Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подбор музыкального материалаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Выбрать необходимые музыкальные произведения для включения в сценическое действие не так просто, как кажется на первый взгляд. Приступая к подбору, музыкант должен знать не только характер необходимого музыкального произведения, но и достаточно ясно представлять себе, в каком именно исполнении оно должно прозвучать на сцене: в исполнении симфонического, эстрадного, камерного или, например, оркестра народных инструментов. При подборе вокальных произведений, будь то песня, романс, частушка, важно правильно выбрать не только жанр, но и определить — подходит ли музыкальный аккомпанемент для данного сценического действия. Нередко музыкальное оформление, блестяще задуманное и тщательно разработанное в постановочном плане, в спектакле не производит должного впечатления. Подобранные музыкальные произведения могут быть и не плохими сами по себе, но характер оркестра, ритм и темп исполнения этих произведений не соответствуют жанру пьесы, стилю всей постановки, образам действующих лиц, с которыми подобранная музыка непосредственно связана. В этом случае можно сказать, что музыка «не ложится» в данное действие или, хуже того, вступает с ним в противоречие. Таким образом, при прослушивании и отборе музыки к конкретному спектаклю недостаточно только хорошо изучить драматургический материал и разработать подробный постановочный план оформления. Выбор и оценка музыки могут проводиться только в зависимости от конкретных ассоциаций, возникающих при постоянном творческом контакте с исполнителями, режиссером, художником в процессе репетиционной работы над спектаклем. Возможно, что в период репетиций в выгородке кособенно на сцене подобранную ранее музыку придется Стр. 92 не раз заменять другой подобной по форме и жанру, но в другом исполнении или вообще пересмотреть ранее принятое решение по использованию музыки в данном эпизоде. Немаловажно, с каких позиций ведется подбор. Нередко музыкант мыслит отвлеченно, со своей точки зрения, руководствуясь своим вкусом, а не вкусом и привычками того человека, который будет жить в будущем спектакле. Нельзя забывать, что музыка, введенная в сценическое действие, воспринимается зрителем через восприятие и соответствующее отношение к ней действующих лиц. Затруднительно дать определенные рекомендации и сформулировать точные правила подбора без рассмотрения конкретного драматургического материала. Тем не менее существуют общие положения, определяющие подбор музыки в том или ином случае. Большое значение при выборе музыки имеют жанро1-вые признаки пьесы. Комедия, драма, трагедия, детская сказка, водевиль, мюзикл требуют различной по форме и жанру музыки. Так, неуместно оформлять бытовую драму несоизмеримыми с ней по своему художественному масштабу и жизненному содержанию симфониями Бетховена, Скрябина или Шостаковича. Такая музыка может придать спектаклю выспренность, ложную значительность, кроме того, ее самостоятельность может послужить причиной отрыва музыкального образа от сценического. Для подобной музыки нужны глубокие мысли, большие идеи. Вместе с тем это не значит, что крупные произведения нельзя использовать в спектаклях других жанров, в том числе и в комедии. Пьеса «Добряки» — «комическая история», как определил ее драматург Л. Зорин, написана им по фельетону, опубликованному в свое время в «Комсомольской правде». Поставлена она на сцене ЦТСА на танцевальных мелодиях (гавот, вальс, галоп), взятых из балетных сюит Д. Шостаковича. Музыка композитора точно подчеркивает сюжетную направленность этого спектакля. Или другой пример. В спектакль «Баня» (Московский театр Сатиры) постановщик органично ввел в сценическое действие фортепианный концерт Р. Щедрина и романс Д. Шостаковича из кинофильма «Овод» в исполнении оркестра скрипачей ГАБТ. И все-таки жанр пьесы в той или иной мере - Стр. 93 предопределяет характер музыкального оформления, и подбираемая музыка должна помочь выявить общие черты жанра спектакля. Оказывает влияние на выбор музыкальных произведений и стиль автора, его писательская манера. Достаточно сопоставить таких советских драматургов, как Вс. Вишневский, Н. Погодин, В. Розов, или зарубежных— Б. Брехта, Эдуарде де Филиппе, А. Ануйля, чтобы стало очевидно, насколько они непохожи и, следовательно, каждый