Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Театрализованная игра первая младшая группа

Поиск

Детей этой возрастной группы привлекает все необычное, невиданное и неслыханное ими ранее: большие, яркие игрушки, новые костюмы и их де­тали, музыкальные инструменты, непривычные для детского слуха звуки различного происхождения (шум дождя, ветра). Используя стремление ре­бенка изведать неизведанное, воспитатель не только дает ему ориентир в ок­ружающих предметах и звуках, помогает понять их назначение, но и вводит в мир художественных образов, используя игру. Игра, по АН. Леонтьеву, удовлетворяет основные потребности детей в общении, познании, самовы­ражении и практической деятельности. Игра-драматизация с этой точки зрения не исключение. Дети знакомятся с куклой Машей, которая умеет тан­цевать и петь, с медвежонком Мишей, который играет на гармошке, с ежи­ком Топом, который знает стихи. В ответ на выступление игрушек-артистов воспитатель предлагает детям спеть, станцевать, рассказать знакомые стихи. В таком концертном диалоговом общении (кукла Маша спела - Коля спел; медвежонок сыграл - Оля сыграла) проявляются первые ростки активности детей, формируется эмоциональная отзывчивость на ролевое поведение.

Наделение неодушевленных предметов чертами живого существа способст­вует развитию воображения, проявлению эмпатии, заботы. Небольшие сценки-диалоги, показанные взрослым при помощи настольного или кукольного теат­ра, развивают образные представления детей. В поле зрения ребенка 2 лет долж­но находиться не более одного-двух предметов, поэтому куклы, участвующие в спектакле, должны взаимодействовать непродолжительное время, предпочти­тельнее же общение с одним персонажем. Короткие, выразительные инсцени­ровки формируют эмоции маленьких воспитанников, а диалоговая форма об­щения персонажа и ребенка способствует их речевому развитию. Включение пения, танца героя обогащает образный строй инсценировки-забавы, но при этом необходимо вплетать их в канву сюжета последовательно.




Воспитателю, осуществляющему руководство детской игрой-драматиза­цией, надо помнить следующее.

• Необходимо осуществлять взаимодействие с детьми, интонацией выра­жая определенные настроения и чувства, как свои, так и персонажа.

• Следует побуждать малышей к высказыванию своих чувств, впечатле­ний при восприятии драматизации или при исполнении роли ("Видишь ки­ску? Киске больно?", "Лена у нас зайка. Зайке холодно?", "Вот котята. Котята, вам смешно?").

• В совместной игре нужно брать на себя инициативу, но одновременно поощрять самостоятельные действия детей, активизировать их ролевое по­ведение ("Я волк-волчок, шерстяной бочок, а ты кто?").

 

Вторая младшая группа

Дети этой группы начинают постепенно овладевать ролевыми умениями - объединяют игрушки в режиссерской игре, включаются в сюжетно-роле-вую игру. Сам процесс игры доставляет им удовольствие и радость. Расши­ряя сюжеты, воспитатель акцентирует внимание детей на деталях исполня­емой роли, помогая им ориентироваться в игровом пространстве. При этом важно помогать ребенку создавать в воображении характер разыгрываемо­го персонажа, побуждать его к импровизации, собственному видению как конкретного, так и обобщенного образа ("А теперь дети превратились в медвежат. Вот как они танцуют", "Лена у нас мышка, и Оля у нас мышка. Мышки, вы умеете петь? Спой ты, мышка, а потом и ты").

Хорошим материалом для разыгрывания в этом возрасте служат произ­ведения малых фольклорных форм: потешки, прибаутки, песенки, неболь­шие стишки. Воспитатель побуждает детей к обыгрыванию сюжетов, пред­лагая имитировать образ, показанный взрослым, или вызывая у малышей определенные асссоциации для создания роли на основе ранее полученных впечатлений.

В этом возрасте для совместной игры и общения можно привлекать детей из старших групп: это позволит им почувствовать необходимость помощи младшим, оценить свои умения в драматизации и то впечатление, которое ин­сценировка произвела на детей младшего возраста. Выступления старших де­тей, в свою очередь, станут стимулом к развитию театрализованной деятель­ности младших детей, у которых появится желание выступать, играть роль.

