, мир природы.

Каждая составляющая раздела имеет свою базовую основу.

Введение в предметный мир предполагает формирование представле­ний о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и резуль­тате трудовой деятельности.

В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой те­мой является жизнь и труд людей.

В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осозна­нии себя как активного субъекта природы.

Реализация программных задач осуществляется в процессе как повсед­невного общения с детьми, так и на специальных занятиях, фронтальных и подгрупповых. Во всех группах детей знакомят с многообразием окружаю­щего мира, но на каждом возрастном этапе интересы и предпочтения до­школьников касаются то одной, то другой сферы действительности. Поэто­му сетка занятий предусматривает разумное чередование их в течение каж­дого месяца.

 

Первая младшая группа

Предметное окружение. Детей знакомят с названиями предметов бли­жайшего окружения (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, транспортные средства), способами их использования, функциями ("Из чашки пьют чай и компот", "На автобусе люди ездят на работу, в гости").

Называя предметы, детей знакомят с их цветом (красный, желтый, синий, зе­леный, черный, белый), формой, величиной, учат различать и называть части не­которых предметов (у автомашины - кабина, колесо; у платья - карманы, пугови­цы, воротник), материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань). При ознакомлении с материалом нужно прежде всего обеспечить его активное вос­приятие детьми. Отдельные свойства и качества материала воспринимаются лег­че, если дети неоднократно "опробуют" его (мнут, гладят, рвут и т.п.).

У дошкольников необходимо формировать умение различать знакомые им предметы и действия на картинках и называть их. Для малыша это серь­езная умственная задача: узнавание действий на картинке - одно из прояв­лений способности к обобщению. При выборе предметных картинок важно обращать внимание на четкость линий, яркость колорита, реалистичность и пропорциональность изображения, что поможет детям адекватно воспри­нимать предметы.

Показывая сюжетные картинки, проводя игры-инсценировки ("Кто здесь плачет"), воспитатель обращает внимание детей на состояние и настроение действующих лиц (испугался, плачет, обжег лапу, утешает, жалеет и т.п.), по­могает разобраться в том, что хорошо и что плохо.

Для успешного освоения окружающих предметов требуются постепен-


 


ность и систематичность, поэтому многие дидактические игры и упражне­ния, с помощью которых дети учатся правильно называть предметы и их признаки, повторяются неоднократно и с последовательным усложнением. К числу таких игр и упражнений относятся следующие: "Отгадай и назови" ("Узнай и назови"), "Чудесный мешочек", "Оденем куклу на прогулку", "По­можем кукле раздеться", "Купание куклы", "Устроим кукле (медвежонку) ком­нату", "Кто ушел и кто пришел?", "Что изменилось?", "Кто что ест?" и др.

Для игр типа "Узнай и назови" вначале подбираются предметы одного ви­да, например варежки. Это позволяет одновременно познакомить детей с не­сколькими признаками: цветом, формой, величиной, материалом ("И Коля до­стал из чудесного мешочка варежку. Только Колина варежка красная и пушис­тая. Какая варежка? Коленька, покажи детям варежку. И Оле покажи. И Андрею. Какую варежку ты показал?" - "Красную, пушистую"). Из "Чудесного мешочка" дети достают чашки разного цвета (белую с цветами, красную в белый горох, зеленую и др.). Далее для игр и упражнений подбирают различные предметы (например, чашка, блюдце, кружка и чайник), с которыми малыши выполня­ют разнообразные действия: поят куклу молоком из кружки, ставят чашку на блюдце, наливают в нее чай из чайника и т.п. Можно использовать как нату­ральные предметы (посуда, варежки, головные уборы, овощи, фрукты), так и игрушки (кукольная одежда, мебель, автомобили...).

Усвоение новых слов происходит успешнее, если ребенок имеет возмож­ность сравнивать объекты по указанным (выделенным) признакам (бумага мнется - она мягкая, а деревянный шарик не мнется - он твердый и т.п.). По­этому в процессе обучения широко используются прикладывание, вклады­вание предметов, т.е. наглядное сравнение с опорой на определенный при­знак. Используются и игровые приемы. Например, решив одеть куклу в белое платье, ребенок ошибается и берет другое - та протестует-. "Ты ошибся, ма­лыш! Платье, которое ты держишь в руке, зеленое, как травка. А я просила бе­лое. Белое, как снег. Постарайся найти белое, как снег, платье!". Запоминание материала у детей зачастую зависит от эмоциональной привлекательности, яркости, озвученное™ предметов и т.п. Именно поэтому они долго помнят персонажей, которых взрослые включают в сюрпризные моменты.