требует своего музыкального языка. Спектакль «Антигона» на сцене Театра им. Ш. Руставели решен почти концертно: действующие лица в вечерних платьях, героиня поочередно ведет диалоги с остальными участниками. После каждой такой сцены, когда Антигона остается одна и сидит, поджав колени к подбородку, о чем-то думая, звучит музыка Шуберта. В ней и характер Антигоны и ее жизнь — непрожитая, неосуществленная. Внутренняя динамика всего спектакля, за которой следит зритель, не переводя дыхания, была бы невозможна без музыки. Мысль трагедии живет бок о бок с музыкой Шуберта, ни прибавить, ни убавить ее просто невозможно, настолько она едина со всей трагедией Ж. Ануйля. Подобное органичное единство стиля автора и музыкального произведения требует особого музыкального чутья и художественного такта. Непродуманный выбор музыки может вступить в противоречие с писательской манерой автора. В спектакле «Люди, которых я видел» С. Смирнова, поставленном на сцене Оренбургского драматического театра им. М. Горького, показана картина суровой солдатской жизни в дни Великой Отечественной войны. Монументальный пролог с величественным реквиемом и Вечным огнем, введенный режиссером, не только кажется парадным, много раз повторенным в других спектаклях, но главное — не соответствующим характеру разговорной, скромной, будничной интонации — отличительной черте всех произведений С. Смирнова. Однако одного авторского материала для решения по подбору недостаточно. Каждая пьеса имеет свою историческую конкретность, которая должна быть выражена в подобранной музыке. Это поможет более достоверно передать идею автора и сохранить на сцене колорит эпохи, Несомненно, что для пьес из времен Ивана Стр. 94 Грозного понадобится совсем иная музыка, чем в пьесах о гражданской войне, а современная музыка с ее характерными мелодиями и ритмами будет чужда в спектаклях о первых советских пятилетках. Поэтому вполне естественно, что, ставя погодинскую «Поэму о топоре», рассказывающую о начале индустриализации нашей страны, режиссер драматического театра г. Златоуста обратился к музыке Г. Свиридова из кинофильма «Время, вперед», передающую ритмику тех лет. В «Клопе» Маяковского большое смысловое значение имеют образы комсомольцев, однако их характеры были только намечены поэтом, и выглядели они схематично по сравнению с островыписанными образами Присыпкина и Баяна. При постановке этой пьесы на сцене Московского театра Сатиры режиссер ввел в спектакль оправданные по времени и обстоятельствам популярные для того времени песни. В сцене «Общежитие» комсомольцы задорно исполняют «По долинам и по взгорьям» и «Наш паровоз, вперед лети», что показывает их сплоченность, целеустремленность, и вместе с тем эти песни противопоставляются разухабистым мотивчикам и танцам Присыпкина, Баяна и мадам Ренессанс. Конечно, иногда бывает и так, что режиссер сознательно обращается к музыке, не соответствующей исторической конкретности, отраженной в пьесе. В спектакль «Как закалялась сталь» (Московский театр им. А. С. Пушкина) режиссер ввел песни наших дней, в том числе и популярную песню «На безымянной высоте», которую по ходу действия поет сам Корчагин. Стиль спектакля, его поэтический настрой позволил органично передать через современные песни мечты и надежды, весь пафос борьбы героев гражданской войны. Но не только эпоха должна быть отражена в подобранной музыке, важный фактор — социальная принадлежность героев пьесы, общество, которое показано в данном произведении. Герои пьесы «На дне» Горького и «Вишневого сада» Чехова близки по эпохе. Однако они принадлежат к разным общественным кругам. Музыкальный быт, сфера музыкальных вкусов и представлений рабочей окраины, городского мещанства, аристократии или деревенских жителей, конечно, были разными. Существенный отпечаток накладывает на музыку национальный колорит пьесы. Особенно важно это при Стр. 95 постановке на русской сцене пьес драматургов союзных республик. Музыкальное оформление комедии армянского драматурга А. Папаняна «Да, мир перевернулся!» в Ростовском драматическом театре сделано продуманно и со вкусом. На протяжении всего спектакля зрителя не покидает чувство, что он присутствует на истинно национальном представлении, и этому во многом способствует подобранная музыка. Проникновенно звучит песня известного армянского композитора Э. Оганесяна «Эребуния», как