Основной целью воспитания яв. формир. личности, ее всестороннее и гармоничное развитие. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основной целью воспитания яв. формир. личности, ее всестороннее и гармоничное развитие.



Основной целью воспитания яв. формир. личности, ее всестороннее и гармоничное развитие.

Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать. Именно воспитание облагораживает человека, прививает ему необходимые качества. Наука о воспитании человека называется педагогикой. В переводе означает искусство направлять воспитание ребенка.

Понятие личность характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.

Философ В.П. Тугаринов к числу важнейших характеристик личности относил: 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность.

Существенной характеристикой личности человека является также ее общественная активность (речь, сознание, соц. функции(родителей, учителей, управленцев) и принципиальность, прочность нравственных взглядов и убеждений.

Личность тем более значительна, чем больше отражает она в своих качествах и деятельности тенденции общественного прогресса, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные черты и качества, в какой мере ее деятельность носит своеобразно-творческий характер. В этом смысле характеристика понятий человек и личность дополняется понятием индивидуальность.

Выявление сущности процесса обучения предполагает анализ его структуры.

Самое крупное членение единого процесса обучения состоит в выделении в его структуре двух взаимосвязанных элементов: учения и преподавания.

Обучение невозможно без одновременного осуществления преподавания и учения, без взаимодействия обучаемого и преподавателя. Преподавание невозможно без учения, а учение без преподавания становится элементом процесса самообразования.

Эффективный процесс обучения предполагает установление объект-субъектных отношений педагога и обучаемых.

Ю.К.Бабанский в структуре процесса обучения выделяет следующие компоненты:

Огромное значение в формировании эстетической культуры личности оказывает внекл. работа: лит-худ. вечера, концерты, выставки, шоу и т.д. но область прекрасного должна пронизывать все сферы жизни человека, его труд и поведение.

 

 

24. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся в современной школе.

Всестороннее и гармоническое развитие уч-ся мо­жет осущ-ся только на основе органического соеди­нения учебно-воспитательной работы с организацией их трудовой деятельности.

Труд – основной источник материального и дух-го богатства общества, главной критерий социального пре­стижа человека, его священный долг и фундамент личност­ного развития.

Тру­довое воспитание - процесс орга­низации и стимулирования трудовой деят-ти уч-ся, формирования у них труд. умений и навы­ков, воспитания добросовестного отношения к выполняе­мой работе, стимулирования инициативы, творчества и стремления к достижению более высоких результатов.

Трудовое обучение - специально организованный пе­д. процесс, направленный на овладение уч-ся практич. умений и навыками в какой-либо сфере труда и профессиональной деятельности.

Профессиональная ориентация как пед-кая категория обозначает процесс ознаком­ления уч-ся с разл. видами профес-­ной деят-ти и труда, оказания им помощи в выбо­ре предстоящей профессии и специальности в соответ­ствии с имеющимися склонностями и способностями.

Трудолюбие явл. результатом трудового воспита­ния, трудового обучения и профориентации и высту­пает как важнейшее нравственно-личностное качество.

Оно, характ-ся: устойчивой потребностно-мотивационной сферой; глубо­ким пониманием нравственного смысла и преобразующе-воспитательной роли труда в развитии личности (знания, убеждения); умением и стремлением добросовестно выпол­нять любую необходимую работу; проявлять волевые уси­лия в преодолении трудностей и препятствий, встречаю­щихся в трудовой деятельности.

Роль трудового воспитания в нравственном и личностном развитии уч-ся:

- Труд, практическая производственная деят-сть благотворно влияют на физ. развитие.

- Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку, особенно на современном высокотехническом производстве.

- Велико значение Т. в нравственном формировании личности: "Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни". (К.Д.Ушинский)

Т. укрепляет жизненную сноровку, характер, со­верш-ет гражданские чувства и кач-тва(А.С.Макаренко)

Труд способствует жизненному самоопределению лич­ности и осознанному выбору профессии.

Организация воспитательной работы по формированию трудолюбия:

1. Воспитание потребностно-мотивационной сферы в обл. трудовой деятельности:

- опираться на природное стремление уч-ся к труду, к элементам созидания, различные констр-ние, практическое творчество(поделки из разл. материалов, кормушки д/птиц)

- использовать помощь семьи и ориентировать родителей на регулярную организацию дом. труда детей, воспит-ть потребность и привычку к выполнению своих трудовых обяз-тей;

- использовать усваиваемые знания в процессе труд. деят-ти, расширять виды труда и формы его организации (труд. десант, школа лесничества, недели птиц, труд. акции и т.д.)

