Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Три исторические формы бытия музыкиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Синкретическая форма Первую форму можно считать синкретической, имея в виду слитность не только искусства и быта, не только средств, позднее отошедших к разным видам искусства, но и особую временную слитность звеньев самого процесса. В музыке на ранней стадии ее исторического развития музыкальная идея, ее воплощение в звуках и восприятие подчинялись, если можно так сказать, принципу триединства времени, пространства и действия. В пении, в жанрах, связанных с музыкально интонируемым словом, музыкальная идея, хранимый в памяти напев или спонтанно возникший в воображении интонационный ход тут же воспроизводились голосом и сразу воспринимались. Пение действительно характеризуется особо тесной связью звучания и его восприятия. Гортань певца находится рядом с органами его слуха, инструмент звуковоспроизведения не отделен еще от воспринимающего устройства. Поющий слышит себя и извне, и изнутри. Если рядом с поющим оказываются другие слушатели, то, конечно, возникает более заметная физическая разделенность звеньев, однако – и это следует подчеркнуть – не во времени, а пока лишь в пространстве, да и то ограниченном физическими пределами слышимости. Какую же роль играла в этом техника? В современном понимании ее там, конечно, не было. Это был длительный этап рождения и совершенствования музыкальных инструментов, началом которого послужило специфическое использование самой природой данных источников звука – голоса, пустотелых стеблей растений и т.п. Старинные музыкальные инструменты, конечно, уже осознавались как техническое подспорье. Но воспринимались как нечто неразрывно связанное с человеком, играющим на них. И уподоблялись голосу, как бы вынесенному вовне. Принцип слитности, синхронического параллелизма звукового процесса, участниками которого были человек – носитель звукового представления, человек поющий или играющий и человек слушающий, не нарушался и здесь. Даже природные звуки, если они напоминали музыку, интуитивно расценивались как выражение чудесного триединства. Тут действовал первобытный психологический феномен одушевления атмосферных, водных, лесных звучаний. За шумом ветра, водопада, костра мнилась живая воля – некий изначальный творец, руководящий голосом или невидимым инструментом и адресующий послание внимательному слуху.
В первичной форме была уже, конечно, заложена возвысившая свое значение на следующих стадиях развития музыки триада «творец – исполнитель – адресат». Однако на этапе синкретического единства она находилась за рамками осознания. Амплуа автора, исполнителя и слушателя пока еще вообще не выделялись, не мыслились как нечто самостоятельное. Конечно, создатель музыки и тут существовал – и современными исследователями может быть назван: народ, коллективное творчество, аноним, а фольклористы, этнографы, писатели вполне могли непосредственно наблюдать процесс рождения музыкального творения1. Но в конкретных актах коммуникации творец находился за кадром, не расценивался и даже не осознавался как ее начальное звено, как участник общения. Размытый характер акта сочинения, его 1 М. Горький, например, описывает этот процесс в своем рассказе «Как сложили песню» // Горький М. Собр. соч. Т. 8. М., 1961. С. 238–241. элиминированность, а также «хронотопическое» единство звуковой реализации и восприятия – характерная черта первичной формы. Синхронизм творения, воплощения и восприятия является основным конституирующим принципом первой формы бытия музыки, а элементарная (на первых порах полуприродная) техника звуковоспроизведения и в пении, и в игре на музыкальных инструментах даже и не могла бы обеспечивать каких-либо временных разрывов между звеньями коммуникационного процесса, напротив – она способствовала его слитности. Жанр как эстетический феномен Но вот к продолжающему совершенствоваться музыкальному инструментарию подключается принципиально новый вид техники – нотная запись. И положение вещей кардинально меняется. Развертывается во всей полноте, если не только что рождается, вторая форма бытия музыки. Только теперь она встает на прочный фундамент мнемотехники. Акт творения отныне может быть отодвинут от звуковой реализации музыки, причем практически на любой значительный промежуток времени, что и является одним из характерных, отличительных признаков этой формы. Преподносимые жанры, предполагающие высокое мастерство исполнителя, не могли бы и получить широкого распространения и развития без профессиональной специализации музыканта, без отделения композитора от исполнителя, без обеспечения музыкантов техникой нотной фиксации музыкальных произведений.
