Понятие и структура музыкальности. Определение структуры музыкальности в трудах Б.М.Теплова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и структура музыкальности. Определение структуры музыкальности в трудах Б.М.Теплова



. Музыкальность – способность переживать музыку как понятный язык, выражающий некое содержание. В широком – способность восприятия и видения мира в форме муз образов. В узком – комплекс способностей необходимых человеку для занятия муз деятельностью. Главной чертой музыкальности является эмоциональная отзывчивость человека на муз.

Структура музыкальности:

- эмоциональная отзывчивость человека на муз.

- общие муз способности 1) ладовое чувство – эмоциональный компонент музыкального слуха – это способность различать ладовые функции звуков мелодии, чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения через ладовую основу.

- 2)чувство ритма – обеспечивает восприятие и воспроизведение временного хода муз. движения.

–3) способность слухового представления – способность представлять музыку в сознании, без опоры на внешнее звучание.

4)Музыкальное мышление и его разновидности

5) музыкальный слух (гармонический, мелодический, полифонический, внутренний, обсалютный и др)

Теплов: способность чувствовать муз выразительность звуко высотного движения. Способность произвольно оперировать муз слуховыми представлениями. Способность чувствовать эмоциональную выразительность ритм и точно воспроизводить его.

Музыкальные способности по Теплову можно разделится на две группы:

• технические (игре на данном музыкальном инструменте или пение)

• слуховые (музыкальный слух).

Теплов, давая определение музыкальности, прежде всего указывает на то, что «музыкальность - …это компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью». То есть в данном случае имеется ввиду весь комплекс музыкальных способностей, «те способности, которые определяются самой природой музыки как таковой». Музыкальность предстает как комплекс способностей. Теплов выделяет среди них три основные, способствующие наиболее успешному выполнению музыкальной деятельности:1. Ладовое чувство, способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, т.е. чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. 2. Способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное и ритмическое движение мелодии. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения. 3. Музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать музыкальную выразительность ритма и точно воспроизводить последний в движениях.

ЗАРУБЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ XX ВЕКА.

Венгрия. Основой школьной системы является 8-классная неполная средняя школа. На преподавание музыке в 1-м классе школы отводится по 0,5 часа 2 раза в неделю, во 2-7 классах – по 2 часа, 2 часа в неделю отводится хоровому пению и обучению народным танцам. Цели и задачи музыкального образования – воспитание осведомленной в музыке молодежи. В данной системе преподаватели не практикуют использование домашних заданий. Яркими представителями венгерской музыкальной педагогики являются Белла Барток, Золтан Кодай. Основным в их системе является опора на народную музыку и венгерский фольклор.

Метод Кодая – это целый комплекс: релятивная сольмизация, ручные знаки, венгерская народная песня, общеобразовательные школы с муз. уклоном, хоровое пение а капелла. Система строго учитывает возрастные особенности детей, и в соответствии с этим строится методика развития муз. слуха и муз. обучение в целом. Опора на нар (преимущ венгерскую)муз, воспитание муз культуры, всеобщ образ, созд общенародных школ с муз уклоном, обучение хоровому пению по нотам. «зборник песен для школ»

Болгария. Уроки музыки предусматриваются учебным планом в школе с 1 по 9 класс (10-12 – факультативно по 2 часа в неделю). В 1 кл. – пение по слуху, вождение хороводов с пением под музыку. Со 2 – пение и муз. грамота. В 6 – изучение национальной муз. культуры. В 9 – зарубежная муз. литература, анализ муз. форм. Широкое распространение получил метод «столбицы», разработанный в 1923 г. Борисом Тричковым. Основные виды деятельности6 импровизация, хоровое пение, игра на нар инстрр, ансамблевое музицирование.

