Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогика – наука о воспитании.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Главной ее задачей является накопление и систематизация научных знаний о воспитании человека. Педагогика познает законы воспитания, образования и обучения людей. Актуальность исследования проблемы воспитания как педагогического явления обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. Это связано с тем, что в наше время современное общество ежедневно сталкивается с проблемами воспитания, так как данный процесс имеет место в каждом среднеобразовательном учреждении, и играет большую роль в качественном среднем образовании, оказывает влияние на развитие личности каждого учащегося.
15. Диагностика обучения. Контроль и оценка знаний. 10-балльная система оценивания учебных достижений учащихся. В современной общеобразовательной школе весьма актуальными являются вопросы, связанные с организацией системы мониторинга образовательного процесса, диагностики учебных достижений школьников и диагностики успешности и эффективности педагогической деятельности. Продуманная и отлаженная система мониторинга и диагностики позволяют не только выявить «точки роста» и «болевые точки» на уровне отдельного школьника, педагога или на уровне класса, школы в целом, но и создать условия, благоприятные для инновационного развития школы, условия успешности каждого члена школьного коллектива. Система мониторинга и диагностики позволяет составлять долговременные и кратковременные прогнозы развития, а значит позволяет совершенствовать процессы целеполагания и планирования деятельности образовательного учреждения. Среди основных факторов, обусловивших введение 10 балльной системы оценивания учебных достижений учащихся, можно назвать следующие: – приведение системы оценивания в соответствие с ведущими принципами личностноориентированного образования, педагогики индивидуальности и переориентация оценочной деятельности на оценку учебных достижений ученика, а не его недостатков; – построение инвариантной, интегральной оценочной шкалы, учитывающей количественные, качественные показатели и результативность всех видов учебной деятельности учащихся, их индивидуальные особенности в условиях разноуровневого (базового, повышенного и углубленного) обучения; – неадекватность оценивания учебнопознавательной деятельности учащихся воспроизводящего и продуктивного характера на разных этапах усвоения учебного материала; – низкая стимулирующая, диагностическая и прогностическая функции 5 балльной системы оценивания; – отсутствие в применяемой 5 балльной (фактически 4 балльной) шкале и ее критериальной основе возможностей учета проявления индивидуальных свойств личности при текущем поурочном контроле; – завышенные критерии и предметные нормы оценки на отметку «3» (удовлетворительно) для тех учащихся, которые в силу своих индивидуальных особенностей и познавательных возможностей не в состоянии достигнуть требуемого эталона усвоения по большинству учебных курсов и предметов; – использование подчас неудовлетворительной отметки как орудия подавления личности. Нагнетания состояния страха и тревожности у обучающихся и др. Важным этапом педагогического процесса всегда являлась проверка (контроль) результатов учебной деятельности учащихся. Призванная установить степень достижения целей обучения, уровень сформированности знаний, умений и навыков обучающихся, а также выявить уровень их развития, включая индивидуальные качества и личностные свойства.
17. Реформаторская педагогика начала 20 века. Педагогика действия (В.А. Лай) и эксперементальная педагогика (Э.Мейман, Э.Торндайк).НЕ ТО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! В начале 20 в. новая теоретическая база деятельности школы была выработана реформаторской педагогикой (новым воспитанием). Реформаторская педагогика отличалась негативным отношением к прежней теории и практике воспитания, углубленным интересом к личности ребенка, новыми решениями проблем воспитания. Антитрадиционисты искали пути формирования личности на протяжении всего периода действия. Реформаторская педагогика провозглашала идею развития личности прежде всего на основе врожденных способностей. Она предлагала ряд педагогических концепций и идей: свободного воспитания, экспериментальной педагогики, прагматической педагогики, педагогики личности, воспитания посредством искусств, трудового воспитания и обучения. А.Лай (1862-196) считал, что лабораторный эксперимент дал ценный материал для определения новых путей воспитания. А.Лай исходил из того, что в основе детских поступков лежат врожденные либо приобретенные рефлексы, которые необходимо изучать как в лабораторных, так и обычных условиях. А.Лай утверждал, что детские интересы формируются прежде всего на основе спонтанных рефлексов. Соответственно центр воспитательного процесса он смещал в сферу деятельности самого ребенка, которого Лай рассматривал как активную силу. Эрнест Мейман (1862-19150 создал трехтомный систематический курс «Лекций по введению в экспериментальную педагогику». В целях разностороннего изучения ребенка он объединил данные педагогики, психологии, психопатологии, анатомии и физиологии. Он возражал против педагогического эксперимента на уроке. Эдуард Тондайк (1874-1949) – экспериментальную педагогическую работу он фактически свел к тестам, для определения умственной одаренности были установлены и тесты усвояемости. При помощи эксперимента были выявлены некоторые закономерности роста и развития детей.
