ТЕМА: Негативные воздействия в системе “Человек – Среда обитания”. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА: Негативные воздействия в системе “Человек – Среда обитания”.



Лекции по БЖД.

Лекция № 1

БЖД – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека и окружающей среды.

История возникновения научной и учебной дисциплины. Объекты и цели.

Гиппократ: “здоровье человека зависит от образа жизни и среды обитания”.

Плиний: проблемы качества образа жизни; исследовал влияние пыли на здоровье человека.

Парацельс (1493-1551гг.) – родоначальник фармакологии.

Б.Ромаццини (конец XVII – начало XVIII в.) работал в области металлургии; описал проф. заболевания; заметил, что существует определённая связь между характером труда и здоровьем человека.

Бенджамин Франклин изобрел молниеотвод.

Ломоносов: исследовал условия работы “горных людей”, “Работа об условиях движения вольного воздуха” (устройство вентиляции). Петров – изобретатель батареи постоянного тока (1801 г.); разрабатывал средства защиты от электрического тока; изобрёл изоляцию.

В начале XX в. стала формироваться русская школа безопасности (Кирпичев и др.). В России появились курсы безопасности, тогда же появился термин “техника безопасности”.

Сеченов: “Физиология труда”, в ней он рассматривает нагрузки, обосновывает восьмичасовой рабочий день.

Эрисман: “Руководство по гигиене”.

В 1965 г. был введен предмет “охрана труда” в ВУЗах, а также читались курсы “Охрана окружающей среды”, “Гражданская оборона” – предпосылки для создания единого учения. В 90-х годах появилась дисциплина БЖД. Основная цель – выработка общих правил, закономерностей безопасности.

Основные термины и определения.

Опасными могут быть все объекты, которые содержат энергию (любые явления) или опасные вещества.

Объект изучения дисциплины БЖД – комплекс явлений и процессов в системе “Человек- Среда обитания” негативно действующих на человека и среду обитания.

Цель изучения – получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях жизненного цикла.

Опасность - Явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека. Сама опасность обусловлена неоднородностью системы “Человек - Окружающая среда” и возникает, когда их характеристики не совпадают.

Остаточный риск - свойство систем, объектов быть потенциально опасными.

Безопасность – свойство систем “Человек – Машина - Среда ” сохранять при функционировании в определенных условиях такое состояние, при котором с заданной вероятностью исключаются происшествия, обусловленные воздействием опасности на незащищенные компоненты систем и окружающую природную среду, а ущерб при этом от энергетических и материальных выбросов не превышает допустимого.

Признаки опасности.

1. Угроза для жизни.

2. Возможность понесения ущерба здоровью.

3. Возможность нарушения нормального функционирования экологических систем.

 

Источники формирования опасности.

1. сам человек, его труд, деятельность, средства труда;

2. окружающая среда;

3. явления и процессы возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.

В БЖД существуют 2 понятия:

1. ноксосфера (“ноксо”(лат.)- опасность);

2. гомосфера (сфера, в которой присутствует человек).

Опасность реализуется на пересечении этих 2 сфер.

Принципы БЖД

1. ориентирующая (общее направление поиска);

2. организующая (организация рабочего дня);

3. управленческий (контроль за соблюдением норм, ответственность);

4. технический (направлен на реализацию защитных средств технических устройств).

К ориентирующим принципам можно отнести учет человеческого фактора, принцип нормирования, системный подход.

К управленческим – стимулирование, принцип ответственности, обратных связей и другие.

К организационным - принцип рациональной организации труда, зонирования территорий, принцип защиты времени (ограничение пребывания людей в условиях, когда уровень вредных воздействий находится на грани допустимого).

К техническим – принципы, которые предполагают использование конкретных технических решений для повышения безопасности: принцип защиты количеством (например, максимальное снижение вредных выбросов), принцип защиты расстоянием (воздействие вредного фактора снижается вследствие увеличения расстояния), защитное заземление, изоляция, ограждения, экранирование, герметизация, принцип слабого звена (использование его в системах, работающих под давлением: разрывные мембраны, скороварки и т.д.).