В жизненных ситуациях дети часто сталкиваются с необходимостью ори­ентироваться одновременно на цвет и величину или форму и материал пред­мета. Поэтому на занятиях следует упражнять их в выполнении заданий, кото­рые приучают слышать и понимать разные по форме и содержанию обраще­ния взрослого. Например, он предлагает: "Катя, напои чаем неваляшку в крас­ном платье (рядом стоит такая же кукла, но в платье зеленого цвета). Вова, налей мишке молока в большую синюю чашку (есть еще большая красная чашка). Настя, покатай на машине маленького беленького слоника (рядом стоит маленъкий серый слоник). Таня, покорми мишку из маленькой деревян­ной ложки (есть еще маленькая металлическая ложка)" и т.п.

Эффективны в работе с детьми третьего года жизни и дидактические уп­ражнения типа "Кто что делает?", которые проводятся с использованием не­сложных сюжетных картинок. Узнав и описав изображенное действие, ребе­нок (по заданию воспитателя) воспроизводит его с помощью реальных предметов. Например, показывает, как мальчик поливает цветы из лейки, де-

вочка баюкает куклу, мама стирает в тазу белье, повар пробует суп, который варится в кастрюле (картинки готовятся заблаговременно).

Такие упражнения удовлетворяют потребность ребенка в импровизации, формируют умение действовать с игрушками и предметами в соответствии с их назначением.

• С детьми этого возраста на специальных занятиях рассматривают на­стенные картины. Это способствует накоплению и уточнению представле­ний об окружающем.

Разработаны специальные серии по знакомству детей с окружающим. В них входят предметные и сюжетные картинки, а также настенные картины.

В первой младшей группе проводятся занятия по следующим сюжетным картинкам: "Игра с куклой", "Дети играют в кубики", "Спасаем мяч", "Катаем шары" и т.п.

Ребенка 2 лет следует продолжать учить играм с куклой. В этих целях мож­но использовать игры "Купание куклы", "Уложим куклу спать", "Споем кукле ко­лыбельную", "Покажем кукле картинки" и др. Такие игры дают детям возмож­ность ощутить себя в положении другого, переживать его радости как свои.

Явления общественной жизни. Маленьким детям присущ интерес к явлениям общественной жизни: семье, детскому саду, труду взрослых.

Воспитатель, знакомясь с детьми, должен провести индивидуальные бе­седы с каждым из них о членах семьи, о самом ребенке ("Как тебя зовут?", "А как ласково называет тебя мама?", "Кто еще с тобой живет?" и т.п.). Особое внимание необходимо обратить на то, что ребенок живет вместе с близки­ми людьми: мамой, папой, бабушкой, дедушкой.

Воспитанию эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей могут помочь дидактические игры и упражнения "Как помочь маме", "Как пожалеть бабушку", "Чем порадовать папу" и т.д.

Дети проводят в дошкольном учреждении много времени, поэтому важ­но показать им, что как в семье, так и в детском саду есть взрослые, которые любят детей и заботятся о них. Вместе с детьми необходимо осмотреть груп­пу и ее помещения. Начать лучше с раздевальной комнаты, потом пройти в групповую, спальную и умывальную. Эффективны в работе с детьми упраж­нения на ориентировку в помещениях своей группы и на участке детского сада типа "Кто быстрее найдет свой шкафчик", "Где у нас... (умывальная, спальная комнаты)", "Поиграем с куклами в игровом уголке" и т.д.

У детей необходимо формировать чувство симпатии к сверстникам, а в процессе выполнения упражнений "Улыбнись Кате", "Поиграй с Сашей", Пожалей Колю", "Обними Таню" следует подвести их к пониманию: нельзя Драться и обижать других детей.

Детям данного возраста трудно представить город (поселок), улицу, запомнить их названия, так как их жизнь ограничивается домом (кварти­рой), детским садом. Поэтому им только напоминают названия города (по­селка), улицы.