Конечно, есть и другие материально-технические факторы, отличающие вторую форму бытия от первой. Таково отношение к коммуникационному пространству исполнения. Пространственно определенные условия функционирования жанров – неустранимая для любой музыки характеристика. В самом деле, ведь трудно даже представить себе звучание музыки вне какого-либо совершенно конкретного пространства, будь то зал, комната, поле, каюта корабля и т.п. Между тем кардинальным различием обиходных и преподносимых жанров является как раз принципиально разное отношение к пространственной составляющей жанра. В первых вариации пространственных условий значительно разнообразнее и весомее. •Соната же и симфония предназначены для исполнения в концертном зале, причем камерная музыка естественнее звучит в малых залах, а симфоническая в больших, однако эти различия как бы выносятся за скобки как нечто в высшей степени типизированное и подразумеваемое. В рамках этой формы бытия возникает публика как выстроенный из индивидуумов особый воспринимающий организм-социум. Характер его может варьироваться в широких пределах (концертная публика, салонная, эстрадная, конкурсная, оперная и т.д.), но во всех случаях действует фактор единства и единения. Безусловно, первая и вторая формы не только сосуществуют, но и проникают друг в друга. Так, музыка обиходных жанров может быть перенесена в концертный зал, и поскольку руку к ней прикладывает профессионал, она уже переходит в разряд вторичных жанров. Если в музыке прикладного характера жанр выступает как канон, обеспечивающий воссоздание согласной с традициями ситуации, то здесь он уже оказывается эстетическим феноменом. Собственно говоря, жанр только тогда становится эстетической категорией и осознается как таковой, когда начинает выполнять художественные, музыкально-смысловые функции. Особое место занимает в преподносимых жанрах профессиональная импровизация, в процессе которой музыкант выступает перед публикой сразу и как автор, и как исполнитель. В ней демонстрируется, афишируется или, на худой конец, имитируется синхронизм актов творения и воплощения его в звуках, т.е. то, что характерно как раз для первичной формы бытия музыки. Для концертной публики в импровизации как бы нет разрыва между актами создания и исполнения, хотя, конечно, ей известно, что музыкант может заранее готовиться к выступлению и даже для памяти фиксировать в нотах домашние заготовки будущего экспромта. Спонтанность, являющаяся естественным, само собой разумеющимся и потому не акцентируемым свойством музицирования в обиходных жанрах, здесь, напротив, помещается в эстетический центр внимания. Все это так. Однако, подчиняясь художественным требованиям концертных жанров, импровизация вместе с тем оказывается в рамках вторичной формы все-таки исключением, а точнее – вторжением первичной формы во вторичную. И как исключение лишь подтверждает главный принцип: для преподносимой музыки характерен временной разрыв между первым и вторым звеньями коммуникационной цепочки, и он технически обеспечивается доведенной до высокого уровня совершенства нотной письменностью.
Конечно, в том, что касается эстетической функции музыки, резкой границы между обиходными и преподносимыми жанрами провести невозможно. Неверно было бы утверждать, что она является исключительной прерогативой последних. Нет, и в рамках первой формы бытия музыки возможно усиление эстетического начала. Оно обычно происходит тогда, когда музыкальный компонент жанрового комплекса отрывается от типичного для данного жанра ситуационного контекста: когда музыка свадебного обряда, носящая явно прикладной характер, воспроизводится вне обряда; когда, например, пожилая женщина, уступая просьбам участников фольклорной экспедиции, вспоминает мелодию девичьей хороводной песни как свою молодость; когда девочка-подросток, подражая своей матери, поет колыбельную кукле; когда к звучащей в данный момент музыке у стороннего слушателя примешиваются воспоминания о связанном с нею далеком прошлом. В «Пиковой даме» П.