Все эти принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Методы обеспечения БЖД:

1. А –методы – разделение гомосферы и ноксосферы (работа с радиоактивными веществами, испытание авиа. двигателей);

2. Б -методы – нормализация ноксосферы (снижение уровня негативных воздействий, привести её характеристики до возможных);

3. В ­-методы – приведение характеристик человека в соответствие с характеристиками ноксосферы (приспособление человека, профессиональный отбор, тренировка, обучение, снабжение человека эффективными средствами защиты);

4. Г -методы – комбинирование А, Б, В методов.

Средства обеспечения БЖД:

1. средства коллективной защиты (СКЗ);

2. средства индивидуальной защиты (СИЗ).

СКЗ классифицируются в зависимости от опасных и вредных факторов, от которых они защищают (от вибрации, шума, ионизирующих излучений).

СИЗ – в зависимости от защищаемых органов человека (скафандры, противогазы, респираторы, шлемы, маски, рукавицы, резиновые коврики и т.д.), применяются тогда, когда нет других средств защиты. Приспособления для организации безопасности: лестницы, трапы, леса, люки.

Аксиомы БЖД:

1. Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.

2. Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности.

3. Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском.

4. Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу.

5. Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

6. Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

7. Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим система, технологиям, а также применениям систем экобиозащиты (экобиозащитной техники).

8. Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы.

9. Безопасная и экологичная эксплуатация технических средств и производств реализуется при соответствии квалификации и психофизических характеристик оператора требованиям разработчика технической системы и при соблюдении оператором норм и требований безопасности и экологичности.

Этапы решения конкретных задач безопасности:

1. идентификация (подробный анализ) опасностей, присущих каждой конкретной деятельности;

2. разработка мероприятий по защите человека и среды обитания от выявленных опасностей;

3. разработка мер ликвидации последствий реализации опасности.

 

ТЕМА: Негативные воздействия в системе “Человек – Среда обитания”.

 

Виды негативных воздействий в системе “Человек – Среда обитания”.

Таксономия опасностей – перечень по алфавиту всех опасностей.

Опасности:

- по происхождению:

1. природные,

2. техногенные,

3. экологические,

4. смешанные;

- по времени проявления:

1. импульсные (проявляются мгновенно, напр., опасность поражения эл. током),

2. кумулятивные (накапливающиеся, напр., проживание в местности повышенного радиоактивного воздействия);

- по локализации:

1. литосферные (землетрясение, извержение вулканов);

2. гидросферные;

3. атмосферные (озоновые дыры);

4. космические (солнечные циклы).

Центральная Периферийная

       
   

 


Нервная система

       
   


Соматическая Вегетативная

- связь с внешним миром, - внутр. cреда:

- обеспечение движения человека обмен веществ,

кровообращение,

выделения,

размножение.

 

Лекция №4. 27.09.99

 

Закон Стивенса. S~KIn

Графики

 

S - ощущение.

Показатель n различен для разной модальности сигналов (для звука n=0.1, для электрического тока n=3). n зависит от вида раздражителя.

Закон Стивенса более универсальный.

 

Идентификация опасностей эрготических систем.

Эргон означает работа.

Эрготические системы человек создает в процессе труда для получения конечного результата. Об эрготических системах говорят когда нужно измерить нагрузки на человека..

Эрготические ситемы могут быть подразделены в зависимости от целей которые достигаются в процесе труда:

- на производственные ЭС;

- транспортные (превозка людей и грузов);

- информационные.

По степени разделения функций между человеком и машиной ЭС подразделяются на:

- энергитические;

- управляющие;

- информационные.

Самый низший, первый уровень эрготических систем это связь энергитической и управляющей функции воздействующей на человека.

Более высокий уровень ЭС, когда энергитическая функция действует на машину, а управляющая на человека.

Высший уровень - уровень автоматизации, когда энергитическая, управляющая и информационная функции воздействуют на машину.

 

Нагрузки на человека в ЭС.

1. Физическая и мышечная работа. Виды:

- динамическая работа больших групп мышц;

- динамическая работа малых групп мышц;

- статическая работа мышц. (Это ситуация, когда человекдолжен работать в определенной позе - атлетическая нагрузка).

Физическая нагрузка измеряется по энергозатратам. Этот метод лег в основу классификации. В зависимости от затрат физический труд делится на: тяжелый, средней тяжести и легкий физ. труд.

2. Умственная нагрузка, энергофизический труд.

3. Стресс - общее напряжение организма.

4. Неблагоприятные факторы окружающей Среды (высокий уровень шума и д.р.)

 

План вопросов:

1. Определение идентификации опасностей.

