Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные методы психологии. Особенности методов исследования психологии.

Поиск

Методы исследования – приемы и средства, с помощью которых получают достоверные данные для построения теории и организации практики.

Так как предмет психологии - психика многогранен => методы исследования разнообразны.

Особенности методов исследования психологии:

1. Методы изучения психологии имеют опосредованный характер – мы воспринимаем психические явления опосредованно с помощью действий, жестов и т.д.

2. Изменение работы внутренних органов (сердцебиение, дыхание, потоотделение, слёзы, изменение электрической активности мозга, спазмы).

По внешнему протеканию какого-либо психического акта определяется его психологическое содержание.

1) Наблюдение – метод изучения психологических особенностей человека на основе фиксации проявлений его поведения.

· Сопровождает абсолютно любое психологическое исследование.

· Пассивность субъекта.

· Непосредственность наблюдения.

· Всегда имеет цель, план.

· Всегда регистрируются результаты.

 

2) Опрос – метод, который заключается в ответах на поставленные вопросы.

· Имеет цель.

· Всегда составляется заранее в соответствии с правилами.

· Сопровождает все исследования психологического характера.

 

3) Тестирование – метод исследования психических качеств человека с помощью тестов.

· Использует шкалу значений.

· Определяет психологические качества (а анкета – личное мнение).

· Не используется в других науках.

· Валидность (соответствие теста измеряемому свойству).

· Надежность (помехоустойчивость – не зависит от случайных факторов).

· Достоверность (защищенность от мотивационных искажений).

 

4) Эксперимент – искусственное создание ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется и оценивается лучше всего.

· Единственный метод исследования, позволяющий установить причинно-следственные связи.

· Всегда имеет гипотезу.

· Выявляет наличие и отсутствие феномена, связи между феноменами.

· Выявляет причину и следствия.

· Оперирует понятием переменной (реальное условие, которое мб изменено).

 

5) Моделирование – создание искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства.

Применяется, когда изучение др. методом затруднено или невозможно.

 

Наблюдение как метод психологии. Виды наблюдения. Способы регистрации результатов наблюдения.

Наблюдение – метод изучения психологических особенностей человека на основе фиксации проявлений его поведения.

Сопровождает абсолютно любое психологическое исследование.

Принципы научного наблюдения:

· Пассивность субъекта.

· Непосредственность наблюдения.

· Всегда имеет цель, план.

· Всегда регистрируются результаты.

Виды наблюдения:


Ø Внешнее (за др людьми)

Ø Внутреннее (самонаблюдение) - интроспекция

Ø Свободное (организуется, когда точно не ясен предмет наблюдения)

Ø Планомерное - когда имеется разработанный план или программа наблюдения

Ø Скрытое

Ø Явное (объект знают, что за ним наблюдают)

Ø Стороннее (со стороны)

Ø Включенное (часть коллектива)

Ø Сплошное (фиксация всех действий)- наблюдаются все проявления

Ø Выборочное (фиксация необходимых действий)- наблюдается только то, что касается, связано с пациентом

Ø Однократное

Ø Периодическое

Ø Систематическое - фиксация по определённому плану каждый день в течение длительного времени

Ø Констатирующее

Ø Оценивающее - сравнение полученного с каким-либо эталоном

Ø В естественных условиях

Ø В лабораторных условиях

 

Способы регистрации результатов наблюдения:

Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюде­ния либо по прошествии времени.

Способ фиксации данных наблюдения – это способ отчёта наблюдателя о воспринимаемом явлении

Для фиксации результатов используются специальные документы, бланки, достигается известная близость данных, получаемых различными наблюдателями

· Использование технических средств для высокой тщательности, подробности в описании наблюдаемых процессов (магнитофон, фото-,кино-, теле оборудование)

· Просто краткая быстрая запись сразу по ходу процесса

 

Опрос как метод исследования. Интервьюирование и анкетирование. Правила построения интервью и анкеты.

Опрос – метод, который заключается в ответах на поставленные вопросы.

· Вопрос имеет цель.

· Вопросы всегда составляется заранее в соответствии с правилами.

· Сопровождает все исследования психологического характера.

Устный опрос – когда желательно вести за поведением и реакцией человека.

Письменный опрос – позволяет охватить большее количество людей.

Свободный (поисковый) опрос – поиск какого-либо явления.

Интервьюирование – устный опрос, анкетирование – письменный.

 

Правила составления анкеты:

1. Тема

2. Инструкция

3. Информация о конфиденциальности

4. 1ая часть анкеты – вопросы общего характера

5. Основная часть – вопросы по теме

6. 3я часть – вспомогательная и уточнительные вопросы

Формы:

· Открытые (развернутый ответ)

· Закрытые (варианты ответов)

· Полузакрытые

Характер информации:

· Основные (касающиеся темы)

· Второстепенные (вспомогательные)

· Контрольные

Формулировка:

· Прямой (вопрос напрямую)

· Косвенный (согласовательный падеж – «если бы…»)

Требования к формулировке вопросов:

1) Малое употребление специальных терминов

2) Вопрос не должен иметь подсказку

3) Должен быть однозначным

4) Должен быть корректным

5) Не должен задевать самолюбие

6) Не использовать слова с неопределенным значением (редко, часто, мало, много)

 

I этап:

· Задать вопрос, получить ответ

· Меню ответов

· Составить анкету

II этап:

· Пилотажное анкетирование

Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты.

Виды анкетирования

По числу респондентов

· Индивидуальное анкетирование (один респондент)

· Групповое анкетирование (несколько респондентов)

· Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)

По полноте охвата

· Сплошное (опрос всех представителей выборки)

· Выборочное (опрос части выборки)

По типу контактов с респондентом

· Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)

· Заочное (анкетёр отсутствует)

· Рассылка анкет по почте

· Публикация анкет в прессе

· Публикация анкет в интернете

· Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Интервью относят как и к методу опроса, так и к методу беседы.

Метод интервью — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом и субъектом по заранее разработанному плану.

Виды интервью

По степени формализации

· Стандартизированное, или формализованное, интервью. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются.

· Нестандартизированное, или свободное, интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.

· Полустандартизированное, или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

По стадии исследования

· Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.

· Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.

· Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.

По количеству участников

· Индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).

· Групповое интервью — интервью, в котором участвует более двух человек.

· Массовое интервью — интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.

Правила построения интервью:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.105 (0.01 с.)