И. Чайковского графиня вспоминает молодость, напевая вполголоса песенку из времен Гретри. В опере «Евгений Онегин» композитор воспроизводит жанровую ситуацию в дуэте и квартете из первого действия. Татьяна и Ольга поют («Слыхали ль вы за рощей глас ночной певца любви, певца моей печали»). Ларина, обращаясь к няне, говорит: «Они поют, и я певала в давно прошедшие года, ты помнишь ли, и я певала!»; «Вы были молоды тогда!» – отвечает ей няня. В ореоле воспоминаний осуществляется эстетическое возвышение прикладной музыки. Но в полную меру жанр как собственно художественная категория стал проявлять себя лишь в композиторском творчестве, в деятельности профессионалов-музыкантов, т.е. в рамках второй формы бытия музыки. Ведь именно в связи с профессиональной музыкой и возникло понятие вторичных жанров, о котором уже говорилось при рассмотрении жанровой типологии В.А. Цуккермана. Итак, важнейшим признаком второй формы является выдвижение эстетической функции на передний план. Но упраздняются ли при этом прикладные функции? Да, если под ними понимать только связь с бытовым жизненным контекстом. И именно в этом смысле часто музыку, преподносимую слушателям в концертном зале, называют чистой или абсолютной. Во вторичных жанрах она освобождается от реального бытового контекста, переводя его элементы в идеальный план художественно возвышенных ассоциаций. Формы контекста как условия бытия превращаются в предмет эстетического
отображения. Так дело обстоит во вторичных жанрах, сохраняющих обычно даже имя своих прикладных прототипов. Но ведь не только их охватывает вторая форма бытия. Чаще всего к автономной, абсолютной музыке причисляют такие жанры преподносимой музыки, как симфония, соната, квартет, увертюра, инструментальные произведения, не имеющие программы и близкого к программе конкретного названия. В классификации О.В. Соколова, который как раз и берет за ее основу связь музыки с внемузыкальными компонентами или ее отсутствие, эти жанры попадают в раздел автономной музыки. Действительно, музыка в них, по сравнению с маршем, полькой, застольной песней и другими обиходными жанрами, оказывается свободной от связей и со словом, и со средствами других искусств, и с бытовым контекстом. И тут можно было бы провести границу, разделяющую два принципиально разных типа. Но такой ход рассуждений наталкивается с точки зрения здравого смысла на некоторые препятствия. Во-первых, далеко не всегда бывает легко отделить программную симфонию от непрограммной. И даже если это оказывается возможным, странно выглядит отнесение, например, Первой, Второй и Четвертой симфоний Бетховена к одному типу (а не разновидности), а Третьей и Пятой к другому – принципиально отличному от первого! Ведь все-таки все девять симфоний венского классика образуют единую жанровую совокупность. Во-вторых, неясно, как быть с включением в те же непрограммные симфонии музыкальных тем и даже целых частей, явно напоминающих те или иные бытовые жанры (менуэт, вальс, траурный марш и т.п.) и вызывающих внемузыкальные ассоциации, восходящие к первичным жанровым ситуациям и жизненным контекстам. Да, музыка в симфонии предстает как бы в чистом виде, не соединяется с реальным танцем и сценическими действиями, с пением (хотя далеко не всегда). Но ведь даже в самой «чистой» симфонии слушатель внимает не только ее звучанию, но и жестам дирижера, и двигательной динамике игрового процесса, осуществляемого на сцене оркестровым коллективом. Как красочно описал эту картину австрийский писатель А. Польгар в новелле «Взгляд на оркестр сверху»1! А уж если говорить об активности слушательской фантазии, 1 См.: Австрийская новелла XX века. М., 1981. о самых разнообразных предметных, смысловых, эмоциональных ассоциациях, да и о собственно музыкальных аналогиях («эта тема похожа на колыбельную, а та, другая, на торжественный гимн» и т.п.) и сравнениях, за которыми стоят образы обиходных жанров, в том числе прикладных, бытовых, – если учесть и всю эту добавку, пусть она будет даже очень индивидуальной у каждого слушателя и совпадения будут обнаруживаться лишь в каких-то наиболее общих моментах, то как можно отделить чистое от не чистого! Таким образом, мы сталкиваемся с парадоксом: понятие «чистой музыки» существует в культуре, но не в реальных жанрах, а в абстракции, развитию которой способствовала та же техника нотной письменности, обеспечивающая фиксацию только музыкального текста. На нотоносце ведь и колыбельная, и хриплые крики базарного зазывалы, и мелодические интонации шаманских камланий становятся «чистой музыкой».
