Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые общие функции театральной музыки

Поиск

При рассмотрении особенностей сюжетной и условной музыки в каждом случае указывалось только на одну из основных ее функций. Чаще всего, однако, роль любой музыки многозначна. Выражая, например, переживания героя, музыка может в то же время эмоционально пред­восхищать последующий этап действия: воплощая идею спектакля, она одновременно может характеризовать героя или ситуацию и т. п.

Можно наметить некоторые общие функции, которые присущи как сюжетной, так и условной музыке, то есть театральной музыке вообще.

Стр. 37

Одна из общих функций музыки в спектакле — иллю­стративность. Под иллюстративностью понимают прямую связь музыки со сценическим действием: персонаж получил радостное известие, напевает веселую песенку или танцует под звуки радиоприемника; драматически звучащая музыка выражает драматическую ситуацию на сцене и т. п. Примеры подобного использования музыки можно встретить почти в каждом спектакле.

Однако следует заметить, что степень художественной выразительности музыки в этом случае во многом зави­сит от места включения и от самой музыки, в конечном счете от художественного вкуса, творческого чутья ре­жиссера, композитора, звукорежиссера, организующих музыкальное оформление спектакля. Разговор влюблен­ных на фоне музыки (которая иллюстрирует ситуацию) может иметь иной характер, чем если бы он проходил без этой музыки. В данном эпизоде все будет зависеть от многих, порой «неуловимых» деталей. Как известно, творчество от штампа, ремесленничества отделяет маги­ческое «чуть-чуть».

Таким образом, музыкальная иллюстративность при творческом решении вопроса может помочь зрителю пол­нее прочувствовать сценическое действие, дополнить и разнообразить впечатления от видимого на сцене.

Как известно, наиболее драматургический принцип, свойственный всем видам искусства, состоит в использо­вании контрастных, полярных сопоставлений: света и тени, форте и пиано, взлета и падения, напряжения, стремительности действия и задержки его.

Контрастный принцип художественного оформления, в том числе и музыкального, получил в драматическом театре самое широкое распространение.

Применение музыки по принципу контраста заклю­чается в движении ее по внутренней, скрытой линии под­текста, линии психологического содержания сцены. Использование контрастирующей музыки наиболее ост­рый и сильный прием включения ее в действие, музыка в этом качестве способна показать самую «суть вещей».

В одном случае музыка может идти как бы вразрез с внешним действием, как, например, в спектакле «Ги­бель эскадры» (Ленинградский Большой драматический театр им. М. Горького), где в последней сцене матросы покидают свой боевой корабль под ликующую музыку, что делает восприятие зрителем этого трагического

Стр. 38

момента наиболее эмоционально сильным. В пьесе Тренева «Любовь Яровая» контрастный музыкальный фон под­черкивает атмосферу действия во время диалога Малинина и Ярового о прорыве Красной Армией фронта белых. Белые обречены на гибель, часы их сочтены, а беззабот­ный, легкий вальс, звучащий за сценой, создает иллюзию покоя и веселья. В другом случае музыка может контра­стировать с настроением отдельного персонажа или груп­пы действующих лиц.

В спектакле «Горе от ума» А. С. Грибоедова оживлен­ная танцевальная музыка 3-го акта выразительно под­черкивает страстный монолог Чацкого. В спектакле «Идиот» (БДТ им. Горького) имеется музыкальная тема, которая создает вокруг Мышкина атмосферу острого драматического напряжения. Сцена была бы не столь выразительной, если бы актер «играл» под музыку, изо­бражая тревогу, предчувствие беды. И наконец, всем известный финал спектакля «Три сестры», когда сестры провожают уходящий из города полк, прощаются со сво­ими мечтами, а в это время звучит ликующий марш пол­кового оркестра.

Музыка может контрастировать и с оформлением, как это имеет место в уже упоминавшемся спектакле «Без вести пропавшие». На сером расплывчатом фоне тень колючей проволоки фашистского лагеря смерти, где-то в глубине сцены раздаются короткие автоматные очере­ди, а в зале плывет беззаботная мелодия вальса Штрауса.