2. Идентификация опасных и вредных факторов.

3. Методы выявления производственных опасностей.

4. Квантификация опасностей.

Идентификация - выявление совпадения чего-то с чем-нибудь.

1. Идентификация опасности означает качественное определение опасности.

2. Квантификация опасности, т.е. ее количественная оценка.

3. Рассмотрение, анализ возможных мероприятий о снижении опасности - идентификация опасности.

4. Выбор того или иного варианта.

Существует два подхода идентификации опасностей: 1) ретроспективный и 2) прогностический подход.

Ретроспективный подход основывается на прошлом.

Идентификация опасных вредных факторов включает в себя: а) выявление фактора и его носителя; б) количественная оценка фактора и сравнение его с нормативными значениями.

Рассмотрим систему человек - окружающая среда - машина:

оборуд. факторы блок монитор клавиатура принтер мышь стол кресло источник освещения
Температура   +            
состав воздушной среды   +            
Шум +     +       +
Ионизирующее Излучение   +            
Электромагнитн. излучение   +            
Перенапряжение зрительных анализаторов   +           +
Рабочая поза           + +  
Электр. ток + +   +        

 

Идентификация опасностей и вредных факторов необходимой и составной частью для аттестации рабочих мест на предприятии.

Квантификация опасностей

Квантификация - введение количественных характеристик для оценки сложных, количественно-определяемых понятий.

При аттестации даются баллы. В результате таких оценок ставится общая оценка. Встречаются численные, бальные и другие приемы квантификации. Наиболее распространенной количественной оценкой опасности является риск.

 

Лекция № 5 4.10.99

 

Опасные факторы (например, действие электрического тока). В промышленных странах уже около 30 лет определение степени травмоопасности осуществляется с помощью оценки риска. Анализ опасности НС на производстве в организации оценка аварийных ситуаций (как техногенных катастроф) фирмой Bell (61г.)

 

Основные понятия

Событие - это авария, травма, отказ от какого-то элемента или устройства.

Частота этих событий связана с количеством работающих и продолжительности работы. Частота событий трактуется как вероятность, лежащая между 0 и 1.

0<=Pi<=1, где Pi - вероятность какого-то события.

Дерево отказов - разновидность графа. Строится от начального события, которое является аварией, несчастным случаем.

События бывают:

1. Нормальные - события характеризующие ожидаемый (нормальный) ход рассматриваемого процесса. Например работник пришел и включил станок, либо при аварии какого-то устройства включается резервное устройство.

2. Если нормальное событие не появляется определенное время оно рассматривается как отказ.

Виды отказа:

- первичный (событие вызванное особенностями самого элемента системы, например, его износом или производственным дефектом);

- вторичный (событие вызванное внешними причинами (отказ других элементов, отклонение условий внешней среды и т.д.);

- ошибочная команда. Это неправильный сигнал управления, ошибочные действия оператора, сигналы помех.)

3. Исходное событие. В данном случае может выступить либо нормальное событие, либо отказ. Проявляется на элементарном уровне (на уровне элементов).

Элемент - это наименьшее анализируемое составная часть системы. В качестве исходных событий (отказов) могут выступать повреждения, отказы элементов, ошибки человека, отклонения в условиях окружающей Среды.

4. Головное событие - событие на вершине дерева отказов, которое затем анализируется с помощью остальной части дерева.

5. Основное событие - результирующий отказ, выводящий машину или человека из работоспособного состояния.

 

Символика используемая при построении дерева отказов:

Прямоугольник – событие, головное событие, или событие анализируемое далее.

Круг – нормальное событие (исходное событие, которое долее не анализируется).

Ромб – событие не достаточно детально разработанное, и поэтому далее не анализируется.

Знаки логических операций:

События, входные для операции “или”, должны формулироваться таким образом, чтобы вместе они исчерпывали все возможные пути появления выходного события.

Для любого события подлежащего анализу сначала рассматриваются все события являющиеся входами операций “или”, а затем события, являющиеся входами операций “и”.

Любое из событий являющиеся исходом операции “или” должно обеспечивать появление выходного события.

События являющееся входами операции “и” приводят к реализации выходного события, если они происходят все вместе.

 

Этапы построения дерева отказов:

1. Выбирается уровень детализации эрготической системы, и рассматриваются все возможные нежелательные события в системе.

2. События разделяются на самостоятельные группы.

