Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Связь стилистики С особенностями музыкальной формыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Канонизированные типы стилистики запечатлеваются и в структурах музыкальных форм. В каждой музыкальной форме, как и в жанре, заложены свои стилистические возможности. В песенных формах сложились совершенно определенные стилевые взаимодействия. Так, для куплетной песни характерно сопоставление стиля запевалы и массового хорового; для сольной с инструментальным сопровождением – вокального стиля и инструментального. Особенно четким оказывается это «противостояние» в случаях, когда аккомпанемент исполняется не самим поющим, а другим музыкантом. В сложной трехчастной форме с трио также действует принцип сопоставления стилей. Даже в произведениях, предназначенных для фортепиано, первая часть и реприза выдержаны в оркестровой манере, а средняя – в характере инструментального трио. Часто это и представлено в виде трехголосной фактуры. В сонатной экспозиции – контраст мужественного и женственного, приобретающий характер взаимодействия персонажей драмы. В вариациях на заимствованную тему стилистика развертывается часто как движение от характера, свойственного прикладной или театральной музыке, к концертному авторскому, индивидуальному. Иногда противопоставление проникает в сами вариации, каждая из которых становится личностно своеобразной. Таковы характерные вариации. Уже упоминались вариации Польетти, имитирующие жанрово-инструментальные стили. В редких случаях этот контраст связан и с различным происхождением отдельных вариаций – при участии в создании вариационного цикла нескольких композиторов. Можно упомянуть здесь вариации, созданные русскими композиторами, членами «Могучей кучки» вместе с Ф. Листом на тему «та-ти-та-ти», или вариации к столетию Московской консерватории на тему Мясковского. В произведениях циклической формы стилистика опирается на целый ряд канонизированных традициями прототипов. Старинная сюита – на последовательность национальных танцев; более поздние сюитные циклы, циклы инструментальных миниатюр более свободны по стилистике. Но и в них часто действует какой-либо один из прототипов, например карнавальный, бальный, связанный с жанрами изобразительных искусств (картинная галерея, портретный жанр). Циклическая стилистика опирается и на исторические стили. Такова уже упоминавшаяся Историческая симфония Шпора. Существует, однако, и своего рода сюжетная стилистика, не связанная с каким-либо типом формы, но подчиненная в своем развертывании какой-то определенной сюжетной логике. Один из примеров такого рода, уже упоминавшийся ранее, – фуга из Первой сюиты П.И. Чайковского, где сюжет построен на поисках фанфарной по звуковысотной структуре темой присущего ей инструментального тембра, который на протяжении фуги она находит не сразу, а лишь после многих «неудачных» проб – примериваний к себе разных других инструментальных одеяний. Интересно, что эта собственно оркестровая логика сочетается в фуге с исторической стилистикой. Первое проведение темы дано в смешанном тембре, напоминающем органные фуги времен И.С. Баха. В репризе же, где тема дана в торжествующем звучании валторн, в увеличении, на фоне динамичных пассажей струнных, проявляет себя уже стиль лирико-драматических симфоний самого Чайковского. А за всем этим стоит еще и образ рока, инструментальным символом которого является «трубный глас»1. 1 Более подробный анализ этой фуги см. в ст.: Назайкинский Е.В. Об одном приеме оркестровки П.И. Чайковского // П.И. Чайковский: К столетию со дня смерти. М., 1995. С. 48–53. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, стилистика музыкального произведения является рождающимся в процессе сочинения музыки результатом активной работы композитора с изображаемыми, имитируемыми, конструируемыми и реконструируемыми стилями самых разных уровней и родов. Исторический отбор разнообразных приемов и принципов стилистики привел к формированию целого ряда канонизированных ее типов, к которым в первую очередь относятся жанровые сцепления в циклических формах сюиты, сонаты, симфонии, вариаций (особенно характерных). Большое развитие как в программной, так и в непрограммной инструментальной музыке получила фабульная, сюжетная стилистика. В оркестровых сочинениях она развертывается на особенно благоприятной почве инструментально-тембровой персонификации музыкальных тем. В произведениях для одного концертного инструмента она выступает как своего рода рассказ в лицах, как театр одного актера. Свои приемы фабульная стилистика может заимствовать из поэтики эпоса (повествование, авторская прямая речь, цитата, отступление, произвольные переключения с одного на другое), а также из арсеналов драматургии (вторжение, стилевой диалог тем-персонажей и т.