Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Старшая и подготовительная к школе группыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
У детей старшего дошкольного возраста еще больше углубляется интерес к труду взрослых, его результатам, возникает чувство восхищения самоотверженными поступками людей, желание подражать им. Поэтому для них характерны игры с героическим сюжетом. Детям шестого года жизни свойственны желание сыграть свою роль с большей выдумкой, изобретательностью, а также интерес к деталям. Их привлекают красивый материал, изящные конструкции, необычные элементы украшения построек. Для развития содержания игры дети успешно используют технические умения, например создают игрушку из конструктора (металлического, пластмассового). Они более дружно, чем ранее, без конфликтов выбирают тему игры, распределяют роли с учетом того, кто лучше справится с той или иной ролью, создаст яркий образ. На данном возрастном этапе появляются более сложные игры как по содержанию и средствам отображения реальной жизни, так и по организации. Это сюжетно-ролевые игры, которые продолжаются длительное время, с постепенным развитием и усложнением содержания; игры, глубоко затрагивающие чувства и интересы детей. Их тематика связана преимущественно с современной жизнью ("Космонавты", "Цирк", "Путешествие через океан", "Спасатели" и др.) или с любимыми сказками, рассказами. В этих играх содержание развивается и усложняется с приобретением детьми новых знаний об окружающей жизни, развитием навыков применять эти знания, совершенствованием конструктивных умений. Длительные сюжетно-ролевые игры имеют особое значение для комплексного решения задач умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей. В длительной игре у ребенка быстрее вырабатываются навыки и привычки коллективной жизни. В результате игра становится наиболее эффективной формой организации интересной жизни детей в дошкольном учреждении. Они настолько вживаются в роль, что зачастую чувствуют себя в ней и тогда, когда уже не играют. В подобных случаях легче воздействовать на ребенка через любимый им образ. В таких играх ребенок проявляет больше самостоятельности, фантазии, творчества в выборе действий, при распределении ролей, использовании подсобных материалов. Воспитателю необходимо использовать этот фактор для формирования умения согласовывать свои интересы с интересами коллектива, помогать друг другу в осуществлении замысла, исполнении определенной роли. Длительная творческая сюжетно-ролевая игра таит в себе колоссальные возможности для развития детского мышления. Действия ребенка с предметами носят преобразующий характер. В игре он неутомимый исследователь: узнает свойства и качества реальных предметов, способы действия с ними и в зависимости от замысла и развития сюжета "переплавляет" жизненный материал, заменяет одни предметы другими, фантазирует, переплетая реальность с выдумкой, фантазией. В развитии сюжета игры на определенную тему прослеживается логиче- екая последовательность действий, совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых событий и явлений реального мира. Обогатить ребенка разнообразными представлениями, системой знаний - значит дать обильную пищу для развития его воображения, для создания образов, ситуаций, которые можно реализовать в игре. Возникновение длительной игры "Путешествие за животными для зоопарка в жаркие страны" может быть связано с экскурсией в зоопарк. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, воспитатель читает отрывки из книг на эту тему, организует лепку животных из пластилина и т.д. По мере обогащения представлений детей содержание игры развивается и усложняется. Они проявляют больше инициативы, творческого подхода и умственной самостоятельности в решении практических задач. Если педагог заботится о расширении представлений детей, они будут играть в различные сюжеты. Воображение помогает ребенку представить моря, океаны, плывущие по ним пароходы, айсберги, работу полярных станций, рейсы космических кораблей и т.д. Руководя подобными играми, взрослый не должен спешить подсказывать решение тех или иных задач. Гораздо эффективнее, наблюдая за игрой, установить, на что следует обратить внимание детей на занятиях (особенно по ознакомлению с окружающим). Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы направить внимание детей на существенные стороны того или иного общественного явления, помочь понять простейшие связи и зависимости между ними. Необходимо также продумать методы и приемы, способствующие дальнейшему развитию той или иной игры (подбор картинок, настольно-печатных игр, задание посмотреть передачи по телевидению), запланировать ряд занятий по изготовлению игрушек-самоделок, конструированию из строительного материала, предоставить воспитанникам в свободное пользование пластилин, глину, ножницы, клей, картон. Обязательным условием для длительной сюжетно-ролевой игры является наличие у детей умения играть большими группами, советоваться и помогать друг другу, сообща добиваться поставленной цели. Необходимо также, чтобы дошкольники любили играть, чтобы у них было сформировано умение намечать тему, подбирать средства для отображения и развития замысла, распределять роли с учетом возможностей и желаний каждого участника игры, устанавливать правила и четко выполнять их. Активное участие детей в распределении ролей способствует воспитанию коллективистских чувств. Дети учатся считаться с мнением товарищей, учитывать возможности и желания друг друга. Вот как, например, шло распределение ролей в игре "Строительство". Желающих на роли бригадиров было много, и воспитатель привлек детей к обсуждению кандидатур: "Как вы думаете, кто может быть бригадиром, таким, как папа Кости, который был у нас в гостях? Правильно, бригадир должен сам хорошо знать свое дело, учить правильно работать других, помогать во всем товарищам и быть справедливым. Вспомните, как важно помочь молодому рабочему правильно класть раствор и кирпич. Так кого же вы думаете выбрать бригадиром?" - "Вову". - "А почему?" - "Вова умеет хорошо стро- ить... Он никогда никого не обижает... Он много знает". - "Хорошо, Вова будет бригадиром. А как вы думаете, можно Ваню выбрать бригадиром? Он тоже хорошо умеет строить и поможет другому, покажет, как надо работать правильно. Кто с ним вчера строил? Расскажи, Миша". - "Ваня работал, а мы ему помогали. Он красивый дом построил и нас учил". Другие дети продолжают: "Ваня не жадный, не дерется... Он за маленьких заступается, вчера малышам кораблик построил". И Ваня тоже был утвержден на роль бригадира. Девочки выбрали своим бригадиром Галю. Воспитатель и им предложил рассказать, почему они сделали такой выбор. Всего таким образом были созданы три бригады из пяти-шести детей во главе с бригадирами. Роль воспитателя в длительной творческой игре с ее развитием меняется. Сначала он может взять на себя ведущую, руководящую роль: у детей недостаточно развиты организаторские умения, отсутствует надлежащий опыт. Исполнение педагогом ведущей роли даст возможность более эффективно учить детей обогащать содержание игры, без конфликтов распределять игровой материал и роли, разрешать спорные вопросы, тактично влиять на взаимоотношения детей, приучая их уважать права друг друга. Вместе с тем взрослый должен руководить игрой осторожно, чтобы не только не подавлять инициативу и творчество детей, но и всячески способствовать их развитию. Воспитатель по сути является старшим другом подопечных, партнером по игре, исподволь помогая им применять знания, полученные на занятиях, при выполнении индивидуальных заданий и поручений, побуждая к взаимопониманию. На последующих этапах воспитатель использует советы, напоминания, предложения, подбирает игровой материал, задания ("Придумай интересную конструкцию пульта управления ракетой, конструкцию клетки-грузовика для перевозки редких животных из Африки"), направленные на развитие содержания игры, формирование у детей познавательных интересов и организационных навыков. В течение года проходит около шести длительных творческих игр с установкой на последовательное совершенствование у детей навыков самоорганизации. Например, после игр "Строительство", "Библиотека" дети организовали игру-драматизацию "Теремок" по сказке С. Маршака, затем игру "Путешествие в Антарктиду", поставили спектакль по рассказу В. Драгунского "И мы тоже". Затем играли в космонавтов: строили Звездный городок, ракету, делали пульт управления, карту звездного неба, телевизионную установку для связи с Землей, телескопы и др. Дети совершали длительные космические путешествия на Марс, Венеру, привозили оттуда экспонаты, изучали их. Находки были действительно необычными: камешки, кора, засохшие ветки деревьев, причудливой формы корни, растения. Вместе с воспитателем дети определяли в лаборатории название экспоната. После игры "Авторемонтная мастерская" придумали игру "Авторалли по пустыне" на сконструированном ими вездеходе, играли в альпинистов, спасателей, водолазов и т.п. Развитию длительной игры, воспитанию у детей активности, навыков самоорганизации способствуют беседы перед началом игры о ее содержании, подведение итогов игры и совместное с воспитанниками планирование дальнейшего ее развития (напоминания, советы). Воспитатель приучает детей к самостоятельному использованию в играх строительного материала и конструкторов, изготовлению игрушек-самоделок. Раскрыть игровой образ ребенку помогают индивидуальные беседы, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, чтение отрывков из произведений художественной литературы. С дошкольниками старшего возраста организуются игры с природными материалами. Воспитатель путем показа фотографий, картинок, напоминаний, советов направляет детей на самостоятельные действия с песком, на то, чтобы при сооружении построек они проявляли инициативу, выдумку, изобретательность. Можно предложить детям постройки на тему "На чем люди ездят". Одна группа сооружает аэродром, другая - железнодорожный вокзал, третья - речной порт. А если кроме песка у детей есть глина, то маленькие строители могут сделать судоходную речку, прорыть каналы, установить шлюзы и т.