Здесь встает, кстати говоря, и более общий вопрос – можно ли музыку, будь она гипотетически совсем «чистой», считать музыкой, не является ли она нонсенсом или некоей асимптотической точкой, к которой можно только приближаться, не надеясь достичь. Да, в рамках рассматриваемой исторической тенденции представление об абсолютной музыке выступает лишь как маяк. Реально такой феномен невозможен, что называется, по определению. Дело в том, что музыка есть всегда соединение идеального с материальным – математически точных интервальных и ритмических структур с неподдающимися строгой регламентации тембром и громкостью звучания, с колебаниями темпа. И хотя живая интонация становится музыкой только тогда, когда она упорядочена строгими системами звуковысотной и ритмической организации, все же последние можно считать музыкальными лишь в реальном, всегда не вполне совершенном и чистом, но именно потому одухотворенном и живом интонационном воплощении. Музыка есть соединение строгой кристаллической организации с чувственно полновесной звуковой и интонационной материей, а каждый из этих двух компонентов отдельно никак не может быть назван музыкой. Слияние же их существует во всех музыкальных жанрах. Ведь уже в далеком прошлом музыки, в самых синкретичных, не поддающихся расчленению опытах использования музыкальных тонов не были ли сами эти тоны уже зародышем абсолютной музыки? Вот, например, охотничьи манки, издающие звуки, похожие на голоса птиц. Фольклористы рассматривают звуковые устройства подобного рода как «орнитоморфные» музыкальные инструменты. И действительно, в искусных подражаниях звукам природы уже нащупывалось начало пути, ведущего к эмансипации музыки как особого вида искусства. Если прибегать к абстрагированию, чистую музыку вообще можно находить во всех без исключения музыкальных жанрах, а с другой стороны, постоянно убеждаться при этом, что без мысленного вычленения, без абстракции, ни один из них не может быть безоговорочно отнесен к абсолютной музыке. Совершенно ясно, что в преподносимой музыке, в концертных жанрах, в симфонии и квартете, весомость и функциональная значимость собственно музыкального начала несравненно выше, чем в музыке прикладной, в простой песенной мелодии, в григорианском хорале, в музыке, сопровождающей танцы на льду и фигурное катание. Но и в самих прикладных жанрах она, конечно, могла меняться в широких пределах. В лирической протяжной русской песне она значительно выше, чем в частушечной скороговорке. В обоих случаях музыкальная интонация связана с распеваемым словом, а потому может показаться, что ближе к чистой музыке незатейливый свирельный наигрыш. Но не так-то все просто. Ведь он может быть связан с какой-либо утилитарной бытовой задачей. Пастушеский рожок, например, служит вовсе не только услаждению пастушеского слуха в часы знойного полудня, когда стадо, укрывшись в тени, отдыхает. Если мелодия протяжной песни согласуется со словом, то разве рожечные наигрыши не соотнесены так или иначе с определенными действиями пастухов и подпасков, да и опекаемые ими животные приучаются подчиняться сигнальным звучаниям. Вот так в каждом конкретном случае и встает вопрос о критериях, позволяющих оценивать меру выявленности и самостоятельности музыкального начала. Отсюда понятно, почему такого рода жанры – с ярко выраженной синкретичностью и характеристическим содержанием – в рассуждениях об абсолютной музыке обходят стороной, хотя именно с них и начинается длительный исторический путь возрастания роли собственно музыкального интонационного начала. В сущности это и есть проявление первой из двух упомянутых выше исторических тенденций развития европейской музыкальной культуры – движения к эмансипации специ- фически музыкального компонента жанров. Вообще говоря, такая тенденция свойственна была музыке давно. Она действовала параллельно с техническим прогрессом, но уже не как внешняя по отношению к музыке, а как ее собственная, внутренняя, и она также способствовала становлению новых форм бытия музыки. Ныне мы обнаруживаем ее действие и в композиторском творчестве, и в теоретическом музыкознании, например, в разграничении средств специфических, имманентных музыке, и неспецифических1, в преувеличении роли нотного текста при анализе музыки, в апологии математической упорядоченности музыкальных структур и склонности видеть в ней самую сущность музыки как искусства, и напротив – в пренебрежительном отношении к громкости, темпу, тембру, т.