Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Целевой; 2) стимулирующе-мотивационный;3) содержательный; 4) операционно-действенный; 5) контрольно-регулировочный; 6) оценочно-результатовный.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
История развития школы и педагогики показывает, как под влиянием изменения требований жизни меняются принципы обучения, то есть принципы обучения носят исторический характер. Одни принципы исчезают, и появляются новые. Это говорит о том, что дидактика должна чутко улавливать изменения требования общества к образованию и своевременно реагировать на них, то есть строить такую систему принципов обучения, которая верно указывала бы путь к достижению цели обучения.
10. Закономерности и принципы обучения. Закономерности и принципы обучения — взаимообусловливающие категории дидактики. Знание закономерностей и принципов обучения является необходимым условием правильной организации и научного управления процессом обучения. Законы и закономерности дают общее понимание картины дидактического процесса и не содержат непосредственных указаний для практической деятельности учителя. Вместе с тем они реализуются по правилам, которые принято называть принципами обучения. Поэтому выполнение учителем принципов дидактики весьма важно, так как это непосредственная реализация законов обучения. Мы сегодня большое значение придаем учительскому мастерству. Возможности учительского творчества проявляются при выполнении принципов на практике, так как каждый из них осуществляется по правилам. Следует учесть и тот факт, что сегодня в науке педагогике есть разные принципы, и соответствуют они характеру обучения: принципы традиционной дидактики (информационного обучения); принцип развивающего обучения; принцип оптимизации процесса обучения; принципы целостности учебно-воспитательного процесса; принципы педагогического сотрудничества. У всех у них свои требования, сущность и правила осуществления. Обоснованию принципов обучения уделяется внимание с момента возникновения науки педагогики. История развития школы и педагогики показывает, как под влиянием изменения требований жизни меняются принципы обучения, то есть принципы обучения носят исторический характер. Одни принципы исчезают, и появляются новые. Это говорит о том, что дидактика должна чутко улавливать изменения требования общества к образованию и своевременно реагировать на них, то есть строить такую систему принципов обучения, которая верно указывала бы путь к достижению цели обучения. •принцип научности и доступности; •принцип воспитания и всестороннего развития личности; •принцип систематического и последовательного обучения; •принцип наглядности; принцип сознательности и активности; принцип прочности и развития познавательных сил; принцип индивидуализации в обучении; •принцип связи обучения с жизнью и практикой. Принципы можно отличать по их отношению к усвоению содержания обучения (мировоззренческой стороне) и к организации процесса обучения (процессуально-технической стороне). В первом случае это принципы воспитания и всестороннего развития, научности, сознательности, связи обучения с практикой, индивидуализации в обучении. А во втором случае выделим принципы наглядности, систематичности и последовательности обучения, прочности, доступности. Целесообразно изучить взаимосвязь законов, закономерностей и принципов обучения; разграничить принципы дидактики — принципы дидактической теории и принципы обучения, так как у них разные объекты исследования (Б. Гершунский, Я. Турбовский, И. Лернер). Понятия «закон» и «закономерность» употребляются в педагогике как философские категории, которые служат для обозначения объективных, существенных, необходимых, повторяющихся, общих, устойчивых при определенных связях явлений, вещей, процессов действительности, выражающих их самоорганизацию, порядок или последовательность изменения и развития.
11. Методы, приемы и средства обучения. Классификация методов обучения. Метод – способ взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на решение задач образования и воспитания, исследование, способ, путь к достижению цели. Метод обучения включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. Методы обучения – это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. Прием обучения – составная часть или отдельная сторона метода обучения (в методе упражнения выделяются следующие приемы: показ учителя, как нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведение учащимися показанных учителем действий и последующая тренировка по совершенствованию отрабатываемых умений и навыков). Одинаковые приемы обучения могут быть использованы в разных методах, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы. Метод включ. приемы, но не является совокупностью приемов обучения. Средство – независимый источник получения знаний, формирований, умений и навыков. Ср-ва обучения: 1) идеальные (картина, реальный голос учителя, звук соловья), материальные; 2) основные (то, что несет информацию), вспомогательные; 3) простые и сложные. Простые – словесные (словари, справочники), наглядные. Сложные – 1) аудиальные (радио), 2) визуальные (микроскопы, телескопы), 3) аудио-визуальные (говорят и показывают, телевизор); 4) ср-ва, автоматизирующие процесс обучения (компьютер, интернет). Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. В качестве общего признака выделяемых методов берется источник знаний. В данной классификации выделяются следующие методы: словесный, наглядный, практический. К словесному методу обучения относятся рассказ, беседа, лекция, учебная дискуссия. Рассказ. Ведущая функция данного метода – обучающая. Рассказ – это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний. Этот метод применяется прежде всего в младших классах. Беседа. Ведущая функция –побуждающая. Цель беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к припоминанию уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов, обобщений. Лекция. От других методов словесного изложения она отличается более строгой структурой, логикой изложения учебного материала, объемом сообщаемой информации, системным характером освещения знаний. Учебная дискуссия. Функция – стимулирование познавательного интереса. Важное условие эффективности учебной дискуссии – предварительная подготовка к ней учащихся. К наглядному методу отн. демонстрация, иллюстрация, видеометод. Демонстрация. Этот метод заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Иллюстрация. Предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций и т.п. Видеометод. Предполагает наглядное восприятие информации. К практическому методу относятся: 1) упражнение. Этот метод обучения, представ. собой планомерное, организованное повторное выпол. действий с целью овладения ими или повышения их качества; 2) лабораторная работа. Этот метод основан на самостоятельном проведении экспериментов, исследований уч-ся; 3) работа с учебником. Сущность этого метода заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым учеником путем изучения материала по учебнику и осмысления содержащихся в нем теоретических обобщений (правил, выводов, законов).
12. Формы организации обучения и их развитие в дидактике. Индивидуализация и дифференциация обучения. Формы организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. В школах и различных учебных заведениях применяются урочная и внеурочная форма организации учебнойработы с уч-ся. К первой относятся школьные занятия (уроки), работа в мастерских, в лаборатории и другое, а ко второй – домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях и т.д. Выделяются 2 основные формы организации обучения: индивидуально-групповая система обучения. Прием в школы с такой формой обучения осуществляется в любое время года; с новыми учениками занимались индивидуально (кроме групповых занятий). Классно-урочная система. Эта система предполагает постоянный состав группы, уч-ся одного возраста и принятых к учению одновременно. В условиях классно-урочной системы обучения важно помнить об индивидуализации обучения. Общая эффективность всего процесса обучения может быть достигнута лишь тогда, когда будет обеспечена максимальная эффективность в работе каждого отдельного ученика, чтобы каждый ученик мог успешно выполнить требования программы. Основной формой индивидуализации обучения является организация дополнительных занятий с отстающими или гениальными детьми. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: по количеству учащихся: массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения. По длительности времени обучения различают: классный урок (45 мин.), спаренное занятие (90 мин.), спаренной укороченное занятие (70 мин.), уроки произвольной продолжительности. Дифференцированное обучение по способностям учащихся (мангеймская система).
13. Урок – основная форма школьного обучения. Типология и структура. Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок. Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса. От качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Дать качественный урок – дело непростое даже для опытного учителя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.34.75 (0.007 с.) |