Индивидуальность характеризует непохожесть и отличие одного человека от другого, одной личности от другой. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальность характеризует непохожесть и отличие одного человека от другого, одной личности от другой.



Индивид (с лат.– единичность) – обозначает отдельного представителя человеческого рода безотносительно к его качествам.

Внешние факторы развития личности: средовые влияния и воспитание.

Внутренние факторы р-ия л-т: природные потребности и влечения, потребности в общении, доминировании. Специфические соц. потребности- духовные, творческие, потребности в самосовершенствовании, интересы, убеждения, чувства и переживания и т. д. а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания).

Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов.

Под развитием следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений.

Формирование же выступает как результат развития личности и обозначает ее становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств.

Вполне понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие.

 

4. Система образования и воспитания в Республике Беларусь. Закон "Об образовании в РБ".

Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать. Именно воспитание облагораживает человека, прививает ему необходимые качества. Наука о воспитании человека называется педагогикой. В переводе означает искусство направлять воспитание ребенка.

Образование — процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей лич­ности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом разви­тии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

Образование как системапредставля­ет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня. Внутри этой системы существует взаимосвязанное множество подсистем, определяемых це­лями обучения, возрастом обучающихся, содержанием образования и т. д.

Образование подразделяется на основное и дополнительное, включа­ет в себя все виды и формы образоват. деятельности, осуществляе­мой гос-ми и частными учреждениями образования.

Основное образование в Республике Беларусь включает следующие уровни

дошкольное образование;

общее базовое образование;

общее среднее образование;

профессионально-техническое образование;

среднее специальное образование;

высшее образование;

послевузовское образование.

Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преем­ственностью уровней образования, согласованностью образовательных стандар­тов, учебных планов и учебных программ, наличием учреждений образования, обеспеч. возможность получения образования на нескольких уровнях.

Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает внешкольное воспитание или обучение и повышение квалификации, переподготовку кадров.

Структура системы образования в РБ (с 12-летней обще­образовательной средней школой):

 

5. Проблема целеполагания в истории педагогики. Цель воспитания в современной школе.

Человек рождается как биологич. существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать. Именно воспит. облагораживает чел., прививает ему необходимые качества. Наука о воспитании человека называется педагогикой. В переводе означает искусство направлять воспитание ребенка.

Целеполагание в педагогике - сознательный процесс выявления и постановки целей и задач пед. деятельности. Это практическое осмысление своей деятельности с т.зр. постановки целей и их достижения наиболее экономичным путем.

Цель воспитания - это то, к чему стремится воспитание, будущее - на достижение которого направляются его усилия. Любое воспитание всегда целенаправленно. Целям подчиняется всё: содержание, организация, методы воспитания. Поэтому проблема целей воспитания относится к числу наиболее важных в педагогике. История насчит. 5 общественно-экономических формаций:

- При первобытно-общинном строе классового деления не было. Все дети получали одинаковую трудовую подготовку: их обучали охоте, рыбнойловле, изготовлению одежды. Воспитание было призвано обеспечить сущ.людей, его цель вооружать чел. опытом выживания, т.е.знаниями, необходимыми в повседневной жизни.
- При рабовладельческом строе воспитание стало уже особой функцией гос-ва. Появились специал.учреждения, занимающиеся воспитанием. Целью воспитания детей рабовладельцев была подготовка их к роли господства. Они должны были вести захватнические войны с целью порабощения др. народов +защита государства.

-При феодализме (феодалы\крестьяне) цели воспитания остаются дифференцированными: для детей феодалов - рыцарское воспитание (наслаждаются искусствами и науками), для детей крестьян - трудовое; «школа под открытым небом» (никаких уч. заведений не посещают).

- Капиталлистический строй (буржуазия\пролетариат) Характеризуется развитием производства, для которого требуются уже образованные работники, вынуждает правящий класс создавать систему уч. заведений. Буржуазия дает хорошее воспитание своим детям, чтобы они могли осуществлять управление гос-вом, направлять знания на развитие экономики. Создается сеть привилегирован уч.заведений.
- Посткапиталлистический строй (демократ.,рыночный). Характеризуется более высоким уровнем развития производства и общественных отношений. Общая зависимость целей воспитания соответствует уровню развития производительных сил.

Вывод: цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, уч. заведений, учителей и учеников.