18. Прагматическая педагогика Дж. Дьюи. Трудовая школа Г. Кершенштейнера. Теория свободного воспитания в первой половине 20 в. (Э.Кей, М Монтессори).НЕ ТО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Джон Дьюи (1859-1952) – американский философ, психолог, педагог, представитель прогматизма. В основе его взглядов лежала субъективно-идеалистическая философия прагматизма. Цель организации детской деятельности, по Дьюи, не в том чтобы они приспосабливались к среде, подбирая способы и средства наиболее успешного преодоления возникающих препятствий, накапливали опыт и знания. Дьюи игнорировал необходимость систематического изучения учебных предметов. Георг Кершенштейнер (1854-1932) «Профессиональное воспитание немецкого юношества» (1901). «Понятие гражданского воспитания». Он считал, что школа должна обеспечивать «применение» классовых противоречий пролетариата и буржуазии. К. предлагал создать обязательные дополнительные школы для работающих подростков одной профессии. Мария Монтессори (1870-1952) – итальянский педагог. «Дом ребенка». «Метод научной педагогики». Поддерживала идею о недопустимости насилия над детьми. Изучала психологические особенности маленьких детей. Умственное воспитание фактически свдила к развитию органов чувств. Основной формой обучения и воспитания считала их самостоятельные занятия. индивидуальный подход к каждому ребенку, предоставление ему свободы выбора знаний.
21. Формирование основ нравственной (моральной) культуры личности. Нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства как доброта, порядочность, честность, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. Содержание воспитательной работы учителя, классного руководителя по формированию нравственной культуры учащихся и составляет формирование отношения к другим людям, к себе, к своему труду, к природе. Воспитание гуманности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми, установления межличностных отношений. Это качество личности раскрывается в проявлении доброжелательности; готовности прийти на помощь другому человеку; рефлексии - умении понять другого человека, поставить себя на его место; в толерантности - терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению. Воспитание гуманности осуществляется в многообразных видах деятельности. Ребенок должен быть включен в сопереживание, соучастие. Признаки равнодушия, черствости не могут быть не замечены и не проанализированы учителем. Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплина предполагает организованность, порядок в той или иной области. Это соблюдение учащимися правил взаимоотношений с учащимися и учителями, это обязательность выполнения всеми членами коллектива принятых правил и предписаний. Работа школы, учителя по воспитанию дисциплины и культуры поведения должна быть направлена на разъяснение школьникам необходимости соблюдения дисциплины в интересах самой личности, коллектива и общества. Воспитание культуры общения у детей требует формирования доверия, доброты к людям, когда нормами общения становятся вежливость, внимательность. В семье и школе необходимо позаботиться о знакомстве детей с ритуалами поздравлений, вручения подарков, высказывания соболезнования и др. Культура поведения детей в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, старших школьников, традиций, общественного мнения, сложившихся в школе и семье. Экологическая культура учащихся. Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе.
22. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как качества личности, заключающего в себе уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций. Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников и др. Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов.
23. Формирование эстетической культуры личности. Термин эстетическое В. связан с понятием эстетика (от греч.-ощущение, чувство), обозначающим философскую науку о прекрасном. Сущность эстетического В. состоит в организации разнообр. художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на ф-ние у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. Процесс эстетического воспитания включает в себя: - формирование у уч-ся худож.-эстетических потребностей в области лит., музыки и изобр. искусства; - развитие эстетических восприятий; - овладение эстет-ми знаниями (понятиями); - формирование и развитие худ-го вкуса, эстетических взглядов и убеждений; - приобщение уч-ся к худ. творчеству и развитие способностей в каком-либо виде искусства. Значение эстет. В. в развитии личности: С давних пор люди стремились строить жизнь по законам красоты. Видеть в труде созидательное начало красоты - значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окр. действительность.. Огромное знач. в обществе придается разв. лит-ры, музыки, изобр.иск-тва и архитектуры, в к-рых воплощаются идеалы прекрасного. -Искл. вел. знач. иск. в познании окр.мира, в разв.сознания, чувств, взглядов и убеждений человека; - Большую роль играет искусство и эстет. В. в формировании нравственности; - Иск-во и в особ-сти музыка явл-ся ср-вом духовного возвышения человека; - Лит. и иск. оказ. непосред-ое воздействие на жизнь и деят-сть чел.(берут пример с лит-ого героя); - Огромное значение имеет развитие творч. способностей личности в обл. различных видов иск-ва Задача школы - обеспечить необход. эстетич. подготовку уч-ся, ввести их в огр.мир иск-ва и сделать его действенным ср-вом познания окр.дейст-ти, развития мышления и нрав-ого совершенствования. Как формировать худ-эстетич-кие потребности. Начинать с д/сада и нач.кл.: - обращать внимание на красоту и худ.особенности произведений иск-ва; - вызывать у детей эмоционально-эстетические переживания; - приучать к сравнению различных произведений иск-ва; - побуждать высказывать своё мнение; - заучивать стихи, исполнять песни, демонстрировать репродукции картин, экскурсии в природу. Так у детей появляется потребность в приобщении к иск-ву, разв-ся стремление к эстетическому восприятию различие жанров лит-ры, музыки, худ.картин. В ср. и ст.классах: - знач-но расширится диапазон ознакомления с различ. видами и жанрами иск-ва; - обогощать представлениями о худ-ных ср-вах передачи настроения человека; - добиваться осмысления и усвоения понятий как худ.робраз, эпитет, метафора, минор, мажор, перспектива и т.д. Начинают осознавать что худож.-эстетическое развитие явл. сущест-ной стороной культуры человека, и стремятся активно работать над собой в этом направлении. Для формирования худ-эстет-го вкуса: - использовать только высокие образцы иск-ва; - обращать внимание на то как тонко передаются разл. настроения и переживания человека в лит-ре, музыке, изобр.иск-ве. Огромное значение в формировании эстетической культуры личности оказывает внекл. работа: лит-худ. вечера, концерты, выставки, шоу и т.д. но область прекрасного должна пронизывать все сферы жизни человека, его труд и поведение.
24. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся в современной школе. Всестороннее и гармоническое развитие уч-ся может осущ-ся только на основе органического соединения учебно-воспитательной работы с организацией их трудовой деятельности. Труд – основной источник материального и дух-го богатства общества, главной критерий социального престижа человека, его священный долг и фундамент личностного развития. Трудовое воспитание - процесс организации и стимулирования трудовой деят-ти уч-ся, формирования у них труд. умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к выполняемой работе, стимулирования инициативы, творчества и стремления к достижению более высоких результатов. Трудовое обучение - специально организованный пед. процесс, направленный на овладение уч-ся практич. умений и навыками в какой-либо сфере труда и профессиональной деятельности. Профессиональная ориентация как пед-кая категория обозначает процесс ознакомления уч-ся с разл. видами профес-ной деят-ти и труда, оказания им помощи в выборе предстоящей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями. Трудолюбие явл. результатом трудового воспитания, трудового обучения и профориентации и выступает как важнейшее нравственно-личностное качество. Оно, характ-ся: устойчивой потребностно-мотивационной сферой; глубоким пониманием нравственного смысла и преобразующе-воспитательной роли труда в развитии личности (знания, убеждения); умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу; проявлять волевые усилия в преодолении трудностей и препятствий, встречающихся в трудовой деятельности. Роль трудового воспитания в нравственном и личностном развитии уч-ся: - Труд, практическая производственная деят-сть благотворно влияют на физ. развитие. - Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку, особенно на современном высокотехническом производстве. - Велико значение Т. в нравственном формировании личности: "Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни". (К.Д.Ушинский) Т. укрепляет жизненную сноровку, характер, соверш-ет гражданские чувства и кач-тва(А.С.Макаренко) Труд способствует жизненному самоопределению личности и осознанному выбору профессии. Организация воспитательной работы по формированию трудолюбия: 1. Воспитание потребностно-мотивационной сферы в обл. трудовой деятельности: - опираться на природное стремление уч-ся к труду, к элементам созидания, различные констр-ние, практическое творчество(поделки из разл. материалов, кормушки д/птиц) - использовать помощь семьи и ориентировать родителей на регулярную организацию дом. труда детей, воспит-ть потребность и привычку к выполнению своих трудовых обяз-тей; - использовать усваиваемые знания в процессе труд. деят-ти, расширять виды труда и формы его организации (труд. десант, школа лесничества, недели птиц, труд. акции и т.д.) 2. Развитие сознательного отношения к труду и соответствующих взглядов и убеждений: - ч-з познавательную деятельность в системе урочных занятии и внекл.работы (вечера, произв экскурсии, встречи с перед-ми); - ч-з произведения лит-ры, худ-го и музык-го иск-ва; - ч-з соврем. достижения науки и техники. 3. Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых умений и навыквов. Обогащение и обновление форм трудовой деятельности школьников. Воспитательная работа по профессиональной ориентации уч-ся: I напровление. Ознакомление уч-ся с особенностями разл. профессий и специальностей, с треб-ями к подготовке, физич. развитию и способностям, которые предъявляют эти профессии и специальности к человеку. Эффек-ми формами внекл.работы: беседы, лекции, доклады о разл. профессиях, встречи со спец-ами различ.отраслей экономики и культуры, экскурсии на пром. предприятия, стройки и т.д. II напр-ние. Приобщение уч-ся к посильному труду в сфере пром-ого и сельск-ного производства, показ «+» сторон и привлекательности производ-ого труда, связанного с созданием материальных ценностей. III напр-ние. Организация труд-го допрофессионального или начальн. профес-ного обучения уч-ся в системе занятий в школьных учебных мастерских и в межшкольных УПК. В свое время практиковалось профессионально-производственное обучение на базе пром-ных и с/х-ых предприятий, которое давало хороший эффект. Но в последние годы эта форма профес-ной ориентации прекратила свое существование. Недостатки и трудности.: - значительно снизилась сфера труд. деят-сти уч-ся. - нередко в школах нет необходимой системы и регулярности в организации их труда - не всегда обращается должное внимание на стимулирование трудовой активности учащихся; - ослаблены связи школы с пром-ми и с/х пред-ями, что затрудняет и труд. воспитание, и профориентацию уч-ся.
