Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Партитура звукового сопровождения

Поиск

В заключительный этап репетиционной работы над спектаклем, когда все музыкальные и шумовые номера определены, то есть установлены реплики на включение и выключение, звуковые планы и уровень звучания для каждого фрагмента, звукорежиссер составляет оконча­тельный вариант партитуры звукового сопровождения-спектакля. Партитура сверяется с режиссерским экзем­пляром пьесы и утверждается постановщиком. После этого все изменения и исправления в партитуру вносятся только по указанию режиссера.

Стр. 122

В партитуре указывают аппаратуру и технические средства, необходимые для проведения звукового со­провождения спектакля: количество магнитофонов, уси­лителей (сквозных каналов), группы громкоговорителей на сцене и в зрительном зале. Кроме этого, в партитуре приводится список действующих лиц и исполнителей, с роликами которых связаны те или иные музыкальные, шумовые номера и звуковые эффекты.

Собственно партитура составляется в определенном порядке. Вначале указывают порядковый номер включе­ния и номер магнитофона, с которого предполагается воспроизводить фонограмму музыкального или шумово­го фрагмента. Затем идет наименование этого фрагмен­та, например: «увертюра», «вальс», «шум поезда» и пр., И реплики на включение. Репликой на включение может быть слово или движение актера, команда помощника режиссера, смена света, начало или окончание движения поворотного круга, занавеса, штанкета и пр.

Во избежание путаницы на спектакле при возможной замене исполнителей, с действиями которых связано включение и выключение фонограммы, реплика дается с ссылкой на действующих лиц, а не на актеров, испол­няющих эти роли.

После реплики указывают звуковой план воспроизве­дения (группу громкоговорителей) и технологический прием введения фонограммы: например, «резко», «плав­но» и пр.

Уровень звучания в партитуре проставляют или в де­цибелах, или в музыкальных терминах. Постепенное усиление звука обозначается сгезс (крещендо) и знач­ком <, ослабление звука dim (диминуэндо) и значком >. Резкое выделение, усиление уровня звучания какого-либо отдельного аккорда, музыкальной фразы обозначается sf (сфорцандо). Если необходимо, указывается реплика на подобное усиление.

После этого следует реплика на снятие звука и тех­нологический прием его выведения — «плавно», «резко», «до рекорда» и пр. Если необходимо, в примечании ука­зывают порядок переключения групп громкоговорителей в процессе воспроизведения данного фрагмента, направ­ленно панорамирования звука, например, с открытием занавеса музыку плавно перевести в глубину сцены. Там же могут быть отмечены технологические особенности звукового сопровождения кинофрагментов, момент

Стр. 123

включения ревербератора и другие особенности звукового сопровождения спектакля. В тех случаях, когда музы­кальный или шумовой фрагмент дается с «наплывом», то есть одна фонограмма вводится во время звучания другой (воспроизведение с двух магнитофонов), в пар­титуре делается запись с указанием порядкового номера включения.

Включение микрофона выделяется в партитуре от­дельно, между очередными включениями магнитофона (порядковый номер не ставится).

Причем, как и при воспроизведении фонограммы, указывается реплика на включение, группа громкоговорите­лей и оптимальный уровень усиления.

Желательно, чтобы в партитуре были отмечены про­межутки времени между отдельными включениями маг--нитофона или микрофона. Это позволит в процессе зву­кового сопровождения спектакля оперативно проводить необходимые изменения в схеме соединения источников программ и громкоговорителей, смену фонограмм и т. д.

Все изменения, вводимые в звуковое сопровождение спектакля — ввод и исключение отдельных музыкальны?? и шумовых фрагментов, изменение реплик на включение и выключение и пр.,— вносятся в партитуру на вклейках, на месте старых сведений. Желательно вместе с парти­турой использовать на спектакле экземпляр пьесы. Следя по ее тексту за развитием действия, звукорежиссер может более уверенно вести звуковое сопровождение спектакля.

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПЕКТАКЛЯ

Все, над чем долго и упорно работали режиссер, му­зыканты, звукорежиссер, шумовики и другие работники в репетиционный период, воплощается на спектакле в звуковом его сопровождении.