3. Для каждой группы выделяется головное событие, т.е. событие, которому в различных комбинациях приводят все события данной группы, которое д.б. предотвращено.

4. Рассматриваются все первичные и вторичные события, которые могут вызвать головное событие.

5. Устанавливается связь между событиями через соответствующие логические операции.

6. Рассматриваются события, необходимые для анализа каждого из предыдущих событий.

7. События представляются в виде дерева отказов.

8. Выполнятся количественный анализ опасности, а именно вычисление вероятности головного события.

Пример. Работа на заточном станке. Возможные травма-опасности:

1) Травмы пальцев и кисти руки.

2) Травма локтевой части руки.

3) Попадание одежды в станок.

4) Попадание металлической (образиной) крошки в глаз.

5) Перегрузка двигателей и пожар.

6) Неполадки с электропроводкой и электросистемой, в результате - поражение током.

 

Любое событие можно представить в виде логической функции:

А=В+С

С=D*E*F*G

При построении дерева каждому событию присваивается определенная вероятность.

Pс = Pд *Pe*Pf*Pg

Pа =1-(1-Pb)(1-Pc)

 

Для большого числа событий удобно использовать формулы:

“и”: Т=А1*А2*...Аn

тогда вероятность запишется как произведение:

 

если “или”: Т=А1+А2+А3...+Аn, тогда

 

Исходным выходом является определение вероятности НС, т.е. Р(НС)!

 

 

Схема.

 

 

Лекция 6. 18.10.99

Нормирование ЭМИ.

Осуществляется в зависимости от диапазона частот. При нормировании учитывается: 1) диапазон частот; 2) значения напряженности эл. и магн. полей и энергетическая нагрузка: ЭН = ППЭ*Т; где ЭН - энергетич. нагрузка; ППЭ - плотность потока энергии; Т - время, в течение которого человек подвергается воздействию ЭМИ ГОСТ 12.1.006-14 - нормирует напряженность ЭМ поля (Е и Н) в диапазоне частот от 60 Гц до 300 МГц. Санитарные нормы: СН 1748 - 72 - нормируют значения постоянных магн. полей. Предельно допустимая ППЭ = ЭН предельно допустимого уровня (осн. параметр для нормирования)/ Т (время пребывания человека). Если в течение рабочего времени человек подвергается воздействию ЭМИ, ППЭ не должна превышать 1 мВт/кв.см. Нормирование ЭМ поля пром. частоты - 50 Гц: зона индукции - десятки км. Эл. поле нормируется, магн. - нет. По офиц. данным неблагоприятные воздействия ЭМ поля проявляются при напряженностях магнитного поля, начиная с 160 - 200 Ампер/метр. Токи пром. частот не превышают 25 А/м. В зависимости от времени нахождения человека в поле пром. частоты устанавливается предельное значение напряженности эл. поля (8 часов - не > 5 кВ) 5) Защита от ЭМИ. Способы защиты: 1) уменьшение мощности источника - уменьшение параметров излучения в самом источнике (защита количеством) - осн. поглотители - графит, резина и т.д.; 2) экранирование источника излучения (рабочего места); 3) выделение зоны излучения (зонирование территории); 4) Установление рациональных режимов эксплуатации установок, 5) применение сигнализации; 6) Защита расстоянием (особенно эффективна для СВч) формула 7) Защита временем (от тока пром. частоты) 8) Средства индивидуальной защиты (спец. костюмы).

 

Лекция 7. 25.10.99

ИКИ - тепловое излучение близко к СВч. Зашита от ИКИ - защитные экраны. УФИ - вредно для глаз, кожи, имеет слабое ионизирующее действие. Качество бактерицидности УФИ - в медицине.!!!

На сам. изучение - Лазерное излучение: 1) Особенности ЛИ; 2) Опасные факторы, связанные с Л облучением; 3) Воздействие ЛИ на живые ткани; 4) Защита от ЛИ; 5) Классы опасности Л установок Найти лит-ру по защите от УФИ.

Лекция 8

2 вида эффекта облучения: пороговые и беспороговые.

Порого - порог, составляющий 0,1 Зв в год.

Пороговый эффект облучения - это биологические эффекты облучения, в отношении которых предполагается существование порога, выше которого тяжесть эффекта зависит от дозы.