Для накопления театральных впечатлений детей этой группы, как и дру­гих возрастных групп, большую роль играет театр взрослых: сказки-инсце­нировки, доступные пониманию малышей и в то же время недоступные для исполнения старшими. Эти спектакли становятся стимулом для развития ар­тистических качеств. Становясь зрителями театральных постановок, дети приобщаются к театру как к особому волшебному миру, учатся воспринимать его выразительные средства, круг художественных образов. Посещение теат­ра позволяет проводить с воспитанниками подготовительную и последую­щую работу, которая заключается в умелом введении их в предстоящий про­смотр и последующем общении по поводу впечатлений от спектакля.

Впечатления от просмотренных спектаклей дети переносят в свободную

игру. Они любят наряжаться в знакомых героев, используя имеющиеся кос­тюмы и их детали. Это надо использовать при подготовке к празднику, ин­сценировке - детей необходимо привлекать к элементарному использова­нию атрибутики (детали костюмов, предметы для создания игровой обста­новки и т.д.), нацеливая на конкретное ее применение ("Вот морковка для твоего героя", "Давай приклеим пуговку к шапочке Козлика").

Воспитателю следует придерживаться следующих рекомендаций.

• Давать толчок развитию игровых замыслов детей путем прямого пока­за, косвенных приемов руководства, помня об активизирующем характере этого руководства.

• Достигать в собственном ролевом воплощении (в кукольном и драма­тическом театре) выразительности в создании художественных образов.

• Поощрять первые попытки детей использовать выразительность в изо­бражении персонажа: подражание позе, жесту, движению, интонации, ми­мике.

• Предоставлять место для развертывания творческой самодеятельной игры.

 

Средняя группа

У детей этого возраста развивается полноценное ощущение роли и воз­можностей, связанных с "проживанием" в ней (эмоции, чувства, ощущения). Ребенок, входя в мир взрослых при помощи игры, создает в ней свой собст­венный мир, постоянно экспериментируя, творя, воображая. В игре проис­ходит одновременное развитие интеллектуального и эмоционального на­чал. Внимание детей нацелено на возможно больший охват проигрываемых ролей. Это качество проявляется прежде всего в режиссерской игре, которая становится более развернутой, чем ранее, и является своеобразной творче­ской лабораторией по оттачиванию ролевых действий. Дети играют в разные профессии, проигрывают различные реальные и вымышленные, сказочные ситуации. Для разыгрывания они все чаще используют сюжеты, в которых герои совершают отважные поступки, находят смелые решения. Важное место в содержании игр занимает героика.

Воспитатель направляет стремление детей реализовать свои потребнос­ти в такой игре, предлагая соответствующие литературные сюжеты (расска­зы, сказки, стихи, музыкальные игры). Чтобы они нашли отклик в самостоя­тельной игре подопечных, педагог должен познакомить их с разными про­фессиями, организовывать экскурсии, например, на почту. Не менее важным является умение взрослого заинтересовать воспитанников самим сюжетом при помощи выразительного чтения произведения и разыгрыва­ния его в лицах, а также обыгрывания фрагментов сюжета самими детьми в процессе ознакомления с художественным произведением.

В играх-драматизациях с каждым разом полнее раскрывается творческая индивидуальность каждого ребенка. Дети все большее внимание заостряют на качестве исполняемой роли. Используя это, воспитатель предлагает де­тям роли на выбор. Возможным становится творческий подход к исполне­нию их желаний: они "меняются" уже сыгранными ролями, их привлекают к


созданию элементов декораций, бутафории, они сочиняют продолжение истории или меняют сюжет.

Важнейшее значение в этом возрасте имеет театр взрослых. Дети узнают воспитателей-артистов, выражают свое мнение о спектакле в целом, с не­терпением ждут появления новых постановок и таким образом понемногу усваивают азы театрального искусства.

Воспитатель в работе с детьми среднего дошкольного возраста должен руководствоваться некоторыми правилами.

• Осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний.

• Побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произ­ведение.

• Прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения.