2. Развитие сознательного отношения к труду и соот­ветствующих взглядов и убеждений:

- ч-з познавательную деятельность в системе урочных занятии и внекл.работы (вечера, произв экскурсии, встречи с перед-ми);

- ч-з произведения лит-ры, худ-го и музык-го иск-ва;

- ч-з соврем. достижения науки и техники.

3. Организация трудовой деятельности учащихся и фор­мирование у них трудовых умений и навыквов. Обогаще­ние и обновление форм трудовой деятельности школьни­ков.

Воспитательная работа по профессиональной ориентации уч-ся:

I напровление. Ознакомление уч-ся с особен­ностями разл. профессий и специальностей, с треб-ями к подготовке, физич. развитию и способностям, которые предъявляют эти профессии и специальности к человеку. Эффек-ми формами вне­кл.работы: беседы, лекции, доклады о разл. профессиях, встречи со спец-ами различ.отраслей экономики и культуры, экскур­сии на пром. предприятия, стройки и т.д.

II напр-ние. Приобщение уч-ся к посиль­ному труду в сфере пром-ого и сельск-ного производства, показ «+» сторон и привле­кательности производ-ого труда, связанного с созда­нием материальных ценностей.

III напр-ние. Организация труд-го допрофессионального или начальн. профес-ного обучения уч-ся в системе занятий в школьных учебных мастер­ских и в межшкольных УПК. В свое время практиковалось профессионально-про­изводственное обучение на базе пром-ных и с/х-ых предприятий, которое давало хороший эффект. Но в последние годы эта форма профес-ной ориентации прекратила свое су­ществование.

Недостатки и трудности.:

- значительно снизилась сфера труд. деят-сти уч-ся.

- нередко в шко­лах нет необходимой системы и регулярности в организа­ции их труда

- не всегда обращается должное внимание на стимулирование трудовой активности учащихся;

- ослаблены связи школы с пром-ми и с/х пред-ями, что затрудняет и тру­д. воспитание, и профориентацию уч-ся.

 

 

25. Сущность и содержание физического воспитания учащихся.

Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры.

Физич. развитие явл-ся основой личностного форм-ния человека, поэтому в системе шк. обучения должно занимать 1 место. Функции физич-ого воспитания:

- физ. развитие создаёт предпосылки для полноценной умств. деят-ти чел. = сочетать умств-ные занятия с физич-ми упражнениями;

- физич-ки здоровый человек лучше проявляет себя в производственном труде, преодолевает более высокие нагрузки, меньше утомляется, поддерживает бодрое настроение;

- физ-кое воспит-ние, участие в спортивных масс. мероприятиях способствует формир. нравственной культуры, товарищества, требовательности к себе, укрепление воли.

Физическое развитие – это качественные изменения, к-рые происходят в человеке при укреплении и совершен-нии его физич. сил, здоровья под влиянием благопр-ной природной среды, собственной работы над собой и специально органи-ного воспитания, = как результат физич-го воспитания.

Физическое воспитание – многогранный процесс организации и стимулирования физк-но оздор-ной деят-ти уч-ся, направ-ной на укрепление потребности в занятиях физ.культурой и спортом осмысление их психофизических основ, развитие физ-их сил и здоровья, а также выработку сан.-гигиенических навыков, привычек и здорового образа жизни.

Процесс физ-го воспитания включает в себя:

- развитие потребностно-мотивационной сферы, кот. стимулир. к занятиям физ-рой и спортом и укреплению своего здоровья;

- обогащение санит.-гигиенич. и психол.-пед-ми знаниями о значении физ-ры и спорта в разв. лич-ти;

- форм-ние спортивно-оздоровительныхных умений и навыков, соверш-ние культуры движений: осанки, походки, ловкости, быстроты двигательных реакций и т.д.;

- укрепление необходимых санит.-гигиен. навыков организации труда и разумного отдыха, правильное чередование умств. занятий с физич-ми упр.и др. видами практ-ой деятельности;

- развитие и совершент-ние физич. задатков и способностей в отдельных видах физ-ры и спорта.

Осн. ср-ва физ-го восптанияуч-ся:

- продуманный санит.гигиен-ий режим в школе (поддержание чистоты и порядка в кл. помещениях, влажная уборка на перемене, хорошая освещенность классов, приток свежего воздуха, физкультпаузы и физкультминутки, наблюдение правильной посадкой;

- занятия утренней гимнастикой;

- правильная организация питания, труда и отдыха;

- использование естественных оздоровительных сил природы: солнца, воздуха и воды;

- занятия физическойой культурой;

- разнообразные формы внекл. спорт.-массовой работы: гимнастика, спортивные игры, туризм.

Всё это влияет на формирование здорового образа жизни у школьников.