е. ко всему тому, что есть, например, и в речи, и в звуковых явлениях вообще, а следовательно, не является имманентно музыкальным. К пределу полного «освобождения» музыки от внемузыкальных связей в европейской культуре вплотную подходили произведения, создававшиеся в традиционном авангарде, если внимание композитора направлялось на изобретение красивых, удивительных в своей кристаллографии звуковысотных и ритмических конструкций. Примечательны оценки музыки А. Веберна в диссертации В.Г. Цыпина2 – как несовершенного воплощения в звуках идеальной внезвуковой конструкции. Примечательна полемика вокруг идеи «Музыкально прекрасного» Э. Ганслика. В опасной близости к абсолюту музыка резко изменяет свои семантические функции. Если в преподносимых вторичных жанрах, в программных произведениях ее легко так или иначе сравнивать с естественным языком, с натуральными знаковыми системами (литература по этой теме обширна), для которых существенно различение знака и значения, означающего и означаемого, то чистая музыка вполне позволяла бы считать, что секста в ней означает только сексту, гамма – только гамму и что если у слушателя и возникают те или иные внемузыкальные ассоциации или эмоциональные реакции, то они вовсе не требуются как что-то обязательное. Наиболее частым определением таких ассоциаций является игра. 1 Мазель Л А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. М., 1967. С. 310–311. 2 Цыпин В.Г. Антон Веберн: логика творчества. Автореф. дисс. М., 1990 Э. Ганслик в таком роде описывал главную тему бетховенской увертюры «Прометей»: «Вот, приблизительно, что вынесет из нее внимательный слух ценителя искусства: звуки первого такта, опустившись на кварту, быстро и негромко, как бы сыплющийся жемчуг, бегут кверху, в точности повторяются во втором такте; такты третий и четвертый ведут ту же фигуру в расширенном объеме дальше, капли поднявшейся струи падают вниз; в следующих четырех тактах повторяется та же фигура и тот же из нее составленный рисунок»1. Но ведь эта тема принадлежит представителю старой, а не «Новой венской школы». И увертюра имеет конкретное название. Да и в самом описании Ганслик прибегает к образам, не вовсе лишенным какой бы то ни было семантики: фигура, сыплющийся жемчуг, капли, поднявшаяся струя, звуки бегут! Все-таки «Новая венская школа» намного больше преуспела в движении к асимптотическому пределу. Но и в ее восприятии, как и в ее описаниях, все равно появляются внемузыкальные характеристики, иногда даже в изобилии. Да, такую музыку и относят к чистой или абсолютной. Однако если внимательно вдуматься в реальные факты бытия музыки, то можно утверждать – нет таких музыкальных жанров, в которых начисто отсутствовали бы внемузыкальные элементы. Предельный случай – «голое» звучание музыкального акустического текста – все равно немыслим вне какой-то конкретной ситуации, с элементами которой это «голое» звучание завязывает мимолетные отношения, оказывающие влияние на восприятие музыки. Разве для человека совсем уж безразлично, что это звучание ложится на фон, например, уличного или пляжного шума? Ситуация пляжного музыкального жанра уже занимала автора в те не столь уж давние времена, когда в моде было брать с собой к морю транзисторный приемник, нести его в пляжной корзине или авоське включенным. Г. Бесселер счел бы эту музыку обиходной, той, что слушают вполовину уха, но ведь из пляжных корзин может прозвучать что угодно – и симфония Брукнера, и песни Гуго Вольфа, и опус Антона Веберна, и (в те времена) пение сестер Федоровых. Музыка действительно «оголяется», очищается от своих прежних типовых жанровых связей и компонентов, хотя сохраняет их в виде возможных при восприятии ассоциаций. Но освободившись от них реально, она тут же об- 1 Ганслик Э. О музыкально-прекрасном: Опыт поверки музыкальной эстетики. 