Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эстетическая развивающая средаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Особое внимание уделяется созданию эстетической развивающей среды во всех помещениях ДОУ и на занятиях по всем разделам воспитательно-образовательной работы. Особенности развивающей эстетической среды на занятиях определяются следующими факторами: содержанием и методикой проведения занятий, местом их организации (групповое помещение, зал, участок детского сада, студия), возрастными особенностями детей. Развивающая среда включает наглядные материалы и пособия, которые используются для расширения и уточнения представлений о предметах и явлениях, которые детям предстоит изобразить, для развития образного восприятия, овладения средствами выразительности изображения; эстетическую среду составляют также изобразительные материалы и оборудование для рисования, лепки, аппликации; особенности рабочей зоны. Все это должно быть продумано с позиции соответствия не только решаемым задачам, но и требованиям красоты. Среда должна развивать эстетические чувства, вызывать желание заниматься изобразительной деятельностью, формировать стремление бережно относиться ко всему, что окружает детей на занятии. В организации среды для занятий изобразительной деятельностью предусматривают использование произведений изобразительного искусства, в том числе народного. Вместе с тем необходимо во всем соблюдать меру. Развивающую эстетическую среду образуют и творческие работы детей. Их следует выставлять в групповом помещении, студии, зале. Такая среда имеет огромное воспитательное значение. Дети, увидев свой рисунок (лепку, аппликацию) среди работ своих товарищей, получают возможность сравнить их. Кроме того, они чувствуют себя комфортнее уже оттого, что и их работа выставлена среди других.
Эстетически оформленная среда рассматривается нами широко. Для художественно-эстетического воспитания большое значение имеет окружающая среда дошкольного учреждения в целом, т.е. оформление всех его помещений, организация и оборудование участка, где гуляют, играют и занимаются дети. Важна и среда вне дошкольного учреждения: природные объекты, жилые дома, другие сооружения; при этом воспитатель должен сам уметь видеть красоту и показать ее детям.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) включается в педагогический процесс дошкольного учреждения с первой младшей группы. Руководя ею, важно помнить об общих для всех возрастных групп условиях, необходимых для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества. 1. Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, 2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов. 3. Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать: их рисунки, лепка, аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут. 4. Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов. 5. Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе, на занятиях по изобразительной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей. 6. Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий рисованием, лепкой, аппликацией. Одна из важных задач художественно-творческой деятельности - научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью. Решая эту задачу, воспитателю следует активизировать детей, задавая им вопросы, стимулирующие выбор наиболее понравившегося произведения ("Какой вылепленный цыпленок тебе понравился? Что особенно понравилось?"). Выслушав суждения детей, воспитатель дает свою оценку и аргументирует ее. Организуя работу с детьми, направленную на овладение ими изобразительной деятельностью, педагоги занимаются обогащением педагогического процесса эффективными методами и приемами; следует избегать устаревших шаблонов и стереотипов (например, утверждения, что к каждому занятию воспитатель должен готовить образцы - свои рисунки, лепку, аппли- кации. В качестве образцов могут использоваться народные игрушки, иллюстрации в детских книгах и т.п.). Творчеству детей надо учить, но это учение особое. Оно должно включать учебные и творческие задания, предложение дополнить созданные изображения интересными деталями. Воспитателю не следует увлекаться прямым показом (тем более на рисунке ребенка). После рассматривания предметов и объектов, которые ребенок будет рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, следует предложить ему подумать и показать, как это можно нарисовать, вылепить и т.д.