Для контрапункта обычно используется условная музыка, но иногда и сюжетная может выступать в этой функции. Так, контраст с действием может выражаться через песню, которую исполняет герой. Именно так му­зыкально решена сцена смерти Глобы в спектакле К. Си­монова «Русские люди». Вот как объясняет сам автор введение старинной шуточной русской песни «Соловей, соловей, пташечка» в эту сцену: «Это старая солдатская озорная песня. Ее пели еще при Суворове, ее пели в ми­ровую войну, Глоба поет эту песню потому, что он любит жизнь, эта песня перед смертью, по-моему, есть жизнеутверждение, сила жизни, в то время как что-то другое, более серьезное, торжественно пропетое перед смертью, звучало бы, по-моему, похоронным маршем»,

Прямая и контрастная зависимость — это, так ска­зать, крайне противоположные пределы. Музыка может

Стр. 39

быть и не иллюстративной, и не явно контрастной. Такое ее соотношение с действием, которое можно назвать «ассоциативным», нередко оказывается наиболее плодо­творным. Не совпадая прямо с характером действия, музыка может раскрыть его скрытые стороны, и в этом случае она требует от зрителя ассоциативного домысли­вания и обобщения, а значит, усиливает его внимание и соучастие в происходящем. Роль обобщения — еще одна общая роль музыки в спектакле.

Музыка, обладая в принципе гораздо большими обоб­щающими возможностями, чем сценическое действие и даже словесная речь, способна ярче и полнее выявить и донести главную мысль, основную эмоцию действия и тем самым помочь зрителю глубже осмыслить происхо­дящее на сцене.

Придавая частному, единичному явлению общее зна­чение, музыка способна осуществить идейно-эмоциональ­ное обобщение не только отдельной сцены, но часто и всего спектакля. Особенно ярко это проявляется в фи­нальных сценах, в которых звучание оркестра или песни как бы «подытоживает», эмоционально обобщает собы­тия, основную идею произведения.

В роли обобщения обычно выступает условная музы­ка, так как она более свободна и самостоятельна и пото­му обладает, как правило, большими возможностями в смысле обобщения и ассоциации, чем сюжетная.

Можно сослаться на пример постановки пьесы Ост­ровского «Снегурочка» в Малом театре с музыкой Чай­ковского, в МХАТс с музыкой Гречанинова. В данном случае различный творческий подход постановщика и композитора к музыке влиял на восприятие зрителем всего спектакля в целом.

И в настоящее время можно назвать немало пьес, идущих в различных театрах, в музыкальной трактовке которых ярко выражается творческая индивидуальность постановщика. Так, в Театре им. Моссовета и в Москов­ском драматическом театре им. А. С. Пушкина поставле­на пьеса М. Баяджиева «Дуэль». В Театре им. Моссовета спектакль идет в сопровождении музыки из произведений Таривердиева, органично сочетающейся с идейной на­правленностью пьесы; в Театре им. А. С. Пушкина на протяжении всего спектакля звучит популярная мелодия «Мекки-Мессер» из «Трехгрошовой оперы» Брехта. Не вдаваясь в критический анализ художественной

Стр. 40

целесообразности включения данного произведения в спектакль, скажем лишь, что образы героев, их чувства, поступки, все сценическое действие «окрашено» этой музыкой со­вершенно в другой цвет, чем в Театре им. Моссовета.

Музыке принадлежит важная роль как темпо-ритмическому фактору сценического действия. Особенно ярко это проявляется при сопровождении сцен, имеющих чет­ко выраженный ритм сценического движения: походы, марши, танцевальные номера. В другом случае музыка выявляет не столько ритмические свойства движения, сколько усиливает динамическую напряженность данной сцены.

Можно сказать, что в подавляющем случае вся музыка, так или иначе связана с темпом и ритмом или дан­ного действия, или всего спектакля в целом.

Ритмически организуя действие, музыка может под­черкнуть эмоциональное состояние действующих лиц, драматургически усиливая сцену. Редкий по наглядности пример этому дает одна из сцен спектакля «Гамлет» (Театр им. Вл. Маяковского).

...В королевский дворец из ворот в глубине сцены врывается разъяренная толпа. Немедленно сверху опус­кается решетка во все зеркало сцены, на которую с ходу, точно морской вал, налетают люди. Король оказывается по эту сторону на первом плане. Тотчас за решеткой появляется только что вернувшийся из Англии Лаэрт, сын убитого Полония, и обращается с гневными словами к королю. Они ведут острейший диалог.