бы охватывающая все три действия спектакля. Прием подбора музыки на основе национальных особенностей драматургии распространен особенно широко. Поэтому не удивительно, что, например, в таких спектаклях, как «Час «пик» польского драматурга Е. Ста-винского или «Варшавский набат», «Варшавская мелодия», поставленных во многих театрах, звучит музыка из произведений Ф. Шопена. Как правило, музыка крупнейших композиторов всегда связана с национальным характером народа той страны, где жил и творил сам композитор. Наиболее выразительны эти особенности в музыке русских композиторов— Чайковского, Рахманинова, Глинки, Танеева, Бородина и других. Произведения многих зарубежных композиторов также отмечены национальными особенностями. Так, в симфониях Гайдна много мелодий, связанных с народной музыкой Венгрии и Австрии, а произведения Э. Грига рисуют незабываемые музыкальные картины суровой природы на родине автора. Поэтому такие широко известные пьесы норвежского драматурга Г. Ибсена, как «Пер Гюнт» и «Нора», обычно сопровождаются музыкой Грига. Органично включена музыка финского композитора Я. Сибелиуса в спектакль «Юстина», поставленный в ЦТСА по пьесе современной финской писательницы X. Вуолийок. Увертюра к этому спектаклю, построенная на основной теме «Грустного вальса» композитора, вводит в эмоциональную атмосферу жизни героев, убедительно передает национальный характер их образов. С основной темой вальса связаны и важнейшие лирические сцены. Музыка Сибелиуса заполняет паузы и немые сцены, ею начинается и завершается спектакль, но она не кажется навязчивой, неуместной. Если ставится спектакль, рассказывающий о жизни известного композитора, музыканта, то подбор музыки, Стр. 96 как правило, ведется на основе музыкальных произведений, непосредственно связанных с творчеством героя. В пьесе Я. Ивашкевича «Лето в Ноане», о которой уже говорилось, отображен один из периодов жизни замечательного польского композитора Ф. Шопена. И поэтому музыка самого композитора является одним из основных выразительных средств всего спектакля, поставленного на сцене Латвийского театра драмы. В спектакле «Легенда о Паганини» (Свердловский театр им. Ленинского комсомола) духовную-жизнь гениального музыканта, его нерасторжимое слияние с музыкой невозможно представить без произведений самого композитора. В спектакле введена также музыка Баха, органично слившаяся со всем музыкальным оформлением. Подобный пример дает и спектакль «Незримый друг» (Московский театр им. А. С. Пушкина), рассказывающий о дружбе П. И. Чайковского и Н. Ф. фон Мекк. В спектакле использованы фрагменты из Первого фортепианного концерта, музыка к опере «Евгений Онегин», а также отрывки из Четвертой симфонии композитора (как известно, эта симфония была посвящена фон Мекк). Грозная тема «судьбы» этого произведения сразу же вводит в атмосферу трагического разлада композитора с окружающей жизнью, о которой часто писал Чайковский в письмах к своему другу. Музыка, подобранная из других произведений композитора, как бы дополняет все то, что зритель узнает из лаконичных, сдержанных слов писем. Подобранная музыка может выйти за рамки национальных особенностей пьесы, если ее тема затрагивает широкие философские проблемы. Ярким примером тому могут служить трагедии Шекспира, в которые органично вошли симфонические произведения Листа или Чайковского. (Но и в этом случае в качестве бытовой, сюжетной музыки обычно используются национальные мелодии, песни.) Возможность таких сочетаний основана на общих чертах культуры, на сходстве образного строя и художественных масштабов. Однако подобный «симбиоз» имеет свои пределы. Ясно, что, скажем, между симфонией Калинникова и пьесами Мольера будет недопустимый разрыв в восприятии их национальных характеров. Стр. 97 Нередко подбор музыки определяется образами отдельных действующих лиц или группой персонажей пьесы. В спектакле «Не от мира сего» (Театр им. Вл. Маяковского) выведен один из персонажей — зубной врач, старик, привязанный к своему зубоврачебному кабинету, но в душе страстный путешественник. Чтобы подчеркнуть эту его увлеченность, режиссер выбрал песенку Ф. Шуберта «В путь» («Бежит на мельницу вода»), которую артист цедил в подходящих местах пьесы ^сквозь зубы. Исполняемая старческим голосом с большой искренностью, она действительно делала выразительнее этот образ. Несколько сложнее дело