Особенности восприятия. Апперцепция. Зрительные иллюзии виды восприятия.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности восприятия. Апперцепция. Зрительные иллюзии виды восприятия.



Особенности восприятияпредметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, историчность. (подробно в №31).

ü Восприятие всегда относится к определённой личности, т.е. воспринимает всегда конкретная личность.

ü Восприятие зависит от особенностей личности.

Апперцепция – это зависимость восприятия от личностных особенностей человека.

В восприятии всегда проявляются индивидуальные особенности человека, его желания, интересы, определенное отношение к предмету или явлению. Так, уходя лугом, ботаник может обратить внимание на разнообразные растения, совокупность которых дает полную структуру травяного покрова. Художник-пейзажист, уходя тем самым лугом, останется равнодушным к этим объектам, однако его внимание привлечет соотношения цветовых пятен, которые образуют живописный пейзаж этой местности.

На образ восприятия влияет:

1) Эмоциональное состояние человека. Например, Князь Болконский, когда ему было хреново (мрачное подавленное состояние, смотрел на нормальный дуб, и он ему казался сучковатым и сухим.

Интересы человека. Из всего явления чел воспринимает то, что связано с его интересами.

2) Прошлый опыт человека. Американский психолог А. Реймс создал искривлённую комнату и помещал в неё разные предметы, людям казались искаженными эти предметы, т.к. чел привык воспринимать комнату прямоугольной. Но, когда в комнату поместили мужа, жену человека, то комната стала перекошенной (прошлый опыт, связанный с человеком, пересилил).

Установка. Например, если сказать, что тот чел маньяк, то все будут думать, что он таким и является.

Цели деятельности мотивы деятельности. Например, в консерватории:

Меломан – всё нравится, слёзы текут, наслаждается на полную катушку.

Профессор слушает трактовку: тут не так, там не так, т.е. слушал воспринимал интерпретацию.

Студент-трубач – начинал слушать только тогда, когда звучала труба.

Иллюзии– это неадекватные восприятия, которые неправильно, искривленно, ошибочно отображают объекты, действующие на анализаторы. Одна из причин иллюзий - активизация старых временных связей в новых, существенно отличных от предыдущих ситуаций.

Иллюзии порождаются деятельностью различных анализаторов. Наиболее распространенными являются зрительные иллюзии. Так, в белом платье женщина кажется полнее, чем в темной одежде. Ткань в горизонтальную полосу полнит фигуру, а в вертикальную - продлевает. Зеркальная стена расширяет помещение, создает иллюзию пространства.

Оптические иллюзии. Две линии одинаковой длины воспринимаются как разные по длине: та линия, на концах которой начерчены углы, кажется короче. Специальные наблюдения показали, что многие люди преувеличивают длину вертикальных линий по сравнению с горизонтальными. На этом основании возникает иллюзия переоценки.

Иллюзии, обусловленные разницей в яркости предмета и фона восприятия. На темном фоне фигуры кажутся светлее, чем на менее темном.

Зрительные иллюзии замечены и у животных. На практическом использовании зрительных иллюзий строится маскировка, которая является защитным приспособлением для зверей, рыб, птиц. Один из эффективных способов маскировки является мимикрия (слияние с фоном), другой способ маскировки заключается в использовании деформирующего рисунка, который настолько нарушает контуры животных, их даже нельзя распознать и различить. Например, благодаря ярким полосам зебру с определенного расстояния невозможно выделить из окружающей среды.

Виды восприятия

· в зависимости от объекта восприятия

· восприятие предметов,

· восприятие речи или музыки

· восприятие человека человеком. Восприятие человека человеком носит специальное название «социальная перцепция» и является профессионально значимым качеством психолога.

· по преобладающей роли того или иного анализатора или модальности восприятия:

· зрительное

· слуховое

· осязательное

· обонятельное

· вкусовое

· по формам существования материи

· восприятие пространства

· движения

· цвета

· времени.

· по продолжительности перцептивного процесса:

· симультанное, т.е. одномоментное

· сукцессивное, или развернутое во времен

 

Понятие о внимании. Физиологические основы внимания: учение Павлова об очагах оптимальной возбудимости и учение Ухтомского о доминанте. Функции внимания. Виды внимания: непроизвольное, произвольное и постпроизвольное внимание.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определённых объектах или явлениях при отвлечении от всего остального.

Внимание – это независимое психическое состояние, имеющее свои особенности, несводимые к другим особенностям других процессов и имеющие в своей основе специальные мозговые структуры.

Физиологические основы внимания:

внимание производит отбор инфы (мы воспринимаем только некоторые части, всё не можем).

Направленность познавательных процессов и деятельности (без внимания мы не можем что-то воспринимать, решать задачу без состояния сохранения внимания не можем).

В основе мозговых структур лежит 2 теории:

1) учение И. П. Павлова об очагах оптимальной возбудимости:

Если наше внимание направлено на какой-либо предмет, у нас в коре головного мозга возникает очаг возбуждения. Это связано с вниманием, направленным на какой-либо предмет. Как только возникает очаг возбуждения, окружающие участки коры приходят в состояние торможения. Поэтому то, что находится в центре внимания, осознаётся более ясно.

2) учение Ухтомского (физиолог, ученик Павлова) о доминанте:

в коре головного мозга одновременно существует несколько очагов возбуждения, а не один, и каждый их них окружен заторможенной тканью. При этом один из очагов является доминантным, а остальные – субдоминантными. Субдоминантные очаги подкрепляют (т.е. усиливают) доминантный – правило подкрепления доминанты. Например, человеку при умственной работе легче работать в лёгком шуме, чем в абсолютной тишине, потому что не происходит этого подкрепления доминанты. Доминанта постоянно меняется, т.е. переходит на разные очаги, т.е. разные очаги последовательно становятся доминантными.

Функции внимания (основные):

· Избирательность (реализуется через выделение из всей поступающей информации лишь той, которая важна человеку именно в данный момент. Успех в решении текущих задач во многом обусловлен качеством выполнения именно этой функции. Именно она обеспечивает «помехоустойчивость» сознания).

· Целенаправленность (состоит в сосредоточении внимания на предмете деятельности, его удержании и переключении).

· Активность (поддержание работоспособности человека через рациональное распределение интенсивности, прочности внимания во время выполнения элементов деятельности).

Виды внимания:

· Непроизвольное (пассивное) –включается, действует и переключается с объекта на объект без волевых усилий человека, как бы автоматически, независимо от сознания человека благодаря необычности объекта. В этой связи человек не может им управлять.

· уделяется без специально поставленной цели, обусловлено неожиданностью, новизной, силой раздражителя, интенсивностью раздражителя, связью с потребностями субъекта, резкий контраст с окружающей обстановкой.

· Произвольное - находится под контролем человека. Для этого необходимо приложить' какие-то волевые усилия. Особенно это характерно для ситуаций, когда заниматься делом желания нет, но текущие обстоятельства требуют его быстрого завершения. Предполагают, что произвольное внимание формируется на основе непроизвольного в процессе труда, т.е. источник произвольного внимания заключен в социальной, а не в биологической сфере. Обусловлено специально поставленной задачей, намерением, например, мы решили почитать книгу и стали её читать сознательно поставленная цель.

· Послепроизвольное - вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека. Соответствует сознательно поставленной задаче, но неустойчивое, только мин 20 можно при помощи воли сконцентрировать внимание на сознательно поставленной задаче. Включается вначале волевым усилием, но растущий интерес к объекту впоследствии снижает уровень требу



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.36.32 (0.009 с.)