Музыка здесь «работает» так: непрерывно звучит тревожное тремоло литавр. На их фоне каждая короткая реплика короля и Лаэрта подхлестывается резким, как удар бича, аккордом оркестра. Аккорды как бы подни­маются по крутой лестнице ступень за ступенью, усили­вая напряжение. И когда к концу подъема они оказы­ваются «на вершине», врывается мощная драматическая музыкальная тема — голоса труб и тромбонов, поддер­жанные всем оркестром. Потом звучность неожиданно падает, и начинается новый крутой подъем. Музыка дает этой сцене почти скульптурную четкость и выпуклость.

Музыка в этой функции может ритмически организо­вывать и придавать эмоциональную окраску не только действиям персонажей на сцене, но и движению неоду­шевленных предметов: автомашин, поездов и пр., а так­же животных, сочетаясь с звучанием соответствующих

Стр.41

шумов или же «изображая» их с помощью выразитель­ных средств самой музыки.

Примеры этому можно встретить во многих спектак­лях. Так, в сцене погони в спектакле «Материнское поле» (Тульский театр им. А. М. Горького) зритель видит и стремительный бег коня, и тревогу, и опасность погони благодаря точно найденному ритмическому построению музыки, сопровождающей эту сцену.

Разбирая вопрос об общих функциях музыки в спек­такле, следует вернуться к понятию лейттема, лейтмотив.

Обычно связь между определенными персонажами или определенной ситуацией и сопровождающим их музыкальным мотивом устанавливается с момента появ­ления данного персонажа или возникновения данной си­туации. Так режиссер вызывает определенные, жела­тельные для него ассоциации зрителя. Каждое последую­щее повторение такого мотива, пусть даже в измененном виде, закрепляет эту связь и усиливает у зрителя чувство образного «смысла» данного мотива. Причем характер изменения мелодии (тональное, ритмическое, тембровое) выражает изменения настроения, поведения персонажей или смену ситуации.

Таким образом, можно сказать, что музыка в этих случаях выступает в лейтобразной функции. В этой функ­ции может выступать как сюжетная музыка, так и ус­ловная.

В комедии Островского «Доходное место» Полина, скучая, напевает песню Гурилева «Матушка-голубушка». В начале акта в песне звучит задумчивость, грусть, одиночество человека, не знающего, куда себя девать. По­является сестра Полины, Юлия, и уходит, оставив ей в подарок шляпку. Обрадованная подарком, молодая женщина, стоя перед зеркалом и примеряя шляпку, бес­сознательно напевает ту же песенку в более быстром темпе, кокетливо поворачиваясь. Теперь песенка звучит совсем иначе.

В приведенном примере музыкальная тема следует за действующим лицом, и каждый раз звучание ее меняется в зависимости от происходящих событий и соответствую­щей перемены настроения у действующего лица.

Так, сюжетная музыка в этой функции может допол­нить характеристику образа в его развитии.

В спектакле «Шторм», поставленном Театром им. Моссовета, лейтмотивом всего спектакля явилась

Стр. 42

мелодия песни гражданской войны «Смело мы в бой пойдем». Прозвучав в увертюре, эта тема проходит через весь спектакль, ее исполняет самодеятельный оркестрик, участвующий в сцене «Субботник», мелодия слышна, сквозь грохот боя и топот казацкой сотни, ее исполняют на рояле, который открыто стоит на сцене, эта же мелодия торжественно звучит в финале.

Здесь лейтмотив как бы идейно цементирует спектакль.

В спектакле может быть не один лейтмотив, а несколько, важно, чтобы их неоднократное появление и преобразование помогали выделить главные линии действия. Именно лейтмотив позволяет соединить прерывную театральную музыку в единое композиционное целое.

И наконец, следует отметить, что любая музыка, включенная в спектакль, несомненно, выражает авторское отношение (драматурга, режиссера, композитора) к отдельному персонажу, группе персонажей, к сценическому действию, с которым эта музыка связана. Например, режиссер через музыку может то негодовать, то скорбеть о своем герое, то радоваться за него, то переживать вме­сте с ним, то проявлять к нему ироническое отношение.

В заключение необходимо отметить, что как частные, так и общие функции музыки в спектакле могут наслаи­ваться, изменяться, сочетаться, переходить из одной в другую, и в каждом конкретном случае это происходит по законам драматургического развития данного спек­такля.

Стр.43




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 741; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.145 (0.011 с.)