обстоит при подборе условной музыки, которая должна быть связана с образами и характерами действующих лиц. В этом случае можно руководствоваться лишь некоторыми общими решениями. Так, положительные образы выражаются в музыке красотой мелодии, богатством гармонии, разнообразием ритмов, прозрачностью инструментовки. При характеристике отрицательных образов, темных сил, иноземных врагов используются жесткие ритмы, мелодическая примитивность, визгливость и резкость тембров, что в сочетании со сценическими образами, атмосферой сцены воспринимается зрителем как внутренняя убогость, ничтожество, жестокость, бездушие и т. д. Характерным примером может служить музыкальный портрет бюрократа из Пятой балетной сюиты («Болт») Д. Шостаковича. Непоколебимый образ бюрократа характеризуют уверенно-тупые интонации фагота и отрывистые реплики тромбонов. Подбор музыки к спектаклю часто связан с необходимостью подчеркнуть и выразить в действии романтику, героику, чувство радости, юмор, печаль и т. д. В этом случае невозможно обойтись без богатого наследия классической и современной музыки. Следует добавить, что классическая музыка может вводиться в спектакли, не только исторически совпадающие по интонации и по своему строю с выбранным произведением, но и в постановки на современные темы. ...Звучат аккорды Первого фортепианного концерта Рахманинова, луч прожектора высвечивает комсомольский значок над сценой, и торжественно ввысь поднимается красный стяг. Так начинался спектакль Стр. 98 «Молодая гвардия» в Театре им. Вл. Маяковского. Вряд ли кто-нибудь, читая роман Фадеева, мыслил это произведение так, как «прочитал» его постановщик этого спектакля — Н. Охлопков. Патетика музыки Рахманинова оказалась сродни духу героической эпопеи краснодонцев. Исполняемая на двух роялях, стоящих на сцене совершенно открыто, и оркестром, музыка сопровождала все деиствия как его звучащая душа, символизируя силу духа, вечную славу героям-комсомольцам. При постановке горьковской «Матери» на сцене этого же театра режиссер снова обратился к музыке Рахманинова, использовав отрывки из его симфоний. Характерно, что музыка композитора по своему духу была органично связана с революционными песнями «Марсельеза», «Варшавянка» и др., включенными в ту и другую постановки. Следует отметить, что обращение режиссеров и музыкантов к творчеству С. Рахманинова при оформлении драматических спектаклей — явление довольно частое. Достаточно назвать такие спектакли, как «Дуэль» Б. Баяджиева (Московский театр им. А. С. Пушкина), «Разлом» Б. Лавренева (Театр им. М. Н. Ермоловой), уже упоминавшиеся ранее постановки пьес «Иванов» и «Васса Железнова», в которых использованы различные произведения композитора. Часто в современных спектаклях звучит и музыка Бетховена. Поэме Вл. Маяковского «Владимир Ильич Ленин», поставленной на сцене Тульского драматического театра, оказались созвучны могучие взлеты бетховенского симфонизма. Музыка позволила усилить в массовых сценах этого спектакля пафос большого революционного подъема. Вступление к «Эгмонту» Бетховена, предваряющее сценические эпизоды в квартире Маркса (спектакль «Дочь России» на сцене Псковского театра им. А. С. Пушкина), создало романтическую атмосферу в этих сценах. Музыка как бы помогла очистить действие от бытовых подробностей и придать ему поэтический смысл. Как и в классической музыке, так и в творчестве композиторов современности можно найти богатый материал для музыкального оформления различных по жанру и тематике спектаклей. Особенно часто режиссеры и музыканты обращаются к музыке Д. Шостаковича. И действительно, в его - Стр. 99 произведениях можно найти и лирические порывы, и поэтические мечтания, и юмор, и печаль. Музыка композитора— пульс важнейших событий прошлого и настоящего нашей страны. Достаточно упомянуть такие его крупнейшие программные произведения, как Пятая, Шестая, Седьмая, Девятая симфонии, фрагменты из которых неоднократно использовались при оформлении различных спектаклей: «Жизнь Галилея», «Павшие и живые», «Алые всадники», «Глоток свободы», «Два вечера в мае» и во многих других постановках. Многие из произведений Д. Шостаковича еще «не открыты» для драматического театра. Взять хотя бы его Одиннадцатую симфонию, озаглавленную автором «1905 год». Музыка этого произведения поражает беспримерной образной силой, конкретностью вызываемых ею