В первой младшей группе уже можно начинать пробуждать интерес к труду близких взрослых. Например, на занятии "Праздник маминых каш" Детям дают представление о том, что мама - трудолюбивая, умелая, заботли­вая, готовит еду для всей семьи, варит разные каши: гречневую, манную,



пшенную, рисовую. Ее труд важен и значим для всей семьи. Каши, приготов­ленные мамой, вкусные и полезные. На занятии "Праздник красивых плать­иц и рубашек" детям показывают, что мама стирает, гладит, шьет, подшивает платья, юбочки, сарафаны, шорты, чтобы ее ребенок был аккуратным.

Внимание детей необходимо обращать на наиболее характерные трудо­вые операции и результат труда помощника воспитателя. "Ольга Сергеевна вымыла посуду - наши тарелки, чашки стали чистыми", - говорит воспита­тель, подводя итог совместному наблюдению.

Полученные детьми знания уточняются и закрепляются в дидактических играх типа "Узнай и назови" (орудия труда и трудовые действия мамы, по­мощника воспитателя), "Кому нужны эти вещи?" (пылесос, веник, полотен­це, тарелки нужны помощнику воспитателя; иголка, нитки, ткань, ножницы - маме-швее; кастрюля, ложка, чашка, плита - маме-повару и т.д.).

 

Вторая младшая группа

Предметное окружение. Во второй младшей группе продолжают рас­ширять знания детей о предметах домашнего обихода, развивают умение выделять их существенные и несущественные признаки, дифференциро­вать и группировать предметы.

Детей необходимо упражнять в назывании предметов, продолжать знако­мить с их функцией - способом использования (резать, жарить, варить...), на­значением (т.е. способностью предметов удовлетворять потребности чело­века), строением (у автомобилей впереди кабина, сзади кузов). Детей продол­жают учить различать материалы (глина, бумага, ткань, дерево), вычленять их качества и свойства (мягкий, твердый, тонкий, рвется, мнется, ломается).

Важно научить детей различать размер предметов (большой, не очень большой, маленький), их цвет, вес (легкий, тяжелый), ориентироваться во вре­мени (сейчас, потом, после обеда), в пространстве (высоко, далеко, близко).

Ребенок уже способен понимать несложные логические связи, лежащие в основе объединения предметов под общим названием: посуда - это то, из чего едят и пьют. Поэтому дошкольника начинают учить группировать предметы по способу употребления, подводить к пониманию слов с обоб­щенным значением. Однако отношения между общим и частным осознают­ся детьми этого возраста своеобразно. Так, они часто называют незнакомый предмет известным им собирательным существительным: "Это салатница называется посуда", "Папа купил большую мебель с зеркалом" (сервант) и т.п.

Особое внимание необходимо обращать на то, что одни предметы сдела­ны руками человека (мебель, посуда, одежда, предметы гигиены и т.п.), дру­гие созданы природой (камень, шишки и т.п.).

Ознакомление с предметным миром проводится в форме игр-занятий (см.: Дыбина ОВ. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольни­ков. - М.: ТЦ Сфера, 2002, гриф МО РФ, 2004 г.). Детям предлагают серии игр-занятий, в основе которых лежат различные действия детей.

Серия "Игры-раскладки" ("Чудесный мешочек", "Помоги Незнайке" и т.д.) направлена на различение предметов природного и рукотворного мира. Так, в игре "Помоги Незнайке" дети по просьбе Незнайки раскладывают

предметы природного мира и рукотворного мира в конверты с соответству­ющими символами ("человек", "бабочка"). Затем задача усложняется: требу­ется не только разложить предметы разного происхождения, но и обосно­вать свой выбор ("Мяч положу в этот конверт: его сделали люди").

Серия "Игры-определения" ("Что лишнее", "Назови, как использовать пред­мет" и т.д.) направлена на определение и различение цвета, величины, формы, веса, строения, функции. Детей сначала побуждают только назвать цвет, фор­му, функцию вещей; потом, например в игре "Найди пару", задание усложняет­ся: надо не только назвать способ использования предмета, но и подобрать к нему другой с подобной функцией (шкаф - комод; тарелка - блюдце и т.д.). Эта задача требует опоры на прежний опыт использования предметов.

Детей продолжают знакомить с материалом, из которого сделан предмет (дерево, бумага, ткань, глина), в процессе действий с ним, т.е. позволяют его ощупывать, поглаживать, рвать, гнуть, сжимать, бросать, поднимать, для чего целесообразно создавать ситуации выбора материала для игры. Например, необходим твердый, прочный материал - заменитель стола, стула, кровати. Дети при участии взрослого рассматривают бумагу, дерево, ткани, называют их, решают творческую задачу ("Какой материал взять?") с помощью следу­ющих действий: гладят разные материалы (все гладкие), мнут (не мнется только дерево), разрывают (не рвется только дерево), тянут за края в разные стороны (не нарушается целостность только дерева), кладут в воду (намока­ют бумага и ткань) и т.д. В результате выбирают дерево.

