Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Старшая и подготовительная к школе группы

Поиск

 

У детей старшего дошкольного возраста еще больше углубляется интерес к труду взрослых, его результатам, возникает чувство восхищения самоот­верженными поступками людей, желание подражать им. Поэтому для них характерны игры с героическим сюжетом.

Детям шестого года жизни свойственны желание сыграть свою роль с большей выдумкой, изобретательностью, а также интерес к деталям. Их при­влекают красивый материал, изящные конструкции, необычные элементы украшения построек. Для развития содержания игры дети успешно исполь­зуют технические умения, например создают игрушку из конструктора (ме­таллического, пластмассового). Они более дружно, чем ранее, без конфлик­тов выбирают тему игры, распределяют роли с учетом того, кто лучше спра­вится с той или иной ролью, создаст яркий образ.

На данном возрастном этапе появляются более сложные игры как по содержанию и средствам отображения реальной жизни, так и по организа­ции. Это сюжетно-ролевые игры, которые продолжаются длительное время, с постепенным развитием и усложнением содержания; игры, глубоко затра­гивающие чувства и интересы детей. Их тематика связана преимущественно с современной жизнью ("Космонавты", "Цирк", "Путешествие через океан", "Спасатели" и др.) или с любимыми сказками, рассказами. В этих играх содержание развивается и усложняется с приобретением детьми новых зна­ний об окружающей жизни, развитием навыков применять эти знания, со­вершенствованием конструктивных умений.

Длительные сюжетно-ролевые игры имеют особое значение для комплексного решения задач умственного, нравственного, трудового и эс­тетического воспитания детей.

В длительной игре у ребенка быстрее вырабатываются навыки и привыч­ки коллективной жизни. В результате игра становится наиболее эффектив­ной формой организации интересной жизни детей в дошкольном учрежде­нии. Они настолько вживаются в роль, что зачастую чувствуют себя в ней и тогда, когда уже не играют. В подобных случаях легче воздействовать на ребенка через любимый им образ.

В таких играх ребенок проявляет больше самостоятельности, фантазии, творчества в выборе действий, при распределении ролей, использовании подсобных материалов. Воспитателю необходимо использовать этот фак­тор для формирования умения согласовывать свои интересы с интересами коллектива, помогать друг другу в осуществлении замысла, исполнении оп­ределенной роли.

Длительная творческая сюжетно-ролевая игра таит в себе колоссальные возможности для развития детского мышления.

Действия ребенка с предметами носят преобразующий характер. В игре он неутомимый исследователь: узнает свойства и качества реальных пред­метов, способы действия с ними и в зависимости от замысла и развития сю­жета "переплавляет" жизненный материал, заменяет одни предметы други­ми, фантазирует, переплетая реальность с выдумкой, фантазией.

В развитии сюжета игры на определенную тему прослеживается логиче-

екая последовательность действий, совокупность взаимосвязанных и взаи­мозависимых событий и явлений реального мира.

Обогатить ребенка разнообразными представлениями, системой знаний - значит дать обильную пищу для развития его воображения, для создания образов, ситуаций, которые можно реализовать в игре.

Возникновение длительной игры "Путешествие за животными для зоо­парка в жаркие страны" может быть связано с экскурсией в зоопарк. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, воспитатель читает отрывки из книг на эту тему, организует лепку животных из пластилина и т.д.

По мере обогащения представлений детей содержание игры развивается и усложняется. Они проявляют больше инициативы, творческого подхода и умственной самостоятельности в решении практических задач. Если педа­гог заботится о расширении представлений детей, они будут играть в раз­личные сюжеты. Воображение помогает ребенку представить моря, океаны, плывущие по ним пароходы, айсберги, работу полярных станций, рейсы ко­смических кораблей и т.д.

Руководя подобными играми, взрослый не должен спешить подсказы­вать решение тех или иных задач. Гораздо эффективнее, наблюдая за иг­рой, установить, на что следует обратить внимание детей на занятиях (осо­бенно по ознакомлению с окружающим). Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы направить внимание детей на существенные стороны того или иного общественного явления, помочь понять простейшие связи и зависи­мости между ними. Необходимо также продумать методы и приемы, способ­ствующие дальнейшему развитию той или иной игры (подбор картинок, настольно-печатных игр, задание посмотреть передачи по телевидению), запланировать ряд занятий по изготовлению игрушек-самоделок, конструи­рованию из строительного материала, предоставить воспитанникам в сво­бодное пользование пластилин, глину, ножницы, клей, картон.

Обязательным условием для длительной сюжетно-ролевой игры явля­ется наличие у детей умения играть большими группами, советоваться и помогать друг другу, сообща добиваться поставленной цели.