п.) и, конечно, из лиропоэйи (стилевые модуляции, наплывы, реминисценции). Ясно вместе с тем, что объектами стилистического анализа могут быть не только оригинальные авторские сочинения, но и результаты активной стилевой работы с музыкальными текстами, не принадлежащими самому композитору. И тут тоже сформировались разные жанры. В обработках и транскрипциях чужой материал соединяется с авторским стилем, в стилизациях, напротив, чужой стиль сочетается с собственным авторским материалом, а в реконструкциях (дописывание неоконченного произведения) сохраняется и чужой материал и чужой стиль, хотя и здесь композитору приходится сочетать активную стилевую работу с созданием нового материала. Разумеется, к стилистике в более широком толковании относятся также и другие формы. Одна из наиболее важных для композитора и исполнителя форм связана с процессом формирования индивидуального стиля, захватывающим едва ли не всю творческую жизнь музыканта. Процесс этот может совершаться как бы сам собой, как нахождение и отбор уже существующих в музыкальной культуре способов, средств, наи- более подходящих для выражения индивидуальности художника, и попутное, часто непреднамеренное изобретение оригинальных приемов. Но иногда внимание композитора может быть направлено специально именно на достижение стилевого своеобразия. Эти два пути чаще всего совмещаются, но если раньше преобладающим был первый – естественное становление стиля, то в XX столетии все чаще он уступает место целенаправленному конструированию. Большую роль в этом сыграло исторически постепенное освоение системы стилевых понятий и категорий, а в последнем столетии и общее для художественной культуры и всех видов искусства стремление к новациям. С этим были связаны и новые достижения, и определенные издержки. Резко критически оценивал особенности стиля в музыке XX в. Хосе Ортега-и-Гасет. «Анализируя новый стиль, – писал он, – можно заметить в нем определенные взаимосвязанные тенденции, а именно: 1) тенденцию к дегуманизации искусства; 2) тенденцию избегать живых форм; 3) стремление к тому, чтобы произведение искусства было лишь произведением искусства; 4) стремление понимать искусство как игру и только; 5) тяготение к глубокой иронии; 6) тенденцию избегать всякой фальши и, в этой связи, тщательное исполнительское мастерство, наконец: 7) искусство, согласно мнению молодых художников, безусловно чуждое какой-либо трансценденции»1. Ясно, что и в области стиля сказалось в ушедшем столетии влияние той третьей формы бытия музыки, которую во второй части книги мы определили как виртуальную. Идеи игры и иронии или, в более общем плане, известной отстраненности от накопленного музыкальной культурой прошлых веков материала проявляют себя и в области стилистики музыкальных произведений. Современные композиторы, опираясь на богатейшие традиции стилистической работы, существенно расширили палитру средств в этой области творчества. Но для XX в., как уже говорилось в первой части книги, весьма характерным можно считать появление разнообразных «неостилей» – неоклассицизма, необарокко, новой фольклорной волны, «ретро». Эти стилевые направления уже не подпадают под понятие стилизации, ибо музыка, написанная в неоклассическом или другом подобном характере, не содержит явного диалога стилей. То же относится и к свободно- 1 Ортега- и-Гасет X. Дегуманизация искусства // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. С. 237. му развитию композитором чужого материала в своем стиле, которое А.Г. Шнитке в упоминавшейся статье о стилистике называет адаптацией. В адаптации все-таки часто тоже исчезает ощущение стилистического диалога, и конструктивных черт заимствованных музыкальных тем или гармонических оборотов оказывается недостаточно для того, чтобы у слушателя включался механизм стилистического восприятия. Если у Э. Грига и сарабанда, и гавот все-таки еще выступают как средство стилизации, то сарабанда в первой прелюдии из полифонического цикла Д.Д. Шостаковича – это уже не стилизация под старину, а скорее отклик на общеевропейскую тенденцию неоклассицизма, как и гавот из «Классической симфонии» С.С. Прокофьева. Так было, между прочим, и в эпоху Ренессанса, когда древние принципы возрождались на совсем иной культурной основе, так обстояло дело и с музыкальной классикой венских мастеров1. Сарабанда, пассакалья, concerto grosso – игра знаками, именами, конструктивными принципами и идеями весьма характерна для неоклассицизма и необарокко XX столетия. Зато в сфере собственно «диалогической» стилистики развертывается течение, названное А.Г. Шнитке полистилистикой. Один из приемов полистилистики связан с идеей утраты золотого века классической музыки и опирается на буквальное цитирование прекрасных музыкальных тем – цитирование с ностальгической модальностью. Так, финал Второй симфонии Арво Пярта завершается цитатой из «Детского альбома» П.И. Чайковского, как и финал Концерта для альта с оркестром Э. Денисова, где используется тема Экспромта Ф. Шуберта. Stabat Mater К. Пендерецкого завершается чистым торжественным мажорным трезвучием, которое в условиях современного стиля выглядит как некоего рода цитата из классического и барочного стиля. Одним из завоеваний новой стилистики является почти безграничное расширение форм использования иностилевого материала. В круг этих форм включаются не только мелодические легко узнаваемые темы, но и гармонические обороты, ритмические рисунки, инструментальные тембры и их характерные сочетания, даже почти недоступные непосредственному восприятию композиционные структуры, заимствуемые из музыки предшественников или современников, но наполняемые совершенно другим материалом. 1 См.: Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII–начала XIX веков.