• При неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, для чего использовать различные виды театра, постановку новых художествен­ных задач, избегать слишком частых репетиций.

 

Старшая группа

У детей данного возраста появляются большие возможности для раскрытия творческого потенциала в театрализованной игре. Они более самостоятельны в выборе ролей, тематики игры, в инициировании замыс­лов ее построения, развитии сюжета. Воспитатель лишь активизирует твор­ческие проявления подопечных в сочинении сюжетов для собственных игр, постановок. Дети объединяются в игре, образуя творческий коллектив, кото­рому необходимо умелое, целенаправленное руководство взрослого. Он побуждает воспитанников к придумыванию сюжетных ситуаций, повторов, зачинов, концовок, привлекает к обсуждению ситуативного поведения ге­роя, составлению его портретной характеристики, его "биографии", обста­новки действования. При таком подходе развиваются творческие способ­ности детей (инициативность, умение по-новому взглянуть на привычное, знакомое, изобретательность в придумывании поворотов сюжета), важные психические качества, которые воспитатель должен задействовать в работе над созданием художественного образа, образного строя сказки, спектакля. Следует использовать желание дошкольников кооперироваться, сообща ре­шать те или иные вопросы, ладить между собой в игре.

Разыгрывание ролей носит импровизационный характер: по ходу драма­тизации возможны ситуативные добавления, дополнения, уточнения ("Ле­на, как поступит твоя героиня, бабушка, когда узнает о пропаже?", "Может ли твой герой принять решение сам, не дожидаясь помощи?").

Необходимо включать детей не только в обсуждение ролевого поведения героя, но и в описание обстановки действия (чтобы легче было создать де­корации), уточнение психологического состояния героя ("Как ты считаешь, в каком лесу находилась девочка, когда ее оставила там злая мачеха?").

Работе над ролью поможет коллективное обсуждение внешнего вида ге­роев, который должен отражать эпоху, конкретную ситуацию, характер пер-

сонажа. Так, внешний вид сестер Золушки и девочки-падчерицы из русской народной сказки следует привести в соответствие с принадлежностью этих героинь к разным сословиям, странам, эпохам. Соответствовать образу должны и музыкальные характеристики героев, их танцевальные движения.

В активное обсуждение следует включить всех детей, поощряя самых стеснительных, учитывая их догадки, предлагаемые ими варианты. Целена­правленное педагогическое руководство игрой-драматизацией способству­ет тому, что для дошкольников не составляет труда объединяться в детские творческие коллективы "художников", "оформителей", "декораторов", "кос­тюмеров", "гримеров", "актеров", "режиссеров" (правда, по сравнению со следующей возрастной группой эти объединения неустойчивы). Дети склонны к межгрупповой "миграции" и в своих начинаниях не часто дости­гают намеченного результата. Роль воспитателя состоит в том, чтобы под­держивать детские творческие объединения, не дать угаснуть желанию сде­лать что-либо самостоятельно, направлять помыслы детей как на сам про­цесс игры, так и на его результат, учить пользоваться средствами художест­венной выразительности. Воспитателю следует приветствовать желание своих подопечных показать инсценировку малышам. Он должен не только похвалить детей за хорошее исполнение роли, но и отметить живую реак­цию малышей на спектакль, что способствует укреплению желания играть, творить, выступать.

В коллективе, по мнению А.П. Усовой, наряду с разыгрываемыми по ходу драматизации отношениями складываются реальные отношения между де­тьми, которые сплачивают коллектив. Общее дело, т.е. подготовка и прове­дение драматизации, позволяет укрепить чувство товарищества, привязан­ности друг к другу, одновременно развивая и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Воспитателю следует руководствоваться следующими рекомендациями.

• В работе над драматизацией необходимо использовать стремление ре­бенка быть включенным в общее дело.

• Каждому воспитаннику давать посильную нагрузку при распределении ролей в спектакле.

• Отмечать малейший положительный результат, индивидуальный рост ребенка, выказывая свое отношение к этому в течение всей работы над про­изведением.

• Воспитатель должен являться образцом творческого поведения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 794; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.158.84 (0.007 с.)