Схема развития предметного действия в раннем возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема развития предметного действия в раннем возрасте



Ребенок - ПРЕДМЕТ - Взрослый

I. а) неспецифическое употребление орудий

б) попытки специфического использования орудий при отсутствии сформированного способа его применения

в) овладение специфическим способом употребления орудия

II. перенос действия:

а) с одного предмета на другой

б) из одной ситуации в другую

III. возникновение игрового действия

Обобщенные действия

а) совместные действия

б) частично совместные

в) показ

г) словесное указание

Выделение взрослого как носителя образцов действия, сравнение своего действия с действием взрослого, возникновение игрового действия.
Изменение ССР:

Ребенок——предмет———ВЗРОСЛЫЙ

I. На первых этапах развития предметного действия освоение общественных функций предмета и тех целей, которые могут быть достигнуты при определенном общественно установленном способе употребления предмета, возможно только в ходе совместной деятельности.

II. Вторая существенная линия развития предметных действий — линия развития ориентации в системе свойств объекта и действий с ним у самого ребенка. К концу первого года жизни у ребенка формируются функциональные действия, когда он употребляет орудия, ориентируясь на физические свойства предмета, следовательно, неспецифически. Затем наблюдаются попытки специфического использования предметов при отсутствии сформированного способа его применения (овладение ложкой).

Наконец, ребенок овладевает способом употребления орудия, но на этом процесс развития предметного действия не заканчивается.

Ребенок начинает употреблять действие в неадекватной ситуации. Можно наблюдать два типа переноса.

1- перенос действия с одного предмета на другой, функционально тождественный (ребенок научился пить из чашки, а затем пьет из стаканчика, из кружки и т.п.) Происходит обобщение функции.

2 - перенос действия по ситуации (научившись пользоваться ботиночками, ребенок натягивает их на мячик, на ножку стула и т.п.).

Благодаря этим двум переносам возможен отрыв действия от предмета, отрыв действия от ситуации и, более того, отрыв действия от самого себя.

В овладении предметными действиями наряду с орудиями значительную функцию выполняют игрушки. Игрушка — это предмет, моделирующий какой-либо предмет взрослого мира. По отношению к игрушкам нет жесткой логики их употребления, и взрослый не навязывает ребенку способ действия с ними. Игрушки полифункциональны, с ними можно делать все что угодно. Из-за этих свойств игрушки ориентировочная сторона действия отделяется от исполнительной. Благодаря действию с игрушкой в ориентацию включается и ситуация. В результате происходит дальнейшая схематизация действия. Ребенок начинает сравнивать свое действие с действиями взрослого человека, он начинает узнавать в своем действии действия взрослого и впервые начинает называть себя именем взрослого: «Петя-папа». Таким образом, перенос действия способствует отделению ребенка от взрослого сравнению себя с ним, отождествлению себя с взрослым. Социальная ситуация, таким образом, начинает распадаться. Это возможно только в результате микроизменений предметного действия.

Основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста:

I. Пассивная речь в развитии опережает активную. Запас пассивной речи влияет на обогащение активного словаря. Сначала ребенок понимает слова-указания, затем слова названия, позднее понимание инструкций и поручений; наконец, понимание рассказов.

II. В начале раннего возраста в речи ребенка наблюдается феномен однословного предложения.

III. На границе второго и третьего года жизни ребенок, сам того не понимая, как бы интуитивно «открывает», что слова в предложении связаны между собой (Бюлер).

IV.Фонематический слух опережает развитие артикуляции. Ребенок сначала научается правильно слушать речь, а затем правильно говорить.

V. Ребенок сначала научается ориентироваться в свойствах орудия, без этого строить целое действие он не может. «Нет такого орудия, которое бы так часто употреблялось, как слово!» (Д.Б. Эльконин).

VI. В раннем возрасте развиваются функции речи, происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи.

Интенсивное развитие речи в раннем возрасте свидетельствует о ром, что речь, по мнению Д.Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.).

11. Речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия. Л.С. Выготский говорил о раннем возрасте как о возрасте интенсивного развития восприятия. Как показано в ряде исследований, точность восприятия велика, но само восприятие своеобразно. Оно, во-первых, фиксирует какое-то одно качество объекта, и в последующем ребенок ориентируется на это качество при узнавании объекта. Во-вторых, восприятие ребенка раннего возраста аффективно окрашено и тесно связано с практическим действием. Под влиянием восприятия происходит развитие всех других псих.процессов.

12. Память носит непроизвольный характер. Ребёнок не вспоминает, а ему «вспоминается».

13. Мышление – наглядно-действенное.

14. Основное новообразование: Благодаря отделению действия от предмета происходит сравнение своего действия с действием взрослого (ребенок называет себя другими именами). Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен «Я сам».

Качественное отличие орудийной деятельности человека от использования вспомогательных средств животными заключается в том, что для ребенка орудие несет в себе общественно выработанный способ действия. Для животного орудие является природной вещью, лишённой логики какой-нибудь иной системы действия. (Гальперин)

Когда рука берется за орудие, реализуется одна из двух систем и происходит следующее: или рука включается в систему орудийных операций, или орудие включается в систему операций руки. В первом случае рука превращается в держатель и двигатель opyдия. Во втором случае орудие теряет свою специфическую логику, им действуют так, как действуют самой рукой, — оно становится простым удлинением руки.

Орудие в качестве не только промежуточной вещи, но и качестве носителя определенного типа деятельности является специфическим отличием человека. Вспомогательные средства животных лишь похожи на орудия, но не представляют собой орудий даже в зачатке.

Кризис 3 лет.

К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, что находит свое выражение в кризисе трех лет. Новое видение Я через призму своих достижений кладет начало бурному развитию детского самосознания. Становление такой системы Я, где точкой отсчета является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошкольному детству.

Ребенок выделяет свое "Я", отдаляется от взрослых и пытается построить с ними другие "более взрослые" отношения.

Л.С. Выготский описал «семизвездье симптомов», которое свидетельствует о наступлении кризиса трех лет.

Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых.

Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании.

Строптивость. Строптивость носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома.

Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Речь идет о самостоятельности намерения, замысла.

Обесценивание взрослых. Ш. Бюлер описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка: «дура».

Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. «Как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».

В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.009 с.)