Необходимо также, чтобы дошкольники любили играть, чтобы у них было сформировано умение намечать тему, подбирать средства для отоб­ражения и развития замысла, распределять роли с учетом возможностей и желаний каждого участника игры, устанавливать правила и четко выпол­нять их.

Активное участие детей в распределении ролей способствует воспита­нию коллективистских чувств. Дети учатся считаться с мнением товарищей, учитывать возможности и желания друг друга.

Вот как, например, шло распределение ролей в игре "Строительство". Же­лающих на роли бригадиров было много, и воспитатель привлек детей к об­суждению кандидатур: "Как вы думаете, кто может быть бригадиром, таким, как папа Кости, который был у нас в гостях? Правильно, бригадир должен сам хорошо знать свое дело, учить правильно работать других, помогать во всем товарищам и быть справедливым. Вспомните, как важно помочь моло­дому рабочему правильно класть раствор и кирпич. Так кого же вы думаете выбрать бригадиром?" - "Вову". - "А почему?" - "Вова умеет хорошо стро-



ить... Он никогда никого не обижает... Он много знает". - "Хорошо, Вова бу­дет бригадиром. А как вы думаете, можно Ваню выбрать бригадиром? Он то­же хорошо умеет строить и поможет другому, покажет, как надо работать правильно. Кто с ним вчера строил? Расскажи, Миша". - "Ваня работал, а мы ему помогали. Он красивый дом построил и нас учил". Другие дети продол­жают: "Ваня не жадный, не дерется... Он за маленьких заступается, вчера ма­лышам кораблик построил". И Ваня тоже был утвержден на роль бригадира. Девочки выбрали своим бригадиром Галю. Воспитатель и им предложил рассказать, почему они сделали такой выбор. Всего таким образом были со­зданы три бригады из пяти-шести детей во главе с бригадирами.

Роль воспитателя в длительной творческой игре с ее развитием меня­ется. Сначала он может взять на себя ведущую, руководящую роль: у детей недостаточно развиты организаторские умения, отсутствует надлежащий опыт. Исполнение педагогом ведущей роли даст возможность более эффек­тивно учить детей обогащать содержание игры, без конфликтов распреде­лять игровой материал и роли, разрешать спорные вопросы, тактично вли­ять на взаимоотношения детей, приучая их уважать права друг друга.

Вместе с тем взрослый должен руководить игрой осторожно, чтобы не только не подавлять инициативу и творчество детей, но и всячески способ­ствовать их развитию. Воспитатель по сути является старшим другом подо­печных, партнером по игре, исподволь помогая им применять знания, полу­ченные на занятиях, при выполнении индивидуальных заданий и поруче­ний, побуждая к взаимопониманию.

На последующих этапах воспитатель использует советы, напоминания, предложения, подбирает игровой материал, задания ("Придумай интерес­ную конструкцию пульта управления ракетой, конструкцию клетки-грузо­вика для перевозки редких животных из Африки"), направленные на разви­тие содержания игры, формирование у детей познавательных интересов и организационных навыков. В течение года проходит около шести длитель­ных творческих игр с установкой на последовательное совершенствование у детей навыков самоорганизации.

Например, после игр "Строительство", "Библиотека" дети организовали игру-драматизацию "Теремок" по сказке С. Маршака, затем игру "Путешест­вие в Антарктиду", поставили спектакль по рассказу В. Драгунского "И мы то­же". Затем играли в космонавтов: строили Звездный городок, ракету, делали пульт управления, карту звездного неба, телевизионную установку для связи с Землей, телескопы и др. Дети совершали длительные космические путеше­ствия на Марс, Венеру, привозили оттуда экспонаты, изучали их. Находки были действительно необычными: камешки, кора, засохшие ветки деревьев, причудливой формы корни, растения. Вместе с воспитателем дети опреде­ляли в лаборатории название экспоната. После игры "Авторемонтная мас­терская" придумали игру "Авторалли по пустыне" на сконструированном ими вездеходе, играли в альпинистов, спасателей, водолазов и т.п.

Развитию длительной игры, воспитанию у детей активности, навыков са­моорганизации способствуют беседы перед началом игры о ее содержании, подведение итогов игры и совместное с воспитанниками планирование дальнейшего ее развития (напоминания, советы). Воспитатель приучает детей к самостоятельному использованию в играх строительного материала и конструкторов, изготовлению игрушек-самоделок.

Раскрыть игровой образ ребенку помогают индивидуальные беседы, рас­сматривание картин, иллюстраций, фотографий, чтение отрывков из про­изведений художественной литературы.