2-е изд. М., 1910. С. 59. растает новыми внемузыкальными связями, соединяется с легкомысленным пляжным настроением, с загаром и солнцем, с шумом морских волн и пляжной болтовней. Мы видим, таким образом, что мера чистоты, автономности, свободы от внемузыкальных компонентов оказывается весьма шатким критерием и вряд ли может обеспечить уверенное разграничение жанровых типов. Но для обнаружения глобальной исторической тенденции он достаточен. А вот возрастание роли и удельного веса техники в музыкальном искусстве – тенденция широко понимаемой инструментализации – позволяет, как мы видели, провести достаточно четкие границы между тремя формами его бытия, в рамках которых существенно меняются коммуникативные критерии музыкального жанра. Виртуальные жанры Изобретение в 1877 г. фонографа открыло путь к развитию техники уже не нотной, а акустической фиксации музыки. В XX в. она достигла высочайших вершин и в соединении с техникой массмедиа обусловила коренные изменения в функционировании музыки. На этой основе и развернулась совершенно новая практика общения человека с музыкой, возникла третья форма бытия музыкальных жанров. Если в жанрах преподносимой концертной музыки были отдалены друг от друга во времени и пространстве только композитор и исполнитель, то для третьей формы бытия музыки отличительным признаком становится обеспечиваемый техническими средствами разрыв уже между исполнением музыки и восприятием ее слушателями, т.е. между двумя последними, прежде синхронными и пространственно связанными звеньями коммуникационной цепи. В 60-е гг. ему было дано сильное по экспрессии имя – шизофония1. Этот разрыв может быть только пространственным (прямая радиотрансляция), притом без ограничения расстояний, но также и временным (воспроизведение звукозаписи), тоже без ограничения сроков. В результате триада «сочинитель – испол- 1 Термин «шизофония» (от греч. schizo – делю, раскалываю, и phone – звук) ввел в научный обиход канадский композитор и исследователь Р. Меррей Шефер (см. изданный им под эгидой ЮНЕСКО журнал «The music of the environment». Wien, 1973. P. 15–16; а также кн. Schafer R. Murray. The tuning of the world. New York, 1977. P. 90–91, 273). Исследования феномена шизофонии начаты Шефером в конце 60-х гг. нитель – слушатель» распадается окончательно и удерживается как таковая лишь в идеальном плане – в воображении, в представлениях. Если в преподносимых жанрах за кадром оставался только композитор, да и то его иногда можно было представить «сидящим где-то там в ложе», то здесь за рамки выводится и исполнитель. Коммуникационная трехзвенная цепь становится теперь «виртуальной реальностью» и для того, кто создает нотный текст, и для того, кто его реализует в звуках, и для слушателей, воспринимающих звучание с помощью технических устройств. Где-то за порогом ясного осознания каждого из них продолжает жить призрак воображаемого трио «композитор – исполнитель – слушатель», располагающегося в несколько неопределенной виртуальной обстановке. И вот это-то и является основным отличительным свойством третичной формы бытия. В ее рамках музыкальные жанры превращаются в автономные номинальные данности, оторванные от канонизированной реальной ситуации с ее всякий раз характерным наполнением, от закона единства времени и пространства исполнения и восприятия. Следствия шизофонии многочисленны и разнообразны. Это и антигигиеническое для слуха и неприемлемое в эстетическом плане расхождение акустически запечатленного в звукозаписи вместе с музыкой ее первичного пространства (например, гулкого собора или концертного зала) с тем вторичным пространством, в котором звукозапись воспроизводится (например, с лишенным всякой реверберации тесным кабинетом или, напротив, с готовой отзываться протяжным эхом лесной опушкой)1. А расхождение это возникает почти всегда, так как симфонию в записи мы слушаем там, где хотим, или, напротив, где совсем не хотим (например, в парикмахерской, на вокзале, в купе железнодорожного вагона), т.е. где угодно, только не в концертном зале. Шизофонический разрыв можно оценивать по-разному. И как отрыв исполнителя от публики, в реакции которой артист черпает вдохновение; и как отталкивание или выталкивание слушателя из концертного зала, заточение его в отдельной комнате, оборудованной специальным электротехническим окошком в традиционный нормальный мир музыки. Условия новой формы бытия музыки, связанные с шизофонией, заставляют жанрово ориентированного слушателя 1 Автор детально рассматривал этот эффект в статье «Некоторые проблемы музыкознания на исходе XX века» // «Преподаватель» (журнал Совета по педагогическому образованию). 