представлений. При постановке пьесы о событиях 1905 года, о первой русской революции, необходимо внимательно познакомиться с этим произведением. Несомненно, что отдельные музыкальные темы этой симфонии помогут режиссеру донести до зрителя главную идею спектакля, о тех далеких днях пробуждения революционной сознательности русского пролетариата. Но иногда «увлеченность» одним композитором приводит к таким примерно диалогам между режиссером и музыкантом. - Вы любите Шостаковича? - Очень. - Вот посоветуйте, что у него взять для «Мещан»? - У Шостаковича? Для «Мещан»? - Да. Из его симфоний. Или фортепианных прелюдий и фуг. - А для чего и в какие места нужна вам музыка? - Я еще не знаю. Но надо непременно Шостаковича. Это я решил. Как говорят в таких случаях, комментарии излишни. При подборе всегда желательно, чтобы условная музыка принадлежала одному автору. Это тем более справедливо, если используется классическая музыка. Причем лучше брать не слишком известные сочинения. С особой осторожностью следует подходить к программным музыкальным произведениям, которые уже связаны в сознании зрителя с конкретной тематикой или литературными образами. Нельзя забывать, как уже - Стр. 100 говорилось, о самостоятельности такой музыки, в результате чего возможен отрыв музыкального образа от сценического. Если музыки одного композитора недостаточно, тогда берут произведения других композиторов, но обязательно близких по языку, чтобы избежать стилистической пестроты, что можно видеть в спектакле «Игрок» Достоевского, поставленного в одном из ленинградских театров. Драматическая прелюдия Скрябина, следующая непосредственно за вальсом Штрауса, должна, по мысли режиссера, передать страх и восторг Алексея Ивановича, выигравшего в рулетку целое состояние. Подобное сочетание музыкальных произведений производит странное впечатление на зрителя. Иногда за основу подбора музыки берут кульминационные моменты драматургического строения пьесы, а затем, исходя из выбранного для этой кульминации музыкального отрывка, подбирают по форме и содержанию остальные музыкальные номера. Особую сложность представляют подбор и компиляция музыки к спектаклю, лишенному выраженного внутреннею ритма с развертывающимся калейдоскопом событий. В этом случае перед музыкантом возникает задача отыскать совместно с режиссером ритм этого спектакля и закрепить его посредством музыки. Для этого часто музыкальное оформление строится на ведущих мотивах — лейтмотивах отдельных персонажей, отдельного акта или всего спектакля. Надо сразу оговориться, что прием введения лейтмотивов при подборе значительно сложнее осуществить, чем при создании композитором музыки специально к данному спектаклю. Обычно при подборе для этого используют какие либо вокальные произведения — песню, романс, балладу и т.д. В спектакле БДТ им. Горького «Сколько лет, сколько зим» на протяжении всего действия лейтмотивом звучит песня «На тебе сошелся клином белый свет», каждый раз подчеркивая главную мысль спектакля, что любовь — ценность непреходящая. Но неудачно подобранная в качестве лейтмотива, музыка может только помешать спектаклю. Имеет существенное значение и место ее включения в сценическое действие. Не вовремя введенный лейтмотив может стать назойливым, навязчивым, как, например, в спектакле «Мать своих детей», поставленном в свое время в одном Стр. 101 из ленинградских театров. Благородный образ матери на протяжении всего спектакля неизменно характеризовался напевом «Во субботу день ненастный» — даже в тот момент, когда она прощается с умирающим сыном — пограничником. Ничего, кроме недоумения, у зрителя это не вызывало. Подбор танцевальной музыки ведется обычно по предварительной договоренности с постановщиком танца. Как правило, эмоциональная сторона танца является определяющей при введении его в драматический спектакль. Вальс, например, не только передает ритмически плавные движения пар, но в то же время обязательно служит эмоциональной характеристикой сцены: светлая радость, бурная веселость, легкая грусть. Таким образом, выбор конкретной танцевальной музыки зависит от тех чувств и настроений героев, которые необходимо выразить в данной сцене. Достаточно часто в современных спектаклях используют западную танцевальную музыку. Современные танцевальные ритмы — твист, шейк, босанова и др.