Разработана также серия "Игры-занятия с элементами опыта, эксперимен­та" ("Деревянный брусочек", "Что лучше: бумага или ткань", "Бантик из бумаги и ткани", "Тарелочка из глины", "Послушная глина", "Подарки для медвежонка", "Определи дерево" и тд.). Например, в игре-занятии "Бантик из бумаги и ткани" взрослый встречает куклу Катю. Она грустная: не может завязать себе бантик, у нее много бантиков, но все они из бумаги. Дети подходят к Кате, говорят, что бант из бумаги порвется, но Катя упрямится, просит завязать бант. Все пробуют это сделать, но бумага рвется. Дети рассказывают все, что знают о бумаге.

В игре-занятии "Послушная глина" в гости к детям приходит кукла Маша, она рассказывает, что на день рождения ей подарили глину, а что с ней де­лать - она не знает. Дети проявляют желание помочь Маше. Все берут по од­ному кусочку глины и пробуют помять ее в руках (мнется); отрывают кусо­чек от целого куска (отрывается), делают из него колбаску, раскатывают в ла­дошках (раскатывается, принимает разные формы).

Планируя дидактические игры и упражнения, подводящие детей к пони­манию родовых понятий, следует предусмотреть разнообразные задания.

"Что в коробке?". Дети по одному подходят к столу воспитателя, достают предмет, называют и характеризуют его: "Это шубка куклы Маши. Она мехо­вая, коричневая". Когда в коробке ничего не останется, воспитатель раскла­дывает вещи и подводит итог: "В коробке лежали шубки, пальто, платья, кос­тюмы, брюки. Лежала одежда. Все эти вещи мы надеваем на наших кукол". (Среди предметов одежды должны быть и такие, названия которых дети пу­тают: шуба - пальто - плащ; брюки - шорты и т. п.)

"Куда что положить?" ("Магазин"). В коробке лежат одежда, обувь, посуда Для кукол. Вынув предмет из коробки, ребенок называет его и говорит, куда


 


надо поместить эту вещь (одежду повесить на плечики, обувь поставить на специальную полочку, посуду - на большой поднос), объясняет: "Поставлю чашку на поднос - туда, где стоит посуда". Среди предметов должны быть два-три, названий которых дети не знают.

Дети четвертого года жизни испытывают определенные трудности в освое­нии цвета. Большинство различают красный, желтый, белый, черный цвета, но путают зеленый с синим; различают и оттенки цветов (оранжевый, серый), но не умеют правильно называть их. Поэтому необходимо регулярно проводить упражнения, способствующие лучшему усвоению знаний о цвете: "Найдите предметы такого же цвета, как мой шарик", "Составьте башенки из одинаковых по цвету колец (кубов)", "На синий поднос положите вещи такого же цвета" и т.п.

Одна из любимых детских игр - приготовление еды куклам (животным) и кормление их. Однако детям пока недостает жизненных впечатлений, и их действия отличаются однообразием. Поэтому целесообразно проводить ди­дактические игры-занятия "Приготовим салат", "Поучимся заваривать чай", "Сварим овощной суп". Опыт свидетельствует: на этих занятиях малышам следует показывать действия на реальных предметах. Например, воспита­тель рассматривает с детьми сухой чай (заварку), затем высыпает его в чай­ник, заливает кипятком и, прикрыв грелкой, дает возможность настояться. При этом дети не только зрители: они дают советы, сравнивают сухую завар­ку и распаренные чаинки, определяют, что приятнее на вкус: кипяченая во­да или чай, угощают чаем няню или повара.

Уже в младшем возрасте у детей необходимо формировать бережное от­ношение к книгам.

Явления общественной жизни. Во второй младшей группе продол­жается работа по формированию представлений о семье. В индивидуальных беседах воспитатель уточняет у ребенка следующее: "С кем он живет? Кто еще с ним живет? Есть ли у него бабушка, дедушка? Как зовут маму, папу? Есть ли братья, сестры? Как их зовут?" и т.п. Беседовать на эти темы с детьми мож­но на прогулке, во время утреннего приема и в другие режимные моменты.

