Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Театрализованная игра первая младшая группа↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Детей этой возрастной группы привлекает все необычное, невиданное и неслыханное ими ранее: большие, яркие игрушки, новые костюмы и их детали, музыкальные инструменты, непривычные для детского слуха звуки различного происхождения (шум дождя, ветра). Используя стремление ребенка изведать неизведанное, воспитатель не только дает ему ориентир в окружающих предметах и звуках, помогает понять их назначение, но и вводит в мир художественных образов, используя игру. Игра, по АН. Леонтьеву, удовлетворяет основные потребности детей в общении, познании, самовыражении и практической деятельности. Игра-драматизация с этой точки зрения не исключение. Дети знакомятся с куклой Машей, которая умеет танцевать и петь, с медвежонком Мишей, который играет на гармошке, с ежиком Топом, который знает стихи. В ответ на выступление игрушек-артистов воспитатель предлагает детям спеть, станцевать, рассказать знакомые стихи. В таком концертном диалоговом общении (кукла Маша спела - Коля спел; медвежонок сыграл - Оля сыграла) проявляются первые ростки активности детей, формируется эмоциональная отзывчивость на ролевое поведение. Наделение неодушевленных предметов чертами живого существа способствует развитию воображения, проявлению эмпатии, заботы. Небольшие сценки-диалоги, показанные взрослым при помощи настольного или кукольного театра, развивают образные представления детей. В поле зрения ребенка 2 лет должно находиться не более одного-двух предметов, поэтому куклы, участвующие в спектакле, должны взаимодействовать непродолжительное время, предпочтительнее же общение с одним персонажем. Короткие, выразительные инсценировки формируют эмоции маленьких воспитанников, а диалоговая форма общения персонажа и ребенка способствует их речевому развитию. Включение пения, танца героя обогащает образный строй инсценировки-забавы, но при этом необходимо вплетать их в канву сюжета последовательно. Воспитателю, осуществляющему руководство детской игрой-драматизацией, надо помнить следующее. • Необходимо осуществлять взаимодействие с детьми, интонацией выражая определенные настроения и чувства, как свои, так и персонажа. • Следует побуждать малышей к высказыванию своих чувств, впечатлений при восприятии драматизации или при исполнении роли ("Видишь киску? Киске больно?", "Лена у нас зайка. Зайке холодно?", "Вот котята. Котята, вам смешно?"). • В совместной игре нужно брать на себя инициативу, но одновременно поощрять самостоятельные действия детей, активизировать их ролевое поведение ("Я волк-волчок, шерстяной бочок, а ты кто?").
Вторая младшая группа Дети этой группы начинают постепенно овладевать ролевыми умениями - объединяют игрушки в режиссерской игре, включаются в сюжетно-роле-вую игру. Сам процесс игры доставляет им удовольствие и радость. Расширяя сюжеты, воспитатель акцентирует внимание детей на деталях исполняемой роли, помогая им ориентироваться в игровом пространстве. При этом важно помогать ребенку создавать в воображении характер разыгрываемого персонажа, побуждать его к импровизации, собственному видению как конкретного, так и обобщенного образа ("А теперь дети превратились в медвежат. Вот как они танцуют", "Лена у нас мышка, и Оля у нас мышка. Мышки, вы умеете петь? Спой ты, мышка, а потом и ты"). Хорошим материалом для разыгрывания в этом возрасте служат произведения малых фольклорных форм: потешки, прибаутки, песенки, небольшие стишки. Воспитатель побуждает детей к обыгрыванию сюжетов, предлагая имитировать образ, показанный взрослым, или вызывая у малышей определенные асссоциации для создания роли на основе ранее полученных впечатлений. В этом возрасте для совместной игры и общения можно привлекать детей из старших групп: это позволит им почувствовать необходимость помощи младшим, оценить свои умения в драматизации и то впечатление, которое инсценировка произвела на детей младшего возраста. Выступления старших детей, в свою очередь, станут стимулом к развитию театрализованной деятельности младших детей, у которых появится желание выступать, играть роль. Для накопления театральных впечатлений детей этой группы, как и других возрастных групп, большую роль