— очень динамичны, но вряд ли с помощью их можно выразить глубокие чувства, искреннее настроение. Поэтому так часто подобные танцы, введенные в спектакль, не совпадают с характерами действующих лиц или с образным строем всего спектакля. Если эти танцы оттеняют характер действующих лиц, создают необходимую сценическую атмосферу, то они имеют право на существование в спектакле. Нетерпима лишь слепая, бездумная погоня за модой. Это справедливо и при включении в спектакль эстрадных и джазовых шлягеров, нередко вводимых в спектакль лишь только для того, чтобы «осовременить» действие на сцене. Умело подобранная джазовая музыка может в отдельных спектаклях нести важную смысловую и эмоциональную нагрузку, как, например, в спектакле Московского театра Сатиры «Мой дом — моя крепость» современного драматурга Джеймса Купера, обличающего нравы сегодняшней Америки. Если в начале этого спектакля звучит спокойная джазовая мелодия, то в кульминационный момент (сцена убийства Джека Фостера) и в финале спектакля исступленно бездумный жуткий ритм ударных подчеркивает жестокую действительность повседневной жизни американцев. Зритель уходит со спектакля подавленным, и при этом определенную эмоциональную Стр. 102 нагрузку несет именно удачно подобранная джазовая музыка. То же можно сказать и про спектакль «Обманщики» (Московский театр им. Н. В. Гоголя), показавший жизнь современной парижской молодежи. Органично включенные в спектакль современные популярные танцевальные ритмы позволили режиссеру более действенно и образно донести до зрителя внутреннее состояние сегодняшней молодежи Запада, атмосферу, в которой они живут. Мы рассмотрели лишь самые основные факторы, определяющие в той или иной степени подбор музыки при оформлении спектакля. Но, естественно, нельзя эти факторы рассматривать изолированно один от другого и вне драматургического материала. Дальнейшая работа с подобранной музыкой и ее включение в сценическое действие происходит на репетициях. В заключение напомним, что обязательным условием плодотворной работы над музыкой к спектаклю является регулярное прослушивание как классического музыкального наследия, так и всех новых произведений крупных и малых форм. В процессе этой работы следует постоянно вести список прослушанных произведений, критически осмысливая каждое из них и делая специальные отметки о характерных их особенностях и возможных случаях использования этих произведений при музыкальном оформлении спектаклей. Записи о прослушанных музыкальных произведениях удобно вести по рубрикам, как, например, драматические, лирика, природа, героическая эпопея, юмор, вальсы, цыганские романсы и т. д. Подобная рубрикация музыкальных произведений может варьироваться до бесконечности, причем одно и то же музыкальное произведение или отрывок может быть включен в различные рубрики. - Такая систематическая работа позволит накапливать необходимые музыкальные впечатления, а списки могут служить хорошим подспорьем при работе над оформлением. Однако они ни в коем случае не должны заменять творческих поисков нового музыкального материала в каждом конкретном случае, иначе это может повлечь к определенному штампу, однотипности оформления самых различных спектаклей. Стр. 103 ЗВУКОВЫЕ ЭФФЕКТЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОФОРМЛЕНИИ СПЕКТАКЛЯ Работая над музыкальным оформлением спектакля, режиссер нередко решает разнообразные задачи по созг данию звуковых эффектов и органическому включению их в сценическое действие. Все многообразие звуковых эффектов, встречающихся в практике оформления драматической постановки, можно свести к следующим основным видам: эффект панорамирования звука; эффект имитирования; эффект унисонного звучания; эффект реверберации; эффект звуковой перспективы. ПАНОРАМИРОВАНИЕ ЗВУКА Эффект панорамирования звука заключается в том, что тем или иным способом создается иллюзия перемещения источника звука по сцене или зрительному залу во время сценического действия. В зависимости от наличия громкоговорителей, установленных в зрительном зале и на сцене, эффект панорамирования звука может быть получен с большей или меньшей иллюзией. Техника получения такого эффекта сравнительно проста — группы выбранных громкоговорителей коммутируются на микшерное устройство таким образом, чтобы при последовательном введении каждого регулятора сигнал с магнитофона с определенным уровнем поступал на те или иные громкоговорители. Наиболее