ПРИЛОЖЕНИЕ ЗАДАНИЯ Здесь приводятся материалы, которые могут быть использованы для самостоятельной домашней работы студентов при изучении проблем музыкального стиля и жанра. Они оформлены в виде заданий, расположенных последовательно в соответствии с логикой развертывания основных разделов книги и снабженных по мере необходимости методическими комментариями.
Задание 1 Слуховая экспертиза стилей Проводится в группе слушателей, включающей не менее пяти любителей музыки, обладающих достаточным музыкальным опытом. В качестве экспертов могут выступать учащиеся, студенты, проходящие учебные программы, так или иначе связанные с музыкой. Возможно также участие музыкантов-профессионалов. Участникам экспертизы предлагается прослушать пять небольших фрагментов из произведений, относящихся к разным историческим эпохам, национальным школам, художественным направлениям. После воспроизведения в звукозаписи каждого фрагмента на протяжении 2–3 мин эксперты записывают свои суждения о стиле этого фрагмента, после чего приступают к слушанию следующего фрагмента и т.д. В целом время для прослушивания пяти образцов музыки и письменной фиксации экспертных характеристик должно составить около 40–50 мин, но может быть и меньшим. Подбор образцов для экспертизы целесообразно ограничить музыкой, относящейся к академической профессиональ- ной ветви. Три фрагмента могут быть взяты из произведений композиторов-классиков и романтиков. Один – из музыки эпохи барокко и еще один – из современной музыки. Для того чтобы исключить, по возможности, случаи непосредственного узнавания произведений, что сняло бы задачу стилевой атрибуции и упростило описание черт стиля, в подборе материала для экспертизы целесообразно руководствоваться двумя требованиями: 1) музыка не должна относиться к часто включаемой в репертуары концертов, в радио- и телепрограммы; 2) предъявляемый для экспертизы фрагмент не обязательно должен начинаться с ключевой начальной темы, которая обычно упрощает распознавание произведения. Методические рекомендации • Необходима предварительная работа по отбору материала и по созданию звукозаписи из небольших фрагментов. Эти фрагменты заранее могут быть отделены друг от друга «записанными» на пленку паузами в 2–3 мин либо отделяться непосредственно во время проведения экспертизы с помощью выключения аппаратуры воспроизведения. • В отборе примеров целесообразно руководствоваться требованием достаточной контрастности фрагментов. • Перед проведением экспертизы можно охарактеризовать возможные уровни стилевой характеристики, среди которых целесообразно выделить исторический, национальный и жанровый уровень, а также указание на конкретные музыкальные признаки (инструментарий, характерные интонации, гармонии, ритмы и т.п.). Определение имени композитора и названия произведения совершенно не обязательно. Более того, оно может оказаться препятствием для активизации ресурсов собственно стилевого чутья и превратить стилевую экспертизу в музыкальную викторину. • Результаты экспертных суждений, записанные на листках, передаются педагогу, который к следующему занятию подготавливает обобщение результатов, в которые включается указание на наиболее частые оценки (например: чаще всего определяется историческая эпоха, или жанр, или что-то другое), наиболее курьезные случаи расхождения. • Непосредственно после слуховой экспертизы аудиторам сообщаются названия прослушанных ими образцов с указанием исторической эпохи, национальной школы и т.п., что полезно для развития стилевого чувства и приобретения опыта. В проводимых многократно занятиях по этой проблематике автор предлагал, в частности, следующую серию фрагментов: 1. И. Мошелес. Вступительное построение из «Симфонии-концерта» для фортепиано и гобоя с оркестром. 2. И. Кокконен. Pezzo giocoso из «Симфонического скетча». 3. Р. Шуман. Начало из Увертюры, скерцо и финала ор. 52. 4. Д. Доуленд. Начало из песни «I saw my lady weep». 5. А. Пярт. Псалом № 137 из произведения «An den Wassern zu Babel saßen wir und weinten».
Задание 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.86 (0.012 с.) |