Первая младшая группа Наиболее доступными видами изобразительной деятельности для детей этого возраста являются рисование и лепка. Интерес к рисованию проявляется у детей рано. Наблюдая за тем, как родители, старшие братья, сестры действуют ручкой, карандашом, малыши тоже пытаются брать в руки карандаш и водить им по бумаге. В этом проявляются характерные для детей стремление выполнять действия без помощи взрослого, любознательность, интерес и к самой деятельности, и к ее результату. Рисование. Важно вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, красками, фломастерами. Поэтому следует обращать их внимание на то, что карандаш, кисть, фломастер оставляют след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша, кистью. Важно, чтобы ребенок следил за движением карандаша по бумаге, обращая внимание на нанесенные на бумагу штрихи. Для этого воспитателю вместе с ребенком целесообразно рассматривать результаты действий карандашом, фломастером, кистью, проводить по нанесенным на бумагу линиям, штрихам пальцами то одной, то другой руки, спрашивать, что это такое, на что похоже. Нужно подводить детей к пониманию того, что карандашом рисуют; вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые они сделали сами; обращать их внимание на цвет карандашей, фломастеров и получившихся линий и конфигураций. Постепенно, обращая внимание детей на "рисунок", надо учить их находить сходство получившихся на бумаге штрихов и линий с окружающими предметами, предлагать называть то, что они нарисовали, отвечая на вопросы взрослого: "Что ты нарисовал? На что это похоже?". При этом взрослому следует проявлять терпение и не настаивать на быстром ответе. Надо, чтобы ребенок постепенно осмыслил все это сам. Высказывания детей о том, кто и что нарисовал, следует поощрять, не подвергая сомнению. Важно побуждать детей к дополнению нарисованного и названного изображения, задавая им вопросы типа "А где у рыбки хвостик?". Это вызовет у ребенка работу мысли, стремление придать рисунку сходство с предметом, дополнить изображение известными ему деталями. Необходимо побуждать детей к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, конфигураций, что приведет к осознанному созданию изображения. По мере овладения рисованием карандашами можно давать ребенку краски и кисть. Одна из главных задач воспитателя - учить детей правильно держать карандаш, фломастер, кисть: тремя пальцами, не очень близко к заточенному концу или ворсу, не сжимая их сильно пальцами. Для ребенка эта задача воспринимается как значимая лично для него: ребенок этого возраста хочет научиться делать все правильно, чтобы получилось красиво. Для успешного овладения рисованием, лепкой, аппликацией важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов разной формы (зрительное, осязательное, кинестезическое), цвета, начиная с контрастных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и постепенно добавляя другие (без ограничения количества) цвета, не требуя от детей запоминания названий большого их количества, однако сам воспитатель должен их называть. Это даст детям возможность узнавать и запоминать больше цветов. Существенное значение в обогащении сенсорного опыта детей и - на этой основе - в овладении изобразительной деятельностью имеют рассматривание с ними предметов и явлений окружающего, а также дидактические игры, в процессе которых уточняются и обогащаются представления о предметах. Следует побуждать детей рисовать самые разные предметы, окружающие их и привлекающие внимание в процессе игр, наблюдений на прогулках, рассматривания, обведения руками по контуру предмета. Целесообразно практиковать рисование палочками на земле, на снегу, мелом на доске, побуждая детей действовать то одной, то другой рукой. Рисование должно быть свободным, т.