Пороговые эффекты облучения (радиационные поражения):

1) острые поражения - острая лучевая болезнь (ОЛБ), наступает при облучении большими дозами, в течение малого промежутка времени:

1 стадия - первичная реакция: повышение температуры, учащение пульса, тошнота, головокружение, вялость;

2 стадия - период видимого благополучия (скрытый период);

3 стадия - разгар болезни (тошнота, кровоизлияния и т.п.);

4 стадия - либо выздоровление, либо летальный исход.

0,8 - 1,2 Зв; 80-120 Р - начальные признаки лучевой болезни (человек справляется сам).

2,7 - 3 Зв; 270-300 Р - тяжелые проявления ОЛБ (50% - летальный исход).

5,5 - 7 Зв - без лечения - 100% летальный исход.

2) Хроническая лучевая болезнь - профессиональное заболевание врачей-рентгенологов.

Беспороговые (стохастические) эффекты облучения - тяжесть эффекта не зависит от дозы; вероятность возникновения эффектов пропорциональна дозе.

Радиационный риск - риск, который определяется как вероятность того, что у человека в результате облучения возникнет тот или иной вредный эффект. К ним могут относиться различные онкологические заболевания, ослабление иммунной системы.

Существует проблема оценки нарушения здоровья (область беспороговых эффектов - 0,1 Зв).

 

Защита от ИИ.

Способы защиты:

1) количеством - используются источники с минимальным выходом ИИ;

2) временем - ограничения на пребывание на территории, где уровень излучений выше допустимого;

3) расстоянием - интенсивность излучения убывает пропорционально квадрату расстояния;

4) дистанционное управление (А-метод) - разделение гомо- и иоксосферы;

5) экранирование источников;

6) зонирование территорий при работе с открытыми источниками.

 

Кратность ослабления - К=Р/РДОП - для экрана, где

Р - мощность экспозиционной дозы, Р=dX/dt=[млР/час], d - толщина экрана.

Для нейтрального излучения - экран должен содержать водород, полиэтилен, воду, парафин.

 

Дозиметрический контроль.

Методы:

1) фотографический;

2) химический (изменение цвета);

3) суинтилляционный (испускание фотонов видимого света при прохождении через него ИИ);

4) ионизационный (основан на явлении ионизации газов под воздействием ИИ, в результате которого образуются положительные ионы и электроны).

 

Дозиметрический контроль:

1) для радиационной разведки местности - рентгенометр-радиометр;

2) для контроля облучения - дозиметры;

3) для контроля степени заражения поверхности веществ, продуктов питания.

 

ТЕМА: Электробезопасность.

1. Действие тока на организм.

2. Пороговые значения токов.

3. Электрическое сопротивление тела человека.

4. Анализ опасности прикосновения к токоведущим частям.

 

1. Действие тока на организм.

В 1862 г. ДеМеркю дал подробное описание электрических травм. В 20 в. австрийский врач сделал вывод, что человек легко может погибнуть от эл. тока, но его трудно убить эл. током.

Проходя через тело человека, ток оказывает следующее действие:

1) термическое (ожоги и т.п.);

2) электролитическое (разложение электролитов);

3) механическое (судорожное сокращение мышц, отбрасывание, отдергивание);

4) биологическое (спазм, судороги, специфическое воздействие на сердечно-сосудистую систему - эффект фибрилляции).

 

Различают:

1) местные эл. травмы (эл. ожог, перегрев внутренних органов, эл. знаки - место входа эл. тока в организм, механические повреждения, металлизация кожи, электроофтальмия);

2) общие эл. травмы (эл. удар - процесс возбуждения живых тканей организма эл. током, сопровождается судорожным сокращением мышц).

 

 

Лекция 9. 15.11.99

 

Пороговые значения токов.

 

По мере увеличения величины тока организм человека отвечает соответствующими реакциями. Можно выделить 3 основные реакции:

1) Ощущение тока.

2) Судорожное сокращение мышц.

3) Фибрилляция сердца.

Со 2) и 3) начинается опасность смертельного исхода.

Минимальные значения токов, вызывающих основные реакции, называются пороговыми значениями токов.

В связи с этим различают токи:

1. ощутимые,

2. не отпускающие,

3. фибрилляционные,

и, соответственно, их пороговые значения.

Считается, что поражения переменным током сильнее, чем постоянным током.

