Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие виды внимания выделяют по критерию происхождения.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 2

по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ»

 

Вариант 19

 

Выполнил студент ФЗО ИПОИТ, гр. 200901

Половинко А.А.

Проверил: Шупейко И.Г.

 

Минск БГУИР 2016

Содержание

 

Тема 5. Внимание.

6. Какие виды внимания выделяют по критерию происхождения?.................3

18. Что такое концентрация внимания?..............................................................3

23. Назовите и охарактеризуйте стадии индивидуального развития внимания………………………………………………………………………….3

Тема 6. Мышление.

6. Назовите основные признаки мышления……………………………………5

17. Какие виды мышления выделяют по оригинальности результатов?.........6

29. В чем заключается разница в изучении мышления логикой и психологией?..........................................................................................................6

41. В чем заключается специфика объяснения сути мышления в русскоязычной психологии?.................................................................................7

53. Что представляет собой «метод фокальных объектов», используемый для повышения продуктивности мышления?............................................................7

Тема 7. Воображение.

10. В чем заключаются физиологические механизмы воображения?..............8

17. Что такое мысленный эксперимент?.............................................................9

24. В чем заключается функция воображения «управления физиологическими состояниями»?......................................................................................................10

Тема 8. Представление.

10. Что такое идеомоторные акты и как они объясняются?............................10

19. Как происходит развитие представлений в онтогенезе?............................11

Тема 9. Речь.

10. Назовите и охарактеризуйте виды речи, выделяемые по типу обслуживаемых социальных процессов……………………………………….11

17. В чем заключается содержание психотерапевтической функции речи?..12

Литература..………………………………………………………………….....13

Тема 5. Внимание.

Какие виды внимания выделяют по критерию происхождения?

Большинство психологов классифицируют внимание по происхождению, способу реализации и типу контакта с объектом.

По критерию происхождения различают природное и социальное внимание. Природное внимание - генетически обусловленная составляющая способности человека практически с самого рождения направлять свою психическую деятельность на определенные объекты. Его взгляд останавливается на поднесенной к нему яркой погремушке, а голова поворачивается в сторону голоса матери.

Появление социального внимания связано с теми объектами и явлениями, с которыми человек встречается в своей повседневной жизни (внимание к произведениям искусства, элементам общей культуры, достижениям науки и техники, международным событиям, спорту и др.).

Что такое концентрация внимания?

Концентрация внимания — удержание информации о каком-либо объекте в кратковременной памяти. Такое удержание предполагает выделение «объекта» в качестве понятия из общего представления о мире. Концентрация внимания является одним из свойств внимания. Другие свойства внимания: устойчивость, объём и переключаемость. Нарушение способности к концентрации внимания носит название «рассеянность внимания».

Концентрация внимания означает то, насколько интенсивно человек способен сосредоточиться и отвлечься от всего, что не входит в поле внимания. Глубокая концентрация внимания полезна при работе над одной задачей, а также в тех случаях, где от человека не требуется быстрая деятельность. А вот там, где требуется быстрое переключение внимания, глубокая концентрация может привести к ошибкам.

Назовите и охарактеризуйте стадии индивидуального развития внимания.

Под развитием внимания подразумевается процесс улучшения его свойств (концентрации, устойчивости, объема и др.). Этот процесс начинается с первых месяцев жизни ребенка, когда он обладает только непроизвольным вниманием, и продолжается по мере взросления, все более обогащая его внимание произвольными видами на основе жизненного опыта.

В процессе развития внимания выделяют несколько стадий. На 1-й стадии (до 1,5 месяца) имеют место только признаки непроизвольного непосредственного внимания. Проявляется оно в форме ориентировочного рефлекса, обеспечивающего ориентацию ребенка на что-то необычное для него, возникающее в данной конкретной ситуации.

На 2-й стадии (до 7 месяцев) весомую роль в развитии внимания играет невербальное поведение взрослых (мимика, жесты, позы), а также паралингвистические параметры их речи (интонация, громкость, паузы и др.). Именно эти элементы вызывают у ребенка реакцию и подсказывают ему, куда направлять свое внимание. Развитие внимания на этой стадии связывают и с комплексом оживления, который проявляется в эмоционально-двигательной реакции ребенка при появлении рядом с ним матери или звучании ее голоса.

На 3-й стадии (до 1,5 лет) ребенок обнаруживает для себя такие средства привлечения внимания взрослых, как издание звуков, поворот головы в сторону взрослого и др. Подобные действия закладывают основу для развития возможности произвольной ориентации своего внимания.

На 4-й стадии (до 4 лет) процесс развития внимания получает ускорение благодаря освоению речи. Здесь уже наблюдается произвольное реагирование ребенка на слова взрослых, эмоционально-подчеркнуто обращенных к нему. Но свою речь он преимущественно использует для привлечения внимания окружающих.