часто панорамирование проводится как один из технологических приемов музыкального сопровождения спектакля. Так, например, если перед началом спектакля в зрительном зале звучит музыкальное вступление, то с открытием занавеса музыку плавно переводят в глубину сцены, тем самым давая возможность зрителю услышать первые реплики актеров. Или если картина или акт заканчивается музыкой, звучащей с арьера сцены, то с закрытием занавеса ее переводят в зрительный зал. Однако наиболее часто панорамирование звука проводится как один из художественных приемов Стр. 104 оформления спектакля. В этом случае этот эффект помогает создать на сцене необходимую атмосферу действия, максимально приближающуюся к реальной действительности. Характерным примером этому может служить спектакль «Артем» (Театр им. Евг. Вахтангова), где в одной из сцен шум демонстрации студентов, распевающих «Марсельезу», возникает в глубине сцены, затем голоса начинают громко звучать с портальных громкоговорителей, звук панорамируется в зрительный зал, где в глубине медленно замирают слова «Беснуйтесь, тираны». Этот эффект может быть использован в спектакле и без всякой связи с его сюжетом, особенно в сценах, где обычных выразительных средств актерской игры оказывается недостаточно. Интересным примером этому может служить спектакль «На балу удачи» (Московский драматический театр на М. Бронной), рассказывающий о жизненном пути известной французской певицы Эдит Пиаф. В одной из сцен этого спектакля надо было как-то передать сильное душевное потрясение героини, получившей сообщение о гибели близкого человека. После долгих поисков сцена была решена как своеобразная звуковая галлюцинация, возникающая в сознании героини. Эдит в прострации стоит на просцениуме, отдельные музыкальные фразы, обрывки популярных мотивов и куплетов из ее песен, перекрываемые мощным звучанием органа, волнами накатываются на нее из глубины сцены и уходят в сторону зрительного зала. Затем какофония звуков возвращается, и в тот момент, когда эта беспорядочная музыка проносится над героиней, она звучит с максимальной силой, заставляя Эдит съеживаться от возникающих видений. Так с помощью звукового эффекта оказалось возможным воплотить на сцене замысел режиссера. ЭФФЕКТ ИМИТИРОВАНИЯ Во многих спектаклях актеру по ходу сценического действия приходится играть на том или ином музыкальном инструменте. Однако далеко не каждый актер может достаточно профессионально владеть им. И тогда прибегают к эффекту имитирования. Актер на сцене делает вид, что играет на инструменте, а за кулисами или ширмой музыкальное произведение исполняет - Стр. 105 профессиональный музыкант. Нередко для подобного случая используют магнитную фонограмму с записью «игры» исполнителя. Выбор того или иного способа имитирования зависит от характера сценического действия. В одном случае оправданным будет приглашение музыканта, так как он более чутко может следовать за действием актера, «играющего» на музыкальном инструменте. В другом — целесообразнее применить фонограмму, так как это позволяет упростить процесс организации подобного эффекта и более точно локализовать «звучащий» инструмент, размещая громкоговоритель поблизости* от актера. С помощью фонограммы стало возможным имитировать пение актера, что в прежние времена было трудно осуществить. Теперь любой драматический актер может высокопрофессионально «исполнять» в спектакле самые сложные вокальные произведения. В спектакле «Что делать?» (Московский театр драмы и комедии на Таганке) на сцене бутафорский рояль, исполнительница роли Веры Павловны садится за инструмент и начинает играть — за кулисами в это время звучит настоящий рояль. В нужный момент на сильную долю звучания музыки включают фонограмму арии из «Риголетто»— Вера Павловна громко «поет», продолжая сама себе «аккомпанировать». Конечно, потребовались многочисленные репетиции, определенные усилия, чтобы трио — концертмейстер за кулисами, звукорежиссер в аппаратной и актриса — на сцене действовало синхронно. С помощью фонограммы можно имитировать и хоровое пение. Во втором акте спектакля «У времени в плену» (Московский театр Сатиры) один из героев этой пьесы Ваня Коммунист, выйдя на авансцену и обращаясь к потомкам, которые собрались в зрительном зале, поет революционную песню. Эту песню «подхватывают» военные моряки нашего поколения, стоящие как бы в почетном