25. Сущность и содержание физического воспитания учащихся. Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры. Физич. развитие явл-ся основой личностного форм-ния человека, поэтому в системе шк. обучения должно занимать 1 место. Функции физич-ого воспитания: - физ. развитие создаёт предпосылки для полноценной умств. деят-ти чел. = сочетать умств-ные занятия с физич-ми упражнениями; - физич-ки здоровый человек лучше проявляет себя в производственном труде, преодолевает более высокие нагрузки, меньше утомляется, поддерживает бодрое настроение; - физ-кое воспит-ние, участие в спортивных масс. мероприятиях способствует формир. нравственной культуры, товарищества, требовательности к себе, укрепление воли. Физическое развитие – это качественные изменения, к-рые происходят в человеке при укреплении и совершен-нии его физич. сил, здоровья под влиянием благопр-ной природной среды, собственной работы над собой и специально органи-ного воспитания, = как результат физич-го воспитания. Физическое воспитание – многогранный процесс организации и стимулирования физк-но оздор-ной деят-ти уч-ся, направ-ной на укрепление потребности в занятиях физ.культурой и спортом осмысление их психофизических основ, развитие физ-их сил и здоровья, а также выработку сан.-гигиенических навыков, привычек и здорового образа жизни. Процесс физ-го воспитания включает в себя: - развитие потребностно-мотивационной сферы, кот. стимулир. к занятиям физ-рой и спортом и укреплению своего здоровья; - обогащение санит.-гигиенич. и психол.-пед-ми знаниями о значении физ-ры и спорта в разв. лич-ти; - форм-ние спортивно-оздоровительныхных умений и навыков, соверш-ние культуры движений: осанки, походки, ловкости, быстроты двигательных реакций и т.д.; - укрепление необходимых санит.-гигиен. навыков организации труда и разумного отдыха, правильное чередование умств. занятий с физич-ми упр.и др. видами практ-ой деятельности; - развитие и совершент-ние физич. задатков и способностей в отдельных видах физ-ры и спорта. Осн. ср-ва физ-го восптанияуч-ся: - продуманный санит.гигиен-ий режим в школе (поддержание чистоты и порядка в кл. помещениях, влажная уборка на перемене, хорошая освещенность классов, приток свежего воздуха, физкультпаузы и физкультминутки, наблюдение правильной посадкой; - занятия утренней гимнастикой; - правильная организация питания, труда и отдыха; - использование естественных оздоровительных сил природы: солнца, воздуха и воды; - занятия физическойой культурой; - разнообразные формы внекл. спорт.-массовой работы: гимнастика, спортивные игры, туризм. Всё это влияет на формирование здорового образа жизни у школьников. Методы воспитательной работы в с-ме физич-го воспитания: - убеждение; - положительные примеры, - упражнения (приучения); - одобрение, осуждение; - требование, - контроль. Урок физ-ры: вводная часть (3-5 мин); основная часть (20-30мин) и заключительная часть (приведение уч-ся в спокойное состояние, подведение итогов занятий). Правильно осуществляемое физ.воспитание должно включать в себя: - массовое вовлечение уч-ся в разнообразные формы спортивно-оздоровительной деятельности; - индивид. и групповая работа с теми, кто проявляет способности и задатки в обл. физ-ры и спорта.
26. Развитие идей воспитания учащихся в коллективе в истории педагогики. Ученический коллектив как средство воспитания. Развитие идей воспитания учащихся в коллективе в истории педагогики. С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание сплоченного коллектива школьников. Необходимость развития коллективизма у учащихся широко пропагандировали А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий и др. Основной целью воспитания, считал А.В.Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими. Он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности. Н.К.Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. Н. К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка. Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ руководил С.Т.Шацкий. Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников. Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистической системы воспитания в масштабах всей страны. В последние десятилетия педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов. (Л.И.Новикова, М.Д.Виноградова, А.В.Мудрик, О.С.Богданова и др.), на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности, развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем. Современная концепция воспитательного коллектива (Т. А. Куракин, Л. И. Новикова, А. В. Мудрик) рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую те отношения, которые ему присущи, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.59 (0.012 с.) |