Музыкальное сопровождение спектакля силами оркестра имеет устоявшиеся традиции. Если оркестр нахо­дится в оркестровой яме или на сцене, то обычно сам дирижер следит за развитием сценического действия, вступая с музыкой в нужный момент. Если же оркестр находится за кулисами или в каком ином месте, откуда невозможно следить за действием, команду на начало и конец музыки дает помощник режиссера — ведущий спектакль.

Стр. 124

Чтобы музыкальное сопровождение было четким, органичным, чтобы оно заражало и волновало зрителя, помогло актеру на сцене, требуется не только техниче­ское совершенство исполнительского мастерства театрального дирижера и музыканта, но и беспрерывный творческий контакт между ними и сценой. Другими сло­вами, все музыканты, участвующие в звуковом сопро­вождении спектакля, должны воспринимать сценическое действие как единое синтетическое целое, чувствовать и осознавать музыку, как целостный музыкально-драматические процесс.

Многие недостатки оркестрового сопровождения проистекают именно оттого, что дирижер зачастую поль­зуется на спектакле только динамическими оттенками такого сопровождения, в этом случае оркестр превращается лишь в громко или тихо аккомпанирующий инст­румент.

При сопровождении оркестром вокального номера дирижер стремится помочь исполнителю в точности интонировки, в сохранении нужного темпо-ритма и нужных динамических оттенков исполнения и в то же время он старается не стеснять актера в свободе исполнения.

Если дирижер на спектакле имеет дело с живым организмом оркестра, то звукорежиссер для звукового вождения спектакля использует многообразную звукотехнику, от бесперебойной работы и правильной настройки которой во многом зависит судьба спектакля. Поэтому звуковое сопровождение с помощью фонограммы требует тщательной подготовительной работы. Заблаговременно, за 1,5 — 2 часа до начала спектакля, звукорежиссер согласно партитуре проводит проверку, регули­рование, коммутацию и настройку всей необходимой для звукового сопровождения аппаратуры и технических средств. Проверяется работа дисководы, громкогово­рителем, микшерского пульта, а также оперативная связь звукорежиссера с помощником режиссера.

Стр.125

Одновременно звукорежиссер проверяет по партитуре соответствие музыкальных и шумовых номеров в фоно­грамме, восстанавливая в памяти сценическое действие, в котором на спектакле будут включаться те или иные фрагменты. Действенное изучение партитуры и текста пьесы — необходимое условие творческого проведения звукового сопровождения спектакля. Даже когда звукорежиссер знает спектакль наизусть, то и тогда перед каждым спектаклем требуется предварительный «мысленный» прогон по партитуре всей фонограммы.

Вместе с тем, как бы точно ни была составлена пар­титура, не следует руководствоваться ею механически. Звукорежиссер, наделенный чувством сцены, подходит осмысленно к включению, регулированию каждого зву­кового фрагмента, учитывая ритм действия и общее на­строение исполнителей на каждом данном спектакле. В самом деле, развитие действия в спектакле лежит не только на одних актерах. Если звукорежиссер, проводя­щий звуковое сопровождение спектакля, не вовлечен в общий рисунок и ритм спектакля, если он будет вы­полнять свое задание без достаточного понимания, поче­му именно нужна музыка или Шум в данном эпизоде и как она связана с действующими лицами, несомненно, динамическое развитие спектакля будет нарушено и це­лостность восприятия спектакля утратится.

Можно смело утверждать, что воплощение творческо­го замысла режиссера существенно зависит от характера звукового сопровождения, то есть от способности звуко­режиссера творчески осмысливать сценическое действие на каждом 'данном спектакле.

Стр. 126


СОДЕРЖАНИЕ

От автора 3

Роль музыки в спектакле 7

Некоторые особенности театральной музыки 7

Выразительные и изобразительные

возможности театральной музыки 11

Основы музыкальной драматургии спектакля 17

Классификация театральной музыки 20

Роль сюжетной музыки 25

Роль условной музыки 31

Некоторые общие функции театральной музыки 37

Музыкальные жанры в драматическом спектакле 44

Вокальные жанры 44

Инструментальные жанры 59

Танцевальная музыка 62



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 735; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.20.132 (0.007 с.)