Детей необходимо учить называть некоторых работников детского сада (воспитатели, няня, музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведу­ющая, старший воспитатель) по имени и отчеству, учить обращаться к ним на "вы". С сентября целесообразно проводить дидактические игры типа "Кто в домике живет?", которые дают возможность лучше запомнить имена друг друга, имя и отчество работников детского сада. Игру, длящуюся всего 3-4 минуты, следует неоднократно повторять на занятиях, постепенно усложняя ее содержание. Так, вначале дети просто запоминают имена товарищей; да­лее их внимание обращают на черты характера, особенности поведения каж­дого из них, например: "Не живет ли в домике Игорек? Он знает несколько стихотворений и, если вы его попросите, непременно прочтет их", "Не живет ли здесь Оленька, которая умеет одеваться на прогулку быстрее всех?".

Обращаясь к ребенку, надо называть его только по имени, желательно ис­пользовать и ласковые обращения (Костя, Костик, Костенька). Это важно по ряду причин: дети начинают называть друг друга так же, как воспитатель, а ласковые обращения не только способствуют возникновению симпатий, но и обогащают словарь ребенка.

Продолжается работа по ориентировке в дошкольном учреждении. В процессе экскурсии по нему воспитатель вместе с детьми выясняет следу­ющее: где они находятся? Для чего нужны эти помещения? Как можно уз­нать, что это раздевальная, умывальная, групповая комнаты? Основная цель - объяснить детям: все, что их окружает, сделано руками людей, они вложи­ли в эти предметы много труда, поэтому их надо беречь.

Необходимо совершить целевую прогулку по улице, где расположен дет­ский сад (если это безопасно), подвести детей к пониманию, что в городе (по­селке) много улиц, поиграть в игру "Я живу в городе (назвать его), а ты?" и т.п.

В дни праздников воспитатель вместе с детьми рассматривает красочное оформление зала детского сада, формирует у них чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения, страны.

Детей продолжают знакомить с трудом близких взрослых. Им легче по­нять личностные и деловые качества человека, его трудовые действия на примере труда их мам, пап, бабушек, дедушек. С этой целью проводятся за­нятия типа "Приключения в комнате" (мама или бабушка моют посуду, чи­стят ковры, ставят цветы в вазу, делают влажную уборку и т.п.), "Варвара -краса, длинная коса" (мама заплетает косички, завязывает бантики и т.п.), "Заболела доченька (мама заботливая, чуткая, внимательная, лечит всех членов семьи), "Как медвежонок катался с нами на папиной машине" (па­па умелый, может починить автомобиль, возит всю семью по городу, на да­чу, к бабушке, помогает маме перевозить различные грузы из магазина, га­ража, дачи).

Детей продолжают знакомить с трудом работников дошкольного учреж­дения: медицинской сестры, повара, воспитателя. Осуществляя эту работу, необходимо соблюдать определенные правила.

• Знакомить надо с теми видами труда, трудовые действия и результаты которых наглядны ("Медицинская сестра промыла царапину на руке, смаза­ла йодом, заклеила пластырем. Так царапина скорее заживет").

• Знакомить с трудом близких взрослых следует, показывая особенности их труда и отношение к нему и на конкретном содержании раскрывать их взаимосвязь. (Так, повар делает два-три пирожка в присутствии детей в групповой комнате, затем относит на кухню, печет; помощник воспитателя, раскладывает готовые пирожки на тарелки и угощает малышей.)

• Рассказывать о человеке и его труде надо интересно, так чтобы обыден­ный факт становился ярким и значимым. Например, познакомив с поваром, воспитатель подводит детей к пониманию: "Наш повар Нина Павловна - ма­стер своего дела, трудолюбивая, добрая, заботливая. Она печет пирожки и готовит разные другие вкусные блюда. Были мука, дрожжи, сахар, молоко (все это стоит у воспитателя на столе). А теперь получились пирожки, поджаристые, румяные!". Можно рассказать о том, как повар месил тесто, раскатывал его, делил на порции, готовил начинку и делал пирожки.

Воспитатель обогащает представление детей о труде, называя профессии (медицинская сестра, повар, воспитатель), оценивая их труд и человеческие качества (работает быстро, аккуратно; трудолюбивый, умелый и т.п.), обо­значая трудовые действия (измеряет рост, определяет вес, смазывает ранки йодом, ставит горчичники, варит, жарит, печет, моет, режет).