е. не следует торопиться с обучением детей изображению предметов определенной формы. Замечено, что у малышей быстро формируются стереотипные действия, вырабатывается привычка рисовать только эти предметы и только так, как показал воспитатель. Это сужает тематику изображений, которые может создавать ребенок; в результате даже тогда, когда дети получат возможность рисовать свободно, они будут повторять усвоенное ранее. Совсем другая картина получается, когда дети с самого начала имеют возможность свободно отражать в рисунке то, что захотят: содержание детских рисунков становится более разнообразным, интересным. Дети изображают такие предметы (машина, солнышко, кукла, птичка, рыбка, заяц, ножницы и др.), которые при традиционной методике (когда детям предлагают рисовать линии и предметы определенной формы), как правило, не получаются. Лепка. Детей следует знакомить со свойствами глины, пластилина (можно использовать пластическую массу), показать, что они мягкие, их можно раскатывать прямыми движениями между ладонями, получая колбаски, палочки, из которых лепят колечки, бараночки, самолет и т.п. Комок глины можно также разминать ладонями, пальцами. Раскатывая комок круговыми движениями ладоней, получают шарик (яблоко, ягодки), а смяв шар ладонями - лепешки, печенье, пряники и др.; сложив два шарика (большой и маленький), дети могут слепить неваляшку, маленького снеговика, цыпленка. Необходимо также учить детей отщипывать от большого комка маленькие, разминать их ладонями и пальцами, соединять, прижимая друг к другу, получая в результате различные предметы. Вторая младшая группа У детей необходимо формировать умение слушать воспитателя, создавать изображение, заданное им или придуманное самими, оценивать получившийся результат, радоваться ему. Для совершенствования изобразительных навыков следует продолжать развивать восприятие: учить выделять предмет из окружающей среды, обводить его руками (то одной, то другой) по контуру или обхватывать руками, чтобы почувствовать объем (это поможет познать форму предмета и передать ее в изображении). В процессе восприятия предметов воспитатель побуждает детей выделять и называть их форму (круглая, квадратная, треугольная), цвет; учит различать и называть не менее пяти-шести цветов, подчеркивая их красоту в окружающей действительности: красивое голубое небо с плывущими по небу белыми облаками, зеленая ель, ярко-желтые одуванчики в зеленой траве, красное (синее, голубое) платьице куклы с белыми кружевами и т.д. В процессе наблюдений и на занятиях необходимо подчеркивать красоту ритма цветов, пятен, движений: падающие на землю снежинки, кружащиеся на ветру осенние листья, ряды ярких точек, линий, колец на белом фоне дымковской игрушки. На этой основе постепенно формируется чувство формы, цвета, ритма, развиваются эстетические представления. В результате у детей возникает желание выбрать предмет определенной формы, цвета и т.п. Успешное овладение изобразительной деятельностью невозможно без развития мелкой мускулатуры пальцев. Детей нужно учить правильно держать карандаш и кисть, не напрягая мышцы; не сжимая пальцы рук, осуществлять движения руки с карандашом и кистью легко и свободно, сжимать глину ладонями и пальцами; правильно и аккуратно использовать все материалы при рисовании, лепке и аппликации (учить набирать краску на кисть, обмакивая ее в краску всем ворсом, снимать лишнюю каплю, слегка коснувшись ворсом кисти края баночки, чтобы капля не упала на бумагу и не испортила рисунок). Темы, которые можно предложить детям: "Осенние листочки", "Украсим пятнышками коня" и т.п. Обучая детей аппликации, следует отрабатывать навык аккуратного намазывания клеем обратной стороны изображения и аккуратного приклеивания ее к бумаге, слегка прижимая салфеткой или сухой тряпкой, чтобы фигура лучше приклеилась, а лишний клей впитался. Следует поощрять дополнение созданного изображения рассказом, стремление услышать оценку своего труда взрослым, проявление интереса к рисункам, лепке других детей. У детей четвертого года жизни необходимо вырабатывать умение создавать коллективные композиции, рисуя вместе или наклеивая свое изображение на общий лист бумаги. Примерные темы композиций: "Зимний лес", "Цыплята гуляют по травке", "Жучки ползают в траве", "Неваляшки гуляют, водят хоровод" и др. Дети четвертого года жизни могут рисовать, лепить отдельные предметы, создавать аппликации из готовых форм, передавать несложный сюжет, украшать силуэт предмета, вырезанного воспитателем из бумаги (дымковская игрушка, чашечка, блюдце, варежка и т.