Для переменных токов пороговые значения:

1. 0,6 - 1,5 мА - для ощутимых токов;

2. 6 - 20 мА - для неотпускающих токов;

3. 100 мА - для фибрилляционных токов.

В электроустановках за «смертельный» порог берется значения фибрилляционного тока.

Для каждого порогового значения тока существует минимальное допустимое время воздействия:

1. 10 мин - для ощутимого тока;

2. 3 сек - для неотпускающего тока;

3. 1 сек - для фибрилляционного тока.

 

Факторы, влияющие на исход электротравм:

1). Сила тока

2). Время протекания

3). Путь тока через организм человека

Наиболее часто встречающиеся пути:

1. нога-нога - 0,4% энергии проходит через сердце.

2. рука-рука - 0,4 - 3,3% (наиболее опасный путь прохождения)

3. рука-нога - занимает промежуточное положение м/у 1 и 2

4). Место вхождения тока в организм (действие тока на организм усиливается при замыкании контактов в акупунктурных точках (зонах))

5). Состояние организма человека (прежде всего, нервной системы)

6). Условия окружающей среды (температура, влажность)

Повышенная температура, влажность повышают опасность поражения эл. током. Чем ниже атмосферное давление, тем выше опасность поражения.

 

Лекция 11. 29.11.99

Требования к воздуху (как в рабочей зоне, так и в селиторной зоне.

С – концентрация примеси в воздухе i -го вещества; Ci£ ПДКi, чаще записывают для территории предприятия . С учетов суммации требование к качеству воздушной среды записывается

4. Метод контроля загрязнения воздуха пылью, парами, газами.

Существуют 3 группы метода контроля качества воздушной среды:

1. Лабораторный метод;

2. Экспресс – метод;

3. Индикаторный метод.

Лабораторный метод – забираются пробы воздуха в любом месте, затем на стационарном лабораторном оборудовании проводится анализ проб. Это достаточно точный метод.

Экспресс–метод – оценка происходит сразу на месте, используется для необходимого быстрого решения о степени загрязнения среды. Для этого используются УГ(универсальные газолизаторы). Их действие основано на цветных реакциях, в небольших объемах высокочувствительной жидкости или же твердого вещества, чаще используется силикогель пропитанного чувствительными жидкими индикаторами. Воздух через насос забирается, через трубочку просасывается и по цвету судят о присутствии того или иного загрязнителя, а о качестве судят по длине окрашенного столбика, сравнивая с градуированной шкалой. Для каждого вредного вещества свой цвет.

Индикаторный метод – разновидность экспресс-метода, но здесь нельзя судить о количестве вещества. Это быстрый, качественный анализ присутствия вредных веществ.

Для анализа запыленности воздуха применяется метод определения массы пыли в сочетании с определенным размером частиц с учетом дисперсности пыли. Берется тканевый фильтр и взвешивается до пропускания пыли и после и разница – это сколько пыли в воздухе.

Способы очистки воды

Используются механические методы, химические, физико-химические и биологические.

Механические методы – сильные грубые методы очистки, обычно используются для первичной очистки.

Химический способ основан на химических реакциях. Которые переводят вредные примеси, содержащиеся в воде, в менее опасные, например, озонирование воды.

Физические и физико-химические методы – мембранный способ, флотационный, метод флокуляции (осаждаются хлопья), кристаллизации, конденсации.

Биологические – основаны на жизнедеятельности особых микроорганизмов. Которые разлагают, перерабатывают органические примеси.

Ни один из методов не очищает полностью, следовательно используются комбинированные методы: 1 уровень – механические. 2 – химические, 3 – биологические, 4 – физико-химические.

Лекция12.

Лекции по БЖД.

Лекция № 1

БЖД – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека и окружающей среды.

История возникновения научной и учебной дисциплины. Объекты и цели.

Гиппократ: “здоровье человека зависит от образа жизни и среды обитания”.

Плиний: проблемы качества образа жизни; исследовал влияние пыли на здоровье человека.

Парацельс (1493-1551гг.) – родоначальник фармакологии.

Б.Ромаццини (конец XVII – начало XVIII в.) работал в области металлургии; описал проф. заболевания; заметил, что существует определённая связь между характером труда и здоровьем человека.

Бенджамин Франклин изобрел молниеотвод.

Ломоносов: исследовал условия работы “горных людей”, “Работа об условиях движения вольного воздуха” (устройство вентиляции). Петров – изобретатель батареи постоянного тока (1801 г.); разрабатывал средства защиты от электрического тока; изобрёл изоляцию.