Полученные детьми представления о предметах и явлениях действитель­ности, их свойствах уточняются и закрепляются в процессе рассматривания сюжетных и предметных картинок и иллюстраций.

 

Средняя группа

Предметное окружение. В этом возрасте у детей просыпается интерес к предметам, не имевшим места в их личном опыте. Этот интерес необходи­мо удовлетворять. Детей также продолжают знакомить с предметами бли­жайшего окружения. Задача заключается в том, чтобы способствовать на­коплению знаний о предметах, чье назначение - удовлетворять потребно­сти дошкольника в игре, труде, продуктивных видах деятельности. Детей следует продолжать знакомить и с их признаками (функция, назначение, цвет, форма, величина, материал и др.).

Предметы объединяются детьми по общему существенному признаку -так осваиваются понятия (посуда, одежда, обувь, игрушки, предметы труда, личной гигиены и т.д.), которые имеют общую функциональную основу: иг­рушки - играть, одежда - одеваться и т.д.

При ознакомлении с предметным миром необходимо учитывать, что на­звания отдельных предметов, например мебели, дети уже знают, но обобща­ющим словом пользуются редко и с трудом могут объяснить существенный признак. Трудность состоит в том, что у каждого предмета свой способ упо­требления (например, стул используют для сидения, кровать - для сна, шкаф - для хранения одежды и т.п.). Поэтому детей необходимо побуждать груп­пировать, объединять и классифицировать предметы по разным признакам. С этой целью можно использовать дидактические игры типа "игр-определе­ний": "Что лишнее", "Нам игрушки принесли", "Петрушка идет трудиться", "Петрушка в спортивной форме", "Петрушка идет рисовать".

Так, в игре "Петрушка в спортивной форме" детей учат группировать предметы (например, мяч, скакалка, обруч, теннисная ракетка, лента, ганте­ли, палочка, мешочек) по назначению (удовлетворение потребности в заня­тиях спортом). Петрушка приносит картинки с изображением разных (по назначению) предметов и утверждает, что все они нужны для занятий спор­том. Воспитатель предлагает детям отложить в сторону все лишние предме­ты. Петрушка просит показать ему спортивный инвентарь - дети приносят все, что есть в группе. Воспитатель предлагает алгоритм - каждый ребенок называет свой предмет, рассказывает о его назначении и применении.

Необходимо учитывать, что на пятом году жизни у детей увеличивается ин­терес к различению и называнию разных признаков предмета и их описанию. Поможет в этой работе серия "Игры-описания", в том числе "Назови предмет", "Определи место для предмета", "Расскажи Незнайке о любимых предметах".

В игре "Расскажи Незнайке о любимых предметах" в гости к детям прихо­дит Незнайка с любимой игрушкой. Воспитатель спрашивает у него: что это за игрушка? Какая она? Для чего нужна? Из чего сделана? Кто ее сделал? Не­знайка узнает у детей, какие у них любимые игрушки, вещи, а воспитатель предлагает найти их в группе, принести Незнайке и рассказать о них. Воспи­татель задает алгоритм (символы природного и рукотворного мира, формы,

величины, части, функции и т.п.) описания предмета и описывает свой пред­мет. Например, это стол, у него есть крышка, четыре ножки, он белый, за ним можно сидеть, есть и писать, стол сделан из дерева, относится к рукотворно­му миру. Дети по очереди описывают свои любимые предметы.

Необходимо расширять представления детей о целесообразности созда­ния предметов быта, которые делают жизнь людей удобной. Дошкольники должны понять, насколько важны высококачественные предметы быта (так, деревянная мебель отличается прочностью, полезна для здоровья; тефлоновая посуда сохраняет качество продукта и т.д.). Нужно побуждать детей опре­делять связь между назначением предмета и его строением, назначением и материалом, устанавливать причинно-следственную связь между предме­том и его пользой (например, холодильник предохраняет продукты от пор­чи; кресло - более удобная для отдыха мебель, чем стул; зубная щетка и зуб­ная паста предохраняют зубы).

Особое отношение у детей вызывает тема "Наши любимые игрушки". Не­обходимо подвести их к представлению о том, что взрослые создают иг­рушки не только для забавы. Техническая игрушка, например, помогает по­знавать мир. Создаваемые педагогом ситуации призваны помочь детям по­нять необходимость игрушки в повседневной жизни.