играет театр взрослых: сказки-инсценировки, доступные пониманию малышей и в то же время недоступные для исполнения старшими. Эти спектакли становятся стимулом для развития артистических качеств. Становясь зрителями театральных постановок, дети приобщаются к театру как к особому волшебному миру, учатся воспринимать его выразительные средства, круг художественных образов. Посещение театра позволяет проводить с воспитанниками подготовительную и последующую работу, которая заключается в умелом введении их в предстоящий просмотр и последующем общении по поводу впечатлений от спектакля. Впечатления от просмотренных спектаклей дети переносят в свободную игру. Они любят наряжаться в знакомых героев, используя имеющиеся костюмы и их детали. Это надо использовать при подготовке к празднику, инсценировке - детей необходимо привлекать к элементарному использованию атрибутики (детали костюмов, предметы для создания игровой обстановки и т.д.), нацеливая на конкретное ее применение ("Вот морковка для твоего героя", "Давай приклеим пуговку к шапочке Козлика"). Воспитателю следует придерживаться следующих рекомендаций. • Давать толчок развитию игровых замыслов детей путем прямого показа, косвенных приемов руководства, помня об активизирующем характере этого руководства. • Достигать в собственном ролевом воплощении (в кукольном и драматическом театре) выразительности в создании художественных образов. • Поощрять первые попытки детей использовать выразительность в изображении персонажа: подражание позе, жесту, движению, интонации, мимике. • Предоставлять место для развертывания творческой самодеятельной игры.
Средняя группа У детей этого возраста развивается полноценное ощущение роли и возможностей, связанных с "проживанием" в ней (эмоции, чувства, ощущения). Ребенок, входя в мир взрослых при помощи игры, создает в ней свой собственный мир, постоянно экспериментируя, творя, воображая. В игре происходит одновременное развитие интеллектуального и эмоционального начал. Внимание детей нацелено на возможно больший охват проигрываемых ролей. Это качество проявляется прежде всего в режиссерской игре, которая становится более развернутой, чем ранее, и является своеобразной творческой лабораторией по оттачиванию ролевых действий. Дети играют в разные профессии, проигрывают различные реальные и вымышленные, сказочные ситуации. Для разыгрывания они все чаще используют сюжеты, в которых герои совершают отважные поступки, находят смелые решения. Важное место в содержании игр занимает героика. Воспитатель направляет стремление детей реализовать свои потребности в такой игре, предлагая соответствующие литературные сюжеты (рассказы, сказки, стихи, музыкальные игры). Чтобы они нашли отклик в самостоятельной игре подопечных, педагог должен познакомить их с разными профессиями, организовывать экскурсии, например, на почту. Не менее важным является умение взрослого заинтересовать воспитанников самим сюжетом при помощи выразительного чтения произведения и разыгрывания его в лицах, а также обыгрывания фрагментов сюжета самими детьми в процессе ознакомления с художественным произведением. В играх-драматизациях с каждым разом полнее раскрывается творческая индивидуальность каждого ребенка. Дети все большее внимание заостряют на качестве исполняемой роли. Используя это, воспитатель предлагает детям роли на выбор. Возможным становится творческий подход к исполнению их желаний: они "меняются" уже сыгранными ролями, их привлекают к созданию элементов декораций, бутафории, они сочиняют продолжение истории или меняют сюжет. Важнейшее значение в этом возрасте имеет театр взрослых. Дети узнают воспитателей-артистов, выражают свое мнение о спектакле в целом, с нетерпением ждут появления новых постановок и таким образом понемногу усваивают азы театрального искусства. Воспитатель в работе с детьми среднего дошкольного возраста должен руководствоваться некоторыми правилами. • Осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний. • Побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение. • Прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения. • При неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, для чего использовать различные виды театра, постановку новых художественных задач, избегать слишком частых репетиций.