д. Для игр с песком и глиной требуется дополнительный материал: обрезки дерева, колышки, шнуры, фигурки людей, животных, разнообразные автомашины и пр. Часть игрушек, например лодки, пароходы, самолеты, вагоны для железной дороги и др., воспитанники могут сделать сами. Постройки из снега могут быть крупными и мелкими. Крупные можно объединить общей темой ("Аквапарк", "Зоопарк", "Стадион" и др.). Воспитатель учит детей изготовлять из снега кирпичи, класть из них стены домов, утрамбовывать снег, делать ледяные дорожки для скольжения, валы; лепить фигуры зверей; делать цветные льдинки для украшения построек, для окон домов и др. Для крупных построек из снега требуется основа: доски, ящики, фанерные щиты, плотный картон, деревянные рейки и пр. Зимой при сооружении построек на участке следует предусмотреть возможность таких игр, как "Белая Олимпиада", "Праздник русской зимы", а также игр по сказкам ("Заячья избушка", "Зимовье зверей", "Мороз-ко" и др.).
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА Игры с правилами, с одной стороны, являются связующим звеном между обучением и игрой, а с другой - в них ярко отражаются связи и отношения различных видов игр. Игры с правилами делятся на дидактические и подвижные. Дидактические игры - это игры обучающие. Их основное назначение -способствовать усвоению и закреплению знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей. Каждая дидактическая игра имеет дидактическую задачу, игровые действия, игровые правила. Дидактические игры являются и методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью. В качестве метода они широко используются на занятиях по ознакомлению с окружающим, живой природой, по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, а также на музыкальных занятиях в целях обучения детей определенным способам умственных действий, для систематизации, уточнения и закрепления знаний. Содержание и правила игры подчинены воспитательно-образовательным задачам и программным требованиям к тому или иному виду занятий. Инициатива в выборе и проведении игры принадлежит в этом случае воспитателю. Как самостоятельная игровая деятельность они проводятся во вне-учебное время. В обоих случаях воспитатель руководит дидактическими играми, но по-разному: на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх участвует в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями между детьми, оценивает их поведение. В руководстве играми с правилами следует выделить три этапа: подготовка игры, ее проведение, анализ результатов. В подготовку входит следующее: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения конкретной возрастной группы, с учетом времени проведения (в часы занятий или во внеучебное время), места (в групповой комнате, на участке, на прогулке и пр.); определение количества участников (вся группа, небольшая подгруппа, один ребенок); отбор необходимого дидактического материала: пособий, игрушек, картинок, природного материала. Воспитатель предварительно должен сам изучить и осмыслить ход игры, ее правила, методы руководства и свою роль. Игра проходит успешно в том случае, если к ней хорошо подготовлены не только взрослые, но и дети, т.е. если они имеют знания, представления о предметах, явлениях окружающей жизни, необходимые для решения игровой задачи. Если воспитатель тщательно подготовится к игре, то само ее проведение не вызовет у него затруднений. Важно учитывать следующее: начинать объяснение игры надо с ознакомления детей с ее содержанием и дидактическим материалом, который будет использован (предметы, картинки), после чего ясно и четко изложить правила игры и описать игровые действия. В любой дидактической игре должны быть как игровые правила, так и игровые действия. Если одно из этих условий отсутствует, она превращается в дидактическое упражнение. Поэтому после объяснения правил игры следует показать, как они выполняются, и закрепить их знание детьми. Мера участия воспитателя определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи и игровых правил. Участвуя в игре, взрослый направляет действия детей советами, вопросами, напоминаниями, непосредственным показом. Подведение итогов игры - ответственный момент в руководстве ею. Педагог отмечает тех, кто четко выполнял правила, помогал товарищам, был активен, честен. Анализ игры направлен на выявление эффективных приемов ее проведения, а также допущенных ошибок (что не получилось и почему). Такой анализ помогает совершенствовать подготовку игры и ее ход. Кроме того, он позволяет выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей, а значит, правильно организовывать в дальнейшем работу с ними. Остановимся на особенностях руководства дидактическими играми вне занятий в разных возрастных группах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.130.113 (0.013 с.) |