В течение года дошкольники учатся узнавать предметы из глины, бумаги, ткани, металла, резины, пластмассы, стекла, фарфора, рассказывать об их свойствах и качествах и аргументировать свои суждения. Ознакомление с материалом надо организовывать, как и прежде, так, чтобы каждый ребенок практическим путем (действуя с материалом) мог выявить его свойства и ка­чества. Для детей среднего дошкольного возраста предусматриваются более сложные, чем ранее, экспериментальные действия, состоящие из несколь­ких игровых элементов. В серию "Игры-эксперименты" по ознакомлению с материалом входят такие игры, как "Почему птицы могут летать, а человек нет?", "Узнай все о себе, шарик", "На чем полетят человечки", "Дерево умеет плавать", "Незнайкин клад", "Удивительное стекло".

Например, в игре "Узнай все о себе, шарик" в детский сад прилетает воздуш­ный шарик. Он хочет, чтобы дети рассказали ему о нем все, что они знают, по­тому что он знает только одно: он шарик. Взрослый предлагает помочь шари­ку узнать, из какого материала он сделан. Дети объясняют шарику, что он ре­зиновый, на практике выясняют, что резина мягкая, гладкая. Затем показыва­ют, каким шарик может быть маленьким (сдувают воздух). Шарик возмущает­ся, просит вновь надуть его. Взрослый надувает шарик и предлагает каждому ребенку сделать то же. Появляется много воздушных шариков. Дети вместе с воспитателем выясняют, что резина эластичная, растягивается, и говорят ша­рику, что его называют воздушным, потому что у него внутри воздух. Шарик просит вымыть его. Дети моют шарик, уточняют, что резина стала сверху мо­крой. Сравнивают ее с бумагой, тканью (бумага намокает, разрывается; ткань намокает, но не разрывается), вытирают шарик (он опять сухой), выясняют, попала ли внутрь вода (нет). Детей подводят к пониманию: резина не пропус­кает воду она водонепроницаемая. Называют предметы, которые человек сде­лал из резины (сапоги, перчатки), объясняют их назначение. Дети вместе с взрослым проводят опыт с перчатками: надевают на руки, опускают их в воду,


 
 


потом снимают перчатки - руки сухие. Шарик предлагает детям назвать все, что сделано из резины. Затем шарик прощается и улетает.

Детям предлагают разные задания на определение материала. Дают каранда­ши, детали из строительного набора, матрешки, грибочки и др., предлагают на­звать их, определить, чем эти объекты похожи друг на друга. Задают наводящие вопросы ("Может быть, предметы одинакового цвета? Одинаковой формы?"), постепенно подводят к выводу: все предметы, сделанные из дерева, деревянные.

Особое внимание следует уделить объяснению целесообразности изго­товления конкретного предмета из определенного материала (корпус ма­шин - из металла, шины - из резины, мебель - из дерева, зонт - из водоне­проницаемой ткани и т.д.).

Необходимо помнить: игры, используемые для ознакомления с предмет­ным окружением, имеют следующие цели: побуждать детей выполнить ряд последовательных действий (проводить опыты), развивать умение анализи­ровать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами, ус­танавливать причинно-следственные связи (в том числе между пользой предмета и его использованием, между строением предмета и способом его употребления).

На пятом году жизни у детей появляется интерес к истории предмета. Они способны понять: каждый из них имеет прошлое и настоящее (бревно - табу­рет - стул - кресло и тд.). С этой целью проводятся игры-путешествия, игры-турне (например, "Путешествие в прошлое посуды, кресла, вилки, мяча"), кото­рые наглядно показывают, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от желания человека сделать его более полезным, удобным, красивым и т.п.

У детей продолжают формировать представление о пространственных отношениях и соответствующий словарь: слева, справа, между около, рядом, впереди, сзади, наверху, внизу, вокруг, возле, за, в, на, у. Учат ориентировать­ся "от себя" ("Впереди меня дверь, сзади окно, справа шкаф", "Рядом со мной сидит Игорек"). В этих целях используются специальные дидактические уп­ражнения типа "Расскажи, что слева от тебя, а что справа (впереди, сзади)"; "Кто что-нибудь заметил слева?".

На занятиях и в повседневной жизни воспитатель расширяет знания де­тей об общественном транспорте (автомашина, автобус, поезд, самолет, теп­лоход). Форма занятий варьируется в зависимости от цели и программного содержания. Ведущими методами работы являются эвристические и позна­вательные беседы, наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций и др.

