Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности восприятия. Апперцепция. Зрительные иллюзии виды восприятия.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Особенности восприятия – предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, историчность. (подробно в №31). ü Восприятие всегда относится к определённой личности, т.е. воспринимает всегда конкретная личность. ü Восприятие зависит от особенностей личности. Апперцепция – это зависимость восприятия от личностных особенностей человека. В восприятии всегда проявляются индивидуальные особенности человека, его желания, интересы, определенное отношение к предмету или явлению. Так, уходя лугом, ботаник может обратить внимание на разнообразные растения, совокупность которых дает полную структуру травяного покрова. Художник-пейзажист, уходя тем самым лугом, останется равнодушным к этим объектам, однако его внимание привлечет соотношения цветовых пятен, которые образуют живописный пейзаж этой местности. На образ восприятия влияет: 1) Эмоциональное состояние человека. Например, Князь Болконский, когда ему было хреново (мрачное подавленное состояние, смотрел на нормальный дуб, и он ему казался сучковатым и сухим. Интересы человека. Из всего явления чел воспринимает то, что связано с его интересами. 2) Прошлый опыт человека. Американский психолог А. Реймс создал искривлённую комнату и помещал в неё разные предметы, людям казались искаженными эти предметы, т.к. чел привык воспринимать комнату прямоугольной. Но, когда в комнату поместили мужа, жену человека, то комната стала перекошенной (прошлый опыт, связанный с человеком, пересилил). Установка. Например, если сказать, что тот чел маньяк, то все будут думать, что он таким и является. Цели деятельности мотивы деятельности. Например, в консерватории: Меломан – всё нравится, слёзы текут, наслаждается на полную катушку. Профессор слушает трактовку: тут не так, там не так, т.е. слушал воспринимал интерпретацию. Студент-трубач – начинал слушать только тогда, когда звучала труба. Иллюзии – это неадекватные восприятия, которые неправильно, искривленно, ошибочно отображают объекты, действующие на анализаторы. Одна из причин иллюзий - активизация старых временных связей в новых, существенно отличных от предыдущих ситуаций. Иллюзии порождаются деятельностью различных анализаторов. Наиболее распространенными являются зрительные иллюзии. Так, в белом платье женщина кажется полнее, чем в темной одежде. Ткань в горизонтальную полосу полнит фигуру, а в вертикальную - продлевает. Зеркальная стена расширяет помещение, создает иллюзию пространства. Оптические иллюзии. Две линии одинаковой длины воспринимаются как разные по длине: та линия, на концах которой начерчены углы, кажется короче. Специальные наблюдения показали, что многие люди преувеличивают длину вертикальных линий по сравнению с горизонтальными. На этом основании возникает иллюзия переоценки. Иллюзии, обусловленные разницей в яркости предмета и фона восприятия. На темном фоне фигуры кажутся светлее, чем на менее темном. Зрительные иллюзии замечены и у животных. На практическом использовании зрительных иллюзий строится маскировка, которая является защитным приспособлением для зверей, рыб, птиц. Один из эффективных способов маскировки является мимикрия (слияние с фоном), другой способ маскировки заключается в использовании деформирующего рисунка, который настолько нарушает контуры животных, их даже нельзя распознать и различить. Например, благодаря ярким полосам зебру с определенного расстояния невозможно выделить из окружающей среды. Виды восприятия · в зависимости от объекта восприятия · восприятие предметов, · восприятие речи или музыки · восприятие человека человеком. Восприятие человека человеком носит специальное название «социальная перцепция» и является профессионально значимым качеством психолога. · по преобладающей роли того или иного анализатора или модальности восприятия: · зрительное · слуховое · осязательное · обонятельное · вкусовое · по формам существования материи · восприятие пространства · движения · цвета · времени. · по продолжительности перцептивного процесса: · симультанное, т.е. одномоментное · сукцессивное, или развернутое во времен
Понятие о внимании. Физиологические основы внимания: учение Павлова об очагах оптимальной возбудимости и учение Ухтомского о доминанте. Функции внимания. Виды внимания: непроизвольное, произвольное и постпроизвольное внимание. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определённых объектах или явлениях при отвлечении от всего остального. Внимание – это независимое психическое состояние, имеющее свои особенности, несводимые к другим особенностям других процессов и имеющие в своей основе специальные мозговые структуры. Физиологические основы внимания: внимание производит отбор инфы (мы воспринимаем только некоторые части, всё не можем). Направленность познавательных процессов и деятельности (без внимания мы не можем что-то воспринимать, решать задачу без состояния сохранения внимания не можем). В основе мозговых структур лежит 2 теории: 1) учение И. П. Павлова об очагах оптимальной возбудимости: Если наше внимание направлено на какой-либо предмет, у нас в коре головного мозга возникает очаг возбуждения. Это связано с вниманием, направленным на какой-либо предмет. Как только возникает очаг возбуждения, окружающие участки коры приходят в состояние торможения. Поэтому то, что находится в центре внимания, осознаётся более ясно. 2) учение Ухтомского (физиолог, ученик Павлова) о доминанте: в коре головного мозга одновременно существует несколько очагов возбуждения, а не один, и каждый их них окружен заторможенной тканью. При этом один из очагов является доминантным, а остальные – субдоминантными. Субдоминантные очаги подкрепляют (т.е. усиливают) доминантный – правило подкрепления доминанты. Например, человеку при умственной работе легче работать в лёгком шуме, чем в абсолютной тишине, потому что не происходит этого подкрепления доминанты. Доминанта постоянно меняется, т.е. переходит на разные очаги, т.е. разные очаги последовательно становятся доминантными. Функции внимания (основные): · Избирательность (реализуется через выделение из всей поступающей информации лишь той, которая важна человеку именно в данный момент. Успех в решении текущих задач во многом обусловлен качеством выполнения именно этой функции. Именно она обеспечивает «помехоустойчивость» сознания). · Целенаправленность (состоит в сосредоточении внимания на предмете деятельности, его удержании и переключении). · Активность (поддержание работоспособности человека через рациональное распределение интенсивности, прочности внимания во время выполнения элементов деятельности). Виды внимания: · Непроизвольное (пассивное) –включается, действует и переключается с объекта на объект без волевых усилий человека, как бы автоматически, независимо от сознания человека благодаря необычности объекта. В этой связи человек не может им управлять. · уделяется без специально поставленной цели, обусловлено неожиданностью, новизной, силой раздражителя, интенсивностью раздражителя, связью с потребностями субъекта, резкий контраст с окружающей обстановкой. · Произвольное - находится под контролем человека. Для этого необходимо приложить' какие-то волевые усилия. Особенно это характерно для ситуаций, когда заниматься делом желания нет, но текущие обстоятельства требуют его быстрого завершения. Предполагают, что произвольное внимание формируется на основе непроизвольного в процессе труда, т.е. источник произвольного внимания заключен в социальной, а не в биологической сфере. Обусловлено специально поставленной задачей, намерением, например, мы решили почитать книгу и стали её читать сознательно поставленная цель. · Послепроизвольное - вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека. Соответствует сознательно поставленной задаче, но неустойчивое, только мин 20 можно при помощи воли сконцентрировать внимание на сознательно поставленной задаче. Включается вначале волевым усилием, но растущий интерес к объекту впоследствии снижает уровень требу
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 630; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.174.32 (0.011 с.) |