п.). В этом возрасте под руководством воспитателя дети осваивают процесс изображения предметов, имеющих линейный характер (цветные палочки, ниточки, дорожки), состоящих из сочетания линий (лесенка, заборчик, дерево, елочка и др.), а также предметов круглой, прямоугольной, треугольной формы. Для этого детей нужно учить формообразующим движениям в рисовании, лепке, для чего очень важно включать движение руки по контуру предмета при его восприятии, показывать и объяснять детям, что одним движением можно нарисовать (вылепить) предмет или все его части, имеющие одинаковую форму. Так детей подводят к овладению обобщенными способами изображения. Начиная с четвертого года жизни следует обучать детей обобщенным способам изображения: предметы и их части одинаковой формы можно изобразить в рисунке, лепке и аппликации, причем одним и тем же способом. Детей этого возраста учат рисовать, лепить, наклеивать предметы, имеющие одну часть (с них начинают) или несколько частей. Предметы, предлагаемые детям для изображения, могут быть разными (растения, игрушки и т.д.). Их может предъявлять воспитатель, дети могут выбирать их сами по своему желанию, что увеличивает их интерес, желание заняться рисованием, лепкой, аппликацией. Усиливают интерес к изобразительной деятельности и включение в нее сказочных образов (колобок, репка и др.), создание игровых побудительных мотивов (орешки, печенье, ягоды на день рождения куклы, мишки, зайчика и т.п.). Постепенно предлагаемые детям и выбираемые ими самими предметы усложняются (тележка, груженная мячами для игры; елочка, украшенная шарами и огоньками, и т.д.). На занятии следует побуждать детей к созданию нескольких изображений (например, "Яблоки и ягодки лежат на тарелке", "Колечки катятся по дорожке" и т.п.), чтобы было легче запоминать способы рисования, лепки, аппликации и затем действовать свободнее и увереннее. В результате многократного изображения одних и тех же и разных предметов рука малыша становится все более умелой, уверенной и свободной, что позволяет ему создавать более сложные изображения. Известно: дети любят повторять одно и то же действие и радуются получающемуся результату ("Посмотрите, как много шариков я нарисовал"), поэтому взрослому следует побуждать к изображению на одном занятии несколько предметов. Благодаря этому в рисунке возникает сюжет (елочки растут в лесу); изобразив сначала один предмет, ребенок затем дополняет работу другими предметами, подходящими по содержанию. Так, слепив цыпленка, малыш из оставшегося кусочка глины делает маленькие комочки: "Смотрите, мой цыпленок клюет зернышки". Дети часто создают сюжетную композицию, дополняя свою работу словами в процессе ее обыгрывания. Такое развертывание игры с самостоятельно созданными изображениями характерно уже для детей 3 лет. Его следует всячески поддерживать, постепенно переводя игровые действия детей в изобразительный план. Детей четвертого года жизни необходимо учить правильно сидеть (рисовать они могут и стоя у столов или мольбертов), т.е. прямо, не сильно наклоняясь над листом бумаги, не упираясь грудью в край стола (чтобы не портилось зрение, не затруднялось дыхание, не стеснялись движения), правиль- но держать карандаш и кисть: в правой (или левой) руке, между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не слишком сжимая пальцы, не слишком близко к отточенному концу. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не нажимали сильно карандашом или кистью на бумагу, придерживали лист бумаги левой рукой, чтобы он не двигался. Знакомство детей с дымковской игрушкой обогатит их представление о прекрасном и вызовет интерес к украшению предметов. Поэтому следует побудить их любоваться игрушкой, а также обращать внимание на яркие цветовые образы, причем не только в народной игрушке, но и на картинках, иллюстрациях. Детей учат украшать различные силуэты, например юбку дымковской барышни, платочек, варежки, чашки и т.