Веризм в итальянской опере. Д.Пуччини «Тоска», «Чио-Чио-Сан», «Богема»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Веризм в итальянской опере. Д.Пуччини «Тоска», «Чио-Чио-Сан», «Богема»



Веризм - итальянское литературное направление конца 19 в., возникшее под влиянием главным образом французского натурализма. Декларации веристов опирались на творчество Г.Флобера, Э.Золя и Г.Мопассана. Веризм ставил своей целью объективность, научный метод, выступал против бессодержательности позднего романтизма. ВЕРИ́ЗМ (от итал. vero — правдивый), реалистическое направление в итальянской литературе. Первая веристская опера — «Сельская честь» Пьетро Масканьи (1890) — была написана на сюжет новеллы Джованни Верга. И «Сельская честь», и вслед за ней «Паяцы» Руджеро Леонкавалло (1892) имели огромный успех у публики, уставшей от туманного символизма в оперных сюжетах итальянских подражателей Вагнера. Творческое кредо веризма — жизненная правда. Тематику своих опер веристы брали из обыденной жизни. Герои их — не выдающиеся личности, а обыкновенные, заурядные люди с их интимными драмами. В этом итальянский веризм близок к французской лирической опере. На мелодическом языке итальянских веристов сказалось влияние чувствительной мелодии Гуно, Тома, Массне. Пьетро МасканьиВ начале 1890 г., участвуя в конкурсе издателя Сонцоньо на лучшую одноактную оперу, Масканьи пишет "Сельскую честь" по драме известного писателя-вериста Дж. Верга. Удостоенная первой премии, опера принесла композитору громкое имя, всеевропейскую славу и завидное общественное положение «Сельская честь» — первый в истории законченный образец веристской оперы. Успех сочинения был не случаен. Утомленная ходульными сюжетами и напыщенностью романтических и псевдоромантических опер, устав от сценических хитросплетений эпигоном вагнеровского искусства, Италия жаждала увидеть в театре реальную жизнь, действительность, близкую и понятную народу; такова была неизбежная, логически оправданная реакция публики на крайности предшествующего периода. Заменив полубогов и аристократов простыми крестьянами, бутафорские страсти — глубокими, подлинно человеческими чувствами, Масканьи, а вслед за ним Леонкавалло и Пуччини откликнулись на запросы эпохи, требовавшей от художников искренности и правдивости, естественности и простоты. В этом — бесспорная историческая заслуга названных композиторов. Вместе с тем было бы ошибкой отождествлять веристское искусство с реалистическим изображением действительности. Обращаясь к остродраматическим жизненным ситуациям (преимущественно любовного порядка), композиторы-веристы не смогли подняться до подлинных высот художественного синтеза; интересуясь в основном сердечными неурядицами героев, они оказались не в состоянии отразить в своих произведениях все богатство и многообразие внешнего мира. К тому же склонность к сантиментам и подчеркнутый мелодраматизм обесценили немало страниц даже в лучших веристских операх. В результате Верди, в операх которого мы встретим патриция и трубадура, испанского гранда и египетского военачальника, Верди, повествующий о заговорах, похищениях, дуэлях и мятежах, оказался ближе к реальной действительности, нежели первооткрыватели «социальных низов» — Масканьи, Леонкавалло и Пуччини, с их скромными поселянами, балаганными шутами и бессребрениками из парижских мансард.

Оперы Д. Пуччини: «Тоска», «Чио – чио – сан», «Богема».Пуччи́ни— итальянский оперный композитор, один из ярких представителей направления «веризм» в музыке. В течение четырех лет Пуччини занимался в Миланской консерватории. Опера Пуччини, «Богема» (написанная по мотивам романа Анри Мюрже), принесла Пуччини мировую славу. За «Богемой» последовала «Тоска», премьера которой состоялась на рубеже веков, в 1900 году. Необыкновенно одаренный мелодически, Пуччини твердо следовал своему убеждению, что музыка и действие в опере должны быть неразрывны. По этой причине, в частности, в операх Пуччини нет увертюр. Пьеса «Тоска» была написана В. Сарду специально для Сары Бернар, и актриса в ней имела огромный успех. «Богему» отличает отсутствие увертюры, она разделена на 4 акта. Богема является одним из самых значительных оперных произведений поколения композиторов следующего после Джузеппе Верди. Музыка и либретто составляют одно целое. Лирично-сентиментальная музыка в зависимости от сценария сменяется живыми, полными энергии темами. В основе оперы «Чио-Чио-сан» («Мадам Баттерфляй») лежит новелла американского писателя Джона Л. Лонга, переработанная Д. Беласко в драму. Увидев пьесу во время своего пребывания в Лондоне, Пуччини был взволнован ее жизненной правдивостью. По его предложению либреттисты Л. Иллика (1859—1919) и Д. Джакоза (1847—1906) написали на основе драмы оперное либретто. Вскоре была создана музыка. На первом представлении, состоявшемся 17 февраля 1904 года в Милане, опера, однако, провалилась и была снята с репертуара. Публика не поняла ее содержания и была возмущена чрезмерной продолжительностью второго акта. Пуччини сократил некоторые номера, разделил второй акт на два самостоятельных действия. Исполненная с этими незначительными изменениями спустя три месяца, опера имела триумфальный успех и быстро завоевала прочную репутацию одной из популярнейших современных опер. Обращение к сюжету из жизни далекой Японии отвечало распространенному в европейском искусстве конца XIX и начала XX веков тяготению к экзотике, стремлению художников обогатить свою палитру новыми красками. Но Пуччини не ставил перед собой специальную задачу воспроизведения в музыке национального японского колорита. Главным для него оставалось изображение трогательной человеческой драмы. В ее воплощении композитору удалось не только сохранить, но и углубить содержание литературного первоисточника. Опера «Чио-Чио-сан» — лирическая драма, полно и многогранно раскрывающая образ главной героини. Чередование певучих кантиленных арий и выразительных речитативов, объединяемых в широкие сцены, что вообще свойственно оперной манере Пуччини, особенно характерно для «Чио-Чио-сан». В музыке оперы использовано несколько подлинных японских мелодий, органично вплетенных в музыкальную ткань.