1999, № 4. С. 15–20. вырабатывать особые привычки, в большей степени опираться на работу воображения. Уже в середине века музыкальный социум вырабатывает к ней иммунитеты и наращивает комплекс разных компенсирующих средств, среди которых и активизация психологических механизмов константности восприятия, обеспечивающих иллюзию воссоздания первичных жанровых характеристик1, и средства звукорежиссерской техники, и развитие стереофонии, даже квадрофонии. Но некоторые отрицательные следствия шизофонии неустранимы, и среди них особенно нежелательным и неприятным является эффект снижения, «обытовления» высоких жанров – неизбежная плата за безграничное расширение аудитории. Гений музыки реагирует на шизофонию двояко. С неодобрением и сожалением – если дело касается прежней музыки и, конечно, музыки обиходной, и с любопытством и экспериментальным вызовом, если речь идет о музыке новой, но также и с иронией. Третья форма бытия жанров создает для музыки условия «чистой доски», позволяющие едва ли не полностью открещиваться от тесной связи с конкретным временем и пространством, считать их сброшенными оковами и ограничить формы запечатления музыкальной мысли исключительно музыкально-системными звуковысотными и ритмическими структурами, сериями, паттернами. По этому пути идут композиторы, создающие музыку в электронных студиях. Ирония же заключается в том, что по закону отрицания отрицания здесь снова возрастает зависимость музыки от реального жизненного контекста. Но при этом коренным образом изменяется его коммуникативная структура. Во-первых, существенной характеристикой третьей формы бытия музыки следует считать не только отрыв исполнителя от слушателя, но и кардинальное изменение последнего как конечного звена коммуникационной цепи. Во-вторых, музыка воспроизводится с помощью электроники и уже не нуждается в постоянном привлечении исполнителя, в возобновлении актов исполнения. Она и вообще может быть создана без участия традиционного исполнителя. В-третьих, в отличие от преподносимых жанров, где число типовых ситуаций резко сужается по сравнению с обиходной музыкой, в жанрах виртуальных, напротив, оно становится практически безграничным, ибо музыку с помощью 1 См. об этом: Назайкинский Е.В.. О константности в восприятии музыки // Музыкальное искусство и наука. Вып. 2. М., 1973. С. 59–98. электроакустических устройств можно слушать в любых ситуациях, а это значит, что контекст становится в принципе безразличным. Это значит, что и в самой музыкальной структуре он не должен учитываться. Что касается слушателя, то тут возникают самые разные варианты. В одном из них это особый слушатель – слушатель элитарный. Он является по преимуществу ценителем особенностей композиционной техники и композиционной структуры произведения, заинтересованно реагирующим на меру новаторства и оригинальности, на красоту конструкции, на все то, что обычно определяется понятием чистой музыки. В другом – полный профан, слушающий музыку так, между прочим, иногда с увлечением, часто с безразличием. Этот «слушатель» во всяком случае уже не старается специально концентрировать свое внимание на акте восприятия. Но оба они являются индивидуальными потребителями, а не представителями воспринимающей концертной публики, как при втором типе. И пожалуй, именно трансформация слушателя является одним из самых специфических моментов, характеризующих третью форму бытия музыки. Ведь не случайно, кстати сказать, по отношению к музыке, передаваемой по радио или телевидению, воспроизводимой в звукозаписи, используются термины – радиослушатель (а не радиопублика), телезритель, филофонист! Слушатель «выбрасывается» из публики, а публика, как выражался Бесселер, «атомизируется». Конечно, и в концертом зале каждый слушатель остается творческой индивидуальностью, и вполне сравним с атомом, но он включен здесь в сложное целое, подобное молекулярным соединениям, и что очень важно – соединениям органическим. В XX в. музыкальные молекулярные связи разрываются и слушатель – атом, хотя и сохраняет валентности самого разного рода, обеспечивающие ему возможность общаться с музыкальными единоверцами, среди которых могут быть и ценители изящной музыкальной формы, и тонко чувствующие все оттенки музыкальных настроений-модусов, и любители порассуждать и покритиковать интерпретацию, и «друзья сердца», но возможность эта остается нереализованной. Массмедийная сфера