Целевоспитание в современной школе:

Задача: обеспечить каждому чел. всестороннее и гармоничное развитие. В разное время в понятие всестороннего гармоничного развития вкладывается различный смысл. Напр.: Педагоги э. Возрождения в содержание вкладывали культ телесной красоты, наслаждение иск-ом, музыкой; фр. просветители 18в. – умственное и нравств. совершенство. Русские революционеры считали, что проблема всестороннего воспитания может быть полностью решена только революцией.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы: с пособствовать умственному, нравственному, эмоциональному, физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

 

 

6. Конвенция ООН и Закон Республики Беларусь "О правах ребенка" как юридическая и нравственная основа защиты прав и интересов детей.

10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека. Права человека являются основой человеческого существования. Права человека являются всеобщими, неделимыми и взаимозависимыми. Именно права человека делают нас людьми. Борьба за всеобщие права человека всегда и везде являлась борьбой против всех форм тирании и против рабства.

ООН издало конвенцию о правах ребёнка которая помимо Декларации прав человека наделяет ребенка дополнительными возможностями для развития и защиты и т.д.

ООН по всеобщей декларации прав человека провозгласила, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо в семейном окружении, атмосфера счастья, любви и понимания. Ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в уставе ООН, и особенно в духе мира, терпимости, свободы, равенства и солидарности. Ребенок в виду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения.

Закон РБ о правах ребенка написан в духе Конвенции о правах ребёнка и даже дублирует некоторые тезисы но в отличие от концепции носит статус закона а не рекомендации: утверждает своей важнейшей политической, социальной и экономической задачей всестороннюю гарантированную защиту государствам и обществам детства, семьи и материнства нынешнего и будущего поколений. Настоящий закон основывается на Конвенции о правах ребенка (от 20.11.1959 г.), Конституцией РБ определяется правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физического, нравственного и духовного здоровья, формирования национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Учеба гарантируется детям с недостатками умственного и физического развития, детям временно или постоянно лишенным семейного окружения или оказавшимся в других неблагоприятных условиях.

Государственная политика в сфере образования (статья 1). Основные принципы: приоритет образования, обязательное базовое образование, доступ к обязательному общему среднему образованию, доступность дошкольного, профессионально-технического и, на конкурсной основе, среднего специального и высшего образования, национально-культурная основа, приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека и гуманный характер образования, научность, эколог направленность, демократический характер.

Право на образование (статья 2) обеспечивается: развитием сети учреждений, созданием социально-экономических условий для бесплатного образования, с частичным или полным финансированием из республиканского или местного бюджетов, платное образование, кредитование граждан получающих платное образование.

Статья 3. Органы, обеспечивающие защиту прав и интересов ребенка. Координация деятельности государственных и негосударственных организаций по реализации настоящего Закона.

Стандарты в сфере образования (статья 11): содержат общее требование об уровни образования и срокам обучения, типам учреждений образования, классификация специальных и профессиональных документов об образовании. Учреждения, обеспечивающие общее среднее образование (статья 23): начальная школа, базовая, средняя, вечерняя, гимназия, лицей, школа-интернат.

 

7. Педагогический процесс как система и целостное явление. Закономерности и этапы педагогического процесса.

Педагогический процесс – это направленное и организованное вза­имодействие взрослых и детей, воспитателей и воспитанников, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы.

Этапы педагогического процесса:

♦ Подготовительный (целеполагание; диагностика условий; прогнозирование достижений; проектирование; планирование развития процесса).

♦ Основной – осуществление педагогического процесса – (постановка и разъяснение целей и задач; взаимодействие учителя и ученика; использование намеченных форм, методов, средств; создание благоприятных условий; осуществление мер стимулирования деятельности школьников; обеспечение связи педагогического процесса с другими социальными процессами; оперативный контроль; обратная связь).

♦ Заключительный (анализ достигнутых результатов; выявление воз­никших отклонений; вычленение ошибок; анализ причин отклонений; про­ектирование мер по устранению ошибок).

Закономерности педагогическо­го процесса – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса.

Закономерности педагогического процесса:

1. Связь воспитания и социальной системы. Характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями обще­ства, экономики, национально-культурными особенностями.

2. Связь между обучением и воспитанием. Обучение и воспитание — взаимозависимые процессы, они характеризуются разносторонним взаи­мовлиянием и единством.

3. Связь воспитания и деятельности. Один из основных законов педа­гогики гласит: воспитывать — значит включать ребенка в различные виды деятельности.

4. Связь воспитания и активности личности. Воспитание успешно, если его объект (ребенок) является одновременно и субъектом, т. е. обнаружи­вает активное поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность, потребность в деятельности.