На 5-й стадии (до 6 лет) речь ребенка начинает играть роль прямого инструмента управления собственным вниманием. Однако в этот период произвольное внимание, в отличие от непроизвольного, неустойчиво. Причина обычно заключена в плохом владении собственными чувствами, в повышенной эмоциональности.

На 6-й стадии (до 13 лет) все еще преобладает непроизвольное внимание. Наглядные, яркие, необычные предметы и явления окружающего мира проходят в психику «вне очереди». Вместе с тем идет активное освоение контроля над своим поведением в связи с режимом посещения школы, подчинением распорядку дня Зарождение средства регуляции своим мышлением -внутренней речи - также интенсифицирует развитие внимания.

7-я стадия (13-17 лет) характеризуется таким уровнем развития внимания, которое позволяет сосредоточиться на каком-то занятии, связанном с исполнением профессионального долга, учебе. Вместе с тем особенности физиологического развития в этом возрасте негативно сказываются на характеристиках свойств внимания.

Тема 6. Мышление.

Какие виды мышления выделяют по оригинальности результатов?

По оригинальности результатов выделяют творческое (продуктивное) и нетворческое (репродуктивное) мышление.

Нетворческое (репродуктивное) мышление повторяет ранее полученные кем-то результаты, хотя и в какой-то новой «аранжировке». Ценность результатов мыслительной деятельности в этом случае заключается в более эффективном, чем обычно использовании уже известного опыта.

Конечно, нельзя исключать в этом виде мыслительной деятельности роль случая. Но, по наблюдениям ученых различных профессий, случай помогает только хорошо подготовленному уму. В этом плане представляет интерес феномен «бокового мышления», сформулированный английским врачом Э. Боно. Свое название феномен получил по аналогии с боковым зрением. Сущность его заключается в тезисе: «Чтобы мыслить творчески, надо думать около». На существование феномена, этого «дара находить ценные вещи, которые не ищешь», указывал и Эдгар По, утверждая, что именно побочным явлениям, случайным фактам и непредусмотренным событиям мы обязаны многими величайшими открытиями.

В чем заключается специфика объяснения сути мышления в русскоязычной психологии?

Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности.

Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака: обобщенность и опосредованность, т.е. мышление есть процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления - в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира.

Тема 7. Воображение.

Тема 8. Представление.

Тема 9. Речь.

Литература

1. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология восприятия и переработки информации»/ И.Г. Шупейко, Минск: БГУИР, 2007.

2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

3. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

4. http://www.psyworld.info/metody

5. http://www.mylect.ru/biblioteka/686-bibliosfera.html?start=10

6. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/pamyat.html

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 2

по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ»

 

Вариант 19

 

Выполнил студент ФЗО ИПОИТ, гр. 200901

Половинко А.А.

Проверил: Шупейко И.Г.

 

Минск БГУИР 2016

Содержание

 

Тема 5. Внимание.

6. Какие виды внимания выделяют по критерию происхождения?.................3

18. Что такое концентрация внимания?..............................................................3

23. Назовите и охарактеризуйте стадии индивидуального развития внимания………………………………………………………………………….3

Тема 6. Мышление.

6. Назовите основные признаки мышления……………………………………5

17. Какие виды мышления выделяют по оригинальности результатов?.........6

29. В чем заключается разница в изучении мышления логикой и психологией?..........................................................................................................6

41. В чем заключается специфика объяснения сути мышления в русскоязычной психологии?.................................................................................7

53. Что представляет собой «метод фокальных объектов», используемый для повышения продуктивности мышления?............................................................7

Тема 7. Воображение.

10. В чем заключаются физиологические механизмы воображения?..............8

17. Что такое мысленный эксперимент?.............................................................9

24. В чем заключается функция воображения «управления физиологическими состояниями»?......................................................................................................10

Тема 8. Представление.

10. Что такое идеомоторные акты и как они объясняются?............................10

19. Как происходит развитие представлений в онтогенезе?............................11

Тема 9. Речь.

10. Назовите и охарактеризуйте виды речи, выделяемые по типу обслуживаемых социальных процессов……………………………………….11

17. В чем заключается содержание психотерапевтической функции речи?..12

Литература..………………………………………………………………….....13

Тема 5. Внимание.

Какие виды внимания выделяют по критерию происхождения?

Большинство психологов классифицируют внимание по происхождению, способу реализации и типу контакта с объектом.

По критерию происхождения различают природное и социальное внимание. Природное внимание - генетически обусловленная составляющая способности человека практически с самого рождения направлять свою психическую деятельность на определенные объекты. Его взгляд останавливается на поднесенной к нему яркой погремушке, а голова поворачивается в сторону голоса матери.

Появление социального внимания связано с теми объектами и явлениями, с которыми человек встречается в своей повседневной жизни (внимание к произведениям искусства, элементам общей культуры, достижениям науки и техники, международным событиям, спорту и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.36.106 (0.01 с.)