Сюжет «Богемы» заимствован из популярного французского романа Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы». Он приглянулся сразу двум итальянским композиторам – Леонкавалло и Пуччини. Автор «Паяцев» раньше взялся за работу и надеялся, что Пуччини откажется от «занятого» сюжета. Однако Пуччини этого не сделал, что испортило их прежде дружеские отношения. Свою «Богему» он написал за 8 месяцев.

Премьера оперы состоялась 1 февраля 1896 года на сцене театра «Реджо» в Турине под управлением 28-летнего А. Тосканини. Реакция критики и публики в целом была достаточно прохладной. Однако вскоре «Богема» завоевала сцены всего мира1.

«Богему» часто причисляют к веризму, но на самом деле она является произведением иного масштаба и значения. При помощи своих постоянных соавторов, либреттистов Дж. Джакозы и Л. Иллики, Пуччини создает оперу интимно-лирического плана, «оперу-повесть», в которой нет откровенной мелодрамы, во всяком случае, никто никого не убивает. Действие оперы разворачивается не в современной Пуччини итальянской среде, а в Латинском квартале Парижа 1830 года, в канун Рождества. Это настраивает композитора не на реалистически-бытописательский, а на мечтательный лад. Живые зарисовки повседневной жизни Парижа заставляют вспомнить картины художников-импрессионистов (А. Сислея, К. Писсарро). Это по достоинству оценил Клод Дебюсси, ярый противник веризма: «Не знаю никого, кто сумел бы так описать Париж того времени, как это сделал Пуччини в «Богеме»!». Действительно, «Богема» – едва ли не самая французская по стилю и духу итальянская опера, отличающаяся удивительной тонкостью чувств.

Премьера этой оперы (пятой по счету в творчестве Пуччини) состоялась в римском театре «Констанца» 14 января 1900 года. Оценки были весьма противоречивы. «Тоску» с энтузиазмом приветствовали сторонники веристского направления. Другие упрекали ее в натурализме, дешевом мелодраматизме, «веристских крайностях», в излишней «брутальности» содержания.

Самому Пуччини сюжет «Тоски» был очень дорог как итальянцу. В ней говорится об Италии, страдающей и борющейся за свободу. Действие происходит в Риме в 1800 году [1]. В основе либретто (Дж. Джакоза, Л. Иллика) – современная драма французского писателя Викторьена Сарду, написанная для знаменитой актрисы Сары Бернар. «Тоска» – произведение подлинно трагедийного плана, в отличие от «Богемы» она характеризуется ярко выраженной конфликтностью. Здесь многое напоминает великого Верди [2], стилистику таких опер, как «Трубадур», «Дон Карлос», «Аида». Из всех опер Пуччини чувство любви именно в «Тоске» нашло наиболее полное, по-итальянски щедрое выражение. Преобладание любовной линии, лирическая направленность становится отличительной особенностью драматургии оперы (даже Скарпья поет лирическое ариозо).Мадам Батерфляй-Сюжет этой оперы Пуччини нашел в одноактной пьесе виднейшего американского режиссера Дэвида Беласко [1]. Ее название символично: недолог век «девушки-мотылька» (так переводится английское Butterfly), мимолетно счастье.

Главная героиня, совсем еще юная японская гейша Чио-Чио-сан, на время была куплена лейтенантом американского флота Пинкертоном, который очень скоро бросил ее. Сделка имеет видимость брака, однако брачный договор, заключенный американцем в Японии «на 999 лет» не имеет силы в Америке.Пуччини очень любил свою «японскую трагедию», считая ее одним из лучших своих достижений. Тем драматичнее для него стал провал премьеры «Мадам Баттерфлай» (Милан, театр «Ла скала», 17 февраля 1904 года), которая повторила судьбу «Травиаты». Спустя три месяца была поставлена новая, трехчастная версия оперы, [2] на этот раз в Большом театре Брешии. Ее триумфальный успех полностью вознаградил композитора за неудачу в «Ла Скала».Пуччини стал первым западноевропейским композитором, открывшим в музыке мир Японии. Как и Верди в «Аиде», он не стремился к этнографической достоверности, а старался передать в музыке своё художественное ощущение Японии. Насколько убедительна Япония Пуччини, можно судить по той огромной популярности, какой пользуется «Мадам Баттерфлай» у самих японцев. И всё же главной задачей композитора была не стилизация японской культуры, а раскрытие человеческой драмы – трагедии молодой женщины, у которой отнято всё, даже собственный сынИз всех опер Пуччини «Мадам Баттерфлай», пожалуй, в наибольшей степени заслуживает названия лирико-психологической драмы. Образ хрупкой Чио-Чио-сан стал самым богатым, глубоко разработанным женским характером в творческом наследии композитора. На протяжении всей оперы героиня не сходит со сцены, именно ее судьба поставлена в центр пересечения всех конфликтных ситуаций. Это единственное активное лицо драмы, которое, фактически, не имеет антагонистов, ведь в отличие от «Тоски» в «Мадам Баттерфлай» нет яростной борьбы противоположных сил. Враждебным является весь окружающий Чио-Чио-сан «цивилизованный мир»

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.231.61 (0.007 с.)