д. Для росписи доступными им элементами дымковской техники (линии, точки, пятнышки, клетки и др.) детям следует предлагать силуэты (из белой бумаги) дымковских игрушек: уточек, козликов, коней. У детей четвертого года жизни необходимо формировать интерес к лепке, знакомить со свойствами глины и пластилина, учить правильно работать с ними. В процессе занятия деятельность детей необходимо сопровождать потешками, песенками, сказками, загадками. Это поможет развивать у них эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства, игрушек. Внимание детей обязательно надо обращать на выразительные средства (яркий нарядный цвет, гладкость поверхности). Детей второй младшей группы уже можно учить самостоятельно находить способ изображения предметов, замечать сочетание цветов, расположение элементов узора. Их знакомят не только с дымковской, но и с фили-моновской игрушками, а также с иллюстрациями к фольклорным произведениям (Ю. Васнецов), скульптурой малых форм, учат понимать их содержание, отмечать их декоративность. Выбирая темы для занятий по изобразительной деятельности, следует подумать об их интеграции с другими видами художественной деятельности, искусством - литературой, музыкой, театром (кукольным, пальчиковым).
Средняя группа У детей пятого года жизни следует развивать эстетическое восприятие, эстетические образные представления, воображение, художественно-творческие способности; умение рассматривать предметы (в том числе с движениями рук по форме), называть их форму (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), цвет (и его оттенки), величину (как предмета в целом, так и частей). Дети этого возраста уже способны воспринимать и выкладывать геометрические фигуры (пять-семь), лежащие в основе многих предметов и их частей, в определенной последовательности с учетом их различий по величине (от большего к меньшему и от меньшего к большему), изображать разнообразные предметы из набора геометрических фигур, вырезанных из бумаги, преобразовывать их путем разрезания по прямой (круг, прямоугольник -пополам), по диагонали (квадрат - на два-четыре треугольника). Детей пятого года жизни необходимо приучать все изображения (в рисо- вании, лепке, аппликации) выполнять старательно, аккуратно, доводить начатое до конца, радоваться получившемуся результату. Здесь очень многое зависит от взрослого. Он должен быть терпеливым, тактичным, должен уметь вовремя похвалить ребенка, помочь ему, посоветовать, самому порадоваться его достижениям, не раздражаться, если у него что-то не получается, и не спешить с упреками, не сравнивать ребенка с его сверстниками или старшими детьми, иначе ребенок может потерять уверенность в своих силах, а также интерес к изобразительной деятельности. Следует помнить: у каждого ребенка свой темп развития, свои достоинства и трудности. На одном занятии целесообразно предлагать рисовать, лепить, вырезать не один, а несколько предметов одинаковой формы, например несколько рыбок в аквариуме, огурчиков в банке, неваляшек и т.п. Изображая несколько раз один и тот же предмет, дети невольно изменяют их величину и положение в пространстве и одновременно приобретают уверенность, свободу движений, что способствует проявлению творчества. Детей необходимо продолжать учить правильно держать карандаш, кисть, ножницы, правильно пользоваться красками, карандашом (не нажимать сильно на карандаш, увеличивать нажим только для того, чтобы получить более яркий оттенок). Детей надо научить аккуратно пользоваться глиной и пластилином, лепить только на специальной дощечке или клеенке, чтобы не испачкать стол, скатерть. Следует показать приемы аккуратного закрашивания рисунка карандашами и красками. С этой целью можно использовать не только детские рисунки, но и специальные альбомы, в которых перед ребенком ставят такие задачи - дорисовать, раскрасить и самому что-то нарисовать. Чтобы научиться закрашивать красиво, ребенок должен понять: движения карандаша и кисти не могут быть беспорядочными, линии следует проводить в одном направлении - сверху вниз или слева направо, по косой. Дети пятого года жизни лучше, чем ранее, могут изображать и отдельные предметы, и несложные сюжеты, содержанием которых могут стать объекты природы (зимний лес, на лугу расцвели цветы, ползают разные букашки, летают бабочки), сюжеты сказок (Колобок убежал от дедушки и бабушки. Куда он покатился? Кого встретил?), игровые действия (тележка везет игрушки, неваляшки вышли погулять) и др. Сюжеты для рисования следует предлагать только с учетом имеющихся у детей впечатлений (что они видели интересного, что им читали, рассказывали, какие мультфильмы они смотрели и т.