Австрия. Основополагающей является система немецкого композитора, музыковеда и педагога Карла Орфа (1895–1982). Методика детского и юношеского муз. воспитания Орфа опирается на использование муз. фольклора, нашла свое отражение в «Шульверке». Это 5-томное собрание пьес для хора, упражнений в произношении и декламации, ритмических упражнений, театрализованных сценок. «Шульверк» – это система элементарного музыкального обучения (игра, элементарная музыка, инструменты, тексты, формы движения). Задача муз. воспитания – стимулировать и направить творческую фантазию, умение импровизировать, сочинять в процессе индивидуального и коллективного музицирования. Использ муз фольклера и опора на нар творчество, воспитание муз культуры, развитие творческого мышления и фантазии, развитие творческого воображения.

Голландия. Представитель голландской музыкальной педагогики Пьер ван Хауве издал серию учебников «Игры с музыкой» и методическое пособие «Слушай музыку». Девиз его системы – музыка детям в радость.

Принципы системы Пьера ван Хауве в музыкальном образовании являются:

1. Говорить с детьми о музыке на языке им привычном, понятном.

2. Соединил элементы «Шульверка» и релятивную систему (ручных знаков) Золтана Кодая, использовав лучшее.

Швеция. Ярким представителем шведской музыкальной педагогики является Жак Делькроза. Он наблюдал, как двигаясь под музыку дети и взрослые, легче запоминают ее. В системе выработанных им упражнений обычные упражнения – ходьба, бег, прыжки – согласовывались со звучанием музыки, ее темпом, ритмом, фразировкой, динамикой. Кроме ритмики и сольфеджио, система Жака Делькроза включала художественную гимнастику (основное внимание на пластику), танец, хоровое пение и музыкальную импровизацию на фортепиано.

Япония. Как в государственных (96 %), так и в частных школах обучение ведется по единым программам, утвержденным Национальным министерством просвещения. Музыку для пения, слушания, объем муз. грамоты разрабатывает кабинет музыки Научно-исследовательского института. Его сотрудники ежегодно создают методические пособия для учителей школ и бесплатные учебники для учащихся. Принципиально важно музыкально образовать первоклассников. Наиболее известным представителем японской музыкальной педагогики является скрипач, музыкальный педагог, автор метода «Родного языка» Шиниче Сузуки. Основным принципом его системы является то, что ребенок должен получать музыкальное воспитание с момента рождения. Основная идея заключалась в том, что дети учатся родному языку путем слышания, подражая непроизвольно. По этой же системе он решил проводить обучение музыке. В основе его методики особый подход к слушанию музыки. Музыка должна стать естественной частью быта ребенка (музыка и речь взаимосвязаны). Занятия начинаются в 2,5 года. Уроки по 1,5 – 2 минуты несколько раз в день. Сузуки не делает выбора: талантлив ребенок или нет. У него все равны, он создал миниатюрную скрипку на которой играют все дети.

СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В БЕЛАРУСИ

Современная система музыкального воспитания и образования Беларуси делится на 2 подсистемы:

1) массовое воспитание – система образовательных и воспитательных учреждений, охватывающая все возрастные периоды в жизни человека. Ее компоненты: семья, детское дошкольное учреждение, СОШ, кружки, студии, художественная самодеятельность, ДМШ и ДШИ;

2) профессиональное образование. Оно характеризуется многоступенчатостью, преемственностью, плановым характером развития. Включает в себя:

– начальное образование: гимназии, студии;

– средние – училище, колледж, училища культуры и искусств, лицеем, педагогические училища;

– высшие: академия музыки, БГУКИ, БГПУ им. М. Танка, коммерческие вузы;

– поствысшее: магистратура, аспирантура, докторантура, система повышения квалификации (Бел ИПК).

Система образования находится в состоянии реорганизации. Причины: непризнание дипломов, невозможность интеграции в Европейское общеобразовательное пространство, невозможность свободного передвижения студентов и преподавателей в поисках необходимых образовательных ресурсов, интернационализация образовательной системы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 3593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.137.169 (0.007 с.)