Старшая группа У детей данного возраста появляются большие возможности для раскрытия творческого потенциала в театрализованной игре. Они более самостоятельны в выборе ролей, тематики игры, в инициировании замыслов ее построения, развитии сюжета. Воспитатель лишь активизирует творческие проявления подопечных в сочинении сюжетов для собственных игр, постановок. Дети объединяются в игре, образуя творческий коллектив, которому необходимо умелое, целенаправленное руководство взрослого. Он побуждает воспитанников к придумыванию сюжетных ситуаций, повторов, зачинов, концовок, привлекает к обсуждению ситуативного поведения героя, составлению его портретной характеристики, его "биографии", обстановки действования. При таком подходе развиваются творческие способности детей (инициативность, умение по-новому взглянуть на привычное, знакомое, изобретательность в придумывании поворотов сюжета), важные психические качества, которые воспитатель должен задействовать в работе над созданием художественного образа, образного строя сказки, спектакля. Следует использовать желание дошкольников кооперироваться, сообща решать те или иные вопросы, ладить между собой в игре. Разыгрывание ролей носит импровизационный характер: по ходу драматизации возможны ситуативные добавления, дополнения, уточнения ("Лена, как поступит твоя героиня, бабушка, когда узнает о пропаже?", "Может ли твой герой принять решение сам, не дожидаясь помощи?"). Необходимо включать детей не только в обсуждение ролевого поведения героя, но и в описание обстановки действия (чтобы легче было создать декорации), уточнение психологического состояния героя ("Как ты считаешь, в каком лесу находилась девочка, когда ее оставила там злая мачеха?"). Работе над ролью поможет коллективное обсуждение внешнего вида героев, который должен отражать эпоху, конкретную ситуацию, характер пер- сонажа. Так, внешний вид сестер Золушки и девочки-падчерицы из русской народной сказки следует привести в соответствие с принадлежностью этих героинь к разным сословиям, странам, эпохам. Соответствовать образу должны и музыкальные характеристики героев, их танцевальные движения. В активное обсуждение следует включить всех детей, поощряя самых стеснительных, учитывая их догадки, предлагаемые ими варианты. Целенаправленное педагогическое руководство игрой-драматизацией способствует тому, что для дошкольников не составляет труда объединяться в детские творческие коллективы "художников", "оформителей", "декораторов", "костюмеров", "гримеров", "актеров", "режиссеров" (правда, по сравнению со следующей возрастной группой эти объединения неустойчивы). Дети склонны к межгрупповой "миграции" и в своих начинаниях не часто достигают намеченного результата. Роль воспитателя состоит в том, чтобы поддерживать детские творческие объединения, не дать угаснуть желанию сделать что-либо самостоятельно, направлять помыслы детей как на сам процесс игры, так и на его результат, учить пользоваться средствами художественной выразительности. Воспитателю следует приветствовать желание своих подопечных показать инсценировку малышам. Он должен не только похвалить детей за хорошее исполнение роли, но и отметить живую реакцию малышей на спектакль, что способствует укреплению желания играть, творить, выступать. В коллективе, по мнению А.П. Усовой, наряду с разыгрываемыми по ходу драматизации отношениями складываются реальные отношения между детьми, которые сплачивают коллектив. Общее дело, т.е. подготовка и проведение драматизации, позволяет укрепить чувство товарищества, привязанности друг к другу, одновременно развивая и индивидуальные особенности каждого ребенка. Воспитателю следует руководствоваться следующими рекомендациями. • В работе над драматизацией необходимо использовать стремление ребенка быть включенным в общее дело. • Каждому воспитаннику давать посильную нагрузку при распределении ролей в спектакле. • Отмечать малейший положительный результат, индивидуальный рост ребенка, выказывая свое отношение к этому в течение всей работы над произведением. • Воспитатель должен являться образцом творческого поведения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 794; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.158.84 (0.007 с.) |