д.). Можно предлагать им рисовать, лепить, вырезать и наклеивать то, что они сами захотят (по их замыслу). При этом внимание детей надо обращать на расположение изображений на листе бумаги: внизу - полоска земли, травы, снега, воды, на всей поверхности листа - лесная полянка, море, снежное поле и т.п. Дети создают и индивидуальные, и коллективные композиции: "Рыбки в аквариуме", "Расцвели весенние цветы" и др. (рисование); "Угощение для кукол", "Корзина с овощами", "Зайчики на поляне" (лепка); "Зайчики на зимней поляне", "Красивые бабочки" (аппликация). На основе углубления представлений о форме, величине, цвете предметов, которые предстоит изображать, у детей формируются эстетические чувства. В этом возрасте под руководством взрослого и при его непосредст- венном участии (он отмечает наиболее интересные работы, их эстетические качества) у детей появляется стремление услышать оценку своей работы и самому высказать оценочное суждение. В качестве эталонов прекрасного выступают произведения изобразительного искусства (книжная графика, народное декоративно-прикладное искусство, репродукции произведений живописи, скульптура малой формы). Детей продолжают знакомить с изделиями народного искусства: с дымковской, филимоновской игрушкой, городецкой росписью. Они уже способны не только воспринимать роспись, цветовой строй, композицию, элементы узора, но и сами рисовать простые элементы, украшать вылепленные ими самими игрушки или вырезанные педагогом из бумаги силуэты. Вначале нужно показать детям несколько разных дымковских фигурок, вместе с ними рассмотреть их, определить их характерные особенности (белый фон, яркие, разноцветные узоры), составные части узора (линии широкие и тонкие, прямые и волнистые, пятнышки, точки, клеточки, кольца, круги и др.). Затем детей следует познакомить с филимоновской росписью, научить выделять ее особенности (роспись по белому фону зелеными, красными и золотыми елочками, линиями, солнышками и др.). Целесообразно предоставлять детям возможность оформлять силуэты предметов быта (посуды, одежды и т.п.). Что можно предложить детям этого возраста изобразить в рисовании, лепке, аппликации? Назовем несколько тем. Рисование. Яблоки и ягоды лежат на тарелке (бумага для расположения изображений в форме круга). Поспели красные помидоры. На яблоне поспели яблоки. Цветут красивые цветы. Осенние деревья. Укрась узором дымковского козлика. Красивые надувные игрушки на ниточках. Снесла курочка яички - простые и золотое. Укрась узором шапочку. Маленький гном. Рыбки плавают в аквариуме. Снегурочка. Наша елочка. Укрась узором шарики на елку (два круга одинаковой величины разрезаны до половины; после того как дети их украсят, они соединяются). Сказочное дерево. Любимая игрушка. Это лишь примерные темы. Они могут быть и другими. Главное, чтобы дети хотели рисовать. Время от времени можно предлагать им нарисовать то, что им самим хочется, что им понравилось. Лепка. Орехи и конфеты лежат на блюдечке; блинчики, лепешки, грибы. Огурцы и помидоры. Рыбки. Рыбки большая и маленькая. Уточка. Птичка. Девочка в длинной шубке. Мисочка. Чашка и блюдце. Мисочки для трех медведей. Козленок. Птички клюют зернышки. Зайчик. Как и в рисовании, можно предлагать детям лепить то, что им хочется. Аппликация. Дети этого возраста уже могут осваивать наклеивание изображений из готовых частей и форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал), а затем простые приемы вырезания (по прямой вырезать короткие и длинные полосы. Воспитатель предлагает детям нарезать полоски и составить из них разные предметы (их можно не сразу наклеивать - пусть ребенок сначала пофантазирует), а потом создает разные изображения путем наклеивания полосок (травка, деревья, елочки, скамейка, стул, кусты, лесенка, заборчик и др.). Затем дети постепенно овладевают вырезанием предметов круглой и овальной формы: красивые бусы, неваляшки гуляют, корзина с фруктами (корзину блюдо, поднос вырезает взрослый). Можно предложить детям набор геометрических фигур, из которых они создают разные изображения, комбинируя одни и те же фигуры разной величины (неваляшка, бусы, гусеница, пирамидка и т.п.), преобразуя их (квадрат разрезают по диагонали на треугольники, круг - на полукруги, на четверти и т.