карауле по бокам авансцены, фонограмма их пения воспроизводится с порталов зрительного зала, создавая полную иллюзию массового хорового исполнения. В зависимости от стиля спектакля, его режиссерской трактовки, от художественного эффекта, который хотят получить, иногда используют запись пения самого актера, воспроизводя ее именно в том месте, где размещается исполнитель. Или для записи пения приглашают профессионального певца. Стр. 106 В отдельных случаях эффект имитирования может стать неотъемлемым и даже важнейшим компонентом спектакля. На протяжении всего спектакля «Сверчок» в постановке Театра им. Моссовета звучат современные танцевальные ритмы и польские песенки, которые поют по ходу действия варшавские студенты бюро добрых услуг «Сверчок». Для имитации пения актеров были подобраны популярные вокальные произведения, напетые на грампластинки известными польскими эстрадными певцами. Особенно «виртуозно» отработаны актерами концертные номера в музыкальном антракте этого спектакля. Выступая перед микрофоном, актеры для полноты иллюзии тщательно соблюдают не только все артикуляционные особенности польской речи, но и все условности концертного выступления. Так, «певица» в длинном вечернем платье по ходу своего выступления заглядывает в маленькую книжечку: не забыть бы слова. Другой актер, «исполняющий» на польском языке популярную песенку «Бабушка, научи меня танцевать чарльстон», лихо отплясывает этот танец при музыкальном проигрыше. Но в тот момент, когда с фонограммы должно прозвучать начало нового куплета, актер быстро возвращается к микрофону, чтобы «петь». Другую популярную песенку «Батуми» из репертуара польского вокального ансамбля «Филлипинки» исполняет женский квартет, точно следуя за всеми интонационными особенностями звучания фонограммы. Данный прием имитирования широко применяют в популярной телевизионной передаче «Кабачок «13 стульев». УНИСОННОЕ ЗВУЧАНИЕ Данный эффект заключается в том, что при музыкальном сопровождении спектакля одновременно со звучанием театрального оркестра воспроизводится фонограмма этого же музыкального произведения. Как бы качественно ни была записана фонограмма, как бы искусно она ни вводилась в сценическое действие, все же налет некой механичности в ее звучании всегда ощущается. С другой стороны, малочисленный состав театрального оркестра, размещенный в оркестровой яме или даже Стр. 107 за кулисами, не в состоянии создать необходимое эмоциональное звучание музыкального произведения. Таким образом, «живой» оркестр вносит в исполнение эффект, присутствия, непосредственность, подчеркивает нюансы звучания, которые часто пропадают в записи, а фонограмма может звучать со всех точек зрительного зала и сцены с мощью, недоступной театральному оркестру. Кроме того, что не менее важно, исполнительское качество звучания фонограммы может быть существенно выше звучания театрального оркестра. Во-первых, за счет возможности увеличения при записи числа исполнителей, особенно струнной группы, во-вторых; всегда можно записать несколько вариантов данного произведения, выбрав наилучший. Таким образом, фонограмма может в какой-то степени «заретушировать» слабые стороны исполнительской техники театрального оркестра. Прием унисонного звучания используется не часто, но он прочно вошел в арсенал выразительных средств музыкального оформления спектакля. В зале темно, сцена слабо освещена свечами, тускло поблескивают зеркала на сцене, чуть светится оркестровая яма. Но вот неожиданно над ней взметнулась фигура дирижера, он взмахнул палочкой, и полились звуки замечательного вальса Хачатуряна. Звуки музыки ширятся, постепенно переливаясь из оркестровой ямы и заполняя собой весь зрительный зал и всю сцену. Дирижер в упоении руководит гигантским оркестром, предваряя трагедию Нины и Арбенина. Так начинается одна из сцен спектакля «Маскарад» в Театре им. Моссовета. И в последующих сценах спектакля музыка оркестра и фонограмма звучат одновременно, помогая создать необходимую для действия Лермонтовкой драмы атмосферу. Для того чтобы оркестр во время исполнения не смог случайно разойтись в звучании с фонограммой, рядом с ним размещают громкоговоритель, через который воспроизводят музыкальную программу. Эффект совместного з
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 3257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.121.234 (0.018 с.) |