В начале XX в. стала формироваться русская школа безопасности (Кирпичев и др.). В России появились курсы безопасности, тогда же появился термин “техника безопасности”.

Сеченов: “Физиология труда”, в ней он рассматривает нагрузки, обосновывает восьмичасовой рабочий день.

Эрисман: “Руководство по гигиене”.

В 1965 г. был введен предмет “охрана труда” в ВУЗах, а также читались курсы “Охрана окружающей среды”, “Гражданская оборона” – предпосылки для создания единого учения. В 90-х годах появилась дисциплина БЖД. Основная цель – выработка общих правил, закономерностей безопасности.

Основные термины и определения.

Опасными могут быть все объекты, которые содержат энергию (любые явления) или опасные вещества.

Объект изучения дисциплины БЖД – комплекс явлений и процессов в системе “Человек- Среда обитания” негативно действующих на человека и среду обитания.

Цель изучения – получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях жизненного цикла.

Опасность - Явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека. Сама опасность обусловлена неоднородностью системы “Человек - Окружающая среда” и возникает, когда их характеристики не совпадают.

Остаточный риск - свойство систем, объектов быть потенциально опасными.

Безопасность – свойство систем “Человек – Машина - Среда ” сохранять при функционировании в определенных условиях такое состояние, при котором с заданной вероятностью исключаются происшествия, обусловленные воздействием опасности на незащищенные компоненты систем и окружающую природную среду, а ущерб при этом от энергетических и материальных выбросов не превышает допустимого.

Признаки опасности.

1. Угроза для жизни.

2. Возможность понесения ущерба здоровью.

3. Возможность нарушения нормального функционирования экологических систем.

 

Источники формирования опасности.

1. сам человек, его труд, деятельность, средства труда;

2. окружающая среда;

3. явления и процессы возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.

В БЖД существуют 2 понятия:

1. ноксосфера (“ноксо”(лат.)- опасность);

2. гомосфера (сфера, в которой присутствует человек).

Опасность реализуется на пересечении этих 2 сфер.

Принципы БЖД

1. ориентирующая (общее направление поиска);

2. организующая (организация рабочего дня);

3. управленческий (контроль за соблюдением норм, ответственность);

4. технический (направлен на реализацию защитных средств технических устройств).

К ориентирующим принципам можно отнести учет человеческого фактора, принцип нормирования, системный подход.

К управленческим – стимулирование, принцип ответственности, обратных связей и другие.

К организационным - принцип рациональной организации труда, зонирования территорий, принцип защиты времени (ограничение пребывания людей в условиях, когда уровень вредных воздействий находится на грани допустимого).

К техническим – принципы, которые предполагают использование конкретных технических решений для повышения безопасности: принцип защиты количеством (например, максимальное снижение вредных выбросов), принцип защиты расстоянием (воздействие вредного фактора снижается вследствие увеличения расстояния), защитное заземление, изоляция, ограждения, экранирование, герметизация, принцип слабого звена (использование его в системах, работающих под давлением: разрывные мембраны, скороварки и т.д.).

Все эти принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Методы обеспечения БЖД:

1. А –методы – разделение гомосферы и ноксосферы (работа с радиоактивными веществами, испытание авиа. двигателей);

2. Б -методы – нормализация ноксосферы (снижение уровня негативных воздействий, привести её характеристики до возможных);

3. В ­-методы – приведение характеристик человека в соответствие с характеристиками ноксосферы (приспособление человека, профессиональный отбор, тренировка, обучение, снабжение человека эффективными средствами защиты);

4. Г -методы – комбинирование А, Б, В методов.

Средства обеспечения БЖД:

1. средства коллективной защиты (СКЗ);

2. средства индивидуальной защиты (СИЗ).

СКЗ классифицируются в зависимости от опасных и вредных факторов, от которых они защищают (от вибрации, шума, ионизирующих излучений).

СИЗ – в зависимости от защищаемых органов человека (скафандры, противогазы, респираторы, шлемы, маски, рукавицы, резиновые коврики и т.д.), применяются тогда, когда нет других средств защиты. Приспособления для организации безопасности: лестницы, трапы, леса, люки.

Аксиомы БЖД:

1. Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.219.157 (0.295 с.)