п.) или комбинируя готовые и преобразованные геометрические фигуры. Такая работа способствует развитию не только специальных изобразительных умений, но и воображения, способности к творческому преобразованию (дворец Деда Мороза из готовых геометрических форм и их преобразования). Чтобы закрепить навыки аккуратного наклеивания, следует напоминать детям, чтобы они не набирали много клея на кисточку (опустив ее в баночку с клеем, надо затем снять лишний о край баночки), а намазав клеем нужную часть, положили ее клеем вниз на лист бумаги (где создается изображение) и плотно прижали мягкой салфеткой. Все созданные детьми аппликации нужно рассмотреть вместе с детьми, отметить, что каждый сделал свою работу, обратить внимание на наиболее удачные из них, похвалить тех, кто придумал интересные дополнения. Названные выше занятия рисованием, лепкой, аппликацией включаются в определенные интегрированные блоки в соответствии с их содержанием.
Старшая группа Изобразительная деятельность детей 5 лет приобретает все более осознанный и преднамеренный характер. У них начинает формироваться интерес к этой деятельности. Дети охотно занимаются ею при условии постепенного и целенаправленного обогащения их впечатлений, уточнения представлений о предметах, усовершенствования способов их изображения. У детей развивается способность придумывать интересные дополнения к собственным изображениям в рисовании, лепке, аппликациях. Дошкольники уже способны сами оценить свои работы: удалось или не удалось выразить то, что задумано; получилось или не получилось так, как хотелось. Вместе с тем детей по-прежнему интересует оценка их работы сверстниками и взрослыми. Это позволяет ненавязчиво учить детей более развернутому анализу, что, в свою очередь, стимулирует их стремление получить более высокий результат при создании своих произведений. К этому возрасту сенсорный опыт ребенка обогащается. Он уже знает основные формы и величины предметов, умеет изображать их. Это позволяет предлагать детям для изображения предметы более сложного строения, чем ранее. В процессе их восприятия следует развивать такие мыслительные операции, как сравнение и уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. На этой основе у детей развивается способность анализировать воспринимаемые предметы, сравнивать их между собой, устанавливать сходство и различия (по форме, цвету, пропорциям, положению в пространстве). Это позволит обучать детей передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, строение, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение частей по величине относи- тельно друг друга (дом высокий - дом не высокий; взрослый человек - ребенок и т.п.), более сложные отношения по высоте (низкий, высокий, еще выше), длине (длинная, еще длиннее), толщине (толстый, еще толще). Научиться этому необходимо для того, чтобы научиться изображать персонажей и сюжеты сказок, картины природы, городских и сельских пейзажей, разнообразные строения, животных и др. Для этого же в старшей группе необходимо совершенствовать способность наблюдать, т.е. всматриваться и вслушиваться в окружающую жизнь. Дети учатся замечать изменения природных объектов: меняется форма медленно плывущих облаков или гонимых порывистым ветром туч, меняется их цвет, постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, изменяется освещение предметов днем на солнце и в тени и т.п. Вместе с тем для дальнейшего развития изобразительной деятельности и детского творчества следует продолжать формировать образные представления - основу для развития воображения, умения самостоятельно выбирать содержание своих работ и воплощать собственные замыслы. Как и в предыдущей группе, большое значение для познания формы и характера поверхности имеют движения обеих рук по контуру предмета, обхватывание его руками, проведение по поверхности руками. Дети должны понять связь между рассматриванием объектов и качеством их изображения: чем лучше организован процесс восприятия, чем он разностороннее, тем свободнее потом ребенок сможет изобразить предмет. В этой группе дети уже способны решать разные изобразительные задачи: создавать предметные и сюжетные рисунки, аппликации, лепку, выполнять декоративные композиции как по заданию педагога, так и по собственному замыслу. Количество занятий по каждому из названных видов изобразительного творчества в