В течение года с помощью специально создаваемых воспитателем обра­зовательных ситуаций детей знакомят с правилами дорожного движения (переходить улицу только на зеленый цвет и только по пешеходной дорож­ке - "зебре").

Явления общественной жизни. Продолжается работа по расширению представлений о семье. С детьми надо часто говорить о маме ("Как зовут ма­му", "Какая она", "Какое ее любимое занятие", "Чем ее можно порадовать", "Ка­кое ее любимое блюдо"), поддерживать интерес к ее любимым занятиям.

Воспитателю следует убедить родителей в том, что дети должны иметь дома постоянные обязанности, чтобы чувствовать себя полноправными членами семьи; что ребенку можно поручить дела, касающиеся заботы обо

всех членах семьи (позвонить бабушке, накрыть на стол, помочь убрать по­суду со стола, полить цветы и т.д.).

Необходимо побеседовать с детьми об обязанностях членов семьи; объ­яснить, что каждый в семье заботится о других; спросить, что дети делают для других членов семьи, какие у них есть обязанности.

Детям дают первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра), а мама и папа тоже дочь и сын бабушки и дедушки и тд. Для этого используются беседы с демонстрацией фотографий, иллюстраций, дидактические игры.

В средней группе продолжается работа по ознакомлению с дошкольным учреждением. С детьми необходимо беседовать о том, что такое детский сад, какие помещения есть в здании, нужны ли они. Целесообразно подключать детей к оформлению своей группы и других помещений детского сада.

Следует посетить с детьми одну из групп детского сада, познакомиться с вос­питателем, помощником воспитателя, детьми, пригласить их в группу. Можно посетить самых маленьких детей. Сравнить, чем их группы различаются.

Детям (по очереди) можно давать задания сходить в медицинский или ме­тодический кабинет, выполнить поручения (взять книгу, отнести тетрадь и тд.). Им надо систематически напоминать, как зовут старшего воспитателя, меди­цинскую сестру, как надо приветствовать взрослого, попросить дать что-то.

Целесообразно беседовать с детьми о том, нравится ли им ходить в дет­ский сад, что именно нравится, кто заботится о детях, кого из взрослых они знают. Вместе с ними прийти к выводу: в детском саду много сотрудников, все они трудятся для того, чтобы детям было хорошо.

Необходимо продолжать работу по воспитанию симпатии к сверстни­кам, для чего целесообразно проводить беседы (например, "По каким пра­вилам мы живем"), упражнения, игры; учить быть внимательными, преду­предительными, называть сверстников по имени, лучше ласково, помогать друг другу.

С целью формирования элементарных представлений о социуме воспита­тель проводит целевую прогулку "Что такое улица", обращая внимание на ее составляющие (дома с двух сторон, тротуар, проезжая часть, или мостовая).

Необходимо вместе с детьми вспомнить название улицы, на которой находится детский сад; рассказать, почему или в честь кого она так назва­на, сказать, что в городе много улиц и у каждой свое название; напомнить, как называются улицы, на которых живут дети. Можно побеседовать с де­тьми о родном городе (поселке): как он называется, какие красивые до­стопримечательности в нем есть. В книжном уголке следует рассмотреть фотографии, картинки с изображением достопримечательностей, с кото­рыми дети уже знакомы.

Воспитатель рассказывает детям о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Напомнает, что 23 февраля в нашей стране отмеча­ют День защитника Отечества. Уточняет, кто такие защитники Отечества (воины, которые охраняют, защищают свой народ, свою Родину), знакомит Детей с родами войск (иллюстрации, картины, фотографии).

Детей продолжают знакомить с разными профессиями (шофер, врач, Почтальон, продавец, воспитатель, музыкальный работник и др.). Вводится


понятие "профессия". Методика ознакомления с профессией предполагает использование комплекса методов.

Можно организовать беседы на такие темы, как "Замечательный врач", "В гостях у музыкального руководителя", "В гостях у продавца", "Наш любимый воспитатель". Беседы должны сопровождаться демонстрацией картин, ил­люстраций, фотографий, показом предметов и т.д. Важно подвести детей к выводу: результат деятельности во многом определяется отношением чело­века к труду, т.е. деловыми и личностными качествам



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 3523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.251 (0.016 с.)