Окончательная систематизация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Окончательная систематизация



А Региональная, стилевая, соци­альная характеристика (а, 6) Национальность, страна   Конкретная местность провинция     Сословие   Профессия     Аллеманда, Англез, Венгерка, Краковяк, Лезгинка, Мадригал, Полонез, Романс, Тедеска, Эко­сез Бергамаска, Гавот, Краковяк, Мазурка, Павана, Сицилиана, Хабанера, Халлинг Вилланелла, Лендлер, Контр­данс Пастораль, Матлот
В Жизненная, социальная функ­ция (в) Официальная, ритуальная функция Смысловая функция       Вербункош, Месса, Эпиталама Гимн, Лауда, Ода, Псалмы  
С Пространство, время, обстанов­ка. Коммуникативная ситуа­ция (г) Время исполнения Конкретная обстановка, место   Связь с предметами и их функцией       Колядка, Ноктюрн, Серенада Кассация, Оратория, Пассака-лья Баркарола, Гондольера, Колы­бельная  

Окончание таблицы

D Характер исполнения и звуча­ния (д) Расстановка исполнителей Музыкальная связь исполнителей Источник звучания, инструмента­рий Исполнительские средства Способ звукоизвлечения       Антифон, Кадриль, Концерт, Симфония, Кант, Канцона, Мюзет, Песня, Соната, Шансон Зингшпиль Токката  
E Особенности муз. текста (и, к) Композиционная функция   Характер материала в композиции Характеристика формы     Музыкально-профессиональная функция Принцип сочинения Отношение к традиции   Интермеццо, Интрада, Прелю­дия   Кводлибет, Пастиччо Куплеты, Миниатюра, Сюита, Частушки   Вокализ, Этюд   Инвенция, Экспромт Парафраз(а)  
F Тип образности (з) Модус грусти, страдания, печали Модус шутки     Модус фантастического, причуд­ливого   Плач, Причитание, Элегия Бурлеска, Гальярда, Скерцо, Фолия, Фроттола, Юмореска   Каприччио
G Связь с другими искусствами и внехуд. элементами (е, ж) Связь с изобразительными искус­ствами Связь с повествованием, словом   Отражение конкретных слов текста Внемузыкальное звуковое сопро­вождение Тип действий, действие Танцевальность Характер сопровождаемого музы­кой движения     Характер музыкального движения       Арабеска Былина, Новеллетта, Поэма, Рапсодия   Реквием, Херувимская Гопак, Чакона   Качча, Опера Баллада Бранль, Бурре, Вальс, Галоп, Марш, Менуэт, Сальтарелло, Спрингданс, Твист, Трепак, Уанстеп, Эстампида Куранта  

Задание 5

Что такое вальс (полонез, частушка...)?

Подготовка краткого устного рассказа о каком-либо му­зыкальном жанре для группового занятия-семинара. Могут быть предложены следующие темы:

• Жанр колыбельной в вокальной и инструментальной му­зыке русских композиторов.

• От менуэта к скерцо.

• Мазурка и полонез.

• Колокола в русской и западноевропейской музыке.

• Лендлер и вальс.

• Танцы старинной сюиты.

 

Задание 6

Речевое начало в романсах

Охарактеризовать проявления речевого начала (речитации, декламационности, повествовательности) в романсах из ка­кого-либо рекомендованного ниже сборника.

• Романсы M И. Глинки на стихи A.C. Пушкина.

• Романсы П.И. Чайковского.

• Романсы С.В. Рахманинова.

• Романсы С.И. Танеева.

• Любой другой сборник по выбору и рекомендациям педа­гога, ведущего занятия.

 

Задание 7

Моторика как общая жанровая характеристика

Охарактеризовать проявления моторики как жанрового начала в инструментальной музыке, например, в следующих произведениях:

• Ноктюрны Ф. Шопена.

• «Мимолетности» С.С. Прокофьева.

• Прелюдии для фортепиано Д.Д. Шостаковича.

 

Задание 8

Стилистика инструментальной миниатюры

Проанализировать пьесу Э. Грига, ор. 71 № l «Es war einmal» (первая из последней тетради «Лирических пьес») как пример опоры на «память жанра». Охарактеризовать инструменталь­ные, вокальные, повествовательные ассоциации, последова­тельно вызываемые музыкой в процессе ее развертывания. Обратить внимание на имитацию народных норвежских ин­струментов и на роль тонального плана пьесы. (См. диаграм­му распределения тональностей в музыке Грига в конце При­ложения).

 

 

Задание 9

Стилистика вариаций

Охарактеризовать стилистические наклонения темы и каж­дой вариации в следующих произведениях:

• Л. Бетховен. Первая часть фортепианной сонаты ор. 26 (№ 12).

• А.Н. Скрябин. Медленная часть из концерта для форте­пиано с оркестром.

• По выбору и рекомендации педагога, ведущего занятия.

Задание 10

Историческая и жанровая стилистика оперы

Портретная, историческая и жанровая стилистика в опе­ре П.И. Чайковского «Пиковая дама», или в опере Р. Штра­уса «Каприччио», или в любой другой опере по выбору веду­щего занятия педагога.

 

 

ДИАГРАММЫ

Диаграмма 1

Частота использования титульных тональностей в произведениях Ф. Шопена1

 

 

Всего рассмотрено 184 произведения (в диаграмму не вош­ли данные о фортепианных концертах и вокальных произведе­ниях). В некоторых их них тональность меняется с мажорной на минорную и наоборот. Соответственно число титульных то­нальностей увеличено (186).

Преобладающей тональностью оказывается ля-бемоль ма­жор (четверть из числа всех мажорных пьес).

1 Статистика тональностей составлена по сборникам произведений Ф. Шопена, изданным в Польше под редакцией И. Падеревского.

 

Диаграмма 2

Частота использования титульных тональностей в произведениях Э. Грига1

 

 

Сходную картину распределения тональностей мы получим и при рассмотрении всего творчества Грига. Видно, что тональ­ность ми минор оказывается самой частой. В Лирических пье­сах для фортепиано она встречается 10 раз. Это значит, что в музыке самого Грига могла сформироваться вполне опреде­ленная ее семантика. Вот пьесы в ми миноре: Танец эльфов, Листок из альбома, Народный напев, Вальс, Вальс-экспромт, Скерцо, Тоска по родине, Вечер в горах, Когда-то, Миновало. При всем разнообразии выделяется здесь и образная доминан­та. Она связана с мотивом родины – через народный напев, танец, через картины природы. Примечательно, что ми мино-

1 Статистика тональностей составлена по списку произведений в монографии O.E. Левашовой.

ру в Тоске по родине отвечает ми мажор в Возвращении на родину. В ми мажоре звучит норвежский свадебный марш из музыки к драме Пер Гюнт, кантата Возвращение на родину. Да и в самой Тоске по родине средняя часть – простодушный и веселый народный танец в одноименном мажоре, своего рода танец-воспоминание.

 

Диаграмма 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.011 с.)