течение года может быть примерно одинаковым. Воспитатель с учетом уровня усвоения детьми изобразительных задач и творческого осмысления изображения вправе сам определить, каких занятий должно быть больше. Предметы, предлагаемые детям для изображения, теперь уже могут отличаться не только по форме и величине, но и по пропорциям частей. Изображение предметов, состоящих из нескольких частей, ребенку удается лучше и вызывает у него чувство удовлетворения только в том случае, если он научится видеть пропорции частей, соизмерять их. В процессе восприятия предметов и явлений следует обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать), могут менять положение (живые существа двигаются, изменяют позы, деревья в ветреный день наклоняются и т.д.). Систематические наблюдения, проводимые вместе с ребенком и самим ребенком, позволяют ему приобрести опыт, необходимый для создания образов окружающего мира в рисунке, лепке, аппликации. При этом взрослый должен научить детей детализировать все воспринимаемое, в том числе движения, обращать внимание на положение частей предмета в пространстве (птичка сидит на веточке, подняла голову, наклонилась, опустила головку, клюет зерньшки и т.д.). Для создания выразительных образов необходимо продолжать развивать восприятие цвета, расширять представления о цветах и их оттенках и
формировать умение передавать это разными материалами: в основной цвет добавлять гуашь - белила, акварель разбавлять водой, рисовать карандашом, регулируя нажим на него, в аппликации подбирать бумагу нужных цветов и оттенков. Развитию чувства цвета способствуют декоративное рисование, изображение цветов, сказочных птиц, дворцов и др. В старшей группе внимание детей нужно обращать на то, что положение листа бумаги, на котором они создают рисунок или аппликацию, должно соответствовать пропорциям изображаемого предмета: если предмет высокий (жираф), лист бумаги лучше расположить по вертикали, а если он вытянут в длину (лиса), то лист следует расположить по горизонтали. Только тогда рисунок, аппликация будут выглядеть красиво. Опыт, полученный детьми в процессе наблюдения, позволяет им создавать более сложные, чем прежде, сюжетные изображения. Это требует целенаправленного и систематического развития восприятия, положения предметов в пространстве (ближе и дальше от смотрящего при рисовании; ближе и дальше по отношению к краю листа бумаги, на котором создается изображение в аппликации), соотношения предметов по величине, положению относительно друг друга. Располагая изображение на листе, дети овладевают простейшими композиционными умениями: они уже могут располагать изображения в одной плоскости (на полосе внизу листа), однако гораздо сложнее, но и красивее расположить изображения по всему листу бумаги в два-три плана, с передачей перспективы. С целью развития декоративного творчества нужно продолжать знакомить дошкольников с изделиями народного искусства, углублять их знания о дымковской и филимоновской игрушке, предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи (цветовой строй, элементы композиции), добиваясь разнообразия используемых ими элементов и тщательности исполнения. Для этого при рассматривании росписи надо обращать внимание детей на ранее не замечаемые ими элементы. Детей знакомят с городецкой росписью, ее цветовым решением (как правило, не чистые цвета, а их оттенки, использование оживок - черного и белого цвета и др.). По мере освоения городецкой росписи можно начать знакомить детей с полхов-майданской росписью (в автономных республиках и краях целесообразно знакомить детей с местными народными промыслами). Развитие детского творчества в любом виде художественной деятельности, в том числе изобразительной, связано прежде всего с овладением способами этой деятельности. Самостоятельно дети, как правило, этого сделать не могут. Показать их - задача взрослого. Чтобы дети научились достаточно свободно изображать любые заинтересовавшие их предметы и явления в рисунке, лепке, аппликации, их необходимо познакомить с разными приемами рисования, вырезания и наклеивания, разными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, аква
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 2329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.195.128 (0.021 с.) |