Методы воспитательной работы в с-ме физич-го воспитания:

- убеждение; - положительные примеры, - упражнения (приучения); - одобрение, осуждение; - требование, - контроль.

Урок физ-ры: вводная часть (3-5 мин); основная часть (20-30мин) и заключительная часть (приведение уч-ся в спокойное состояние, подведение итогов занятий).

Правильно осуществляемое физ.воспитание должно включать в себя:

- массовое вовлечение уч-ся в разнообразные формы спортивно-оздоровительной деятельности;

- индивид. и групповая работа с теми, кто проявляет способности и задатки в обл. физ-ры и спорта.

 

26. Развитие идей воспитания учащихся в коллективе в истории педагогики. Ученический коллектив как средство воспитания.

Развитие идей воспитания учащихся в коллективе в истории педагогики.

С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание сплоченного коллектива школьников.

Необходимость развития коллективизма у учащихся широко пропагандировали А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий и др. Основной целью воспитания, считал А.В.Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими. Он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности. Н.К.Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. Н. К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка.

Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ руководил С.Т.Шацкий. Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников. Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистической системы воспитания в масштабах всей страны.

В последние десятилетия педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов. (Л.И.Новикова, М.Д.Виноградова, А.В.Мудрик, О.С.Богданова и др.), на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности, развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем. Современная концепция воспитательного коллектива (Т. А. Куракин, Л. И. Новикова, А. В. Мудрик) рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую те отношения, которые ему присущи, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята.

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Пед. технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

Педагогическая технология – системный метод планирования, реализации и оценивания процесса преподавания и усвоения знаний с учетом оптимального использования технических, финансовых и человеческих ресурсов.

4 класса пед. техн.: 1) метатехнология – образовательный процесс на уровне реализации государственной политики в области образования (технология развивающего обучения).

2) макротехнология – охватывает деятельность в рамках какой-либо образовательной отрасли, направления обучения или воспитания (технология преподавания учебных предметов).

3) мезотехнология – технологическое осуществление отдельных частей учебно-воспитательного процесса (технология изучения темы).

4) микротехнология – технология, направ. на реш. узких оперативных задач и относящиеся к индивид. взаимодействию субъектов пед. процесса (тренинг по коррекции отдельных качеств личности).

В современных условиях, когда модернизация знаний стремительна, а старые знания быстро устаревают, единственным выходом для получения высокой квалификации и поддержании ее на профессиональном уровне является массовое освоение новых педагогических технологий, формирующих активную роль обучаемого.

Одна из основных задач - сформировать у обучаемого профессиональные навыки самостоятельной работы со знаниями. Это значит: уметь точно формулировать проблемы; быстро, эффективно собирать и оценивать информацию; выявлять в проблеме традиционные подходы и противоречия; самостоятельно формировать альтернативные взгляды на проблему; гарантированно придумывать новые идеи и предлагать оригинальные варианты решений проблем. Основой для повышения активной роли обучаемых должны стать информационная культура и навыки коллективной практики управления знаниями, базирующиеся на информационных технологиях и системах гибридного интеллекта.

Таблица классификаций педагогических технологий

По организационным формам

Классно-урочные - альтернативные

Академические - клубные

Индивидуальные - групповые

Коллективный способ обучения

Способы дифферинцированного обучения

По отношению к ребенку

Авторитарные

Дидактоцентрические

Личностно-ориентационные

Гуманно-личностные

Технологии сотрудничества

Технологии свободного воспитания

По категории обучающихся

Массовая технология

Продвинутого образования

Компенсирующие

Технологии работы с трудными детьми

Технологии работы с одаренными детьми

По концепции усвоения

Ассоциативно-рефлекторные

Бихевио-ристические

Гештальт-технологии

Интериоризаторские

Суггестивные

Нейролингвистические

Основной целью воспитания яв. формир. личности, ее всестороннее и гармоничное развитие.

Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать. Именно воспитание облагораживает человека, прививает ему необходимые качества. Наука о воспитании человека называется педагогикой. В переводе означает искусство направлять воспитание ребенка.

Понятие личность характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.

Философ В.П. Тугаринов к числу важнейших характеристик личности относил: 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность.

Существенной характеристикой личности человека является также ее общественная активность (речь, сознание, соц. функции(родителей, учителей, управленцев) и принципиальность, прочность нравственных взглядов и убеждений.

Личность тем более значительна, чем больше отражает она в своих качествах и деятельности тенденции общественного прогресса, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные черты и качества, в какой мере ее деятельность носит своеобразно-творческий характер. В этом смысле характеристика понятий человек и личность дополняется понятием индивидуальность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.174.76 (0.039 с.)