5. Связь воспитания и общения. Воспитание всегда протекает во взаимодействии людей: учителей, учеников и др. Ребенок формируется в зави­симости от богатства межличностных связей.

Целостный педагогический процесс не сводится к един­ству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и дру­гих видов воспитания, т. е. как обратное сведение в единый поток механи­чески вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно сближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями него в процессе жизнедеятельности.

 

 

8. Содержание образования в современной школе.

Содержание образования – это система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащим­ся в процессе обучения (И. Ф.Харламов).

Содержание понятия «образование» на основе анализа человеческой культу­ры (И. Я. Лернер) можно понимать как совокупность следующих компонентов:

♦ системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающих картину мира (усвоенная информация помогает человеку сориентироваться в окружающем мире);

♦ опыта осуществления известных для человека способов деятельно­сти (усвоенные способы деятельности, умения обеспечивают воспроиз­ведение человеком окружающего мира);

♦ опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обес­печивающей развитие способности человека к дальнейшему освоению куль­туры, науки и человеческого общества. (Опыт творческой деятельности пред­полагает перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятель­ное видение проблемы, видение альтернативы ее решения. Энциклопедическая образованность человека вовсе не гарантирует творческого потенциала);

♦ опыта ценностного отношения к миру (определяет направленность действий обучающегося в образовательном процессе в соответствии с его по­требностями и мотивами).

Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Разработка содержания образования основывается на государственном стандарте общего среднего образования. Государственные образовательные стандарты – это документация, служащая основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. В стандартах закрепляются цели, задачи и содержание образования, что дает возможность диагностировать его результаты, сохранять единое образовательное пространство.

Документы, определяющие содержание образования.

Учебный план – это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени. Учебные планы общеобразовательных школ в Республике Беларусь утверждает Министерство образования. Выделяют следующие виды учебных планов: базисный, типовой (но­сит рекомендательный характер), учебный план средней школы.

Учебная программа – нормативный документ, который составляется на основе учебного плана и определяет содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемый как на изучение предмета в целом, так и на каждый его раздел или тему. Программу утверждает Министерство образования. Виды учебных программ: типовые учебные программы; рабочие учебные программы, которые формируются на базе типовых программ и отражают специфику обучения в данном образовательном учреждении в конкретной социально-педагогической ситуации; личностно-индивидуальные авторские программы.

История развития школы и педагогики показывает, как под влиянием изменения требований жизни меняются принципы обучения, то есть принципы обучения носят исторический характер. Одни принципы исчезают, и появляются новые. Это говорит о том, что дидактика должна чутко улавливать изменения требования общества к образованию и своевременно реагировать на них, то есть строить такую систему принципов обучения, которая верно указывала бы путь к достижению цели обучения.

принципы традиционной дидактики (информационного обучения); принцип развивающего обучения; принцип оптимизации процесса обучения; принципы целостности учебно-воспитательного процесса; принципы педагогического сотрудничества.

 

 

9. Сущность процесса обучения, его задачи и внутренняя структура. Особенности организации педагогического процесса в современной школе.

Выявление сущности процесса обучения предполагает определение его функций.

Образовательная функция процесса обучения предполагает усвоение личностью научных знаний, формирование системы специальных и обще учебных умений и навыков.

Воспитательная функцияпроцесса обучения заключается в формировании системы ценностно-эмоциональных отношений личности к миру и совокупности ее качеств.

Развивающая функция процесса обучения определяет развитие общих и специальных способностей личности, а также психических процессов.

Охарактеризованные функции процесса обучения недопустимо рассматривать как изолированно осуществляемые. Они находятся в сложно переплетенных причинно-следственных связях, когда одна из функций является следствием другой и одновременно причиной третьей. Так, воспитание дисциплинированности, общественной активности создает условия для эффективности обучения. А обучение, в свою очередь, способствует воспитанию этих качеств.

Основными целями обучения принято считать:

-создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всемерного развития ее способностей, добиваясь получения учащимися прочных знаний, основ наук и умения самостоятельно пополнять их;

-дать универсальное образование на уровне, отвечающем быстрому развитию науки и позволяющем адаптироваться в современном мире;

-реализовать идею общего, интеллектуального, нравственного развития личности средствами гуманитаризации образования;

-воспитать высокоразвитого гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, способного к активной жизни, труду, творчеству;

-следовать международным требованиям к построению программ для детей с высокими интеллектуальными способностями: углубление содержания программ, развитие высокого уровня мыслительных процессов, развитие понимания собственных способностей учащимися;

-формировать личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, готовую к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.97.61 (0.005 с.)