осуществления музыкальной коммуникации, безусловно, не исключает совсем возможности представлять слушателю себя участником какой-либо музыкальной ложи. Более того, кажется, что у него, благодаря независимости от публики реального концертного зала, из которого ведется трансляция интересующей его симфонии, появляется возможность произвольного выбора воображаемых соседей по воображаемому концертному залу и характера публики в целом. И эту возможность нельзя не отнести к плюсам виртуальной формы бытия музыкальных жанров. При этом может быть достигнуто значительно большее единство «публики». Ведь можно представить себе едва ли не полное тождество вкусов, уровня подготовленности, потребностей воображаемых соседей по залу. И пусть эти музыкальные соплеменники являются только воображаемыми, а значит, и могущими в любую минуту исчезнуть из поля сознания, зато исключается возникновение тех редких, но досадных конфликтных ситуаций, связанных с различием суждений, с «шиканьями» болезненно реагирующих на кашель, или на слишком шумное дыхание, или на разговоры свистящим шепотом. Конечно, такого рода воображаемое единение может подкрепляться знанием, уверенностью в том, что, допустим, развертывающееся в радиоконцерте музыкальное произведение синхронно во всех частях света, где сидят у приемников слушатели, настроившиеся на ту же волну, и притом слушатели, равные (один к одному) друг другу и, следовательно, образующие столь монолитную в музыкальном смысле публику, которая никогда не могла бы возникнуть в реальном концертном зале. Разумеется, радиоконцерт – это лишь одна из разновидностей шизофонической формы осуществления музыки. А вот для другой ее формы, связанной со звукозаписью, а не с радиопередачей и прямой трансляцией, воображаемая монолитная масса рассредоточивается уже не только в пространстве, но и во времени. Однако и этот минус вполне устраним силой воображения. Более того, в этом случае один и тот же атом может составить многоатомную молекулу – единую, пусть и немногочисленную публику из себя сиюминутного, вчерашнего, позавчерашнего и вообще из любой точки своего прошлого. Впрочем, этот плюс мнимый, ибо ведь и в реальном концертном зале слушатель может составить себе компанию из своих автобиографических двойников. В преподносимых жанрах вообще, если только речь не идет о премьере только что написанного произведения или об импровизации, слушатель вовлекает в восприятие представления о том, как он сам прежде слышал это произведение, какие были исполнения, впечатления. И уже тем самым в нем создается его собственная внутренняя публика, членами кото- рой могут быть и его знакомые, с которыми когда-то он вместе слушал эту музыку или делился своими впечатлениями. И все-таки. Все-таки эта монолитность в разнообразнейших условиях восприятия, обеспечиваемых электроакустической техникой, достигается далеко не всегда. И даже чаще всего не достигается и не может быть достигнута, ибо на страже его музыкальных интересов уже не стоит тишина концертного зала, которую сторожат у всех входов в зал специальные служители и билетеры. Не исключается и присутствие рядом людей, интересы которых кардинально отличаются от интересов слушателя. И эта возможная публика – по отношению к музыке ее можно назвать гоп-компанией – может состоять всего из двух слушателей, один из которых оказывается апологетом Девятой симфонии Бетховена, звучащей в данный момент в интересующем его исполнении, а другой – обыкновенный оперный меломан или поклонник гала-концертов, рок-музыки. Вариантов разноголосицы вкусов можно представить сколько угодно, и они существуют практически. Есть ли почва для реального подкрепления иллюзорного эффекта публики, возникающая у слушателя–атома? Или атом так и остается им, не может фактически соединиться со своими разбросанными во времени и пространстве действительно существующими единомышленниками иначе как в своем воображении? Не будем давать здесь категорический и однозначно отрицательный ответ. А вдруг массмедийная современная «страна РУ» даже физически превратится в реальное единство – то самое, о котором в последние десятилетия стали говорить как о единстве некоего информационного биополя, об информационно-полевых взаимодействиях индивидуумов, о так называемом пси-факторе. Гипотезы и открытия в этой области
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.183.77 (0.022 с.) |