С дошкольниками старшего возраста организуются игры с природными материалами. Воспитатель путем показа фотографий, картинок, напомина­ний, советов направляет детей на самостоятельные действия с песком, на то, чтобы при сооружении построек они проявляли инициативу, выдумку, изо­бретательность. Можно предложить детям постройки на тему "На чем люди ездят". Одна группа сооружает аэродром, другая - железнодорожный вок­зал, третья - речной порт. А если кроме песка у детей есть глина, то малень­кие строители могут сделать судоходную речку, прорыть каналы, установить шлюзы и т.д.

Для игр с песком и глиной требуется дополнительный материал: обрезки дерева, колышки, шнуры, фигурки людей, животных, разнообразные авто­машины и пр. Часть игрушек, например лодки, пароходы, самолеты, вагоны для железной дороги и др., воспитанники могут сделать сами.

Постройки из снега могут быть крупными и мелкими. Крупные можно объединить общей темой ("Аквапарк", "Зоопарк", "Стадион" и др.). Воспита­тель учит детей изготовлять из снега кирпичи, класть из них стены домов, утрамбовывать снег, делать ледяные дорожки для скольжения, валы; лепить фигуры зверей; делать цветные льдинки для украшения построек, для окон домов и др. Для крупных построек из снега требуется основа: доски, ящики, фанерные щиты, плотный картон, деревянные рейки и пр.

Зимой при сооружении построек на участке следует предусмотреть возможность таких игр, как "Белая Олимпиада", "Праздник русской зи­мы", а также игр по сказкам ("Заячья избушка", "Зимовье зверей", "Мороз-ко" и др.).

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

Игры с правилами, с одной стороны, являются связующим звеном между обучением и игрой, а с другой - в них ярко отражаются связи и отношения различных видов игр. Игры с правилами делятся на дидактические и по­движные.

Дидактические игры - это игры обучающие. Их основное назначение -способствовать усвоению и закреплению знаний, умений, навыков, разви­тию умственных способностей.

Каждая дидактическая игра имеет дидактическую задачу, игровые дейст­вия, игровые правила.

Дидактические игры являются и методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью. В качестве метода они широко используются на за­нятиях по ознакомлению с окружающим, живой природой, по формирова­нию элементарных математических представлений, развитию речи, а также на музыкальных занятиях в целях обучения детей определенным способам


умственных действий, для систематизации, уточнения и закрепления зна­ний. Содержание и правила игры подчинены воспитательно-образователь­ным задачам и программным требованиям к тому или иному виду занятий. Инициатива в выборе и проведении игры принадлежит в этом случае воспи­тателю. Как самостоятельная игровая деятельность они проводятся во вне-учебное время.

В обоих случаях воспитатель руководит дидактическими играми, но по-разному: на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх участвует в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями между детьми, оцени­вает их поведение.

В руководстве играми с правилами следует выделить три этапа: подготов­ка игры, ее проведение, анализ результатов.

В подготовку входит следующее: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения конкретной возрастной группы, с учетом времени проведения (в часы занятий или во внеучебное время), места (в групповой комнате, на участке, на прогулке и пр.); определение количества участников (вся группа, небольшая подгруппа, один ребенок); отбор необходимого ди­дактического материала: пособий, игрушек, картинок, природного матери­ала. Воспитатель предварительно должен сам изучить и осмыслить ход иг­ры, ее правила, методы руководства и свою роль. Игра проходит успешно в том случае, если к ней хорошо подготовлены не только взрослые, но и дети, т.е. если они имеют знания, представления о предметах, явлениях окружаю­щей жизни, необходимые для решения игровой задачи.

Если воспитатель тщательно подготовится к игре, то само ее проведение не вызовет у него затруднений. Важно учитывать следующее: начинать объ­яснение игры надо с ознакомления детей с ее содержанием и дидактичес­ким материалом, который будет использован (предметы, картинки), после чего ясно и четко изложить правила игры и описать игровые действия. В лю­бой дидактической игре должны быть как игровые правила, так и игровые действия. Если одно из этих условий отсутствует, она превращается в дидак­тическое упражнение. Поэтому после объяснения правил игры следует по­казать, как они выполняются, и закрепить их знание детьми. Мера участия воспитателя определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, слож­ностью дидактической задачи и игровых правил. Участвуя в игре, взрослый направляет действия детей советами, вопросами, напоминаниями, непо­средственным показом.

Подведение итогов игры - ответственный момент в руководстве ею. Пе­дагог отмечает тех, кто четко выполнял правила, помогал товарищам, был активен, честен. Анализ игры направлен на выявление эффективных при­емов ее проведения, а также допущенных ошибок (что не получилось и по­чему). Такой анализ помогает совершенствовать подготовку игры и ее ход. Кроме того, он позволяет выявить индивидуальные особенности в поведе­нии и характере детей, а значит, правильно организовывать в дальнейшем работу с ними.

Остановимся на особенностях руководства дидактическими играми вне занятий в разных возрастных группах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.35 (0.008 с.)